что означает рэп в неврологии
Лечение резидуальной энцефалопатии
Резидуальная энцефалопатия – это заболевание головного мозга, вызванное повреждением тканей и гибелью нервных клеток (нейронов). Встречается у людей разного возраста, в том числе и у детей. Болезнь может быть врожденной и приобретенной.
Патологические изменения развиваются, если нарушается кровоснабжение в головном мозге и клетки испытывают кислородное голодание. Спровоцировать подобное состояние способны черепно-мозговые травмы, вегетососудистая дистония, атеросклероз, гипертония, инфекции, ишемия, инсульт, сахарный диабет, токсические вещества, радиация, неконтролируемый прием лекарств, употребление наркотиков и психотропных препаратов, операции на головном мозге. Врожденная энцефалопатия может возникать вследствие осложненной беременности, аномалий внутриутробного развития, вредных привычек будущей мамы, родовых травм.
Симптомы резидуальной энцефалопатии
При врожденной форме болезни наблюдаются нервные расстройства. Ребенок становится раздражительным либо апатичным, у него часто изменяется настроение, ухудшается память, возможны судороги.
Приобретенная резидуальная энцефалопатия является «бомбой замедленного действия», так как в течение нескольких лет может протекать бессимптомно. На начальной стадии функции погибших клеток берут на себя другие нейроны. Но с возрастом головной мозг теряет компенсаторные свойства.
Диагностирование болезни
Лечение резидуальной энцефалопатии
Неврологи клиники Елены Малышевой для каждого больного подбирают индивидуальное лечение, учитывая причины болезни, симптомы и их выраженность, тяжесть состояния.
Преимущества лечения в клинике Елены Малышевой
Важное значение для успешного лечения резидуальной энцефалопатии имеет правильная диагностика, что бывает сильно затруднительным. В клинике Елены Малышевой практикуют высококвалифицированные неврологи с многолетним опытом. В своей работе они используют современное оборудование последнего поколения, что обеспечивает правильную постановку диагноза и способствует успешному лечению.
Если вы заметили малейшие отклонения в состоянии здоровья, не игнорируйте проблему. Обратитесь к специалистам, что позволит в кратчайшие сроки выявить и вылечить болезнь, предотвратив опасные последствия, приводящие к деградации личности.
Записаться на прием к неврологу можно по телефону (3412) 52-50-50, либо заказав обратный звонок.
Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»
Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.
При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.
Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.
Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.
В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.
В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.
Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:
1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.
2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.
3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.
4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.
5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.
6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом,то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.
7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.
8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.
Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. “информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.
Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей «Гимнастика мозга — ключ к развитию уникальности ребенка» «Гимнастика мозга – ключ к развитию уникальности ребенка» «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей младшего возраста».
Беседа «Развитие мозга и его особенности» Добрый день, сегодня хотела бы поделиться с Вами интересной беседой, на тему «Развитие мозга и его особенности». Как известно, в начале.
Гимнастика для мозга Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга» наряду с пробуждением организма предназначен для стимуляции когнитивных функций. Смысл гимнастики.
Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом Деннисоном. Сегодня этот метод успешно используется в школах, детских садах,.
Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР «День рождения Маркуса» Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР. Тема: «День рождения Маркуса».
Консультация для родителей «Гимнастика мозга — путь к развитию способностей ребёнка» Консультация для родителей «ГИМНАСТИКА МОЗГА – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА» ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гимнастика для мозга в педагогике.
Консультация для родителей «Витамины для мозга» Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии заставляет все чаще задумываться о методах и способах.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Кинезиология — гимнастика для мозга Статья для педагогов и родителей. Подготовила педагог ГБДОУ№32: Прокофьева И. Д. Санкт-Петербург 2019г. Методологическая.
Особенности детей с диагнозом резидуальная энцефалопатия головного мозга.Рекомендации учителям.
Аббревиатура РЭП расшифровывается как резидуальная энцефалопатия. Болезнь развивается вторично, после перенесенных травм или других патологий ЦНС.
Заболевание характеризуется активной гибелью церебральных нейронов, которые в дальнейшем не восстанавливаются.
Различают врожденную и приобретенную форму. Врожденная развивается под воздействием различных негативных факторов на плод, в процессе внутриутробного развития, а приобретенная – при повреждениях тканей головного мозга после рождения.
Врожденную форму, в свою очередь разделяют на типы:
В зависимости от тяжести патологии различают легкую, среднюю и тяжелую форму. Кроме того, болезнь длительное время может протекать латентно, а манифестация первых признаков возникает через несколько лет после воздействия повреждающих факторов. У детей РЭП часто развивается как последствие некачественного лечения перинатальной энцефалопатии.
Помимо нарушений работы ЦНС, резидуальная энцефалопатия нередко провоцирует тяжелые патологии других органов и систем, что ведет к ухудшению качества жизни и инвализизации человека.
Что это такое
Что означает диагноз РЭП? Расшифровка этой аббревиатуры — резидуальная энцефалопатия. Заболевание характеризуется гибелью нейронов и нарушением мозговых функций. Слово «резидуальная» означает «остаточная».
Эта патология всегда носит вторичный характер. Она возникает как остаточное явление после перенесенных заболеваний центральной нервной системы. Такое осложнение возникает при недостаточном или неправильном лечении болезней головного мозга.
Родители малышей часто интересуются, что значит диагноз РЭП у ребенка. Расшифровка этой медицинской аббревиатуры аналогична, это резидуальная энцефалопатия. При неблагоприятных воздействиях на эмбрион или родовых травмах возникает перинатальная энцефалопатия. Это заболевание диагностируется у детей в первые недели и месяцы жизни. Если лечение такой патологии было проведено некачественно, то в дальнейшем может развиться РЭП как остаточное явление. Часто это осложнение проявляется не сразу, а спустя несколько месяцев или даже лет, и его бывает трудно диагностировать.
Виды активности человеческого мозга, фиксируемые при записи ЭЭГ
Основными видами активности, которые записываются в ходе исследования и впоследствии подвергают интерпретации, а также дальнейшему изучению считаются волновые частота, амплитуда и фаза.
Частота
Показатель оценивается количеством волновых колебаний за секунду, фиксируется цифрами, и выражается в единице измерения – герцах (Гц). В описании указывается средняя частота изучаемой активности. Как правило, берется 4-5 участков записи длительностью, и рассчитывается число волн на каждом временном отрезке.
Амплитуда
Данный показатель – размах волновых колебаний эклектического потенциала. Измеряется расстоянием между пиками волн в противоположных фазах и выражается в микровольтах (мкВ). Для замера амплитуды применяется калибровочный сигнал. Если, к примеру, калибровочный сигнал при напряжении 50 мкВ определяется на записи высотой 10 мм, то 1 мм будет соответствовать 5 мкВ. В расшифровке результатов дается интерпретациям наиболее частым значениям, полностью исключая редко встречающиеся.
Значение этого показателя оценивает текущее состояние процесса, и определяет его векторные изменения. На электроэнцефалограмме некоторые феномены оцениваются количеством содержащихся в них фаз. Колебания подразделяются на монофазные, двухфазные и полифазные (содержащие более двух фаз).
Ритмы мозговой деятельности
Понятием «ритм» на электроэнцефалограмме считается тип электрической активности, относящийся к определенному состоянию мозга, координируемый соответствующими механизмами. При расшифровке показателей ритма ЭЭГ головного мозга вносятся его частота, соответствующая состоянию участка мозга, амплитуда, и характерные его изменения при функциональных сменах активности.
Причины
Диагноз РЭП обычно ставят пациентам в тех случаях, если у них отмечаются признаки мозговых нарушений после перенесенных патологий ЦНС и других заболеваний, неблагоприятно сказывающихся на состоянии нейронов. Резидуальная энцефалопатия чаще всего возникает вследствие следующих болезней и состояний:
Часто причинами такого вида энцефалопатии становятся несколько неблагоприятных факторов. Врачу необходимо тщательно изучить анамнез пациента, прежде чем поставить диагноз РЭП. Это заболевание может развиться через довольно большой промежуток времени после перенесенных патологий.
Ритмы бодрствующего человека
Мозговая деятельность, зафиксированная на ЭЭГ у взрослого человека, имеет несколько типов ритмов, характеризующихся определенными показателями и состояниями организма.
Симптоматика
Резидуальная энцефалопатия у взрослого пациента сопровождается следующими симптомами:
Эти проявления патологии нарастают по мере развития заболевания. Чем больше нейронов отмирает, тем сильнее выражено нарушение мозговых функций.
Какие признаки указывают на диагноз РЭП у ребенка? Это заболевание иногда бывает трудно выявить у детей младшего возраста. Ведь малыш не может пожаловаться на плохое самочувствие. Родителей должны настораживать следующие проявления:
У детей более старшего возраста заболевание сопровождается такой же симптоматикой, что и у взрослых. Резидуальная энцефалопатия крайне отрицательно сказывается на интеллекте ребенка. Дети отстают в умственном и физическом развитии, испытывают трудности в усвоении и запоминании информации, им становится трудно учиться. Нередко у больных детей возникают внезапные обмороки.
Расшифровка значений в разных возрастных интервалах
Запись ЭЭГ недоношенного ребенка на 25–28 гестационной неделе выглядит кривой в виде медленных вспышек дельта и тета-ритмов, периодически сочетающихся с острыми волновыми пиками длиной 3–15 секунд при снижении амплитуды до 25 мкВ. У доношенных младенцев эти значения ярко разделяются на три вида показателей. При бодрствовании (с периодической частотой 5 Гц и амплитудой 55–60 Гц), активной фазой сна (при стабильной частоте 5–7 Гц и быстрой заниженной амплитудой) и спокойного сна со вспышками дельта колебаний при высокой амплитуде.
На протяжении 3-6 месяцев жизни ребенка количество тета-колебаний постоянно растет, а для дельта-ритма, наоборот, характерен спад. Далее, с 7 месяцев до года у ребенка идет формирование альфа-волн, а дельта и тета постепенно угасают. На протяжении следующих 8 лет на ЭЭГ наблюдается постепенная замена медленных волн на быстрые – альфа и бета-колебания.
До 15 лет в основном преобладают альфа-волны, и к 18 годам преобразование БЭА завершается. На протяжении периода от 21 до 50 лет устойчивые показатели почти не изменяются. А с 50 начинается следующая фаза перестройки ритмичности, что характеризуется снижением амплитуды альфа-колебаний и возрастанием бета и дельта.
После 60 лет частота также начинает постепенно угасать, и у здорового человека на ЭЭГ замечаются проявления дельта и тета-колебаний. По статистическим данным, возрастные показатели от 1 до 21 года, считающиеся «здоровыми» определяются у обследуемых 1–15 лет, достигая 70%, и в интервале 16–21 – около 80%.
Осложнения
Насколько опасен диагноз невролога РЭП? Без лечения такой вид энцефалопатии может привести к развитию следующих осложнений:
Вероятность развития осложнений повышается, если пациент обратился за помощью слишком поздно, когда погибло значительное количество нервных клеток.
Нередко детские неврологи говорят о минимальной дисфункции головного мозга при диагнозе РЭП. Что это означает? Такое осложнение выражается в психических нарушениях у маленьких пациентов. Ребенок становится неусидчивым, гиперактивным, возбудимым, часто совершает беспорядочные движения. Эти проявления усиливаются в пубертатный период на фоне гормональных изменений в организме.
Диагностика
Перед тем как поставить диагноз РЭП, врач расспрашивает больного и изучает его медицинскую карту. Необходимо выявить все неврологические патологии, которые перенес пациент в прошлом. Также назначают дополнительные методы исследования:
Процесс изучения результатов
Анализ полученных результатов проводится параллельно во время исследования, и в ходе фиксации показателей, и продолжается по ее окончании. При записи учитываются присутствие артефактов – механического движения электродов, электрокардиограммы, электромиограммы, наведение полей сетевого тока. Оценивается амплитуда и частота, выделяют наиболее характерные графические элементы, определяют их временное и пространственное распределение.
По окончании производится пато- и физиологическая интерпретация материалов, и на ее базе формулируется заключение ЭЭГ. По окончании заполняется основной медицинский формуляр по данному исследованию, имеющем название «клинико-электроэнцефалографическое заключение», составленный диагностом на проанализированных данных «сырой» записи.
Расшифровка заключения ЭЭГ формируется на базе свода правил и состоит из трех разделов:
Основным описательным термином в ЭЭГ является «активность», он оценивает любую очередность волн (активность острых волн, альфа-активность и др.).
Медикаментозное лечение
Лечение такого вида энцефалопатии должно быть комплексным. Для восстановления нормальной функции головного мозга пациентам назначают ноотропные препараты:
Эти лекарства улучшают церебральное кровообращение и метаболизм. Их полезно принимать вместе с витаминами группы В. Это будет способствовать восстановлению нормальной работы ЦНС.
При сильных головных болях анальгетики обычно не помогают. Поэтому больным назначают нестероидные лекарства противовоспалительного действия:
При тяжелом болевом синдроме рекомендуется лечение кортикостероидами: «Преднизолоном» или «Дексаметазоном».
Если у больного отмечаются частые эпилептические приступы, то рекомендуется прием противосудорожных препаратов: «Финлепсина» или лекарств на основе вальпроевой кислоты.
При повышенной раздражительности и перепадах настроения врачи назначают легкие седативные препараты: «Афобазол», «Глицин», «Персен». Эти лекарства помогут уменьшить эмоциональную неустойчивость. В тяжелых случаях показаны антидепрессанты и транквилизаторы.
Другие методы терапии
Медикаментозное лечение дополняют сеансами лечебного массажа. Это помогает стимулировать церебральное кровообращение. Также полезна лечебная гимнастика. При выполнении упражнений необходимо уделять особое внимание воротниковой зоне. Активные движения шеи способствуют улучшению питания мозга.
Ребенку, страдающему резидуальной энцефалопатией, необходимы развивающие занятия. При коррекции умственных нарушений очень важно тренировать память и внимание. В случае серьезной задержки развития детям школьного возраста показано надомное обучение.
Как вести себя дома с ребенком, страдающим резидуальной энцефалопатией?
Родителям следует организовать режим дня для ребенка, обеспечить качественное питание, полноценный отдых, ежедневные прогулки. С детьми следует разговаривать, играть в интеллектуальные и активные игры по возрасту. Если ребенок отказывается от занятий, следует повторить просьбу мягко, но настойчиво. При категорическом несогласии давить на ребенка нельзя. Следует переключить его внимание на что-либо другое либо оставить в покое на время. Подростку необходимо объяснить пагубное влияние курения и токсических веществ на его нездоровый мозг.
Прогноз
Если диагноз РЭП был поставлен своевременно и пациент прошел полный курс терапии, то заболевание подлежит излечению. Потерянные нейроны восстановить уже невозможно. Но если процесс отмирания клеток головного мозга только начался, то терапия поможет сохранить нормальную функцию центральной нервной системы. Поэтому лечение эффективно только на начальной стадии патологии.
В запущенных случаях восстановить утраченные функции головного мозга уже невозможно. Даже после лечения у больного сохраняются признаки ухудшения памяти, расстройства мышления и эмоциональная лабильность. У детей это может привести к тяжелому нарушению умственного развития.
Ритмы в состоянии сна
Отдельная категория видов ритмов, проявляющихся либо в условиях сна, либо при патологических состояниях включает в себя три разновидности данного показателя.
По итогам, полученным при записи ЭЭГ, определяется показатель, характеризующий полную всеохватывающую оценку волн – биоэлектрическую активность мозга (БЭА). Диагност проверяет параметры ЭЭГ – частоту, ритмичность и присутствие резких вспышек, провоцирующих характерные проявления, и на этих основаниях делает окончательное заключение.
Профилактика
Как предотвратить возникновение резидуальной энцефалопатии? Профилактика этого опасного заболевания заключается в соблюдении следующих мер:
Эти рекомендации помогут избежать возникновения резидуальной энцефалопатии. Важно помнить, что это заболевание гораздо легче предотвратить, чем вылечить.