что означает приоритетное направление
Значение слова «приоритет»
1. Первенство по времени в научном открытии, изобретении, исследовании и т. п. Приоритет в ряде географических открытий и исследовании Северной Земли принадлежал нам — советским людям, посланцам Советской страны. Ушаков, По нехоженой земле.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРИОРИТЕ’Т, а, мн. нет, м. [от латин. prioritas] (книжн.). Первенство, первое место по времени в открытии, изобретении, формулировке какой-н. идеи; преимущественное право на что-н. П. советских ученых в изобретении способа получения искусственного каучука. П. за нами.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
приорите́т
1. первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности ◆ В отношении же времени фактического получения основных результатов имеются все основания считать приоритет принадлежащим И. Ньютону, который к основным идеям дифференциального и интегрального исчисления пришёл в течение 1665-66. А. Н. Колмогоров, «Математика», 1954 г. (цитата из НКРЯ)
2. преимущество; преобладающее, первенствующее значение чего-либо ◆ Имейте в виду: на обозначенном пешеходном переходе пешеход всегда имеет приоритет, а вы обязаны снизить скорость и пропустить его. Ирина Муравьёва, «Поспешай не торопясь», 2001.03.15 г. // «Туризм и образование» (цитата из НКРЯ)
3. обычно <<мн>> то, чему даётся предпочтение, что является первоочередным ◆ Губернатор области озвучил приоритеты бюджетной и налоговой политики на ближайшее время.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перебудить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Приоритет при поступлении в вуз
Изучая правила приема вузов, абитуриенты сталкиваются с понятием «приоритет при поступлении», которое используется в разных ситуациях. Первая из них – когда идет речь о преимущественном зачислении льготников, вторая – если говорится о выборе направления подготовки, которое надо обозначить, подавая заявление. В чем же состоит разница и что значит приоритет при поступлении в вузы – обо всем по порядку.
Кому предоставляются преимущества при зачислении
Законодательство устанавливает три категории абитуриентов, имеющих льготные основания для поступления в вузы:
Абитуриенты первых двух категорий получают приоритет при поступлении в вуз – их зачисляют в первую очередь, еще до начала основного конкурса.
В первую группу входят победители и призеры Всероса, они зачисляются БВИ. По решению вуза такая же возможность может быть предоставлена и победителям олимпиад I–III уровней из перечня Минобрнауки. Олимпиадники могут подавать заявления в несколько учебных заведений, но использовать свое право на поступление БВИ им разрешается только в одном вузе. Эта привилегия доступна для них в течение 4 лет после участия в олимпиаде, но вузы имеют право сокращать этот срок до года, поэтому надо внимательно читать правила приема каждого учебного заведения.
Рейтинговые учебные заведения проводят для школьников свои интеллектуальные конкурсы, не все они входят в перечень РСОШ, утвержденный Минобрнауки. Тем не менее вузы-организаторы предоставляют их победителям особые права при поступлении (обычно зачисление БВИ), но только на специальности, соответствующие предметному профилю олимпиады.
Поступление БВИ возможно также для членов сборных команд РФ, принимавших участие в международных интеллектуальных конкурсах, если выбранное направление соответствует профилю состязания. Без экзаменов студентами вузов становятся и те, кто относится к категории льготников, указанных в п. 33 приказа Минобрнауки № 1147.
Вторую группу составляют абитуриенты, имеющие право претендовать на поступление в вуз по особой квоте, – это те, кто перечислен в п. 34 приказа Минобрнауки № 1147.
Внутри этой категории проводится отдельный конкурс, по итогам которого абитуриентов, набравших проходной балл, зачисляют на бесплатные места.
Третья группа – это те, кто получает приоритет поступления в вуз, участвуя в общем конкурсе. В случае равенства баллов и равноценности других оснований в первую очередь зачислят абитуриентов, которые входят в перечень, зафиксированный в 7 и 9 пунктах 71 статьи закона об образовании и в 35 пункте приказа № 1147 Минобрнауки. Это внушительный список из 13 категорий льготников, к которым относятся:
Кто именно относится к каждой из категорий, подробно перечислено в приказе № 1147.
