что означает пожелание белой дороги
ЧТО ЗНАЧИТ «БЕЛАЯ ДОРОГА»?
Обычно, перед поездкой, важными событиями или ответственным делом наши старики желают человеку «цаһан хаалһ» — белую дорогу. Что сегодня мы понимаем под этим понятием? Белая — чистая? Белая — беспрепятственная? Белая — удачливая? В чем суть этого благопожелания?
С древнейших времен белый цвет у кочевых народов Центральной Азии считался священным, святым. Молочной, белой пищей наши предки благословляли каждое дело, окропляя самое святое, что у них было — родовые места, священный «угол» юрты, землю и небо.
В священный, белый месяц «Цаһан сар» кочевники праздновали приход нового года. Титулом «Цаһан номин хан» наши предки назвали посланника Далай-ламы, распространявшего буддизм в ойратских кочевьях. Священной историй (Цаһан түүк) монголы называли одну из важнейших исторических хроник XIII века.
Белой равниной (Цаһан Эндкг) монголы называли Индию, а однажды даже Корею (Белая Корея — название, упоминающееся в монгольской хронике Шара тууджи) в числе пяти «цветных» народов. В общем, белый цвет всегда был священным для наших предков. Но по какой священной дороге желали они идти?
Возьмем простое, казалось бы пожелание ко дню рождения: «Авсн насн өлзәтә, Цаһан хаалһта болтха!» (Пусть полученный возраст будет счастливым и белодорожным). Здесь, думается, речь идет даже не о жизненном пути, которому призвано быть удачливым или священным, это пожелание гораздо глубже по сути!
Желая белой дороги, наши старики просили не только беспрепятственного и удачливого жизненного пути, но и напоминали о том, что и поведение самого человека должно быть безукоризненно чистым и святым! Человек, которму это желали, должен был жить в соответствии с моральным кодексом ойратов.
Этот моральный кодекс носит название «Арвн цаһан буйн» — Десять святых / белых добродетелей. Как видится (это моя личная точка зрения, верна она или нет, решать вам самим, друзья), «Арвн цаһан буйн» является сущностью национального кодекса наших предков.
Что это за десять добродетелей? Не отнимать бездумно жизнь; Не брать того, что тебе не дали; Не прелюбодействовать; Не говорить неправды; Не клеветать; Не говорить грубых слов; Не пустословить; Не быть алчным; Не быть злонамеренным; Не придерживаться ложных взглядов.
От того, что наши предки так жили, мы были великим народом. Европейские путешественники, заезжавшие к калмыкам до революции, с удивлением отмечали, что даже вшей они не убивают, а просто вытряхивают (не отнимают бездумно жизни), юрты у них не закрываются (то есть никто не ворует чужие вещи).
Своим калмыки редко врут, но к приезжим относятся настороженно, и чужаков обмануть могут — писали они, и никогда не клевещут, всячески покрывают преступников. Матерные слова они называют кислыми и редко произносят… С радостью делятся новостями, но редко обсуждают других, не желают никому плохого и не стремятся причинить вред…
Ученые говорят, что «Ик цааз» — «Великое уложение» 1640 года, написанное ойратскими и монгольскими владыками, в основе своей имело именно этот древний кодекс «Десяти добродетелей». Защитить родину и убивать в честном бою — не преступление. Дезинформировать противника — не преступление и так далее…
Хойтский князь Солтан тайши однажды сказал: «…учиненную нашими предками присягу мы, ближние потомки нарушили, а наши потомки и совсем уже в пренебрежении остаят. За такое нарушение мы самостоятельными не останемся». Габан Шараб, автор хроники «Сказание об ойратах» замечает, что это предсказание сбылось.
Подытоживая, отмечу, что на мой взгляд, пожелание «цаһан хаалһ» включает в себя как чистый, беспрепятственный путь, так и чистое, безгрешное его прохождение тем, кому этого желают. Белой дороги вам в новом году, дорогие друзья! Благополучия и безукоризненного поведения!
Что означает пожелание белой дороги
Оirats XXI запись закреплена
ЧТО ЗНАЧИТ «БЕЛАЯ ДОРОГА»?
Обычно, перед поездкой, важными событиями или ответственным делом наши старики желают человеку «цаһан хаалһ» — белую дорогу. Что сегодня мы понимаем под этим понятием? Белая — чистая? Белая — беспрепятственная? Белая — удачливая? В чем суть этого благопожелания?
С древнейших времен белый цвет у кочевых народов Центральной Азии считался священным, святым. Молочной, белой пищей наши предки благословляли каждое дело, окропляя самое святое, что у них было — родовые места, священный «угол» юрты, землю и небо.
