что означает профессиональная задача видеть ученика в образовательном процессе
Решение профессиональных педагогических задач имеет и свои особенности
Профессиональная педагогическая задача характеризуетсяобъективными и субъективными критериями. К первым относятся: масштаб задачи; недостаточность (избыточность) условий; контекст (точнее, необходимость «переноса» полученного ранее решения в новые обстоятельства); неоднозначность (многовариантность) решения. Ко вторым относится количество затрачиваемых на решение задачи ресурсов: временных, информационных, психологических, физических, материальных, организационных.
Содержательная характеристика задачи – на каком материале (фактах, позициях, суждениях и т.п.) построена задача.
Процессуальная характеристика задачи – какие действия (элементы поведения, операции, поступки, отношения, оценки, ситуации выбора и диалога) предполагаются в ходе решения задачи.
Контекстуальная характеристика задачи – каким образом конкретная задача связана с общим проблемным контекстом – личностным, социальным, образовательным, информационным, коммуникативным, культурным и др.
В основе «продукта» решения задачи может быть: информация, действия, операции, отношения, суждения и оценки, форма поведения (в том числе эмоционально-волевого, этического, психологического).
«Продукт» может быть представлен, например, в виде текста (программы, выступления, проспекта книги, конспекта урока, презентации, афиши, рекламы, листовки, методических. рекомендаций, проекта, методической разработки и т.д.), а также текста описания (стратегии поведения, способа действия, операций, технологий и др.).
Важной особенностью овладения умениями решать профессиональные педагогические задачи является определение своей позиции относительно мира педагогической науки, возможностей педагогического процесса, роли педагога в решении задачи содействия становлению человека, образования как фактора развития человека и общества. Именно эта позиция определяет выбор методов решения и выбор результата решения задачи. Поэтому, приступая к решению профессиональных задач, педагогу важно определить и ту позицию, исходя из которой, будет найдено решение конкретной задачи.
С какими профессиональными задачами, как правило, сталкивается педагог в своей профессиональной деятельности? По мнению авторов данного учебника, разделяющих концепцию развития профессиональной компетенции, разработанную учеными РГПУ им. А.И. Герцена, можно выделить следующие типовые задачи, к решению которых должен быть готов выпускник педагогического виза[12]. Каждая из задач комплексна по своей сути и раскрывается через различные варианты проявления в реальной профессиональной деятельности:
1) Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь:
Ø отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями;
Ø отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников;
Ø создавать у школьников мотивацию к учению;
Ø отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы.
2) Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь:
Ø выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников;
Ø предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики;
Ø разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения;
Ø разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.
3) Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь:
Ø организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке;
Ø использовать разные средства коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.);
Ø работать в команде;
Ø использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи;
Ø проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией;
Ø взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач;
Ø взаимодействовать с общественными организациями.
4) Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь:
Ø использовать информационные ресурсы (масс-медиа, интернет и др.);
Ø использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования;
Ø формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий;
Ø организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи;
Ø отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.
5) Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь:
Ø анализировать собственную деятельность;
Ø опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи);
Ø выбирать технологии самообразования;
Ø определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения.
Педагогический процесс развивается, в школу приходят новые дети, возникают новые педагогические задачи. Приведенный перечень уже сегодня может быть дополнен по крайней мере еще двумя задачами:
6) Задача «работать с информацией» означает, что педагог должен уметь:
Ø ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах);
Ø адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке;
Ø стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе;
Ø эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы.
7) Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен уметь:
Ø эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие;
Ø привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность;
Ø эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач;
Ø надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования;
Ø управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров;
Ø решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами;
Ø обеспечивать и удерживать внимание класса;
Ø устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их;
Ø адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации.
Каждый раздел учебника завершается профессиональной задачей, которую мы предлагаем студентам решить самостоятельно.
ЗАДАНИЕ
Проанализируйте предложенный перечень типовых профессиональных задач.
