что означает софинансирование в вузе
Государство заплатит 50% за обучение цифровой профессии. Или можно вообще не платить
Программа уже работает, а список профессий постоянно расширяется.
Что это за программа
Это государственная программа, которая действует с 2019 года. Раньше государство полностью оплачивало обучение сертификатом, но сумма была ограничена 30 тысячами рублей. В 2019 году программой воспользовались 3800 человек, в 2020 году — уже 39 тысяч, а с 2021 года она заработала во всех регионах. В прошлом году учиться можно было в 109 организациях, а в 2021 их более 200.
В 2021 году государство готово на условиях софинансирования компенсировать стоимость обучения 25 тысячам человек. Сейчас этот проект курирует Минцифры, а оператором выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35.
Работает все так: можно выбрать курс — например по маркетингу, дизайну, защите данных, программированию — и получить скидку 50% за счет бюджета. Остальное платит сам обучающийся или его работодатель.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Кто может участвовать в программе
Программа действует в любом регионе. Специальность по диплому не имеет значения. Заявку можно подать до конца 2021 года.
На каких курсах можно учиться
Программу обучения можно выбрать по своему желанию или с учетом рекомендаций после профориентации:
Зарегистрироваться можно только на одну программу обучения.
Программа рассчитана на дополнительное образование — пройти обучение в магистратуре вуза там не получится. После обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Как записаться на обучение с господдержкой
После этого нужно пройти диагностику — несколько тестов, которые будут не такими уж простыми. Проходить их надо будет на время.
После этого нужно ждать результата рассмотрения заявки. Ее могут отклонить или одобрить.
Но есть те, кому заявку одобрили.
После одобрения вам нужно уплатить свою часть стоимости курса. Затем откроется доступ к курсу. Образовательная организация автоматически получит часть денег из бюджета, а вы сэкономите.
Как получить доступ к курсам бесплатно
Желающие освоить цифровую профессию могут не только получить скидку, но и вообще ничего не платить. Но для этого нужно постараться: проходить бесплатные курсы и активно их обсуждать — в программе это называется рефлексией. Тогда постепенно будут открываться новые уровни, которые позволят выбирать продвинутые платные курсы и ничего за них не платить.
Из бесплатных курсов на многие записи уже нет, но кое-что еще можно выбрать.
Что делать дальше
А дальше нужно учиться: проходить лекции, выполнять практические задания, сдавать тесты. После обучения выдается официальный сертификат, который подтверждает освоение новой профессии. В будущем все это может помочь переориентироваться или сменить работу.
Если пока не определились, почитайте статьи:
«Софинансирование образовательных программ – это возможность управлять результатом»
Контекст
Персонализация – основной тренд в условиях цифровизации. Для современной молодежи характерно стремление к личностному росту, постоянное развитие личных качеств, и, как следствие, переход на персональное образование и индивидуальную траекторию обучения, что позволяет молодым людям лучше адаптироваться в быстро меняющихся условиях современного общества.
Новые модели финансирования
Сегодня государство поддерживает модель непрерывного образования и финансирования результата с ориентацией на вклад человеческого капитала в экономику. Открыт доступ к частному финансированию, повышена прозрачность распределения общественных финансов. Однако бюджетные ресурсы, по-прежнему, распределяются только между образовательными организациями, в то время, как коммерческие организации не участвуют в процессе.
В настоящее время происходит переход к цифровой персонифицированной модели финансирования. Отдача от инвестиций достигается за счет людей и организаций, вовлеченных в образовательный процесс, и характеризуется полным управлением результатами и демократизацией права распоряжения ресурсами. Принципиальным решением модели является право на управление общественными ресурсами каждого обучающегося за счет вариативной части бюджетирования, реализуемой через стипендии и финансовые сертификаты.
Сетевые формы взаимодействия в образовании
В настоящее время в рамках сетевого взаимодействия провайдеров образовательных услуг требуется расширение прав, следовательно, и новых законодательных решений для бизнес-партнеров, современных агрегаторов и цифровых платформ, но, кроме права распоряжения ресурсами, передачи ответственности и модели распределения рисков, вряд ли может быть предложено что-то серьезное с точки зрения экономики образования.
Реорганизация финансирования образования:
В условиях, когда человек волен выбирать себе провайдера образовательных услуг, а модели финансирования сетевого взаимодействия позволяют сделать ему это удобнее и легче, именно обучающийся становится организатором сети.
Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ в статью 28 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
1. Финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования.
Государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах таких заданий (контрольных цифр), финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, нормативы финансирования устанавливаются с учетом этих коэффициентов и надбавок.
В случае, если местные нормативы финансирования превышают государственные, дополнительное финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета.
2. Деятельность негосударственных высших учебных заведений финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем (учредителями) и высшим учебным заведением эта деятельность может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования.
ГАРАНТ:
О проведении в 2002-2004 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств см. постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 6
3. Научные исследования, проводимые государственными высшими учебными заведениями, финансируются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности.
4. Государственные высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления и порядок использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе средств, направляемых на оплату труда и материальное стимулирование своих работников. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) средства не могут быть изъяты у государственных высших учебных заведений или зачтены в объем финансирования этих высших учебных заведений на последующий период.
5. Возмещение дополнительных затрат в связи с индексацией расходов высших учебных заведений, осуществляющих свою деятельность на основе бюджетного финансирования, производится за счет средств соответствующего бюджета.
6. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других кредитных организациях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных.
Софинансирование
Программа софинансирования пенсии – Программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, введенная Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
ДСВ – дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию (уплачиваемые застрахованным лицом за счет собственных средств)
Закон № 56-ФЗ – Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
Закон № 345-ФЗ – Федеральный закон от 04.11.2014 № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Закон № 360-ФЗ – Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»
ВНИМАНИЕ! ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕЙСТВУЕТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ ГРАЖДАН, КОТОРЫЕ ВСТУПИЛИ В НАЗВАННУЮ ПРОГРАММУ (ПУТЕМ ПОДАЧИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ЗАЯВЛЕНИЯ) ДО 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА И УПЛАТИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ ПЕНСИЮ НЕ ПОЗДНЕЕ 31 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА.
С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОГРАММЫ НЕЛЬЗЯ. ОДНАКО ЗАСТРАХОВАННОЕ ЛИЦО МОЖЕТ ДОБРОВОЛЬНО ФОРМИРОВАТЬ СВОИ ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНО УПЛАЧИВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ ПЕНСИЮ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПОДАВ В УПРАВЛЕНИЕ ПФР СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ЗАЯВЛЕНИЕ. В ЭТОМ СЛУЧАЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ В ВИДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЗНОСА НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ ЗАСТРАХОВАННОМУ ЛИЦУ ОКАЗАНА НЕ БУДЕТ.
Вопрос № 1. Что представляет собой Программа софинансирования пенсии и для чего она нужна?
Ответ. Программа софинансирования пенсии была введена в действие Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Названная Программа представляет собой государственную поддержку формирования пенсионных накоплений в виде взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемых за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, в пользу застрахованных лиц, вступивших в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающих из собственных средств дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию (далее – ДСВ).
Программа софинансирования пенсии призвана экономически стимулировать личную ответственность гражданина за формирование своей будущей пенсии.
Ключевым элементом названной Программы является не только то, что она дает возможность для самого гражданина принять участие в формировании своей будущей пенсии, но и предусматривает участие государства в формировании пенсионных накоплений граждан (при определенных условиях), т.е. государство будет материально поддерживать каждого, кто принял решение вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивает ДСВ в сумме не менее 2000 рублей в течение календарного года.
Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в рамках Программы будут перечисляться государством в течение десяти лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованным лицом ДСВ. Размер взноса на софинансирование определяется исходя из суммы ДСВ, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 рублей в год.
Из средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, производятся следующие виды выплат: накопительная пенсия, единовременная выплата средств пенсионных накоплений, срочная пенсионная выплата, выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета.
Условия и порядок указанных выплат предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
Вопрос № 2. Можно ли в настоящее время вступить в Программу софинансирования пенсии?
Ответ. В настоящее время стать участником Программы софинансирования пенсии нельзя.
В соответствии с Законом № 56-ФЗ срок вступления в названную Программу ограничен 1 января 2015 года.
Застрахованное лицо могло подать заявление о вступлении в Программу софинансирования пенсии не позднее 31 декабря 2014 года (включительно). При этом застрахованные лица, вступившие в Программу софинансирования пенсии в период до 1 января 2015 года, должны были начать осуществлять уплату ДСВ не позднее 31 января 2015 года. Сделать первый взнос в эти сроки могли и те участники Программы, которые не сделали этого ранее в 2009 – 2014 годах.
Таким образом, в соответствии с Законом № 56-ФЗ всем тем, кто вступил в Программу софинансирования пенсии в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделал первый взнос до 31 января 2015 года включительно, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет при условии уплаты взносов в сумме не менее 2 000 рублей в год.
Застрахованные лица, не вступившие в Программу софинансирования до 1 января 2015 года, могут в настоящее время вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в рамках Закона № 56-ФЗ. Однако являться участниками названной Программы они не будут, поскольку в этом случае государственная поддержка застрахованных лиц в формировании их пенсионных накоплений (в виде соответствующего взноса на софинансирование) осуществляться не будет. Это означает, что пенсионные накопления данных застрахованных лиц будут увеличиваться только за счет средств, фактически уплаченных самими гражданами (без участия государства).
Вопрос № 3. В каком размере осуществляется государственная поддержка формирования пенсионных накоплений?
Ответ. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в виде взноса на софинансирование предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим ДСВ в предыдущем календарном году в сумме не менее 2 000 рублей.
Размер взноса на софинансирование определяется исходя из суммы ДСВ, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 рублей в год.
Однако частью 2 статьи 13 Закона № 56-ФЗ определены условия, при одновременном соблюдении которых размер взноса на софинансирование устанавливается в повышенном размере:
1) Если застрахованное лицо имеет право на страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
2) Если это застрахованное лицо не обратилось за установлением ни одной из следующих выплат:
— срочной пенсионной выплаты, предусмотренной пунктом 2 статьи 2 Закона № 360-ФЗ;
— единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона № 360-ФЗ;
— иной пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая ежемесячное пожизненное содержание судьи.
При одновременном соблюдении указанных условий размер взноса на софинансирование определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы ДСВ, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 000 рублей в год (то есть, перечислив, например, 12 000 рублей в год на накопительную пенсию, с учетом взноса государства гражданин за год пополнит свой индивидуальный пенсионный счет на 60 000 рублей: 12 000 рублей, уплаченных им лично, и 48 000 рублей – взнос на софинансирование).
Вопрос № 4. С какого момента и в течение какого срока государство будет перечислять взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений?
Ответ. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в рамках Программы софинансирования пенсии будут перечисляться государством в течение десяти лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованным лицом ДСВ.
Например, если гражданин вступил в добровольные правоотношения в 2014 году и с этого же года уплачивает ДСВ, то взносы на софинансирование в его пользу будут перечисляться, начиная с 2015 года.
Вопрос № 5. Я являюсь участником Программы софинансирования пенсии и перечисляю ДСВ по 1 тыс. руб. ежемесячно. Как по достижении пенсионного возраста я могу получить эту сумму – всю сумму сразу или ее как-то будут делить и доплачивать какой-то процент к основной пенсии?
Ответ. В соответствии с Законом № 360-ФЗ, начиная с 1 июля 2012 года, российские пенсионеры, имеющие по закону право на получение накопительной пенсии, могут получать соответствующие выплаты средств пенсионных накоплений. Их осуществляет как Пенсионный фонд Российской Федерации, так и негосударственные пенсионные фонды, в зависимости от того, где гражданин формировал свои накопления.
Названный закон предусматривает следующие виды выплат пенсионных накоплений по Программе софинансирования пенсий:
Для того, чтобы получить средства пенсионных накоплений, включающие сумму ДСВ и сумму взносов на софинансирование, единовременно, необходимо обратиться в Управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства и написать соответствующее заявление.
При этом согласно статье 4 Закона № 360-ФЗ единовременная выплата средств пенсионных накоплений осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:
ВНИМАНИЕ! С 1 января 2015 года установлен минимальный срок, по истечении которого гражданин может повторно обратиться за получением единовременной выплаты. Согласно части 1.2 статьи 4 Закона № 360-ФЗ застрахованные лица, реализовавшие право на получение средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, вправе вновь обратиться за осуществлением единовременной выплаты не ранее чем через пять лет со дня предыдущего обращения за выплатой средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты.
Срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет следующих средств:
— дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и дохода от их инвестирования;
— взносов работодателя и дохода от их инвестирования;
— взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования;
— средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и дохода от их инвестирования.
Срочная пенсионная выплата осуществляется при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) и рассчитывается по формуле:
СП – размер срочной пенсионной выплаты;
ПН – сумма средств пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица по состоянию на день, с которого ему назначается срочная пенсионная выплата, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
Т – количество месяцев периода выплаты срочной пенсионной выплаты, указанное в заявлении застрахованного лица о назначении срочной пенсионной выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет).
Накопительная пенсия является ежемесячной денежной выплатой в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.
Размер накопительной пенсии определяется по формуле: НП = ПН/Т, где:
НП – размер накопительной пенсии;
ПН – сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. В случае установления застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе средств пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной пенсии этому застрахованному лицу;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии и определяемого в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ.
Вопрос № 6. Каким образом гражданин, вступивший в Программу софинансирования пенсии, может осуществлять уплату ДСВ?
Ответ. Застрахованное лицо, вступившее в Программу софинансирования пенсии, может осуществлять уплату ДСВ одним из следующих способов:
Перечислять денежные средства в бюджет Пенсионного фонда РФ самостоятельно через кредитную организацию (в том числе через отделения Сбербанка России).
При этом размер ДСВ, а также периодичность уплаты (ежемесячно, один раз в квартал, один раз в календарный год и т.д.) определяется застрахованным лицом, вступившим в Программу софинансирования пенсий, самостоятельно.
Реквизиты получателя платежа дополнительных страховых взносов можно получить на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru).
Для этого необходимо выбрать в меню «Личный кабинет гражданина», далее «Электронные услуги и сервисы ПФР», далее «Сформировать платежный документ».
В платежном документе в обязательном порядке должен быть указан страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС), осуществляющего уплату ДСВ.
При осуществлении уплаты ДСВ через отделения Сбербанка России или другие кредитные организации на руки гражданину выдается чек-ордер или копия платежного поручения с отметкой об уплате. При получении платежного документа плательщику необходимо проверить правильность заполнения своих данных (фамилия, имя, отчество, страховой номер его индивидуального лицевого счета (СНИЛС)).
При самостоятельной уплате ДСВ застрахованное лицо не позднее 20 рабочих дней со дня окончания квартала, в котором была произведена уплата, вправе представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации копию документа, подтверждающего уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, или направить такой документ в форме электронного документа (электронного образа документа) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сверку платежей можно также осуществить по телефону (812) 292-86-91.
Перечислять денежные средства в бюджет Пенсионного фонда РФ через работодателя.
Для этого необходимо подать своему работодателю заявление, в котором следует указать размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В этом случае работодатель будет ежемесячно осуществлять удержание суммы страховых взносов, указанной в заявлении, из заработной платы работника.
Для работодателей, перечисляющих ДСВ за своих сотрудников, реквизиты получателя платежа дополнительных страховых взносов можно получить на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (www.pfrf.ru). Для этого необходимо в меню «Страхователям», «Работодателям» выбрать «Бесплатные программы, формы и протоколы». Далее выбираем вкладку «Для подготовки документов персонифицированного учета» и выбираем «Spu_orb».
Вопрос № 7. Как часто должна производиться уплата ДСВ: ежемесячно или установлен какой-то другой порядок?
Ответ. Если гражданин уплачивает ДСВ самостоятельно, то периодичность осуществления им уплаты названных взносов нормами Закона № 56-ФЗ не установлена. В связи с этим застрахованное лицо само может решать, как часто производить в течение года указанный платеж – каждый месяц, раз в квартал, раз в год и т.д.
Если же уплата ДСВ осуществляется из заработной платы (дохода) работника через работодателя, то такое удержание производится работодателем ежемесячно.
Вопрос № 8. В каком размере можно уплачивать ДСВ? Установлено ли законом какое-либо ограничение минимального или максимального размера этих взносов?
Ответ. Гражданин сам определяет сумму ДСВ, которую будет уплачивать за себя. Ни минимальный, ни максимальный размеры платежа законом не установлены. При этом в любой момент по собственному желанию гражданин, вступивший в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, может изменить размер уплачиваемого им взноса.
Однако следует иметь в виду, что для получения государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в виде взноса на софинансирование застрахованное лицо должно произвести уплату ДСВ в сумме не менее 2 000 рублей. При этом первый взнос необходимо было сделать не позднее 31 января 2015 года.
Вопрос № 9. Какие документы и в какие сроки должен представлять в органы ПФР гражданин, вступивший в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и самостоятельно уплачивающий ДСВ?
Ответ. Застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее ДСВ, вправе не позднее 20 рабочих дней со дня окончания квартала, в котором была произведена уплата, представить в Управление ПФР копии платежных документов за истекший квартал или направить такие документы в форме электронного документа (электронного образа документа) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сверку платежей можно осуществить по телефону 292-86-91, назвав номер своего страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (СНИЛС).
Также копии платежных документов можно направить по почте по адресу: пр. Энгельса, д.73, Санкт-Петербург, 194214.
Вопрос № 10. Можно ли по своему желанию прекратить уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию? И как это можно сделать?
Ответ. Застрахованное лицо, вступившее в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты ДСВ и осуществляющее их уплату, вправе в любой момент по своему желанию прекращать либо возобновлять уплату таких взносов.
При этом если застрахованное лицо осуществляет уплату ДСВ самостоятельно через кредитную организацию, то для прекращения либо возобновления уплаты ДСВ никаких дополнительных заявлений в территориальные органы ПФР подавать не требуется.
Застрахованному лицу, уплачивающему ДСВ через работодателя, для прекращения либо возобновления уплаты ДСВ необходимо подать работодателю соответствующее заявление. При этом прекращение либо возобновление уплаты ДСВ осуществляется работодателем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.
Вопрос № 11. Может ли застрахованное лицо, в случае, если оно примет решение о прекращении уплаты ДСВ, получить ранее уплаченные им суммы на руки?
Ответ. Средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета гражданина, в том числе суммы ДСВ, не подлежат выплате застрахованному лицу на руки. С учетом указанных сумм будет определяться размер выплат за счет средств пенсионных накоплений, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
Вопрос № 12. Может ли работодатель тоже осуществлять уплату взносов на накопительную пенсию из собственных средств за своих работников в рамках Программы софинансирования пенсии?
Ответ. Законом № 56-ФЗ предусмотрено, что работодатель вправе принять решение об уплате взносов работодателя в пользу своих работников, которые осуществляют уплату ДСВ из собственных средств. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.
Вопрос № 13. Какие документы должен представлять работодатель в Управление ПФР, если работник осуществляет уплату ДСВ через него, или если работодатель производит уплату из собственных средств взносов работодателя?
Ответ. Работодатель обязан перечислять ДСВ на накопительную пенсию своих работников (по их заявлениям) и взносы работодателя отдельными платежами и оформлять их отдельными платежными поручениями.
При этом как в случае удержания ДСВ из заработной платы (дохода) работника по его заявлению, так и в случае уплаты из собственных средств взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, одновременно с перечислением ДСВ работодатель также формирует реестры застрахованных лиц. Указанные реестры формируются отдельно в отношении сумм ДСВ и в отношении сумм взносов работодателя.
Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальное Управление ПФР (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись ДСВ и уплачивались взносы работодателя (в случае их уплаты).
При этом пунктом 7 статьи 9 Закона № 56-ФЗ предусмотрено, что работодатели, численность работников которых за предшествующий отчетный период составляет 25 и более застрахованных лиц, представляют реестры застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке реестры застрахованных лиц могут представляться в территориальный орган ПФР работодателями, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет менее 25 человек.
Форма реестра застрахованных лиц и порядок его представления утверждены постановлением Правления ПФР от 09.06.2016 № 482п.
Реестр застрахованных лиц может быть сформирован с использованием программного обеспечения «Spu_orb», разработанного Отделением ПФР. Программное обеспечение размещено на странице Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, открытой на официальном сайте Пенсионного фонда РФ: www:pfrf.ru в подразделе «Страхователям» / «Работодателям» / «Бесплатные программы, формы и протоколы».
Вопрос № 14. Предусмотрены ли какие-либо меры ответственности страхователей за непредставление Реестров застрахованных лиц?
Ответ. Согласно части третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действующей с 1 января 2017 года) за непредставление страхователем в установленный срок реестров застрахованных лиц, либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, содержащихся в этих реестрах, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вопрос № 15. В течение нескольких лет застрахованное лицо осуществляло уплату ДСВ. Подлежат ли в случае смерти указанного застрахованного лица выплате правопреемникам средства пенсионных накоплений, уплаченные в рамках Закона № 56-ФЗ?
При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, определить конкретных лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. Если формирование средств пенсионных накоплений застрахованного лица осуществляется в управляющих компаниях (государственной или частной), то названное заявление застрахованное лицо должно подать в территориальное Управление ПФР. Если застрахованное лицо передало свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд, то заявление подается в НПФ.
В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты остаток средств пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования), учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии, не выплаченный умершему застрахованному лицу в виде срочной пенсионной выплаты, подлежит выплате правопреемникам в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
В случае смерти застрахованного лица, на индивидуальном лицевом счете которого после осуществления единовременной выплаты отражены средства пенсионных накоплений, в том числе сформированные за счет сумм, предусмотренных пунктом 13 Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 № 1047, эти средства пенсионных накоплений подлежат выплате правопреемникам в порядке, определяемом Правилами выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 711.