что означает понятие синкретизм
Значение слова «синкретизм»
[От греч. συγκρητισμός — объединение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития; это значение термина применяется к области искусства.
Система, которая произошла от соединения нескольких противоречивых теорий; разновидность эклектизма, отождествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия; это значение термина применяется к философским и религиозным учениям.
Синкретизм (философия) — сочетание разнородных философских начал в одну систему без их объединения.
Синкретизм (искусство) — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов.
Синкретизм (лингвистика) — постоянное объединение в одной форме нескольких значений или компонентов значения, разделённых между разными формами.
Религиозный синкретизм — соединение разнородных вероучительных и культовых положений.
СИНКРЕТИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [греч. sygkrētismos — соединение]. 1. Недифференцированность, первоначальная слитность в каком-н. явлении, впоследствии расчленяющаяся в самостоятельные ряды (науч.). С. первобытного искусства. 2. В истории философии и религий — разновидность эклектизма, отожествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия (филос.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
синкрети́зм
1. слитность, нерасчленённость, характеризующие первоначальное, неразвитое состояние чего-либо ◆ Первоначальный этап русской поэзии был связан с синкретизмом слов и музыки. Ю. М. Лотман, «Структура художественного текста», 1998 г.
2. филос. разновидность эклектизма; сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прогнусавить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синкретизм
Синкретизм – это очень широкое понятие, определение которого можно найти в разных областях науки. В общем понимании синкретизм значит слитность, смешение, эклектизм. Лучше дать определение этому понятию в соответствии с определенной сферой, в которой он применяется. В искусстве синкретизм проявляется в слиянии не сопоставляемых различных образов, первоначальных компонентов в какое-то явление.
В философии под синкретизмом понимается сочетание нескольких разнородных противоречивых теорий и начал в одну систему, но без их объединения, это разновидность эклектизма, который игнорирует различия в разнородных началах.
В религии синкретизм это слияние абсолютно разных религиозных направлений, вероучений и культовых направлений.
Синкретизм в лингвистике обозначает объединение в единой форме нескольких обозначений, распределенных между разными формами в соотношении к более ранним этапам истории развития языка, эти формы многозначные, полифункциональные. Также здесь существует понятие кумуляции грамматических значений, которое применяется в одном значении с понятием синкретизм в лингвистике и выражает нескольких граммем разных грамматических категорий за одним неразделимым показателем.
Синкретизм в психологии обозначает нерасчлененность психических процессов в ранний период развития ребенка. Проявляется тенденцией детского мышления соединять между собой различные явления, не имея для этого достаточных оснований. Многие исследователи отмечали данное явление в психологии ребенка, в частности его восприятия в неразделимости чувственного образа какого-то объекта, без выделения и соотношения внутренних связей и элементов. Ребенок, принимающий связь впечатлений за связь предметов, неосознанно переносит значение слова на только внешне связанные вещи. Отбирая в последующей практике синкретические связи, которые будут соответствовать действительности, ребенок восстанавливает для себя настоящее значения слов.
Синкретизм в культурологии значит отсутствие различий явлений культуры.
Синкретизм первобытной культуры характеризуется слитностью искусства, познавательной деятельности, магии. Также синкретизм в культурологии это внешнее смешение многообразности культурных компонентов, которому свойствен высокий уровень эклектичности и проявление в разных плоскостях культуры.
Синкретизм первобытной культуры определяется в трех направлениях. Во-первых, синкретизм, как единство человека и природы. Во-вторых, он проявляется, как нерасчлененность духовной, материальной и художественной систем культуры. В-третьих, проявление первобытного синкретизма культуры является художественной деятельностью, неотрывно вплетенной в материальные и производственные процессы.
Синкретизм в философии
В философии синкретизм является сущностной характеристикой, которая совмещает различные философские направления в одной системе, но без объединения их и этим отличается от эклектизма. Хоть понятие синкретизма и есть близким к нему, но эклектизм с помощью критики выделяет из разных систем основные принципы и связывает в единую совокупность.
Синкретизм в отличие от эклектизма связывает неоднородные начала, но истинное их объединение так и не случается, потому что нет необходимости связывать их во внутреннем единстве с противоречиями друг к другу.
Наиболее ярко синкретизм выразился в александрийской философии, в частности Филона Иудейского и у других философов не менее, которые занимались тем, что пытались связать греческую философию и восточные философские направления. Такая же тенденция присутствовала в сторонников гностицизма.
Религиозно-философский синкретизм совмещает в себе оккультные, мистические, спиритуалистические и другие направления, непохожие на традиционные религиозные направления. В таких концепциях объединяются компоненты, вытекающие из различных религий вместе с вненаучными и научными познаниями. Такой религиозно-философский синкретизм можно наблюдать в таких направлениях, как гностицизм, александрийская философия, теософия, в частности теософия Блаватской, антропософия Агни-Йога Рерихов или Рудольфа Штейнера. Основываясь на синкретических религиозно-философских учениях, начали появляться религиозные движения. Например, основываясь на Блаватской теософии, появилось больше ста эзотерических религиозных движений.
Синкретизм – это принцип, по какому определяется, как человек относится к окружающему миру, к себе самому, как он относится к воспроизводимой деятельности. Он является сущностной характеристикой не расчлененности модальностей, в нем отсутствует понимание того, как мир различается, различные явления от логических дуально направленных оппозиций в одновременном полном беспорядке (то есть отсутствие логических запретов) в определении явлений, соотнесение их с каким-то из полюсов оппозиции основываясь на принципе все и во всем.
Такая идея с первого взгляда кажется весьма абсурдной. Потому что в самом деле, как может быть возможным произвольное разделение мира на категории добра и зла, например, и в то же время полагать, что такое различие свойственно реальному миру. Но такая бессмыслица возможна при одном обстоятельстве: если по такой логике, каждое явления мира является оборотнем, то есть оно не есть тем, чем является, оно имеет способность превращаться во что-то совершенно другое, чем оно есть подлинно.
Такое явление происходит, когда человек мыслит по инверсионной логике. Например, в различных культурах есть такие толкования: камень может быть тотемом, медведь – братом, живой волк может оказаться убитым человеком, попугай – просто человеком, работник – вредителем и так можно продолжать до бесконечности.
Философское мышление позволяет людям так полагать, поскольку есть отличие в культуре, как накопленному опыту человечества, народа и опыта самой личности и видимости явлений. Это позволяет каждому человеку каждый день интерпретировать каждое явление, которое есть для него значимым в представлениях культуры, при условии если такое явление поддается сопоставлению, соотнесению с определенным компонентом этой культуры, а его значение «проигрывается» каждым полюсом оппозиции. Значение такого явления все время перекручивается в голове, в деятельности человека происходит стабильно постоянное осознание и переосмысление.
Если у человека не было бы такой способности, он бы ни был человеком с философским мышлением.
Синкретизм является сущностной характеристикой социальной, культурной, философски наполненной жизни, сформированной стремлением человека соединится с важнейшим для него природным и социальным ритмами. Он не есть самостоятельным, отдельным от социального целого ответственности человека. Для него свойственно анализировать каждое различие через серьезность опасности отлучения, обрезание связи с космосом, окружающим миром, с самим собой и своей душой.
Синкретизм выявляется, как причина дискомфортного ощущения состояния, стимул к большей активности, ориентированной на инициацию и партиципацию, присоединение к единому целому. Синкретизм не отличает всеобщее от единичного. Существенное единичное явление является для человека сигналом, которыми вызываются в сознании отдельные нерасчленённые общие системы соображений и представлений. Здесь также понимается тяготение к возвращению, к прошлому, в основном через страх перед отделением от целого, направленность на возвращение к тотему, вождю, социальному порядку. Как раз это представляет основу синкретического человечества, которое если отошло от философии синкретизма то, по крайней мере, не пыталось, используя его основания, вернутся к такому государству, которое основывается на жречески-идеологической направленности.
