что означает равноапостольная княгиня
Начальница веры
Наши современницы о святой равноапостольной княгине Ольге
«Настоящая сила не боится смиряться и поклоняться тому,
что достойно поклонения»
– Образ княгини Ольги весьма востребован у современных женщин, и не только христианок. Образ воительницы, женщины сильной, властной и самостоятельной – это любимый образ современного кино и идеал для подражания многих женщин. Но святая княгиня не стала «заложницей образа», ее личность гораздо глубже.
Самовластная правительница-вдова не пожелала после смерти князя Игоря делить власть ни с одним мужчиной, сохранив ее для сына. Сильная женщина! Но она не стала рабой собственной силы, власти и «общественного мнения». Вырастив сына, она неожиданно для окружающих устремилась к Тому, Кому захотела добровольно покориться, – ко Христу. Ради крещения она презрела помыслы из разряда «что обо мне подумают» – ведь принятие веры от государства, на которое еще не так давно наводили страх походы ее покойного мужа, могло показаться подданным делом постыдным.
Сильная женщина! Но она не стала рабой собственной силы, власти и «общественного мнения».
Сын Ольги Святослав тем позже и отговаривался от крещения: мол, дружина надо мной смеяться будет. И речь ведь могла идти не только о насмешках, но и об угрозе восстания, переворота, но для Ольги это был не аргумент. И современной женщине сегодня важно помнить, что настоящая сила не боится смиряться и поклоняться тому, что достойно поклонения, и не волнуется о том, что «люди скажут».
«Важно воспитать в себе терпение»
Инокиня Ольга (Гобзева), председатель Координационного совета женских благотворительных организаций Русской Православной Церкви:
– Святая равноапостольная Ольга была мудрым государственным деятелем и тончайшим дипломатом. Она посетила Константинополь не только из-за государственных нужд, но и настояла на том, чтобы император Константин стал ее духовным восприемником при крещении. Это было нужно не только самой Ольге, но в большей степени это было важно для государства Российского. Великая княгиня, став дочерью императора, сделала Византию духовной матерью Руси, приобщив православной культуре свой народ. В скором времени Русь стала благодатной преемницей православной веры. Бог даст, и это преемство останется в веках с нами. Византия сама передала нам бесценный дар – христианскую веру – благодаря великой равноапостольной княгине Ольге.
Современная женщина-христианка должна, как мне кажется, воспитать в себе одно важное качество – терпение. Святая равноапостольная Ольга была очень терпелива. Она месяцами ожидала приема императора Константина. Терпелива была по отношению к сыну – князю Святославу, который так и не принял христианство, несмотря на уговоры матери.
Потерпеть другого, а иногда потерпеть и себя. Относиться к собственной персоне трезво, не мечтая о себе слишком высоко.
Княгиню Ольгу любил и почитал русский народ, а в легендах и преданиях княгиня Ольга и мудрая, и прекрасная, и милостивая. Она была щедра и добра к своему народу. Нужно учиться терпению: потерпеть другого, а иногда потерпеть и себя. Относиться к собственной персоне трезво, не мечтая о себе слишком высоко. Большее внимание обращать на нужды и беды ближнего нашего, тогда и наша жизнь станет содержательней и глубже. Нет ничего лучше, нежели «постоять за други своя»!
«Святая княгиня может стать для страдающих женщин ближайшей молитвенной помощницей»
– Многие святые жили от нас в такие далекие времена, которые кажутся нам скорее сказочными и былинными, нежели реальными. И именно из-за этой сказочности зачастую незаслуженно умаляется значимость многих святых. Они нами воспринимаются не как реальные люди, а как некие полумифические персонажи, окутанные, словно туманом, вековой пеленой времен.
Церковь дает нам величайший дар почитания святых, который удивительным образом реализуется вне времени. Церковь учит нас смотреть сквозь время благодаря данному нам богослужению, в котором мы можем обращаться к святым непосредственно – как к живым. И одним из таких живых примеров является для нас великая княгиня Ольга, образ живой реальной женщины, наделенной по тем временам небывалой властью и высочайшим положением в обществе.
Сколько молитв и сколько слез пролила она за своего сына, прося у Бога вразумления для него!
Став христианкой, она желала обратить ко Спасителю и единственного возлюбленного сына своего – князя Святослава. И можно легко понять ее скорбь, которую ей пришлось нести всю жизнь, до самой кончины, легко представить, сколько молитв и сколько слез пролила она за своего сына, прося у Бога вразумления и обращения для него. Даже на смертном одре она умоляла его оставить язычество и обратиться ко Христу. Это ли не пример для многих и многих современных женщин и матерей, которые, став христианками, не нашли понимания у своих близких, которые годами молятся за своих непутевых детей и неверующих мужей. Разве не то же самое многие наши современницы переживают, что переживала великая княгиня Ольга?
Ушли былинные времена, ушли князья, а человеческое горе осталось прежним, и счастье осталось прежним, и те же человеческие страсти кипят в душах людей, что и тысячи лет назад кипели, но и молитва осталась той же. Думаю, что великая княгиня, удостоившись дерзновения у Бога, может стать для страдающих женщин ближайшей молитвенной помощницей. И в том уникальность нашей христианской веры, что мы имеем возможность общаться со святыми вне времени и просить их заступничества в наших современных житейских и семейных скорбях. Молитвы Ольги всё же не остались без ответа, она была награждена в своем внуке – князе Владимире, который сыграл поворотную роль в судьбе нашей страны.
Сейчас, когда страсти междоусобицы вновь особенно накалились, все христиане должны усердно призывать заступничество тех святых, которые в свое время пережили нечто похожее и силой молитвы, силой своей веры сыграли немаловажную роль в историческом становлении и единстве нашей родины. Среди целого сонма таких святых находится и равноапостольная Ольга. Она может молиться и за нашу страну, которая ей небезразлична и сейчас, и она может молиться за каждого человека, который ее об этом попросит, особенно если это касается неверия и непонимания близкими людьми.
Святая равноапостольная Ольга, моли Бога о нас.
«Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет»
Ольга Рожнёва, писательница, филолог, переводчик:
– У великой княгини современная женщина-христианка, во-первых, может поучиться целомудрию, уму и решительности. Ведь охраняя чистоту своего девства, юная Ольга образумила князя Игоря, укротила его похоть; позднее она стала его законной женой.
Во-вторых, жертвенность характера: потеряв мужа, княгиня пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до его совершеннолетия княжескую власть. И сила духа – ее почувствовали и дружинники Игоря, признавшие после его гибели в Ольге законного правителя Киевской Руси.
Суетность мирских попечений, богатство, власть не затмили ей жизнь духа: она искала правую веру и обрела ее.
Духовность: суетность мирских попечений, богатство, власть не затмили ей жизнь духа: она искала правую веру и обрела ее. Преподобный Нестор Летописец свидетельствовал: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».
Мудрость, дипломатичность, дальновидность. Такого ненавистника русских, как император Константин, не просто было подвигнуть стать крестным отцом русской княгини. А крестивший ее патриарх Константинопольский Феофилакт предрек: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».
Православная Жизнь
Предисловие
В конце июля нас ожидают дни памяти удивительных отечественных святых, которые осознали гибельность язычества и привели с Божьей помощью восточных славян к православию. 11 июля по старому стилю (24 июля н.ст.) – святой равноапостольной великой княгини Ольги. На следующий день – 12 (25) июля – мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна. А 15 (28) июля – равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия: День Крещения Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Прежде чем начать разговор о святой равноапостольной княгине Ольге, хочется, дорогие братья и сестры, сказать о том, что русичи – современники княгини – очень отличались от нас. У славянских наших предков-язычников совсем иное было отношение к жизни другого человека, к браку и многим морально-нравственным категориям, которые стали нашим общественным фундаментом сегодня и которые привил нам Господь наш Иисус Христос и Его Святая Церковь.
Многие поступки людей прошлых веков нам кажутся страшными и очень жестокими, но им самим так не казалось. Ведь они жили по агрессивным, почти звериным, хищным законам язычества, девиз которого – «служи себе, угождай своим страстям, подчиняй себе других для этой цели».
