что означает сенсуализм тест
Сенсуализм в философии: понятие и основные идеи
При ветствую Вас, друзья!
В философии есть два противоборствующих направления теории познания — сенсуализм и рационализм. Если сенсуализм признаёт основным источником познания органы чувств, то рационализм отдаёт предпочтение разуму. В этой статье мы сосредоточим внимание на сенсуализме — рассмотрим ключевые идеи данного направления, познакомимся с его основными представителями.
Что такое сенсуализм?
Сенсуализм – это направление в теории познания, в рамках которого чувственное познание считается основным источником достоверных знаний. Термин «сенсуализм» образован от латинского слова «sensus», которое переводится как «восприятие» или «ощущение». Автором данного термина считается французский философ 19 века Виктор Кузен. Правда, сам он использовал это слово для обозначения материализма (для которого тогда ещё не было введено общепринятого термина). Но несмотря на то, что смысл слова поменялся, его авторство всё равно приписывают Виктору Кузену.
Интересно, что термин «сенсуализм» был введён лишь в 19 веке, хотя обозначаемое им философское направление существовало ещё в 5 веке до нашей эры.
Помимо того, что сенсуализм – это направление в теории познания, сам он также подразделяется на два направления:
Когда говорят о сенсуализме вообще, чаще всего подразумевают крайнюю его форму. В ней принято отталкиваться от следующих постулатов:
Основные идеи сенсуализма
Одним из первых философов, высказывавших идеи, свойственные сенсуализму, был древнегреческий софист Протагор (485-410 до н. э.). Именно ему принадлежит известное высказывание «Человек есть мера всех вещей». Другим известным сторонником данного направления был его земляк Эпикур (341-270 до н. э.). К сожалению, из работ этих мыслителей в наши дни практически ничего не сохранилось.
Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя британскими философами: Джоном Локком (1632-1704), Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Чтобы лучше понять, что такое сенсуализм и в чём заключаются его основные идеи, давайте подробно ознакомимся со взглядами каждого из этих трёх мыслителей.
Сенсуализм Джона Локка
Джон Локк придерживался концепции»чистой доски», согласно которой всё наше мышление основывается на информации, полученной посредством ощущений из окружающего мира. Он отрицал возможность того, что у человека могут существовать врождённые идеи, и считал, что всё является следствием чувственного опыта. Именно опыт формирует наши знания, разум и характер.
Известное крылатое выражение tabula rasa (которое переводится с латыни как «чистая доска») формулирует именно эту идею. Его суть состоит в том, что каждый человек при рождении представляет собой чистую доску, и вся его жизнь определяется не врождёнными особенностями, а тем, что напишут на этой доске.
Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея, возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать новые простые идеи, несмотря на то, что человек при этом никак не взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём воображении).
Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса, представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на основании простых знаний о его свойствах.
Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства, зависящие от восприятия). К примеру, глядя на головку камамбера (популярный сорт сыра с плесенью), люди могут по-разному воспринимать её вид и запах. Одни будут находить её аппетитной, другие – не очень. Но оспаривать её форму и размер никто не станет.
Сенсуализм Джорджа Беркли
Если сенсуализм Локка тяготеет к материализму, то Джордж Беркли был сторонником идеализма. В частности, Локк признаёт объективность первичных качеств, Беркли же исходит из утверждения, что все качества являются вторичными. Свою точку зрения он аргументирует тем, что качества, первичные по Локку, не всегда являются объективными.
К примеру, предмет, кажущийся тяжёлым одному, будет лёгким для другого. А нечто большое на расстоянии выглядит гораздо меньшим. Более того, для ребёнка большим выглядит предмет, кажущийся небольшим взрослому человеку (то есть, дело именно в субъективности восприятия, а не только в расстоянии или ракурсе). А значит, и здесь присутствует зависимость от органов чувств. Основываясь на этих аргументах, Беркли приходит к выводу, что все качества вторичны.
Таким образом, материальное бытие сводится к возможности восприятия. Любой объект представляет собой лишь «комплекс ощущений». При этом, с точки зрения Беркли, могут существовать вещи, которые мы просто не способны воспринять, и лишь поэтому не осознаём их существования. В этом плане его взгляды противоположны классическому материализму, поэтому его считают одним из наиболее ярких представителей субъективно-идеалистического сенсуализма.
Сенсуализм Дэвида Юма
Как и Джордж Беркли, Дэвид Юм придерживался идей субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако если Беркли считал, что материального мира не существует вообще, то позиция Юма была менее категоричной. Он пришёл к выводу, что мы не можем однозначно судить по одним только ощущениям как о том, что материальный мир существует, так и о том, что его не существует.
То есть, имея в своём распоряжении только ощущения, мы не можем установить реальные факты. Кроме того, Юм отрицает религиозные и мистические концепции, утверждая, что мы никак не можем установить достоверно, существует ли Бог (и другие божественные и мистические существа и явления) или нет. В связи с этим многие современные исследователи называют Юма агностиком.
Сенсуализм в философии Новейшего времени
В 19 веке сенсуализм приобрёл новую форму, которую называют эмпириокритицизмом (или, реже, «вторым позитивизмом»). Вся эта концепция строится на таком понятии как «чистый опыт». Автором и наиболее известным сторонником данного учения является швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896). В качестве основного предмета исследования в эмпириокритицизме принимается научное мышление, а главный вопрос заключается в том, как образуются знания.
Ещё одним известным сторонником был австрийский физик и философ-позитивист Эрнст Мах. Изучая, как работают слух, зрение и другие чувства, он пришёл к выводу, что наши представления об окружающем мире не особо точно отражают его природу, многие из них являются вымышленными или несущественными, в то же время существенные свойства мы часто никак не воспринимаем. Позже на основе исследований Маха возникли такие учения как неореализм, бихевиоризм и нейтральный монизм.
Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?
В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.
Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
Он привёл следующие тезисы:
Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:
Заключение
Сенсуализм – это концепция, рассматривающая чувственное познание в качестве единственного источника знаний. При этом разум считается лишь продуктом чувственного опыта. В умеренном сенсуализме ему приписывают функцию систематизации и анализа достоверности. В крайнем сенсуализме роль разума вторична, и единственным источником истины считаются чувства. Так или иначе, сенсуалисты считают, что ощущения формируют разум, а не наоборот.
Философия сенсуализма
Чтобы понять, какое место занимает сенсуализм в философии, нужно отталкиваться от его базовых понятий и глубины суждений тех, кто посвятил жизнь изучению этого явления. Философы сенсуалисты утверждали, что в разуме может находиться только то, что есть в ощущениях.
Учитывая факт, что современная психология берет много идей из философии, появляется утверждение: если человеку для счастья не хватает эмоций и созерцания, он будет считать их основным принципом жизни. Но так считали и представители других направлений, в том числе противоположных сенсуализму. Их точку зрения также можно считать правильной, исходя из свойств личности конкретного ученого.
Понятие сенсуализма
Существует две теории сенсуализма:
Источником знания в философии сенсуализма являются различные понятия. Для материалистов — это опыт, восприятие мира, его ощущение на физическом уровне. Для идеалистов — рассуждения, утверждения, идеи, которые часто не имеют никакого отношения к реальному миру — человек просто так считает и уверен в этом. Идеалистический подход также не имеет четкого ответа, почему одни люди получили такой опыт, а другие — другой. Утверждения, основанные на опыте, не могут быть основой правильного мышления.
Противоположностью сенсуализма является реализм. Эмпирическое направление допускает чувственное восприятие, но допускает вмешательство разума. Впервые данные методы разграничил Д. Бэкон, дав оценку каждому.
Понятие «рефлексия» произошло из сенсуализма. Оно заключается в возможности человека выделять определенные моменты из множественных чувственных событий, концентрироваться на них и анализировать, делая выводы. Выводы — работа разума, поэтому чувственное восприятие — это лишь часть возможностей человеческого организма, которую не желательно исключать, но нельзя превозносить, как главную.
Практики опираются на возможности человеческого мозга, находят структуры, которые отвечают за определенные функции, а также выявляют дефекты в поведении и мышлении, связанные с недостаточным развитием какой-либо области головного мозга. В зависимости от того, какая структура доминирует, так человек ведет себя в социуме. За эмоциональность и чувственность отвечает палеокортекс. В психологии его называют мозг млекопитающих.
Недостаток эмоционального восприятия или несдержанность — это нарушения физиологического характера или результат воспитания.
Основные положения
Многие считают философию ненужной наукой только потому, что не видят связи с практической стороной жизни: как можно использовать философские учения с пользой для себя. В философии можно найти косвенный намек на проблему какой-то одной личности. Эти утверждения успешно используют прогрессивные психологи, чтобы понимать, как мыслит человек, на что он ориентируется, насколько однобоко воспринимает ситуацию и реагирует на нее.
Человеческий мозг не понимает разницы между эмоциями, как реакцией на случайное происшествие и эмоциями, вызванными искусственно в ответ на давние события. Следовательно, эмоции нельзя считать основным критерием оценки личности, так как необоснованные страхи вызывают различные психологические отклонения и даже заболевания, не дают человеку жить полноценной жизнью.
Ученые, изучавшие сенсуализм, сходились во мнении по поводу следующих предположений:
Первый и последний пункты подвергались сомнению даже в рамках самого сенсуализма. Отдельные представители склонялись к различным теориям:
Авторы теорий исходили из собственного опыта, не принимая во внимание опыт других людей, коллег.
Определение предмета с точки зрения сенсуализма
Предмет — источник чувств (ощущений). Есть предмет восприятия, а есть восприятие предмета. В первом случае — это материальная вещь, которую можно потрогать и оценить, во втором — духовный процесс. Они постоянно взаимодействуют. На основе взаимодействия возникает рефлексия — анализ предмета, внутренних ощущений.
Существовала теория, что мир не такой, каким его представляют. Изучаемые предметы и явления не существуют. Данная теория зашла в тупик, поскольку один из органов восприятия — зрение — говорили одно, а чувства — другое. Представления и предположения относительно предметов часто оказывались не верными.
В зависимости от взаимодействия сенсуализма с различными течениями в философии — материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом — видение предмета менялось в материальную, идеологическую или эмпирическую сторону.
Самая древняя теория принадлежит Эпикуру: он считал, что предметы передают образы, которые воспринимаются органами чувств. Истина заключается в ощущениях. Возможно, он имел в виду интуицию — природный талант видеть сущность предметов и людей.
Представители сенсуализма
Самыми первыми учеными, которые изучали чувственность и эмоции, были Эпикур и Протагор. В 19 веке проблемами чувственного восприятия занимался Виктор Кузен — французский ученый философ.
Этьенн Бонно де Кондильяк — французский философ, которому принадлежит разграничение ощущений на осязание и все остальные — обоняние, вкус, слух и зрение. Известен критикой Джона Локка за его попытку связать сенсуализм с рефлексией. По его мнению рефлексия — это не самостоятельное понятие, а результат переработки сознательных действий и размышлений.
Джордж Беркли — представитель сенсуализма в Ирландии 18 века. Его приверженность сенсуализму развивалась под влиянием протеста к реализму и материализму. Основным источником размышлений являлся Джон Локк.
Девид Юм — представитель шотландского просвещения. Считается, что он был первооткрывателем науки психологии еще до ее официального появления. Разумное обоснование вещей без чувственного опыта, Юм считал бесполезным. Новые знания появляются в результате многократного повторения вещей и взаимодействия с ними.
Сенсуализм в философии Новейшего времени
В 20 веке учение о сенсуализме продолжилось в виде учения эмпириокритицизма. Представитель и автор теории — Рихард Авенариус. Вторая волна позитивизма, как еще называют это течение, выбрала своим предметом исследования научное мышление. Главный вопрос — как образуются знания.
Важным предметом стала история науки и возможные ошибки на пути сделанных выводов. Основным врагом своей теории последователи и приверженцы считали метафизику. Пик исследований выпал на начало 20 годов 20 столетия, они были непродолжительными. В России постулаты одно время занимали лидирующие позиции, но были неверно истолкованы, а потому некорректно представлены обществу.
Эрнст Мах — австрийский физик, который исследовал слух и зрение, пытался донести утверждение, что вещи и их свойства — мнимые явления, которые никак не соотносятся друг с другом. Впоследствии, его учение стало отправной точкой возникновения таких учений, как бихевиоризм, неореализм, нейтральный монизм. В России учение Маха было встречено холодно, потому что вожди усмотрели в нем попытку взломать установки партии и процветающий идеализм.
Итоговый тест по дисциплине ФИЛОСОФИЯ (С ОТВЕТАМИ)
Тест по дисциплине: Философия
Указания к выполнению тестовых заданий:
А) Внимательно прочитайте задания.
Б) Выберите и обведите кружочком один правильный ответ в заданиях
Общее число существенных операций теста
С греческого языка слово «философия» переводится как:
б. любовь к мудрости
г. божественная мудрость
Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
Определите время возникновения философии:
а. середина III тысячелетия до н.э.
Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
а. совокупность знаний, которыми обладает человек
б. совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
в. отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе
г. система адекватных предпочтений зрелой личности
Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
а. ход истории зависит от направленности мышления философов
б. философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время
в. философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени
г. мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут
Направление, отрицающее существование Бога, называется:
а. учение о всеобщей обусловленности явлений
б. учение о сущности и природе науки
в. учение о бытии, о его фундаментальных принципах
г. учение о правильных формах мышления
а. учение о развитии и функционировании науки
б. учение о природе, сущности познания
в. учение о логических формах и законах мышления
г. учение о сущности мира, его устройстве
а. учение о развитии и всеобщей взаимосвязи
б. учение о человеке
в. наука о поведении животных в естественных условиях
г. философское учение об обществе
а. учение о ценностях
б. учение о развитии
в. теория справедливости
г. теория о превосходстве одних групп людей над другими
а. учение о развитии
в. теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
г. учение о морали и нравственных ценностях
Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – это:
Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало – это:
Хронологические рамки развития античной философии:
а. VI в. до н.э. – VI в. н.э.
в. VI в. до н.э. – II в. до н.э.
Основным принципом античной философии был:
Впервые понятие бытия в философии употребил:
Античный философ, считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
а. всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
б. всеобщая изменчивость вещей
в. божественное слово
г. один из первоэлементов
Высказывание «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
Автор афоризма «Я знаю, что ничего не знаю. »:
Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
а. идея идеальна, настоящая лошадь – материальна
б. идея содержательно богаче, чем живая лошадь
в. идея первична, настоящая лошадь вторична
г. идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
Характерной чертой средневековой философии является:
Философия в средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
а. учение о ценностях
б. учение о бытии, его фундаментальных принципах
в. учение о конечных судьбах мира и человека
г. учение о происхождении богов
Учение о спасении души – это:
Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»:
а. Климент Александрийский
Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
Эпоха восстановления идеалов античности в Европе – это:
Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:
Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения – это:
Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это:
Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии – это:
Основное утверждение эмпиризма:
а. высший вид познания – интуиция
б. всё знание человека основывается на опыте
в. мир в принципе не познаваем
г. всё подвергается сомнению
«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал:
Философ, автор «Критики чистого разума»:
Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию – это:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по праву на тему: Защита Отечества. Обязанность воинской службы
Тест по праву на тему:Участники политического процесса
Тест по обществознанию на тему: Социальная роль и стратификация
Тест по обществознанию на тему: Семья и брак
Тест по праву на тему: ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Тест по праву на тему: Отрасли российского права
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5353949 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.