что означает равноапостольный в православии
Значение слова «равноапостольный»
В русском богослужении равноапостольные Мефодий и Кирилл, а также равноапостольный великий князь Владимир особо вспоминаются во время литургии и за них на проскомидии вынимается восьмая частица из девятичинной просфоры.
РАВНОАПО’СТОЛЬНЫЙ, ая, ое (церк.). Равный по значению апостолам в распространении, насаждении христианства. Киевскому князю Владимиру, крестителю Руси, было присвоено русской православной церковью название равноапостольного.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
равноапо́стольный
1. религ. равный по значению апостолам в распространении христианства ◆ Новый храм в честь равноапостольного князя Владимира располагается в Новгородском кремле.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: развезти — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Равноапостольный
В Православной церкви наименование равноапостольных прилагается к святой Марии Магдалине как общнице апостолов, святой первомученице Фёкле (согласно апокрифическим «Деяниям Павла и Фёклы», — ученица апостола Павла, обратившая в христианство множество язычников в Селевкии Исаврийской), святому Аверкию, епископу Иерапольскому (скончался около 200 года), святым царю Константину и матери его Елене, Святой Нине, просветительнице Грузии, Святому Патрику — просветителю Ирландии, Борису I, крестителю Болгарии, святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян, святым князю Владимиру и бабушке его Ольге, крестившим русскую землю, святому Николаю, архиепископу Японскому.
В русском богослужении равноапостольные Мефодий и Кирилл, а также равноапостольный великий князь Владимир особо вспоминаются во время литургии и за них на проскомидии вынимается восьмая частица из девятичинной просфоры.
Ссылки
Лики святости в православии |
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый |
Полезное
Смотреть что такое «Равноапостольный» в других словарях:
равноапостольный — равноапостольный … Орфографический словарь-справочник
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — святой, прославившийся распространением Евангелия и способствовавший широкому обращению в христианство … Большой Энциклопедический словарь
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ, равноапостольная, равноапостольное (церк.). Равный по значению апостолам в распространении, насаждении христианства. Киевскому князю Владимиру, крестителю Руси, было присвоено русской православной церковью название… … Толковый словарь Ушакова
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ — ая, ое. Церк. Равный по значению апостолам в распространении христианства и обращении народов в христианскую веру (о святом). Р. князь Владимир. * * * РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ, святой, прославившийся распространением Евангелия и… … Энциклопедический словарь
Равноапостольный — святой, который много способствовал распространению христианства в какой либо области или стране. Например, св. равноапостольный князь Владимир … Православие. Словарь-справочник
Равноапостольный — человек, причисленный к лику святых за то, что способствовал распространению Христовой веры в какой либо стране или области. Например, равноапостольная Нина, просветительница Грузии, равноапостольный князь Владимир и др … Православная энциклопедия
Равноапостольный — прил. Употребляется как эпитет по отношению к святому, признаваемому христианской церковью равным по значению апостолам в распространении и утверждении веры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
равноапостольный — равноапостольный, равноапостольная, равноапостольное, равноапостольные, равноапостольного, равноапостольной, равноапостольного, равноапостольных, равноапостольному, равноапостольной, равноапостольному, равноапостольным, равноапостольный,… … Формы слов
равноапостольный — равноап остольный … Русский орфографический словарь
Равноапостольные святые. Что значит равноапостольный
После воскресения Иисус Христа и сошествия Святого духа, ученики Спасителя — апостолы посвятили себя служению Богу. Они несли всему миру весть о воскрешении и вечной жизни.
Кроме, двенадцати апостолов было очень много святых, которые говорили о Христе, несли Евангелие в массы, проповедовали многочисленным народам. Эти святые очень почитаемы православной церковью. Служение равноапостольных святых очень схоже со служением апостолов.
Они были ревнителями христианской веры, насаждали и утверждали ее. Жизнь этих людям была примером их христианской святости и благочестия.
Многие равноапостольные святые были царями. Например, Константин Великий, его мать Елена, княгиня Ольга, князь Владимир — креститель Руси.
Равноапостольные святые. Мария Магдалина. Ученица, помощница Иисуса Христа. Проповедовала Евангелие в Риме
Равноапостольными святыми были не только цари.
Многие женщины и мужчины посвятили себя служению Богу.
Первой святой равноапостольной была Мария Магдалина, ученица и помощница Иисуса Христа. Она проповедовала Евангелие в Риме самому императору.