Современный человек часто не задумывается о том, что такие, как сейчас говорят, демократические принципы – право на жизнь, на частную собственность, свобода совести, право на охрану здоровья, институт брака – детища христианской, православной морали, вышедшие из чрева Матери-Церкви, имеющие в себе ген заповедей Божиих из Священного Писания.
Современный человек может декларировать, что он атеист и даже активный богоборец, но ходит в жизни по дорожкам, созданным и пробитым для него именно христианством.
Цель данного блока трех статей, основанных на житиях святой равноапостольной княгини Ольги, киевских мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, а также святого равноапостольного великого князя Владимира – показать подвиг этих воистину великих людей, которые вывели восточных славян из страшной, разрушительной тьмы язычества. И с другой стороны, показать существование опасности сегодня – в XXI веке – перечеркнуть духовный подвиг десятков поколений славянских православных святых и путем неоязычества, эгоизма, культа тела и удовольствий снова ввергнуться в гибельную и разрушительную духовную тьму, из которой с такими скорбями и трудом нас выводили наши святые предки.
И воистину денницей, предутренней зарей, луною, предваряющей солнце и освещавшей во тьме язычества путь ко Христу для целого конгломерата народов, была княгиня Ольга.
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи», –вот что о ней писал преподобный Нестор Летописец в своем произведении «Повесть временных лет».
Святая Княгиня Ольга. Владимирский собор в Киеве. М. Нестеров
«Ольга» –это значит «святая»
Действительно, имя «Хельга» имеет скандинавские корни и переводится на русский язык как «святая». В славянском произношении имя произносилось как «Ольга» или «Вольга». Очевидно, что она с детства имела три особенных качества характера.
Первое – богоискательство. Конечно же, имя «Ольга», или «святая», подразумевало языческое понимание святости, но все равно оно определяло какое-то духовное и неотмирное устроение нашей великой древнерусской святой княгини. Как подсолнух тянется к солнцу, так и она всю жизнь тянулась к Господу. Она искала Его и обрела в византийском православии.
Вторым качеством ее характера было дивное целомудрие и несклонность к разврату, который бушевал вокруг нее в славянских племенах того времени.
И третьим качеством внутреннего устроения Ольги была ее особенная мудрость во всем – от веры до дел государственных, которая, очевидно, питалась из источника ее глубокой религиозности.
История ее рождения и происхождения довольно туманна в силу своей древности и различных исторических версий. Так, например, одна из них говорит, что она была воспитанницей князя Олега (ум. 912 г.), который воспитывал малолетнего княжича Игоря – сына Рюрика. Отсюда историки, придерживающиеся этой версии, говорят о том, что девочка была названа Хельгой в честь киевского князя Олега. Об этом говорит Иоакимовская летопись: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил». Существует также и версия болгарского происхождения святой княгини Ольги.
Но наиболее распространенная и документально аргументированная версия такова, что Ольга происходила из Псковщины, из села Выбуты, что на реке Великой, из древнего славянского рода князей Изборских, представители которого заключали браки с варягами. Этим и объясняется скандинавское имя княгини.
«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915
Встреча и брак с княжичем Игорем Рюриковичем
Житие дает красивую и чудесную историю их встречи, которая полна нежности и напоминает о неизреченных чудесах Божиих и Его благом Промысле о человечестве: провинциальной дворянке из псковских лесов предуготовано было стать великой княгиней Киевской и великим светильником православия. Вот уж действительно Господь смотрит не на статус, а на душу человека! Душа же Ольги пламенела любовью ко Всевышнему. Недаром в крещении она получает имя «Елена», что переводится с греческого как «факел».
Предание гласит, что княжич Игорь, воин и викинг до мозга костей, воспитанный в походах сурового Олега, охотился в псковских лесах. Он захотел перебраться через речку Великую. Увидел вдалеке фигуру лодочника на челне и подозвал его к берегу. Тот подплыл. Лодочником оказалась красивая девушка, к которой Игорь тут же воспылал похотью. Будучи воином, привыкшим к грабежам и насилию, он захотел тут же взять ее силой. Но Ольга (а это была она) оказалась не только красива, но также целомудренна и умна. Девушка пристыдила княжича, сказав, что он должен быть светлым примером для своих подданных. Она говорила ему о княжеском достоинстве и правителя, и судии. Игорь, что называется, был совершенно сражен и покорен ею. Он вернулся в Киев, храня в сердце прекрасный образ Ольги. И когда пришло время жениться, он выбрал ее. В грубом варяге проснулось нежное, светлое чувство.
