что означает стратегическая сессия
Стратегическая сессия
Стратегическая сессия — это направленный на поиск новых или более эффективных сценариев развития бизнеса формат групповой работы, в которую вовлечены топ-менеджеры, а также (опционально) руководители промежуточного звена и ведущие эксперты компании.
Характерными особенностями стратегических сессий является планирование работы, детализация по времени и адаптация сценариев под нужды конкретной организации. Стратегические сессии преимущественно проходят при содействии стороннего модератора.
В последнее время проведение стратегических сессий стало популярным форматом коучинга.
Цели стратегических сессий
Стратегические сессии проводят для решения системных и долгосрочных задач, влияющих на деятельность компании, а также наиболее сложных проблемных вопросов. Среди них:
Кроме того, стратегические сессии могут проводиться в экстренном порядке при возникновении кризисной ситуации.
Преимущества стратегических сессий
У стратегических сессий есть ряд преимуществ по сравнению с обычными совещаниями. Так, они:
Кто может принимать участие в стратегических сессиях
Как правило, участниками стратегических сессий становятся представители топ-менеджмента компании, а также партнеры по бизнесу, акционеры или инвесторы. В данном случае проведение стратегических сессий помогает участникам прийти к общему видению развития компании, выработать решения по принципиальным вопросам, определить перспективы совместной работы.
Также стратегические сессии могут проходить в расширенном составе — с участием руководителей ключевых структурных подразделений, а также ведущих экспертов.
Важный участник стратегических сессий — сторонний модератор.
Проведение стратегических сессий
Зачем нужен модератор
Стратегическую сессию можно провести и при помощи внутреннего модератора, назначенного из числа компетентных сотрудников. Однако, во-первых, такой человек все равно не сможет обеспечить должный уровень проведения сессии (как если бы ее организовал специалист в данной сфере), а во-вторых, в таком случае встает ряд вопросов, связанных с субординацией и личными отношениями внутри коллектива.
Сторонний модератор будет беспристрастен, обеспечит объективный взгляд на ситуацию, поможет провести сессию на должном уровне, чтобы обеспечить максимальную эффективность.
Стратегическая сессия — для чего её проводить
Стратегическая сессия все больше становится неотъемлемой частью жизни каждой компании, которая заботится о долговременном существовании и развитии. Проведение стратегической сессии важно не только как процесс анализа и формулирования целей, согласования подходов. Но и, одновременно — повышения вовлеченности сотрудников и передачи им ответственности.
Многие бизнесмены часто задают мне вопрос — для чего и при решении каких задач необходимо проведение стратегической сессии.
Что же такое стратегическая сессия?
Стратегическая сессия — формат работы с первыми лицами и управленческим составом компании над решением практических задач бизнеса. Подразумевает активную включённость участников, мозговые штурмы, принятие согласованных решений. Это формат, в котором участники слушают, думают, обсуждают, принимают решения.
Стратегические сессии, в зависимости от цели их проведения можно условно разделить на несколько видов.
Стратегическая сессия (или сессия стратегического планирования): выработка целей компании
На повестку такой сессии могут быть вынесены любые актуальные для компании вопросы и задачи.
Несколько тем, с которыми я работала — для примера:
Таким образом, стратегическая сессия — процесс анализа состояния компании и выработки решений стратегического (определяющего жизнь бизнеса или с большим горизонтом планирования) характера. Как правило, участие в таком мероприятии не предполагает широкий круг, обычно это собственники/акционеры бизнеса, топ-менеджмент. Достаточно часто такой стратегической сессии предшествует форсайт-сессия.
Стратегическая сессия: создание Видения
Форсайт-сессия — обсуждение, направленное на прогнозирование ситуации на макро-уровне (отрасль) или в попытке предсказать развитие/появление, так называемых, трендов. По сути, визионерская сессия. Такое прогнозирование позволяет «посмотреть» возможности дальнейшего развития компании и на последующей стратегической сессии выбрать правильное направление развития, поставить корректные цели.
Стратегическая сессия: повышение вовлечённости
Стратегическая сессия может стать инструментом повышения вовлеченности, передачи ответственности сотрудникам. И командообразования на уровне согласования и принятия целей и подходов к бизнесу, распределения задач между участниками. Также возможно рассматривать такие мероприятия, как один из этапов внедрения изменений в компании.
В этом случае стратегическую сессию необходимо проводить с привлечением максимального количества сотрудников (например, все руководители) по формату корпоративной конференции.
Вот несколько реальных запросов моих клиентов на стратегическую сессию (словами заказчика с небольшой редакцией автора статьи).
Программа любой стратегической сессии полностью зависит от целей, тем не менее, перечисленные ниже основные этапы необходимы в любом случае, независимо от темы.
Какие результаты можно достичь при проведении стратегической сессии:
Результаты в бизнесе (а не просто обучение, как на семинарах, тренингах). По итогам сессии у Вас остаются наброски реальных управленческих решений, которые остаётся доработать и внедрить.
Договорённости по ключевым вопросам. Согласованное видение текущей ситуации, в которой находится в данный момент компания, её целей, стратегии и тактики развития, распределения полномочий и ответственности.
Поиск и проработка решения для выхода из трудной ситуации (случившейся или ожидаемой).
Активное участие всех ключевых сотрудников команды. Сопротивление — основная проблема при внедрении изменений. Личное участие в разработке решений позволяет обойти такое сопротивление. Вовлекаются большинство, но не все, поэтому можно реально увидеть эффективность каждого.
Улучшение бизнес коммуникаций в компании. Люди начинают конструктивно общаться друг с другом, слушать и слышать друг друга, договариваться, уважительно относиться друг к другу. Естественно, что это влияет на результаты бизнеса.
Формирование настоящей команды. Реальное, а не показное, когда люди сплачиваются вокруг целей компании и её лидеров.
По моему опыту, именно стратегическая сессия даёт реальные результаты для бизнеса клиента, так как начать изменения без знания текущей ситуации в бизнесе, её «плюсах» и «минусах», уверенности в своих ресурсах — практически невозможно. Слишком много невидимых сразу помех — как по общему видению развития бизнеса, так и из-за сильного сопротивления персонала.
Стратегическая сессия – зачем и о чем
Стратегическая сессия как стресс-тест для всей команды. Сначала публично озвучиваются результаты длительной работы, подводятся итоги. Уже это многих вгоняет в тревогу. А потом еще и ставят новые цели, которые выше и сложнее предыдущих. Но без планирования не будет результата. Поэтому все, что нам остается ― это разобраться с нюансами проведения эффективной стратегической сессии и осознать, что оно того стоит.
Стратегическая сессия ― это общее собрание, на котором обновляется миссия и видение компании, устанавливаются новые цели в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Это управленческий инструмент, который влияет на качество выполнения задач, мотивацию команды и эффективность бизнеса.
Частоту проведения стратегической сессии каждая компания выбирает индивидуально. Они могут быть ежемесячными, полугодовыми, ежегодными и так далее. В небольших компаниях, как правило, сессию проводит сам собственник и человек, который отвечает за бизнес-процессы ― соучредитель или операционный директор. Иногда привлекают консалтинговую компанию, коуча или других специалистов.
Стратегическая сессия ― один из элементов правильного ритма стратегического планирования, который состоит из нескольких этапов:
Как проводить стратегические сессии?
Чтобы стратегическая сессия удалась, вам нужен четкий план действий и понимание целей каждого этапа.
Программа стратегической сессии
1. Подготовка. Обычно она занимает 80% времени в сравнении с продолжительностью самих собраний.
2. Целеполагание. Четко проговорите и пропишите цели и убедитесь, чтобы они были правильно поняты всей командой.
3. Анализ текущей ситуации. Здесь нужно оценить ситуацию внутри компании, изучить рынок, конкурентов и другие внешние факторы, которые влияют на показатели вашей компании. Не пренебрегайте этим этапом и уделите ему достаточно времени, ведь без четкого понимания, где вы есть сегодня, невозможно понять, куда двигаться завтра. Кроме того, нужно очень хорошо знать своих конкурентов, чтобы понимать, какую конкурентную стратегию выбрать.
4. Прогноз. Планирование невозможно без долгосрочных прогнозов, которые в свою очередь делятся на общие прогнозы развития компании в целом и частные прогнозы по отдельным сферам деятельности, подразделениям, отделам.
5. Определение альтернатив. Продумайте несколько сценариев дальнейших действий.
6. Оценка и выбор альтернатив. Выберите самый жизнеспособный вариант.
7. Проработка деталей принятого решения.
8. Определение критериев эффективности реализации плана. Разберитесь, какие результаты и в какие сроки должны быть достигнуты, чтобы понимать, насколько продуктивно ведется работа.
9. Постановка целей и задач, формирование плана действий. Разбейте глобальную цель на подзадачи, чтобы было понятно, с чего начинать. Небольшие задачи легче выполнять, а положительные промежуточные результаты будут повышать мотивацию команды.
10. Завершение. По итогу вы должны получить четкий план действий на следующий период для каждого отдела.
Вопросы для стратегической сессии
Когда вы проводите стратегическую сессию впервые, не всегда понятно, какие темы вынести на обсуждение. Правильный ответ: все! Вам нужно пройтись по всем элементам системного бизнеса:
Ошибки при стратегической сессии
Остерегайтесь типичных ошибок при проведении стратегической сессии, иначе все старания будут напрасными.
1. Выборочный сбор мнений.
Важно, чтобы при стратегическом планировании был услышан и вовлечен в процесс каждый сотрудник. Обеспечить комфортный ритм для всех ― это задача HR-отдела. Не обязательно, чтобы на всех этапах была задействована вся команда, но нужно организовать процесс таким образом, чтобы никто не остался в стороне. Эффективный инструмент в этом случае устный или письменный опрос.
2. Команде не комфортно.
HR-отдел прописывает сценарий сессии. Нужно учитывать человеческий фактор: чтобы всем было удобно сидеть, хорошо слышно и видно. Обязательно должны быть заложены перерывы. Когда команда небольшая, комфортнее выбирать время паузы в процессе мероприятия. Если же в коллективе 50 и более человек, оптимально делать 15-минутные перерывы каждые 1,5 часа.
Внимание! Перед тем, как уйти на перерыв, доводите каждый этап стратегической сессии до логического завершения.
3. Отсутствие обратной связи.
Есть вероятность, что кто-то из сотрудников что-то недопонял из собрания или с чем-то не согласен. Не игнорируйте это и соберите обратную связь. Попросите руководителей собрать фидбек от сотрудников. Как правило, это делают во время разделения целей на задачи внутри каждого отдела.
HR-отдел тоже должен быть открыт к коммуникации и дать сотрудникам инструмент, с помощью которого они могут выразить свое мнение или идеи.
Если планируется провести первую стратегическую сессию, обязательно нужно собрать всю команду и объяснить важность подобных мероприятий для развития компании. Убедитесь, что менеджеры понимают, зачем проводить сессию и что нужно получить по ее результатам. Обратите внимание на то, в каком виде руководители представят отчеты. Можно заготовить шаблоны презентаций, типовые бланки, перечень необходимых показателей. Так вы сэкономите их время и сведете подачу информации к единому формату.
4. «Однолинейное» планирование и ложные приоритеты.
Некоторые топы слишком прагматичны и не различают масштаб целей. Поэтому заставляют своих сотрудников поскорее прописать «план-ответственный-сроки», забывая о качестве и смысле стратегического планирования. Некоторые цели сравнимы с отдельными проектами и требуют глубокой проработки. Позаботьтесь, чтобы ваши топы не гнались за сиюминутными показателями, а понимали важность работы на длительную перспективу.
И помните, что выполнение более 70% поставленных целей говорит об их недостаточной амбициозности.
5. Нет плана дальнейших действий.
Чтобы ваша страт.сессия не стала простой формальностью, нужно разработать внутренние правила дальнейших действий. Разделение целей отделов на задачи и подзадачи, формирование групп по выполнению и назначение ответственных ― обязательные шаги для реализации.
Роль HR-директора в процессе подготовки к стратегической сессии
Пока операционный директор и собственник фокусируются на плановых показателях и бизнес-процессах, HR-специалист заботиться об эмоциональном климате в коллективе, думает о комфорте каждого члена команды.
HR-менеджеры также заинтересованы в стратегической сессии, как и собственник. Только они закрывают пробелы в своей зоне ответственности.
1. Единое информационное поле.
Стратегическая сессия ― это отличная площадка для внутренней коммуникации команды. Одна из главных задач HR-отдела ― создание единого информационного поля. Оно регламентирует действия отделов и подразделений, упрощает принятие решений, ускоряет обучение, облегчает работу над мотивацией команды и в целом делает корпоративную культуру крепче.
2. Единый вектор развития.
Когда у сотрудников есть понимание, куда движется бизнес, компания выигрывает сразу в двух задачах. Во-первых, команда становится сплоченной, налаживается коммуникация, сотрудники лучше понимают друг друга, повышается качество реализации задач. Во-вторых, влияет на мотивацию: люди в команде лучше осознают роль каждого участника в процессе, видят конечную цель, дедлайны и понимают все этапы.
3. Командообразование.
Командообразование особенно важно для крупных компаний, в которых некоторые сотрудники даже не знают друг друга. На общей стратегической сессии они могут познакомиться с коллегами, обсудить общие цели и интересы. Например, могут собраться вместе и повзаимодействовать водитель, бухгалтер и продавец розницы, которые не встречаются в процессе работы.
4. Брейнштроминг.
Стратегическая сессия ― идеальное место для общекомандного обсуждения. Например, можно вынести на рассмотрение корпоративные ценности, обсудить и обновить их. Желательно, чтобы процесс координировал опытный фасилитатор. На дискуссию можно вынести любую тему: стратегия бизнеса на 10 лет вперед, ребрендинг, расширение географии покрытия, расширение продуктовой линейки. Командное обсуждение иногда дает необычные и интересные решения вопросов, а также помогает прийти к общему видению. Кроме того, в ходе такого обсуждения может оказаться, что у команды и собственника разные векторы видения, а это приведет к сопротивлению и разногласиям внутри компании. Важно, чтобы стремления руководства и коллектива были направлены в одно русло.
И помните главное правило брейншторминга: нет плохих идей. Высказываться должны все и без стеснения. И даже если идея откровенно слабая, нельзя критиковать ее автора. Даже неудачная идея одного человека может натолкнуть на гениальную идею другого.
5. Дополнительные активности.
Еще одна задача HR-отдела во время стратегической сессии ― избежать излишнего официоза мероприятия. Идеально, если получится придумать какое-то совместное развлекательное или расслабляющее занятие. Например, игра на барабанах, коллективная медитация или рисование. Смена фокуса внимания даст дополнительную мотивацию коллективу, объединит его и укрепит корпоративный дух.
Пример стратегической сессии
Расскажем немного о стратегической сессии в Бизнес-Конструктор. Длится она неделю и в основном проходит в составе собственника и ключевой команды. Руководители отделов делают отчеты о проделанной работе, рассказывают о своих планах, выдвигают теории и озвучивают возможные препятствия на пути. Именно ключевая команда определяет стратегию на ближайшую и долгосрочную перспективу.
В основе всех стратегий Бизнес-Конструктор лежит глубокое изучение и анализ рынка. Подходы «пальцем в небо» не о нашей компании.
В завершение сессии проводится общекомандное собрание. Отсутствовать можно только в исключительных случаях и если кто-то пропустил сессию, то обязательно просмотрит видеозапись. Ведь нельзя отставать от коллектива и выпадать из контекста.
На общей сессии руководители отделов выступают с кратким докладом о достижениях команды. Видеть четкие цифры, реальные успехи, новые достижения ― все это мотивирует и заставляет двигаться дальше с еще большей уверенностью. В таких условиях достижения команды воспринимаются как личная победа, каждый видит свое значение в общем деле, видит работу коллег. Поэтому в команде Бизнес-Конструктор нет сотрудников, которые считают работу коллег неважно, простой, несущественной.
Собственник и руководители транслируют на команду главные тезисы и решения, которые были приняты в ходе планирования. Расставляются приоритеты, определяются главные задачи. Иногда озвучиваются цели, которые невозможно реализовать в ближайшей перспективе. Но важно, чтобы сотрудники знали даже самые амбициозные задумки ― вдруг кто-то из них найдет, как избавиться от препятствий и достичь желаемого.
Поскольку Бизнес-Конструктор работает в Украине и Казахстане, планирование обязательно проходит при участии команд двух стран. Команда Казахстана присоединяется по видеосвязи и в равной степени участвует в стратегической сессии.
В проведении вам помогут инструменты для стратегической сессии: различные визуальные сопровождения в виде графиков, таблиц, диаграмм. Поскольку большинство людей на планете визуалы, то донести информации в графическом виде будет проще. Ну а если у вас продвинутая и креативная команда, попробуйте метод «бизнес-салфетки».
Не пренебрегайте качеством проведения стратегической сессии. Даже если ваша компания состоит из 3-х человек. Ведь как вы поймете, что нужно делать, если не определите, куда хотите двигаться? Задавайте направление осознанно и обоснованно.
«Стратсессия» — полезный инструмент, а не потраченное время. Что делать, если у вас не так
HR-директор Студии Олега Чулакова
Во многих публикациях нередко мелькает мысль, что любой компании надо проводить стратегические сессии. При этом они часто проходят впустую из-за отсутствия должной подготовки, неправильной организации и непонимания цели мероприятия в целом.
HR-директор Студии Олега Чулакова Анна Ганичева рассказывает обо всех нюансах стратегических сессий и делится опытом недавно проведенного мероприятия.
Что такое стратегическая сессия
Стратегическая сессия — это совещание высшего руководства и ключевых сотрудников, где принимаются важные для компании решения относительно рынков, клиентов, партнеров, направлений развития и бизнес-модели.
Цель стратегической сессии
Тут все индивидуально, у каждой компании она своя. Чаще всего цель — принятие решения о развитии организации. Это и вопросы, связанные с конкретными проблемами, и генерация идей на будущее, и выбор новых направлений развития.
Для своей стратегической сессии мы обозначили следующие цели как приоритетные:
Признаки того, что пора провести сессию
Как правило, встречаются такие факторы:
Кто участвует
Заказчиком всегда выступает собственник компании. Обычно он и определяет состав участников. Важно, чтобы соблюдался принцип охвата всех стратегически важных направлений организации.
Кто, как правило, присутствует на сессии:
В нашем случае участвовали и топ-менеджеры, и middle-менеджмент. Последние постоянно контактируют с линейными специалистами, поэтому могут рассказать о положении дел, а сами мотивированы транслировать стратегические цели подчиненным и способствовать их реализации.
Кто должен вести стратегическую сессию
Для того чтобы сессия прошла эффективно, роль ведущего стоит доверить эксперту-фасилитатору, у которого есть опыт проведения таких мероприятий с компаниями, схожими по масштабу и запросу.
Это представитель третьей стороны, который не предлагает конкретные решения, а помогает участникам сессии выработать их самостоятельно в рамках отведенного времени. Отдать функцию фасилитатора собственнику или кому-то из остальных — идея провальная. Исполнять роль арбитра и при этом полноценно участвовать в обсуждении не получится.
На что мы обращали внимание при просмотре портфолио:
Подготовка к стратегической сессии
Сначала фасилитатор задает вопрос собственнику: «Что вы хотите получить в результате сессии?» В нашем случае озвучили задачу по выработке стратегической цели на три года. Затем выделили три блока:
Всем руководителям предложили проработать их для составления плана реализации стратегии. После этого фасилитатор провела анонимный онлайн-опрос участников предстоящей сессии, чтобы понять видение по поводу:
После этого создали сценарий мероприятия, который финально согласовывался с Олегом.
Организационные вопросы
Чтобы сессия прошла комфортно и продуктивно, мы соблюдали несколько правил:
Что происходит на стратегической сессии
У нас мероприятие стартовало с выступления собственника, где он представил результаты работы компании за последние пять лет, рассказал о причинах проведения сессии и озвучил результаты, к которым необходимо прийти.
Работа поделилась на несколько этапов:
По этим этапам прорабатывались все три блока:
Во время сессии команды перемещались и перемешивались. В итоге мы получили несколько исписанных флипчартов с идеями и проработанными планами их реализации по всем направлениям.
На что обращать внимание во время сессии
Что происходит после сессии
После успешной сессии важно воплотить принятые решения в жизнь. Увы, часто происходит так, что команда снова погружается в операционные задачи, а дела стратегические откладываются на потом.
Мы уже начали реализовывать следующее:
Основные выводы
Что мы отметили для себя по итогам:
Как достичь максимума
Фото на обложке: Shutterstock/Peshkova
Изображения в тексте предоставлены автором
Стратегическая сессия – как правильно подготовиться
торая половина года – период активного проведения стратегических сессий. Компании готовятся к периоду бюджетирования на следующий год и хотят уточнить свои стратегические приоритеты. Часто заботы по организации сессии ложатся на HR-директора. Но если просто вырвать сотрудников из суеты и вывезти их за город, они от этого не начнут мыслить стратегически, и от сессии будет очень мало толку.
Качество сессии – прямое продолжение культуры компании. Если в компании приветствуется открытый диалог, если в ней топ-менеджеры не столько «закрывают функции», сколько определяют путь развития компании, таких людей есть смысл везти на сессию. Если стратсессию проводит компания с авторитарной культурой управления, то ее лучше стоит проводить без первого лица. Если проводить вообще.
Качество сессии – прямое продолжение уровня знаний и мышления топ-менеджеров. Если топ-менеджеры – это просто функциональные директора, то каждый из них, словно тот человек, работающий молотком, видит весь мир гвоздями. Директор по логистике понимает все про логистику, директор по продажам – про каналы сбыта. А кто понимает про бизнес? Про клиента? Про цепочку создания ценности? Когда директор, а когда никто. Иногда маркетолог. Если все эти узкие специалисты сядут за один стол, они не сумеют создать цельной картины. Если в вашей компании это так, нужно заранее, хотя бы за месяц, максимально глубоко вовлечь всех директоров в обсуждение рынка, клиентов и их ценностей, порисовать цепочки создания ценности внутри компании, обсудить, как каждый из отделов влияет на итоговую ценность. Если незадолго до сессии ее будущие участники смогут ознакомиться с опытом передовых компаний, «расширить сознание» перед тем, как будут обсуждать собственную судьбу, это существенно повысит качество будущей работы. Иначе самым инновационным предложением на сессии станет экономия ФОТ.
Качество сессии – прямое продолжение маркетинговой работы в компании. Предположим, у нас есть креативный, активный и позитивно мыслящий директор по производству, который очутился на сессии. У него множество идей, и он настойчиво им всем предлагает. Но если он, по причинам, указанным выше, редко покидает свое производство и мало что знает о том, что творится вокруг, он может предложить прекрасную, но нереализуемую с рыночной точки зрения идею. Что делать с этой идеей? Бить производственника по рукам? Нельзя, иначе это будет его последней идеей. Как минимум за несколько дней до сессии отдел маркетинга должен создать и распространить справку о состоянии рынка для всех участников, изложенную понятным им языком. Что происходит на рынке, куда он движется и почему.
Качество сессии – прямое следствие качества подготовки. Я начинаю подготовку за месяц-полтора, проясняя цели и задачи всех участников процесса, в первую очередь собственника, директора, некоторых топ-менеджеров. Для этого достаточно поговорить с ними хотя бы по скайпу. Прояснение целей – задача модератора. Кроме того, HR-директор должен ввести модератора в курс того, какова культура компании, какие приемы проведения сессии будут приняты аудиторией, а какие отвергнуты. Например, часто для проведения сессий приглашают коучей. Но если коуч никогда не был сам руководителем компании, он не всегда понимает, как отзовутся в аудитории стандартные коучерские приемы. Коучи любят вовлекать, любят игры, но это ложится хорошо далеко не на каждый коллектив – и это нужно знать и предусматривать заранее. Модератор сессии должен ознакомиться с ключевыми рыночными особенностями, трендами, положением компании на рынке.
Сессия – это просто «мозговой штурм» и не мероприятие командообразования. Командообразование является, в моем представлении, скорее побочным эффектом сессии. Конечно, если группа «включилась», если появились новые идеи, если внезапно, с ощущением сложившегося паззла, у всех участников собралась воедино общая картина – эти люди выйдут с сессии не такими, как пришли на нее. Но чтобы это случилось, модератор должен не просто уметь «раскачать» людей – это должен быть человек с бизнес-опытом и бизнес-мышлением, а не массовик-затейник, пусть и весьма одаренный.
Хорошо подготовленная и проведенная стратсессия может придать компании существенное ускорение, открыть новые горизонты, сплотить коллектив. Плохо проведенная сессия, наоборот, оставит горькое послевкусие и отбросит команду еще дальше назад. Однажды я проводил сессию в коллективе, где она стала то ли пятой, то ли шестой по счету. Все предыдущие казались членам команды пустым препровождением времени в их законный выходной, и когда собственник объявил о новой сессии, топ-менеджеры, не особо скрываясь, закатили глаза, как подростки. Мне стоило большого труда включить их в работу, и время, потраченное на это, было «украдено» у тех, на самом деле, немногих продуктивных часов, которые есть в команды во время двухдневной сессии.
Два дня работы топ-менеджеров стоят очень дорого. Два неэффективных дня работы топ-менеджеров стоят еще дороже, так как «шлейф» неэффективной работы тянется за ними еще долго. Проведите свою сессию эффективно!