Она вела грешную жизнь. Но Господь исцелил ее. Мария Магдалина стала последовательницей Иисуса Христа. Она следовала за ним вместе с другими женами — мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его.
Святая Мария не оставила Господа, даже когда все от него отвернулись и убежали. Она присутствовала при распятии Спасителя.
Вместе с Пресвятой Богородицей, стоя у Креста, переживала страдания Спасителя и разделяла великую скорбь Богоматери. Когда копье воина пронзило сердце Иисуса Христа, мучительная боль пронзила и ее сердце.
Она была первой из людей увидевшей Воскресшего Христа. Христос сказал ей, чтоб она возвестила апостолам эту радостную весть:
«…иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».
Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам.
Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними.
Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим.
И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. В православии Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая.
Мария Магдалина. Последовательница Иисуса Христа, христианская святая. Удостоилась явления Воскресшего Христа. Очень любила Спасителя и через себя пронесла его тяжелые муки на смертном одре
Равноапостольные святые Константин и Елена. Создавали храмы и церкви. Уничтожали языческие божества
Некоторые святые, во имя Христа, трудились на своей родине.
Благодаря их жизни, подвигу, любви к Спасителю, многие племена и народы уверовали.
Царь Константин и его мать Елена издали указ. Гонения на христиан прекратились.
Римская империя стала могущественным христианским государством.
В Палестине святая равноапостольная Елена создала вновь Святые места, уничтоженные язычниками. На Голгофе стоял языческий храм в честь богини Венеры.
Елена повелела разрушить его. На месте языческого святилища нашли три креста.
От него исходила божественная сила, воскресившая мертвого человека. На этом месте, царица Елена построила церковь — Воскресения Господа.
В память об этом явлении был принят праздник Воздвижения Креста Господня.
Все языческие капища были уничтожены. И там, где жил, проповедовал Иисус Христос возвели христианские церкви.
Ее сын Константин всю жизнь посвятил Богу, церкви. В 325 году царь приказал созвать Первый Вселенский собор в городе Никее. На котором было принято краткое и точное разъяснение основ христианского вероучения — Символ веры.
При святом Константине столицей стал город Византия. Немного позже этот город был переименован в Константинополь. Царь Константин принимал очень мудрые и правильные законы. Они основывались на требованиях христианского вероучения.
Всю жизнь он готовился к святому крещению. И принял его уже в конце жизни.
Святые равноапостольные Константин и Елена. Всю жизнь боролись с язычеством. Сооружали храмы. Приняли крещение. Издали указ, и гонения на христиан прекратились
Княгиня Ольга. Видя благочестивую жизнь христиан, приняла евангельскую истину. Проповедовала христианство на Руси
Первой святой на Руси была святая равноапостольная княгиня Ольга. Видя богобоязненную, религиозную жизнь христиан, княгиня уверовала и отправилась в Константинополь.
Там она приняла крещение. Ее крестил император Константин VII. Во время крещения она приняла имя Елена.
В Киев она вернулась с иконами и богослужебными рукописями. Она проповедовала на севере Руси. Сжигала языческие идолы, воздвигала кресты.
В 960 году в Киеве освятили храм Святой Софии. Главной святыней храма стал крест, который она получила во время своего крещения.
Апостольская деятельность Ольги была встречена язычниками сопротивлением и недовольством. Много горя пришлось испытать на себе святой Ольги.
Но она, как истинная христианка, не отказалась от веры, от Бога.
В свои последние дни на земле она усердно молилась о просвещении земли Русской. Она предсказывала, что Бог просветит людей и многие из них будут великие святые.
Княгиня Ольга. Первая из правителей Руси приняла Христианство. Воздвигла храм во имя Святителя Николая
Владимир — креститель Руси. Принял христианство и сделал его государственной религией Руси
Крещение Руси изменило всю нашу историю.
Языческие княжества стали единым православным государством.
Креститель Руси — князь Владимир, внук равноапостольной княгини Ольги.
В 988 году принял христианство и сделал его государственной религией Руси. Его деяния приравниваются к делам первых апостолов. По всей Руси сжигались языческие истуканы.
На месте их возводились храмы и церкви.
Князь Владимир. Внес огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси
Кирилл и Мефодий, равноапостольные святые. Проповедовали христианство. Создали славянскую азбуку, письменность
Равноапостольные Кирилл и Мефодий тоже очень много сделали для христианства. Создали славянскую азбуку, проповедовали христианство, первые перевели богослужебные рукописи с греческого языка на славянский язык.