Ольга на вершине власти в языческом Киеве
Следует сказать, что быть женою великого князя киевского – дело непростое. При древнерусском дворе в ходу были казни, отравления, интриги и убийства. Дело в том, что становым хребтом русской аристократии на то время были варяги, и не просто скандинавы, но викинги. Известный российский историк Лев Гумилев, к примеру, в своей книге «Древняя Русь и Великая степь» пишет о том, что нельзя было отождествлять полностью весь скандинавский народ и викингов. Викинги, скорее, были необычным феноменом этого народа, чем-то отдаленно напоминающим наше казачество или, к примеру, японских самураев.
Среди скандинавов были племена земледельцев, рыболовов и моряков. Викинги для них были почти таким же необычным элементом, как и для многих других народов – социальным феноменом. Это были люди определенного воинско-разбойничьего склада, которые уходили из скандинавских племен и образовывали свои общины-отряды «вики» – команды для войн, пиратства, грабежей и убийств. Викинги держали в страхе портовые города побережий Европы, Азии и Африки. У них выработались свои правила и законы. Именно викинги, начиная от Рюрика, стали основой древнеславянской монархии и аристократии. Они во многом навязали современному им русскому обществу свои устои и правила поведения.
В 941 году Игорь предпринимает со своей дружиной поход на Царьград (Константинополь) и полностью разоряет южное побережье Черного моря. Его воины сжигают множество христианских храмов, священникам вбивают в головы железные гвозди. Но вот что интересно: в 944 году князь Игорь заключает с Византийской империей военно-торговый договор. В нем есть статьи о том, что русские воины-христиане могут приносить присягу в Киеве в храме святого пророка Ильи, а воины-язычники – на оружии в капищах Перуновых. Для нас это древнее свидетельство интересно тем, что воины-христиане поставлены на первое место, значит, их было довольно много на Руси. И уже тогда, по крайней мере, в Киеве, существовали православные храмы.
Ольга мстит древлянам четырежды. В первый раз она закапывает заживо послов, пришедших к ней от Мала. Во второй раз она сжигает послов живьем в бане. В третий раз, уже на древлянской земле, дружина Ольги убивает до пяти тысяч неприятелей. И в четвертый раз княгиня вновь завоевывает древлян и с помощью известной хитрости с птицами сжигает столицу противников Искоростень дотла. Она просит у осажденных необычную дань в виде голубей и воробьев с каждого двора, а потом привязывает к их лапкам трут, поджигает и отпускает домой. Птицы сжигают город.
Таким образом, древляне оказываются вновь покоренными Киевом.
Ольга принимает христианство
Перефразируя выражение Достоевского о том, что есть ум главный и не главный, нужно сказать, что у княгини Ольги был главный ум, потому она в истории и получила прозвище Мудрой. Она глубоко осознавала несостоятельность язычества, замешанного на эгоцентризме – на услаждении самого себя. Варварской разбойничьей империи древней Руси суждено было распасться, если бы она держалась, только на одних грабежах, кутежах, языческих ритуальных убийствах и блудодеяниях. Человеческая личность разлагалась в таких условиях, и это снова вело к родовой раздробленности и бесконечным межплеменным войнам. Итог же этому был самым печальным: человек уничтожал сам себя, и молодое славянское государство обречено было бы на гибель.
Нужно было что-то скрепляющее, не государственное и не экономическое в первую очередь. Нужен был некий духовный геном, нужно было исправить жизнь славянской души – надо было обрести Бога. И Ольга едет в Константинополь. В памятнике русской исторической литературы XVIвека «Степенной книге» есть такие слова: «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».
Она присутствует на богослужениях в великой церкви Святой Софии, во Влахернском храме и принимает Святое Крещение от рук Святейшего Патриарха Константинопольского Феофилакта, ее восприемником становится сам император Константин Багрянородный. Это свидетельствует о том, какой политический вес имели русские князья в современном Ольге мире. Патриарх благословил ее крестом, вырезанным из цельного куска Честного Животворящего Креста Господня, и сказал пророческие слова: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».
Она же ответила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских». Здесь мы видим, что Ольга Мудрая прекрасно понимала: главное сражение человека происходит не во внешнем мире, но в глубине его души.
Крещена она была Еленой в честь святой равноапостольной царицы Елены. И жизненные пути обеих святых женщин были так сходны!
Крест, которым ее благословили, святая привезла на родину. Став великой княгиней Киевской, она во множестве строит православные храмы. Например, 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии – Премудрости Божией. А на своей родине – Псковщине – она впервые на Руси заложила основы почитания Святой Троицы.
Святой Ольге было видение на речке Великой. Княгиня видела три пресветлых луча, сходящие с неба с востока. Она сказала прочески своим спутницам: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте она воздвигла Крест и основан Троицкий храм, который позже станет главным собором Пскова.
Княгиня Ольга очень много пеклась о централизованной государственной власти. В землях различных славянских племен основываются погосты – поселения, где жили княжеские тиуны с дружиной, собиравшие дань и следившие за порядком. Часто при погосте строился православный храм.
Княгиня Ольга с сыном Святославом
Трагедия Ольги: сын Святослав
Как говорится в народе, яблоко от яблони недалеко падает. Святослав был духовным наследником своих отца Игоря и деда Рюрика – варягом по сути своей. Как не уговаривала его Ольга, но он креститься не хотел, больше потакал языческой дружине. И хотя он очень много сделал для расширения Киевской Руси на юге, западе и востоке (победа над хазарами, печенегами, булгарами) и для безопасности ее жителей, при его правлении язычество начинает процветать.
Святослав и его сторонники начинают притеснять Церковь Божию. Во время языческой реакции был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные княгиней храмы. Святая уединяется в княжеском городке в Вышгороде, где проводит время как настоящая монахиня – в молитве, милостыне и воспитании внуков в христианском благочестии. Несмотря на то, что язычество торжествовало в Киевской Руси, Святослав разрешил матери содержать при себе православного священника.
Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение
Мирное упокоение святой и ее прославление
Умерла святая равноапостольная княгиня Ольга довольно рано вследствие тяжких трудов, прожив около пятидесяти лет, 11 июля 969 года. Незадолго до смерти она исповедалась и причастилась Святых Христовых Таин. Главным ее завещанием было, чтобы никаких языческих тризн над ней не совершать, но похоронить по православному обряду. Она умерла настоящей христианкой, верной своему Богу.
Бог прославил Свою угодницу нетлением мощей и чудесами, исцелениями, происходившими от них. В 1547 году она была канонизирована в чине равноапостольном. Примечательно, что только пять женщин в церковной истории канонизированы в этом чине.
Языческая реакция по ее смерти продолжалась недолго. Семя Христово было уже брошено в благодатную почву славянского сердца, и вскоре оно даст могучий и щедрый урожай.
Святая равноапостольная великая княгине Ольго, моли Бога о нас!
Взыскавшая Бога и Творца всяческих
Комментарий к тропарю и кондаку праздника равноапостольной княгини Ольги
24 июля Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.
Святая равноапостольная Ольга
Равноапостольная Ольга – бабушка Крестителя земли Русской, святого равноапостольного князя Владимира – важная личность в распространении Православия на Руси. Ее Крещение в 957-м году было ознаменовано пророческими словами Патриарха Феофилакта, крестившего ее:
Все житие княгини Ольги проникнуто великой мудростью, которой она руководствовалась в течение всей своей жизни
Все житие княгини Ольги проникнуто великой мудростью, которой она руководствовалась в течение всей своей жизни. Первая ее встреча с будущим супругом, Киевским князем Игорем, правление Русью после его кончины, принятие христианства и многие другие моменты ее жизни свидетельствуют об этом. Преподобный Нестор Летописец повествует:
Прикоснуться православному христианину к истории святых, живших столетия назад, позволяет богослужение, которое включает в себя гимнографические тексты, посвященные конкретному святому или празднику.
