что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста

Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы

что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Смотреть фото что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Смотреть картинку что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Картинка про что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Фото что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста

Адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В этой статье мы сосредоточимся социальной адаптации, которая очень важна в процессе социализации. Узнаем, что такое социальная адаптация, разбёрем её основные виды, примеры и как проходит процесс.

Что такое социальная адаптация?

Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.

От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.

Пример социальной адаптации

Социальная среда – семья, коллектив на работе, соседи в доме и другие социальные группы. Социальная адаптация нужна для того, чтобы личность могла включиться в процессы в социальной среде. Кроме этого, социальная адаптация – это один из важных инструментов, изменяющий как личность, так и саму среду.

Для лучшего понимания того, что такое социальная адаптация, можно рассмотреть пример, когда на предприятие приходят новые сотрудники. В современной прикладной социологии и социальной психологии такую адаптацию исследуют наиболее широко. Это объясняется тем, что данная проблема имеет практическое значение, потому что от ее эффективного решения зависит экономическая составляющая работы компании.

Две сложные системы (личность и компания) начинают взаимодействовать. Успешная адаптация новых сотрудников компании во многом зависит от таких факторов: материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, особенности отношений внутри коллектива, уровень корпоративной культуры и оплаты труда. Требования компании заключаются в этих характеристиках, одновременно они показывают преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди других участников на рынке труда.

Уровни социальной адаптации

Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.

Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.

Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:

Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

Этапы социальной адаптации

Процесс социальной адаптации характеризуется постоянным течением и высокой динамикой. На протяжении всей жизни человек находится в этом процессе. Исследователями было выделено основные этапы процесса адаптации индивидов детского и подросткового возраста:

Если воспитание будет неправильным, последствия в будущем могут быть негативными. Детский и подростковый возраст – период приобретения индивидом навыков, которые нужны ему, чтобы развивать свою личность, успешно адаптироваться в социуме.

Как проходит социальная адаптация: основные стадии

Польским социологом Я. Щепаньским были определены такие стадии процесса адаптации:

Заключение

Адаптируясь, происходит развитие индивида, он процветает, воспроизводятся новые ценности, он вступает в такую стадию социальной среды, которая для него является совершенно новой. По мнению исследователей, целью адаптации является развитие личности в новых условиях (социальных, политических, экономических, культурных). В связи с этим растут потребности, они становятся не «базовыми», а «возвышенными». Как следствие, повышается уровень культуры и образование. Именно по этой причине исследователи считают социальную адаптацию преимущественно положительным процессом.

Но нужно отметить, что успешной адаптация будет только тогда, когда будет совпадение внешних требований общества и внутренних возможностей личности. Также важно, чтобы личность отказалась от ряда своих базовых установок, чтобы обеспечить собственное и общественное процветание.

Источник

Научная электронная библиотека

что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Смотреть фото что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Смотреть картинку что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Картинка про что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Фото что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста

Гордашников В. А., Осин А. Я.,

6.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:

Кроме того, выделяют так называемые интегральные или системные виды психологической адаптации: профессиональную, семейно-бытовую, личностно-досуговую и др. Они представляют собой своеобразное сочетание всех названных выше видов психологической адаптации личности (рисунок 6.2.).

что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Смотреть фото что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Смотреть картинку что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Картинка про что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Фото что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста

Рисунок 6.2. Виды психологической адаптации личности.

Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так с подчинёнными ему приспособительными актами.

Следовательно, в активной целенаправленной приспособительной деятельности человека проявляется 2 тенденции, выраженные в разной степени и идущие параллельно:

Уровень адаптированности личности является результатом процесса адаптации. Адаптированность личности делится на внутреннюю, внешнюю и смешанную.

Внутренняя адаптированнооть личности характеризуется перестройкой её функциональных структур и систем при определённом изменении среды её жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация.

Внешняя (поведенческая, приспособительная) адаптированность личности отличается отсутствием внутренней (содержательной) перестройки, сохранением себя и своей самостоятельности. Происходит инструментальная адаптация личности.

Процесс переадаптации связан либо с коренной перестройкой функциональных систем в целом у личности при экстраординарных обстоятельствах, либо с переходом личности из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой психической адаптации в новых условиях, отличающихся от предыдущих условий жизни и деятельности (например, при переходе из гражданских условий в военные и др.).

Личность может нуждаться в реадаптации. Однако этот процесс нередко происходит с серьёзными психологическими последствиями (В.А. Сластенин, В.П. Каширин, 2001).

В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.

При этом уровень внутреннего, психологического комфорта личности может быть показателем психологической адаптированности личности, который определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека и степенью удовлетворения его потребностных состояний.

Состояние психологического комфорта личности и адаптированности возникает в адаптированной, привычной среде жизни и деятельности личности, в процессе успешного разрешения адаптационных трудностей и противоречий. Нарушение этого состояния комфортности и дестабилизация личности приводят к актуализации потребностей, побуждающих личность к активному взаимодействию со средой и с целью восстановления гармонизации взаимоотношений. Успешность протекания этого процесса сопровождается положительным эмоциональным состоянием. Это свидетельствует о формировании у личности потребности в определённом и повторяющемся нарушении гармонии во взаимодействии со средой. Это совершается с целью получения положительных эмоциональных подкреплений процесса и результатов деятельности по восстановлению внутреннего и внешнего баланса сил, уравновешиванию, гармонизации взаимодействий со средой.

Психологическая адаптация может выступить одним из механизмов развития и саморазвития личности. При актуализации негативных по содержанию потребностей человека (например, в алкоголе, табакокурении, наркотиках) психологическая адаптация является механизмом разрушения организма и психики, физического и психического здоровья в целом (В.А. Сластенин, В.П.Каширин, 2001).

Это может осуществляться по следующим направлениям:

Однако в управлении адаптационными процессами необходимо учитывать то, что параметры физиологических и психологических возможностей человека, возможностей среды, условий и содержания деятельности не безграничны в плане перемен и перестройки.

Дезадаптационные, потребностные состояния личности, возникающие в процессе осуществления деятельности и взаимодействия со средой, создают у неё состояния психического и физиологического дискомфорта. Они заставляют, побуждают проявлять личность активность, действовать либо по снижению, либо по устранению вообще этих состояний.

Дезадаптационные, потребностные состояния разнообразны. Адаптационные процессы обычно инициируются комплексом потребностей человека, включая потребности физиологические, этнические, в активности, общении, уединении, защищённости, аффилиации, справедливости, самоутверждении и др.

Все потребности человека взаимосвязаны. Успешность процесса адаптации по реализации одних потребностей оказывает влияние на другие. Место реализованных потребностей занимают другие потребности. По мнению А. Маслоу, человек постоянно испытывает какие-либо потребности. Среди них одни потребности выходят на первый план, доминируют и определяют характер и направленность поведения и деятельности человека, а другие потребности определяют общий стиль поведения и характер действий, их своеобразие.

В связи с этим человек выступает в двух ведущих состояниях и проявлениях: I) как потребностный человек и 2) как деятельный, действующий, активный человек.

При адаптации личности в малой социальной группе (коллективе) ведущую роль играет потребность в самоутверждении в различных видах деятельности. Эта потребность выступает системной и относительно самостоятельной, одной из основных и ведущих, постоянно проявляющейся потребностью человека.

Психологическая адаптация взаимосвязана с социализацией, как психологическим феноменом. Они близки, взаимозависимы, взаимообусловлены, но нетождественны.

функциями. Процесс адаптации личности выступает одним из ведущих механизмов социализации личности. Однако не всякий процесс адаптации ведёт к социализации личности. Так, конформное поведение личности, инструментальная её адаптация обычно не выступают процессами социализации личности. В то же время полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу социализации личности (В.А. Сластёнин, В.П.Каширин, 2001).

Процесс дезадаптации личности является полярным адаптации и по своей сущности деструктивным явлением.

Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. Непатологическая адаптация характеризуется отклонениями в поведении и переживаниях субъекта, связанных с недостаточной социализацией, социально-неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования, разрывом значимых межличностных отношений и др. Дезадаптационные состояния и конфликты могут быть истоком суицидального поведения человека. В одних случаях конфликт вызывает и усугубляет дезадаптацию, переводит её в суицидальную фазу, в других ситуациях конфликт сам порождает дезадаптацию. При достаточно высокой степени его обострения и значимости для личности противоречия, дезадаптационные состояния могут провоцировать её суицидальное поведение.

Выделяют объективные и субъективные признаки дезадаптации.

К объективным признакам относят:

К субъективным признакам относят:

Выделяют 3 вида дезадаптированности личности:

Временная дезадаптированность характеризуется нарушением баланса между личностью и средой, порождающим адаптивную активность личности.

Устойчивая ситуативная дезадаптированность личности отличает её отсутствием механизмов адаптации, наличием желания, но неумением адаптироваться.

Общая устойчивая дезадаптированностъ проявляется состоянием перманентной фрустрированности, активизирующей патологические механизмы и приводящей к развитию неврозов и психозов (рисунок 6.3.).

что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Смотреть фото что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Смотреть картинку что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Картинка про что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста. Фото что означает социально психологическая адаптация для становления личности специалиста

Рисунок 6.3. Характер, признаки и виды дезадаптации.

Дезадаптированность, как результат дезадаптации, выступает альтернативой адаптированности (В.А. Сластёнин, В.П. Каширин, 2001).

Источник

Процесс профессиональной адаптации личности

Когда человек входит в профессию неизбежна профессиональная адаптация, для того чтобы его взаимодействия с рабочей средой были гармоничными. Особенности адаптации связаны как с внутренними факторами, так и с внешними.

Внешними обстоятельствами являются:

Внутренними обстоятельствами являются уровень адаптационного потенциала нового сотрудника, насколько развиты его адаптивные качества, адекватность мотивации профессиональной деятельности и предъявленным требованиям к результатам труда.

Предметные области адаптации

Главными в профессиональной адаптации специалиста являются обстоятельства внешнего характера. Это профессиональное поле, на которое попадает новый работник. Человек должен адаптироваться в следующих предметных областях:

Каждая предметная область предполагает определенный уровень адаптационного потенциала. Причем при адаптации в конкретной области может доминировать определенная сторона подготовленности человека. Адаптация к организационно-правовым и профессионально-деятельностным обстоятельствам является процессом овладения требованиями, не подлежащими коррекции. Эти требования при адаптации молодого специалиста необходимо принять и овладеть ими.

Успешность профессиональной адаптации

Успешность профессиональной адаптации в той или иной сфере носит автономный характер. Однако все процессы имеют тесную взаимосвязь. Социально – психологическая адаптация сложна тем, что она напрямую влияет на профессиональную деятельность. Трудности во взаимоотношениях, противоречивые ситуации оказывают воздействие на активность трудовой деятельности, а, соответственно, и успешность профессиональной адаптации.