Славяне были язычники. Обособленные, разделенные, не имеющие истиной веры. Письменности у них тоже не было. Кирилл и Мефодий объединили славян православной верою.
Создали алфавит. Теперь у этого народа появилась собственная письменность.
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий жили в греческом городе Фессалоники. Их родители были очень праведные.
Будущие монахи получили хорошее образование. Но удалились от мирской суеты и приняли монашество.
По просьбе князя Ростислава, император Михаил отправил братьев на миссионерское служение в Моравию. Монахи должны были рассказать народу об истинной вере.
Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, вели богослужения на славянском языке. Народ потянулся к братьям и христианству.
Кирилл и Мефодий — братья из города Солуни. Канонизированы и почитаются как равноапостольные святые. Проповедовали Слово Божие
Первоверховные апостолы Петр и Павел. За их труды в распространении веры христианской их назвали первоверховными
Апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства на земле.
В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь поет славу двум людям. Петр и Павел вложили много сил для распространения христианской веры.
За их труды их назвали первоверховными.
Они больше, чем другие потрудились в благовестии. Все административные, нравственные, дисциплинарные вопросы первых христианских церковных общин они взяли на свои плечи.
У этих святых был разный путь к Господу. Апостол Петр с самого начала был с Иисусом Христом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником.
Они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней.
Петр и Павел воплощают собой духовную непреклонность и твердость. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы:
«Итак идите, научите все народы, кресты их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Равноапостольная церковь
В иерархии святых равноапостольные стоят после апостолов. Наряду с мучениками, это одни из первых святых, которые прославились не только проповедью евангельского учения, но и следованием этому учению в течение всей своей жизни.
Равноапостольная церковь — это церковь христианская, православная, последователей Иисуса Христа.
Мы, как и апостолы и святые последователи Спасителя, должны полагаться только на Бога, иметь веру и любовь, благословлять друг друга.
Проповедуйте, ищите Бога, говорите о нем людям. Спасение от смерти — Иисус Христос!
Какие бывают святые: 9 ликов святости
Церковь с первых веков своего существования почитает святых. Сейчас для прославления и почитания почившего человека как святого — причисления к лику святых — требуется канонизация. Для местного почитания подвижника требуется разрешение Патриарха, для общецерковного признания святого — решение Архиерейского собора. Материалы для такой канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей. Традиционно выделяют 9 ликов, то есть типов святости.
Апостолы
Апостолы (ап. Здесь и далее — сокращение ликов святости, которые встречаются в церковном календаре) — последователи Христа, призванные Им лично. Это 12 ближайших учеников и апостолы от 70-ти. Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными. Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета и основали первые Церкви. Главное свидетельство жизни Христа — Евангелие, записали апостолы-евангелисты: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Их часто изображают со свитком или книгой — Евангелием.
Равноапостольные
Равноапостольные (равноап.) — святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов (напр. святой князь Владимир). В изображении этого лика святых часто присутствует Крест — символ крещения.
Преподобные
Преподобные (прп.) — монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу». Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.
Пророки
Пророки (прор.) в Ветхозветные времена сообщали людям волю Божию, возвещали о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.
Бессребренники
Бессребренники (бесср.) — христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. К ним относят святых врачей, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (святой Пантелеимон Целитель). Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.
Благоверные
Благоверные (блгв.) — цари и князья прославляются в чине благоверных за служение Церкви и своему народу, благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах — хитонах.
Мученики
Святых, которые открыто исповедовали веру, пострадали, но остались в живых, называют исповедниками.
Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик — монахом. На иконе мученик, если он не был священником или монахом, скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.
Юродивые, блаженные
Юродивый (блаж.) — от старослав. «оуродъ» — «дурак». Это добровольно принявшие на себя образ безумных. Христа ради юродивые обличали грех и беззаконие. (Андрей Юродивый, Василий Блаженный)
Блаженными по традиции называют некоторых древних святых, которые не имеют отношения к чину юродивых, а являются святителями или преподобными. Например, прп. Иеронима Стридонского, св. Августина и других.
Праведные
Праведные (прав.) — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монахи), почитаемые за праведную жизнь (прав. Иоанн Кронштадский). К этому лику причисляют и ветхозаветных патриархов — праотцев (Авраам, Иаков).
Отдельный вид праведных — Богоотцы. Сюда относятся родителя Богородицы Иоаким и Анна, ее супруг — Иосиф Обручник и царь Давид.
Почему Церковь называется апостольской?
Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить.
Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца.
Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.
Конечно, братья и сестры, это не значит, что мы все должны сегодня же выбежать на улицу с Библией в руках и начать бросаться на прохожих. Нет. Проповедовать можно по-разному, и не об этом сейчас разговор. Важно осознать саму мысль: к проповеди призвана вся Церковь. А как эта мысль будет реализоваться в жизни верующего, это уже личное дело для каждого из нас.
Итак, Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Далее – такое название она носит по своему основанию. Павел пишет в Послании к ефесянам, что Церковь утверждена на «основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Что это значит? Именно апостолы стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали ей учение веры и жизни, установили по заповеди Господа Таинства и священнодействия, положили начало ее канонической структуры. Апостолы являются основателями целого ряда Поместных Церквей, которые потом, в свою очередь, стали матерями многих других Поместных Церквей.
Далее, Церковь называется апостольской потому, что в ней сохранилось апостольское Предание. Этот пункт – важнейший. Если бы все православные хорошо ознакомились с этим положением, вряд ли кто-то нашел бы веские причины для перехода из православия в протестантизм (что, к сожалению, случается). Начиная от дня Пятидесятницы и до нашего времени в Церкви непрестанно течет живой поток благодати Святого Духа, передаваемый через Таинства, и возвещается правильное учение о домостроительстве нашего спасения. И это – главное. Что нужно человеку для спасения? Правильная вера и благодать Божия. Приходит в храм человек – и слышит слова истины и здравого смысла. Приходит – и получает прощение грехов и благодатную силу для возрастания в вере. Церковь Христова дарит человеку величайшую драгоценность: правильное учение о том, как спасаться, и действенные средства для совершения своего спасения. Все это содержится в апостольском Предании.
Итак, вот три причины, по которым Православная Церковь называет себя апостольской: по цели своего бытия, по основанию, по наличию в ней апостольского Предания.
Все это, казалось бы, должно заставить православного человека любить апостолов Христовых, читать их книги, молиться им, изучать их жизнь. Однако в связи с этой темой в нашей церковной жизни наблюдается некоторое повреждение. Во-первых, в православных кругах считается абсолютно нормальным не знать апостольских посланий. Во-вторых, в нашем церковном благочестии отсутствует обязательная графа о частой и усердной молитве апостолам Христовым. Мы гораздо более молимся свв. Николаю, Спиридону, Пантелеимону, Татиане, чем двенадцати апостолам. Почему-то ученики Христовы не заслуживают того, чтобы стать для нас «своими», «родными». Это хорошо станет видно, если обратить внимание, сколько людей стоит в храме на службе Святителю Николаю и сколько на службе, скажем, апостолу Фоме. Или на службе великомученице Варваре и на службе евангелисту Матфею. Это хорошо, что мы так любим Николая и Варвару, но при этом, к сожалению, ясно просвечивается ущербность нашего миссионерского сознания.
Поэтому, братья и сестры, так важно наше самосознание себя как Церкви апостольской. Поэтому и Павел подчеркивает, что мы должны носить «печать апостольства». Апостольство Церкви не просто слова, но мировоззрение. Один из современных богословов писал, что христианин – это тот, кто смотрит на мир глазами апостолов. Апостольство Церкви есть духовная реальность, в которой мы должны жить и спасаться. От апостолов наша вера берет начало, и к ним она и приведет. Ибо так сказано о небесном Иерусалиме, в котором будут обитать все угодившие Богу христиане: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:14). В городе, основанном на апостольских именах, поселит Господь всех тех, кто имеет на себе печать апостольства, а такими должны быть все мы.
Пусть же слова сегодняшнего чтения помогут нам залатать некоторые прорехи в нашей церковной жизни, которых у нас немало, братья и сестры. И нам не нужно бояться это признавать. Православный человек всегда должен быть готов учиться и исправляться. Когда Православная Церковь скажет, что в Ней все идеально, тогда с минуты на минуту можно будет ожидать конца света. Но пока есть люди, признающие свои болезни и согласные лечиться в Христовой больнице по имени Церковь, мир будет стоять. И в первую очередь это зависит от нас, которым Павел, а в его лице и другие апостолы, говорит сегодня: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе».