что означает понятие условия труда

Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)

Комментарий к ст. 209 ТК РФ

1. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Раздел X ТК объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили: основные направления государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; требования охраны труда; право работников на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии; меры по обеспечению охраны труда.

В комментируемой статье раскрывается содержание основных понятий, используемых в процессе обеспечения безопасных условий труда для работников. Закрепление в ТК основных понятий института охраны труда играет большую роль для правильного понимания и применения законодательства об охране труда, а также для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию условий охраны труда.

Закрепление в ТК основополагающего понятия «охрана труда», определяемого как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников. Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников.

2. Определение в ст. 209 ТК понятий «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда», «рабочее место», «средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «система управления охраной труда», «производственная деятельность», «требования охраны труда», «государственная экспертиза условий труда», «стандарты безопасности труда», «профессиональный риск», «управление профессиональными рисками» не исключает, однако, необходимости использования и других нормативных актов, раскрывающих содержание этих основных понятий.

Так, например, содержание понятия «условия труда» станет более ясным, если обратиться к положениям Закона о специальной оценке условий труда, в которых закрепляется классификация условий труда, раскрываются понятия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. ст. 13, 14).

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Содержание понятий «вредные и (или) опасные факторы производственной среды» и «вредные и (или) опасные факторы трудового процесса» раскрываются в ст. 13 Закона о специальной оценке условий труда. Так, к вредным и (или) опасным факторам производственной среды отнесены:

К безопасным условиям труда относят оптимальные условия труда. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Закрепление в ст. 209 ТК таких основных понятий, как «требования охраны труда» и «государственная экспертиза условий труда», способствует лучшему пониманию ст. ст. 211, 215 и 216 ТК и др. О возможности дополнительного использования нормативных актов, раскрывающих содержание этих понятий, будет сказано при комментировании указанных статей ТК.

3. В комментируемой статье раскрывается содержание понятия «стандарты безопасности труда». Поскольку ряд стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), регламентирующих порядок обучения по охране труда, системы управления охраной труда и т.п. были выведены из сферы действия Закона о техническом регулировании и их юридический статус оказался не определен, закрепление в ТК указанного понятия и уточнения об отнесении стандартов безопасности труда к государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 211 ТК) позволило придать им статус обязательных к применению.

4. Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в комментируемую статью введено понятие «система управления охраной труда». Раскрыть содержание данного понятия позволяют положения иных актов, в том числе стандартов безопасности труда.

Положения данного Стандарта соответствуют принципам МОТ, изложенным в Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Целью межгосударственного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.

В Российской Федерации приняты национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению», которые позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях.

Положения этих Стандартов раскрывают содержание понятия «система управления охраной труда». Так, в соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы (п. 4.1.1).

Согласно положениям ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению» система управления охраной труда на малых предприятиях включает в себя предварительный анализ состояния охраны труда в организации, планирование системы управления охраной труда, разработку и применение системы управления охраной труда, проверку этой системы и анализ ее функционирования (п. 4).

Частью 8 комментируемой статьи предусмотрено утверждение Типового положения о системе управления охраной труда, нормы которого также будут способствовать уяснению понятия «система управления охраной труда». Указанное положение должно быть утверждено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

5. Одним из элементов системы управления охраной труда является управление профессиональными рисками. Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью введены такие понятия в сфере охраны труда, как «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». Введение этих понятий создает законодательную базу для наиболее полной реализации ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (см. Федеральный закон от 04.10.2010 N 265-ФЗ «О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)»).

В настоящее время оценка профессионального риска практически во всех странах мира и международных организациях рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровнях отдельного производства, отдельного рабочего места, потенциального источника вредного воздействия на организм работника.

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков).

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.

Источник

Что означает понятие условия труда

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

что означает понятие условия труда. Смотреть фото что означает понятие условия труда. Смотреть картинку что означает понятие условия труда. Картинка про что означает понятие условия труда. Фото что означает понятие условия труда

что означает понятие условия труда. Смотреть фото что означает понятие условия труда. Смотреть картинку что означает понятие условия труда. Картинка про что означает понятие условия труда. Фото что означает понятие условия труда

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА (пояснения от «А» до «Я»)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА (пояснения от «А» до «Я»)

Что такое «Специальная оценка условий труда»?

В процессе своей трудовой жизни работник не всегда задумывается о том, в каких условиях труда он трудится. Вы можете не сразу, но со временем, обнаружить повышенную утомляемость, усталость, ощущать дискомфорт или головные боли при вроде бы нормальных, внешне, признаках работы и рабочего места. Проблема в том, что большинство тех факторов, которые влияют на наш организм в процессе труда, как правило – незаметны. Либо незаметны физически, либо мы их просто не замечаем в силу привычки. Давайте разберемся, почему это происходит.

Согласно ст.37 Конституции РФ «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. ». Поэтому ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечить безопасные условия труда на рабочих местах. На это требование следует обратить особое внимание, учитывая, что по данным Минтруда России, в настоящее время в стране насчитывается около 26,6 миллиона рабочих мест с вредными условиями труда. В Сибирском федеральном округе (СФО) этот показатель еще выше (в некоторых отраслях и регионах удельный вес работающих во вредных условиях труда превышает 40,5%)! Что это значит? Это значит, что по статистике примерно каждый третий из нас подвергается ежедневному риску получить травму, профессиональное заболевание, и возможно, стать инвалидом. По данным Фонда социального страхования РФ, ежегодно устанавливается около 7 тысяч профзаболеваний.

Надеемся, что вы не попадете в эту печальную статистику, а чтобы этого не произошло, законодательство и контролирующие органы требуют от работодателей проводить специальную оценку условий труда с тем, чтобы они разрабатывали планы мероприятий по улучшению условий труда работников, которые находятся в зоне риска.

Итак, что такое «специальная оценка условий труда»? Для начала следует понимать, что такое «условия труда». Согласно определениям ТК РФ (ст.209), условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Действие вредного производственного фактора на работника может привести к заболеванию. Действие опасного производственного фактора может привести к травме.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов.

Итак, после идентификации вредные и опасные производственные факторы подвергаются измерениям и гигиенической оценке. И только, если, на рабочем месте при идентификации не были выявлены вредные или опасные производственные факторы, условия труда признаются допустимыми.

Гигиеническая оценка условий труда включает в себя оценку физических факторов (температура, влажность, скорость движения воздуха, электромагнитные поля, излучения, параметры вибрации, световая среда и пр.), а также при наличии, химических и биологических факторов. Кроме того, условия труда оцениваются с точки зрения тяжести трудового процесса (например, определение массы поднимаемого и перемещаемого груза, характер рабочей позы, эргономика рабочего места и др.) и напряженности трудового процесса.

Суть специальной оценки условий труда заключается в выявлении вредных и (или) опасных производственных факторов и создании безопасных условий труда на рабочем месте. Чтобы узнать если на рабочем месте вредные или опасные производственные факторы, необходимо сначала сопоставить потенциально вредные производственные факторы с классификатором (утвержден Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н), а затем произвести их измерения в специальной лаборатории с помощью приборов и сопоставить полученные данные с нормативными значениями (гигиеническими нормативами). Отклонение фактических значений от норм и будет означать, что на рабочем месте имеются вредные и (или) опасные производственные факторы. А степень отклонения фактических значений от нормативных показывает уровень риска, которому подвергается работник, т.е. на сколько «вредно» или «опасно» ваше рабочее место.

Таким образом, специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) – это получение реальной картины состояния условий труда работников. СОУТ подлежат все рабочие места работодателя.

Бытует распространенное заблуждение, что СОУТ касается только рабочих профессий, которые связаны с заведомо вредными и опасными условиями труда, например, электрогазосварщик, электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования, кузнец ручной ковки, асфальтобетонщик, работники химических или металлургических производств и т.п. Между тем, офисные работники, которые работают, казалось бы, в безопасных условиях труда, также могут быть подвержены влиянию вредного или опасного производственного фактора. Поэтому, не случайно, законодательство требует регулярно проводить СОУТ каждого рабочего места во всех без исключения организациях с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет (ст.212 ТК РФ, ст.8 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Порядок проведения и установления классов условий труда по степени вредности и (или) опасности регламентирован Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценке условий труда», Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценке условий труда и инструкции по ее заполнению».

Проведением СОУТ занимаются эксперты аккредитованных организаций. Это организации, которые внесены в государственный реестр Минтруда России и получили аттестат аккредитации испытательной лаборатории.

Именно организации, проводящие СОУТ, проводят инструментальные измерения производственных факторов на рабочих местах и дают экспертную оценку условиям труда. Результаты СОУТ передаются комиссии, которая знакомит всех работников с результатами под роспись. При выявлении на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, комиссия разрабатывает перечень мероприятий (комплекс мер) по улучшению условий труда.

Все делается для того, чтобы все работники трудились в безопасных условиях и не подвергались рискам получить профессиональные заболевания. Подробнее о СОУТ и технологиях управления профессиональными рисками можно узнать на специальных семинарах.

СОУТ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Гигиеническая классификация условий труда

Условия труда подразделяются на 4 класса:

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствуют или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течении всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

При оценке условий труда руководствуются Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Методика устанавливает предельно допустимые уровни (ПДУ), предельно допустимые концентрации (ПДК), а также нормативные уровни измеряемого фактора.

Предельно допустимая концентрация (уровень) вредных веществ в воздухе рабочей зоны – это концентрации (уровень), которые при ежедневной работе, но не более 40 часов в неделю, в течении всего трудового стажа не должны вызывать заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. (ГОСТ 12.1.005-88, ГН 2.2.5.1313-03).

СОУТ включает:

Результаты СОУТ применяются в целях, указанных в ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя! СОУТ проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст.19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда:

Требования к экспертам организаций, проводящих специальную оценку условий труда:

Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя без исключения.

СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (дата приказа работодателя о завершении спецоценки). Дата начала проведения очередной СОУТ принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава комиссии и графика проведения спецоценки.

Работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда:

Внеплановая СОУТ проводится в течении 6 месяцев со дня наступления указанных выше случаев.

1 этап – подготовительный

Перед началом проведения СОУТ рекомендуем определиться с выбором аттестующей (экспертной) организации. Помните, что все они действуют на коммерческой основе: 99% успеха СОУТ и 100% неудачи (проблемы после проведения спецоценки, включая судебные иски по взысканию недоимок из-за неправильно установленных страховых тарифов) зависят от правильного выбора.

Не стоит пользоваться услугами сомнительных или неизвестных аттестующих (экспертных) организаций: практика показала, что нахождение организации в Реестре Минтруда России еще не дает гарантии качества ее услуг. Из находящихся в г.Якутск аккредитованных организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, хорошо зарекомендовали: ООО «АРМУТ», ООО «РНТЦ охраны труда», АНО УМЦОТ и ИК «Экопромпроект».

Для организации и проведения СОУТ, работодатель издает приказ, в соответствии с которым создается комиссия, определяется ее состав (число членов должно быть нечетным) и график проведения работ (ст.9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.

Комиссия до начала выполнения работ по проведению СОУТ, утверждает перечень рабочих мест (с учетом аналогичных рабочих мест).

2 этап – основной

Специальной оценке подлежат все идентифицированные потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы.

На данном этапе организация, проводящая спецоценку производит:

3 этап – заключительный

На заключительном этапе оформляется отчет о проведении СОУТ.

Организация, проводящая СОУТ составляет отчет, в который включаются:

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Если член комиссии не согласен с результатами спецоценки, то он имеет право в письменной форме изложить свое мотивированное особое мнение, и приложить к отчету.

После проведения СОУТ работодатель должен ознакомить работников с результатами ее проведения в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

Организация, проводящая СОУТ, в течении 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ полученные данные в форме электронного документа (ст.18 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

В отношении рабочих мест, на которые вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в Государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Подборку материалов подготовил Егоров А.Н. – главный специалист по охране труда Администрации МО «Усть-Янский улус (район)»

Источник

Что означает понятие условия труда

Статья 14. Классификация условий труда

2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *