что означает серп и молот на флаге ссср
Флаг СССР
Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик является символом Советского государства, созданного Великой Октябрьской социалистической революцией, государственного суверенитета СССР, нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства трудящихся всех наций и народностей страны, государственного единства советского народа, строящего коммунистическое общество.
Описание
Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
Красный цвет флага — символ героической борьбы советского народа за построение социализма и коммунизма под руководством КПСС. Серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР — символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара.
История
30 декабря 1922 года I Всесоюзный Съезд Советов принял декларацию об образовании СССР. В статье 22 Договора об образовании СССР было указано, что «Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать».
6 июля 1923 года на II сессии ЦИК СССР 1-го созыва была принят проект Конституции СССР, статья 71 которой гласила:
Статья 71. Государственный флаг Союза ССР состоит из красного или алого полотнища с государственным гербом.
Выяснилось, что производство такого флага весьма трудоемко, и при этом детали герба не будут достаточно видны на флаге. С учетом этих фактов, 3-я сессия ЦИК СССР 12 ноября 1923 года внесла изменение в текст Конституции СССР, и статья 71 стала звучать так:
Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из красного или алого полотнища с изображением на его верхнем углу у древка золотого серпа и молота и над ним красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2
2-ой съезд Советов СССР, утвердивший 31 января 1924 года Конституцию СССР, оставил это описание флага без изменений.
29 августа 1924 года Постановлением ЦИК и СНК СССР «О флагах и вымпелах Союза ССР» утверждены рисунки и описание Государственного флага СССР.
Конституция СССР 1936 года содержала следующее описание флага:
Статья 144. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из красного полотнища, с изображением на его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.
19 августа 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была утверждено «Положение о Государственном флаге СССР»:
2. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
Серп и молот вписываются в квадрат, сторона которого равна 1/4 ширины флага. Острый конец серпа приходится посередине верхней стороны квадрата, рукоятки серпа и молота упираются в нижние углы квадрата. Длина молота с рукояткой составляет 3/4 диагонали квадрата.
Пятиконечная звезда вписывается в окружность диаметром в 1/8 ширины флага, касающуюся верхней стороны квадрата.
Расстояние вертикальной оси звезды, серпа и молота от древка равняется 1/3 ширины флага. Расстояние от верхней кромки флага до центра звезды — 1/8 ширины флага.
Положение устанавливало рисунок флага и описывало порядок подъема Государственного флага СССР. В 1980 и 1984 гг. Указами Президиума ВС СССР были приняты новые редакции «Положения о Государственном флаге СССР».
В приложении к положению о флаге СССР в редакции 1980 г., на оборотной стороне флага СССР отсутствовали изображения серпа и молота с пятиконечной звездой.
Традиционно навершия всех советских флагов и знамён представляли собой стилизованное остриё копья с вписанными звездой, серпом и молотом (см. фото).
25 декабря 1991 года президент СССР М. С. Горбачёв подал в отставку, и над резиденцией президента СССР в Кремле, — Сенатским дворцом, был спущен флаг СССР.
Скачать
Векторный флаг СССР
Понравилась статья? Поделись ссылкой!
«Серп и молот»: что на самом деле зашифровано в главном символе СССР
Нас повсюду окружают различные символы: дорожные указатели, этикетки на товарах, логотипы организаций, гербы и флаги. На первый взгляд все они кажутся обычными, но, если присмотреться внимательно, в них можно увидеть скрытые послания в виде скандинавских рун, астрологических или магических знаков. Всем известный символ союза рабочих и крестьян «Серп и молот», оказывается, не так уж и прост. Специалисты по геральдике видят в нем явную связь с масонским учением, а также указание на языческих богов.
Автор символа
Евгений Иванович Камзолкин (1885—1957 гг.) — известный художник, фотограф и декоратор. Он родился в столичной купеческой семье, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Этого человека постоянно интересовало неизведанное. В самом начале ХХ века молодой художник увлекся новаторским для того времени искусством фотографии. Его работы были представлены в Турине на международной выставке 1907 года.
Но, помимо увлечения фотографией, в жизни Евгения Камзолкина была и еще одна страсть — Древний Египет с его загадочной мифологией и историей. Не случайно он написал немало картин, посвященных этой стране. Наиболее известные работы художника: «Египтянка», «Пир у царя Ассирийского», «В битву», «Во имя Рамзеса».
В 1920 году Евгений Иванович решил помогать беспризорникам. Он переехал в дом своего дедушки, расположенный в городе Пушкино, учил рисованию воспитанников местной детской колонии.
В рамках исторического проекта «Родина», к 100-летию создания символа обозреватель «Российской газеты» Артем Локалов опубликовал статью «Серп и молот. Березки и Пасха» в «Российской газете». В ней он привел слова директора краеведческого музея города Пушкино Олега Бойко: «К первому советскому Первомаю было пожелание Моссовета — изобразить символику новой власти. К тому времени существовали разные комбинации — коса и молот, плуг и молот. Но именно Камзолкин попал в точку».
Причем этот художник никогда не принимал участия в революционных событиях, так и не вступил в компартию. Вообще, его политические взгляды остаются неизвестными для исследователей. Хотя Евгений Иванович никогда не был затворником. Еще в 1906 году он вступил в Общество Леонардо да Винчи, а в 1923 году был одним из учредителей объединения художников «Жар-цвет», в которое входили такие известные живописцы, как К. С. Петров-Водкин, Н. Е. Лансере, М. В. Добужинский и другие.
Серп и молот
Специалист по советской геральдике Владимир Поцелуев написал книгу «Гербы Союза ССР. Из истории разработки», в которой уделил большое внимание символу «Серп и молот». Согласно официальной версии, он олицетворяет нерушимый союз трудящихся — рабочих и крестьян. Этот знак был главной государственной эмблемой СССР, и сегодня его можно увидеть на атрибутике различных коммунистических движений.
Еще в XIX веке многие пролетарские организации Европы избрали молот для обозначения своей принадлежности к рабочему классу. А серп использовался до революции на гербах некоторых российских городов как символ урожая и сельскохозяйственного труда.
Эмблема была официально утверждена как олицетворение союза рабочих и крестьян 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов. С тех пор она изображалась повсеместно: на гербах всех республик СССР, на зданиях предприятий, на официальных бланках, на монетах и купюрах, на печатных изданиях и т. д.
Русские масоны
Однако не все так однозначно. По мнению ряда исследователей, на гербе Советского Союза был изображен символ оккультного движения «вольных каменщиков».
Писатель Виктор Спаров в своей работе «Полная история масонства в одной книге» указал, что первое достоверное свидетельство о существовании тайного общества в нашей стране датировано 1731 годом, когда Великим мастером «всея России» был назначен английский капитан Джон Филипс. С тех пор многие представители отечественной аристократии, ученые и деятели искусства входили в ряды масонов — кто из любопытства, а кто по идеологическим соображениям.
Как известно, с 1906 по 1911 год в Москве открыто работало Общество Леонардо да Винчи, членом которого являлся Е. И. Камзолкин. По официальной версии, целью этого объединения было содействие молодым художникам, помощь в проведении выставок, семинаров и лекций по искусству. Общественники действительно организовали несколько мероприятий в сфере культуры.
Однако великий итальянец Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) был не только прекрасным живописцем. Согласно документам, сохранившимся в архивах Священной инквизиции, он являлся еще и великим магистром тайной организации «Приорат Сиона». И его русские последователи, в число которых входил Е. И. Камзолкин, также не ограничивались лишь художественными изысканиями.
Создатель символа «Серп и молот», по утверждениям современников, прекрасно разбирался в истории и культуре Древнего Египта, особенно интересовавшей масонов. Известный историк, Николай Альбертович Кун, автор любимой многими книги «Легенды и мифы Древней Греции», называл своего друга, Евгения Ивановича Камзолкина, подлинным знатоком древнеегипетской мифологии, основанной на культе бога Солнца.
Тайное значение
Журналистка Наргиз Асадова и философ Леонид Мацих в книге «Легенды таинственного Петербурга» описали оккультное значение символа «Серп и молот». По мнению авторов, с точки зрения масонов этот знак несет куда более глубокое смысловое значение, чем принято считать.
«Молот — это окончательная власть. Это возможность переделать действительность, создать нечто из ничего. Создать бывшее из не бывшего. Как делает кузнец. Он выплавляет железо, выковывает его. Но ведь железа нет в природе. Он соединяет разные элементы. Молот символизирует победу над силами пространства», — говорится в книге.
«Серп и молот — это только на первый взгляд орудия труда. А на взгляд более глубокий это победа над пространством и временем. Когда над серпом и молотом сияет пятиконечная звезда мудрости, этот знак приобретает свое великое значение. С помощью разума и креативного труда добьемся подлинного бессмертия. Так это было на масонской эмблеме», — утверждают авторы книги «Легенды таинственного Петербурга».
Молот и серп
Многие исследователи, идеологически далекие и от коммунизма, и от масонства, часто считают символ «Серп и молот» знаком уничтожения мира и победы сил зла. Молот они связывают со скандинавским богом Тором и славянским громовержцем Сварогом. Кроме того, в древнеиндийской и китайской мифологиях этот рабочий инструмент означает триумф разрушительных сил над созидательными. Примечательно, что индуистская богиня Кали, как и славянская Мара, часто на своих изображениях держит серп в левой руке.
Однако не все специалисты склонны отрицательно трактовать данный знак. Например, автор книги «Во власти символов» Константин Климович не видит в нем ничего плохого.
«Привычный нашему глазу знак сегодня нередко называют символом разрушения. Предполагается, что в недалеком прошлом враги Русской земли вложили в СЕРП И МОЛОТ некий тайный смысл для осуществления своих гнусных планов и замыслов. Но мы знаем — это есть символ созидания и труда. Таким мы его приняли», — отметил писатель.
Флаг СССР
Первое время после Великой Октябрьской революции роль флага страны Советов выполняло обыкновенное красное полотно без каких либо обозначений на нем. Этот флаг не имел какого либо государственного утверждения. Официально на тот момент утвержденным флагом являлось трехцветное полотно (бело-сине-красный флаг), которое приняло временное правительство, но не пользующееся популярностью у коммунистов позднее пришедших к власти.
В 1918 г. на 5-ом Общероссийском коммунистическом съезде, приняли первую конституцию. Государство стало называться Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, а на красном знамени добавили РСФСР в левом верхнем углу.
В 1922 г был принят документ, по нему законодательно было зафиксировано создание новой страны — Союза Советских Социалистических Республик. Так же утвердили символику новой страны.
Люди старшего возраста помнят флаг страны Советов, но не многие знают что в первоначальном виде в центре алого флага размещался герб.
Тем не менее и такой флаг пробыл незначительное время, и чуть позже изменился. С центра флага убрали герб, а в правый угол вверху поместили серп и молот золотистого цвета, сверху звездочку с пятью концами.
Но и такой вариант показался не совсем подходящим и в очередной раз на съезде Советов рассмотрен законопроект о замене флага. Согласно ему он оставался того же цвета, но серп, и молот, а также звезда помещались в золотистый квадрат. Такое изменение было принято с одним исправлением, была убрана золотистая каемка. С этого времени флаг не подвергался значительным изменениям. В основном немного подправляли серп. Он то делался длиннее, то меняли его наклон относительно молота.
Где висел флаг Советского Союза
В каком месте должен висеть флаг принималось высшими партийными руководителями. Был регламентирован список объектов, именно над ними флаг обязан был развиваться все время. В список входили Правительственный дом, дом Совета Министров, а также Центральный Исполнительный Комитет над ними флаг обязан был находиться круглый год снимать его было запрещено. 28 сентября 1923 года указом Центрального комитета было отмечено, что флаг обязан висеть только над учреждением ЦИК СССР и дома Совета Народных Комиссаров.
Помимо этого, его необходимо поднимать над местом, где проходит Съезд Советов СССР или собрание Коммунистической партии. Над домами городских и поселковых органов власти флаг обязан был находиться непосредственно в праздничные дни, а над посольствами — в соответствии со специальным постановлением, издаваемым Наркомом иностранных дел.
Какой смысл лежит в основе флага СССР
Государственный флаг — один из главных символов советской России, считался «знаком независимости и сплоченного рабоче-крестьянского союза». Красный цвет — означал героизм народа, ведомого коммунистической партией, серп и молот являлись символом вечного союза рабочих и крестьян. Красная звезда с пятью концами на флаге — означала что установление коммунизма на всех материках планеты является главной целью страны. Обычно наконечники всех советских флагов и знамен делались в виде острия копья.
После того, как был создан Союз Независимых Государств в 1991 г, Страна Советов перестала существовать, спустя небольшой промежуток времени в Москве спустили флаг уже несуществующей страны.
В наше время флаг СССР возможно увидеть на митингах оппозиции в основном левой направленности. Причем этот флаг, а также схожие можно наблюдать на демонстрациях практически во всех бывших союзных республиках.