Религиозный синкретизм
В религии данное явление означает смешение и неорганичное сочетание разнородных религиозных направлений, культовых положений и вероучений в процессе взаимодействия религий в историческом развитии, например, синтоизм.
Синкретизм в религии является звеном соединения разнородных религиозных учений антропологического и космологического характера.
Понятие религиозного синкретизма с его границами применения в религиоведении является предметом дискуссии. Имеется такая точка зрения, согласно которой все религии существуют, как синкретические, потому что в результате их развития обнаружились влияния из других религий. Чтобы справиться как-то с предметом данной дискуссии, с целью решения осуществляется дифференциация внутри самого понятия по различным характеристикам, учитывая уровень синкретизма.
Также есть спорным вопрос о том, что являются ли термин «религиозный синкретизм» и понятие «двоеверие» (соединение основной веры и компонентов из других верований) синонимическими. В современном мире к этому понятию относятся как негативно, так и позитивно, зависимо от того, в каком направлении о нем говорится в религиозной или научной традиции.
Православные богословы считают религиозный синкретизм внешним, искусственным и неорганическим соединением не соединяемого, без ясной и четкой характеристики духовных оснований, считают его несогласованным относительно содержания привлекаемых фрагментов.
Публицисты термин «религиозный синкретизм» употребляют иногда в значении религиозной всеядности.
Также стоит обратить внимание на то, что необходимо делать отличия между понятием религиозного синкретизма и религиозного плюрализма, который подразумевает спокойное сосуществование или разделение областей влияния и воздействия между некоторыми отдельными конфессиями или несколькими религиями без их слияния.
На протяжении всей долгой истории религии было известное такое общекультурное явление, как религиозный синкретизм. От самой первобытной эпохи вплоть до современных новейших религиозных движений. Он выражается в соединении разнородных вероучительных научений и культовых положений из различных религиозных направлений, определяя основные положения вероучений.
Исторически сложилось так, что в эллинистических религиях синкретизм имел очень широкое распространение в государстве инков, в то время как инкорпорация богов на побежденных землях в собственное религиозное поклонение поддерживалась даже на уровне государственной политики.
В период раннего Средневековья обширное распространение приобрело направление манихейства, которые впоследствии проявившее влияние на распространенную средневековую синкретическую ересь.
В период Нового времени начала появляться масса различных синкретических религиозных направлений. Из тех, которые недавно возникли и получили широкое распространение религиозных направлений, для которых свойствен религиозный синкретизм.
Китайский религиозный синкретизм находит свои истоки из древней истории. Тысячелетняя война между сторонниками конфуцианства, религиозного даосизма и буддизма демонстрирует, что никакое из этих учений неспособное стать одним единственным, чтобы вытеснить конкурентные направления из этой специфической сферы. И ни одно из этих течений в то же время не было монотеистические направленной религией, соответственно это предполагало возможность компромисса.
Таким образом, примерно в период примерно конца эпохи Тан сформировался китайский религиозный синкретизм. Это уникальное направление, соединяющее все религиозные учения, и в котором для конфуцианства была предложена социология и политическая мораль, для даосизма – повседневные, волнующие людей житейские запросы для буддизма, впитавшего наследие и опыт от древней даосской философии, оставалось учение о смысле и вопросах жизни, кроме этого буддизм занимался утешением угнетенных и мирооправданием. Хоть и присяжные служители представленных трех философско-религиозных течений продолжали между собой ссориться, но в головах обычных верующих вполне свободно ладили все три со своими пантеонами. Такая же самая синкретическая система верований сложилась и в других странах с характерной китайской культурной сферой, только даосизм у них заменялся местными языческими верованиями, например, в Японии – это был синтоизм.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Значение слова синкретизм
Словарь Ушакова
1. Недифференцированность, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, впоследствии расчленяющаяся в самостоятельные ряды (научн.). Синекретизм первобытного искусства.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от греч. synkretismos — соединение, объединение)
1) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу;
2) нерасчлененность, слитность, характеризующая первоначально неразвитое состояние какого-либо явления.
