что означает принцип развития образовательного учреждения открытость оу

Научная статья на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Информационная открытость образовательной организации в настоящее время является одним из главных аспектов для участников образовательных отношений. Для каждого из участников образовательных отношений информационная открытость выполняет определенную функцию: для обучающихся и их законных представителей – выбор образовательной организации для получения образования, а для образовательных учреждений – освещение важных направлений деятельности, привлечение обучающихся.

В действующем законодательстве определение понятия «информационная открытость» отсутствует. Оно определяет информационную открытость только как принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [2]. В этой связи понятие информационной открытости интерпретируются по-разному. Одни ученые подразумевают под информационной открытостью развитие дистанционных образовательных технологий. Вторые считают, что информационная открытость образовательной организации – определенная система норм и правил, направленная на создание взаимосвязи между образовательными организациями и обществом с целью удовлетворения информационных потребностей последних о деятельности образовательного учреждения.

Т.А. Мерцалова определяет информационную открытость как обеспечение двустороннего информационного обмена между различными участниками образовательного процесса и иными заинтересованными субъектами, обеспечивающего удовлетворение потребностей стейкхолдеров в информации о деятельности образовательной системы и позволяющего образовательной организации и /или органу управления образованием получать обратную связь [1, с. 49].

Несмотря на множество документов, регламентирующих порядок предоставления информации, и их подробно содержание, плановые и внеплановые проверки образовательных организаций на предмет наличия информации об образовательной организации на официальном сайте и ее соответствия предъявляемым требованиям действующего законодательства выявляют ряд нарушений. Например, в ходе проверок Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных организаций и средних профессиональных образовательных учреждений были выявленных следующие типичные нарушения в части содержания информации, размещенной на официальных сайтах учреждений в сети «Интернет» :

— отсутствует сайт образовательной организации в сети «Интернет»;

— отсутствует в полном объёме необходимая информация;

— недостоверность информации, размещенной на сайте образовательной организации [4].

— отсутствие ко ﮦ пи ﮦ й документов и ин ﮦ фо ﮦ рм ﮦ ац ﮦ ии на оф ﮦ иц ﮦ иа ﮦ ль ﮦ но ﮦ м сайте об ﮦ ра ﮦ зо ﮦ ва ﮦ те ﮦ ль ﮦ но ﮦ й организации в се ﮦ ти Интернет;

— не обновлены сведения (не позднее 10 рабочих дней после их изменений) в специальном разделе «Сведения об образовательной организации» официального сайта Учреждения;

— на сайте образовательной организации отсутствует обязательная информация (либо информация представлена на сайте не в полном объеме) [3].

Информационная открытость напрямую зависит от выполнения образовательными организациями тех требований, которые им выдвигает государство. Например, для полноценного функционирования сайта и выполнение всех задач, которые перед ним поставлены, со стороны образовательной организации требуется комплексная работа. Обязательным для каждой образовательной организации должно быть наличие ответственного за работу с сайтом. В таком случае, ежегодно директор школы приказом должен назначать администратора сайта, который несёт ответственность за решение вопросов о размещении информации, об удалении и обновлении устаревшей информации. Но, к ак было уже сказано, практика показывает наличие большого количества нарушений требований законодательства образовательными учреждениями.

В случае если образовательная организация использует механизмы взаимодействия школы и общества: государственно-общественное управление, публичный доклад, сайт, результаты самообследования, а также обеспечивается эффективная работа сайта и учитываются информационные запросы потребителей образовательных услуг, только тогда информационная открытость способна обеспечить развитие образовательного учреждения и стать одним из факторов его конкурентоспособности.

Список использованной литературы

Мерцалова Т.А. Информационная открытость системы образования: Вопросы эффективности государственной политики // Вопросы образования. 2015. №2.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Официальный сайт Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Манскийского Автономного Округа – ЮГРЫ. Обзор типичных нарушений за 1 квартал 2019 года. Режим доступа: UR I : https:// obrnadzor.admhmao.ru/proverki/informatsiya-o-rezultatakh-proverok provedenny kh-obrnadzorom-yugry/obzor-tipichnykh-narusheniy/ 2688834 /informatsiya-za-1-kvartal.

Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации» // «Российская газета». №188. 21.08.2014.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» // «Собрание законодательства РФ». 22.07.2013. №29. ст.3964.

Источник

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального закона

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

ГАРАНТ:

См. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

Информация об изменениях:

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о представительствах и филиалах образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организацией;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

Информация об изменениях:

г.1) о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами;

д) о языках образования;

Информация об изменениях:

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях, об образовательных стандартах и о самостоятельно устанавливаемых требованиях (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

Информация об изменениях:

з.1) о местах осуществления образовательной деятельности, сведения о которых в соответствии с настоящим Федеральным законом не включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности;

и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);

Информация об изменениях:

л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования, каждой научной специальности с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;

Информация об изменениях:

м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки, научной специальности (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);

н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;

о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;

п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

с) о трудоустройстве выпускников;

Информация об изменениях:

т) о лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности);

а) устава образовательной организации;

Информация об изменениях:

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

Информация об изменениях:

3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, организации дополнительного образования, подлежащих самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Показатели деятельности образовательной организации высшего образования, подлежащей самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Показатели деятельности организации дополнительного профессионального образования, подлежащей самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения самообследования образовательной организацией устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 198-ФЗ часть 2 статьи 29 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.1

4.1) документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования;

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Источник

Что означает принцип развития образовательного учреждения открытость оу

Комментарий к статье 29

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций (подп. 9 п. 1 ст. 3 комментируемого Закона).

Гарантией реализации этого принципа является возложенная на образовательную организацию обязанность по формированию открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию об их деятельности (ч. 1 комментируемой статьи). В свою очередь, открытость и общедоступных таких информационных ресурсов обеспечиваются путем их размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, и прежде всего на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

В ч. 2 комментируемой статьи конкретизируется состав информационных ресурсов, открытость и доступность которых обязуется обеспечить образовательная организация.

В состав открытых и доступных информационных ресурсов, прежде всего, должна входить основная информация о самой образовательной организации, исчерпывающим образом характеризующая ее как субъекта образовательного права.

Размещается информация о дате создания образовательной организации, ее учредителях, месте нахождения самой образовательной организации и ее филиалов, о структуре организации и органах управления. Информация об образовательной организации обязательно дополняется необходимой контактной информацией (график работы, почтовый адрес, телефоны и т.д.).

Размещаемая в Интернете информация об образовательной организации должна стать информационной гарантией реализации права каждого на образование и помочь абитуриентам, ученикам, их родителям и иным заинтересованным лицам выбрать свою образовательную программу, свою образовательную организацию. Для этого им потребуется, очевидно, информация об организации образовательного процесса в данной образовательной организации: о языках образования; сведения о реализуемых образовательных программах, о федеральных государственных образовательных стандартах (образовательных стандартах), о персональном составе педагогических работников, о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности. Для лиц, поступающих в образовательную организацию высшего образования или организацию дополнительного профессионального образования, может потребоваться информация о направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления.

Сделать правильный выбор образовательной программы и образовательной организации поможет также информация о трудоустройстве выпускников.

Многое об образовательной организации скажет информация о ее финансах и финансовом обеспечении образовательной деятельности: о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и юридических лиц.

Важную роль при принятии решения абитуриентом играет информация о социальных гарантиях обучающимся, которые представляет данная образовательная организация. Вот почему на ее сайте в Интернете обязательно должна присутствовать информация о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки, о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии.

Особо востребованной среди абитуриентов является информация о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям; о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки и т.д. Образовательная организация не только обеспечивает свободный доступ к такой информации, но и оперативно ее обновляет, особенно в период приемной кампании.

Свободный доступ к информационным ресурсам о конкретной образовательной организации предполагает также доступность копий основных документов, подтверждающих правосубъектность образовательной организации, характеристики ее правового статуса и финансового состояния. В этой связи на образовательную организацию возложена обязанность обеспечить свободный доступ всех заинтересованных лиц к копиям следующих документов: устава образовательной организации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, плана финансово-хозяйственной деятельности.

На сайте образовательной организации должны быть размещены также копии основных локальных актов, принимаемых образовательной организации в рамках своей компетенции по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 комментируемого Закона).

В свободном доступе должны находиться результаты самообследования организации.

Минобрнауки России устанавливает:

— показатели самообследования (Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» );

Российская газета. 19.02.2014. N 38.

— порядок проведения самообследования (Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» ).

Российская газета. 12.07.2013. N 151.

В процессе ежегодно организуемого самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых Минобрнауки России.

Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Законодатель отдельно упоминает в качестве составных частей информационных ресурсов, свободный доступ к которым должна обеспечить образовательная организация:

— копию документа о порядке оказания платных образовательных услуг (включая образец договора об оказании платных образовательных услуг) и документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

— копию документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми, за содержание детей в образовательной организации, за проживание в интернате и т.д.;

— копию предписаний Рособрнадзора и иных органов, осуществляющих государственный контроль в сфере образования, и копии отчетов об исполнении таких предписаний.

Отметим, что перечень составных частей информационных ресурсов, к которым организация обеспечивает свободный доступ, является открытым: организация по своему усмотрению может размещать на своем сайте любую иную информацию.

СЗ РФ. 2013. N 29. Ст. 3964.

В Правилах уточняется состав информационных ресурсов, свободный доступ к которым должна обеспечить образовательная организация, определяется, что размещение информации на официальном сайте происходит в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Рособрнадзором (Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации» ).

Российская газета. 21.08.2014. N 188.

В Правилах устанавливается также ряд требований:

— по обновлению размещенной информации: не позднее 10 рабочих дней после изменения сведений об образовательной информации;

— по соблюдению законодательства о персональных данных при размещении и обновлении информации;

— требований к технологическим и программным средствам, которые используются для функционирования официального сайта образовательной организации.

Такие технологические и программные средства должны обеспечивать:

а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы;

б) защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении ее;

в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее восстановление;

г) защиту от копирования авторских материалов.

В Правилах установлена возможность размещения соответствующей информации не только на русском языке, но и на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках.

Надлежащим образом исполнить обязанность образовательной организации по обеспечению свободного доступа к ресурсам, содержащим информацию о ее деятельности, помогают разъяснения Рособрнадзора.

Так, например, в письме Рособрнадзора от 25 марта 2015 г. N 07-675 «О направлении Методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования)» разъясняются специфика размещения информации об условиях предоставления жилого помещения в общежитии обучающимся (в том числе в части размеров оплаты за проживание) и вопросы создания версии официального сайта для слабовидящих, раскрываются технические особенности размещения информации об образовательной организации в открытых источниках и т.д.

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *