что означает соборная мечеть

Архитектурные особенности мечетей

Главным культовым сооружением в исламе является мечеть. Строительные и художественные приёмы, используемые при строительстве мечетей, развивались и совершенствовались на протяжении всей истории ислама. Главная мечеть Медины, возведённая Пророком Мухаммадом сразу после Хиджры, представляла собой довольно скромную постройку. Однако уже в период правления Омейядов мечети стали превращаться в величественные сооружения, свидетельствующие о могуществе ислама и его последователей.

Первые мечети представляли собой двор, окружённый галереями. Колонны внутри мечети перекрывались арками, на которые опиралась крыша постройки. Первоначально при строительстве мечетей использовались колонны и другие части немусульманских построек, как это было при возведении мечети Омейядов в Дамаске. Впоследствии сложились определённые правила возведения исламских культовых сооружений, которые соблюдаются по настоящее время.

Одним из самых характерных элементов архитектуры мечетей является купол. Первыми мечетями с куполами стали Куббат-ас-Сахра («Купол скалы») в Иерусалиме и мечеть Омейядов в Дамаске. Портально-купольные постройки, сочетающие портал и увенчанный куполом молитвенный зал, пользовались большой популярностью в различных частях мусульманского мира. С XII века широко распространился тип соборных мечетей с четырьмя айванами — колонными залами без передней стены на каждой стороне двора.

Другая отличительная особенность мечетей — наличие минаретов, с которых муэдзины призывали на намаз. Первый минарет был построен в 45 г. х. в Басре по приказу губернатора города Зияда бин Абихи. В 53 г. х. соборная мечеть Амра бин аль-Аса в Фустате была украшена сразу четырьмя минаретами. Однако во времена Пророка этих сооружений в мечети не было, и муэдзин, чтобы возвестить азан, забирался на крышу одного из соседних домов. Минареты бывают одноярусные и многоярусные, цилиндрические, четырёхугольные и спиральные. Они могут возвышаться над крышей молитвенного зала, примыкать к нему или находиться в стороне от него. На балкончики для возвещения азана ведут внешние или внутренние лестницы. Фасад минарета украшается узорчатой кирпичной кладкой, резьбой по стуку, разнообразными орнаментами. Шпиль сооружения обычно увенчивается полумесяцем, который в одних регионах располагается горизонтально, в других — вертикально. В мечетях некоторых арабских стран концы полумесяца соединяются, придавая ему форму замкнутого кольца. В Поволжье он изображается в виде серпа, а в ряде регионов вообще отсутствует.

Неотъемлемым элементом мечети является михраб — ориентированная на кыблу ниша, перекрытая аркой или полукуполом. Во времена Пророка Мухаммада в мечети не было михраба в его нынешнем понимании, а относительно того, кто первым ввёл традицию сооружения михраба, существуют разногласия. Достоверно известно лишь то, что во время реконструкции мечети Пророка в 90 г. х., в период правления аль-Валида бин Абд-аль-Малика, был сооружён михраб. При строительстве мечетей украшению михраба уделялось особое внимание, что подчёркивало величие всей постройки. Так, михраб Большой мечети Кордовы был глубиной около 4 м, шириной — свыше 3 м и высотой 12 м. Удивительные по своей красоте деревянные михрабы можно увидеть в Исламском музее Каира.

Соборная мечеть отличается от обычной наличием минбара — кафедры, с которой имам произносит проповедь. Минбар устанавливается справа от михраба, имеет вид трона, к которому ведёт небольшая лестница. Этот элемент мечети существовал ещё во времена Пророка Мухаммада. Известно, что поначалу он читал проповеди, прислонившись к одному из пальмовых столбов, подпиравших свод мечети, а в 7 г. х. для него изготовили деревянный минбар, состоявший из двух ступенек и сиденья.

Архитекторы уделяют большое внимание оформлению фасада и интерьера мечети. Декоративный орнамент выполняется то узорной кирпичной кладкой с резьбой по стуку, то богатыми узорами с использованием графических и живописных приёмов, то плитками терракоты. Михрабы мечетей украшаются затейливой орнаментальной вязью, содержащей множество композиций из геометрических и растительных мотивов, а также надписями из Священного Корана.

Источник

Мечеть

что означает соборная мечеть. Смотреть фото что означает соборная мечеть. Смотреть картинку что означает соборная мечеть. Картинка про что означает соборная мечеть. Фото что означает соборная мечеть

Архитектурное сооружение, являющееся у мусульман помещением, в котором происходят молитвенные богослужения, называется мечетью. В переводе с арабского языка слово «мечеть» означает «место поклонения».

Мусульманская мечеть является не только местом для совершения намаза, но служит и для исполнения религиозных ритуалов: совершения обрядов никяха, заупокойной молитвы, заучивания Корана, преподавания исламских дисциплин, совершения зикров, является местом отдыха и успокоения для души, обсуждения социальной жизни. Во времена Пророка Мухаммада ﷺ мечеть выполняла многие социальные функции: в ней содержались военнопленные и жили бездомные мусульмане, принимались решения по политическим и экономическим вопросам мусульманской общины молодого государства.

Этимология понятия

Научная теория гласит, что термин «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», производного от корня «саджада», значение которого – «падать ниц». Слово «Масджид» означает место поклонения или место, где совершают земные поклоны. Так называют любое место на земле, в котором верующий человек имеет возможность совершить поклонение Господу в то время, как совершает молитву. Такое место должно быть ритуально чистым.

История

Для мусульман мечеть является местом, где они собираются, чтобы совершить коллективную молитву, намаз. В ней могут собираться и с другой целью: для коллективного изучения основ исламской религии.

Но функционально первой мечетью стал именно дом, в котором жил Аммар ибн Ясир, сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ. Вторая мечеть в Мекке была основана Абу Бакром.

После того как Пророк Мухаммад ﷺ совершил хиджру, по его распоряжению в Кубе, пригороде Медины, была построена мечеть, и относительно нее был ниспослан Пророку Мухаммаду ﷺ аят Корана, где было сказано, что она основана «на богобоязненности с первого дня». После этой мечети была построена Мечеть Пророка ﷺ В Медине.

что означает соборная мечеть. Смотреть фото что означает соборная мечеть. Смотреть картинку что означает соборная мечеть. Картинка про что означает соборная мечеть. Фото что означает соборная мечетьМечеть Пророка ﷺ находится в Медине, история зарождения мусульманского государства тесно связана с этой мечетью, являющейся второй святыней Ислама.

Конец седьмого века ознаменовался разделением мечетей на типы по своему функционалу и назначению:

мечети, которые предназначались для обязательных пятикратных ежедневных намазов, стали называть квартальными. В таких собираются небольшие мусульманские общины, чтобы совершить ежедневные пятикратные обязательные намазы и провести организационные общественные собрания;

мечеть, в которой всей уммой совершается коллективный пятничный намаз, называют соборной джума-мечетью. Джума мечеть обычно большая, она рассчитана на большое количество верующих. Соборные джума-мечети предназначены для того, чтобы верующие совершали в них коллективные праздничные и пятничные намазы, расположены они в крупных городах мира, и если город – мегаполис, то в нем может быть таких мечетей несколько;

центральную мечеть в столице называют кабир-джами;

городская мечеть, которая имеет вид открытой большой площади и используется для того, чтобы проводить богослужения в большие религиозные праздники Ураза байрам или Курбан байрам, называется намазгох. Такие мечети строят за пределами города. Они предназначены для того, чтобы в них совершались жертвоприношения животных, и это объясняет их архитектурные особенности – мечети намазгох всегда представляют собой открытое место;

что означает соборная мечеть. Смотреть фото что означает соборная мечеть. Смотреть картинку что означает соборная мечеть. Картинка про что означает соборная мечеть. Фото что означает соборная мечетьМечеть аль-Акса является третьей по важности мечетью в Исламе, более подробно об этой мечети читайте здесь.

Расцвет Соборной мечети пришелся на период правления Омейядов – в это время архитектурные формы и ее декоративные элементы создавались такими, чтобы показывать величие правителей государства, а также материальное благополучие мусульманской уммы и ее процветание. Вход в мечеть украшался арками и росписями, внутри мечети присутствовали элементы декора и каллиграфии.

Простые мечети в это время становятся более разнообразными по своим формам, часто приобретают значения квартальные или районные, некоторые выступают частью здания дворца правителя как придворное святилище, в них совершают ежедневные индивидуальные намазы или проводят обряды похорон.

У всех культовых религиозных сооружений в исламе есть основная черта: все они ориентированы на направление, называемое киблой, то есть на Каабу в Мекке. В переводе с арабского языка термин «кибла» означает «то, что напротив». Этим термином также называют стену мечети или другого молитвенного сооружения, которая расположена позади здания и направлена в сторону Каабы.

Архитектура и функциональные особенности

Особенности архитектуры заключаются в том, что это в основном отдельно стоящее здание, у которого есть купол-гамбиз. В ряде случаев к мечети прилегает внутренний двор, как в мекканской Аль-Харам. К зданию мечети пристраивают в виде флигелей башни-минареты. Их количество должно быть кратно двум, и может достигать девяти, но по исламу количество не должно превышать числом количество минаретов в аль-Харам. Для маленьких мечетей допустимо иметь один минарет.

Минареты служат для того, чтобы муэдзин с них призывал к намазу правоверных мусульман. Особенности архитектуры мечетей и ее элементов могут зависеть от региональных особенностей и климата той части мира, в которой она находится: так, у Соборной мечети в китайском Сиане минарет сделан в форме буддийской пагоды.

В молитвенном зале не должно быть изображений живых существ, а на стенах молитвенного зала допускается размещать начертания цитат из Священной Книги Коран на арабском языке.

что означает соборная мечеть. Смотреть фото что означает соборная мечеть. Смотреть картинку что означает соборная мечеть. Картинка про что означает соборная мечеть. Фото что означает соборная мечетьКристальная мечеть (Хрустальная мечеть) находится в Малайзии.

В стене, которая обращена к Мекке, располагается ниша, михраб, в котором совершает молитву имам. От михраба по правую сторону располагается минбар или кафедра, с которой имам читает проповеди для верующих, когда совершается пятничная или праздничная молитва.

При мечетях функционируют религиозные школы или медресе. В средние века в мусульманском мире особенно были развиты школы при мечетях, и они не были исключительно религиозными: в таких школах преподавали как религиозные догматы ислама, так и общие предметы, как математика, чтение и письмо. Тогда же в мечетях стали проходить общие собрания граждан. Часто в мечетях находили приют паломники и просто странники.

Наиболее распространены мечети, представляющие собой здание из двух этажей, у которого есть купол и минареты. Внутри таких мечетей установлены михрабы и минбары. Поблизости от здания мечети устанавливают комнаты для ритуального омовения вуду, а также общественные туалеты.

Элементы

Михраб – это ниша, которая может быть вогнутой, плоской и условной. Такую нишу перекрывают аркой или сводом, также это может быть вставленная в рамку конха. Эта ниша должна быть ориентирована на Каабу.

Аназа – это стена, которая может представлять собой мраморную резную доску или деревянную нишу, которую располагают неподалеку от входа. В переводе с арабского название «аназа» означает «стрела». Аназа – это что-то типа михраба, но расположенного во дворе мечети.

Максура в мечети должна быть обустроена для того, чтобы ей мог воспользоваться правитель или представитель административной власти в мечети. Максура представляет собой помещение квадратной формы, которое располагается поблизости от минбара и михраба, но отгорожено от остального зала металлическим или деревянным резным простенком.

что означает соборная мечеть. Смотреть фото что означает соборная мечеть. Смотреть картинку что означает соборная мечеть. Картинка про что означает соборная мечеть. Фото что означает соборная мечетьСоборная мечеть «Сердце Чечни» находится в Грозном, является одной из крупнейших мечетей в мире, общей вместимостью (включая площадь перед мечетью и летнюю галерею) около 20 000 верующих. За архитектурную основу взята «Голубая мечеть» в Стамбуле под названием «Султан Ахмет».

Дикка – это платформы, которые оборудованы специально для муэдзинов, чтобы они стояли на платформах и повторяли за имамом его движения, а верующие могли смотреть на муэдзинов и повторять движения за ними.

Хаузы в мечетях оборудованы для того, чтобы верующие могли совершить ритуальное омовение вуду перед тем, как войти в мечеть, поэтому такие помещения или хаузы располагаются во дворе за пределами мечети.

По архитектурным признакам мечети могут подразделяться на определенные типы:

мечети, в которых минареты устанавливают в углу (такие имеют широкое распространение в татарском городском зодчестве);

мечети, два минарета которых представляют собой здание с куполом, у которого главный вход фланкирован двумя высокими минаретами в форме цилиндра (такие чаще всего строят в Средней Европе и на Ближнем Востоке).

Этикет посещения мечети

Для посещения мечети необходимо соблюсти некоторые правила:

одежда мужчин и женщин, входящих в мечеть, должна соответствовать предписаниям ислама, и если она не отвечает требованиям шариата, то женщине могут предложить надеть хиджаб, а мужчине – облачиться в халат;

следует снять обувь перед тем, как войти в молитвенный зал;

следует совершить ритуальное омовение перед тем, как совершить намаз;

при входе в мечеть следует совершить намаз в два ракаата, который называется «молитва приветствия мечети» или «тахият аль-масджид», перед тем, как присесть.

что означает соборная мечеть. Смотреть фото что означает соборная мечеть. Смотреть картинку что означает соборная мечеть. Картинка про что означает соборная мечеть. Фото что означает соборная мечеть

Возможно вам будет интересно почитать о том, можно ли христианам заходить в мечеть?

Интересные факты

Мечеть на верхнем этаже башни Бурдж-Халифа в Дубае является самой высоко расположенной в мире.

Севернее всего в мире расположена мечеть в Норильске Нур-Камаль.

Стеклянная Мечеть или Мадина Масджид была открыта в Индии в 2012 году, и это первая мечеть в мире, она была полностью построена из стекла и пока не имеет в мире аналогов. В ее молельных залах могут одновременно располагаться больше двух тысяч человек.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ

Собо́рная мече́ть (Выползов переулок, 7). Построена в 1903—05 (архитектор Н.А. Жуков). Скромная, лаконичная по набору декоративных элементов архитектура здания в достаточно условных формах стилизует приёмы «восточно-мавританского» зодчества. В 1990-х гг. комплекс Соборной мечети был дополнен монументальным зданием медресе, завершённым мощным куполом.

Смотреть что такое СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ в других словарях:

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. КУРГАНА

В 1910 г. курганский купец Амрофзан (Амирафзал) Галлеев пожертвовал под мечеть свой полукаменный 2-этажный дом в Гостинодворском пер., недалеко от католического костела и евангелической кирхи. Первоначально мус. община планировала отвести 1-й этаж под медресе, а 2-й этаж здания использовать для совершения намазов. Дом решено было перестроить. Однако Тобольское губ. правление не дало разрешение на строительство. Мус. община Кургана попыталась взять в аренду каменный дом купца Зайцева, но получила отказ властей. После 2-летней переписки с губ. властями разрешение на перестройку здания было получено. После возведения минарета с.м. открылась 18.10.1912 г. Мечеть проработала до 1929 г. В день празднования Курбан-байрама активисты Союза воинствующих безбожников устроили под окнами с.м. антирелигиозный митинг, предшествовавший закрытию культового сооружения. Здание было конфисковано и переделано под школу №7. В советское время оно обветшало и в 1962 г. снесено. Также в 1929 г. было закрыто здание медресе (угол ул. Пичугина и Урицкого), переданное под дом военных. Был закрыт и татаробашкирский клуб, располагавшийся по ул. К. Маркса. Его помещение было передано двоеданской церкви. С сер. 1990-х гг. мус. община г. Кургана совершала молитвы в небольшом арендуемом помещении по адресу: ул. Томина 112, состоящем из молельной комнаты, учебного класса и небольшой кухни. С 1999 г. начались работы по подготовке к строительству новой с.м. Были проведены испытания грунтов, закуплены материалы, 17.06.1999 г. состоялось окончательное утверждение проекта, автором которого выступила архитектор Галина Стадных. Согласно проекту, в здании с.м. предусмотрены гардеробы, цокольный этаж – для омовений, раздельные входы для мужчин и женщин. Молельный зал имеет антресоль и балкон для женщин.15.07.2000 г. в Кургане состоялась торжественная закладка первого камня в основание нового здания с.м. на земельном участке, выделенном властями в адрес ДУМ АЧР. Строительство с.м. ведется Казыятским управлением мусульман Курганской обл. исключительно на пожертвования верующих (так, на собранные мус. общиной г. Шадринска 300 тыс. руб. были поставлены пластиковые окна). Поскольку пожертвования поступают нерегулярно, строительство периодически прекращается. Это вызывает опасения администрации Курганской обл., которая неоднократно угрожала передать здание для завершения строительства в адрес ЦДУМ, но пока этого не сделала. В наст. момент завершено строительство 2-го этажа и купола с.м., но в 2009 г. из-за мирового финансового кризиса строительство было заморожено. Несмотря на то что здание недостроено, пятничные намазы уже проводятся на первом этаже. Имам-хатыбом с.м. является Зиедали Мизробоев. Завершение строительства мечети является одной из приоритетных задач Уральского муфтията ДУМ АЧР, об этом было заявлено на прошедшем в г. Кургане 23.12.2008 г. встрече муфтиев УрФО. На сегодняшний день единственным действующим мус. молитвенным помещением г. Кургана является молельная комната в исправительной колонии № 1, открытая в декабре 2007 г. Численность заключенных-мусульман составляет 200 чел. Лит.: Ахметов А. Утерянная мечеть // Мусульмане Сибири. – 10.1999, с. 2; Возобновилось строительство Курганской соборной мечети. Сообщение ИАП «Ислам в РФ» от 07.04.2008; Галиуллин Р. Адрес мусульман – г. Курган // Мусульмане Сибири. – 06.2000, № 9 (10), с. 4–5; Исакаев Г. Курган: мечеть у Тобола // Мусульмане Сибири. – 12.1999, № 2 (3), с. 6; Муратов Р. В Кургане прошла встреча муфтиев Уральского федерального округа // Истина. – 12.2008, № 1(62), с. 1; Он же. О первой мечети Кургана // Истина. – 03.2006, № 32, с. 8; ОГАЧО, ф. Р-274, оп. 3, д. 4414, л. 15. К.Ш. смотреть

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. МАГНИТОГОРСКА

выполнена по проекту архитектора Н.Г. Саяхова. Церемония освящения места строительства с.м. в правобережной части города в парковой зоне у Южного перехода состоялась 27.11.1991 г. Площадь землеотвода составляет 4,2 га. Прообразом с.м. стала мечеть Куббат ас-Сахра («Купол скалы») в Иерусалиме. Магнитогорский комплекс состоит из нескольких композиционно-планировочных объемов: самой с.м. с двумя залами для мужчин и женщин на 350 молящихся, гостинично-бытового корпуса, минарета, хозяйственного комплекса с бойлерной. В объемно-планировочном отношении с.м. выполнена в виде символа ислама – полумесяца со звездой, где полумесяц – это бытовой корпус, а 9-угольная в плане звезда – само здание мечети. В геометрическом центре полумесяца стоит высокий одноярусный спицевидный минарет с видовой площадкой для муэдзина. Композиционнопланировочной осью все три объема ориентированы в сторону Мекки. Мечеть обращена гл. входом к ул. Грязнова, с поворотом на 20? относительно оси север–юг. Два этажа здания объединены арочным порталом. Интерьеры скромные, применены геометрические и растительные орнаменты в оформлении михраба. Из-за особенностей строения, проект с.м. долго не утверждался городскими архитекторами: все улицы Магнитогорска идут строго с севера на юг, а с.м. повернута по отношению ко всем зданиям на 20?. Однако мусульманам удалось реализовать проект при спонсорской помощи Магнитогорского металлургического комбината, пожертвований мусульман, ежемесячно перечислявших часть своей зарплаты в фонд строительства с.м., и содействии мэрии города, выделившей мусульманам землю для организации рынка автозапчастей, доход от продажи которых также шел на строительство. В наст. время построены с.м. и минарет. Идет строительство гостинично-бытового комплекса, где будут размещены ритуальные узлы омовения, медресе, библиотека, канцелярия, квартиры имама, сторожа и гостиничные номера. Рядом вырастут еще несколько зданий: приют для немощных стариков и бездомных детей на 30 коек и исламский центр. Весь комплекс приподнят на 3 м относительно существующего рельефа, что придает сооружениям монументальность. На данный момент с.м. – крупнейшая в Челябинской обл. Имам-хатыб с.м. – У.М. Шакиров. Лит.: Саяхов Н. Соборная мечеть // Магнитогорск. Краткая энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Никифоров. – Магнитогорск, 2002, с. 170; Семеновских А. Развитие ислама в Челябинской области. – http://www.islamrf.ru/news/ reportages/umma/2869/; Шевченко У. Челябинская область. Мечеть в виде полумесяца с девятиугольной звездой // Комсомольская правда – Челябинск. 31.07.2006. К.Ш. смотреть

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. ПЕРМИ

расположена на углу ул. Орджоникидзе (ранее Монастырская), 67 и Осинской, 5. Подготовка к строительству каменной с.м. в центре губернии началась в кон. XIX в. Пожертвования на ее строительство направляли все мусульмане Пермской губ., а также наиболее состоятельные купцы: братья Агафуровы, Тимкины, Зиганша Ибатуллин. 12.12.1897 г. строительное отделение Пермского губправления отказало поверенному мус. общины крупному купцу З. Ибатуллину в ходатайстве по строительству с.м. из-за нарушения строительных норм в связи с близостью расположения с.м. от соседней межи. Получив отказ, Ибатуллин обстоятельно проанализировал «Устав строительный», на который опирались губ. чиновники, и составил прошение к министру внутренних дел И.Л. Горемыкину, в котором предлагал руководствоваться общеимперской практикой строительства мечетей в городах, когда расстояние между мус. храмом и постройками составляет столько, сколько положено для застройки в городских условиях каменных зданий. Вторичное прошение к губ. властям поступило 17.05.1900 г. и вновь было направлено на рассмотрение в техническо-строительный комитет МВД. В итоге строительство было разрешено по правилам, определявшим строительство православных храмов, т.е. на расстоянии не менее 10 сажен от соседних строений. Проект с.м. был разработан архитектором А.И. Ожеговым, автором проектов Вознесенской и Успенской церквей в Перми. Строительство началось в 1901 г. и продолжалось в течение двух лет. В 1903 г. состоялось торжественное открытие с.м. По замыслу архитектора, она представляет собой 2-этажное кирпичное здание с яйцеобразными вытянутыми куполами стального цвета и 2-ярусным минаретом. Здание бирюзового цвета с белой лепниной и украшениями, построено в стиле эклектики. 2-ярусный минарет с 4 ложными башенками с куполами у основания украшен окнами с белыми полуколоннами, квадратами и гексаграммами, а также площадкой для муэдзина. Михрабная ниша, ориентированная на юго-запад, подчеркнута отдельным куполом с золоченым полумесяцем. Вход в мечеть – с сев. стороны. Основной купол расположен по центру 4-скатной крыши и украшен поясом из белых гексаграмм с бирюзовыми ромбами по середине. Окна с.м. украшены круговым геометрическим орнаментом. Внутреннее убранство с.м. скромно, отсутствуют настенные украшения, михрабная ниша обозначена небольшой лесенкой минбара. Комплекс с.м. включал в себя здание медресе и дом муэдзина. В двух соседних полукаменных особняках (ул. Осинская, 7 и 9) располагалось Пермское мус. благотв. и просветительское общество. С.м. была построена в р-не компактного проживания татар и до кон. 1930-х гг. служила центром религиозной жизни мус. населения города. В 1920-е гг. имамом с.м. служил Айдаров. В октябре 1937 г. были репрессированы имам с.м. Афлитун Халитов и еще 10 духовных лиц, после чего в 1938 г. городские власти, ссылаясь на то, что «у татар мечеть находится без присмотра», закрыли с.м. как культовое учреждение. Здание было передано Пермскому облархиву КПСС, в годы войны там размещалась часть эвакуированных экспонатов Эрмитажа. Архив находился в здании с.м. до 1986 г., когда был перемещен в спец. построенное для него здание. В 1986–89 гг. в с.м. располагались выставочный зал и библиотека Пермского обл. краеведческого музея. После митинга с требованием вернуть верующим культовые сооружения, который прошел 7.05.1989 г. с участием христиан и мусульман, сессия городского Совета вынесла решение удовлетворить требования о возврате с.м. 4.04.1990 г. здание было передано верующим. За годы работы в нем советских учреждений здание пришло в запустение. После ремонта в 1991 г. с.м. возобновила свою работу. Во 2-й пол. 1990-х гг. в результате конфликта руководства общины с.м. с М. Хузиным и ЦДУМ она стала базой для формирования в Прикамье второго муфтията – Централизованного религиозного управления мусульман Пермского края во главе с муфтием Х. Галяутдиновым в структуре ДУМЕР. В сер. 1990-х гг. в с.м. был сделан ремонт, с 23.03.2004 г. при с.м. работает филиал Московского исламского ун-та, имеется киоск по продаже халяль-продукции. Община с.м. поддерживает официальный сайт «Ислам в Пермском крае». Лит.: ГАПК, ф. 1205, оп. 1, д. 59; Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи. Мечети в европейской части России и Сибири. – Казань, 2007, с. 342–43; Каммунис (Коммунист) – Свердловск, 22.03.1924, № 18 (на татар. яз.); Материалы сайта www. islam.perm.ru; Пермской мечети 100 лет // Новый компаньон. – Пермь, 29.04.2003, № 15; Пермь от основания до наших дней. – Пермь, 2000; Пермь: путеводительсправочник. – Пермь, 1970; Селянинова Г.Д. Мусульманская община Прикамья в годы Великой Отечественной войны. – http://www.moslem.ru/docsgd.htm; Спешилова Е.А. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723–1917. 2-е изд., доп. и перераб. – Пермь, 2003, с. 76–78; Фаизов Ф. // Идел. – Казань, 1991, № 4. А.С., Р.Б. смотреть

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ Г. ЧЕЛЯБИНСКА

Акмечеть») – историческое мус. культовое здание (ул. Елькина, 16). В связи со значительным увеличением в 1870–80-е гг. численности мус. общины Челябинска (выросшей с 1863 по 1894 г. в 4,8 раза) за счет татарских и башкирских переселенцев, компактно проживавших на Азиатской ул. (ныне ул. Елькина), у них возникла потребность в назначении муллы и строительстве с.м. 30.03.1883 г. мусульмане Челябинска ходатайствовали об утверждении в должности муллы избранного ими башкира М.М. Салимова «впредь до постройки ими мечети», а 30.04.1884 г. мусульмане в количестве 143 чел. ходатайствовали о разрешении им постройки с.м. с образованием самост. прихода численностью не менее 300 душ м.п. (из них в Челябинске было 200 мусульман м.п., остальные должны были быть приписаны из окрестных деревень). Они обязались после получения разрешения немедленно представить на рассмотрение план предполагаемой с.м. Через челябинское полицейское управление было объявлено, что строительство будет разрешено губ. правлением не раньше, чем мусульмане представят на утверждение план и добьются в городской управе соответствующего земельного отвода. Однако крупный челябинский предприниматель З.Г. Галеев пожертвовал под строительство с.м. собств. участок в 24-м квартале по Азиатской ул. 3.02.1889 г. мусульмане подали заявление в городскую управу, в котором просили освидетельствовать место на предмет будущей постройки. Городская дума на заседании 14.02.1889 г. постановила образовать спецкомиссию, которая 8.03.1889 г. осмотрела участок и единогласно высказалась за то, что «место вполне и совершенно пригодно для постройки мечети». 9.04.1890 г. от мусульман был подан официальный запрос с просьбой разрешить начало строительства, которое продолжалось с 1890 по 1899 г. Из сохранившихся архивных документов следует, что во время строительства, в частности в 1894–96 гг., мусульмане совершали молитвы во временной деревянной мечети. Вокруг истории с.м. сложилась обширная историография. Один из исследователей вопроса отмечает, что новая каменная с.м., открытая в 1899 г., «получившая в народе название “Белой” (Ак-мечети), стала подлинным центром объединения мус. общины города, местом сосредоточения религиозной и культурной жизни». В др. статье, посвященной с.м., приводится архитектурное описание здания. С.м. «состоит из молитвенного дома с михрабом и минарета. Одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание под вальмовой крышей с металлической кровлей. Высокие с полукруглым завершением окна в профилированных наличниках. По периметру здания, под многопрофильным карнизом на кронштейнах проходит фриз, декорированный “ширинками”. Михраб обработан горизонтальным рустом, перекрыт граненой конхой. 4-ярусный, 8-угольный в плане минарет, встроенный в объем мечети, завершен куполом, увенчанным шпилем. Два верх. яруса имеют круговые балконы. Грани минарета выполнены под небольшим уклоном к центру». В 1896 г. муэдзином с.м. был избран Исхак Хусаинович Хусаинов. Одновременно со строительством с.м. поблизости был возведен комплекс из трех зданий для мектеба, в последующем в одном из них разместилось медресе при соборной мечети Челябинска. В 1906 г. попечителем с.м. был избран З.Г. Галеев, утвержденный в этой должности муфтием ОМДС. Для содержания с.м. он пожертвовал свой магазин на ул. Сибирской (ныне ул. Труда), ежегодный доход которого составлял 1200 руб. Вторым муллой был избран известный историк и обществ. деятель М.Г. Гадиев, выступивший одним из учредителей Челябинского мус. благотв. общества. В том же году при с.м. открылась мус. библиотека г. Челябинска. После революции с.м. была объявлена собственностью гос-ва и передана во временное пользование зарегистрированной общине верующих. Мус. община с.м. пыталась выстроить адекватные отношения с новой властью. В частности, в ноябре 1917 г. действовал комитет по мус. образованию при Челябинской городской думе, который выделял средства на содержание мус. учебных и просветительских учреждений. В 1922 г. была образована Челябинская губ. мус. комиссия помощи голодающим. После организованного ею 25.03.1922 г. спектакля «Голод заставил» и призыва имама-ахуна Салимзяна Урманова (см. Репрессированные имамы Челябинской обл.) была собрана значительная сумма денег в пользу голодающих. Однако усилия мус. общины оказались тщетными. В 1924 г. властями был инициирован процесс против работавшего при с.м. товарищества «Идтихад», выделявшего согласно нормам шариата 1/40 часть своих доходов на содержание мечети и платившего имаму Урманову зарплату. В результате процесса имам был осужден, а товарищество закрыто. Еще в 1923 г. была закрыта вторая мечеть Челябинска на ул. Труда, переданная губоно под школу. В кон. 1920-х гг. началась кампания по изъятию у мус. общины с.м. Проводились массовые собрания рабочих, публиковались гневные статьи в газетах (см. Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала). Не выдержав давления, имам Исхак Исмагилов 24.08.1928 г. сложил с себя обязанности муллы, объявив об этом через советскую печать. В нач. 1930 г. собрание общины с.м., на котором присутствовали 181 чел., под давлением властей приняло решение о самороспуске и закрытии с.м. 21.02.1930 г. окрисполком утвердил закрытие мечети и передал здание под «клуб нацменов». В годы войны в здании с.м. размещались фонды обл. краеведческого музея и татаро-башкирской библиотеки. Оценив патриотическую позицию мусульман страны, прав-во вернуло ряд культовых сооружений (см. III-я мечеть г. Троицка) верующим. Должно было быть возвращено и здание с.м. Решение об этом было принято 9.09.1942 г. малым составом исполкома горсовета. Однако из-за нехватки помещений для размещения ценностей, хранящихся в мечети, решение осталось невыполненным. В 1950–60-е гг. от мусульман поступало немало просьб о возвращении здания верующим, но они были проигнорированы. До сер. 1980-х гг. здание с.м. использовалось как склад под хозяйственные нужды, в результате ненадлежащего ухода были утеряны купол и часть минарета. Однако после передачи здания Челябинскому обл. краеведческому музею они были восстановлены. 16.08.1988 г. горисполком выступил с ходатайством о разрешении регистрации в Челябинске мус. общины, после чего весной 1989 г. здание с.м. было возвращено верующим. При с.м. работает воскресная школа, где все желающие могут получить начальные знания по основам шариата и чтению Корана. В администр. помещении работают редакция газеты «Хилял», аппарат Регионального ДУМ Челябинской обл., которым руководили Г.Ю. Шакаев (1992–2005), Р.А. Раев (с 2006 г. по наст. время). Лит.: Боже В.С. Материалы к истории церковнорелигиозной жизни Челябинска (1917–1937) // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. – Челябинск, 1998, вып. 2, с. 127, 137–38, 168–70; Он же. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала ХХ века // Там же. – Челябинск, 1996, вып. 2, с. 24, 34; Боже В.С., Вознюк Л.Ю., Конышева Е.В. Ак-мечеть // Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. Изд. испр. и доп. – Челябинск, 2001; Габидуллин М. Ак-Масджит – Белая Мечеть // Челябинский рабочий. 14.11.1989; Дегтярев И.В. Купола над городом: История судьбы челябинских церквей / И.В. Дегтярев, В.С. Боже. – Челябинск, 1992; Денисов Д.Н. Мусульманская община Челябинска (60-е гг. XIX – начало XX веков) // Вестник Челябинского госуниверситета. История. Вып. 27. – 2008, № 34, с. 137–48; Карымова Ю. История создания Ак мечети // Хилял. – Челябинск, 2006, № 5, с. 4, 6; ОГАЧО, ф. И-3, оп. 3, д. 50, л. 69–75. В.Б., Д.Д., А.С. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *