что означает статус ранее учтенный на публичной кадастровой карте
Что такое ранее учтенный земельный участок?
Земельным участком признают определенную территорию с границами. Но не все участки их имеют. Информация об участках находится в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). По сведениям, земельные участки могут быть учтенные, архивные, ранее учтенные, аннулированные.
Статус земельного участка «ранее учтенный» имеют земельные территории, права на которые были зарегистрированы до марта 2008 года. Также к данной категории относятся площади, поставленные на учет до начала действия закона «О государственном кадастре недвижимости» в июле 2007 года. Сведения о таких участках хранятся в объемах, которые были указаны в документах при передаче его собственнику. Нередки случаи, когда при наличии правоустанавливающих документов на участок, информация в ЕГРН о нем отсутствует. Для исправления ситуации достаточно будет обратиться любому лицу с заявлением о внесении сведений, и специалисты Росреестра внесут все необходимые сведения о нем. Для этого к заявлению нужно приложить подтверждающие документы о праве владения землей. Документы, которые могут доказать права владения:
— Свидетельство о праве собственности или праве бессрочного пользования участком;
— Государственный акт, доказывающий право собственности или бессрочного пользования участком граждан, организаций, учреждений или фермерских хозяйств;
— Решение местных властей о выдаче земельного участка для владения гражданину;
— Договор аренды на участок.
Также могут быть поданы и другие документы, способные подтвердить право на владение участком.
Границ участка не будет, если он не подвергался межеванию. Для внесения таких данных придется провести кадастровые работы с участком. Зачем это нужно? Дело в том, что, если границы не установлены, то есть риск незаконного захвата территории и пользования участка лицом, не имеющим на это права. Кроме того, некорректное определение границ влечет за собой неверный расчет земельного налога и других выплат.
Межевание проводится кадастровыми инженерами. Они выезжают на место и определяют точные границы участка. При этом обязательно учитываются смежные наделы и их параметры. По итогам проведения работ подготавливается межевой план и акт согласования с соседними земельными участками, а данные вносятся в ЕГРН.
Обращаем Ваше внимание, что ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» помимо основных видов деятельности оказывает платные услуги, которые будут осуществляться в режиме «Единого окна», в том числе подготовка межевых планов. В учреждении работают опытные кадастровые инженеры, которые выполнят любую кадастровую работу качественно и своевременно.
Выписка из ЕГРН. На что стоит обратить внимание?
Галина 27 июля 2021 года, 08:57 просмотров: 2130
Добрый день. Первый раз заказали выписку из ЕГРН на свою недвижимость. На какую информацию стоит обратить внимание, что важно проверить?
Хотелось бы еще рассказать о том, на что еще стоит обратить внимание при получении выписки из ЕГРН.
Второе, статус сведений. Если статус сведений «актуальные», или «актуальные, учтенные» — данные кадастрового учета действительны и ваши права зарегистрированы.
Если стоит пометка «актуальные, ранее учтенные» — это означает, что этот объект оформлялся еще до 2008 года.
Третье, это ограничение прав и обременение. Здесь в данной строке содержатся сведений об обременения и других ограничений на вашу недвижимость. Более подробно в нашей статье: «Какое обременение может быть наложено на недвижимость».
Граждане интересуют что значат те или иные записи, например запись «Сведения о назначении имеют статус «Актуальные незасвидетельствованные» или «Жилой дом без разрешительной документации».
Мы связались со специалистами Росреестра, они сообщили, что в связи с обновлением программы ФГИС ЕГРН в выписках ЕГРН выходят некорректные данные в части особых отметок. На такие записи не стоит обращать внимания. В случае, если они влияют на сделку в банке, например, то необходимо написать обращение в Росреестр в свободной форме.
Как определить, требуют ли уточнение границы Вашего земельного участка?
Александр, Оренбургская область 31 октября 2017 года, 08:17 просмотров: 18933
Как определить, нужно ли уточнять границы моего земельного участка?
Актуальный ответ на вопрос на дату 15.06.2021 Вы можете найти в посте: «Для чего необходимо межевание земельного участка?»
Мы уже писали в своей рубрике «Вопросы ответы», о том что с 01.01 2018 г. распоряжением Правительства Российской Федерации будет введен запрет на любые операции с земельными участками, которые не имеют установленных по закону границ. Их нельзя будет продать, подарить, завещать и т.д. Даже имея на руках свидетельство, подтверждающее право собственности на землю, ею нельзя будет распоряжаться без предварительного проведения процедуры установления границ земельного участка, то есть межевания.
В процессе работы, кадастровые инженеры и менеджеры нашей компании зачастую сталкиваются с вопросом от заявителей: «А надо ли проводить межевание моего участка?»
Есть три простых признака, по которым каждый может ответить на вышеуказанный вопрос, единственное условие – наличие перед собой выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках на рассматриваемый земельный участок. Данную выписку может запросить и получить любое лицо в многофункциональном центре (МФЦ) – для этого необходимо знать кадастровый номер (или точный адрес) и оплатить государственную пошлину (для физического лица стоимость государственной пошлины составляет 400 рублей (Приказ Минэкономразвития России от 10.05.2016 №291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»).
1 Признак:
На первой странице выписки из ЕГРН в 1 разделе в строке «Площадь» значение указано точной цифрой: (как ниже на рисунке)
Это говорит о том, что координаты границ земельного участка либо совсем не определены, либо определены декларировано – значение площади взято из правоустанавливающего или правоудостоверящего документа, выданного ранее – до начала ведения государственного кадастра. Земельные участки, сведения о которых внесены в ЕГРН на основании таких документов имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (раздел 1 выписки из ЕГРН, строка «Статус записи об объекте недвижимости»: (как ниже на рисунке)
В случае если границы у земельного участка уточнены и не требуют межевания, то сведения о площади указываются с данными о погрешности: (как ниже на рисунке)
2 Признак:
В 1 разделе выписки из ЕГРН в строке «Особые отметки» присутствует предложение «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства». Это говорит о том, что межевание необходимо: (как ниже на рисунке)
3 Признак (дополнительный):
В случае если в имеющейся у Вас выписке из ЕГРН в разделе 3 «Описание местоположения земельного участка» присутствует подраздел 3.2 «Сведения о характерных точках границы земельного участка», то столбец «Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка, м» должен быть заполнен числовым значением.
Причем значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков должны соответствовать действующему законодательству:
(Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» ).
В случае если у земельного участка границы не установлены, раздел 3 будет отсутствовать полностью. Это будет подтверждаться данными в строке «Особые отметки» раздела 1:
Однако, в случае если у земельного участка границы декларированные, то подраздел 3.2 будет заполнен, однако столбец «Средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка, м» будет иметь значение «данные отсутствуют». Межевание требуется:
Если у Вас под рукой не оказалось выписки из ЕГРН на земельный участок, то с помощью публичной кадастровой карты, зная кадастровый номер земельного участка можно получить первичную информацию о необходимости установления границ земельного участка. В случае если границы требуют уточнения, то тогда в отобразившемся окне будет присутствовать фраза «Без координат границ» и/или площадь будет прописана как «декларированная».
Компания «Региональный кадастровый центр» рекомендует делать выводы о необходимости проведения уточнения границ земельного участка исходя из сведений, имеющихся в выписке из ЕГРН.
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть
Что такое регистрация права на участок?
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»
Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».
Как проверить статус участка?
Определить статус земельного участка можно следующим образом:
Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.
«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Информация для землевладельцев: что значит ранее учтенный земельный участок
Для государства и его граждан земля является особой ценностью, поэтому все операции с ней, особенно продажа и покупка, строго регулируется законодательством.
Земельные участки подразделяются по статусу, видам и целевому назначению, и по закону вся информация о них обязательно собрана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Однако случается, что земельный участок не зарегистрирован в реестре, обычно это касается ранее учтенных земельных участков, которые можно отнести к особой категории имущества.
Ранее учтенный земельный участок — что значит этот статус, как происходит его оформление в собственность граждан? Ответы на вопросы ищите в статье.
Что это означает?
Федеральный закон №221 «О кадастровой деятельности», который регулирует порядок учета и регистрации объектов недвижимой собственности, вступил в силу 24.07/2007 года.
А начиная с 2017 года, все сведения о недвижимом имуществе граждан собираются в едином реестре (ЕГРН) Федеральной службы государственного кадастра и картографии ЕГРН.
До этого единого порядка кадастрового учета не было. Объекты капитального строительства учитывались БТИ, а земли – органами власти.
Все участки, которые прошли регистрацию с 2007 по 2015 год в двух реестрах — кадастровом и прав на недвижимое имущество – получили статус учтенных. Эти объекты подверглись кадастровому учету, то есть прошли процедуры межевания, установления границ, присвоения кадастрового номера, а также — регистрации права собственности или аренды.
ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 устраняет необходимость двойной регистрации недвижимости. Для сбора сведений теперь создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Ранее учтенные участки в основном регистрируются по упрощенной схеме, то есть:
Доказать свое законное право на землю и свести к минимуму риск мошеннических действий можно только при наличии официальной регистрации в Едином государственном реестре.
Отсутствие точных границ и записей о местоположении земли рано или поздно вызывает проблемы с соседями, а иногда и приводит к судебным разбирательствам.
Особенно много трудностей возникает при желании передать или получить права на эту землю:
Ни один официальный документ без регистрации объекта оформить невозможно.
На участках, которые не проходили процедуру межевания, потребуются кадастровые работы, так как такой объект учтен без границ, соответственно его площадь указана неточно (декларированная площадь). Межевой план передается в регистрирующий орган для того, чтобы зафиксировать точные сведения о границах.
Как узнать статус ЗУ?
Владельцу важно точно знать, включен ли ранее учтенный земельный участок в ЕГРН. Ведь органы регистрации могут внести его даже без уведомления владельца.
Для выяснения статуса земельного участка необходимо на официальном портале Росреестра воспользоваться:
На практике единственными сведениями о ранее учтенной земле являются только ФИО владельца. Поэтому лучше явиться в МФЦ или местное отделение Росреестра с паспортом и с оригиналами документов на участок.
Специалист проверит кадастровый номер и, при его наличии, примет письменную заявку на получение выписки из Кадастра недвижимости. Это занимает 15 дней.
Когда нужно оформлять?
Любые ранее учтенные объекты, в том числе земельный участок, требуют включения в реестр только при отсутствии информации об этих объектах. Обычно они не имеют паспортов и выписок, так как не занесены в Госреестр, хотя ст. 45 Закона о кадастре прописывает обязательность этой процедуры.
Это позволит:
Ранее учтенные земли могут быть сняты с кадастрового учета без ведома его владельца. Обычно это делается по следующим причинам:
Перед началом процедуры снятия с учета Кадастровая палата направляет обладателю уведомление об этом на его электронную почту или на домашний адрес, где указываются возможные последствия, если владелец не предпримет необходимых шагов. Обычно ему дается срок до 6 месяцев на оформление права собственности.
Если участок уже снят с учета на момент подачи заявления, то дело рассматривается судом. Снятый с регистрации участок получает статус неразграниченного (свободного).
Процедура оформления в собственность граждан
Внесение ранее учтенного земельного участка в реестр производится по обращению любых заинтересованных лиц. Предварительно необходимо удостовериться, что ЕГРН сведений об участке действительно не содержит.
Внесение сведений возможно двумя способами:
Заявление или запрос можно передать в ближайшее отделение МФЦ или в электронном виде по Интернету. На сайте Госреестра нужно найти раздел «Электронные услуги», оставить свое заявление, подкрепленное электронной подписью по ссылке.
Для того, чтобы внести данные о ранее учтенном объекте, согласно п. 9 ст. 3 ФЗ №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», потребуются:
Регистрация права собственности на ранее учтенные земли производится по заявлению правообладателя или его доверенного лица при предоставлении правоустанавливающей документации, а также квитанции об оплате пошлины.
Основанием для включения данных в единый реестр может стать один из следующих документов:
Информация об объектах недвижимости вносятся в Госреестр бесплатно. После обращения гражданина Кадастровая палата не позднее 5 дней обязана включить все сведения и документы в кадастр. При оформлении через МФЦ этот срок продлевается до 9 дней.
Выписка из ЕГРН будет выдана через 5 дней после внесения. Это прописано ч. 5, 7 ст. 69 Закона о регистрации. Следовательно, вся процедура занимает 10-15 дней с момента подачи заявления или запроса.
Заявитель получает лично или по электронной почте выписку из ЕГРН. Внутри документа указывается новый статус участка – учтенный. Именно он позволяет полноценно распоряжаться участком. Если межевания проведено не было, то земельный участок получает статус «учтенный без границ».
Когда и как подаются дополнительные сведения о землях?
Дополнительные сведения обычно касаются:
Документы принимает местное отделение МФЦ или Кадастровая палата. Можно явиться лично, отправить документы через Интернет или по почте. Обратиться может только собственник или его доверенное лицо.
Что предоставить:
Госпошлина не уплачивается. Срок внесения изменений составляет не более 18 календарных дней, при обращении в МФЦ – 21 день.
Документы заявитель получает лично. Обычно это выписка из Кадастрового паспорта с внесенными изменениями.
На что еще обратить внимание?
При проведении любых операций с ранее учтенными землями необходимо обратить внимание на некоторые моменты, которые затрудняют или делают невозможным обращение с ними. Особенно это важно для тех, кто решил приобрести такой участок.
Ранее учтенные земельные участки можно разделить на два вида:
При подаче документов необходимо учитывать некоторые нюансы, несоблюдение которых могут привести к отказу. Важно удостовериться, что собранные документы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ и действовали в месте выдачи на момент их выдачи.
Заявителю будет отказано, если по запросу кадастровой службы не поступит ответ от органа государственной или местной власти, БТИ. Это рассматривается как отсутствие необходимого документа или сведений.
Кроме того, в поданных документах могут отсутствовать сведения, позволяющие считать участок ранее учтенным, а также информация о площади или основной характеристике участка.
Видео по теме статьи
Как оформить ранее учтенный земельный участок, подскажет видео:
Заключение
Все приведенные данные о ранее учтенных участках отражают существующую ситуацию с массовым переоформлением и приватизацией, сложности формирования государственного кадастра недвижимости.
Это своего рода переходный период, который завершится постановкой на учет последнего ранее учтенного участка. Однако каждый случай имеет свои особенности, поэтому владельцу участка рекомендуется внимательно изучить все нюансы и тонкости законодательства для этой сферы.