что означает счет на оплату
Является ли счет на оплату договором?
Договорные отношения между участниками возникают при оформлении соглашения. Его заключение предполагает возникновение соответствующих прав и обязанностей. Но чек также является документальным подтверждением договорных отношений между лицами. Может ли он заменять договор? Считается ли он договором? Рассмотрим в этой статье.
Считается ли счет договором?
Договорные отношения между партнерами появляются при оплате счета на продукцию или услуги. При этом не важно, есть ли соглашение в письменном виде. Соответствующие положения указаны в статьях 433, 434, 438 ГК РФ. Будет ли считаться счет договором? Все определяется методом оформления соглашения.
В каких случаях счет будет являться договором
В ряде ситуаций для образования договорных отношений нужен только счет на оплату. Соглашения составлять вовсе не требуется. Сделка сопровождается счетом, исполненным в форме оферты. Юридически значимая оферта – это счет со всеми необходимыми существенными условиями.
ВАЖНО! Рекомендации по составлению счета на оплату от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Как определить, будет ли считаться счет договором? Нужно установить, присутствуют ли в нем существенные положения. Рассмотрим эти существенные условия:
Рекомендуется поставить на счете печать организации. Это позволит придать документу дополнительный юридический вес, что станет аргументом в рамках судебных разбирательств. Счет, представленный в форме оферты и оплаченный, является заменой соглашения.
В каких случаях счет не будет являться договором
В ряде случаев счет не может считаться договором даже в том случае, если в нем есть существенные условия. Актуально это для следующих форм сделок:
Все эти сделки всегда связаны с оформлением договора. Отчасти это объясняется тем, что это сделки, предполагающие операции с большими суммами. Чем больше сумма, тем важнее документальное подтверждение.
Выставление счета без соглашения
Можно ли выставлять счет без составления соглашения? Можно при наличии двух обстоятельств:
Оплата товара покупателем – это и есть согласие с условиями, предложенными продавцом. В суде подобные операции признаются разовой сделкой. То есть права и обязанности участников касаются только одной сделки.
Мнение специалистов
Рассмотрим пример. У фирмы есть только счет на оказание услуг. В нем прописаны эти положения: название, количество проданного, стоимость, наличие платежного поручения. Может ли этот счет являться подтверждением оформления договора поставки? Да, если есть следующие условия:
Если все эти условия соблюдены, то чек является аналогом оформления соглашения поставки в простой форме. Как обосновывается этот вывод? Рассмотрим детально. Есть два определения договора с точки зрения закона:
В пункте 1 статьи 161 ГК РФ указано, что сделки выполняются в письменной форме. Но составление договора – это не единственный метод оформления сделки. Договор, на основании пункта 2 статьи 432 ГК РФ, может заключаться через направление оферты. Оферта – это предложение о заключении соглашения. Один участник направляет оферту, а другой принимает это предложение. В пункте 2 статьи 434 ГК РФ также указано, что договор может заключаться через обмен бумагами. Еще один способ заключения соглашения – выполнение условий сделки (пункт 3 статьи 434, пункт 3 статьи 438 ГК РФ). К примеру, это может быть отгрузка товара, исполнение услуг.
Рассмотренные методы заключения договора используются в том случае, если в законе нет специфических требований к совершаемой сделке (статья 434, 550 ГК РФ). К примеру, если это не сделка с недвижимостью. То есть если в оферте есть все существенные условия, она заменяет договор. Оплата по чеку – это акцепт, подразумевающий заключение договора. Документа, подписанного покупателем и продавцом, в этом случае нет. Но это не имеет значения. Этот вывод подтверждается этими нормативными актами:
Для чего вообще ставить вопрос о том, может ли являться чек договором? Актуальным это становится при возникновении конфликтных ситуаций. Особенно это важно в контексте судебных разбирательств. Рассмотрим пример. Компания стала сотрудничать с поставщиком. У последнего она заказывает продукцию на определенную сумму. Возникла необходимость вернуть товар в связи с тем, что обнаружен дефект. Именно чек является основанием для возврата. Кроме того, он является подтверждением сделки.
Когда не нужен счет на оплату
Если счет может заменить договор, то верна ли обратная ситуация? Это также принципиальный вопрос. Если в бухгалтерии будут допущены ошибки, на компанию может быть наложен штраф. А потому важно изучить, какие документы являются взаимозаменяемыми.
Нужно ли оформлять счет на оплату, если имеется договор? Счет можно не выставлять в том случае, если в соглашении содержится эта информация:
То есть из договора должны быть известны все существенные условия. Примером является счет-договор, который может заменить обычный договор. В этом документе указываются перечень проданной продукции, ее стоимость, общая сумма поставки.
Однако есть случаи, когда наличие счета на оплату обязательно. К примеру, он актуален при наличии соглашении общего типа. Это может быть договор на оказание услуг ЖКХ, сотовых услуг. В подобных соглашениях информация по сделке обычно не конкретизируется. В них нет сведений о стоимости услуги/продукта. А потому нужен чек для конкретизации определенной операции.
К СВЕДЕНИЮ! Резюмируем: счет и договор – это разные документы. Однако иногда они могут заменять друг друга. Но актуально это не для всех ситуаций.
Как работать с документами: договоры, счета, акты, накладные
Первичный документ подтверждает разные события в бизнесе: продажу или покупку товаров, оказание услуг клиентам, выдачу зарплаты сотрудникам и другие.
В зависимости от события, перечень документов для оформления различается. Рассмотрим распространённую ситуацию — сделка при продаже товаров и оказании услуг. Так принято, что документы готовит поставщик или исполнитель.
В видеоформате мы рассказываем про оформление сделок в курсе молодого ИП. В курсе 11 бесплатных уроков, тесты и практика, кроме документов он поможет разобраться с налогами, применением онлайн-касс, выбором банка и проверками.
Документы для сделки с клиентом:
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Договор
Описывает права и обязанности сторон сделки. Обычно в договоре бывают такие разделы:
Договор обычно оформляется в 2-х экземплярах и содержит подписи каждой стороны.
Для некоторых сделок письменная форма договора вообще не нужна. Например, договор купли-продажи считается заключённым уже с момента выдачи покупателю кассового, товарного чека или другого документа, который подтверждает факт оплаты. Это не значит, что при розничной купле-продаже нельзя заключить договор в письменной форме — законодательство этого не запрещает.
Шаблоны распространённых договоров:
Необязательный документ, в котором продавец указывает цену, количество товара и реквизиты для перечисления оплаты.
Вы можете сами придумать форму счёта на оплату или найти в интернете готовую. Счёт может заменить договор, если включить в него все существенные условия сделки.
В Эльбе есть готовый шаблон счёта. Выберите контрагента, укажите товары или услуги, их количество, и документ готов. По желанию добавьте подпись, печать и QR-код.
QR-код поможет клиентам сделать оплату удобной и быстрой. Главное не забыть выдать кассовый чек, об этом расскажем дальше.
Платёжные документы
Подтверждает оплату товаров или услуг. Это может быть платёжное поручение, платёжное требование или кассовый чек.
Кассовый чек выдают при помощи онлайн-кассы. Её обязаны применять все, кто принимает оплату наличными и банковскими картами. Исключения перечислены в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ. Все чеки передают в налоговую через оператора фискальных данных (ОФД). Контур.ОФД моментально отправляет данные в ФНС, а вся информация о чеках и кассах доступна в личном кабинете сервиса.
Отсрочек по применению онлайн-касс больше нет, но есть исключения для некоторых видов деятельности, а на патенте кассой должны пользоваться только некоторые предприниматели — полный список исключений смотрите в статье.
Платёжное поручение остаётся у предпринимателя, когда он переводит деньги через интернет-банк. Этот документ подтверждает перечисление денежных средств по определённым реквизитам.
Товарный чек — необязательный документ, который выдают по просьбе покупателя. Покупателю документ нужен, чтобы подтвердить, что он не только потратил определённую сумму денег, но и купил определённые товары — например, по поручению руководителя. Форма товарного чека не установлена, поэтому можно разработать свою с обязательными реквизитами: наименование документа, номер, дата, название ООО или ФИО ИП, ИНН, товары и услуги, сумма оплаты и подпись с расшифровкой и должностью.
Товарная накладная (N ТОРГ-12)
Оформляет продажу товаров другому ИП или ООО. Для работы с физлицами обычно не используется.
Накладная оформляется в двух экземплярах: первый остаётся у поставщика и фиксирует отгрузку товаров, а второй передаётся покупателю и нужен ему для приёмки товаров.
Обычно накладную оформляют по стандартной форме ТОРГ-12. Но вы можете использовать свой шаблон.
В Эльбе можно создать накладную на основе выставленного счёта.
Акт об оказании услуг
Подписывают исполнитель и заказчик. Акт подтверждает, что услуги оказаны или работы выполнены, а у заказчика нет претензий по их качеству.
Составьте акт в Эльбе: достаточно выбрать контрагента и указать услугу, а потом отправить готовый документ контрагенту с подписью и печатью.
Счёт-фактура
Этот документ обязаны выставлять только организации и предприниматели, которые являются плательщиками НДС — в основном те, кто работает на общей системе налогообложения.
Организации и ИП на УСН и патенте обычно не платят НДС и поэтому выставлять счета-фактуры не обязаны. Есть несколько исключений, о которых мы рассказали в отдельной статье.
Счёт-фактура оформляется в двух экземплярах и подписывается поставщиком товара или услуги. Один экземпляр передаётся покупателю, другой остаётся у продавца. Счёт-фактуру нужно выставить не позднее чем через 5 дней после отгрузки товара или оказания услуг.
Счёт-фактура — это основание для того, чтобы принять НДС к вычету, поэтому все организации относятся к нему с особым трепетом.
Чтобы не изучать форму и правила выставления счёта-фактуры, воспользуйтесь Эльбой.
Универсальный передаточный документ (УПД)
Объединяет в себе два документа: акт (накладную) и счёт-фактуру.
Документ можно выставить как со счётом-фактурой, так и без. Во втором случае — это всё равно что обычный акт или накладная, только в формате УПД. А ещё есть вариант выставить УПД со счёт-фактурой, но без НДС.
На основании УПД покупатель сможет признать расходы, а также принять к вычету входящий НДС (если применяет общую систему налогообложения).
Статья актуальна на 26.11.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Что такое расчетный счет
Расчетный счет – один из основополагающих атрибутов бизнеса. Разбираемся, зачем он нужен, и что означают таинственные 20 цифр в реквизитах организации.
Расчетный счет занял почетное, пожалуй, самое заметное место в реквизитах организации. Несмотря на то, что напрямую закон не обязывает предпринимателя иметь такой счет, большинство важных функций в его отсутствие осуществить было бы невозможно.
Современное общество уверенно движется к отказу от использования наличных денег при взаиморасчетах. Сегодня на прилавке практически любого магазина, у администратора каждого салона красоты или развлекательного центра стоит терминал безналичной оплаты. Это удобно, быстро и соответствует быстрому ритму нашей жизни.
Но без расчетного счета электронные деньги покупателей и клиентов никогда не нашли бы адресата. По сути, он представляет собой уникальный электронный идентификатор активности компании, можно сказать «черный ящик» ее финансовой деятельности.
Конечно, расчетный счет появился задолго до наступления эры электронного денежного оборота. Сначала он представлял собой раздел в долговых книгах банковских клерков, в котором они вели учет денежных операций предпринимателей. Его основная функция – учет любых передвижений финансовых активов организации.
Рассмотрим на примере. Михаил – индивидуальный предприниматель. За год из пасечника-любителя он превратился в бизнесмена средней руки. Взял в аренду землю, нанял работников и купил несколько сотен ульев в кредит на развитие личного подсобного хозяйства.
Теперь Михаил – собственник большой пасеки. Денежный оборот растет не по дням, а по часам, и давно превысил 100 тысяч рублей ежемесячно. Пришлось открыть расчетный счет в банке.
Параллельно бизнесмену приходится изучать финансовые премудрости. И неспроста – его мёд сыскал славу в странах ближнего зарубежья, так что пришло время осваивать иностранные рынки и способы взаиморасчетов на них.
Виды банковских счетов
Расчетный счет – лишь один из видового многообразия банковских продуктов. В зависимости от назначения и условий обслуживания различают и ряд других.
Предназначен для учета и проведения операций с электронным кэшем компании, связанных с предпринимательской деятельностью. Некоторые сопровождаются комиссиями. Право распоряжения средствами принадлежит исключительно его владельцу.
Открыть и использовать могут только банковские организации. Он служит для взаиморасчетов внутри государственной или международной финансовых систем.
Положить деньги на депозит – значит, положить их «под процент». Переводить средства, оплачивать что-то с помощью него у вас не получится, разрешено лишь снимать или пополнять.
Прикреплен к банковской карте и дает возможность управлять своими финансами без посещения банка.
Аналог основного счета, которым могут пользоваться как компании, так и физические лица. Применяется для операций, которые напрямую не связаны с деятельностью вашего бизнеса. Например, покупка автомобиля или перевод крупной суммы денег.
Специальный счет, посредством которого инвесторы и трейдеры проводят операции с ценными бумагами на бирже. Обеспечивает его работу посредник-брокер – профессиональный биржевой работник.
Был специально введен в нашей стране для стимулирования обычных людей, а не профессиональных финансовых гуру, для вложения средств в российскую фондовую биржу. Позволяет получить налоговый вычет в размере 13% от суммы вложенных средств.
Не путать с ИИС. Предназначен для хранения и преумножения средств, выделенных одним или несколькими лицами для развития определенного инвестиционного проекта.
Используется для операций в рамках государственного субсидирования. Органы исполнительной власти строго следят за целевым расходованием средств.
Его открывает банк, выступающий гарантом аккредитивной сделки между двумя контрагентами. Оговоренная сторонами сумма хранится до исполнения поставщиком товара/услуги своих обязательств.
Виды расчетных счетов
В зависимости от юридической формы организации:
По применяемой валюте:
Если предприятие практикует международные взаиморасчеты в валюте, то может открыть транзитный счет. На нем доступна конвертация в рубли.
Некоторые банки дополнительно стимулируют клиентов не обнулять расчетный счет, начисляя проценты на остаток. В рамках расчетно-кассового обслуживания предпринимателям доступны и другие приятные бонусы, такие как пакет условно бесплатных платежных поручений или зарплатный проект.
Как узнать свой расчетный счет
Для этого существует несколько способов:
Что означают цифры в расчетном счете
Расчетный счет всегда состоит из 20 цифр. Для непосвященного человека – это лишь хаотичный набор символов, а может даже порядковый номер.
Но здравый смысл подсказывает, что 20 порядков – это сотни квинтиллионов, то есть в миллиарды раз больше, чем население нашей планеты. Открыть такое количество счетов было бы очень долго и проблематично. Значит, все немного сложнее.
На самом деле лишь последние 7 цифр расчетного счета можно считать последовательностью. Кроме этого в строке выделяют еще пять самостоятельных смысловых блоков разной длины.
Возьмем некий типовой счет, для удобства разбив блоки пробелами (на самом деле в реквизитах все цифры идут сплошной строкой, поэтому для лучшего понимания вы можете разделить их вертикальными чертами)
407 02 810 5 4587 ХХХХХХХ
В связи с расширением бизнеса Михаил планирует переоформить свой счет – сделать его транзитным. Он собирается освоить сотрудничество с иностранными контрагентами. Соответственно, взаиморасчеты придется делать в валюте.
Что можно сделать с помощью расчетного счета
Перейдем к самому главному вопросу – для чего же, собственно, может пригодиться Р/С.
Тех, кто намеревается преумножать на нем свои накопления, ждет разочарование. Для этой цели вам лучше открыть депозит. А на расчетном счете деньги всегда должны быть в движении.
Крупные безналичные переводы
Если вы получите от контрагента крупную сумму через личный банковский счет, вас могут ожидать санкции со стороны финансовой организации, а отправителя – не менее крупная комиссия. Попросите его осуществить перевод по вашим реквизитам.
Таким же образом вы сможете оплачивать товары и услуги зарубежным партнерам. Платежное поручение формируется и направляется в банк автоматически.
Обязательные денежные отчисления
Перечисляйте без бюрократических препон платежи в государственные службы: ПФР, налоговую, фонды соцстрахования и т.п.
Зарплатный проект
Подключите его в рамках РКО, и деньги в установленный срок будут перечислены на зарплатные карты ваших сотрудников. При этом вам не придется платить дополнительные комиссии за денежные переводы.
Эквайринг
Ни один процветающий бизнес не обходится без кассовых терминалов безналичной оплаты. Подключить эквайринг можно только к действующему Р/С.
Самоинкассация
Заработав крупную сумму в наличных, вам не придется нести мешки с деньгами домой и ждать открытия банковского офиса на следующее утро. Внесите средства на расчетный счет, воспользовавшись ближайшим банкоматом.
Оплата кредиторской задолженности
С помощью Р/С предприниматель без труда перечисляет финансовым организациям выплаты по кредитам, лизингу или аккредитиву; выплачивает страховые взносы.
Участие в госзакупках
Наличие открытого расчетного счета – обязательное условие допуска к торгам и закупкам в рамках взаимодействия бизнеса с государственными организациями.
Перечисленные инструменты, которые в рамках РКО доступны каждому предпринимателю, помогают облегчить управление бизнесом. Снизив операционную нагрузку, вы сможете освободить время и другие ценные ресурсы для выстраивания стратегии развития вашего дела.
После изучения этой главы порядок достижения поставленных целей стал для Михаила понятнее – он сложился в стройный алгоритм действий.
Какие документы нужны для открытия счета
Финансовые организации самостоятельно определяют перечень документов, без которых бизнесмену будет отказано в сотрудничестве. Однако ряд из них обязателен, независимо от предпочтений банка.
Если вы индивидуальный предприниматель, с вас потребуют:
Могут попросить и другие документы, например – декларации о доходах и финансовую отчетность за предыдущие периоды.
Собственник ООО или компании с другой формой собственности дополнительно предъявит:
С собственника юридического лица могут дополнительно потребовать лицензию на деятельность в соответствии с кодами ОКВЭД.
После успешного открытия Р/С вам вручат реквизиты, в которых будет отражена следующая информация:
1) об обслуживающей финансовой организации:
2) о вашей компании:
Как открыть расчетный счет
Эта процедура не доставит вам много трудностей. Банки стимулируют потенциальных клиентов и берут на себя львиную долю хлопот – в первую очередь, связанных с оформлением документов и отправкой запросов в различные государственные учреждения.
К примеру, Совкомбанк предлагает несколько тарифных планов расчетно-кассового обслуживания, с возможностью быстрого подключения через мобильное приложение.
Безусловно, главной задачей будет выбор банка. Основными критериями здесь будут:
Если у вас есть устоявшиеся отношения с каким-то конкретным банком, имеет смысл обратиться в него. Постоянным проверенным клиентам охотнее предоставляют скидки на обслуживание и специальные предложения.
Счёт на оплату: подробности его заполнения
Счёт на оплату необходим для того, чтобы зафиксировать договоренность о продаже товаров или предоставлении услуг. Во время продажи товаров или услуг оформляется данный документ, который отправляется покупателю и при этом является важным документом для обеих сторон сделки. Покупатель сможет подтвердить факт совершения платежа на основании счёта, а продавец использует его как основание для учёта товаров на складе.
Заполнение счёта на оплату
Как правильно заполнить счёт на оплату, чтобы документально зафиксировать продажу товаров (услуг)? Форма счёта никем не регламентирована, поэтому организация вправе самостоятельно сформировать бланк счёта. Единственным правилом является наличие в бланке главных реквизитов, которые нужны для того, чтобы документально отразить совершение фактов хозяйственной деятельности. Чтобы правильно заполнить счёт на оплату, необходимо указать следующие обязательные сведения:
Дополнительные реквизиты счёта
Также можно указать дополнительную информацию о сделке:
В случае указания подробной информации о совершаемой сделке, счёт на оплату приравнивается к договору о сотрудничестве. Если же счёт заполнен некорректно, то заключение договора происходит только после фактической передачи товара и процесса подписания накладной. Тогда покупатель, который уже оплатил товар, не сможет на основании данного счёта требовать от поставщика замену товара, изменение его количества и т.п. При этом покупатель может потребовать возврат уплаченных денежных средств по причине необоснованного обогащения.
Нужно ли заверять печатью счёт на оплату?
Как оформить счёт на оплату, не нарушая правил? Российское законодательство не требует заверять счета на оплату личной подписью и печатью. Несмотря на это, желательно их указать, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений. Разрешается подписывать счета, которые отправляются покупателю по факсу или e-mail, факсимильной копией подписей уполномоченных лиц и оттиска печати организации. Ещё лучше, если бланк счёта на оплату будет украшен логотипом данной организации.
Значение счёта на оплату
Этот документ считается необязательным, так как он ничего не подтверждает. Факт отправления денежных средств продавцу можно увидеть по платежному поручению, оказание услуг и передачу ТМЦ – по актам и накладным. Но если вы хотите избежать неприятных моментов с задержками платежей, необходимо знать, как правильно оформить счёт на оплату и предъявить его клиенту.
г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 11, стр. 52, этаж 6, офис 10
Онлайн-платежи для бухгалтера: как не запутаться в агентах, чеках, учете и проводках
Чем больше появляется ЭСП, тем охотнее с ними работают компании. Это повышает лояльность покупателей, онлайн-платежи проходят очень быстро, не нужно вести кассовые операции с наличностью. Но от бухгалтера потребуются дополнительные знания: как проводить электронные платежи и делать возвраты, всегда ли нужны онлайн-кассы, и как выдавать чеки покупателям.
О самом важном говорим в этой статье.
Виды электронных расчетов
Определение электронного средства платежа дает п.19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Желающий может ознакомиться с ним дословно, но если говорить простым языком, то к электронным средствам платежа (ЭСП) относятся все те современные технологии, которые позволяют субъектам торговых отношений производить взаиморасчеты за товары (работы, услуги) без применения наличных денег.
Например, электронные расчеты можно совершить посредством:
1. Оплата банковской картой
Для приема платежей по картам компания-продавец заключает договор эквайринга с обслуживающим банком и регистрируется в системе электронных платежей. Денежные средства, отправленные с банковской карты покупателя в оплату товара или услуги, сначала поступают эквайеру, а затем перечисляются на счет организации. Обычно банк за выполнение операции удерживает комиссию (ст. 851 ГК РФ — Оплата расходов банка на совершение операций по счету).
С 2017 года продавец обязан выдавать покупателю кассовый чек при оплате товара банковской картой, который оформляется с применением онлайн-кассы.
2. Оплата через электронные кошельки
Прием платежей от клиентов также можно вести с помощью электронных денег через так называемые кошельки (WebMoney, Яндекс.Деньгах, RBK Money, EasyPay и т. д.). Для этого организации необходимо зарегистрироваться в электронной платежной системе, пройти идентификацию (п. 7 ст. 10 закона № 161-ФЗ) и заключить посреднический договор с оператором-агентом, который будет участвовать в переводе денежных средств. При оформлении заказа оплата с электронного кошелька покупателя отправляется на электронный кошелек продавца. Оператор в свою очередь удерживает вознаграждение за операцию.
При расчетах посредством электронного кошелька одной стороной обязательно должно быть физическое лицо, то есть рассчитываться таким образом между собой субъекты бизнеса (предприниматели и организации) не могут. Еще момент: компания вправе самостоятельно пополнить баланс, но только со своего счета в банке.
3. Оплата по QR-коду
QR-код (Quick Response code) дословно переводится как «код быстрого реагирования». Сегодня такой способ оплаты товаров и услуг приобретает все большую популярность во многих сферах бизнеса.
QR-код, который внешне представляет собой уникальное черно-белое графическое изображение, может быть статистическим или динамичным.
4. Цифровой рубль
В настоящий момент Центробанк обсуждает возможность создания третьей формы денежных средств (наряду с наличностью и электронными деньгами). Прототип платформы цифрового рубля начнет разрабатываться в конце 2021 года. Эмитентом станет сам ЦБ РФ, но пользоваться такими деньгами смогут и физические, и юридические лица, так как коммерческие банки будут выступать посредниками.
Всегда ли нужна онлайн-касса при электронных расчетах
Если оплата товаров и услуг поступает от физических лиц при помощи ЭСП, продавец обязан использовать онлайн-кассу (см. письмо Минфина России от 1 марта 2017 г. № 03-01-15/11618, ст. 1.2 закона о ККТ, ст. 16.1 закона о защите прав потребителей). Приставка «онлайн» означает, что аппарат сам передает фискальные данные оператору в момент расчета.
В случаях, когда безналичные расчеты происходят между ИП или организациями, то тогда онлайн-касса не нужна.
Кто еще официально освобожден от применения ККТ:
Сегодня существует большой выбор аппаратов: фискальные регистраторы, автономные, мобильные, облачные онлайн-кассы, смарт-терминалы, ККТ с интегрированной банковской частью.
На смену POS-терминалам приходят банковские мобильные приложения. Их следует просто установить на корпоративный смартфон: Продавец выводит на экран QR-код, а клиент сканирует его своим устройством и подтверждает платеж.
Как бухгалтер узнает об электронном платеже
Если оплата проходит по банковской карте, то зачисление на расчетный счет ИП или компании может занять несколько дней, так как сначала платеж будет обработан эквайером. В этом смысле гораздо удобней использовать QR-коды, они ускоряют процедуру: деньги «падают» на счет в течение нескольких секунд после того, как покупатель подтвердит оплату. Сотрудник получит сообщение от банка о зачислении, например, push-уведомление или смс.
В определенных случаях платежи поступают обезличенными, в частности, если компания работает с платежным агентом.
Платежные агенты и агрегаторы: кто это
Для начала разберемся это одно и то же или нет.
Платежный агент принимает денежные средства у покупателя в пользу компании-продавца. Деятельность этих субъектов регулируется законом № 103 от 03.06.2009. Платежные агенты должны стоять на учете в Росфинмониторинге, применять ККТ (т. е. продавец от использования касс освобождается) и иметь спецсчет в банке для приема платежей.
Платежный агрегатор — это специальный сервис, который объединяет множество разных платежных систем и дает возможность расплатиться любым удобным способом: от банковских карт до электронных кошельков. За проведение операции посредник удерживает вознаграждение. Платежный агрегатор может выступать в роли платежного агента и выдавать чеки ККТ конечным покупателям. А может и не выступать, тогда чек ККТ должна оформить компания-продавец.
Пример платежного агента: физические лица оплачивают услуги ЖКХ через терминал и получают чек в момент оплаты, а агент-владелец терминала перечисляет деньги от физлиц на счета управляющих компаний или коммунальных служб.
Пример платежного агрегатора, который чеки сам не выдает: покупатель интернет-магазина при оплате заказа попадает на страничку агрегатора, где ему предлагается выбрать удобный способ оплаты: электронные кошельки, банковская карта и т. д. В момент совершения платежа покупателем агрегатор связывается с кассой продавца и физическому лицу автоматически направляется чек.
Как отражать в бухучете электронные платежи
Для бухгалтерского учета электронных платежей используется счет 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги». Также можно выделить другие субсчета по платежным системам или по видам электронных средств (не забудьте закрепить их перечень в учетной политике организации).
Проводки будут выглядеть, например, таким образом:
1. Получение электронных денежных средств в качестве предоплаты по Интернету.
Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» — Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
2. Получение денег с розничной продажи покупателю при оплате картой.
Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» — Кредит 90 субсчет «Выручка».
3. Вывод денежных средств организации с электронного кошелька на расчетный счет.
Дебет 51 «Расчетный счет» — Кредит 55, субсчет «Электронные деньги».
4. Пополнение электронного кошелька с собственного счета компании.
Дебет 55 субсчет «Электронные деньги» — Кредит 51.
Если платежная система удерживает вознаграждение за операции, то это также необходимо отразить в учете.
5. Учет расходов на перевод денежных средств на расчетный счет компании.
Дебет 91-2 «Прочие расходы» — Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
6. Списание оплаты услуг электронного платежной системы за вывод средств.
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — Кредит 55 субсчет «Электронные деньги».
Для платежей, которые поступают на счет в течение нескольких дней, если их обрабатывает банк-эквайер, также используются проводки по счету 57 «Переводы в пути» (субсчет 57.03 «Продажи по платежным картам»).
Как оформлять возвраты электронных платежей (проводки и документы)
При возврате покупателю денежных средств, перечисленных электронным способом, компания (ИП) также должна выдать чек (см. письмо Минфина от 24.05.2017 № 03-01-15/31944). В документе укажите признак — «возврат прихода».
В бухгалтерском учете следует отразить следующую проводку:
Дебет 62 — Кредит 51 — возврат на банковскую карту.
Как передать клиенту чек по электронному платежу
Еще раз обратим внимание: если платежи осуществляются через платежных агентов, то предоставление чеков — их задача. В остальных случаях продавец передает покупателю документ (на бумажном носителе и (или) в электронном виде.
Электронный чек сегодня имеет ту же юридическую силу, что и бумажный. Он может быть отправлен клиенту любым из двух способов: на телефон смс-сообщением или по e-mail (изображением, текстом или активной ссылкой на страницу в сети).
Для автоматической отправки электронных чеков используется облачная касса. Это специальная программа, которая подключена к фискальному накопителю. На практике это работает так:
По статистике (данные РБК, Национального агентства финансовых исследований), 84% россиян готовы оплачивать покупки по QR-кодам. Расчеты по банковским картам в общем обороте достигли 55,9%, это значит что электронные способы оплаты все больше выходят на первый план.
С 1 апреля 2022 все банки по распоряжению ЦБ РФ обязаны включиться в работу с системой быстрых платежей ( СБП ). На сегодняшний день Ак Барс Банк один из тех участников, кто уже вошел в этот перечень.