что означает принцип научности при ознакомлении детей с природой
Технологии и методика ознакомления детей с природой
Технологии и методика ознакомления детей с природой.
Задачи, стоящие перед воспитателем по ознакомлению детей с окружающим миром:
1. Формирование у детей элементарной системы знаний.
Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними.
2. Формирование у детей трудовых навыков и умений.
Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.
3. Формирование у детей любви к природе.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с окружающим миром.
В младшей группе важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
Сложность и многообразие задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы и формы работы с детьми, которые обусловлены рядом требований, особенностями организации в разных возрастных группах.
Формы ознакомлению дошкольников с природой: занятия, экскурсии прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Методы ознакомления дошкольников с природой их 3: наглядные, практические, словесные.
1. К наглядным относятся: наблюдение, иллюстративный материал, технические средства или учебный экран.
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Только после проделанной работы необходимо сделать вывод, прийти к какому-то решению.
Иллюстративный материал– картины, плакаты, карточки, схемы дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины
2. Практические методы
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
3. Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Цель предварительной – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
Применяемые технологии по ознакомлению с природой
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, которые определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики.
ИКТ технологии в «информационном» веке хорошо изучены и применяются в профессиональной деятельности педагогов:
— Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.
— Это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (презентации, мультфильмы и пр.)
— Это и обмен опытом (создала сайты в сети Интернет, сайт детского сада, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
— Это интерактивные игры
Технология проектной деятельности.
Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему живой и неживой природы и получение практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Классификация проектов по ознакомлению с окружающим миром:
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, художественной, в знаково-символической деятельности и пр. ;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Игровая технология.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи
— познавательная деятельность подчиняется правилам игры;
— учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В нее включаются следующие игры и упражнения:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технология исследовательской деятельности
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
— трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
3. Путешествие по карте
Природные ландшафты и их обитатели.
4. Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства и пр.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника.
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
В портфолио можно включить ряд разделов направленные на ознакомление детьми с природой:
«Вдохновение зимы»(весны, лета, осени)
«Как спасти природу?» и пр.
— составление схем «Береги природу», «Правила поведения в лесу», «Выращивание семени» и пр.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.
Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.
Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.
Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.
Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 лет Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет. Для малышей дидактический настольный материал является не только.
Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.
Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.
Творческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленности Развитие творческой деятельности у воспитанников – одна из важнейших задач педагогов. Для развития творчества необходимо получать разнообразные.
Знакомство с миром природы или воспитание экологической культуры ребёнка
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Дата публикации: 11.10.2014
Статья просмотрена: 2473 раза
Библиографическое описание:
Ивлиева, Ю. А. Знакомство с миром природы или воспитание экологической культуры ребёнка / Ю. А. Ивлиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6376/ (дата обращения: 03.12.2021).
Погружаясь в ежедневные дела и заботы, мы к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться человеку, который пагубно влияет на него. Из этого следует, что основы экологического воспитания должны закладываться ещё в младшем дошкольном возрасте.
Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру [1].
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами, насекомыми, животными, зимой за падающими снежинками, осенью за желтеющими листьями, дождем, слушают стихи и рассказы о природе и природными явлениями, ухаживают за растениями. Объекты природы привлекают малышей прежде всего своей красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребёнка, с другой — будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов и интересов ребенка.
Ребенок очень любознательный, он проявляет большое внимание к явлениям и объектам природы и это должно стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет проводиться всё дальнейшее воспитание и образование ребёнка. Задачи, которые стоят перед родителями и педагогами: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы, очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально–познавательный опыт. Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту всю жизнь. Важно учить детей правильно вести себя и в природе и среди людей. А чтобы ребёнок вырос добрым, терпеливым, миролюбивым и стал счастливым, мы, взрослые, должны помнить, что детство — это важная часть жизни человека.
Рассмотрим некоторые методы и приемы, которые можно использовать в работе с детьми по воспитанию экологической культуры:
Метод с точки зрения экологического образования — способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
Прием — конкретный элемент того или иного метода. Чем богаче и разнообразнее приемы, составляющие метод, тем успешнее решается учебно-познавательная задача.
В соответствии с основными формами мышления и способами детской деятельности выделяют 3 группы методов [2]:
1. Наглядные методы (наблюдение, демонстрация, показ, рассматривание). Наглядные методы являются наиболее значимыми методами при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, природных явлениях неживой и живой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (цвет, строение, запах, форма и т. д.), но и их связь со средой.
2. Словесные методы (Беседа, рассказ, чтение художественной литературы Приемы: Объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос, уточнение). Например, составление рассказа о комнатном растении или домашнем любимце.
3. Практические методы делятся на Собственно-практические и игровые. Собственно-практические методы — это упражнения, элементарные опыты, моделирование, выполнение по образцу, обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследования. Игровые методы — это дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанья и поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки.
Все 3 группы методов используются на протяжении всего дошкольного возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере деятельности детей.
Так же следует проводить экологические проекты. Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процесс исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведениями проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство). Экологические проекты включают в себя интеграцию всех видов деятельности детей и всех образовательных областей, поэтому проектная деятельность обеспечивает режим развития в соответствии с Федеральным Государственным Требованиям.
Формы и методы работы следует выбирать в зависимости от возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразным. В реализации проекта необходимо включать и родителей. Это особенно важно в младшем возрасте, где дети вместе с родителями изготавливают поделки, рисунки, вместе проводят эксперименты. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Экологическое образование дошкольников рассматривается как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Результатами проектов могут являться различные выставки, праздники, развлечения, ярмарки, оформление книг и буклетов и т. д.
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективно если вся работа в этом направлении построена с учетом следующих принципов [2]:
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е. «сообщений из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время он отмечал, что с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой — не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной и привлекательной форме.
Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. При отборе методики экологического образования принцип гуманистичности подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.
Принцип прогностичности предполагает воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.
Деятельностный подход — основа экологического образования дошкольников.
Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов.
Принцип интеграции подразумевает экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Принцип системности это последовательное усвоение знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро».
Ознакомление детей с природой –довольно сложная тема. С одной стороны, это связано с тем, что она не укладывается в строгие рамки формальной логики. С другой стороны, ребёнок постоянно видит, как взрослые нарушают элементарные нормы и правила поведения по отношению к природным явлениям, объектам: ломают ветки деревьев, оставляют мусор в местах отдыха. В таких случаях, если ребёнок обратил на это внимание, можно не стесняясь говорить ему о том, что взрослые поступают неправильно. Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы, и тогда она щедро вознаградит его. Все усилия по воспитанию экологической культуры ребёнка не пройдут бесследно.
1. Ваш ребенок познает мир. Журнал «Дошкольное воспитание», № 2–2000г.
2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004.- N 7. — с. 45–49.
Похожие статьи
Особенности формирования экологической культуры.
ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.
Формирование у детей основ экологической культуры
ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.
Проблема экологического воспитания дошкольников.
природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда, заботливое.
Экологическое образование детей дошкольного возраста.
экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность, совместная деятельность взрослого.
Формирование основ экологической культуры дошкольников.
Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.
Актуальность экологического воспитания детей старшего.
природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.
Инновационные подходы в экологическом образовании детей.
Ключевые слова: экологическое образование, ФГОС, экологические акции, дидактические экологические игры.
С. Н. Николаева в своей «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» характеризует педагога, как носителя экологической культуры и с.
Формирование экологических представлений детей старшего.
. экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая
Экологическое образование детей дошкольного возраста.
экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа.
Похожие статьи
Особенности формирования экологической культуры.
ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.
Формирование у детей основ экологической культуры
ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.
Проблема экологического воспитания дошкольников.
природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда, заботливое.
Экологическое образование детей дошкольного возраста.
экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность, совместная деятельность взрослого.
Формирование основ экологической культуры дошкольников.
Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.
Актуальность экологического воспитания детей старшего.
природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.
Инновационные подходы в экологическом образовании детей.
Ключевые слова: экологическое образование, ФГОС, экологические акции, дидактические экологические игры.
С. Н. Николаева в своей «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» характеризует педагога, как носителя экологической культуры и с.
Формирование экологических представлений детей старшего.
. экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая
Экологическое образование детей дошкольного возраста.
экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа.