что означает принцип казуистичности в русской правде
Что означает принцип казуистичности в русской правде
1) краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);
2) пространная редакция (она содержит 121 статью);
3) сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).
Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.
Структура краткой редакции Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:
1) Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);
2) Правда Ярославичей (в 60-е гг. X в.).
Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.
В XII в. Владимир Мономах добавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:
1) Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);
2) Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).
Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.
Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.
Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.
По Русской Правде выделялись следующие слои населения:
1) князья (стояли над законом);
2) бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);
3) духовенство (их судила только церковь);
4) простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);
5) закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга);
6) холопы (рабы);
7) рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении).
Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.
Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.
Русская Правда регулировала договорное право.
Виды договоров по Русской Правде:
1) купли-продажи;
2) займа;
3) хранения имущества (поклажи);
4) займа с самозакладом (закупничество);
5) подряда («урок мостников»);
6) личного найма.
Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.
По Русской Правде выделялось наследование:
8. Судебный процесс по Русской Правде
Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса:
2) свод-отыскание ответчика (следствие);
4) вынесение решения.
1. Заклич – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности: лицо, обнаружившее, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Заклич осуществлялся в устной форме.
2. Свод-отыскание ответчика – вторая стадия процесса, которая использовалась только в гражданском судопроизводстве. Второй стадией уголовного судопроизводства было следствие. Свод-отыскание ответчика, или следствие, проводились следующим образом: если лицо, начавшее судопроизводство (кликавшее на площади), утверждает, что это его вещь, при условии, что оно продало эту вещь ранее, то начиналась стадия свода-отыскания, на которую приглашались 12 мужчин; если же лицо говорит, что вещь не его, но куплена или кто-то поручил ее продать, то все идут на свод. Следствие предполагало прямое отыскание, т. е. все шли от одного возможного вора к другому, пока не находили истинного собственника.
Если найденное лицо (ответчик) утверждал, что он не крал вещь, и ссылался на иное лицо, то он независимо ни от чего признавался виновным и должен был выплатить штраф.
Свод был прямым истребованием вещи из чужого незаконного владения, в этом он схож с современным виндикационным процессом.
Временные рамки свода не были установлены, но в целях их сокращения закреплялось, что свод в черте города (в пределах его населения) мог проводиться не более 3 раз. Свод не проводился вне пределов города.
3. Судоговорение – это собственно рассмотрение дела.
На судоговорении стороны должны были представить доказательства и свидетелей своей правоты. Таким образом, судоговорение по Русской Правде носило состязательный характер, а все рассмотрение дела было гласным (на площади, в присутствии всех желающих) и устным (никак ход рассмотрения не фиксировался).
4. Вынесение решения – это заключительная стадия судопроизводства по Русской Правде, она также никак не оформлялась, и решение выносилось в устной форме. Приговор по уголовным делам приводился в исполнение немедленно.
По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев. Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.
Допустимые доказательства по Русской Правде (документального оформления доказательства не получали):
1) свидетельские показания:
б) послухи (свидетели, не являющиеся очевидцами); лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;
2) письменные документы;
3) улики (раны, ссадины).
Особый процесс был в Божьих судах. Он был жесток и основывался на вере в Божью справедливость. Виды наказаний:
2) рота – публичная клятва богами;
3) поле – судебный поединок.
9. Преступление и наказание по Русской Правде
Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.
Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право.
Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.
Что такое казуистика простыми словами
Ударение ставится на «и»: казуи́стика.
Слово «казуистика» употребляется с неодобрением. Например: Юридическая казуистика; Прекратите эту казуистику и займитесь делом; В этой статье одни инсинуации и казуистика.
Синонимы к слову казуистика
Синонимы к слову казуистика: ключкотворство, софистика, демагогия, формалистика, схоластика.
Юридическая, религиозная и медицинская казуистика
До XVI в. казуистика строилась путем дедуктивного выведения различных частных правил из общих принципов нравственности.
А.И. Бродский. «Casus conscientiae. Казуистика и пробабилизм с точки зрения современной этики» (2002)
Со временем слово «казуистика» стало употребляться в переносном смысле, как неодобрительное обозначение попыток исказить факты с помощью «ученых» уловок и рассуждений. Выражение «иезуитская казуистика» означает совсем уж изощренное крючкотворство.
Кто такой казуист и что значит казуистический
Прилагательное казуистический означает что-то или кого-то, связанного с казуистикой или казуистами. Например: Это все казуистические рассуждения, не имеющие отношения к проблеме.
Казуистика. Примеры употребления
Полноте, Клеопатра Сергеевна, казуистикой ни себя нельзя ни в чем убедить, ни другим ничего доказать!
А.Ф. Писемский. «Ваал» (1873)
— Алешка, Алешка, каково! Ах ты, казуист! Это он был у иезуитов где-нибудь, Иван. Ах ты, иезуит смердящий, да кто же тебя научил? Но только ты врешь, казуист, врешь, врешь и врешь.
Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (1880)
И ясный смысл Христовой заповеди, выражавшейся в реальном факте любви и милосердия, был и всегда будет сильнее запутанной казуистики всяких начетчиков.
В.Г. Короленко. «В голодный год» (1907)
Полагаясь на свою незаурядную казуистику, он надеялся на глазах всего мира показать, что белое ничем не отличается от черного.
Л.Д. Троцкий. «Моя жизнь» (1929-1933)
К началу 70-х годов и во ВНИИТЭ пришло это неписаное правило начинать любую научную работу или даже статью со слов: «Как сказал Леонид Ильич Брежнев в своем докладе на…» Стали обязательными ссылки на классиков цитаты, идеологические обоснования и прочая советская казуистика, которая чаще всего прилеплялась механически к авторскому тексту, и все это понимали.
Алексей Козлов. «Козел на саксе» (1998)
Пока в юридической казуистике путаются не только рядовые избиратели, но и профессиональные юристы, в республике бурно цветут «грязные избирательные технологии».
Александр Садчиков. «Суд заступился за алмазного короля. К выборам у прокурора появился конкурент» // «Известия» (2001)
Казуистичность
Смотреть что такое «Казуистичность» в других словарях:
КАЗУИСТИЧНОСТЬ — В научных работах и дебатах наклонность давать предпочтение частным вопросам над общими принципами и разработке деталей над обобщениями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАЗУИСТИЧНОСТЬ преобладание… … Словарь иностранных слов русского языка
казуистичность — сущ., кол во синонимов: 2 • запутанность (37) • крючкотворство (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Казуистичность — выражение, применяемое к законодательным сборникам (кодексам, уложениям и т. д.), когда в них преобладают частные вопросы над общими принципами, и разработка деталей господствует над обобщающей работой законодателя. С точки зрения современных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Казуистичность — ж. отвлеч. сущ. по прил. казуистический 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Казуистичность — определение, применяемое для характеристики законов и др. нормативных правовых актов, когда в них детально регламентированы отношения, имеющее частное значение, в ущерб общим принципам и отношениям, подлежащим правовому регулированию. С точки… … Большой юридический словарь
Уголовное право — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний,… … Википедия
Наука уголовного права — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия
Принципы уголовного права — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия
Уголовник — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия
Уголовники — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением… … Википедия
АНАЛИЗ СТАТЬИ 1 РУССКОЙ ПРАВДЫ (в краткой редакции), КАК САМОЙ ДРЕВНЕЙ И АРХАИЧНОЙ ПРАВОВОЙ НОРМЫ РОССИИ.
В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды. При составлении Русской Правды (Краткой и Пространной редакций) использовались н ормы «Закона русского» (вероятно устного традиционного права), как более раннего источника права на Руси.
Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.
Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.
Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока ), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.
Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.
Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.
Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в статье 1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. И лишь после смерти Ярослава Мудрого, «СНОВА СОБРАВШИСЬ, СЫНОВЬЯ ЕГО ИЗЯСЛАВ, СВЯТОСЛАВ, ВСЕВОЛОД И МУЖИ ИХ КОСНЯЧКО, ПЕРЕНЕГ, НИКИФОР ОТМЕНИЛИ КРОВНУЮ МЕСТЬ ЗА УБИЙСТВО, А ПОСТАНОВИЛИ ВЫКУПАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ».
Характеристика права по Русской правде
I Право собственности
В Краткой правде нет общего термина, обозначающего право собственности, т.к. содержание этого права было различным в зависимости от того, кто был субъектом и что подразумевалось под объектом права собственности. Вместе с тем проводилась грань между правом собственности и правом владения (см. ст. 13-14 КП).
В «Русской правде» значительное внимание уделено охране частной собственности феодалов. Предусматривается строгая ответственность за порчу межевых знаков, перепахивание межи, за поджог, порубку бортного дерева. Из имущественных преступлений большое внимание уделено краже («татьбе»), т.е. тайному похищению вещи.
II Наследственное право
В связи с развитием частной собственности формируется и развивается наследственное право. В нормах наследственного права отчетливо просматривается стремление законодателя сохранить имущество в данной семье. С его помощью богатства, накопленные многими поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса. По закону наследовать могли только сыновья. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну. (ст. 100 ПП). Дочери были лишены права наследовать, т.к. выходя замуж, они могли забрать имущество за пределы своего рода. Этот обычай существовал у всех народов в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Он нашел отражение и в Русской правде. С усилением княжеской власти было закреплено положение «Если смерд умрет бездетным, то наследует князь, если остаются в доме незамужние дочери, то выделить на них некоторую часть, если же будет замужем, то не давать им части» (ст. 90 ПП). Для дочерей бояр и дружинников (позднее и духовенства), ремесленников и общинников было сделано исключение, их наследство при отсутствии сыновей могло переходить к дочерям (ст. 91 ПП). Дети же, прижитые рабыней, в наследстве не участвовали, а получали свободу вместе с матерью (ст. 98 ПП).
До совершеннолетия наследников наследственным имуществом распоряжалась их мать. Если мать-вдова выходила замуж, то получала часть имущества «на прожиток». В этом случае назначался опекун из ближайших родственников. Имущество передавалось при свидетелях. Если опекун терял часть имущества, то должен был возместить. Различалось наследование по закону и по завещанию. Отец мог разделить имущество между сыновьями по своему усмотрению, но не мог завещать дочерям.
III Обязательственное право
По Русской правде добросовестный банкрот (купец) не продавался в рабство, а получал от кредитора рассрочку. Злостный же банкрот продавался со всем имуществом в рабство.
В «Русской правде» нашло свое отражение и обязательство из договоров. Договоры, как правило, заключались устно в присутствии послухов или мытника (свидетелей). В «Русской правде» были известны договоры: купли-продажи, займа, поклажи (договор займа между купцами), личного найма, закупничества.
IV Уголовное право
Уголовное право в Древнерусском государстве сформировалось как право-привилегия, но сохранились оттенки более раннего периода. Оно отражено в русско-византийских договорах и Русской правде.
Особенностью «Русской правды» является то, что она карает только за умышленные преступления или причинение вреда. (Преступления, совершенные по неосторожности нашли отражение только в XVII в. в «Соборном уложении»). В «Русской правде» преступление называется «обидой», под которой понимается причинение морального, материального или физического ущерба. Это вытекало из понимания «обиды» в древности, когда нанесение обиды отдельному лицу означало оскорбление племени, общины или рода. Но со становлением феодализма возмещение ущерба за преступление (обиду) шло не в пользу общества, а князя. Ответственность несли только свободные люди. За холопов отвечал хозяин. «Если же воры будут холопы. которых князь не карает продажей, потому что они не свободные люди, то за холопью кражу платить двойные урочные цены и вознаграждение за убытки» (ст. 46).
Виды преступлений, предусмотренные «Русской правдой», можно разделить на:
а) преступления против личности;
б) преступления против собственности или имущественные преступления;
К первой группе относится убийство, оскорбление действием, телесные повреждения, побои.
Различалось убийство в ссоре (драке) или в состоянии опьянения (на пиру) и убийство разбоем, т.е. умышленное убийство. В первом случае виновный платил уголовный штраф вместе с общиной, а во втором случае община не только не платила штраф, а обязана была выдать убийцу вместе с женой и детьми на «поток и разорение».
Оскорбление действием, физическое оскорбление (удар палкой, жердью, рукой, мечом и т.д.) каралось «Русской правдой», а оскорбление словом рассматривалось церковью.
К телесным повреждениям относились ранение руки («так, что рука отпадает и усохнет»), повреждение ноги («начнет хромать»), глаза, носа, отсечение пальцев руки. К побоям относились избиение человека до крови и синяков. К преступлениям против чести относились вырывание усов, бороды, за что взыскивался большой штраф (12 гривен серебра).
Судопроизводство носило состязательный характер. Главная роль в суде принадлежала сторонам. Процесс представлял собой тяжбу (спор) сторон перед судьей. Суд выступал в роли арбитра и выносил решение в устной форме. Своеобразными формами этого процесса были «заклич», «свод» и «гонение следа».
Доказательствами выступали показания послухов, видаков, ордалии, судебные поединки, присяга.