В частности, тропарь равноапостольной княгине Ольге описывает особенности ее подвига, повествует о самых ярких событиях из жизни, прославляет ее святость и житие в сжатой форме, а кондак делает акцент на молитвенном прославлении святой.
Церковнославянский текст песнопений таков:
Тропарь:
«Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная».
Тропарь равноапостольной княгине Ольге повествует о самых ярких событиях из жизни, прославляет ее святость и житие
Кондак:
В русском переводе тексты звучат следующим образом:
Тропарь:
«Крыльями Богопознания окрылив свой ум, взлетела ты выше видимого творения, взыскав Бога и Творца всего и, Его обретя, новое рождение получила в Крещении, наслаждаясь Древа Жизни, нетленной вовеки пребываешь, Ольга всегда прославляемая».
Кондак:
«Воспоем сегодня Благодетеля всех Бога, прославившего в России Ольгу Богомудрую, да по молитвам ее подаст душам нашим прощение грехов».
Крылья Богопознания
С первых слов делается акцент на самой главной цели в жизни человека – Богоразумии: Крилами богоразумия вперивши твой ум.
Стремление к Богу возможно проявить или реализовать лишь посредством Его откровения о Самом Себе человеку. В православном догматическом богословии выделяется два понятия познания Бога: естественное и сверхъестественное Богопознание.
Святая княгиня Ольга восприняла естественное Богопознание благодаря великой мудрости, которую она проявляла в течение всей своей жизни, ограждая и укрепляя русский народ, а также лелея ростки православной веры. В конце жизни княгиня Ольга засвидетельствовала это последними словами своему сыну князю Святославу Игоревичу, которые отразились в вечности:
И при жизни равноапостольная княгиня была удостоена сверхъестественного Богопознания. Святая Ольга, как пророчествовал о ней Патриарх Феофилакт, возлюбила Свет – Господа Иисуса Христа.
Выше видимого творения
В тропаре святая Ольга воспевается и так:
«Возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих».
В глаголе возлетела еси имеется приставка воз-, которая используется при образовании глаголов и обозначает движение или действие вверх. Этим автор показывает величие стремления к Богопознанию святой и указывает на то, что она не просто взлетела вверх, но превыше, то есть взлетела в предельной степени высоты.
На этом автор не останавливается и говорит: поиски Бога – это бесконечный процесс, у которого нет финала. Достигнув предельной степени тварного бытия, равноапостольная княгиня Ольга, как и все святые, продолжает идти путем бесконечного Богопознания.
Рождение в Крещении
Принятие таинства Крещения было необходимо княгине Ольге, поскольку без него она бы не смогла продолжить поиск истины. Без Крещения невозможно ни сделаться частью Тела Христова – Церкви, ни участвовать в других таинствах. Сам Господь указывает на необходимость и спасительность Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Наслаждение от Древа Жизни
Неспроста особое внимание в тропаре автор уделяет Древу Жизни – Кресту Господню. Равноапостольная Царица Елена, чье имя в Крещении приняла княгиня Ольга, в 326-м году в Иерусалиме, около Голгофы, обрела Животворящий Крест Господень. Константинопольский Патриарх Феофилакт, крестивший княгиню Ольгу в 957-м году, благословил новокрещеную Крестом.
Крест Господень Церковь чтит как прообраз райского древа жизни
Благодетель всех – Бог
Довольно малый по размеру, но весьма содержательный кондак равноапостольной Ольге начинается с традиционного призыва воспевать Бога: Воспоем днесь Благодетеля всех Бога.
Воспевание, церковное хвалебное пение – все это молитва. Именно ее посредством человек через хвалебные, просительные или благодарственные прошения обращается к Богу за помощью, и если просимое у Бога будет в пользу ему, Господь подаст все необходимое и полезное для спасения человека.
Завершается кондак традиционным молитвенным вопрошанием о прощении грехов по молитвам святой равноапостольной княгини Ольги, пред Престолом Божиим стоящей и молящейся за всю землю Русскую: Да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.
Тропарь и кондак равноапостольной княгине Ольге обращают наше внимание на самое главное в жизни человека – на Богопознание – и призывают каждого, крилами богоразумия вперивши ум, возлететь превыше видимыя твари, взыскать Бога и Творца всяческих.