Поэтому при подготовке кадров в обязательном порядке должен быть учтен психологический компонент готовности к профессиональной деятельности.

Профессиональная адаптация – это непрерывный процесс, продолжающийся какое-то время. Он имеет свою динамику и другие показатели. Успех адаптации во многом зависит от наличия внутренних предпосылок человека: степени подготовленности, уровня адаптивности, личностных характеристик, насколько мотивирована профессиональная деятельность, насколько ясны представления человека о содержании и условиях этой деятельности. Сам специалист, его руководители, трудовой коллектив должны уделить особое внимание процессу адаптации нового работника. Адаптация проходит по – разному, здесь необходимо учитывать особенности работника, закономерности, как самого процесса адаптации, так и социальной среды. Необходимо обеспечить процесс психологическим сопровождением.

Роль личностных особенностей в процессе адаптации

Одной из таких особенностей является соответствие представлений молодого специалиста об условиях осуществления профессиональной деятельности.

Человек должен адекватно представлять образ профессиональной сферы, в которой ему предстоит трудиться. Если представления и ожидания не соответствуют реальным условиям, человек становится психологически неподготовленным к встрече с проблемными ситуациями и трудностями, возникшими в процессе трудовой деятельности. Осуществление психологической адаптации будет проходить намного сложнее. Хотя полная адекватность ожиданий и реальности бывает редко.

Исследования говорят о том, что у большей части молодых специалистов их представления и ожидания не совпадают с реальной действительностью. Возникают большие препятствия в профессиональной адаптации. При подготовке специалистов важной проблемой является формирование у студентов правильных ожиданий.

Еще одной индивидуально-личностной характеристикой является самооценка. Этот параметр существенно влияет на адаптационный процесс. Самооценка- сложное системное психическое образование личности. По уровню развития она может быть высокой, средней и низкой. По характеру каждая из этих самооценок может оказаться завышенной, адекватной и заниженной. Здесь оценивается уровень способности личности к рефлексии в системе предложенных обстоятельств. Уровень самооценки оказывает влияние на активность личности, характер самооценки – на поведение, стиль взаимодействия с социальной средой, на степень самоуверенности.

Успешность профессиональной адаптации во многом зависит от саморегуляции психического состояния личности. В период адаптации молодой специалист преодолевает трудности внешнего и внутреннего плана, которые влекут за собой стрессовые ситуации. Без самообразования и самовоспитания работника адаптационный процесс практически невозможен. Для этого нужны навыки саморегулирования и волевой подготовленности. Исследователь П.А.Просецкий утверждал, что одной из трудностей адаптации личности является то, что функция саморегулирования поведения не сформирована по причине недостаточной подготовленности, слабых волевых качеств, неумения организовать себя, контролировать свои действия и поступки, неспособностью выполнять установленный режим, организовать быт и досуг.

Успешность адаптационного периода зависит от своеобразия индивидуально-психологических и психотипических особенностей. Главным здесь является система ценностей личности молодого специалиста, которая определяет его отношение к себе, к окружающим, к руководству, к профессии, которая выбрана, к своим профессиональным обязанностям. Это отношение может носить как позитивный, так и негативный характер. На процесс адаптации может повлиять наличие у человека дезадаптивных комплексов.

Источник

Социальная адаптация личности: понятие и сущность

Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире. Сам процесс изменения жизни стал ее неотъемлемой частью. Личностно ориентированному образованию, соответствующему гуманитарной парадигме, свойственны ориентиры на создание гармоничной, нравственно-совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности, способной адаптироваться к происходящим изменениям.

Изучение процесса адаптации детей к новым условиям предполагает анализ категории «адаптация». В энциклопедическом словаре термин «адаптация» определяется как «. приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды», что более характеризует медико-биологические аспекты этого процесса (Энциклопедический словарь, 1995).

Психологический словарь предлагает несколько формулировок феномена адаптации и его некоторых характеристик (Психологический словарь, 1996).

Сам процесс адаптации связан с перестройкой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой обновленных навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды.

Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях.

Способность к адаптации выражена не только в приспособлении к меняющимся обстоятельствам, но и в выработке фиксированных способов поведения, позволяющего преодолевать разноплановые и порой острые затруднения.

Понятие «адаптация» может иметь различные значения в зависимости от того, социальные или биологические аспекты исследуются. Рассмотрение адаптации человека на природном уровне предполагает выделение биологической, физиологической и психологической адаптации.

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней (например, как специфический процесс приспособления анализаторов к действию раздражителя).

В общих определениях адаптации данному понятию придается различный смысл в зависимости от аспекта рассмотрения. При этом под адаптацией обычно имеется в виду:

– процесс приспособления организма к окружающей среде;

– отношение гармонии, равновесия между организмом и средой;

– результат приспособительного процесса;

– некая «цель», к которой «стремится» организм.

Регуляторами адаптации выступают:

Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.

Развитие современной естественнонаучной теории адаптации в биологии, физиологии и медицине отражено в трудах отечественных и зарубежных ученых (А. Адлер, А.П. Авцын, З.И. Барабашева, Н.Н. Василевский, В.П. Казначеев, Ф.З. Меерсон, Г. Селье, А.Д. Слоним, Д.Н. Узнадзе и др.).

В.П. Казначеев, изучая медицинские аспекты адаптации, приходит к выводу: процессы адаптации для человека существенно определяются социальными факторами. При этом процесс адаптации является как бы двусторонним, отражающим не только взаимодействие организма и среды, но и изменение среды к потребностям человека (В.П. Казначеев, 1980).

Ф.З. Меерсон определяет адаптацию как процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. По мнению ученого, помимо генотипической адаптации, которая выработалась в процессе эволюции и передается по наследству, существует и фенотипическая адаптация, приобретаемая в ходе индивидуальной жизни.

Фенотипическая адаптация определена как процесс, в результате которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору внешней среды. Ф.З. Меерсон рассматривает поэтапность этих процессов, переход срочной адаптации в гарантированную, обеспечивающую фиксацию сложившихся адаптационных систем. Изучая соотношение памяти и адаптации, исследователь приходит к справедливому выводу, что память является основной, необходимой предпосылкой адаптации, но не тождественна ей (Ф.З. Меерсон, 1981).

В.Г. Асеев, изучая теоретические аспекты проблемы адаптации, считает, что концепция Ф.З. Меерсона о механизме фенотипической адаптации имеет не только биологическое значение. Эта идея может быть использована для определения научных подходов к изучению процесса социальной адаптации в ее взаимодействии с биологической. У человека социальные факторы играют решающую роль в адаптационных механизмах. В процессе индивидуального развития вырабатываются механизмы адаптации, основанные на перестройке социальных отношений между людьми (В.Г. Асеев, 1986).

Г. Селье отождествлял постоянно протекающий процесс адаптации с понятием жизни. Центральным понятием разработанного им учения о стрессе является понятие адаптационного синдрома, который в свою очередь обеспечивает мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях (Г. Селье, 1979).

Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические построения. В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения В.Г. Березина, рассматривающего адаптационную концепцию как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека (В.Г. Березин, 2002).

В естественных науках адаптация понимается как приспособление живых организмов к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработавшееся в процессе эволюционного развития. При этом следует отдельно отметить выделение видов этого приспособления:

Рассмотрение вопросов психологической и социальной адаптации невозможно без современного понимания адаптации в естественных науках.

В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации рассматриваются в контексте положения об оптимальном взаимодействии личности и среды. А. Маслоу рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со средой (А. Маслоу, 1982).

К числу социальных наук, изучающих процессы адаптации, относятся психология, этнография, демография, философия, педагогика, культурология и др. Употребление понятия «адаптация» в научной литературе связано с определенными периодами развития и направлениями социологических исследований, особенно по проблемам труда, трудового обучения и образования.

– индивидуально-психологический уровень, включающий в себя личностные и типологические особенности человека, его актуальные состояния (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.). На этом уровне осуществляется поддержание психического равновесия, сохранение психического здоровья;

– социально-психологический уровень, включающий в себя особенности микросоциального взаимодействия. На этом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, учет экспектации окружения, достижение социально-значимых целей, выделяются следующие основные типы адаптационного процесса: первый тип, характеризующийся активным воздействием на социальную среду, и второй тип, характеризующийся пассивным приспособлением (конформистским принятием целей и ориентацией группы). Эти типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида и выявляются в процессе группового и межличностного взаимодействия (В.Г. Березин, 2002).

Л.И. Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Возникнув, таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие человека. Ученый отмечает, что ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации. На основе сформировавшихся ранее качеств личности ребенок особым образом преломляет воздействие среды и (сознательно или несознательно) занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. В процессе формирования сознательной регуляции поведения осознанные цели все в большей мере контролируют и направляют аккомодационную и ассимиляционную активность развивающегося субъекта. На достаточно высоком уровне развития эта активность находит выражение в том, что субъект из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, превращается в творца этого опыта (Л.И. Божович, 1995).

А.А. Налчаджян исследовал процесс адаптации и адаптированность, то есть результат самой адаптации, на уровне личностных механизмов, которые обеспечивают адаптацию личности к определенным социальным ситуациям. Ученый развил теорию об адаптивных комплексах, с помощью которых протекают адаптивные процессы личности в сложных проблемных ситуациях. По мнению автора, адаптивные комплексы, вновь и вновь используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера (А.А. Налчаджян, 1988).

А.А. Налчаджян выделяет следующие разновидности адаптивных комплексов:

– незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях;

– защитные адаптивные комплексы, являющиеся сочетаниями только защитных механизмов;

– смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных механизмов.

А.А. Налчаджян предложил общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная, девиантная, патологическая. Охарактеризуем классификационные признаки видов социально-психологической адаптации.

Девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантная адаптация имеет два подвида: неконформистская адаптация (преодоление личностью внутригрупповой проблемной ситуации необычными способами и путями) и новаторская (инновативная, творческая) адаптация (деятельность или роль, в ходе которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в различные области культуры).

Патологическая адаптация представляет собой активность личности в социальных ситуациях, которая осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящая в состав невротических и психотических синдромов.

А.А. Налчаджян в своей теории социально-психической адаптации выделяет как имеющие особую важность следующие виды адаптации:

– путем преобразования и практического устранения проблемной ситуации;

– с сохранением ситуации.

А.А. Налчаджян рассмотрел адаптацию личности в контексте социальных процессов, предложил классификацию социально-психической адаптированности личности и выделил уровни адаптации, чем наиболее полно отразил эти процессы.

А.В. Петровский (1990) выделяет три фазы развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную сферу:

В ходе адаптации человек осваивает действующие в группе нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы. Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, пока он не освоил действующие в группе нормы и ценности, не овладел приемами и средствами деятельности. Эффективная адаптация достигается индивидом за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий, иллюзии «растворения в массе».

Процесс индивидуализации порождается обостряющимися противоречиями между результатами первой фазы «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации. Индивид вынужден искать способы для достижения своей цели, то есть персонализации, мобилизовать для этого все внутренние ресурсы.

Для формирования устойчивой структуры личности необходимо многократное воспроизведение успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции, что и происходит на протяжении жизни человека, так как он входит не в одну, а во многие группы.

Закономерности, открытые и изученные А.В. Петровским, могут рассматриваться как характерные не только для периодов детства и ранней юности, но и для последующего возрастного развития и могут стать основой для периодизации всего развития личности.

С точки зрения развития личности интерес представляют работы В.А. Петровского, который ввел понятие неадаптивности. Это понятие теряет свойственный ему смысл болезненных отклонений от «нормы» и рассматривается как феномен роста и развития возможностей человека. Возникает неадаптивная активность субъекта, которая образует ядро развивающейся личности (В.А. Петровский, 1992,1996).

При анализе категорий «адаптивность-неадаптивность» раскрываются тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами в процессе деятельности.

В неофрейдистском направлении адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. Современные психоаналитики широко используют введенные еще 3. Фрейдом понятия «аллопластических» и «аутопластических» изменений и, соответственно, различают две разновидности психологической адаптации:

1. Аллопластическая адаптация достигается теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями.

2. Аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.), с помощью которых она приспосабливается к среде (3. Фрейд, 1992).

Н.И. Сарджвеладзе, изучая личность и ее взаимодействие с социальной средой, выделяет динамические стороны системы «личность-социум», которые представляет в трех ипостасях: модальность, источник и способ взаимодействия (Н.И. Сарджвеладзе, 1989).

Преобразовательная деятельность человека распространяется на межчеловеческие отношения. Возможные варианты социального и внутриличностного взаимодействия по параметру модальной жизнедеятельности отражаются в 4-х динамических тенденциях:

Адаптация к социальному окружению зависит не только от того, как человек определяет ситуацию, а также от эмоциональных состоянии, связанных с адаптированностью. Эти состояния регулируют его поведение и систему межличностных отношений.

Важным вопросом автор считает самоадаптацию, так как происходит формирование социальной и личностной идентичности. Трудности в «делении своей идентичности могут привести к личностным кризисам.

В.В. Фалилеев, изучая вопросы психологической адаптации человека, приходит к следующим выводам:

1. Психологическая адаптация человека происходит благодаря наличию нервной системы.

2. Окружающая среда непосредственно оказывает влияние на эффективность функционирования нервной системы.

В.В. Фалилеев определяет психологическую адаптацию человека как полную, включающую в себя физиологическую, сенсорную, социальную и профессиональную, в основном соединяя существующие точки зрения (В.В. Фалилеев, 1993).

С психологической точки зрения адаптацию и поведение, направленное на её осуществление, изучает А.А. Цахаева. Интерес представляет деление адаптации автором на макро- и микроуровень (адаптация к большой и малой группе), на интро- и эктранаправление (адаптация к образу Я и образу окружающего мира), на экзотерическую и эмпирическую составляющие (к будущей деятельности и реальной сиюминутной реализации адаптивного потенциала) (А.А. Цахаева, 2000, 2002).

Согласно концепции Ж. Пиаже, адаптация и в биологии, и в психологии рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них (обозначенный термином «адаптация» в более узком смысле) обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй процесс изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схему поведения субъекта. Указанные процессы тесно связаны между собой и опосредствуют друг друга. «Точно так же, как нет ассимиляции без аккомодации, так нет и аккомодации без ассимиляции» (Ж. Пиаже, 1969,1997).

По словам Ж. Пиаже, «адаптация обеспечивает равновесие между действием организма на среду и обратным воздействием среды, или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта». В качестве причины и источника адаптации обычно понимается изменение объекта адаптации (природной или социальной среды), либо изменение субъекта адаптации, то есть человека (Ж. Пиаже, 1969).

Как утверждает И.П. Павлов, «правильно понятая идея о приспособлении или целесообразности представляет собой неисчерпаемый источник для различных научных гипотез, служит постоянной научной темой, дает могучий толчок к дальнейшему изучении вопросов о сущности жизненных явлений» (И.П.Павлов, 1951).

Закон адаптации является одним из основных законов жизни. В 1855 году Г. Спенсер определил жизнь как «непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним», а понятие «адаптация» как реальные взаимоотношения организма и среды, характеризующиеся взаимосвязью адаптивных изменений организма и свойств среды, вызвавших эти изменения.

Как показывают исследования, каждый живой организм на любом системно-структурном уровне имеет соответствующие механизмы адаптации. Однако процесс адаптации человека значительно отличается от адаптационных процессов на других уровнях. Жизнедеятельность человека не определяется только биологической адаптацией.

Включая в себя в социально-преобразованном виде все адаптационные процессы, происходящие на биологическом уровне, адаптация человека в то же время имеет присущие только ей механизмы установления определенной степени гармонии с внешней и внутренней средой, выработанные в длительной эволюции антропосоциогенеза.

Положение B.C. Выготского об опосредованном характере высших психических функций человека системой внешних и внутренних средств, знаков, опираясь на которые человек регулирует свое поведение и деятельность и которые он получает в процессе социализации в уже готовом виде или вырабатывает самостоятельно, следует считать основополагающим в данном контексте. Взаимоотношения человека и среды могут регулироваться социально-психологическими средствами, которые включают язык, различные формы общественного сознания, социальных институтов, ролей, общественных норм, стереотипов» и установок, а также общественные и индивидуальные стратегии и приемы адаптации (B.C. Выготский, 1984).

Традиционный подход к понятию «адаптация» выделяет многообразные ее виды, связанные с изменением конкретных ее объектов, а также с качественно специфическими требованиями окружающей индивида среды. Соответственно в названиях видов адаптации непосредственно указывается на объект адаптации: социальная, социально-психологическая, профессиональная, производственная, культурная и т.д. Конкретные исследования, в которых аспекты социальной адаптации получили определенную разработку, можно условно разбить на следующие группы: исследования по адаптации в области образования (Д.А. Андреева, Б.А. Ефимов, Л.М. Ростова, Н.А. Савотина и др.), по производственной адаптации (В.И. Брудный, Т.Н. Вершинина, P.M. Булатов и др.), социально-психологической адаптации (Е.В. Витенберг, Т.В. Снегирева, Н.А. Ощуркоава и др.), социокультурной адаптации (Л.И. Васеха, К.Г. Попов, Л.Л. Шпак и др.), и этнокультурной адаптации (В.Я. Бабенко, Р.Г. Кузеев, А.А. Сусоколов, Л.Л. Шпак и др.).

В научной литературе пока нет четкого, однозначного определения понятия «социальная адаптация», которое бы учитывало сложность и противоречивость этого процесса и раскрывало с социологических, психологических, эргонометрических, профессиональных и культурно-идеологических позиций адаптивную деятельность человека. Исследования различных аспектов социальной адаптации последних 20-ти лет можно разбить на 3 группы:

– исследования по учебной адаптации;

– исследования по производственной адаптации;

– исследования по социально-психологической адаптации.

В социальной адаптации невозможно отделить психологический аспект от социального, поскольку адаптация является комплексным феноменом, даже несмотря на то, что социально-психологическая адаптация рассматривается как один из видов социальной адаптации.

В реальной жизни различные виды адаптации невозможно изолировать друг от друга, они тесно связаны друг с другом. В основе выделения различных видов социальной адаптации в зависимости от объектов адаптации лежит дифференциация способов деятельности человека в социальной среде.

Так, по мнению Л.Л. Шпак, в основе социокультурной адаптации лежат социокультурные различия. Потребность населения в социокультурной адаптации формируется под воздействием миграционных и урбанизационных процессов, а также межнациональных отношений (Л.Л. Шпак, 1991).

Специфика социокультурной адаптации также заключается в том, что она раскрывает свою сущность через культуру и реализуется во взаимодействии субъектов с социокультурной средой. Ее источником можно считать несоответствие устоявшихся привычных форм и способов культурной деятельности человека его новым потребностям. Если говорить об этнокультурной адаптации, то ее особенностью является рассмотрение особенностей адаптации этнических общностей к изменению как природной, так и социальной среды.

Проанализировав научную литературу по проблемам социальной адаптации, мы пришли к выводу, что в научной литературе, в основном, понятие «социальная адаптация» отражает отдельные стороны взаимодействия социальных систем с окружающей их средой, определения социальной адаптации, различные авторы обращают свое внимание на различные аспекты социальной адаптации.

Социальную адаптацию можно отнести также к «. формам и правилам социального приспособления и изменения в поведении индивидов групп в процессе достижения цели или просто сохранения статуса-кво».

Разнообразие определений и их большое количество объясняется важностью изучения адаптации человека вследствие того, что в этом процессе взаимодействуют две сложные системы: личность и среда, представляющая собой мир человеческих общественных отношений, возникший в процессе исторического развития между человеком и внешней природной средой. Личность и среда могут проявляться и как субъект, и как объект воздействия.

Адаптация личности складывается из комплекса под-адаптаций личности к отдельным факторам окружающего мира: адаптации к микро-социальным системам (социально-психологическая адаптация), адаптация к измененным условиям функционирования организма (био-психологическая адаптация), адаптации к вещам, входящим в состав его рабочего места (познавательная или операционная адаптация), адаптация целостной личности к ее внутренней психологической среде (внутриличностная, интраспективная адаптация) и др. С нашей точки зрения, анализ отдельных под-адаптации полезен для понимания механизмов социальной адаптации, хотя данные разграничения являются до некоторой степени условными.

Социальная адаптация является непрерывным процессом реагирования на изменения, происходящие в жизни человека и достаточно трудно отделить друг от друга его отдельные аспекты.

Таким образом, социальную адаптацию можно рассматривать как непрерывный коммуникативный процесс, в котором люди, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с различными структурными элементами социальной среды. При этом целью социальной адаптации является интегрирование личности в сложившуюся систему социальных отношений, что предполагает выработку стереотипов поведения, отражающих систему ценностей и норм, и определяющих поведение в данной культурной группе, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения.

Признавая важность социальной среды в адаптации человека и то влияние, которое она оказывает на формирование личности и ее поведение, многие социологические, культурологические, педагогические и психологические школы определяют понятие «социальной среды» по-разному.

У. Джеймс анализирует социальную среду как детерминанту поведения личности. Социальная среда как детерминанта поведения личности рассматривается также представителями социологической школы Э. Фроммом, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом и др.

Ч. Кули в теории «зеркального Я» считает, что благодаря социальному окружению у личности формируется представление о самом себе. В работах представителей школы символического интеракционизма: Дж. Мида, Т. Ньюкомба, Г. Блумера, Тибо, Келли и др. социальная среда понимается как совокупность ожиданий взаимодействующих индивидов.

В отечественной литературе социальная среда характеризуется двумя группами факторов:

1. как система объективных отношений: в нее включен индивид в процессе выполнения им конкретного вида деятельности, необходимого для функционирования общества в целом;

2. как система межличностных отношений: в ней он непосредственно ее реализует.

В процессе социально-психологической адаптации личности необходимо усвоить конкретную систему социальных норм, сложившихся в данном обществе, реализуя которые в структуре общественных отношений человек осуществляет взаимодействие с обществом. Поэтому нельзя не согласиться с определением, что «социальная среда представляет собой систему объективных отношений, существующих в обществе, в которые индивид должен быть включен в процессе социально-психологической адаптации с целью выполнения конкретного вида деятельности и характеризуется совокупностью социальных норм, которые обуславливают качественное содержание социальной среды» (Н.А. Ощуркова, 1995).

Таким образом, проблему социально-психологической адаптации можно рассматривать как частный случай социальной регуляции поведения человека в целом. Социальная адаптация является непрерывным процессом реагирования на изменения, происходящие в жизни человека. Человек ежедневно сталкивается с изменяющимися условиями жизни, что требует не просто приспособления к ним, но и развитие личности, ее обогащение.

Характерной особенностью процесса социальной адаптации является отсутствие у личности готового способа поведения в результате изменившихся условий его деятельности, внешних или внутренних, вследствие чего возникает необходимость в выработке социальных стандартов, стереотипов, эталонов, совершенно необходимых для его жизнедеятельности. Когда же новая социальная информация противоречит взглядам, установкам, ориентациям личности, изменяющимся непрерывно к условиям жизни, а развития личности, «. являющегося следствием удовлетворения роста, возвышения потребностей, которое (развитие человека) и есть конечный результат и. цель адаптации, то есть под приспособлением человека следует понимать, прежде всего, его развитие» (П.С. Кузнецов, 1991).

Хотелось бы отметить, что важнейшей «особенностью социальной адаптации является ее универсальный, а не узко специализированный характер приспособления, свойственный биосистемам» (Б. Тард, 1987).

«Существуют организмы настолько совершенные, что они даже не жизнеспособны и были бы более жизнеспособны, если бы были менее совершенны. Совершенное приспособление может вредить его гибкости» (Б. Тард, 1987).

Следование по пути идеальной адаптации к конкретным условиям постепенно приводит к утрате навыков, приемов, физиологических предпосылок для быстрой адаптации. Универсальные же механизмы позволяют обеспечить удовлетворительной функционирование адаптивной системы в широком диапазоне влияния среды.

Невозможно не согласиться с А.Б. Георгиевским, который считает, что «. адаптация не носит абсолютного характера, она проявляется как тенденция к установлению определенной степени гармонии с внешней и внутренней средой. Эта тенденция, заключающаяся в объективной невозможности достижения абсолютной гармонии, является источником бесконечного процесса развития материальных систем» (А.Б. Георгиевский, 1989).

Таким образом, всеобщее свойство адаптивности предоставляет человеку абстрактную возможность приспособиться к социальным отношениям, освоиться в измененной социокультурной среде. В то же время индивидуальность каждого человека реализуется в непосредственной адаптации, отражающей весь комплекс ее социально обусловленных характеристик.

Учитывая вышесказанное, можно составить следующий алгоритм понятия «социальная адаптация»:

– процесс приспособления человека;

– процесс приспособления человека к новой социальной среде.

Таким образом, изучение психолого-педагогических исследований и собственные наблюдения позволяют нам констатировать, что в различных возрастных периодах отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех психофизиологических системах организма ребенка, которые определяют успех социальной адаптации.

В педагогике понятие социальная адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема. Н.М. Аксарина, рассматривая проблемы адаптации детей раннего возраста, подчеркивает, что характер поведения детей в первые дни их пребывания в новой среде зависит от индивидуальных особенностей ребенка, что влияет на общение детей со взрослыми и сверстниками и на отношение детей к различным видам деятельности. Большую роль автор отводит предшествующему опыту личности ребенка. Дошкольники, которые имеют опыт общения с окружающими взрослыми и сверстниками, получившие много разнообразных впечатлений, адаптируются быстрее. Кроме того, на характер адаптации влияет уровень физического, психического развития, состояние здоровья адаптантов, индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности. Опираясь на учение И.П. Павлова, автор отмечает, что при социальной адаптации нейрофизиологическую основу представляет выработка условных реакций по принципу динамического стереотипа. Качество и количество условных связей, формирующихся в виде динамических стереотипов, зависит от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; перестраивание динамического стереотипа зависит от силы нервных процессов, подвижности и уравновешенности (Н.М. Аксарина, 1974).

Дети, относящиеся к сильному уравновешенному типу, гораздо быстрее адаптируются в новой среде, нежели дети с типологической направленностью к слабому типу. На характер адаптации также влияет и уровень психического развития ребенка. Чем выше уровень развития познавательных процессов, способности к общению, тем быстрее ребенок адаптируется в новой среде (Б.Г. Ананьев, 1960).

Я.Л. Коломинский, в ходе исследования выделяет следующие типы отношений: устойчиво-положительные, неустойчиво-положительные, пассивно-положительные, пассивно-отрицательные. Однако наиболее благоприятным является устойчиво-положительный тип общения, который способствует эмоциональному благополучию детей, уверенности в своих возможностях, развитию способностей и т.д. (Я.Л. Коломинский, 1984).

О влиянии окружающих на процесс социальной адаптации указывал А.В. Запорожец (1986). Сотрудничество и общение со взрослыми и сверстниками в процессе организованной деятельности способствует развитию эмоциональных переживаний и социальных мотивов ребенка. Поэтому знание воспитателем содержания потребностей ребенка в общении, в разнообразной деятельности способствует определению педагогических мер воздействия на ребенка в ходе социальной адаптации.

На процесс социальной адаптации ребенка огромное влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.

Нельзя не отметить важность личностно ориентированного подхода к ребенку в процессе успешной социальной адаптации. В отечественной и зарубежной педагогике накоплен большой материал о педагогических условиях развития ребенка в различных видах деятельности (Б.З. Вульфов, 1987). Исследователи подчеркивают, что личность ребенка формируется в деятельности, которая способствует. накоплению знаний об окружающей действительности, развитию социальных эмоций, формированию адекватного отношения к предметному и социальному миру и к себе. Участие в разнообразных видах деятельности ребенка оказывает влияние на развитие всех психических процессов, тем самым способствует эффективной социальной адаптации.

Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения. Если социально-психологические условия коллектива соответствуют направленности личности ребенка, то благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге будет способствовать быстрой адаптации ребенка, но, если нормы групповой морали не соответствуют компонентам социально-психологической структуры личности, то возникает состояние психологического дискомфорта. Через контакты со сверстниками у ребенка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других, что является необходимым условием адаптации личности в группе, в обществе в целом (Я.Л. Коломинский, 1984).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что социальную адаптацию часто пытаются рассматривать в рамках социализации. Поэтому важным, на наш взгляд, в изучении социальной адаптации является различение понятий «социальная адаптация» и «социализация» и сущности этих явлений.

Адаптация индивида к среде и развитие его личности являются процессами, которые находятся в сложной взаимосвязи и взаимообусловленности. Связующим звеном категорий «адаптация» и «развитие личности» является понятие социализации. И.С. Кон трактует социализацию как усвоение индивидом социальных норм (И.С. Кон, 1989).

В работах Б.Д. Парыгина социализация определяется как вхождение индивида в социальную систему; приспособление и освоение социальных функций (Б.Д. Парыгин, 1971).

Тенденция социальной типизации состоит в том, что общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы (этнические, групповые, классовые, профессиональные и др.), которые выступают в качестве образцов ролевого поведения и усваиваются личностью в процессе её вхождения в социальную среду, в систему социальных отношений. Составляющими тенденции социальной типизации выступают процессы адаптации и интеграции человека в обществе.

Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе (тенденция автономизации). Следствием этой тенденции является изменение как самой личности, так и всего общества. Эта тенденция обнаруживает себя в процессе саморазвития и самореализации личности, в ходе которых происходит не только актуализация имеющегося опыта, но и создание нового, в том числе и личного, индивидуального опыта (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997).

Социальная адаптация индивида как постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной среды является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности.

Проведя анализ процессов социализации и адаптации с социально-философской точки зрения, мы пришли к выводу, что личность в ходе социальной адаптадии участвует в двуедином процессе: подвергается воздействию социальной среды и активно изменяет саму среду.

Социализация создает предпосылки социальной адаптации. В процессе социализации человек присваивает социальный опыт и переносит, передает его. Общество и индивид являются активными участниками социализации. Однако общество играет более важную роль, так как оно стремится передать те компоненты социального опыта, которые наиболее значимы для его функционирования и дальнейшего развития.

Нельзя отождествлять социализацию и социальную адаптацию. Термин «социализация» более позднего происхождения, чем социальная адаптация и выражает процесс становления личности. Сравнивая понятия «адаптация» и «социализация», И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов, подчеркивая двусторонний характер социализации, определяют социализацию как «. единство процессов адаптации личности к обществу и ее саморазвития и самореализации» (И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов, 1997).

Одним из феноменов социализации также репрезентированным в науке в последние десятилетия, выступает событийная общность, характеристика которой дана В.И. Слободчиковым. Термин «событие» отражает живую общность, сплетение и взаимосвязь двух жизней, их внутреннее единство и внешнюю противопоставляемость. Смена форм событийной общности, характер другого (других), входящего в общность, их совместное бытие, определяют путь, ступени и конкретные облики становящейся субъективности на разных этапах онтогенеза. Именно событие, с точки зрения В.И. Слободчикова, определяет подлинную ситуацию развития, где впервые зарождаются специфические человеческие способности, «функциональные органы» субъективности (во всех ее измерениях), позволяющие человеку однажды действительно самому «стать в практическое отношение» к своей жизнедеятельности.

А.П. Растигеев считает мировоззрение важным фактором социальной адаптации личности, так как оно определяет самосознание и рефлексию личности, ее оценки и самооценки. С точки зрения автора, следует выделить три стадии адаптации:

первая стадия адаптации связана с усвоением норм, принципов и символов того коллектива, к которому адаптируются;

третья стадия воспитывает идеалы и ценностные ориентации. Соответственно стадиям распределяют 3 типа адаптации: низкий, средний, высокий.

Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод, что, несмотря на большое количество работ по философии, медицине, психологии, педагогике по данному вопросу, исследование проблемы социальной адаптации ребенка, находящегося на лечении в условиях детского санатория, оказался не изученным. Формирование социально адаптированной личности требует организации научного руководства данным процессом в условиях детского учреждения, учета возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, организации положительного эмоционального общения в группе, осуществления индивидуального подхода, а значит, создания воспитательной среды, отвечающей потребностям ребенка, насыщения образовательного процесса различными видами деятельности, моделирующими способы поведения ребенка в различных ситуациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *