что означает репатриация граждан

Что такое репатриация средств. Объясняем простыми словами

Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан могут выводиться за границу, после чего назад эти средства по каким-то причинам не возвращаются. В связи с этим государство вводит требования, которые заставляют возвращать выведенный капитал из-за рубежа. Это требование распространяется в отношении как иностранной, так и российской валюты.

Чаще всего речь идёт о репатриации валютной выручки компаний-экспортёров. Эти деньги, согласно закону о валютном регулировании, нужно вернуть с зарубежных счетов в сроки, закреплённые внешнеторговыми контрактами или договорами займа с нерезидентом.

Пример употребления на «Секрете»

«…теперь если российские экспортёры будут получать страховую выплату в рублях или иностранной валюте, то это будет считаться исполнением их обязанности по репатриации валютной выручки».

Наказание

Можно выделить три основных сценария наступления ответственности:

Если сумма неполученных денег превышает 100 млн рублей, то применяется штраф в размере от 75% до 100% этой суммы. Кроме того, такое нарушение грозит дисквалификацией должностных лиц до трёх лет.

Если сумма меньше 100 млн рублей, то ответственность существенно снижается и размер штрафа зависит от того, в какой валюте выражено обязательство и осуществляются платежи:

Но самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по статье УК о валютных операциях по подложным документам. К ней привлекают, когда размер невозвращённых денег оказывается больше 9 млн рублей. По этой статье расследуется, например, уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.

Практика

Российский Минфин последовательно выступает за ослабление валютного контроля, объясняя это в первую очередь необходимостью облегчить жизнь подсанкционному бизнесу. Юрлица, которые попали под ограничительные меры, лишились возможности добросовестно исполнять требования валютного законодательства.

Основным антагонистом Минфина в этом вопросе выступал Центробанк, по убеждению которого требование об обязательной репатриации валютной выручки необходимо для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Однако в конечном итоге регулятор поддержал курс на либерализацию валютного контроля.

Что изменилось на практике за последние годы:

До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся при помощи паспорта сделки. Это требование больше не актуально: вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учёт.

Требования о репатриации валютной выручки распространились на договоры займа, заключаемые между резидентами и нерезидентами. Валютных резидентов фактически освободили от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.

Тех, кто даёт в долг, обязали указывать в договоре срок возврата займа. Если его не указать, банк не примет договор на обслуживание и не проведёт операцию. Если же деньги не возвращают вовремя, банк должен будет сообщить об этом в ЦБ, поэтому резидент рискует нарваться на штраф.

Отменилась репатриация рублёвой выручки по несырьевому экспорту и начали поэтапно отменять репатриацию рублёвой выручки по некоторым сырьевым товарам. С 2020 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей 10% цены договора; с 2021-го — 30%; с 2022-го — 50%; с 2023-го — 70%; с 2024-го — 100%.

До этого экспортёры были обязаны полностью зачислять как рублёвую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. Теперь же тем, кто заключает сделки с заграничными партнёрами, больше не нужно переводить вырученные от сделок с зарубежными покупателями деньги на счета в российских банках — её можно зачислять в зарубежный банк.

Например, компания, которая продаёт одежду за рубеж, раньше была обязана переводить всю свою выручку в российский банк. Если она опаздывала в зачислении на один день, ей приходил штраф в размере от 5 до 30%. Сейчас компания может сама выбрать, где хранить деньги без риска быть наказанной.

Снижены штрафы за невыполнение требования о репатриации по экспортным и импортным контрактам.

Введён льготный период в 45 дней: у компании есть полтора месяца, чтобы добиться от контрагентов перевода денег, прежде чем ей выпишут штраф. Раньше штрафовали, если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день.

Смягчилась ответственность за несвоевременное представление подтверждающих документов, справок о подтверждающих документах и информации по валютным операциям — ответственность наступит только при просрочке более 90 дней.

Для современной России может прозвучать дико, но до середины 2000-х годов в законодательстве РФ была норма, предусматривавшая обязательную продажу валютной выручки.

Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента, был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Часть выручки, подлежащая непременной реализации, выражается в процентах, определяемых Центробанком.

С марта 2006 года эти проценты равняются нулю, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать её часть, а может перевести полную сумму на свой валютный счёт. До этого резиденты РФ должны были продавать 25% (а чуть позже — 10%) от дохода в иностранной валюте. Несмотря на давно реализованное послабление, фраза об «обязательной продаже» исчезла из федерального закона только в апреле 2018 года.

Критика

Министр финансов Антон Силуанов называл суммы штрафов за нарушение требований валютного законодательства «сумасшествием».

В министерстве настаивают на том, что требование о репатриации иностранной валюты «не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала из России и стабильности валютного курса». Например, у строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.

Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги.

На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.

При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля.

Из-за этого российским компаниям приходится собирать доказательства для подтверждения своей невиновности — например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.

В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются.

Источник

Гражданство Евросоюза для россиян: рекомендации International при выборе программы иммиграции

Граждане России и других стран СНГ сталкиваются с необходимостью оформления виз и других разрешений для посещения государств ЕС с целью туризма, трудоустройства, обучения, ведения бизнеса. Визовые ограничения и существенная разница в правах с европейскими гражданами становятся решающими факторами для принятия решения в оформлении статуса гражданина ЕС, который позволяет получить больше привилегий.

Законодательством каждой из стран мира предусмотрена возможность приобретения гражданства иностранцами. Некоторые государства ЕС предлагают ускоренные программы с упрощенными требованиями к заявителям. Таким образом, с каждым годом получение паспорта Евросоюза становится все более востребованным.

Как получить гражданство Евросоюза

Восстановление гражданства страны ЕС — самый доступный способ получения европейского статуса для граждан России

Возможность оформить гражданство ЕС в короткие сроки и без дорогостоящих инвестиций предусмотрена условиями программы репатриации. Репатриация — процесс, согласно которому доказывается территориальная или этническая принадлежность заявителя к стране или народу. Для получения гражданства заявителям необходимо предоставить доказательства наличия в роду родственника, который жил или родился на территории европейского государства в определенный период времени. Во внимание принимается один из родственников до третьего поколения — мать, отец, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка. К заявителям отсутствуют какие-либо требования к проживанию на территории европейской страны, а также отказу от родного гражданства и прохождения языкового экзамена. Для получения положительного решения от властей о восстановлении гражданства достаточно продемонстрировать минимальные знания государственного языка. Репатриация — самый быстрый способ получения паспорта Евросоюза для граждан России и стран СНГ.

Натурализация в старнах Европейского Союза

Процедура натурализации прописана в законодательстве каждой из стран и предусматривает необходимость постоянного проживания на официальных основаниях в среднем 10 лет. Помимо выполнения требований к сроку пребывания на территории государства, условиями предоставления гражданства в общем порядке являются прохождение экзамена для подтверждения высокого уровня знания языка, истории, культуры, отказ от паспорта родной страны. Процесс натурализации довольно длительный и далеко не каждому заявителю гарантирует положительный результат.

Оформление паспорта через инвестиции

В законодательстве европейских стран предусмотрены инвестиционные программы предоставления гражданства за значительное капиталовложение. Процедура рассчитана для заявителей, способных доказать положительное влияние инвестируемых средств на общеэкономическую ситуацию выбранного государства Евросоюза. Среди распространенных вариантов капиталовложения — создание или приобретение бизнеса, покупка государственных ценных бумаг, акций компаний, облигаций или недвижимости, вклад в фонд развития страны. Размер инвестиций для получения гражданства варьируется от 850 000 до 5 000 000 евро.

Определить стоимость оформления гражданства ЕС специалисты компании смогут после подбора иммиграционной программы. Выбор варианта осуществляется на основании целей и пожеланий клиента. Минимальная стоимость получения европейского паспорта составляет 2500 евро по программах восставленная гражданства.

Гражданство Румынии по репатриации

Оформление гражданства Румынии считается одной из наиболее быстрых и удобных процедур получения паспорта ЕС. Процесс репатриации регулируется Законом о гражданстве № 21, ст. 11, и подразумевает предоставление доказательств привязки предков заявителя к территории бывшей Румынии.

Процедура оформления румынского гражданства занимает от 8 месяцев. За этот период заявителю предстоит дважды посетить Румынию — для подачи документов и сдачи присяги в Министерстве юстиции. Результатом успешного прохождения всех этапов становится получение заявителем сертификата о гражданстве и статуса полноправного гражданина ЕС. Сертификат о гражданстве предоставляет право оформления внутренних документов Румынии: свидетельств о рождении и браке, ID-карты, заграничного паспорта и водительского удостоверения европейского образца.

Восстановление гражданства Болгарии

Как и Румыния, Болгария вошла в состав Евросоюза в 2007 году, что предоставило гражданам государства равные права с гражданами других стран ЕС. На законодательном уровне в Республике Болгария также действует программа репатриации. Согласно ст. 15 болгарского Закона о гражданстве для получения статуса гражданина иностранцам необходимо предоставить доказательства этнической принадлежности к народу государства. Заявителям следует подтвердить, что мать, отец, бабушка, дедушка, прабабушка или прадедушка были болгарами. Согласно условиям оформления отсутствуют требования к проживанию на территории страны и знанию государственного языка на высоком уровне. Также для получения статуса гражданина Болгарии нет необходимости отказываться от текущего паспорта.

Сроки оформления гражданства ЕС по болгарской программе репатриации составляют от 15 месяцев и предусматривают три поездки в Софию. Во время первой подаются документы для подтверждения болгарского происхождения заявителя в Государственное агентство по делам болгар за границей (ДАБЧ). Второе посещение столицы государства предусматривает получение удостоверения о болгарском происхождении, подачу его вместе с остальным пакетом необходимых документов на гражданство в Министерство правосудия и прохождение собеседования. Третья поездка осуществляется после выхода указа президента о присвоении гражданства и оформлении внутренних документов гражданина ЕС.

Источник

Польша в России

Репатриация означает возвращение на родину лиц польского происхождения, и она является одним из способов приобретения польского гражданства. Такое право имеют лишь лица, не имеющие польского гражданства и желающие переселиться в Польшу на постоянное местожительство.

Правительство РП относится к проведению репатриационной акции как к исполнению моральной обязанности и возмещения исторических обид соотечественникам, происходящим в основном с азиатской территории бывшего СССР. Закон о репатриации предоставляет возможность вернуться на родину тем лицам, или их потомкам, которые вследствие депортации, ссылки или других преследований по национальному и политическому признакам никогда не могли поселиться в Польше.

Основным правовым актом, регулирующим вопросы репатриации, является закон от 9 ноября 2000 г. о репатриации [Ustawa z dnia 9 listopada 2000 r. o repatriacji (Dz. U. z 2019 r. poz. 1472)]. В соответствии с ее определением, репатриантом является лицо, прибывшее в Республику Польша на основании национальной визы с целью репатриации с намерением постоянного местожительства.

Территориальный охват репатриации

Репатриация касается тех лиц, которые 1 января 2001 г. имели постоянное местожительство на территории сегодняшних:

а также азиатской части России.

Национальная виза для репатриации

Национальная виза для репатриации может быть выдана лицу, которое удовлетворяет совместно следующим условиям:

Лицом польского происхождения признается лицо, которое декларирует польскую национальность и удовлетворяет в совокупности двум условиям:

Условие, касающееся польской национальности, считается выполненным, если не менее одного из родителей или дедов либо двое прадедов заявителя подтвердили свою принадлежность к Польскому народу, в частности поддерживая польские традиции и обычаи.

Доказательствами, подтверждающими польское происхождение, могут быть документы, выданные польскими государственными или церковными властями, а также властями бывшего СССР, касающиеся заявителя или его родителей, дедов или прадедов, в частности:

Доказательствами, подтверждающими польское происхождение, могут быть также и другие документы, в частности:

Решение о признании заявителя лицом польского происхождения выносит консул.

Виза для супруга и потомков (детей, внуков, правнуков)

Национальная виза для репатриации может также быть выдана супругу репатрианта и потомкам до четвертой степени по прямой линии включительно, вместе с их супругами, если они намерены прибыть вместе с ним в Польшу с намерением постоянного поселения.

Малолетнее лицо, состоящее под родительской властью репатрианта, также приобретает польское гражданство в порядке репатриации. В случае, когда репатриантом является только один из родителей, малолетнее лицо приобретает польское гражданство лишь с согласия второго из родителей, оформленного в виде заявления, сделанного у консула.

Малолетнее лицо, которому исполнилось 16 лет, может приобрести польское гражданство в порядке репатриации лишь со своего согласия.​​​​​​

Лицо, ходатайствующее о выдаче национальной визы для репатриации, подает заявление о ее выдаче в польском консульском отделении по месту своего проживания.

К заявлению необходимо приложить:

2. Рассмотрение заявления по части, касающейся признания заявителя лицом польского происхождения

Консул, на основании представленных документов и собеседования с заявителем, оценит, удовлетворяет ли он определенным в законе условиям, и вынесет решение о признании лица лицом польского происхождения об или отказе в таком признании.

3. Передача заявления в Министерство внутренних дел и администрации (Ministerstwo Spraw Wewnętrznych i Administracji)

Консул, установив, что лицо, заявляющее о выдаче репатриационной визы, имеет польское происхождение, передает заявление в Министерство внутренних дел и администрации, чтобы получить согласие на выдачу визы.

4. Выдача репатриационной визы

Получив согласие МВДиА, консул может выдать репатриационную визу.

Срок действия визы составляет 12 месяцев – приезд владельца визы в Польшу должен произойти в течение этого времени.

Национальную визу для репатриации консул выдает после представления одного из условий для поселения:

Доказательством, подтверждающим владение условиями для поселения, является документ, подтверждающий правовой титул на жилое помещение (квартиру) на срок не менее 12 месяцев, а также заявление о трудоустройстве или трудовой договор на срок не менее 12 месяцев.

Доказательствами, подтверждающими обеспечение условиями для поселения, являются:

При отсутствии условий для поселения в Польше консул может лишь вынести решение о квалификации на выдачу репатриационной визы. Только после представления доказательства, подтверждающего удовлетворение условиям для поседения в Польше, консул выдаст репатриационную визу.

Кандидату на репатрианта, не имеющему условий для поселения в Польше, посредством консула представляется:

Данные предложения передаются согласно очередности подачи заявлений о выдаче национальной визы для репатриации. В первую очередь они предоставляются лицам, депортированным и преследуемым по национальным признакам, возраст и плохое состояние здоровья которых обосновывают быструю репатриацию.

Решение о предоставлении места в адаптационном центре выносит Уполномоченный правительства по вопросам репатриации.

Статус членов семьи репатрианта, не имеющих польского происхождения

Если супруг не хочет использовать возможность получить репатриационную визу, но он намерен поселиться вместе с репатриантом на территории Республики Польша, он может ходатайствовать о выдаче разрешения на постоянное местожительство. Разрешение выдает, или отказывает в его выдаче, Глава управления по вопросам иностранцев (Szef Urzędu do Spraw Cudzoziemców).

Вышеуказанная процедура относится также с малолетнему лицу, состоящему под родительской властью репатрианта, когда второе из родителей не соглашается на приобретение ребенком польского гражданства. В обоих вышеприведенных случаях заявление о выдаче разрешения на постоянное местожительство приобщается к заявлению о выдаче национальной визы для репатриации.

Адаптационные центры для репатриантов

Предоставление места в адаптационном центре для репатриантов признается одним из доказательств обеспечения условия для поселения.

Решение о предоставлении места в адаптационном центре выносит Уполномоченный правительства по вопросам репатриации. Решение выдается после представления консулом письменного разрешения заинтересованных лиц на размещение в адаптационном центре. При вынесении решения Уполномоченный принимает во внимание время ожидания на выдачу национальной визы для репатриации.

Срок вынесения решения о размещении в центре составляет 3 года с момента получения квалификации на выдачу визы для репатриации. Если не будет свободных мест в центрах, это время может быть продлено на период, не превышающий 2 лет.

Пребывание репатрианта в центре составляет 90 дней. В случае, когда репатриант, по не зависящим от него самого причинам, не начнет работу с целью заработка или он не имеет нового места поселения, пребывание в центре может быть решением Уполномоченного продлено на максимальные очередные 90 дней

В адаптационных центрах репатриантам обеспечивается:

В адаптационных центрах для репатриантов ведутся занятия (на понятном для репатриантах языке), касающиеся:

Надзор за адаптационными центрами осуществляет Уполномоченный правительства по вопросам репатриации.

Первые шаги после прибытия репатрианта в Польшу

В месте поселения репатрианты обязаны:

1. Разовое финансовое пособие

Уполномоченный правительства по вопросам репатриации предоставляет репатрианту и членам его ближайшей семьи разовое финансовое пособие для:

Пособие на оплату стоимости путешествия также может быть предоставлено консулом. Это относится к тем лицам, которым консул выдал репатриационную визу, но которые не имеют достаточных собственных средств для оплаты стоимости путешествия в РП.

2. Финансовое пособие на ремонт, адаптацию или оборудование помещения (квартиры)

Староста (starosta) по месту поселения репатрианта предоставляет по заявлению репатрианта финансовое пособие на оплату расходов, связанных с ремонтом, адаптацией или оборудованием жилого помещения (квартиры). Максимальный размер пособия – это 6000 злотых на репатрианта и каждого члена его ближайшей семьи. Данная сумма подлежит ежегодному обновлению.

Репатриант может подать вышеуказанное заявления в течение двух лет со дня приобретения гражданства Республики Польша.

3. Финансовое пособие на удовлетворение жилищных потребностей

Уполномоченный правительства по вопросам репатриации предоставляет финансовое пособие на удовлетворение жилищных потребностей на основании:

Пособие выдается в виде софинансирования:

Общий размер вышеуказанного финансового пособия не может превысить 25 000 злотых на репатрианта, а также на каждого члена его ближайшей семьи.

Финансовое пособие на удовлетворение жилищных потребностей может быть предоставлено в течение не более 10 лет со дня прибытия репатрианта в Польшу или его выезда из адаптационного центра.

Возврат суммы предоставленного жилищного пособия

Репатриант возвращает сумму полученного пособия, уменьшенную на 10% от ее размера, за каждый год, который прошел с момента ее выплаты, если помещение, купленное с использованием финансового пособия, будет продано до истечения 10 лет.

Репатриант не обязан вернуть сумму предоставленного пособия, если:

4. Помощь гмины в проведении ремонта, адаптации или оборудования жилого помещения

Гмина может оказать репатрианту помощь, заключающуюся в проведении ремонта, адаптации или оборудовании жилого помещения. Для выполнения этого задания гмина получает из государственного бюджета дотацию в размере до 6 000 злотых на репатрианта и на каждого члена его ближайшей семьи.

Помощь, заключающаяся в проведении ремонта, адаптации или оборудовании жилого помещения, не оказывается репатрианту, которого гмина обеспечила жилым помещением.

5. Помощь в овладении польским языком, помощь в адаптации к новым условиям жизни

Репатрианту может быть оказана помощь в виде обеспечения его участия в бесплатных курсах польского языка и адаптации в польском обществе.

Курсы проводятся Центром развития польского образования за рубежом (Ośrodek Rozwoju Polskiej Edukacji za Granicą). Заявление об участии можно скачать с сайта www.orpeg.pl

Кроме того, в адаптационных центрах для репатриантов обеспечивается возможность участвовать в адаптационно-интеграционных занятиях, в занятиях, позволяющих ознакомиться с польской историей, традициями и обычаями, а также в курсах польского языка и профессиональных курсах.

6. Доступ к здравоохранению в первый период пребывания на территории Польши

Репатрианты имеют право на пользование услугами службы здравоохранения на протяжении 90 дней со дня пересечения границы РП. По истечении этого времени на них распространяются такие же положения законодательства, касающиеся здравоохранения, что и на всех граждан РП.

Необходимо помнить, что бесплатное пользование вышеуказанными услугами не связано по времени с пребыванием в адаптационном центре. В особых случаях репатриант может пребывать в адаптационном центре даже до 180 дней, но это не продлевает срока бесплатного пользования услугами службы здравоохранения.

7. Профессиональная активизация репатриантов

Староста по месту проживания репатрианта может обеспечить его мерами по профессиональной активизации. Это может произойти путем:

Возмещение расходов, понесенных на профессиональную активизацию, может произойти не позднее 5 лет со дня приобретения репатриантом гражданства Республики Польша и при условии, что репатриант был принят на работу на срок не менее 24 месяцев.

Могут быть применены одна или больше форм профессиональной активизации, но общая сумма связанных с этим расходов не может превысить двенадцатикратного размера месячного оклада за квартал, предшествующий дню заключения первого договора.

8. Лицо, поддерживающее репатрианта

Репатрианту может быть назначено лицо, которое будет содействовать его интеграции. Такое лицо может быть назначено войтом (wójt), бурмистром (burmistrz) или президентом города (prezydent miasta), по заявлению репатрианта, обоснованному его особым положением. Оно может вытекать из:

Содействие поддерживающего лица, помимо прочего, заключается в:

С согласия репатрианта, поддерживающее лицо может обращаться к государственным органам и к организациям за предоставлением информации, необходимой для оказания репатрианту помощи.

Поддерживающее лицо назначается на время, не превышающее 2 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *