что означает страсти христовы
Страсти Господни
10 апреля 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения румынского старца архимандрита Клеопы (Илие). Поскольку этот славный юбилей приходится на Страстную седмицу, предлагаем читателям проповедь старца Клеопы на великие и спасительные Страсти Христовы.
Именно это побуждает меня говорить вам немногим, пришедшим сюда с великим трудом, под дождем, по грязи, через горы, на которые вам пришлось взбираться, и холмы, вам, пробравшимся сюда со всей твердостью и дошедшим досюда, — вы получите большую награду, чем те, кто приходит сюда лишь в хорошую погоду.
Чем больше усилий просит доброе дело, тем большую награду оно получает от Бога. Доброе дело, когда оно совершается с малым трудом, получает меньшую награду, а то, которое ты совершаешь с большим усилием, с трудом, большую награду получит от Пресвятого Бога.
За восемь дней до того, как подняться на гору Фавор, Петр засвидетельствовал о Спасителе, сказав: Ты — истинный Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 16), и Спаситель очень похвалил Петра за это свидетельство, такое верное и истинное, и сказал ему: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это… и Я говорю тебе: ты — Петр (то есть камень веры, Кифа, ибо его Симоном звали), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 17–18).
Здесь нам показано, что на правой вере Петра и всех, кто будет верить подобно ему, будет стоять Церковь Христова, и врата ада, которые суть уста сектантов и еретиков, хулящих правду Церкви, не одолеют ее, как объясняет это святой Афанасий.
Не говорите плохо о Церкви, ведь она основана на краеугольном камне — Христе.
Но тогда же, за восемь дней до Преображения, Петр, заслуживший такую великую похвалу за свою правую веру, слышит и отповедь от Христа. Ибо Спаситель начинает проповедовать о страстях Своих, о страданиях, которые Ему предстояло перенести в Иерусалиме, и говорит: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет (Мф. 20: 18–19).
Петр, очень любивший Спасителя, попытался остановить Его, чтобы Он не пошел на распятие: «Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22)! Пощади Себя, Господи! Не ходи в Иерусалим! Оставайся здесь, не умирай!»
Если Я не пойду на Голгофу, чтобы пострадать до смерти, и смерти Крестной, то весь род человеческий не может быть спасен. А Я ведь для того и пришел в мир, чтобы пролить кровь Свою за род человеческий по любви, которой люблю его.
Ты хочешь, чтобы Я остался на Фаворе? А на Голгофу кто пойдет?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не понесу Креста на Голгофу, то как же исполнится пророчество Исаии, который говорит: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 6)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится Писание, которое говорит: нет в Нем ни вида, ни величия, Муж скорбей и изведавший болезни, и ранами Его мы исцелились (Ис. 52: 2, 3, 5).
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как же исполнится Писание, которое говорит: и к злодеям причтен был (Ис. 53: 12), — Его ведь распяли между двумя разбойниками. —
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как же исполнится Писание, которое говорит: воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, — ведь Меня пронзят копьем в ребро по предсказанию Захарии пророка (Зах. 12: 10)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится пророчество Давида пророка, который говорит: дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом (Пс. 68, 22)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится пророчество Писания, которое говорит: делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий (Пс. 21, 19)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не пойду, чтобы всю кровь Свою пролить на Кресте, то где же будет пророчество псалма, который говорит: можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище (Пс. 21, 18)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе и ты устроишь Мне шалаш, то как же исполнится пророчество, которое говорит: пронзили руки Мои и ноги Мои и распяли Меня (Пс. 21: 17)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится Писание, которое говорит: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим спасения нашего ради, и ранами Его мы исцелились (Пс. 53: 5)?
И если Я останусь на Фаворе, Петр, то кто же откроет эти медные ворота, ведь Писание говорит: поднимите врата, князи, ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы (ср.: Пс. 23: 7, 9)?»
И так Петра стала укорять совесть, ибо он пытался остановить Спасителя, чтобы Он не пошел на распятие. А Христос говорит:
«Я открываю вам на Фаворе, Кто Я, но мы с вами пойдем туда, на другую гору, на Голгофу, и там Я пострадаю, чтобы исполнить Писание и войти в славу, которую имел у Отца Моего прежде создания мира, и вознести естество Адамово и поставить его одесную славы в вышних».
Спаситель благоволил взять с Собой трех апостолов — Петра, Иоанна и Иакова, брата его, — и подняться с ними на вершину горы Фавор. Там трое апостолов, устав от подъема в гору, уснули. По Промыслу Божию, когда они проснулись, Спаситель преобразился перед ними, и они увидели, что Он стоит на воздухе и говорит с двумя великими пророками, с Моисеем и Илией.
И так Фавор стал образом Церкви Христовой в минуту преображения Спасителя нашего Иисуса Христа.
Вот какая великая тайна открывается на Фаворе, чтобы затем Спасителю пойти в Иерусалим, где Он был предан, пойман, избит, оплеван и распят, а напоследок воскрес из мертвых.
Перевод выполнен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 7. Ed. a 2-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2001
Что такое Страсти Христовы?
Во времени Великого поста, практикующие христиане активно раздумывают над Страстями Господа Иисуса Христа, вспоминая Его большую жертву, принесенную ради всего человечества. На самом деле, не все христиане полной мерой понимают, что такое Страсти Христовы, когда они начались, а также, почему все произошло именно так. Страсти Христовы – это Его испытания, начавшиеся после входа в Иерусалим, что и стало точкой запуска мучений Иисуса. Хоть внешне вход Господа в Иерусалим и был очень торжественным, имел яркий праздничный окрас, но у этого праздника был очень трагический характер, что доказали события, произошедшие далее.
Все, что нужно знать о Страстях Христовых
Можно долго рассуждать, почему случилось именно там, но скорее всего, восхищенные оклики превратились в ненависть и желание распять Спасителя по следующим причинам:
Немного о хронологии Христовых страстей
Как уже упоминалось выше, можно считать, что Страсти Иисуса начались со въезда в Иерусалим, но основные мучения, которые привели к смерти, начались именно в Гефсиманском саду. После того, как Христос пошел в Гефсиманский сад, начались следующие события:
Фото: Elitsy.ru
Фото: Elitsy.ru
Своей мучительной смертью на кресте, именно как человек, Христос смог воссоединить человека с Богом для вечной жизни, что и было Его основной миссией. Иисус взял на себя все последствия, которые принес грех человеку, вытерпел все страдания в человеческом теле, которые длились практически целую неделю, чтобы каждый сейчас смог задуматься, какое последствие имеют недобрые дела. Такая жертва Господа заставляет задуматься о том, что все же стоит менять свою жизнь к лучшему, ведь если даже читая слова о Страстях из Евангелия мурашки идут по коже, то какие ощущения должны быть у каждого, осознавая, что он распинает Христа своими поступками каждый день. Страсти Христовы имеют очень глубокий смысл, который стоит осознать каждому, чтобы спасти свою душу и, наконец-то воссоединиться с Богом.
Слово о Страстях Христовых
Невероятно сложно рассказать о Страстях Спасителя в рамках статьи. И по величине физических страданий, и по силе душевных мук, и по колоссальной богословской значимости это событие просто перерастает человеческое сознание. Не только книги – библиотеки мало, чтобы осмыслить это! Неспроста уже две тысячи лет люди думают об этом, говорят, пишут, снимают фильмы… а тема Страстей остается не просто не вычерпанной, а даже по-настоящему и не раскрытой.
И, кажется, это неспроста. Потому что Страсти Христовы – это Страсти (не страдания – это слово слишком слабо передает драматизм происшедшего, а Страсти!) Богочеловека. Нам еще доступна логика человеческого страдания – все мы согрешили и грешим и, по правде говоря, заслуживаем наказания… Но страдания Безгрешного? Того, Кто по безмерной любви сошел к нам, в наш мир, Кто, чтобы нам не было одиноко, прошел путем искушений и самых жестких лишений: родился в пещере, с младенчества был в изгнании, впоследствии не имел где главу преклонить, прошел и самый суровый пост, и искушения от сатаны… Поистине вместе с апостолом мы можем сказать, что в Иисусе «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15).
Историю Страстей мы знаем, и в ближайшие дни Церковь напомнит нам ее в словах богослужения, в Евангелии она изображена ярко и кратко. Но как проникнуть в глубину неудобозримую сути, смысла происшедшего? Или как хотя бы приникнуть к этим животворящим водам Страстей.
Укажу на некоторые моменты, которые помогут нам с вами глубже переживать тайну крестного подвига Христова.
Спаситель знал о предстоящих Страстях. И Он знал, как они будут тяжелы: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин.12:27). Отметим: Спаситель не бесстрастен в ожидании грядущих страданий. Его душа возмущается (греч. таракси), то есть приходит в сильнейшее волнение при мысли о предстоящих страданиях, но идти этим путем нужно.
О, бездна мужества и верности Своему пути!
Страсти Христа – больше, чем человеческие мучения. Это безмерные страдания Богочеловека, берущего на Себя грехи всего мира. «Взять на себя грехи мира»: в применении ко Христу – это не аллегория. И начались страдания Христовы задолго до Голгофы, сразу после Тайной вечери.
«Душа Моя скорбит смертельно» (Мк.14:34), – говорит Христос ученикам. Не в силах стоять, Он «пал на землю и молился» (Мк.14:35), «начал ужасаться и тосковать» (Мк.14:33)
О, Сын Человеческий, подъявший Страсти вышечеловеческие!
Взятие на Себя греха мира возможно вынести только Сыну Божию, творение не вынесет этого, вот почему в рассказе о Гефсиманском молении мы находим четкое указание на пребывание учеников на расстоянии от Иисуса. Христос и раньше уединялся для молитвы, однако новым здесь является указание на дистанцию: вы – «здесь», Я – «там» (в Евангелии от Матфея).
Обратим внимание на диалектику этого молитвенного одиночества Христа:
Вот Иисус удаляется от них – «посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» (Мф.26:36);
Потом Он зовет трех избранных учеников приблизиться;
Далее Он говорит им: «бодрствуйте и молитесь», однако их молитва – о другом: ученики должны молиться о себе – чтобы защититься, «чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41), Сам же Христос вошел в это испытание, идет сквозь него;
Христос трижды приходит к ученикам и трижды уходит, что подчеркивает близость, но и дистанцию.
Отметим и неспособность учеников помочь Иисусу в Его одинокой молитвенной борьбе, из-за чего Петр (в Евангелии от Марка) и два других ученика (от Матфея) слышат укоризненные слова Спасителя.
Все это показывает нам, что ученики и могут, и должны разделять страдания Христа, но их роль в этом слишком мала. И не потому, что они равнодушны к страданиям Учителя, а потому, что это попросту превышает их силы. Ученики в этом рассказе, по мнению богословов, символизируют Церковь. Она принимает учение в Страстях Христовых, однако ее роль по сравнению с подлинным Искупителем весьма скромна.
Прости нас, Господи, оставленный даже теми, о ком Ты сказал: «вот матерь Моя и братья Мои» (Мф.12:49).
Страдания Христа – максимальны! В книге пророка Даниила мученики молятся, чтобы Бог не предал страдающих «до конца» (ис телос) (Дан.3:34). В Евангелии же от Иоанна (13, 1) сказано, что Христос следует Своим путем «до конца» (ис телос), то есть принимает сверхчеловеческие страдания позорной мучительной смерти.
Поцелуй Иуды, взятие под стражу, допросы, насмешки, биение плетью… На каждом из этих моментов мы можем остановиться и молитвенно размышлять, молиться, сострадать, плакать. И мы будем делать это вместе со всей Церковью.
О, Милосерде, вкусивший крайние пределы человеческого немилосердия!
Жажду, – говорит Христос на Кресте (Ин.19:28).
Претерпевая муки, Спаситель хочет пить. Не об этом ли этот возглас: Жажду. Но вопль ли это человека, находящегося в полуобморочном состоянии, или глас Богочеловеческий? Христос отказался пить наркотическое вино, которое обычно давали осужденным, чтобы до конца испить Чашу страданий. Почему? Если мы вспомним, что Он намеренно не стал Себя защищать, оправдываться, ни перед еврейскими старейшинами, ни перед Пилатом, – мы поймем, что Он не желал сократить Свою муку. Значит, это слово – больше, чем обычное человеческое слово, просьба о питье…
«О, Господи! Действительно ли жаждешь Ты воды, или – любви? Жаждешь ли Ты как человек, или – как Бог… Вот римский легионер дает Тебе губку, смоченную в уксусе. Это единственная капля милосердия, которую Ты почувствовал от людей за 3 часа висения на кресте…» (св. Николай Сербский).
Спаситель, всем Своим служением взывавший к совести человеческой, пытавшийся пробудить души людские, и тут, умирая, оказался верен Самому Себе. Он и на Кресте обращается к людям, давая им возможность опомниться, очнуться от мрака жестокости, в котором они пребывают. И мы знаем, что римский сотник покаялся у Креста.
Радуйся, Спасителю, спасающий словом даже на смертном пороге!
Но Он не был одинок!
«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин.19:25).
Мы знаем точно, что при Кресте, на котором умирал Спаситель, стояла Его Мать и некоторые другие женщины. Ученики бежали, а они не бегут. Они стоят – с мужеством, с верностью, с любовью. Однажды Христос вздохнул: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.8:8) Да, в момент Страстей Своих Он увидел: найдет веру! Потому что среди людей есть злые и трусливые, но есть и те, любовь и мужество которых больше страха смерти.
Как дивна эта любовь, побеждающая страх смертный!
…Весь Великий пост будут звучать мотивы Страстей Христовых.
На воскресных пассиях, в песнопениях Крестопоклонной седмицы, в Страстные дни… Что можем сделать мы, мало понимающие в богослужении, по душевной неразвитости не чувствующие, не переживающие всей глубины того, о чем возвещает Церковь?
Хотя бы побыть со Христом в эти страшные дни.
Он просил учеников перед страданиями: «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мк.14:34). Да, ответим мы Ему, Господи, мы побудем с Тобою. Пусть устали, пусть изнемогаем от поста, пусть мало что понимаем из того, что читается, поется, происходит в храме, но мы не оставим Тебя, мы будем с Тобою.
Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!
Страсти Христовы — ступень к бессмертию
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Если собрать воедино тексты, которые прочитываются Церковью в течение богослужебного года, то можно заметить, что все службы строятся по единой схеме, которая одинакова и зимой, и летом. Но есть время, когда привычный порядок нарушается, и неподготовленному человеку, который в эти дни зайдет в храм, все покажется необычным. Этот период называется Страстной седмицей и предваряет собою светлый праздник Пасхи.
Нужно сказать, что в древности, когда христиане не знали таких продолжительных постов, как сейчас, Страстная седмица была самым долгим и самым суровым постовым периодом. И это неудивительно, ведь для христиан первых веков пост был не столько временем личного аскетического подвига, сколько минутами сопричастности тем событиям, которые произошли две тысячи лет назад. Впоследствии, когда литургический чин стал развиваться и расширяться, идея соучастия в Страстях Христовых стала ключевой в богослужениях страстного цикла. А поскольку последние иерусалимские дни земной жизни Спасителя резко контрастируют со всей остальной евангельской историей, то этот же удивительный контраст отпечатался и на богослужении Страстей.
Очень часто, читая Евангелия, мы восхищаемся учением Христа – Его проповедями, речью, обличениями, притчами. Но при этом порою не замечаем, что с самого начала повествования вплоть до последних строк красной нитью через весь новозаветный канон проходит идея Страстей. И сам Христос неоднократно говорит и ученикам, и толпе, и фарисеям, и нам с вами, что пришел Он на землю с одной главной целью – пострадать, умереть и воскреснуть. Эти три глагола являются программными в жизни Спасителя. Да и не только в Евангельской перспективе, но и в ветхозаветной, ведь практически все пророки, начиная с Адама и заканчивая Предтечей Иоанном, говорили о Мессии Страждущем как о конечной цели всего акта божественного домостроительства и всей истории Вселенной.
Но неужели нельзя было поступить иначе? Не проще ли приказать ангелам схватить всех фарисеев и поразить их своим могуществом? Церковь говорит – нет! Дело том, что Христос принял на себя всю человеческую природу. Единственно, чего не имел Христос, – это той порочности и склонности к злу, которую после грехопадения имеют все люди. А раз Христос принял на себя полную человеческую природу, то Он же принял и самое тяжелое бремя, которое несем мы, – бремя смерти.
В понедельник первой седмицы Великого поста читается удивительный отрывок книги пророка Исайи. В нем Господь со скорбью говорит о своем народе: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (1: 3). И это сокрушение Бога о своих непутевых детях встречается практически во всех ветхозаветных книгах. Но наиболее полно эта мысль о непринятии людьми своего Творца была выражена в Евангелии от Иоанна: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (1: 10 – 11). По сути, вся священная история – это история непринятия Бога.
Вся цель земного бытия после грехопадения состояла в том, чтобы подготовить необходимую базу для пришествия в мир Спасителя. По мнению Отцов Церкви, соединение человека с Богом планировалось изначально, но до грехопадения главные усилия в этом процессе должен был делать человек. Грехопадение привело к тому, что человек не смог достичь единения с Богом. Наоборот, он стал еще отдаленнее от своего Творца. И теперь дело человека берет на себя сам Господь. Раз человек не стал Богом, значит, Бог станет человеком. Но чтобы это произошло, необходимо согласие человека впустить Бога в свой мир. Для этого Творец и создает еврейский народ – чтобы в нем после нескольких тысяч лет духовной селекции вырос чудесный цветок – Пресвятая Дева. Именно в лице юной Марии человечество дало согласие на воплощение Бога и подарило своему Творцу свою природу.
Но процесс выращивания иудейского народа таил в себе один риск – риск избранничества. Если человеку много раз говорить, что он избранник, то каким бы положительным смыслом не наделять это понятие, человек начинает гордиться своей избранностью, в его действия начнут вплетаться элементы вседозволенности, а отношение к избранничеству может превратиться в формализм. С лидерами иудейского народа так и произошло – пророчества о Мессии и о Царстве Божьем стали пониматься в самом буквальном смысле, а официальная религия постепенно теряла некий духовный стержень. Ко времени пришествия Христа мессианские чаяния верхушки иудейского общества сводились к примитивной схеме: Бог-Иегова избрал их, поставил их во главе всего человечества, а в один прекрасный день пришлет своего посланника, который подчинит иудеям все народы, и будет царствовать с ними долго и счастливо. Для того, чтобы стать участником царства Мессии, по мнению фарисеев, надо было лишь исполнять Божьи заповеди, которые ко времени Христа тоже стали пониматься слишком сухо и формально. Именно разница в том, что принес Господь людям, и чего от Него ждали иудеи, и стала главной трагедией, приведшей к Голгофе.
Если вспомнить евангельские чтения Страстной седмицы, то можно увидеть, что именно в эти дни Христос произносит самые грозные обличения и самые теплые слова любви. Эта неделя – итог всего земного пути. И здесь хочется обратить внимание на две вещи.
Во-первых, частенько, читая места с обличением фарисеев и книжников, мы подсознательно себя хвалим: «А мы-то православны! Мы-то в Бога по-настоящему верим!». И этим самым становимся такими же фарисеями, как и те, кто подвергался нещадным нападкам Христа. Проблема в том, что Господь, говоря свои обличительные слова, адресовал их всем поколениям, вне зависимости от того, в каком веке и на какой территории они живут. Но самое страшное – если бы Христос пришел в наши дни, мы бы Его тоже распяли, как это сделали иудеи первого века нашей эры. И только лишь небольшая группа людей узнала бы в измученном Человеке на Кресте Бога и Творца мира. Многим эта мысль покажется крамольной, но еще ранние святые отцы говорили о том, что Христос пришел именно пострадать, а раз так, то Он пострадал бы при любой, даже самой гуманной и толерантной власти.
И второе, что важно отметить. На первый взгляд, во всей истории Страстей победа была за врагами Христа. А путь страдания – малопривлекателен. Но это только на первый взгляд. Если же присмотримся, то увидим, что путь Страстей – это путь любого человека, который решился служить Истине. Он неказист, он лишен комфорта и не сулит внешних эффектов и громкой славы. Но в итоге эта скорбная дорога приводит к победе. Ею идут все христиане, которые не знают компромиссов перед злом и не уступают сиюминутным требованиям этого мира.
Именно по этим причинам Церковь так высоко возносит Страстную седмицу в богослужебном цикле. И именно поэтому, если мы действительно хотим достойно встретить Пасху, то особое внимание в эти дни надо уделить не народному аспекту этого праздника – например, покраске яиц и выпечке куличей, а внутреннему очищению и следованию за Христом. Христом Страждущим и Христом Воскресшим.
Страсти Христовы
Стра́сти Христо́вы (из праслав. *strad-tь «страдание») — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу.
Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.
Содержание
События, составляющие Страсти Христовы
Список Страстей
События последней недели земной жизни Христа, относящиеся к его Страстям, известны в изложении четырёх канонических евангелий (кроме Сошествия в ад, описанного в других текстах). Евангелисты составили собственный перечень событий Страстей. Ниже приведён список, составленный с учётом описания последних дней земной жизни Христа во всех четырёх Евангелиях. [1]
Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. (Мк. 14:32)
Само по себе Воскресение Иисуса Христа является следующим циклом истории Иисуса, также состоящим из нескольких эпизодов. Однако всё же существует мнение, что «сошествие во ад представляет собой предел уничижения Христа и в то же время начало Его славы». [12]