Культурология. Словарь-справочник
(греч. synkretismos – соединение)
качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.
1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, напр. искусства на первоначальной стадии развития культуры;
2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности (религиозный синкретизм периода эллинизма).
Термины Киносемиотики
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
(с греч. «смешение») термин, применяемый для обозначения смешения идей и образов различных религий, отдельных культов и ритуалов, понятий и религиозных взглядов.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Род эклектики без правил; сопоставление плохо согласующихся между собой положений, заимствованных из разнородных и отличающихся пестротой учений.
Пиаже и Валлон (***) называют синкретизмом одну из тенденций восприятия и мышления, свойственную маленькому ребенку, который склонен воспринимать окружающее как некую целостность, не различая деталей, связывая все воспринимаемое в единую картину, лишенную четкости. Точность и строгость придут позже.
Анри Валлон (1879–1962) – французский психолог и общественный деятель. Основатель школы в области детской психологии.
Эстетика. Энциклопедический словарь
культурологическая категория, обозначающая:
1) сочетание в пределах некой нерасчле- ненной целостности элементов и свойств, которые впоследствии начнут выделяться в самостоятельные подсистемы и станут основаниями для образования отдельных, сравнительно автономных систем (так, из архаической мифологии как сикретичной системы образовались такие социокультурные формообразования, как религия, философия, искусство и др.);
2) результат эклектического, сугубо внешнего соединения разнородных элементов в единое, порой химерическое целое.
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
одно из принципиальных глобальных движений человечества по упрочению перспектив рода, получению ясных гарантий выживания, ставится задача сознательного созидания бытия, обеспечивающего будущую историю.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG syncretism)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
СИНКРЕТИЗМ, а, м. (книжн.).
1. Слитность, нерасчленённость, характерная для первоначального состояния в развитии чегон. С. первобытного искусства.
| прил. синкретический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(συνκρητίσμος) — так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму; различие между ними некоторые видят в том, что эклектизм старается путем критики выделить из различных систем состоятельные принципы и органически связать их в одно целое, а С. соединяет разнородные начала, не давая им истинного объединения. С. с особой яркостью проявился в александрийской философии, у Филона Иудейского и других, пытавшихся соединить греческую философию с вост. учениями. То же замечается у гностиков. Термин С. введен, кажется, Георгием Каликстом, немецким богословом XVII в.
СИНКРЕТИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «СИНКРЕТИЗМ» в других словарях:
синкретизм — (в психологии) (от греч. synkretismos соединение, объединение) нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных на это… … Большая психологическая энциклопедия
Синкретизм — в широком смысле этого слова нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего однако термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и… … Литературная энциклопедия
СИНКРЕТИЗМ — (греч. sygkretizein соединять, присоединять, смешивать). Философская система, которая произошла от соединения нескольких противоречивых теорий. В тесном смысле: система эклектической философии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка
Синкретизм — СИНКРЕТИЗМ поэтических форм. Термин этот введен покойным академиком А. Н. Веселовским, поколебавшим до него господствовавшую теорию о ступенчатом развитии поэтических форм. На основании преемственности в развитии поэтических форм в древней… … Словарь литературных терминов
синкретизм — а, м. syncrétisme <гр. syncretismos соединение, объединение. 1. Соглашение, сближение различных сект, толков. Ян. 1806. В философии разновидность эклектизма; соединение разнородных, противоречащих друг другу взглядов. БАС 1. 2. Слитность,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СИНКРЕТИЗМ — (от греческого synkretismos соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг… … Современная энциклопедия
СИНКРЕТИЗМ — (от греч. synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; … Большой Энциклопедический словарь
синкретизм — слияние, эклектизм, смешение, слитность, нерасчлененность Словарь русских синонимов. синкретизм сущ., кол во синонимов: 5 • нерасчлененность (7) • … Словарь синонимов
Синкретизм — (греч. synkretismos – соединение) качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего либо, в частности деятельности и сознания. 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого… … Энциклопедия культурологии
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ (от греч. syn — с, вместе + лат. cresco — расту, увеличиваюсь) — особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Э. Клапаред назвал синкретическим детское восприятие из-за схематичности и слитности его структуры: выделяются лишь общие контуры воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств. П. П. Блонский определял С. как «бессвязную связность детского мышления». Ж. Пиаже считал С. основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.
Л. С. Выготский определял С. как склонность ребенка замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных связей и принимать связь впечатлений за связь вещей. По Выготскому, синкретические обобщения — 1-я стадия в развитии значения слова, которая характеризуется диффузным, ненаправленным переносом значения слова на ряд внешне связанных, но внутренне не объединенных между собой объектов. С т. зр. Выготского, С. имеет огромное значение как фактор дальнейшего развития детского мышления, т. к. синкретические связи — основа для дальнейшего отбора проверяемых практикой и соответствующих действительности связей (см. Мышление комплексное).
Смотреть что такое СИНКРЕТИЗМ в других словарях:
СИНКРЕТИЗМ
(συνκρητίσμος) — так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму; различие между ними неко. смотреть
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ
синкретизм 1. м. Слитность, нерасчлененность, характеризующие первоначальное, неразвитое состояние чего-л. 2. м. Сочетание разнородных, несовместимых воззрений как разновидность эклектизма (в философии).
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ в языкознании, слияние формально различавшихся прежде грамматич. категорий (значений) в одной форме, к-рая в результате этого становится м. смотреть
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ
Синкретизм (συνκρητίσμος) — так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму; различие между ними некоторые видят в том, что эклектизм старается путем критики выделить из различных систем состоятельные принципы и органически связать их в одно целое, а С. соединяет разнородные начала, не давая им истинного объединения. С. с особой яркостью проявился в александрийской философии, у Филона Иудейского и других, пытавшихся соединить греческую философию с вост. учениями. То же замечается у гностиков. Термин С. введен, кажется, Георгием Каликстом, немецким богословом XVII в.
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Ч. смотреть
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ поэтических форм. Термин этот введен покойным академиком А. Н. Веселовским, поколебавшим до него господствовавшую теорию о ступенчатом р. смотреть
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИ́ЗМ (от греч. synkrētismós соединение), в широком толковании изначальная слитность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития; применительно к искусству означает первичную нерасчлененность разных его видов, а также разных родов и жанров поэзии. С усложнением общественного бытия и общественного сознания С. постепенно утрачивает универсальный характер: вычленяются, самостоятельно развиваясь, разные виды искусства и разные роды поэзии. Однако фольклор долгое время сохраняет синкретичность, обретая новые ее формы.
На первоначальную слитность поэзии, музыки и танца обратили внимание уже в античной эстетике (Платон, Лукиан). Для синкретических видов искусства в эстетике древнего мира были соответствующие термины: «хорея» (Греция), «сангит» (Индия), «юэ» (Китай). Идею неразрывной связи музыки, поэзии и танца на ранней стадии истории культуры впервые теоретически обосновал в 1763 английский просветитель Дж. Браун, который полагал, что нерасчлененность искусства обладала большой силой этического воздействия на народ, в то время как разделение искусства на обособленные виды ослабило его общественное значение. Идея С. была воспринята некоторыми современниками Брауна в Англии, во Франции и в Германии. Ратуя за синтетическое искусство нового типа, Д. Дидро, как на исторический прецедент, ссылался на нерасчлененную культуру прошлого. В России мысль о первичной слитности поэзии и музыки, сохранившейся в народных песнях, высказали Г. Р. Державин, В. Г. Белинский и др.
Развитая и обогащенная данными сравнительной этнографии, теория С. заняла важное место в трудах т. н. историко-этнографических и этнопсихологических школ XIX в. (см. Психологическая школа). На основе идеи «первобытного С.» строились различные теории происхождения поэзии, ее разных родов и видов. Теория С. была подхвачена В. Шерером («Поэтика», 1888); приобрела характер стройной концепции у Александра Н. Веселовского («Три главы из исторической поэтики», 1899).
Выясняя первопричину С., ряд исследователей ограничивается указанием на изначальную связь искусства с религиозно-магическим обрядом. Исследователи-марксисты, начиная с Г. В. Плеханова («Письма без адреса»), выясняют особую роль трудовой деятельности в развитии синкретических форм культуры, объясняя художественный С., акцентируют относительную самостоятельность искусства. Выявление конкретных форм С. и его восприятия требует историко-сравнительного комплексного изучения искусства, особенно фольклора.
Гачев Г. Д., Развитие образного сознания в литературе, в кн.: Теория литературы, [т. 1], М., 1962;
Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. Л., 1963.
СИНКРЕТИЗМ
(от греч. synkretismos — соединение)— 1) совпадение в процессе развития языка функционально различных грамматических категорий и форм в одной форме. В рус. яз. наблюдается, напр., падежный С. (одно окончание имеет значение разных падежей) или С. разных грамматич. категорий (одно окончание имеет значение определ. рода, числа и падежа). Одни ученые относят С. к грамматич. омонимии, другие — к многозначности (полифункциональности) грамматич. формы. 2) Совмещение (синтез) дифференциальных структурных и семантических признаков единиц языка (нек-рых разрядов слов, значений, предложений, членов предложений и др.), противопоставленных друг другу в системе языка и связанных явлениями переходности. Это разного рода гибридные (контаминационные, промежуточные, диффузные) образования. Непосредственным толчком к С. являются обычно сдвиги в соотношении формы и содержания языковой единицы. С. свойствен всем уровням языка и речи, однако каждый из них имеет свои особенности. С. плана содержания обычно поддерживается С. плана выражения, т. к. синтезирующиеся свойства в языке соотв. образом оформляются. Нек-рые ученые понятие С. относят только к парадигматике языка и связывают с необратимыми системными сдвигами в процессе его развития (иногда их называют «неразрешимым» С, т. е. неустранимым), отличая их от контаминации, диффузно-сти (иногда их называют «разрешимым» С., т. е. устраняющимся при анализе), к-рые относятся к синтагматике языка и живым процессам, сопровождающим употребление языковых единиц в речи. • Виноградов В. В., Рус. язык, М.. 1947; Ель мелев Л.. Пролегомены к теории языка, пер. с англ., в кн.: НЛ, в. 1, М., 1960; Курилович Е.. Деривация лексическая и деривация синтаксическая, в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962; Скаличка В.. Асимметричный дуализм языковых единиц, в кн.: Пражский лин-гвистич. кружок, М., 1967; Б а б а й ц е-ва В. В., Переходные конструкции в синтаксисе, Воронеж. 1967; ее же, Зона синкретизма в системе частей речи совр. рус. языка, НДВШ. ФН, 1983. № 5; Семантика переходности. Л., 1977; Рус. разг. речь, М., 1978; Покусаенко В. К., Переходные конструкции в области сложного и простого предложения, Ростов, 1983; Гайсина Р. М.. Межкатегориальный переход понятия и обогащение лексики, Уфа. 1985. В. В. Бабайцева. смотреть
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ (от греч. — соединение), 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние к.-л. явления (напр., искусства на первоначаль. смотреть
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИЗМ
СИНКРЕТИ́ЗМ, у, ч.1. книжн. Нерозчленованість, злитність, характерні для початкового, нерозвинутого стану будь-якого явища.В українських народних балад. смотреть