Страна: Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, РСФСР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР, Украинская ССР, Эстонская ССР
«Серп и молот»: почему главный символ СССР считают масонским знаком
Нас повсюду окружают различные символы: дорожные указатели, этикетки на товарах, логотипы организаций, гербы и флаги. На первый взгляд все они кажутся обычными, но, если присмотреться внимательно, в них можно увидеть скрытые послания в виде скандинавских рун, астрологических или магических знаков. Всем известный символ союза рабочих и крестьян «Серп и молот», оказывается, не так уж и прост. Специалисты по геральдике видят в нем явную связь с масонским учением, а также указание на языческих богов.
Автор символа
Евгений Иванович Камзолкин (1885—1957 гг.) — известный художник, фотограф и декоратор. Он родился в столичной купеческой семье, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Этого человека постоянно интересовало неизведанное. В самом начале ХХ века молодой художник увлекся новаторским для того времени искусством фотографии. Его работы были представлены в Турине на международной выставке 1907 года.
Но, помимо увлечения фотографией, в жизни Евгения Камзолкина была и еще одна страсть — Древний Египет с его загадочной мифологией и историей. Не случайно он написал немало картин, посвященных этой стране. Наиболее известные работы художника: «Египтянка», «Пир у царя Ассирийского», «В битву», «Во имя Рамзеса».
В 1920 году Евгений Иванович решил помогать беспризорникам. Он переехал в дом своего дедушки, расположенный в городе Пушкино, учил рисованию воспитанников местной детской колонии.
В рамках исторического проекта «Родина», к 100-летию создания символа обозреватель «Российской газеты» Артем Локалов опубликовал статью «Серп и молот. Березки и Пасха» в «Российской газете». В ней он привел слова директора краеведческого музея города Пушкино Олега Бойко: «К первому советскому Первомаю было пожелание Моссовета — изобразить символику новой власти. К тому времени существовали разные комбинации — коса и молот, плуг и молот. Но именно Камзолкин попал в точку».
Причем этот художник никогда не принимал участия в революционных событиях, так и не вступил в компартию. Вообще, его политические взгляды остаются неизвестными для исследователей. Хотя Евгений Иванович никогда не был затворником. Еще в 1906 году он вступил в Общество Леонардо да Винчи, а в 1923 году был одним из учредителей объединения художников «Жар-цвет», в которое входили такие известные живописцы, как К. С. Петров-Водкин, Н. Е. Лансере, М. В. Добужинский и другие.
Серп и молот
Специалист по советской геральдике Владимир Поцелуев написал книгу «Гербы Союза ССР. Из истории разработки», в которой уделил большое внимание символу «Серп и молот». Согласно официальной версии, он олицетворяет нерушимый союз трудящихся — рабочих и крестьян. Этот знак был главной государственной эмблемой СССР, и сегодня его можно увидеть на атрибутике различных коммунистических движений.
Еще в XIX веке многие пролетарские организации Европы избрали молот для обозначения своей принадлежности к рабочему классу. А серп использовался до революции на гербах некоторых российских городов как символ урожая и сельскохозяйственного труда.
Эмблема была официально утверждена как олицетворение союза рабочих и крестьян 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов. С тех пор она изображалась повсеместно: на гербах всех республик СССР, на зданиях предприятий, на официальных бланках, на монетах и купюрах, на печатных изданиях и т. д.
Русские масоны
Однако не все так однозначно. По мнению ряда исследователей, на гербе Советского Союза был изображен символ оккультного движения «вольных каменщиков».
Писатель Виктор Спаров в своей работе «Полная история масонства в одной книге» указал, что первое достоверное свидетельство о существовании тайного общества в нашей стране датировано 1731 годом, когда Великим мастером «всея России» был назначен английский капитан Джон Филипс. С тех пор многие представители отечественной аристократии, ученые и деятели искусства входили в ряды масонов — кто из любопытства, а кто по идеологическим соображениям.
Как известно, с 1906 по 1911 год в Москве открыто работало Общество Леонардо да Винчи, членом которого являлся Е. И. Камзолкин. По официальной версии, целью этого объединения было содействие молодым художникам, помощь в проведении выставок, семинаров и лекций по искусству. Общественники действительно организовали несколько мероприятий в сфере культуры.
Однако великий итальянец Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) был не только прекрасным живописцем. Согласно документам, сохранившимся в архивах Священной инквизиции, он являлся еще и великим магистром тайной организации «Приорат Сиона». И его русские последователи, в число которых входил Е. И. Камзолкин, также не ограничивались лишь художественными изысканиями.
Создатель символа «Серп и молот», по утверждениям современников, прекрасно разбирался в истории и культуре Древнего Египта, особенно интересовавшей масонов. Известный историк, Николай Альбертович Кун, автор любимой многими книги «Легенды и мифы Древней Греции», называл своего друга, Евгения Ивановича Камзолкина, подлинным знатоком древнеегипетской мифологии, основанной на культе бога Солнца.
Тайное значение
Журналистка Наргиз Асадова и философ Леонид Мацих в книге «Легенды таинственного Петербурга» описали оккультное значение символа «Серп и молот». По мнению авторов, с точки зрения масонов этот знак несет куда более глубокое смысловое значение, чем принято считать.
«Молот — это окончательная власть. Это возможность переделать действительность, создать нечто из ничего. Создать бывшее из не бывшего. Как делает кузнец. Он выплавляет железо, выковывает его. Но ведь железа нет в природе. Он соединяет разные элементы. Молот символизирует победу над силами пространства», — говорится в книге.
«Серп и молот — это только на первый взгляд орудия труда. А на взгляд более глубокий это победа над пространством и временем. Когда над серпом и молотом сияет пятиконечная звезда мудрости, этот знак приобретает свое великое значение. С помощью разума и креативного труда добьемся подлинного бессмертия. Так это было на масонской эмблеме», — утверждают авторы книги «Легенды таинственного Петербурга».
Молот и серп
Многие исследователи, идеологически далекие и от коммунизма, и от масонства, часто считают символ «Серп и молот» знаком уничтожения мира и победы сил зла. Молот они связывают со скандинавским богом Тором и славянским громовержцем Сварогом. Кроме того, в древнеиндийской и китайской мифологиях этот рабочий инструмент означает триумф разрушительных сил над созидательными. Примечательно, что индуистская богиня Кали, как и славянская Мара, часто на своих изображениях держит серп в левой руке.
Однако не все специалисты склонны отрицательно трактовать данный знак. Например, автор книги «Во власти символов» Константин Климович не видит в нем ничего плохого.
«Привычный нашему глазу знак сегодня нередко называют символом разрушения. Предполагается, что в недалеком прошлом враги Русской земли вложили в СЕРП И МОЛОТ некий тайный смысл для осуществления своих гнусных планов и замыслов. Но мы знаем — это есть символ созидания и труда. Таким мы его приняли», — отметил писатель.
Новое в блогах
«Серп и молот»: почему главный символ СССР считают масонским знаком
Нас повсюду окружают различные символы: дорожные указатели, этикетки на товарах, логотипы организаций, гербы и флаги. На первый взгляд все они кажутся обычными, но, если присмотреться внимательно, в них можно увидеть скрытые послания в виде скандинавских рун, астрологических или магических знаков. Всем известный символ союза рабочих и крестьян «Серп и молот», оказывается, не так уж и прост. Специалисты по геральдике видят в нем явную связь с масонским учением, а также указание на языческих богов.
Автор символа
Евгений Иванович Камзолкин (1885—1957 гг.) — известный художник, фотограф и декоратор. Он родился в столичной купеческой семье, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Этого человека постоянно интересовало неизведанное. В самом начале ХХ века молодой художник увлекся новаторским для того времени искусством фотографии. Его работы были представлены в Турине на международной выставке 1907 года.
Но, помимо увлечения фотографией, в жизни Евгения Камзолкина была и еще одна страсть — Древний Египет с его загадочной мифологией и историей. Не случайно он написал немало картин, посвященных этой стране. Наиболее известные работы художника: «Египтянка», «Пир у царя Ассирийского», «В битву», «Во имя Рамзеса».
В 1920 году Евгений Иванович решил помогать беспризорникам. Он переехал в дом своего дедушки, расположенный в городе Пушкино, учил рисованию воспитанников местной детской колонии.
В рамках исторического проекта «Родина», к 100-летию создания символа обозреватель «Российской газеты» Артем Локалов опубликовал статью «Серп и молот. Березки и Пасха» в «Российской газете». В ней он привел слова директора краеведческого музея города Пушкино Олега Бойко: «К первому советскому Первомаю было пожелание Моссовета — изобразить символику новой власти. К тому времени существовали разные комбинации — коса и молот, плуг и молот. Но именно Камзолкин попал в точку».
Причем этот художник никогда не принимал участия в революционных событиях, так и не вступил в компартию. Вообще, его политические взгляды остаются неизвестными для исследователей. Хотя Евгений Иванович никогда не был затворником. Еще в 1906 году он вступил в Общество Леонардо да Винчи, а в 1923 году был одним из учредителей объединения художников «Жар-цвет», в которое входили такие известные живописцы, как К. С. Петров-Водкин, Н. Е. Лансере, М. В. Добужинский и другие.
Серп и молот
Специалист по советской геральдике Владимир Поцелуев написал книгу «Гербы Союза ССР. Из истории разработки», в которой уделил большое внимание символу «Серп и молот». Согласно официальной версии, он олицетворяет нерушимый союз трудящихся — рабочих и крестьян. Этот знак был главной государственной эмблемой СССР, и сегодня его можно увидеть на атрибутике различных коммунистических движений.
Еще в XIX веке многие пролетарские организации Европы избрали молот для обозначения своей принадлежности к рабочему классу. А серп использовался до революции на гербах некоторых российских городов как символ урожая и сельскохозяйственного труда.
Эмблема была официально утверждена как олицетворение союза рабочих и крестьян 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов. С тех пор она изображалась повсеместно: на гербах всех республик СССР, на зданиях предприятий, на официальных бланках, на монетах и купюрах, на печатных изданиях и т. д.
Русские масоны
Однако не все так однозначно. По мнению ряда исследователей, на гербе Советского Союза был изображен символ оккультного движения «вольных каменщиков».
Писатель Виктор Спаров в своей работе «Полная история масонства в одной книге» указал, что первое достоверное свидетельство о существовании тайного общества в нашей стране датировано 1731 годом, когда Великим мастером «всея России» был назначен английский капитан Джон Филипс. С тех пор многие представители отечественной аристократии, ученые и деятели искусства входили в ряды масонов — кто из любопытства, а кто по идеологическим соображениям.
Как известно, с 1906 по 1911 год в Москве открыто работало Общество Леонардо да Винчи, членом которого являлся Е. И. Камзолкин. По официальной версии, целью этого объединения было содействие молодым художникам, помощь в проведении выставок, семинаров и лекций по искусству. Общественники действительно организовали несколько мероприятий в сфере культуры.
Однако великий итальянец Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) был не только прекрасным живописцем. Согласно документам, сохранившимся в архивах Священной инквизиции, он являлся еще и великим магистром тайной организации «Приорат Сиона». И его русские последователи, в число которых входил Е. И. Камзолкин, также не ограничивались лишь художественными изысканиями.
Создатель символа «Серп и молот», по утверждениям современников, прекрасно разбирался в истории и культуре Древнего Египта, особенно интересовавшей масонов. Известный историк, Николай Альбертович Кун, автор любимой многими книги «Легенды и мифы Древней Греции», называл своего друга, Евгения Ивановича Камзолкина, подлинным знатоком древнеегипетской мифологии, основанной на культе бога Солнца.
Тайное значение
Журналистка Наргиз Асадова и философ Леонид Мацих в книге «Легенды таинственного Петербурга» описали оккультное значение символа «Серп и молот». По мнению авторов, с точки зрения масонов этот знак несет куда более глубокое смысловое значение, чем принято считать.
«Молот — это окончательная власть. Это возможность переделать действительность, создать нечто из ничего. Создать бывшее из не бывшего. Как делает кузнец. Он выплавляет железо, выковывает его. Но ведь железа нет в природе. Он соединяет разные элементы. Молот символизирует победу над силами пространства», — говорится в книге.
«Серп и молот — это только на первый взгляд орудия труда. А на взгляд более глубокий это победа над пространством и временем. Когда над серпом и молотом сияет пятиконечная звезда мудрости, этот знак приобретает свое великое значение. С помощью разума и креативного труда добьемся подлинного бессмертия. Так это было на масонской эмблеме», — утверждают авторы книги «Легенды таинственного Петербурга».
Молот и серп
Многие исследователи, идеологически далекие и от коммунизма, и от масонства, часто считают символ «Серп и молот» знаком уничтожения мира и победы сил зла. Молот они связывают со скандинавским богом Тором и славянским громовержцем Сварогом. Кроме того, в древнеиндийской и китайской мифологиях этот рабочий инструмент означает триумф разрушительных сил над созидательными. Примечательно, что индуистская богиня Кали, как и славянская Мара, часто на своих изображениях держит серп в левой руке.
Однако не все специалисты склонны отрицательно трактовать данный знак. Например, автор книги «Во власти символов» Константин Климович не видит в нем ничего плохого.
«Привычный нашему глазу знак сегодня нередко называют символом разрушения. Предполагается, что в недалеком прошлом враги Русской земли вложили в СЕРП И МОЛОТ некий тайный смысл для осуществления своих гнусных планов и замыслов. Но мы знаем — это есть символ созидания и труда. Таким мы его приняли», — отметил писатель.