что означает статья 67 пункт 2 конституции российской федерации
Ответы на вопрос:
Что именно пояснить?
В статье, которую Вы упоминаете, не идет речь о месте нахождения:
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Ст. 67, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФЗ, от 30.12.2008 N 7-ФЗ, от 05.02.2014 N 2-ФЗ, от 21.07.2014 N 11-ФЗ)
А законы, которые упоминаются в этом пункте, следующие:
Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2019)
Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2019)
Разъяснение по ч. 2 ст. 67 Конституции РФ:
В соответствии с частью 2 данной статьи юрисдикция РФ распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ “О континентальном шельфе РФ” континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Исключительной экономической зоной РФ является морской район с особым правовым режимом, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему (статья 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне РФ”).
Консервативный комментарий к поправкам в Конституцию. Часть первая. Комментарий к поправкам в ст. 67
КОММЕНТАРИЙ К ПОПРАВКАМ В КОНСТИТУЦИЮ.
Текст Закона о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=3272..
Сравнение действующей редакции и той, которая выносится на голосование:
http://duma.gov.ru/media/files/WRg3wDzAk8hRCRoZ3QUGbz..
Заключение Конституционного Суда о соответствии этого Закона Конституции.
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc..
1)
В ч. 1 ст. 67 внесено упоминание о федеральных территориях как составной части Российской Федерации.
В России ничего подобного не было. Статус «федеральной территории» подразумевает выделение этих земель из федеративной системы и подчинение их общефедеральной власти.
Это не субъекты федерации; к примеру, представитель округа Колумбия в Палате представителей США не является депутатом Конгресса, в Сенате же своего мандата у Вашингтона нет. Идея выделения федеральных территорий как таковая может иметь разные резоны; это может делаться для размещения столицы, чтобы территория её размещения была бы избавлена от сложностей и лишена преимуществ, связанных с нахождением столицы, если бы эта территория имела статус субъекта. Иногда это делается для прямого федерального управления отдалёнными территориями. Не исключено, что в России новый административно-территориальный субъект возникнет и в виде столичного округа, и для северных или арктических районов. Но на самом деле можно вообразить и большее: если Россия всё же будет присоединять «спорные территории» (не будем вдаваться в международно-правовые проблемы), или же не дай бог возникнут распри из-за какой-либо земли между субъектами федерации — статус «федеральная территория» может пригодиться.
Инкорпорация в какой-либо существующий субъект будет невозможна (не для этого народ, населяющий эти земли, отстаивал свою право быть с Россией), а закрепление статуса нового субъекта федерации, полагаю, нежелательно, так как это статус носителя суверенной государственной власти, что в дальнейшем может быть использовано для возбуждения сепаратизма. С Крымом — особый случай, во-первых, никто не может представить, что крымчане бы захотели жить вне России, а во-вторых, исторически, да и географически, учреждение прямого федеративного правления в Крыму было бы крайне странно — крымчане привыкли к своей автономии. Вместе с тем, если состоится присоединение Донбасса, то статус федеральной территории —как временная мера — выглядит разумно.
2)
К той же ст. 67 добавляется ч.2.1. следующего содержания:
2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.
Комментировать здесь нужно только запрет на действия, направленные на отчуждение части территории. Первая фраза (обеспечение защиты) была скорее восполнением пробела, тем более явного, что появляется комментируемая фраза. Третья фраза (запрет на призывы) — с одной стороны, на уровне конституционной парадигмы закрепляет общее для уголовного закона всех стран противодействие призывам к нарушению территориальной целостности, с другой же — семантически шире объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 280.1 УК РФ, так как действия, направленные на отчуждение территории, необязательно являются нарушением территориальной целостности страны. Дело в том, что территориальная целостность — это категория единомоментного состояния, которое не обладает свойством временной протяжённости. Другими словами, ничто не может быть целостным в течение какого-то времени, целостность — это всегда констатация положения дел, сложившегося на данный момент. Территориальная целостность в юридическом смысле, поэтому, всегда представляет собой исключительно правомерное положение дел, «неправомерная целостность» — это оксюморон. Однако действия по отчуждению, во всяком случае, до вступления в силу обсуждаемых здесь поправок, могут совершаться и правомерно — в том случае, если в соответствии с федеральным конституционном законом (по-видимому, это не вопрос референдума) Российская Федерация приняла бы на себя обязательства по международному договору передать часть территории другому государству. Возникает вопрос — останутся ли такие действия в конституционном поле и после вступления поправок в силу и, соответственно, возможны ли призывы к такому правомерному отчуждению? Например, призывы к заключению с Японией договора, по которому, после принятия федерального конституционного закона, Курильские острова или часть их были бы переданы Японии? Текст поправки таков, что принципы легального толкования не дают нам права сделать вывод о том, что имелся бы ввиду запрет только нелегального (противоречащего российскому правопорядку) отчуждения, да и потом, отличие между «нелегальным отчуждением» и «нарушением целостности» мне лично представляется смутным. Тогда мы приходим к тому, что вопрос от отчуждении, а стало быть и о заключении какого-либо соглашения, по которому Россия обязывалась бы произвести отчуждение части своей территории, в конституционном поле подниматься не может, и тогда нам нужно ждать и соответствующее расширение уголовно-правового поля — то есть криминализации действий, направленных на отчуждение и призывов к таким действиям. Можем ли мы принять во внимание дискурс, то есть смысловое поле, в котором принималась поправка, пока дело ещё не дошло до поправок в УК, ибо тогда суды получат разъяснения? Для целей толкования легального текста — нет, однако поскольку парадигмальная амплитудность этой нормы вынуждает любого из нас соизмерять её со своим представлением о том, может ли государство позволить обсуждать легальное отчуждение части своей территории, то легко видеть, что правоприменитель конечно захочет поинтересоваться мнением тех, кто предлагал ввести эту норму в Конституцию: и нет сомнений, что те подтвердят наши предположения: да, скажут они, смысл именно таков, ни при каких обстоятельствах Россия не расстанется ни с одной частью своей территории способом, совместимым с её правопорядком.
Я полагаю, что если наше толкование верное, то норма эта — ошибка. Не буду тратить время на заверения в том, как хорошо я понимаю значение принципа «земля священна, она никому не может быть уступлена добровольно». Но я считал и буду считать, что главнейшим принципом и права, и морали, всегда остается моральный императив. Учение о моральном императиве ведёт нас к тому, что человек должен быть готовым к выбору между двух зол; именно это учение прививает нам понимание того, что у человека всегда есть выбор, который можно было бы назвать моральным, потому что любое решение всегда содержит в себе больше морали (то есть меньше зла), чем другое. С этой точки зрения любое государство (а его выбор совершается людьми) когда-то может встать перед дилеммой: «отдавать даже маленькую часть своей земли — это кощунство и абсолютно аморально, но если это грозит чем-то ещё более страшным — не превращается ли абсолютная аморальность в относительную?» Я этим вовсе не намекаю на какую-либо ситуацию с участием ли России или с участием другой страны. Но вот, предположим, если в процессе переговоров государство поставлено перед выбором: отказаться от притязаний на какую-либо территорию, которую оно рассматривает как свою собственную, и это отражено в её конституции, однако своей её считает и другой претендент, но взамен, вследствие дипломатической сделки, приобрести другую территорию, которая также ей крайне важна? Очевидно, что здесь толкование правила о недопустимости действий, направленных на отчуждение, как исключающего легальность такого отчуждения, просто не позволят вести переговоры. Пафос «мы сделок по поводу своей земли не заключаем» был бы здесь просто беспредметен: ибо отказ от такой сделки был бы волеизъявлением на отказ от своего суверенитета над территорией, которую партнёр в переговорах предлагает в обмен на спорную.
Более того, в тех случаях, когда Российская Федерация призывала бы другое государство уважать право на самоопределение народа, выразившего волю на отделение от этого государства, последнее всегда сможет указать России на это положение её Конституции: «Смотрите, вы сами полностью исключаете отчуждение своей территории даже теоретически». Что мы сможем на это ответить?
Что означает статья 67 пункт 2 конституции российской федерации
Конституция Рoссийской Фeдерации
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.