что означает средняя концентрация аромата
Концентрация парфюма – в чем разница и что лучше
Мир современной парфюмерии настолько разнообразен и привлекателен, что многие женщины теряются при выборе. Попробуем разобраться в градации парфюмерии по концентрации. Это поможет понять, чем отличаются между собой и что лучше – духи, туалетная вода, парфюмерная вода и одеколон. Что важно знать и на что влияет концентрация?
Состав парфюмерии
Все парфюмерные средства состоят из одинаковых компонентов: спирта, воды и парфюмерной композиции. Концентрация объема – количество парфюмерной композиции, добавленной на единицу объема флакона. Чем больший процент добавили производители, тем выше концентрация конечного продукта. Рассмотрим в таблице, какой % душистых компонентов имеют разные виды парфюмов.
Название | Процент душистых веществ | Маркировка | Крепость спирта |
Одеколон | Европа – 3%-5% США – 12%-15% | EDC, Eau de Cologne | 70% |
Туалетная вода | 4-10% | EDT, Eau de Toilette | 85% |
Парфюмерная вода | 10-20% | EDP, Eau de Parfum, Parfume de Toilette | 90% |
Духи | 25-30% | Extrait, Parfum, PARF | 90% |
Одеколон
Eau de Cologne находится на самой «низкой» ступени по степени содержания душистых веществ. Если у вас одеколон ассоциируется с брутальным «Шипром», вы глубоко заблуждаетесь.
Изначально этот продукт появился как облегченная версия женских известных ароматов после парфюмерной революции в конце 19 века. Тогда парфюмеры начали использовать синтетические ингредиенты, что позволило в разы снизить себестоимость ароматов.
Воодушевленные ростом спроса производители стали выпускать легкие версии лучших парфюмов с концентрацией до 5%. При этом основная формула в аромате осталась прежней. Сегодня одеколоны уступают прочим видам парфюмерии лишь стойкостью, но для лета это может быть самым оптимальным вариантом.
Туалетная вода
Когда-то туалетная вода была единственным бюджетным средством, которые могли позволить себе женщины, чтобы хорошо пахнуть. Концентрация душистых компонентов Eau de Toilette редко превышает 10%, но многие именитые бренды предпочитают выпускать продукцию именно в этой форме. Особенно она ценится за легкость, ненавязчивость, приемлемую стоимость. Выпускается в разных объемах: от 30 до 100 мл.
К минусам можно отнести невысокую стойкость. Этот недостаток легко исправить, если приобрести флакон небольшого объема и держать его при себе в дамской сумочке. Кстати, поддерживать аромат туалетной воды можно дезодорантами, кремами для тела, лосьонами и недорогими уходовыми средствами с более низкой концентрацией парфюмерной композиции.
Парфюмерная вода
Продукт с самым оптимальным сочетанием цены и качества. Парфюмерная вода – промежуточный вариант между духами и туалетной водой. Концентрация до 20%. Некоторые производители предпочитают выпускать именно такой вид парфюмерии, постепенно заменяя традиционные духи.
Достоинства Eau de Parfum:
По качеству парфюмерная вода максимально приближена к духам, но пользоваться проще за счет пульверизатора, а небольшой флакон удобно носить с собой.
От туалетной воды парфюмерная отличается стойкостью: если первая держится всего 2-3 часа, то Parfum de Toilette остается на коже до 5 часов.
Еще одно важное отличие – в изначальной формуле. Туалетная вода может принципиально отличаться от парфюмерной воды, и звучать по-новому, если концентрацию сделать насыщенной. Скажем, аромат, который в виде туалетной воды звучит как легкий цитрусовый микс, в парфюмерной воде может раскрыться иначе: цитрусово-шипровый ансамбль уйдет на второй план, а на первом плане окажутся цветочные ноты.
Настоящие драгоценности в мире парфюмерии. Изначально все ароматы выпускались в виде духов, а позже парфюмеры стали разбавлять экстракты, уменьшая концентрацию. Первой от разбавленных духов в свое время появилась туалетная вода.
Духи – не просто самая дорогая продукция, но и самая концентрированная – количество душистых веществ в них составляет 20-30%. Отличие экстрактов в плотности аромата и стойкости – он медленно раскрывается, но долго держится. Бывает, что одна капля, нанесенная на запястье, чувствуется несколько дней подряд.
Extrait не выпускают в больших флаконах – редко, когда объем пузырька превышает 15 мл. Цена духов на порядок выше остальных видов парфюмерии, они считаются самой дорогой продукцией в индустрии ароматов. Хотя многие современные женщины предпочитают духам парфюмерную воду. Она более универсальна в использовании и аромат не столь активный.
Прочие виды концентраций
Сегодня появляется все больше так называемой «побочной» продукции, которую производители выпускают в качестве альтернативы привычным парфюмам:
Производители парфюмерии постоянно расширяют линейку легких продуктов, стараясь максимально предугадать желания клиентов. Найти средство для ухода можно для любого выхода из дома: на пляж, занятия спорта, для работы в офисе и выхода в свет, и быть всегда окруженным ореолом любимого запаха.
Стойкость и концентрация: зависят ли друг от друга?
Принято считать, что чем выше концентрация, тем интенсивнее действует парфюм и выше стойкость. Но есть и другая точка зрения. Химики утверждают, что главное – не количество душистых веществ, а химический состав ингредиентов, которые парфюмеры используют для создания аромата.
Каждый элемент парфюмерной композиции уникален и вносит свой вклад в запах. Бергамот испаряется быстрее, роза держится чуть дольше, ванильные ноты и мускус оставляют долгое «послевкусие» на коже. Важную роль играет баланс ингредиентов: если создатель «перебарщивает» с отдельными компонентами, парфюм пахнет резко и отталкивает. И напротив, гармоничный ансамбль даже при низкой концентрации может быть нежным и благородным.
Помимо этого, нельзя не учитывать и индивидуальную восприимчивость человека. Влияние на стойкость всегда может оказать:
В любом случае, не стоит пытаться компенсировать количество качеством. Лучше носить флакон с любимым запахом с собой, пользоваться средствами с низкой концентрацией, чтобы время от времени подправлять его «ауру».
Подведем итоги. В большинстве случаев именно концентрация становится ориентиром при выборе аромата. Но, стоит понимать, количество душистых веществ во флаконе – далеко не всегда гарантия, что аромат придется вам по вкусу.
Подбирайте запахи под себя, смотрите, чтобы аромат был гармоничным и приятным, прислушивайтесь к сердцу и покупайте в магазинах, которым доверяете. Рано или поздно вы найдете свой аромат и обязательно почувствуете наслаждение от мира приятных запахов.
Концентрация в парфюмерии
При выборе аромата мы ожидаем от него стойкости и насыщенного звучания в течение длительного времени, наивно полагая, что эти свойства зависят от концентрации самого парфюма. Действительно, духи — это раствор душистой композиции в этаноле (спирте) или смеси воды и этанола. Казалось бы, чем выше процент растворенных ароматических веществ, тем больше стойкость и интенсивность аромата. Однако не все так просто.
На самом деле стойкость зависит от летучести компонентов, которые входят в душистый концентрат. Например, эфирное масло бергамота, как в чистом виде, так и в виде однопроцентного раствора, испаряется всего за несколько минут. Поэтому если в композиции содержатся лишь легколетучие компоненты, то независимо от концентрации, парфюм будет отличаться невысокой стойкостью.
Кроме того, в линейке одного аромата в различной концентрации (одеколон, туалетная вода, парфюмированная вода, концентрированные духи) продукты различаются не только процентом ввода душистого концентрата, но и собственно формулами с различным балансом летучих компонентов. Именно поэтому, можно любить духи Guerlain Shalimar, но ненавидеть туалетную воду Guerlain Shalimar Eau de Toilette. Например, туалетная вода Chanel Cristalle — яркий цитрусовый шипр, а парфюмерная вода Chanel Cristalle — цветочный шипр с нотами жимолости. В парфюмерии ароматы классифицируют по нескольким основным категориям, которые мы приводим ниже.
Extrait de Parfum
Это чистый парфюм, экстракт или духи с концентрацией душистых веществ от 20 до 40%. Другие распространённые названия этой концентрации: Parfum, Perfume, Pure Perfume. По данным Международной парфюмерной ассоциации IFRA, основанной в 1973 году, стандартная концентрация в парфюмах более близка к 20%, чем к 40%. Продукты в формате Extrait de Parfum выпускаются в небольших флаконах и стоят очень дорого, поэтому встречаются все реже и реже.
Женские духи Christian Dior Miss Dior Extrait de Parfum
Благодаря высокому содержанию душистых веществ, духи «сидят» ближе к телу и длятся дольше в сравнении с другими формами, содержащими больше спирта, который распространяет аромат при испарении с кожи. Extrait de Parfum является самой драгоценной версией аромата, поэтому при его создании используются лучшие парфюмерные материалы. В наши дни экстра-версии ароматов выпускаются чаще всего лимитированными изданиями, и их трудно найти.
Eau de Cologne
Ароматы в концентрации Eau de Cologne (EdC) появились в конце XIX века после начала использования синтетических веществ в парфюмерии. Бренды стали предлагать легкие версии своих популярных парфюмов, чтобы сделать их стоимость демократичной и увеличить объем продукта. Концентрация душистых компонентов в Eau de Cologne составляет около 5%, а их формулы содержат больше ярких верхних нот. Только не путайте этот формат с так называемой Кельнской водой Eau de Cologne, изготовленной по традиционному рецепту с использованием цитрусовых и травяных нот, которая на самом деле является товарным знаком и образует собственную категорию.
Ароматы в концентрации Eau de Cologne
Eau de Toilette
Концентрация ароматических компонентов в Eau de Toilette (EdT) варьирует от 5% до 15% и представляет собой проверенную временем форму аромата для тех, кто не может себе позволить драгоценный экстракт, или духи. Туалетная вода предназначена для применения в повседневной жизни, в то время как Extrait de Parfum используется в качестве вечернего варианта. Если аромат выходит в нескольких концентрациях, то, скорее всего, Eau de Toilette будет более свежей, с акцентом на верхние ноты.
Eau de Parfum
Сегодня концентрация Eau de Parfum (EdP) считается самой распространенной и зачастую самой высокой формой аромата, особенно в широкой продаже в магазинах. Парфюмерная вода появилась в 1980-е годы, когда были модными яркие, агрессивные, издалека заявляющие о себе ароматы. На смену флаконам-сплэшам и привычке наносить парфюм по капельке пришли флаконы с распылителями, которые обильно «поливали» своих владельцев согласно модным тенденциям.
Аромат Chanel Coco в разной концетрации
Perfume Mist, Eau Parfumee, Voile de Parfum, Brume de Parfum, Eau de Fraiche, Eau Sans Alcohol
Форматы Perfume Mist, Eau Parfumee, Eau de Fraiche, Voile de Parfum, Brume de Parfum, Eau Sans Alcohol являются самыми легкими версиями женских ароматов. Содержание душистого концентрата в композиции варьируется в пределах 1-3%, причем в качестве растворителя не используется спирт. Производители были вынуждены создать бесспиртовые композиции, чтобы уберечь покупателей от попадания в глаза, например, при распылении дымки для волос, и предоставить возможность носить любимые ароматы на пляже.
Продукция марки Balmain
Часто парфюмерные дома приписывают своим парфюмам различные «приставки», чем изрядно усложняют определение классификации ароматов. В 2013 году Lancome представил аромат La Vie Est Belle EdP Legere, который впоследствии использовали другие бренды: Nina Ricci, Lacoste, Cartier. Возникает вопрос, зачем нужна легкая парфюмерная вода, если существует туалетная вода? Оказывается, ответ прост: маркируя аромат как EdP, бренды могут обойти ограничения, наложенные IFRA на допустимый предел душистых компонентов для EdT. Согласно закону бренды обязаны маркировать свою продукцию EdC, EdT, EdP или Parfum, но так как четких критериев определения нет, фирмы используют подобные ярлыки по своему усмотрению. Добавление ярлыков, таких как EdP Legere, EdP Florale, EdP Intense или EdP Fraiche, ничего не меняет — это все равно парфюмерная вода в соответствии с требованиями IFRA.
Женские духи Lancome La Vie Est Belle L Eau de Parfum Legere
Многие покупатели выбирают аромат, ориентируясь на концентрацию, и забывают, что стойкость и интенсивность звучания также связана с личной чувствительностью к конкретным компонентам и вызываемым ассоциациями. Поэтому лучше довериться собственным ощущениям, а не надписям на коробке парфюма.
Концентрация парфюмерии, духов, одеколонов.
При выборе парфюмерии, духов, одеколонов люди часто не задумываются о таком понятии как «Концентрация духов». А между тем, от концентрации зависит стойкость аромата, его воспринимаемость, его стоимость и т.д. Потребители часто путают понятия и называют любые духи: «Туалетная вода», «Парфюм». А всю мужскую парфюмерию словом «одеколон». В этой статье мы расскажем об отличиях в концентрации парфюмерии и Вы научитесь их отличать друг от друга.
Самый важный параметр, который отличает композиции по концентрации это процент содержания парфюмерного масла в общем объеме парфюма. Соответственно содержанию масла распределяется и стойкость композиции на теле/одежде.
Eau fraîche (Родниковая вода, Fresh water, Освежающая вода)
Средняя стойкость — 2 часа
Достаточно редкий вид духов. Такая концентрация парфюмерного масла применяется во всевозможных косметических средствах: шампунях, гелях для душа, дезодорантах, освежителях и т.д. Стойкость достаточно низкая, но для этого типа парфюмерной продукции это не основное качество. Такие композиции подходят для тех, кто не любит сильные, резкие, душащие концентрации, имеющие аллергические реакции на компоненты духов и т.д. Так же плюсом Eau fraîche будет низкая цена и доступность. Например у хита Эсцентрик Молекула есть гель для душа Escentric Molecules Escentric 03.
Eau de Cologne (EDC) Одеколон
Средняя стойкость — 2-3 часа
Кёльнская вода, Колонь, Cologne — по разному называют эту разновидность парфюмерии. По распространенности заметно выигрывает у Eau fraîche. В виду своей небольшой стойкости, одеколоны подходят для утреннего и дневного нанесения. Такая концентрация не будет отвлекать носителя и его окружение от рабочего процесса, не будет «душить». Среди одеколонов встречаются как недорогие виды, так и шедевры и уникальные композиции. Одними из лучших духов в этой концентрации выпускаются парфюмерной компанией Джо Малон (Jo Malone).
Eau de Toilette (EDT) Туалетная вода
Средняя стойкость — 2-3 часа
Более стойкая концентрация, по сравнению с одеколоном. Наиболее распространенная форма выпуска парфюмерии класса «масс-маркет». За счет своей универсальности снискала себе любовь потребителей всего мира. Позволяет использовать несколько видов духов в течении дня. Например: утром свежие, цветочные композиции, ближе к вечеру древесные, восточные. Многие представители селективной парфюмерии выпускают парфюмерию в концентрации Eau de Toilette. Например такие знаменитые как Артизан и Том Форд.
Eau de Perfume (EDP) Парфюмерная вода
Средняя стойкость — 4-5 часов
Для селективной и нишевой парфюмерии, концентрация EDP является стандартом «де факто». Такие духи имеют оптимальное соотношение стойкости, концентрации и стоимости. Стоят немного дороже парфюма концентрации EDT, то значительно превосходят в насыщенности, богатстве вкуса, величине оставляемого шлейфа. Практически вся линейка духов Монталь, Крид, Амуаж и, конечно, Эсцентрик Молекула представлены именно этой концентрацией — Eau de Perfume
Perfume Парфюм
Средняя стойкость — 6-8 часов
Самая насыщенная концентрация из всех серийно выпускаемых духов. Отличается исключительной стойкостью, обширным ароматом и высокой стоимостью. Из-за своей цены достаточно мало распространенный вид парфюма, но именно эта концентрация имеет право именоваться словом «Парфюм».
Конечно существуют и другие виды концентраций, но они имеют небольшое распространение и здесь не упоминаются в виду незначительности.
Концентрация духов: значение процентов в ароматных композициях
Концентрация духов обозначает концентрацию ароматических веществ в растворе, в роли которого обычно выступает этанол или смесь воды и этанола. Хотя существуют четкие рекомендации по концентрации ароматических веществ, разные парфюмерные бренды выпускают духи с различной концентрацией, тем самым усложняя классификацию парфюмерной продукции. Всего же в парфюмерной индустрии существует три основных категории ароматов и множество побочных концентраций.
Extrait de Parfum: чистый парфюм или духи
Самая большая концентрация ароматических веществ, составляющая от 15 до 40%. Согласно данным IFRA (международной ассоциации по душистым веществам), обычно концентрация ароматических веществ ближе к 20% чем к 40%.
Духи выпускаются в очень маленьком флаконе и, как правило, стоят достаточно дорого. Высокая концентрация означает стойкость аромата – духи гораздо дольше остаются на коже, хотя и звучат приглушенно (в особенности это характерно для классических духов типа Guerlain Mitsouko или Guerlain Shalimar).
Исторически все ароматы выпускались в концентрации Extrait de Parfum: парфюмеры смешивали ароматические вещества, проверяя конечное звучание аромата, а затем разбавляли смесь, добиваясь меньшей концентрации.
Eau de Toilette (EDT): туалетная вода
Концентрация ароматических веществ от 5 до 15%. Исторически туалетная вода была более «бюджетной» версией духов – для тех, кто не мог позволить себе дорогостоящий парфюм. Впрочем, с течением времени популярность туалетной воды оказалась едва ли не больше популярности оригинальных духов – парфюмерные бренды начали выпускать туалетную воду во флаконах разного объема, облегчая выбор, а удобная конструкция флакона с распылителем позволила пользоваться туалетной водой даже на ходу, что для современных женщин оказалось немаловажным фактором.
Если Extrait de Parfum предназначен для вечера, то более легкая версия аромата туалетной воды идеально подходит для дня.
Eau de Parfum (EDP): парфюмированная вода
Некоторые ароматы могут быть совершенно разными по звучанию в разных концентрациях. Так, например, туалетная вода Chanel Cristalle – яркий цитрусовый аромат с легкой шипровой базой, а парфюмированная вода – насыщенный цветочно-шипровый аромат с ярко выраженной нотой жимолости. Аромат Yves Saint Laurent Paris более пудровый и свежий в концентрации туалетной воды, но гораздо слаще и интенсивней в концентрации парфюмированной воды.
В редких случаях разная концентрация фактически означает совершенно разные ароматы. В ситуации с ароматом Rykiel Women (Not for Men!), например, туалетная вода – яркий и сладкий фруктово-цветочный аромат, а парфюмированная вода – совершенно иной, чувственный мускусный аромат с аккордами кожи.
Прочие концентрации ароматов
Помимо трех основных категорий, существует множество различных концентраций, превращающих классификацию ароматов в непростую задачу.
Так, например, некоторые парфюмерные бренды вместо понятия Eau de Parfum используют понятие Parfum de Toilette (PDT) – это та же самая парфюмированная вода, может быть, с немного большей концентрацией ароматических веществ (порядка 20%) и более стойкая. В восьмидесятые годы таким термином пользовался дом Guerlain, в девяностых отказавшийся от обозначения Parfum de Toilette (PDT) в пользу стандартного термина Eau de Parfum.
Нечто среднее между духами и парфюмированной водой, Esprit de Parfum содержит почти 30% ароматических веществ. В основном термин Esprit de Parfum использовался домом Christian Dior в восьмидесятые годы XX века.
Так, знаменитый Dior Poison изначально выпускался в концентрации Eau de Cologne и Esprit de Parfum (помимо, разумеется, собственно духов), и лишь затем дом Dior отказался от этих версий в пользу стандартных – туалетной воды и парфюмированной воды.
Perfume Mist, Brume de Parfum, Voile de Parfum, Eau Parfumee, Eau Sans Alcohol (или «парфюмированная дымка») – самая легкая разновидность парфюмерных продуктов.
Концентрация ароматических веществ составляет не больше 3-8%, а в качестве растворителя обычно не используется спирт. Появление такой концентрации исторически было обусловлено двумя причинами.
Во-первых, производители вынуждены были отказаться от спиртов, чтобы исключить побочные эффекты при попадании парфюмированной дымки в глаза (а такие продукты используются и для придания приятного аромата волосам, и как отдушка для тела). Во-вторых, в девяностых, с ростом популярности гипоаллергенных косметических и парфюмерных продуктов, парфюмерные бренды вынуждены были предложить не фототоксичные версии своих ароматов, которые можно было бы носить, к примеру, на пляже под открытым солнцем.
Некоторые ароматы специально были созданы именно для такой цели – например, Dior Bronze Sweet Sun, изначально выпущенный в концентрации Eau de Bienfait и вошедший в линию солнцезащитной косметики Dior Bronze.
Обозначения концентрации в парфюмерии и как их понимать
Мы привыкли считать, что стойкость и интенсивность аромата зависят от концентрации, указанной производителем. Однако это одно из самых распространённых парфюмерных заблуждений, поэтому сегодня мы постараемся подробно рассказать, что такое концентрация ароматной композиции и на что она влияет (или нет).
Вся парфюмерная продукция, предназначенная для личного использования, разделяется по признаку концентрации душистых веществ в растворителе (душистые вещества или концентрат — это совокупность ингредиентов, составляющих формулу ароматной композиции; растворитель — чаще всего спирт и вода). Французская и российская классификация (ГОСТ Р 51578-2000) пересекаются между собой, но также имеют существенные различия.
Маркировкой Parfum (Pure Perfume, Extrait de Parfum) обозначаются парфюмерные продукты с наиболее высоким содержанием душистых веществ. Согласно западному стандарту, ароматы этой группы могут содержать от 15% до 40% душистых веществ. В российской классификации существуют следующие градации: концентрированные духи (содержание душистых веществ — не менее 30%), духи группы «Экстра» (не менее 15%), духи (не менее 10% парфюмерного концентрата). Продукция с маркировкой «Perfume» считается наиболее интенсивной и стойкой по сравнению с остальными.
В последние годы наиболее распространённой стала концентрация Eau de Parfum. Согласно французской классификации, парфюмерная вода содержит от 10% до 20% парфюмерного концентрата. Российский ГОСТ предусматривает для парфюмерной воды концентрацию не менее 10%.
Eau de Toilette содержит от 5% до 12% душистых веществ. Согласно же отечественной документации, их количество в туалетной воде не может быть менее 4%.
Eau de Cologne лишь изначально был цитрусовой кёльнской водой с низким показателем стойкости ввиду специфики составляющих формулы. Теперь одеколонами называют парфюмерные продукты с характерным для жанра цитрусово-ароматическим звучанием и низким содержанием душистых веществ (3-5% по французской классификации и не менее 1,5% — по российской).
В российском классификаторе также существует парфюмерный продукт «душистая вода». Согласно ГОСТу, она не может содержать менее 1% душистых веществ.
Однако, помимо классических терминов, производители предлагают множество новых, не указанных в официальных классификаторах. Так, мы можем встретить ароматы с концентрациями Fragrant Mist, Eau Fraîche, Cologne Intense, Parfum Absolue, Souffle de Parfum, Parfum Légère и т.д.. Они не имеют соответствий в парфюмерном классификаторе, но им можно подобрать условные. Fragrant Mist и Eau Fraîche больше всего похожи на одеколоны; Cologne Intense, скорее, — туалетная вода; Parfum Absolue — парфюмерная вода, достигающая верхних пределов данной концентрации; а Souffle de Parfum и Parfum Légère — парфюмерные воды с концентрацией, близкой к Eau de Toilette.
Подобные гибриды появились лишь благодаря тому, что маркировка концентрации не имеет никакого отношения ни к стойкости композиции, ни к её шлейфу. Интенсивность аромата зависит от ключевых элементов его формулы, а не от того, написано на упаковке Parfum или же Eau de Toilette. От ингредиентов композиции зависит также стойкость и шлейф. Например, можно составить композицию, содержащую 100% цитрусовых элементов. И тогда, даже если развести её в концентрации 50% (что соответствует самым крепким духам), она не будет держаться дольше положенного ей срока — цитрусы испаряются в среднем за десяток минут. С другой стороны, можно составить аромат, содержащий 100% изобутилхинолина и развести его в концентрации 2% (а это концентрация, официально приписываемая лёгкому одеколону), но стойкость и шлейф будут обеспечены значительные. Концентрация парфюмерного продукта влияет лишь на характер композиции, поскольку некоторые виды сырья могут изменять свои ольфакторные свойства в зависимости от степени разведения в растворителе. Ярким примером может послужить индол, который при многократном разбавлении обнаруживает нежный аромат жасмина.
При создании аромата парфюмер составляет эскизы в нескольких массовых концентрациях, а затем, оценив эстетическую ценность каждого из них, выбирает наиболее подходящий, а также соответствующую ему парфюмерную концентрацию для нанесения на этикетку.