Приоритет при поступлении в военные вузы или на направления для подготовки госслужащих отдается выпускникам кадетских корпусов, Нахимовских и Суворовских училищ. Преимущества при зачислении в армейские академии и институты получают дети штатных или демобилизованных военных, прослуживших минимум 20 лет.
В целом у этой делящейся на три категории большой группы льготников есть приоритет перед остальными абитуриентами, но и обладающих особыми правами тоже зачисляют в определенной очередности с учетом «веса» их преимущества.
Приоритет при ранжировании списков
С 20 июня по 26 июля в вузах идет прием документов. 27 июля публикуется ранжированный список абитуриентов по убыванию общей суммы конкурсных баллов. 28 июля завершается срок подачи оригиналов, а на следующий день, 29 июля, подписываются и выкладываются на сайтах приказы о зачислении. На этом, условно говоря, нулевом этапе поступления приоритет отдается абитуриентам с преимущественными правами на зачисление:
Вне конкуренции – абитуриенты, получившие право поступать без вступительных экзаменов. Они становятся студентами раньше всех остальных кандидатов. Но и списки поступающих БВИ тоже ранжируют, делают это в следующем порядке:
Дальше начинается борьба за бюджетное место среди поступающих по особым и целевым квотам, среди них проводятся отдельные конкурсы. В пределах каждой категории будут зачислены абитуриенты с более высокими баллами, подавшие подлинники аттестатов и заявления о согласии.
На оставшиеся бесплатные места проводится основной конкурс. Списки поступающих на общих основаниях ранжируются по убыванию суммы конкурсных баллов. При банальном математическом равенстве итоговых показателей приоритетом при поступлении пользуются абитуриенты с более высокими оценками:
Если и эти критерии равноценны, в ранжировании учитывается преимущественное право зачисления (социальная льгота).
Из списка выбывают те абитуриенты, которые не подали или забрали оригиналы и заявления о согласии. Если останутся свободные места, то снова происходит ранжирование списка до полного набора.
Приоритет специальности
При поступлении в вузы абитуриенты сталкиваются еще с одним приоритетом – специальности/направления. Его надо указать в заявлении о приеме или отдельной анкете – где именно, зависит от правил приема каждого учебного заведения, и об этом обязательно информируют всех поступающих. При подведении итогов конкурса зачисление будет проходить в соответствии с обозначенным приоритетом.
Что же такое этот еще один приоритет при поступлении? К преимущественным правам на зачисление, установленным федеральными законами, он не имеет никакого отношения. Это личный рейтинг направлений/специальностей/профилей/программ, который абитуриент составляет для того, чтобы указать приемной комиссии, куда он хотел бы поступить больше всего, а какие варианты рассматривает как запасные.
Абитуриент по своему усмотрению расставляет приоритеты для направлений подготовки или специальностей по условиям поступления (по льготам или без них), формам обучения (дневная или заочная, контракт или бюджет):
Если поступающий в первую волну проходит на специальность/форму обучения, указанную как первый приоритет, он автоматически выбывает из конкурса по остальным своим предпочтениям. В ситуации, когда до 3 августа не удалось пройти на самую желаемую специальность, а на запасные – вторую и третью – абитуриент рекомендован к зачислению, он не обязан отказываться от дальнейшего участия в конкурсе по своему первому приоритету. Автоматически его не зачислят туда, куда он прошел: без письменного согласия это запрещено. Можно дождаться выхода списков тех, кто попадает на бюджетные места во второй волне, и, если в этот раз всё сложилось, нести в приемную комиссию оригинал аттестата и заявление на зачисление. Если нет, то довольствоваться вариантами, оставшимися по второму и третьему приоритету.
Итак, при поступлении в вузы есть два вида приоритета. Первый, объективный, – это законодательно установленное для определенных категорий абитуриентов право на преимущества при зачислении. Второй, субъективный, – это выбор направления подготовки, который в зависимости от своих предпочтений делает сам поступающий. И если объективный приоритет – фактор, зачастую никак не зависящий от самого абитуриента, то, правильно воспользовавшись возможностями расставлять субъективные приоритеты, можно выстроить победную стратегию поступления в вуз.
Приоритеты в жизни: как определить, советы психологов
На протяжении жизни каждый человек сталкивается с множеством проблем не только личного, но и общественного характера. Возникает масса вопросов, какие из них стоит решать в первую очередь, какие отложить на долгий срок, а какие просто проигнорировать. И как нужно построить свою жизнь, чтобы она была комфортной для себя и окружающих. Существует единственный ответ, который поможет расставить все по своим местам. Необходимо правильно расставить в жизни приоритеты и постараться от них не отступать.
Значение понятия
Человеческая жизнь имеет много граней, она сложна, непредсказуема и индивидуальна. Каждый человек имеет свой характер, поэтому к одинаковым событиям в жизни люди относятся по-разному. Взгляды на происходящие события и их восприятие отличает одного человека от другого. Каждый ассоциирует слово «приоритет» с разными вещами. Студент видит перед собой долгожданный диплом, спортсмен – победу в соревновании, молодой специалист – карьерный рост. Понятие, что такое жизненные приоритеты, можно охарактеризовать следующей фразой: «Приоритеты – это занятия, которые смогут через определенное время оправдать силы и время, которое на них потратили».
Классификация приоритетов
Приоритеты всегда направлены на получение желаемого результата, достижение поставленных целей. Для этих действий потребуется определенное количество времени. По этому принципу и принято классифицировать жизненные приоритеты:
Модель приоритета
В современном мире принято различать восемь составляющих комплексной модели приоритета.
Факторы влияния
Ценности и приоритеты в жизни зависят от множества факторов. Основополагающими в этом вопросе являются время, события и обстоятельства, которые повлияли на мировоззрение человека.
Время всегда определяет приоритеты. Начиная с сознательного возраста ребенок старается научиться быть самостоятельным. Затем он учится читать и писать, играть в определенные игры. Познавая мир, малыш дает старт расстановке своих приоритетов в жизни. В дальнейшем молодые люди ставят перед собой цель выучиться и освоить профессию. В этом возрасте они редко задумываются о своем здоровье, о будущей семье и т.д. Зрелые люди больше времени уделяют здоровью, отдыху, традициям. Из этого следует, что приоритеты в жизни меняются со временем, и каждому поколению свойственна индивидуальная их расстановка.
Немаловажным фактором являются события, которые происходят с человеком на протяжении жизни. Это накопленный опыт, взгляд с другого ракурса, переоценка ценностей. Эти события могут иметь положительный характер (к примеру, встреча с любимым человеком, единомышленником). Все, что казалось важным до сих пор, отходит на задний план, и появляются новые желания. Иногда опыт бывает печальным, и тогда разочаровавшийся человек кардинально меняет свои планы и взгляды.
Обстоятельства также влияют на изменение мировоззрения. Человек может вынужденно поменять свои жизненные приоритеты. Примером станет работа фермера, которая полностью зависит от погодных условий. У человека была цель собрать урожай и благополучно его реализовать, но постоянные дожди или засуха помешали осуществиться его мечте. Опасаясь аналогичных погодных аномалий, фермер больше не станет рисковать и в следующем году предпочтет то направление в хозяйстве, которое не зависит от погоды.
Мужские приоритеты
Приоритеты в жизни распределяются не только по возрастному, но и по половому признаку. Мужчина является защитником, продолжателем рода и надежной опорой для своей семьи. Он всегда мечтает о самореализации, поскольку только в таком статусе чувствует себя уверенно. Именно поэтому главным приоритетом для представителей сильного пола является материальная независимость. Она позволит обеспечить семью и сделать близких людей счастливыми. Наиболее популярными целями в жизни мужчин становятся:
Женские приоритеты
Приоритеты в жизни женщин кардинально отличаются от мужских. Представительницы прекрасного пола уделяют больше внимания семейным хлопотам, отношениям с мужем, воспитанию детей. Они стараются создать семейный уют, обеспечить комфортные условия для домочадцев, заботятся о здоровье своих близких родственников, чтят традиции и т.д. Работа и карьера для них становятся второстепенными, хотя бывают и исключения. Иногда женщины прекрасно совмещают семью и трудовую деятельность, не отдавая предпочтения ни одному из этих аспектов. Но наиболее популярными для дам являются такие приоритетные направления, как:
Сегодняшние приоритеты
Необходимо понять и осознать, что у каждого человека на сегодняшний день есть определенная шкала ценностей. Даже если никогда до этого момента не заниматься анализом своих приоритетов, можно с уверенностью утверждать, что она появилась в голове у человека неосознанно. Главным принципом является понятие важности того или иного дела. Если человек не просто понимает, что это важно, но и делает то, что важно, это и является для него мотивацией на сегодняшний день..
Ограниченный список
Главные приоритеты жизни не стоит путать со списком желаний. Чтобы определиться в выборе, необходимо выделить несколько самых важных направлений в жизни. Просто представить, что список состоит из десяти пунктов и стараться его не превышать. Необходимо формировать цели, которые обеспечат желанное состояние. К примеру, не стоит планировать иметь высокие доходы и при этом не желать работать, не хотеть бросать вредные привычки и мечтать о крепком здоровье. Стоит быть готовым к тому, что чем-то придется пожертвовать.
Собственный комфорт
Очень часто приоритетными становятся те аспекты, которые не приносят человеку удовлетворения. Он вынужден заниматься тем, чем не хочет, общаться с теми, кто ему неприятен. Именно в этом случае на первое место выходит слово «надо», которое полностью затмевает чувства и желания. Психологи рекомендуют грамотно распределить личные качества и добродетели. Качества характера позволяют человеку преуспеть в карьере, добиться ошеломительных успехов в производственной сфере. Но у него еще есть семья, личные привязанности, увлечения и т.д. Многие люди отдают предпочтение материальным аспектам и почти совсем игнорируют те моменты, которые близки его сердцу. Необходимо прислушаться к своей душе и обязательно включить в свои приоритеты чувства и ощущения. Внутренняя гармония и душевный комфорт и станут отправной точкой, а навести порядок в делах станет намного проще.
Поиск собственных ценностей
Чтобы суметь правильно расставить свои приоритеты, необходимо проанализировать собственные мысли и желания. Психологи рекомендуют найти для себя время и ответить на четыре простых вопроса:
Отвечая на поставленные вопросы, человек неожиданно поймает себя на мысли, что знает, как расставить в жизни приоритеты. Он определится со своими желаниями, найдет правильное решение вопросов. А последний пункт позволит человеку отсеять все ненужное, что может ему помешать на пути к своей мечте.
Такой самоанализ стоит проводить не реже одного раза в год, поскольку жизнь переменчива и быстротечна. Планы могут попросту не успеть осуществиться, взгляды – поменяться, обстоятельства – измениться. Благодаря этой незамысловатой процедуре можно подытожить всю проделанную работу и составить себе аналогичный план на дальнейший период.
Категории потребностей Авраама Маслоу
Американский психолог Авраам Маслоу вывел свою теорию, предложенную в виде иерархии человеческих потребностей. Теория пирамиды снискала огромную популярность в области маркетинга, поскольку дала возможность отследить принцип мотивации для покупателей с целью продажи большего количества товара. Но наиболее ценной является теория для простых людей, которые стремятся упорядочить свою жизнь и сделать ее счастливой. При помощи пирамиды можно понять, что такое приоритеты в жизни и в какой последовательности следует их расставлять. По версии Маслоу, существует пять категорий потребностей:
Каждый человек может расставить свои приоритеты по предложенному принципу и отслеживать прогрессивные результаты по достижению цели. Рекомендуется сделать пирамиду по принципу: от самого необходимого и простого до самого глобального долгосрочного и сложного. Чем чаще человек будет смотреть на свои приоритеты в жизни, тем точнее будет понимать, как достичь совершенства и желаемого счастья.
Правильно расставленные приоритеты являются залогом счастья и благополучия. Человек, который ни к чему не стремится, никогда не сможет почувствовать вкус победы. Стоит немного упорядочить свою жизнь, найти правильный вектор движения, и радостные дни станут постоянными спутниками долгой и счастливой жизни.
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.