В священный, белый месяц «Цаһан сар» кочевники праздновали приход нового года. Титулом «Цаһан номин хан» наши предки назвали посланника Далай-ламы, распространявшего буддизм в ойратских кочевьях. Священной историй (Цаһан түүк) монголы называли одну из важнейших исторических хроник XIII века.
Белой равниной (Цаһан Эндкг) монголы называли Индию, а однажды даже Корею (Белая Корея — название, упоминающееся в монгольской хронике Шара тууджи) в числе пяти «цветных» народов. В общем, белый цвет всегда был священным для наших предков. Но по какой священной дороге желали они идти?
Возьмем простое, казалось бы пожелание ко дню рождения: «Авсн насн өлзәтә, Цаһан хаалһта болтха!» (Пусть полученный возраст будет счастливым и белодорожным). Здесь, думается, речь идет даже не о жизненном пути, которому призвано быть удачливым или священным, это пожелание гораздо глубже по сути!
Желая белой дороги, наши старики просили не только беспрепятственного и удачливого жизненного пути, но и напоминали о том, что и поведение самого человека должно быть безукоризненно чистым и святым! Человек, которму это желали, должен был жить в соответствии с моральным кодексом ойратов.
Этот моральный кодекс носит название «Арвн цаһан буйн» — Десять святых / белых добродетелей. Как видится (это моя личная точка зрения, верна она или нет, решать вам самим, друзья), «Арвн цаһан буйн» является сущностью национального кодекса наших предков.
Что это за десять добродетелей? Не отнимать бездумно жизнь; Не брать того, что тебе не дали; Не прелюбодействовать; Не говорить неправды; Не клеветать; Не говорить грубых слов; Не пустословить; Не быть алчным; Не быть злонамеренным; Не придерживаться ложных взглядов.
От того, что наши предки так жили, мы были великим народом. Европейские путешественники, заезжавшие к калмыкам до революции, с удивлением отмечали, что даже вшей они не убивают, а просто вытряхивают (не отнимают бездумно жизни), юрты у них не закрываются (то есть никто не ворует чужие вещи).
Своим калмыки редко врут, но к приезжим относятся настороженно, и чужаков обмануть могут — писали они, и никогда не клевещут, всячески покрывают преступников. Матерные слова они называют кислыми и редко произносят… С радостью делятся новостями, но редко обсуждают других, не желают никому плохого и не стремятся причинить вред…
Ученые говорят, что «Ик цааз» — «Великое уложение» 1640 года, написанное ойратскими и монгольскими владыками, в основе своей имело именно этот древний кодекс «Десяти добродетелей». Защитить родину и убивать в честном бою — не преступление. Дезинформировать противника — не преступление и так далее…
Хойтский князь Солтан тайши однажды сказал: «. учиненную нашими предками присягу мы, ближние потомки нарушили, а наши потомки и совсем уже в пренебрежении остаят. За такое нарушение мы самостоятельными не останемся». Габан Шараб, автор хроники «Сказание об ойратах» замечает, что это предсказание сбылось.
Подытоживая, отмечу, что на мой взгляд, пожелание «цаһан хаалһ» включает в себя как чистый, беспрепятственный путь, так и чистое, безгрешное его прохождение тем, кому этого желают. Белой дороги вам в новом году, дорогие друзья! Благополучия и безукоризненного поведения!
Батый создает Золотую Орду: начало истории Евразии
декабрь 1243 года, Булгар
Бату-хан провожает братьев. Затухают вдали золотые бунчуки чингизидов. Еще раньше ушли на восток монголы других улусов. Но дети Джучи остаются здесь. Дешт-и-Кипча́к – новое имя западного улуса Монгольской империи. Золотая Орда у русских…
Показать полностью.
Накануне братья – Орду, Бату и Шибан еще раз уточнили границы юрт. Великий Дед давно решил, кому где править. Как будто вчера та великая встреча, что решила судьбу народов Евразии…
«Два сына, родившиеся от одной матери. 17 сыновей, родившиеся от других матерей. Отправились на аудиенцию к Великому хану. Когда они прибыли к своему деду, тот поставил им три ергэ (юрт).
Белый юрт с золотой дверной рамой (алтун босаралы ак, вргэ) для Саин-хана (Бату). Синий юрт с серебряной рамой (кумуш босаралы квк орда) для Эджена (Орду). Серый юрт со стальной рамой (болат босагалы баз орда) для Шайбана (пятый сын Джучи)»
Решил судьбу Евразии, Великий Дед. Чингисхан.
Так Дед указал внукам место. Белый цвет и золото – символ старшинства, отдан Бату. Его Белая Орда будет править западным крылом улуса Джучи. Синий цвет и серебро – второй, отдан Орду. Его Синяя Орда будет править восточным крылом улуса Джучи. Серый цвет и сталь – третий, отдан Шибану. Его Серая Орда между двумя главными. 16 сыновей получат свой йуз – орду. Удельный юрт внутри главных Орд.
Решение Чингисхана определит всю историю Евразии до XX века. Три главных династии и 16 второстепенных для её народов. Притязания джучидов на земли, права и борьба между собой сформируют историю татар, казахов, узбеков, калмыков, ногайцев, тюрков, киргизов.
Чингисхан распределил земли улуса до старта Западного похода монголов.
После похода улус Джучи утроился на Запад, до самой Венгрии. Но схема трех Орд неизменна, просто они раздадутся западным приплодом. Хребтом всего улуса станет Великая Степь кипчаков (половцев) от Иртыша до Болгарии. И довольно скоро улус Джучи станет называться Дешт-и-Кипча́к.
После правления его сыновей покой сменится вечной войной. В 1301 г. начнется борьба внуков за трон. А после победители развяжут войну с Белой Ордой (Бату) за независимость.
Затем эра Тохтамыша и Тимура расшатает Синюю Орду, свалит с трона династию старшего сына Джучи. В конце XIV века Синяя Орда лопнет под ударами Едигея. На ее развалинах возникнет Ногайская Орда и Узбекское ханство.
Раскидает История будущее братьев Джучидов.
Серая Орда (брата Шибана) расположится с севера реки Урал до казахского берега Каспийского моря. Недалеко от моря будет и столица Сарайчик, прямо на Великом Шелковом пути. Земли Серой Орды будут непостоянны, старшие братья будут отдавать младшему куски на время. Так Бату даст брату Крым, Орду доверит казахский восток.
История этой Орды будет самой короткой. После смерти Шибана в 1280 году, Серая Орда вольется в Синюю Орду.
Лишь Белая Орда (Батыя) оставит яркий след в мировой истории. Прозванная русскими Золотой Ордой, она станет великой евразийской империей. Будет пить и защищать русский сок, погрузится в обширную пучину событий и развалится на татарские обломки. Но судьба династий трех братьев не совпадет с судьбой их государств.
Из 19 сыновей Джучи только четверо оставят след.
Но самым нежданным сюрпризом станет 13-й сын Джучи, Тикай-Тимур. Получив от Чингисхана свой йоз-орду, он как и остальные 15 неудачников сидит тихо в безвестности. Мог ли знать Тикай-Тимур, что его детям уготовано стать отцами татар? Тукайтимуриды создадут Крымское, Казанское и Астраханское ханство, будут править в Бухаре до XX века.
И только главному герою суждено забвение. Потомство хана Бату будет перемолото евразийским смерчем и борьбой за главный трон Евразии. Со смертью Бердибека, последнего из Батунидов, династия Завоевателя Запада рухнет в 1359 году.
Братья исчезли в далекой дымке, но Бату-хан еще долго стоял на ступенях дворца в Булгаре. Вся тяжесть предстоящих столетий давила на него неясным маревом. Отныне его путь расходится с империей Деда. Каким будет мятежная дорога улуса Джучи? Что ждет его сына Сартака? Нет ответов. Лишь пепел очередного мятежа булгар падает на снег.
Старинные обряды Калмыкии. «Благопожелание Белой Дороги»
Жизнь человека связана с движением. В Калмыкии говорят «»У живого человека дела не кончаются. И этому надо только радоваться, не досадуя на то, что они есть. ». А чтобы дела ваши имели полный успех, расскажем о старинном калмыцком обычае, связанном с дальней дорогой и в котором мы примем участие.
Перед дорогой варится калмыцкий чай и один из провожающих произносит благопожелание.
«Да будет счастливая твоя дорога,
Да исполнятся твои дела,
Пусть светит на твоем пути солнце,
Чтобы спокойным и здоровым
Ты вернулся домой «
А перед самым отъездом уезжающему дают выпить молоко. Этот обычай считается у калмыков особенным, открывающим счастливую, «белую» дорогу. Далее уезжающий перешагивает порог правой ногой. Правая сторона, правая нога, правая рука у калмыков на особом счету, поэтому надо сделать три шага направо, а потом уже повернуть туда, куда надо. И, наконец, на кровать кладут острый предмет острием вперед, который должен так лежать до приезда хозяина. А тот, кто уехал должен бросить на землю белую монету и произнести: «Пусть эта земля одарит меня силой и успехом, пусть замыслы мои сбудутся». И тогда дорога будет светлой и доброй.
Белой дороги что значит. Узнайте, что — значит «белая дорога» во — сне прямо — сейчас
Калмыкия уже второй раз принимает участников творческого состязания на лучшее освещение межнациональных и этноконфессиональных отношений. В 2014 награды самым талантливым «СМИротворцам» Юга России, также вручали в Элисте.
Счастливое число 13
За 3 года многое изменилось: увеличилось число конкурсных работ, выросло мастерство участников, возникло множество идей межрегиональных проектов. Неизменным остается лишь одно: искренняя увлеченность темой, готовность узнавать свою страну, традиции и обычаи народов, населяющих ее, и желание рассказывать об этом своим читателям, слушателям, зрителям.
Награды лучшим «СМИотворцам» Юга вручали глава Республики Калмыкия Алексей Орлов, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге, председатель жюри окружного этапа Санал Шавалиев, возглавляющий Союз журналистов Калмыкии.
Каждый год экспертный совет конкурса определяет наиболее актуальное направление в освещении межнациональных отношений и объявляет название спецноминации. В 2017 году такой номинацией стал «Этнотуризм». В Южном округе интерес к теме этнического и этнографического туризма традиционен, поэтому в этой номинации конкуренция была очень высока. В номинации «Радио» экспертный совет конкурса решил не присуждать призы из-за недостаточного количества достойных работ.
Для того, чтобы обсудить перспективы и проблемы национальной журналистики, в Элисту съехались коллеги из 20 регионов России Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Тувы, Бурятии, Москвы и Санкт- Петербурга. Приехали и представители СМИ Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.
Впрочем, древняя земля ойратов-калмыков, ее обычаи и традиции способны заворожить кого угодно. В этом на личном опыте убедились участники форума. Один из дней был полностью отдан знакомству с культурой, обрядами, кухней Калмыкии.
Всероссийский конкурс средств массовой информации «СМИротворец» на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений проводится с 2008 года по инициативе Гильдии межэтнической журналистики. В 2017 году конкурс проводится Федеральным агентством по делам национальностей в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» по инициативе и при поддержке Гильдии межэтнической журналистики.
Белые дороги, белые дороги
Исходили мои ноги все белые дороги.
А в горле чёрствый комок и сердце так больно стучит.
Я собою самим омерзительно ранен.
Только снег за окном так чудесно, прелестно блестит.
Я разменян глотками, он размерян шагами.
Белые дороги, а белые дороги
Белой дороги! эксклюзив
Калмыкия уже второй раз принимает участников творческого состязания на лучшее освещение межнациональных и этноконфессиональных отношений. В 2014 награды самым талантливым «СМИротворцам» Юга России, также вручали в Элисте.
Счастливое число 13
За 3 года многое изменилось: увеличилось число конкурсных работ, выросло мастерство участников, возникло множество идей межрегиональных проектов. Неизменным остается лишь одно: искренняя увлеченность темой, готовность узнавать свою страну, традиции и обычаи народов, населяющих ее, и желание рассказывать об этом своим читателям, слушателям, зрителям.
Награды лучшим «СМИотворцам» Юга вручали глава Республики Калмыкия Алексей Орлов, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге, председатель жюри окружного этапа Санал Шавалиев, возглавляющий Союз журналистов Калмыкии.
Каждый год экспертный совет конкурса определяет наиболее актуальное направление в освещении межнациональных отношений и объявляет название спецноминации. В 2017 году такой номинацией стал «Этнотуризм». В Южном округе интерес к теме этнического и этнографического туризма традиционен, поэтому в этой номинации конкуренция была очень высока. В номинации «Радио» экспертный совет конкурса решил не присуждать призы из-за недостаточного количества достойных работ.
Для того, чтобы обсудить перспективы и проблемы национальной журналистики, в Элисту съехались коллеги из 20 регионов России Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Тувы, Бурятии, Москвы и Санкт- Петербурга. Приехали и представители СМИ Монголии и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.
Земля богатырей
Впрочем, древняя земля ойратов-калмыков, ее обычаи и традиции способны заворожить кого угодно. В этом на личном опыте убедились участники форума. Один из дней был полностью отдан знакомству с культурой, обрядами, кухней Калмыкии.
Всероссийский конкурс средств массовой информации «СМИротворец» на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений проводится с 2008 года по инициативе Гильдии межэтнической журналистики. В 2017 году конкурс проводится Федеральным агентством по делам национальностей в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» по инициативе и при поддержке Гильдии межэтнической журналистики.