что означает семисвечник в алтаре в православии
Что означает семисвечник в алтаре в православии
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).
В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.
Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).
Что символизирует православный семисвечник?
Семисвечник – неотъемлемая часть инвентаря алтаря каждого православного храма. Он располагается напротив Горнего места у Престола (называется запрестольным) или непосредственно на Престоле (напрестольный). Семисвечник – особый светильник с семью ответвлениями, на концах которых расположены свечи или лампады (чашечки с маслом), возжигаемые во время богослужения.
История семисвечника
Впервые семисвечник упоминается в Ветхом Завете в связи с устройством первого храма – скинии во времена скитаний еврейского народа по пустыне. Золотой светильник (евр. менора) был отлит из цельного куска золота весом в 35 кг (Исх. 25: 31) и установлен пророком Моисеем по повелению Божию в скинии. Затем его расположили в алтаре Иерусалимского храма. Менора была выполнена в виде толстого стебля с шестью ветвями на круглой подставке. Ее стебель и ветви венчали лампады, наполненные лучшим оливковым маслом. Возжигались они вечером и не тушились до утра (Лев. 24:3).
Существует предание, согласно которому средняя лампадка горела дольше других, хотя количество масла во всех чашечках было одинаковым. Чудо прекратилось за 40 лет до уничтожения Второго Иерусалимского храма.
В Ветхом Завете семисвечник – символ присутствия среди молящихся в храме людей Господа, Который в Священном Писании именуется светом для всех живущих на земле или светильником (Пс. 103:2; 2 Цар. 22:29).
Со временем в иудаизме менора утратила духовное значение, превратившись в национально-религиозный знак (эмблему) Израиля. Она стала символом иудаизма и теперь красуется на гербе государства Израиль.
Семисвечник в христианстве
В первые века христианской церкви алтари храмов освещались двумя свечами, символизирующими два естества (человеческое и божественное) Господа нашего Иисуса Христа. Кроме символики, такое количество свечей было связано с тем, что богослужения проводились тайно из-за преследования христиан, а небольшой свет привлекал меньше внимания.
Спустя время, когда христианство стало официальной религией и стали строить храмы, то, устраивая церковный алтарь, священнослужители начали ориентироваться на его описание в Священном Писании (поскольку Иисус Христос не уничтожил Ветхозаветный закон, а дополнил его), и семисвечник занял свое прежнее место.
Кроме указаний Господа по устройству скинии на месторасположение семисвечника повлияло видение апостола Иоанна Богослова, увидевшего 7 огненных светильников перед престолом Господа (Откр. 4:5).
Что символизирует семисвечник?
По словам иеромонаха Иова (Гумерова) новозаветная Церковь унаследовавшая Богооткровенную религию Ветхого Завета, восприняла семисвечник в качестве священного символа благодатных даров Святого Духа (Откр. 4:5).
В Новом Завете духовный смысл семисвечника получает глубинное значение. Теперь он означает не только присутствие Бога среди верующих людей, но и служит напоминанием каждому православному человеку об изливаемой на него Божией благодати, которая преображает людей, дает возможность спасения и соединения с Богом через Таинства Церкви.
Что за традиция?
*** Дмитрий ***
Михаил.79
Владимир Т.
Михаил.79
Ксюша с
Михаил.79
Вопрос:
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).
В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.
Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).
Владимир Т.
Вопрос:
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).
В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.
Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).
Алтарь. Инфографика
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.
Горнее место
— самая дальняя, восточная часть алтаря. На седалище, устроенной на Горнем месте, восседает архиерей в определенные моменты архиерейского богослужения, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. В обычных приходских храмах на Горнем месте символически располагается трон Архиерея или стоит лампада или высокая свеча, а по сторонам — скамьи для священников.
Горнее место символизирует видение Иоанна Богослова: Сидящего на престоле Господа, а возле него восседавших царей и священников (Откр 4:4).
Святой престол
— стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс (четырехугольный плат с изображением положения Христа во Гроб и вшитой в него частицей мощей) с подписью правящего архиерея, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь.
Семисвечник
— особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Изначально семисвечник был в Скинии Собрания, а затем в Иерусалимском храме. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова (Откр 4:5), полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.
Запрестольный крест
— большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Симметрично с запрестольным крестом расположена выносная икона Богородицы. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места — у правого угла престола, икона Богородицы — у левого.
Жертвенник
— стол у северной стены алтаря, слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, т. е. готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.
Иконостас – стена из нескольких рядов икон во всю ширину храма, отделяющая алтарь. Для прохода в алтарь в иконостасе имеются три двери – Царские врата, северные и южные дьяконские врата.
Царские врата — символизируют двери Рая.
Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.
Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.
Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.
Семисвечник
Другие названия: менора
Что такое христианский семисвечник?
Семисвечник – один из ключевых предметов убранства алтаря православного храма. Он несет на себе семь лампад – соответственно, вопреки названию, семисвечник это отнюдь не подсвечник для семи свечей.
Материалы изготовления
В наши дни семисвечники обычно изготавливают из латуни или бронзы, а вставляемые в них лампады – из стекла.
Варианты изготовления
Семсвечник может быть напрестольным – устанавливаемым на престоле храма или запрестольным. Запрестольный семисвечник имеет длинную ножку, благодаря которой его лампады оказываются над церковным престолом.
Встречаются семисвечники с электрическими лампадами.
Особенности оформления
Своей формой семисвечник напоминает дерево с поднятыми вверх ветвями. Это не случайно: Церковь в богослужебных и святоотеческих текстах нередко ассоциируется с цветущим и плодоносящим древом, жизненную силу которому дает Божественная благодать.
От иудейской меноры православный семисвечник отличается тем, что лампады на нем расположены в виде треугольника: центральная выше всех, боковые – внизу. И, конечно, православный семисвечник обычно украшается христианской символикой: крестами, иногда иконами.
Полезный совет
Приобретая латунный семисвечник, стоит обратить внимание на то, чтобы металл был покрыт защитным составом. Благодаря ему утварь намного дольше сохранит первоначальный вид.
Из истории
Семисвечник был уже в Ветхозаветном храме и ранее – в Скинии. Его устроил Моисей по велению Самого Бога, Который сказал: «И сделай светильник из золота чистого» (Исх. 25: 31). Ветхозаветный семисвечник имел вид золотого стебля, утвержденного на подставке. Лампады стояли на ветвях, произраставших из этого стебля.
Духовно-символическое значение
Православный семисвечник символизирует свет Божественной благодати, который дается людям через семь Таинств Церкви.
Также семисвечник напоминает о видении апостола Иоанна Богослова, описанном в Апокалипсисе: «. и семь светильников огненных горели перед престолом (Божиим), которые суть семь духов Божиих» ( Откр. 4:5 ). Число 7 знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника указывают на богатство Божественной благодати, присущей православной Церкви.