что означает сикстинская мадонна
Шедевр Рафаэля Сикстинская Мадонна
Рафаэль,Сикстинская Мадонна, 1512—1513г.Галерея старых мастеров, Дрезден
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны.
Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса.
Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу.
Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.
В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом.
Фигуры лишены традиционных нимбов, однако оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака. Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям.
Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.
Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август Третий после двух лет переговоров получил от Бенедикта разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме.
Во время Отечественной войны картина была вывезена советской армией и 10 лет находилась в Москве,а потом была передана Германии и заняла достойное место в Дрезденской галерее.
В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев.
Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».
Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.
ЗАГАДКИ И ОСОБЕННОСТИ
На этой картине много интересных особенностей.Обратите внимание,кажется,что папа изображён на картине с шестью пальцами,но говорят,что шестой палец-это внутренняя часть ладони.
Если вы внимательно присмотритесь к фону,на котором изображена мадонна,то увидите,что он состоит из лиц и голов ангелов.
Предполагают,что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина.Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине.
Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться!Но сам Рафаэль говорил,что это собирательный образ.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ КАРТИНЫ
Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.
В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как, воплощенном чуде, как, поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит.
И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось».
Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».
А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля:
«Это что-то действительно почти невозможное.
Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания. откроют действительно исторические черты обоих этих лиц. и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль.
«Сикстинская Мадонна» — шедевр Возрождения: символы, зашифрованные в картине
«Сикстинская Мадонна» более пятисот лет впечатляет величественностью и внутренним сиянием духа. Нежная печаль, глубокая мудрость и скорбь отражены в глазах Богоматери. Картина — предмет научных поисков и битв искусствоведов на поле расшифровки таинственного послания, которое оставил Рафаэль в деталях полотна.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля: почему картина — шедевр Возрождения
Рафаэль, картины которого считаются воплощением духа Ренессанса и стоят в одном ряду с творениями Микеланджело и Леонардо, отличался тонкой натурой, умением красками, тонами и деталями передать состояние души.
Его творения отличает реалистичная эмоциональность и одухотворенность. Среди десятков полотен Рафаэля, которые вошли в мировую сокровищницу живописи, ученые и обыватели выделяют один шедевр — «Сикстинскую Мадонну».
«Сикстинская Мадонна» (оригинал полотна выставлен в Дрезденской галерее) не один век привлекает не только своей красотой, но и неканоничностью изображения Богоматери, мастерством передачи линий и форм, что заставляет зрителей неустанно вглядываться в печальные глаза Марии. Как удалось художнику создать такой реалистичный и вместе с тем божественный образ Матери? Как удалось передать знание горькой судьбы малютки-сына и понимание его высокого предназначения?
Фото: commons.wikimedia.org: UGC
Картина «Сикстинская Мадонна» воплотила философию и эстетические приоритеты эпохи Возрождения. Она была создана живописцем по заказу папы Юлия II для украшения монастыря святого Сикста в Пьяченце — городке, расположенном в шестидесяти километрах от Милана. Во времена папы Юлия II он стал частью Папской области.
Предлагаем разобраться в особенностях этого полотна и определить те художественные факторы, которые возвели эту картину в ранг мировых шедевров:
Богоматерь или крестьянка?
Известно, что эпоха Ренессанса вырастала на античном грунте. Художники XV–XVI вв. совершенствовали классические приемы изображения человека. Главный принцип античного искусства — следование природе, то есть изображение красоты и совершенства тела человека. Для этого изучали анатомию и геометрию. Эти знания помогали разработать четкую композицию живописного полотна.
Этим принципам следовал Рафаэль. «Сикстинская Мадонна» создана по библейским мотивам. Однако живописец отступает от церковных канонов в изображении главной героини сюжета — Богоматери. Его Мадонна лишена святости: она боса, укрыта простым покрывалом, ее мягкий взгляд обращен к младенцу и зрителю одновременно. Ни в ее одеянии, ни в позе нет атрибутов высокого происхождения. Женщина держит сына так, как это делали крестьянки.
Почтение, с которым обращаются к ней иные герои полотна, говорит об их преклонении перед материнством, уважении, которое они испытывают перед матерью и младенцем.
Фото: dresdenart.ru (скрин с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»): UGC
Динамика композиции
На картине Рафаэль изобразил Богоматерь в окружении святых Сикста и Варвары. Они «застигнуты» в момент беседы с Марией. Сикст указывает ей путь, а Варвара вглядывается в него. Сама же Мадонна смотрит на зрителя. Таким образом Рафаэль добился его включенности в композицию полотна. Кажется, что героиня всматривается в тех, кто находится по ту сторону изображения.
Это особый психологический прием, который до Рафаэля никто из художников не использовал. Таким образом автору удалось установить духовный контакт между Мадонной и человечеством.
Фото: hermitagemuseum.org (скрин с картины Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом»): UGC
Почему Мария изображена в полный рост?
Картины Рафаэля, на которых был запечатлен образ Богоматери, созданные до «Сикстинской Мадонны» («Коронование Девы Марии», «Мадонна де Фолиньо», «Мадонна с щеглом», «Мадонна Альдобрандини», «Мадонна с младенцем», «Мадонна на лугу»), представляли героиню сидящей. Ее взор был обращен на ребенка.
Иное расположение представляет «Сикстинская Мадонна». Рафаэль изобразил Богоматерь в полный рост. Это было необходимо для того, чтобы наполнить картину движением, придать образам динамичности и живости, показать их жизненность и реалистичность.
Богородица ступает по облаку и сходит к зрителю. Причем идет легко, потому что ее ноги не утопают в снежной пене облака, тогда как ноги Варвары и Сикста погружены в нее. Это свидетельствует о решимости, сильной воле и самообладании героини. Она осознает, какая судьба ждет сына, но не оспаривает ее. В этом величие духа Богоматери: она сознательно жертвует сыном для спасения человечества, преодолевает эгоизм материнской любви ради вселенской.
Своеобразие позы младенца
Младенец Иисус сидит на руках Марии в полуобороте к зрителю. Открытость позы свидетельствует о незащищенности и принятии Божьим Сыном воли Отца и предначертанной ему судьбы. Он не ищет защиты у матери, но на его лице отражены страх и скорбь из-за принятия неизбежного.
«Сикстинская Мадонна» — картина, которая вызывает восхищение монументальностью героев и вместе с тем динамикой переживаний, которые выражает каждый из них. Остается лишь восхититься мастерством Рафаэля, который с помощью линий, затемнений, форм передал внутреннее напряжение, испытываемое каждым из персонажей.
Картина «Сикстинская Мадонна»: символы, зашифрованные в ней
Дэн Браун своим бестселлером «Код да Винчи» заставил публику внимательнее присмотреться к картинам живописцев эпохи Ренессанса в поисках тайных посланий, зашифрованных в символах и деталях картин.
Есть такой тайный шифр и в «Сикстинской Мадонне» Рафаэля. Вот символы, на которые следует обратить внимание:
Мадонна и ее прототипы
У Богоматери постое и открытое лицо. Длительное время ученые считали, что образ Пресвятой Девы Марии Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Однако если внимательно присмотреться к картинам, на которых художник действительно изобразил эту женщину, то очевидны несоответствия геометрии лица, особенностей взгляда.
Согласно другому предположению, для картины позировала прекрасная Форнарина — дочь пекаря, которую любил Рафаэль. Поэтому этот образ пронизан такой нежностью, излучает внутреннюю теплоту и силу.
Фото: YouTube/Art: UGC
Святая Варвара
Девушка, обратившаяся в христианство, стала жертвой отца-многобожца. Ее канонизировали и сделали покровительницей Пьяченце, где и была размещена картина Рафаэля.
Загадка мантии святого Сикста
На мантии святого Сикста вышиты дубовые листья и желуди. Считалось, что он покровительствовал роду Делла Ровере, из которого происходили папы Сикст IV, построивший Сикстинскую капеллу, и Юлий II. Rovere — ‘дуб’ в переводе с итальянского. Эти символы и появились в вышивке на одежде у персонажа картины Рафаэля.
Шесть пальцев Сикста
Предполагалось, что картина «Сикстинская Мадонна» займет заалтарное пространство в монастыре. Поэтому Рафаэль сделал так, что взгляд Пресвятой Девы направлен немного вниз (зритель должен был смотреть на картину снизу вверх), а перст на правой руке Сикста указывал на престольное распятие.
Долгое время ученые считали, что Рафаэль изобразил шесть пальцев на руке святого, закодировав тем самым его имя — Сикст. Однако при приближении видно, что это оптическая иллюзия, мастерски созданная художником.
Тиара
У ног святого в левом углу картины изображена папская тиара. Сикст был папой в 258 году. Император Валериан приказал отрубить ему голову. Позднее этот факт стал причиной канонизации Сикста.
На картине Рафаэля герой снял тиару — признак папской власти: она символизирует триединство Бога Отца, сына и Святого духа, представленное в трех коронах. Таким образом он выразил почтение и преклонение перед Богородицей и Иисусом. На тиаре также есть «дубовые» символы, указывающие на род Ровере.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC
Облака
Очертания облаков, по которым ступает Мария, необычны. Если присмотреться, то видно, что это очертания головок младенцев. Рафаэль был гностиком. Согласно этому религиозному течению, облака символизировали души нерожденных детей.
Зеленый полог
В верхней боковой части картины художник изобразил зеленый полог. Он символизирует небеса, которые разверзлись и позволили Марии сойти к людям. Зеленый цвет означал милость Бога, его любовь и покровительство.
Скучающие ангелочки
В «Сикстинской Мадонне» Рафаэля нет безэмоциональных героев. Все персонажи изображены с психологической достоверностью. Переживание, которое выражает каждый из них, складывается в общую картину восприятия факта неминуемой жертвы, которую принесет Иисус миру и людям.
Мария изображает боль и отвагу, Варвара — смирение, Сикст — следование предначертанию, младенец — страх и решимость. А вот ангелочки откровенно скучают, взирая на бурю эмоций, которая охватила небожителей.
Явное равнодушие ангелочков — это отношение людей к жертве Христа или принятие предначертанности? Этот вопрос остается открытым.
Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» выражает более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Впервые художник показал, что без телесного не бывает духовного: Иисус произведен из плоти Марии, но ему предначертано стать символом торжества духа. Эту внутреннюю силу, любовь и осознанность жертвы воплотили Богородица и младенец.
Тонкий психологизм, созданный автором картины, передает внутреннюю борьбу персонажей, показывает, каким непростым был их выбор и принятие Божьей воли. Рассмотрите эту картину вблизи и отыщите знаки, в которых художник закодировал тайный смысл.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
«Сикстинская Мадонна»: главные загадки великой картины Рафаэля
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Что прячется за зеленым покрывалом, куда смотрит Папа, и в честь чего получила свое название самая известна картина Рафаэля Санти? Отвечает Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра апостола Фомы в Европе.
Как Рафаэль получил свое имя?
Всемирно признанный гений эпохи Высокого Возрождения, прославленный автор «Сикстинской Мадонны» и множества других знаменитых полотен Рафаэль Санти появился на свет 6 апреля 1483 года. Это была Страстная Пятница, день распятия Иисуса Христа. Для его отца Джованни Санти, который и сам был даровитым художником, работавшим при дворе местного герцога (он расписывал алтарное пространство в храмах своего родного города Урбино), появление сына стало настоящим подарком. Узнав, что родился мальчик, он был вне себя от радости, и когда его спросили, как назвать новорожденного, будто бы воскликнул: «Конечно же, как ангела, — Рафаилом!» В итальянском варианте получилось — Рафаэль.
Случай с Рафаэлем — один из редчайших, исключительных, когда в истории закрепилось только имя мастера. Микеланджело (Буонарро́ти), Данте, Рафаэль — вот, кажется, и все. Это свидетельствует об особом, трепетном отношении итальянцев к этим великим сынам своего народа, когда достаточно одного только имени — и сразу понятно, о ком речь.
Ребенком Рафаэль рос в самом деле «ангельским»: у него были огромные задумчивые глаза, светлые волосы, по натуре он был мальчик тихий и кроткий, склонный к одиночеству и размышлению. Способствовало этому еще и то, что Рафаэль рано потерял родителей. Его мама умерла, когда мальчику было всего восемь лет, а в одиннадцать он лишился и отца.
Таким он, собственно говоря, и остался, даже когда повзрослел. Впоследствии о Рафаэле много чего насочиняли, будто бы он вел разгульную жизнь, не отказывал себе в самых разных удовольствиях… А в действительности вел он почти затворнический образ жизни и искренне веровал в Бога. Может, он не был таким уж оригинальным религиозным мыслителем, но был настоящим добрым католиком. Умрет Рафаэль, кстати сказать, тоже в один из дней Страстной недели, предварительно исповедавшись и причастившись.
Сколько «Мадонн» написал Рафаэль?
Несколько лет Рафаэль работал в мастерской Пьетро Перуджино, еще одного знаменитого мастера итальянского Возрождения. Мастерская была обширная, и великий Перуджино нередко отдавал своим ученикам дописывать работы, которые ему заказывали. Доводилось заниматься этим, наверное, и молодому Рафаэлю. Именно здесь, под руководством — и, наверное, не без влияния — Перуджино, он начал писать своих «Мадонн». Всего он напишет их за свою жизнь более трех десятков!
В двадцатилетнем возрасте отправился во Флоренцию — город, где цвели, казалось, самые прекрасные плоды европейского искусства. Однако во Флоренции Рафаэль надолго не задержался. Довольно скоро он обнаружил, что слава Флоренции как культурной столицы мира уже не вполне соответствует действительному положению дел. Сохранившиеся в этом городе художественные школы и живописцы зачастую оказывались лишь копиями прославленных мастеров прошлого, и учиться у них было нечему — во всяком случае, Рафаэлю. Поэтому, когда уже получившему первую известность художнику довелось познакомиться с Папой Римским Юлием II и тот пригласил его в Рим, художник с радостью воспользовался этим приглашением. Со временем Рафаэль стал главным художником папского двора и всю жизнь пользовался расположением понтифика, в том числе и после того, как Юлия II сменил Лев X.
В Риме он и создает самую знаменитую из своих «Мадонн» — «Сикстинскую».
Что побудило художника взяться за «Сикстинскую Мадонну»?
Считается, что это полотно появилось в 1513 году, хотя точная дата неизвестна. Зато известна предыстория появления этой картины — ее рассказал как-то сам Рафаэль своему другу. Однажды, еще когда он жил во Флоренции, он долго не мог уснуть, а когда наконец задремал, то увидел Саму Богородицу, явившуюся перед ним в неописуемо прекрасном свете. Со временем детали видения в его памяти потускнели, но на всю жизнь осталось ощущение дивной чистоты и сияния, как бы изнутри наполнявшего образ Пресвятой Девы. Все «Мадонны», которых писал с той поры Рафаэль, были последовательными попытками приблизиться к тому идеалу красоты и чистоты, к той несказанно прекрасной идее, которая была однажды ему открыта.
Почему эта Мадонна — Сикстинская?
«Сикстинская Мадонна» предназначалась для алтаря монастырского храма в честь святого папы Римского Сикста II в провинциальном городке Пьяченце, примерно в 60 км от Милана. Сикст II жил в III веке, еще задолго до разделения Католической и Православной Церквей, и в обеих почитается как святой мученик. Титул «папа Римский» в те времена означал всего лишь «епископ города Рима».
Фасад и двор храма св. Сикста II Папы Римского в Пьяченце
Полотно заказал Рафаэлю Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV, который, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века.
Что означает жест папы Сикста на картине?