Какие ещё задачи Вы бы добавили в приведенный перечень?
Аргументируйте свои ответы.
Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.
Что собой представляет педагогика и что она изучает?
Во введении в раздел отмечалось, что одной из важнейшей особенностью современного этапа развития образования является его инновационность. Инновации (от латинского «novatio», что означает «обновление») в образовании можно рассматривать как:
· средство реагирования системы на внешние изменения,
· механизм развития системы образования,
· фактор, обусловливающие потребность в рефлексии сложившегося опыта,
· конечный результат деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
ЗАДАНИЕ
Термин «инновация» ввел австрийский экономист Й. Шумпетер
1) novus –новый*, не всегда лучший
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИнесса Илларионова
Похожие презентации
Презентация на тему: » ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.» — Транскрипт:
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения
2 Требования рынка труда К профессиональным качествам педагога К личностным качествам педагога
3 Профессиональная компетентность учителя Профессиональная компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
4 Новые контексты деятельности педагога – новые образовательные результаты Личностные результаты обучения отражают индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия Предметные результаты обучения – это опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира
5 Функции профессиональной деятельности учителя Функция – явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления Функции педагогической деятельности: 1) направленные на себя 2) направленные «вовне» Новые функции в профессионально-педагогической деятельности учителя: функция содействия образованию школьника Функции проектирования индивидуального образовательного маршрута и управления функции рефлексии и самообразования
6 Профессиональные задачи учителя
7 1. Видеть ученика в образовательном процессе
8 Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь 1. отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями; 2. отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников; 3. создавать у школьников мотивацию к учению; 4. отслеживать результативность освоения школьниками образовательной программы, выявлять их достижения и проблемы.
9 2. Строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования
10 Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования» означает, что педагог должен уметь 1. выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников; 2. предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики; 3. разрабатывать способы педагогической поддержки школьников, помогать преодолевать учебные затруднения; 4. разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.
11 3. Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образования
12 Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» предполагает, что педагог должен уметь 1. организовывать сотрудничество школьников между собой, их взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке; 2. использовать разные средства коммуникации (электронную почту, Интернет, телефон и др.); 3. работать в команде; 4. использовать формы и технологии продуктивного взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи; 5. проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией; 6. взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач; 7. взаимодействовать с общественными организациями.
13 4. Создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности
14 Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь 1. использовать информационные ресурсы (СМИ, Интернет и др.); 2. использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования; 3. формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий; 4. организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи; 5. отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.
15 5. Проектировать и осуществлять профессиональное образование
16 Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь 1. анализировать собственную деятельность; 2. опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи); 3. выбирать технологии самообразования; 4. определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения.
17 Взаимосвязь задач профессиональной деятельности педагога и содержания аттестации Задачи профессиональной деятельности педагога 1. Видеть ученика в образовательном процессе 2. Строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования 3. Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса 4. Создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности 5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование Содержание аттестации 1. Пакеты аттестационных заданий: Реализация ОП в соответствии с особенностями контингента обучающихся Построение образовательного процесса. Направленного на достижение учащимися целей ОП Установление взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в ходе реализации ОП Создание среды реализации ОП и использование ее возможностей в образовательном процессе 2. Отчет о результатах самоанализа профессиональной деятельности и достигнутых результатов
18 Взаимосвязь задач профессионального стандарта педагога и содержания аттестации Общетрудовые функции профессионального стандарта 1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Содержание аттестации 1. Отчет о результатах самоанализа профессиональной деятельности и достигнутых результатов 2. Пакеты аттестационных заданий: Реализация ОП в соответствии с особенностями контингента обучающихся Построение образовательного процесса. Направленного на достижение учащимися целей ОП Установление взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в ходе реализации ОП Создание среды реализации ОП и использование ее возможностей в образовательном процессе Установите взаимосвязь
19 Обратимся к структуре профессиональной задачи
Доклад на тему: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» (К.Д.Ушинский)
Цель: выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы
2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя
3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога
4. Выработать меры по совершенствованию самообразовательной деятельности педагогов.
Профессиональное совершенство педагога — индивидуально своеобразный путь (траектория) личности с начала формирования представлений о профессии, намерениях и до завершения профессиональной биографии.
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус.
Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность.
В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Профессиональные задачи педагога
1) Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь:
— отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями;
— отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников;
— создавать у школьников мотивацию к учению;
— отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы.
2) Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь:
— выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников;
— предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики;
— разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения;
— разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.
3) Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь:
— организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке;
— использовать разные средства коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.);
-работать в команде;
— использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи;
— проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией;
— взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач;
— взаимодействовать с общественными организациями.
4) Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь:
— использовать информационные ресурсы (масс-медиа, интернет и др.);
— использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования;
— формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий;
— организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи;
— отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.
5) Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь:
— анализировать собственную деятельность;
— опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи);
— выбирать технологии самообразования;
— определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения. Педагогический процесс развивается, в школу приходят новые дети, возникают новые педагогические задачи. Приведенный перечень уже сегодня может быть дополнен по крайней мере еще двумя задачами:
6) Задача «работать с информацией» означает, что педагог должен уметь:
— ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах);
— адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке;
— стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе;
— эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы.
7) Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен уметь:
— эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие;
-привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность;
— эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач;
— надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования;
— управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров;
— решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами;
— обеспечивать и удерживать внимание класса;
-устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их;
— адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации
На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
4) развитие в центре инновационных процессов.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
1. Ежедневная работа с информацией.
2. Желание творчества.
3. Стремительный рост современной науки.
Источники получения знаний:
3. литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
7. семинары и конференции;
9. мероприятия по обмену опытом;
10. экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
11.курсы повышения квалификации;
12. путешествия.
Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. Выявлены факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:
— Недостаток времени;
— Состояние здоровья;
— Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;
— Недостаточная поддержка со стороны администрации;
— Собственная инерция.
Чтобы самообразование стало продуктивным, влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму.
К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление учителя к саморазвитию минимизировать мы не в силах.
Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы стимулирующие саморазвитие учителя.
К этим факторам можно отнести следующие:
1. Интерес к работе;
2. Возрастающая ответственность за результаты труда;
4. Новизна деятельности;
5. Обучение на курсах;
6. Пример и влияние администрации;
7. Организация методической работы;
8. Возможность получения признания в коллективе.
Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
1.победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;
2. активное участие и призовые места обучающихся в научно – практической конференции;
3. публикации творческих работ обучающихся на школьном сайте;
4. высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
5. высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым предметам и
успешное прохождение промежуточных и итоговых аттестаций.
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
По каждому из разделов программы в качестве приложений могут быть представлены любые материалы, свидетельствующие о реализации намеченного. Дополнением (составной частью) к индивидуальной программе профессионального развития педагога служит портфолио, целью которого является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога. В портфолио помещаются материалы на бумажном носителе. Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Именно портфолио представляет и обобщает опыт каждого педагога в период его аттестации.
Нельзя жить по старинке, нельзя мыслить и поступать как все.
Необходимо помнить, что жизнь – это вечное движение вперёд! И Учитель XXI века – это высококвалифицированный специалист, всегда готовый к любым жизненным переменам, в совершенстве владеющий разнообразными педагогическими технологиями, ну и, конечно, Человек с большой буквы!
Список использованной литературы
2. Дистервег А. Избр. пед. соч. [Текст]М., 1956.- 258с.
3. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами [Текст] — Владивосток: ПИППКГС, 1997. – 448с.
4. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] М., 1987.- 123с.
7. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина [Текст] М., 1997.-324с.
8. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.- 2010.-№5.-120с.
9. Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.-С.128-134
10. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.-С.61-62
11.Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2.-С.25-32