что означает понятие целостность ис ржд сдо
Информационные системы
Предложен целостный методологизм практики информационных систем – ИС. Большое внимание уделено функциям заказчика и пользователя ИС. Рекомендуется научным работникам и специалистам, преподавателям, аспирантам, докторантам, студентам, слушателям системы дополнительного профессионального образования.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационные системы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Целостность информационных систем (ИС)
1.1. Условия целостности ИС
ИС — определение. Информационные системы пользователями используются для качественного обеспечения информацией профессиональных процессов. Нахождение и организация информации, необходимой для формирования, принятия и реализации экономических и управленческих, проектных и научных, экологических и социальных, других видов решений, является основным компонентом процессов информационных систем в общественном производстве. Мы рассматриваем формальные определения ИС, т. е. определения с помощью указания свойств или характеристик, которыми обладают все ИС как один из классов цельных и целостных систем. Приводимые здесь формальные определения ИС дают возможность указать основные свойства или характеристики моделей ИС, а также различения ИС с другими системами.
В Федеральном Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ используются следующие основные понятия:
1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
Назначением ИС является удовлетворение всех информационных потребностей каждого пользователя в рамках конкретной предметной области его деятельности.
В качестве пользователя (пользователя ИС) мы рассматриваем как отдельные физические лица (работник, руководитель и др.), юридические лица (предприятие, учреждение, организация и др.) и их части (подразделения, службы, департаменты и др.), так и объединения и группы лиц (холдинг, социальная группа, общество и др.).
ИС производят для пользователей информационные продукты (знания, информационные товары, информационные услуги) и, кроме того, для качественной обработки информации используют модели внутренних и внешних сред пользователя, напр., модели бизнес-процессов пользователя.
В связи с этим можно дополнить общее понятие ИС, данное в ФЗ-149, следующим образом (первое определение ИС):
ИС это целостная совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, информационных продуктов, вырабатываемых для пользователей, а также моделей внутренних и внешних сред пользователей.
Напр., определение ИС в экономике будет тогда иметь следующий вид:
информационные системы в экономике это целостная совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, информационных продуктов, вырабатываемых для пользователей, осуществляющих экономическую деятельность, а также моделей внутренней и внешней экономических сред пользователей.
Как известно, ИС и некоторые части ИС определяются в научной и учебной литературе неоднозначно. Различия в определениях вызваны, как правило, различием предметных областей применения описываемых ИС и различием подходов к описанию ИС. Здесь и далее определения ИС изложены с позиций целостного подхода.
Мы рассматриваем ИС как сложную и большую систему.
В отношении сложных систем мы основываемся на постулате акад. А. И. Берга [2]: «для составления модели сложной системы необходимо, как правило, использовать более чем две теории, более чем два языка описания системы, ввиду качественного различия внутренней природы элементов системы между собой и наличия разных подходов к моделированию объектов различной природы».
Из этого следует, что модель сложной системы можно представить в виде совокупности трех и более «простых» моделей.
Надо заметить, что сложность модели часто отождествляют с трудностью решения задач моделирования, возникающей из-за недостаточно развитого аппарата составления моделей для отдельных конкретных приложений.
В отношении больших систем мы основываемся на определении, данном В. И. Чернецким в первом, по сведениям автора, российском учебном издании по этому предмету [3]:
«большая система (БС) есть система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных управляемых подсистем, объединенных общей системой управления, характерной особенностью которой является наличие выделяемых частей. Причем для каждой части можно определить: цель функционирования, подчиненную общей цели всей системы; участие в системе людей, машин и природной среды; существование внутренних материальных, энергетических и информационных связей между частями системы; а также наличие внешних связей рассматриваемой системы с другими».
Напр., ИС предприятия, как большая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных управляемых информационных подсистем, таких как подсистема взаимоотношений с клиентами, подсистема бюджетирования, подсистема бухгалтерского учета и др.
Сложную ИС, как и большую ИС, невозможно «рассмотреть за один раз», чтобы получить требуемое решение проблемы, достичь цели, продуцировать результат. Сложную ИС нельзя «рассмотреть за один раз» из-за того, что надо последовательно рассмотреть несколько моделей всей ИС, большую ИС — из-за того, что надо последовательно рассматривать несколько моделей частей ИС, как систем.
Задача пользователя, как и разработчика ИС — объединение возможностей моделирования ИС, как большой и сложной системы, на основе целостного подхода. Тогда можно разрабатывать и применять совокупности моделей ИС, как большой и сложной системы в целостном единстве.
Части ИС. Второе определение ИС рассмотрим, исходя из состава и взаимодействия частей ИС. В соответствии с принятым определением ИС состоит из таких частей, как информация, базы данных, информационные технологии, технические средства, информационные продукты, модели внутренней и внешней сред, напр., модели бизнес-процессов предприятия. Части ИС также состоят из частей. Для упрощения будем считать, что ИС это «трехуровневая» система, в которой разделяются уровни — ИС, часть ИС, элемент ИС. «Наименьшая» часть ИС — элемент ИС.
В ИС, как в системе, части соединены друг с другом в соответствии со структурой ИС и осуществляют преобразования и прием-передачу перерабатываемой информации в соответствии с установленными регламентами процессов взаимодействия.
Отсюда следует второе определение ИС:
ИС это целостная совокупность частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой ИС. Части ИС — базы данных, информация, информационные технологии, технические средства, информационные продукты, модели внутренней и внешней сред пользователей. Для обеспечения взаимодействий ИС объединяет части и элементы в целостную структуру ИС, процессы в частях и элементах — в целостный процесс ИС. Структура и процесс ИС — также части ИС.
sdo-rzd.ru
Система обучения СДО РЖД — Поиск вопросов и ответов для Работников РЖД
CДО — Система дистанционного обучения
Система дистанционного обучения для сотрудников железных дорог. Тесты и учебные материалы по АСПТ, КАСКОР, СДО. Собранные по памяткам и основным нормативным докуменам ОАО РЖД
Система дистанционного обучения РЖД — это программа повышения квалификации персонала крупнейшей железнодорожной корпорации России.
С помощью нашего сайта вы можете улучшить свои профессиональные знания и узнать новые вопросы и ответы которые встречаются у работников РЖД.
АСПТ РЖД — Вопросы и ответы. Учебные материалы для самоподготовки сотрудников железных дорог. Проведение учебного тестирования на знание материала. … АСПТ РЖД. Автоматизированная система оценки уровня знаний работников локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», предназначенная для проверки знаний и квалификации сотрудников РЖД в специализированных учебных классах.
КАСКОР
КАСКОР РЖД — Вопросы и ответы. Учебные материалы для самоподготовки сотрудников железных дорог. Проведение учебного тестирования на знание материала. … КАСКОР РЖД. Корпоративная автоматизированная система контроля знаний работников РЖД, создана на базе СДО (системы дистанционного обучения)
Целостность информации
Целостность информации (также целостность данных) — термин в информатике и теории телекоммуникаций, который означает, что данные полны, условие того, что данные не были изменены при выполнении любой операции над ними, будь то передача, хранение или представление.
В телекоммуникации целостность данных часто проверяют, используя MAC-код сообщения (Message authentication code).
В криптографии и информационной безопасности целостность данных в общем — это данные в том виде, в каком они были созданы. Примеры нарушения целостности данных:
В теории баз данных целостность данных означает корректность данных и их непротиворечивость. Обычно она также включает целостность связей, которая исключает ошибки связей между первичным и вторичным ключом. К примеру, когда существуют дочерние записи-сироты, которые не имеют связи с родительскими записями.
Пример проверки целостности данных в криптографии — это использование хеш-функции, к примеру MD5. Такая функция преобразует совокупность данных в последовательность чисел. Если данные изменятся, то и последовательность чисел, генерируемая хеш-функцией тоже изменится.
Целостность данных — свойство, при выполнении которого данные сохраняют заранее определённый вид и качество.
Содержание
Область использования
Понятие «целостность объекта» (англ. integrity ) используется в контексте терминологии информационной безопасности (объектом может быть информация, специализированные данные, ресурсы автоматизированной системы). В частности, свойство целостности информации (ресурсов автоматизированной системы) — является одним из трех основных критериев информационной безопасности объекта.
Обычно свойство целостности требуется наряду с конфиденциальностью (confidentiality) и доступностью (availability). Иногда к списку необходимых свойств информационной безопасности объекта добавляют неотказуемость (non-repudiation), подотчётность (accountability), аутентичность или подлинность (authenticity), достоверность (reliability).
Определения понятия
В Рекомендациях по стандартизации Р 50.1.053-2005 [1] дается следующее определение:
Целостность информации (ресурсов автоматизированной информационной системы) — состояние информации (ресурсов автоматизированной информационной системы), при котором ее (их) изменение осуществляется только преднамеренно субъектами, имеющими на него право.
В Рекомендациях по стандартизации Р 50.1.056-2005 [2] определения уточнены и разнесены по объектам приложения:
Целостность информации — состояние информации, при котором отсутствует любое ее изменение либо изменение осуществляется только преднамеренно субъектами, имеющими на него право.
Целостность ресурсов информационной системы — состояние ресурсов информационной системы, при котором их изменение осуществляется только преднамеренно субъектами, имеющими на него право, при этом сохраняются их состав, содержание и организация взаимодействия.
В некоторых специализированных стандартах используются собственные определения данного понятия:
Целостность (integrity) [3] — свойство сохранения правильности и полноты активов.
Целостность информации [4] — обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.
Целостность документа [5] — cвойство документа, состоящее в том, что при любой демонстрации документа заданные значения параметров демонстрируемого представления документа соответствуют специфицированным требованиям.
Использование термина
Реализация содержания
Методы и способы реализации требований, изложенных в определении термина, подробно описываются в рамках единой схемы обеспечения информационной безопасности объекта (защиты информации).
Основными методами обеспечения целостности информации (данных) при хранении в автоматизированных системах являются:
Одним из действенных методов реализации требований целостности информации при ее передаче по линиям связи является криптографическая защита информации (шифрование, хеширование, электронная цифровая подпись).
Целостность данных в криптографии
Шифрование данных само по себе, не гарантирует, что целостность данных не будет нарушена, поэтому в криптографии используются дополнительные методы для гарантирования целостности данных. Под нарушениями целостности данных понимается следующее: инверсия битов, добавление новых битов (в частности совершенно новых данных) третьей стороной, удаление каких-либо битов данных, изменение порядка следования бит или групп бит.
В криптографии решение задачи целостности информации предполагает применение мер, позволяющих обнаруживать не столько случайные искажения информации, так как для этой цели вполне подходят методы теории кодирования с обнаружением и исправлением ошибок, сколько целенаправленное изменение информации активным криптоаналитиком.
Процесс контроля целостности обеспечивается введением в передаваемую информацию избыточности. Это достигается добавлением к сообщению некоторой проверочной комбинации. Такая комбинация вычисляется согласно определенным алгоритмам и играет роль индикатора, с помощью которого проверяется целостность сообщения. Именно этот момент дает возможность проверить, были ли изменены данные третьей стороной. Вероятность того, что данные были изменены, служит мерой имитостойкости шифра.
Дополнительную избыточную информацию, вносимую в сообщение, называют имитовставкой. Вырабатываться имитовставка может как до начала, так и одновременно с шифрованием сообщения.
Имитовставки
Имитовставка, является функцией сообщения x, =f(x). Она может служить для целей аутентификации сообщения и проверки его целостности. Поэтому имитовставки можно разделить на два класса:
Хэш-функции для вычисления кода проверки целостности сообщений принадлежат к подклассу бесключевых хэш-функций. В реально существующих криптосистемах эти хэш-функции являются криптографическими, то есть кроме минимальных свойств хэш-функций(сжатие данных, простота вычисления дайджеста от сообщения) удовлетворяют следующим свойствам:
В зависимости от того, каким из этих свойств удовлетворяют MDC хэш-функции, можно выделить два их подкласса:
Существует три основных типа MDC алгоритмов хэш-функций, по способу их построения:
К MAC хэш-функциям для вычислений кодов аутентификации сообщений, подсемейству ключевых хэш-функций, относят семейство функций удовлетворяющих следующим свойствам:
Если не выполняется последнее свойство, то MAC может быть подделан. Также последнее свойство подразумевает, что ключ невозможно вычислить, то есть, имея одну или более пар (x[i], h(x[i])) с ключом k, вычислительно невозможно получить этот ключ.
Алгоритмы получения кода аутентификации сообщения могут быть разделены на следующие группы по их типу:
Получение MAC на основе MDC
Существуют методы получения из MDC кодов аутентификации сообщений включением секретного ключа во входные данные алгоритма MDC. Недостатком такого подхода является то, что фактически на практике большинство алгоритмов MDC разработано так, что они являются либо OWHF, либо CRHF, требования к которым отличаются от требований к MAC алгоритмам.
Схемы использования
Фактически, в общем виде, процесс передачи данных и их проверки на целостность выглядит следующим образом: пользователь A добавляет к своему сообщению дайджест. Эта пара будет передана второй стороне B. Там выделяется сообщение, вычисляется для него дайджест и дайджесты сравниваются. В случае совпадения значений сообщение будет считаться достоверным. Несовпадение будет говорить о том, что данные были изменены.
Обеспечение целостности данных с использованием шифрования и MDC
От исходного сообщения вычисляется MDC, =h(x). Этот дайджест добавляется к сообщению С=(x||h(x)). Затем расширенное таким образом сообщение шифруется каким-то криптоалгоритмом E с общим ключом k. После шифрования полученное сообщение Cencripted передается второй стороне, которая используя ключ, выделяет из шифрованного сообщения данные x’ вычисляет для него значение дайджеста
’. Если он совпадает с полученным
, то считается, что целостность сообщения была сохранена. Целью этого шифрования является защита добавленного MDC, чтобы третья сторона не могла изменить сообщение без нарушения соответствия между расшифрованным текстом и восстановленным кодом проверки целостности данных. Если при передаче данных конфиденциальность не является существенной, кроме как для обеспечения целостности данных, то возможны схемы, в которых будут зашифрованы только либо сообщение x, либо MDC.
Обеспечение целостности данных с использованием шифрации и MAC
По сравнению с предыдущим случаем в канал посылается сообщение следующего вида: Ek(x||hk1(x)). Такая схема обеспечения целостности имеет преимущество над предыдущей схемой с MDC: если шифр будет взломан, MAC все равно будет обеспечивать целостность данных. Недостатком является то, что используется два различных ключа, для криптоалгоритма и для MAC. При использовании подобной схемы, следует быть уверенным, что какие-либо зависимости между алгоритмом MAC и алгоритмом шифрации не приведут к уязвимости системы. Рекомендуется, чтобы эти два алгоритма были независимыми (например, такой недостаток системы может проявляться, когда в качестве алгоритма MAC используется CBC-MAC, и в качестве схемы шифрования CBC).
Вообще говоря, шифрация всего сообщения при использовании кодов аутентификации сообщений не обязательно с точки зрения обеспечения целостности данных, поэтому в простейших случаях в схеме может не происходить шифрация сообщения (x||hk(x)).
Неумышленные нарушения целостности
С точки зрения криптографии основной интерес представляют задачи обеспечения целостности данных, в которых осуществляются их умышленные изменения. Однако методы обеспечения проверки случайных изменений тоже применяются. К таким методам относят использование кодов обнаружения и исправления ошибок. К таковым, например, относятся: коды Хемминга, коды CRC, коды БЧХ и прочие.
Аутентификация и целостность
Проблема целостности данных плотно связанно и с проблемой аутентификации данных, то есть установлением источника данных. Эти проблемы не могут быть отделены одна от другой. Данные, которые были изменены, имеют фактически новый источник. Также если не известен источник данных, то вопрос об их изменении не может быть разрешен (без ссылки на источник). Таким образом, механизмы проверки целостности данных обеспечивают аутентификацию данных, и наоборот.
Использование ГОСТ 28147-89
ГОСТ 28147-89 может использоваться в качестве одного из методов по вычислению кодов аутентификации сообщений. Для ГОСТ 28147-89 режим выработки имитовставки выглядит следующим образом:
СДО РЖД
Система дистанционного обучения, предназначенная для проверки знаний и повышения квалификации сотрудников ОАО «РЖД», связанных с обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте.
На данное время, это самый эффективный способ повысить свою квалификацию и проверить свои знания. Система дистанционного образования создана на базе учебного материала, который используют при прохождении обучения на конкретные должности и специализации в конкретном подразделении.
Для того, чтобы повысить ваш результат, мы предлагаем Вам начать подготовку к тестированию заранее. На нашем сайте вы можете пройти любую тему в режиме учебного тестирования и подтянуть свои знания материала.
Вопросы
Найти нужный вопрос
Тесты
Пройти учебный тест
Войти в систему РЖД
Вернуться на главную страницу Я устал, хочу отдохнуть Покажите мне интересные товары Мне срочно нужны деньги Застраховать себя и свою семью от коронавируса Мне мешает реклама, отключите её Пожаловаться, написать нам сообщение
СДО РЖД
Система дистанционного обучения, предназначенная для проверки знаний и повышения квалификации сотрудников ОАО «РЖД», связанных с обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте.
На данное время, это самый эффективный способ повысить свою квалификацию и проверить свои знания. Система дистанционного образования создана на базе учебного материала, который используют при прохождении обучения на конкретные должности и специализации в конкретном подразделении.
Для того, чтобы повысить ваш результат, мы предлагаем Вам начать подготовку к тестированию заранее. На нашем сайте вы можете пройти любую тему в режиме учебного тестирования и подтянуть свои знания материала.
Что такое система дистанционного обучения (СДО) и чем она может быть вам полезна?
Система Дистанционного Обучения (СДО) – это система из информационных компонентов и процессов, которая помогает качественно обучать и обучаться на расстоянии и без очных занятий. Проще говоря, СДО – это школа, в которой рутинные и сложные процессы выполняет машина.
Существуют СДО, в которых информация передается через радио, почту или физические носители. Но в этой статье мы рассмотрим самые перспективные и часто используемые СДО – работающие с помощью электронных гаджетов и Интернета.
Если вы смутно представляете, что значит фраза «система дистанционного обучения» и какую выгоду СДО могут вам принести, данная статья даст вам ответы на вопросы.
Что такое система дистанционного обучения?
Электронные СДО – это набор информационных и технических компонентов, который создан для простой передачи знаний преподавателя ученику без необходимости очных встреч.
В нее входят и физические носители, такие как серверы, компьютеры и гаджеты, программные решения, например, LMS – системы управления обучением, сформированные заранее курсы и базы знаний, записанные на электронный носитель.
Дистанционному обучению исполнилось уже больше 300 лет, оно прошло путь от курсов, где материал и задания шли по почте в течении месяцев, до интернет-платформ, где передача информации происходит в течении считанных секунд.
Конечно, такой скачок в скорости был бы невозможен без оптимизации и систематизации процессов. Именно для этого были созданы СДО – готовые решения для повышения эффективности и простоты образования на расстоянии.
Какими бывают СДО?
Чаще всего электронные системы дистанционного обучения разделяют по двум характеристикам: по расположению системы и по цене.
По расположению системы делятся на коробочные и облачные
Коробочные СДО устанавливаются на сервер компании или учебного заведения. Доступ к ним осуществляется через Интернет или внутреннюю сеть. Такие системы обладают максимальным уровнем информационной безопасности, но при этом требуют специалиста, который будет обслуживать их, что выходит дороже для владельца.
Облачные СДО хранятся на сервере платформы, которая их предоставляет, на него же загружаются учебные материалы. Как правило, облачные СДО проще в настройке и управлении, имеют техническую поддержку, при этом создатели чаще их обновляют и вносят полезные функции и инструменты. Доступ к обучению через облачную систему может получить любой человек с гаджетом, подключенным к Интернету. Если вам важна безопасность информации, выбирайте облачную СДО с повышенным уровнем защиты.
По цене системы делятся на бесплатные и коммерческие
Бесплатные свободно распространяются в Интернете. Одной из самых знаменитых бесплатных СДО является Moodle. Но нужно учитывать, что за бесплатной оболочкой программы могут скрываться затраты на ее запуск и настройку. Например, для настройки того же самого Moodle требуются специальные технические знания, домен в Интернете, подключение базы данных и постоянное обслуживание. Эти затраты могут превысить даже стоимость среднего тарифа платной платформы.
Тем временем коммерческие СДО распространяются за деньги и чаще всего дают доступ владельцу в режиме подписки или помесячной оплаты. У них есть ряд плюсов: постоянные обновления и введение новых функций, техническая поддержка, простота в настройке и управлении, удобный доступ через компьютеры или приложения на гаджетах, хранение учебных материалов на облачном сервере.
Выбирать СДО следует с учетом целей и задач, которые она будет решать. К примеру, для запуска онлайн-школы подойдет только облачная система, если она еще качественная коммерческая, то не придется разбираться в ее настройке или тратить деньги на специалиста. А для корпоративного обучения может подойти и бесплатная коробочная, которую при должной компетенции может настроить штатный IT-специалист.
Кому будет полезно использовать СДО?
Самую большую пользу от СДО получают:
Преподаватели, которые обучают людей каким-то дисциплинам, навыкам и знаниям
Обучение через Интернет позволяет им сэкономить на аренде классов, систематизировать учебные процессы, сэкономить время и деньги на рутинной работе, повысить качество и скорость обучения. В конечном итоге любой специалист может превратить свои знания в бизнес, который будет стабильно приносить доход и поток благодарных учеников, с минимальными вложениями средств и ресурсов.
Владельцы компаний и ответственные HR-менеджеры
Использование СДО в корпоративном обучении помогает сократить расходы на него. Кроме этого система позволяет быстро и качественно обучать большие группы сотрудников по общему стандарту, автоматически проводить регулярную переаттестацию, контролировать процесс и успехи каждого отдельно взятого ученика. Современные СДО можно настроить в течении 1-3 дней без привлечения сторонних специалистов, при этом они дадут возможность вашим сотрудникам обучаться в удобное время из удобного места.
Учебные заведения
Уже многие крупные вузы перенесли часть процесса обучения в Интернет с помощью систем дистанционного обучения. Возможность пройти часть курса из дома, получить дополнительные учебные материалы или полностью изучить дисциплину повышает качество и скорость обучения студентов. А это напрямую влияет на престиж учебного заведения.
Таким образом, СДО повышают эффективность любой деятельности, в которой требуется обучать, передавать знания от одного человека другому.
Какую пользу приносит СДО в процесс обучения читайте далее.
6 задач, которые должна решать современная СДО
Качественная СДО решает минимум 5 задач в организации дистанционного обучения:
1. Организация учебного процесса
К ней относится систематизация процессов, формирование уроков, открытие к ним доступа для обучающегося в удобное для него время, планирование разных видов занятий, возможность вносить изменения и улучшения в учебные модули и другие.
2. Контакт преподавателя и студента
Он достигается через интеграцию мессенджеров в систему или с помощью встроенных видов связи: чатов, звонков, аудиосообщений, видеозвонков, конференций и других. Также он включает в себя и обратную связь, которую получает студент после выполнения и ошибок в домашнем задании.
3. Автоматический контроль знаний
Проще говоря, проверка домашних заданий. Самый простой и быстрый способ, который предоставляют СДО – это тестирование с автоматической проверкой. Если же нужен более глубокий контроль, хорошие системы дают возможность вручную проверять задание, давать подробную обратную связь или проводить экзамен в режиме реального времени.
4. Анализ усвоения материала
Сбор статистики и ее анализ помогают понять, какой модуль курса самый сложный, где нужно переработать материал для его упрощения, отслеживать промежуточные результаты обучения отдельных учеников и групп.
5. Удобный доступ к базе знаний – архиву учебных материалов
Систематизация и редактирование уже существующих уроков, добавление новых учебных материалов в разных форматах, простая работа с информацией на сервере или облаке.
6. Автоматизация доступа к курсу
СДО помогают решить трудоемкую и важную задачу – открытие доступа к курсу. Они допускают студента к занятиям в зависимости от выполнения им каких-то условий в автоматическом режиме: оплата, прохождение предыдущего урока, его должности, если это корпоративное обучение.
Одним из важных преимуществ дистанционного обучения является удобство графика и низкая стоимость. А использование специализированных систем делает такое обучение более удобным для студентов и менее затратным для владельца курса или компании, что в конечном итоге выливается в качественное обучение с одной стороны и повышение дохода с другой стороны.
Без использования систем дистанционного обучения все эти задачи администратору курса приходится решать вручную. На это тратится много времени и сил, что уменьшает эффективность работы и для преподавателя, и для студента.
Какие еще плюсы дают продвинутые СДО
Описанные выше задачи решает любая современная система дистанционного обучения. Если ее функционал не включает их, пользоваться ей невыгодно.
Но продвинутые СДО чаще всего дают своему владельцу еще больше удобных функций, которые делают обучение еще проще:
Например, через сайт или приложение, которые помогают управлять обучением и проходить курс в любом удобном месте.
Владелец СДО может создать несколько различных курсов и давать доступ студенту в зависимости от его целей.
Анализ сдачи домашних заданий и времени, проведенного в обучении, может помочь преподавателю вовремя уделить дополнительное внимание отстающему студенту.
Игрофикация и система баллов помогают поддерживать интерес к продолжению обучения и повышают количество учеников, завершивших курс.
Хорошая СДО соответствует стандарту интерактивного обучения SCORM, благодаря чему курс можно перенести с другой или на другую платформу.
СДО дают простор и удобство для обучения большого количества людей одновременно. Будут ли это учебные потоки, отдельные студенческие группы или асинхронное прохождение курса множеством людей, зависит от владельца СДО.
Коммерческие СДО могут предоставлять технических специалистов, которые помогут запустить курс обучения в течении 1-3 дней. Но это работает только с облачными СДО, потому что на запуск коробочной понадобится в разы больше времени.
Если вы обучаете за деньги, то сможете привлечь больше учеников, выбрав удобный способ оплаты для них – единовременный платеж, рассрочка, подписка или какой-то другой.
Возможность использовать функционал других крупных сервисов на платформе обучения привлекает студентов и упрощает работу владельца СДО.
Хорошие платформы дают владельцу возможность оформить их в стиле, которого придерживается его компания. Для частных онлайн-школ это тоже важно – собственный дизайн делает школу более запоминаемой.
Предприниматели, которые продают свои уроки, особенно ценят СДО, которые интегрируются с их системами управления продажами или даже предоставляют собственную.
Многие современные СДО позволяют создавать рассылки по базе учеников через емейл, мессенджеры, СМС или прозвоны. Это повышает вовлеченность студентов в обучение и помогает им не забывать о занятиях.
Этот инструмент позволяет автоматизировать продажи курсов с помощью создания лендинга, привлечения и прогрева аудитории и упрощенного способа оплаты доступа к курсу.
Некоторые СДО позволяют отслеживать статистику рекламы курса в Интернете и анализируют ее, давая владельцу понимание, какой вид продвижения и как эффективно работает для его онлайн-школы.
В зависимости от выбранной СДО и от тарифа, если она коммерческая, объем дополнительных функций варьируется. Но современные системы способны решать практически все задачи, связанные с обучением почти во всех сферах знаний.
Какие минусы есть у дистанционного обучения?
Самый большой минус дистанционного обучения – это отсутствие непосредственного контакта и контроля студента преподавателем. Тем не менее, СДО помогают если не решить эти недостатки, то сгладить их негативное воздействие.
Снижение мотивации к обучению
При отсутствии необходимости очно присутствовать на занятиях, желание закончить курс постепенно угасает у любого человека. СДО дают возможность выдавать информацию небольшими порциями, чтобы студент чувствовал постепенное движение к цели и промежуточные результаты. Кроме этого, многие современные СДО обладают системами игрофикации, поощрения и состязаний, что дополнительно мотивирует ученика.
Отсутствие эмоционального контакта
Когда обучение представляет собой только передачу информации, его качество падает из-за отсутствия эмоциональной составляющей. Качественные СДО позволяют создавать текстовые уроки, иллюстрации, видеолекции и семинары, креативные домашние задания. Кроме этого, давать личную обратную связь в удобной форме. Это не заменяет полноценных эмоций от обучения, но повышает его качество.
Низкий уровень практического обучения
Невозможность передать дистанционно практические навыки ограничивает дистанционное обучение в количестве дисциплин, которым можно обучиться с помощью него. Тем не менее, разнообразие форматов уроков, особый акцент на методическую составляющую обучения, включение очных занятий и вебинаров, использование современной техники, например, шлемов виртуальной реальности, частично решают эту проблему. Конечно, дистанционно обучать хирургов практике не сможет никто, но передать им теорию в удобном виде – запросто.
Последний минус невозможно решить с помощью СДО, ведь она и является его причиной:
Широкое использование информационных технологий требует от студента и преподавателя особые условия для обучения
К ним относятся устойчивый доступ в Интернет, технические средства для записи и просмотра уроков, определенный уровень знаний для управления процессом обучения. Проще говоря, человек без современного гаджета, умения им пользоваться и доступа в Интернет будет испытывать большие проблемы в обучении с помощью СДО.
В качестве заключения
Теперь вы в первую очередь имеете представление о современных СДО, о том, как они устроены, где применяются и как помогают улучшить процесс дистанционного обучения. Если вам этого достаточно – прекрасно, но если вам нужно больше, рекомендуем прочитать еще три абзаца.
Вы можете разобраться в СДО на конкретном примере. В статье по ссылке далее, подробно рассказано про одну из самых популярных бесплатных СДО – Moodle.
Разобравшись в СДО, вам будет полезно узнать о LMS-платформах. Они являются частью системы и отвечают за оптимизацию процессов обучения. Вы можете прочитать о них в этой статье.