«Сикстинская Мадонна» располагалась в передней части алтаря, прямо за Распятием. На него-то и указывает рука папы Сикста, изображенного справа (для зрителей — слева) от Богородицы. Святой мученик, встретившийся со Христом в увековеченной Рафаэлем вечности, указывает на Крест — символ страдания, через которое только и может совершаться спасение человека.
Сегодня, когда полотно находится в Дрезденской галерее, смысл жеста папы Сикста не столь ясен. А для прихожан церкви в Пьяченце он был вполне очевиден.
А кто это слева от Мадонны?
С левой (для нас с вами — с правой) стороны от Девы Марии Рафаэль изобразил святую мученицу Варвару — покровительницу Пьяченцы, часть мощей которой покоилась здесь же в церкви. Характерно, что Богородица и Младенец Христос у Нее на руках оказываются у Рафаэля вписаны в «мученический» треугольник, что как бы предвозвещает и Их мученические судьбы.
На что в картине обратить главное внимание?
Правда ли Рафаэль писал Деву Марию со своей возлюбленной?
Действительно, ходили разговоры, будто образ Девы Марии Рафаэль писал со своей возлюбленной, натурщицы Маргариты Лути (она была дочерью пекаря и потому называлась Форнариной — «булочницей»). Правда это или нет, сказать невозможно, тем более что не до конца ясно даже, в каких отношениях состояли художник и Форнарина. Вскоре после смерти Рафаэля эта женщина была пострижена в монахини «в память о Рафаэле» — вот, по большому счету, и все «доказательства». Версия о натурщице как прообразе Мадонны выглядит в целом не более правдоподобно, чем предположение, что в лике Сикстинской Мадонны художник воплотил свое представление об идеале женственности, отдал дань памяти своей рано ушедшей матери…
Почему ангелы на картине такие упитанные?
Невозможно не обратить внимание на двух упитанных ангелов на первом плане — за прошедшие столетия их пухлые фигурки сделались чуть ли не «торговой маркой» итальянского Возрождения. Часто обращают внимание и на Самого Младенца, тельце Которого выписано тщательно, вплоть до складочек на руках и ногах. Это и впрямь характерная черта искусства Возрождения — возвращение к античным формам, большее, чем прежде, внимание к телосложению, к «телесной» стороне. Но это ни в коем случае не возврат в язычество, как приходится иногда слышать от ревнителей «чистой» духовности. Античный художественный язык позволяет Рафаэлю подчеркнуть, что Христос, ни на мгновение не переставая быть Богом, пришел на землю как истинный Человек, во всем подобный нам, кроме греха. А это уже важная богословская мысль.
К слову сказать, ангелы у ног Девы Марии — не единственные представители горнего мира на полотне Рафаэля. Если внимательнее присмотреться к облакам, на фоне которых шествует Богородица, становится ясно, что это ангельские лики. Невидимо присутствует на полотне и Сам Господь: колышущиеся как бы от ветра одежды Пресвятой Девы и плат на Ее голове — не что иное, как указание на действие Духа Святого.
Что за занавес изображен на полотне?
Этот занавес из грубой зеленой ткани, как бы обрамляющий собой представляющееся нам небесное зрелище, традиционно вызывал много вопросов. Что это за полотно и для чего оно? На этот счет высказывалось много разных догадок. Самое правдоподобное, на мой взгляд, объяснение заставляет нас вспомнить об Иерусалимском храме и той завесе, которая отделяла его главную святыню — Святая святых — от основного храмового пространства. В тот момент, когда Христос испустил дух на Кресте, завеса, как сказано в Евангелии, раздралась надвое, сверху донизу (Мф 27:51), и доступ в Святая святых, куда прежде мог входить один только первосвященник, и то лишь однажды в году, оказался открыт всему человечеству. Этот зеленый занавес, драпирующий полотно Рафаэля, вероятно, и есть та самая завеса, раздравшаяся посредине в момент крестной смерти Иисуса Христа и открывшая всякому человеку вход в Царство Небесное.