что означает субординация на работе

Кто обязан ее соблюдать

Свойственна она не только подчинённым. Обязанности любого руководителя предполагают аналогичное соблюдение принципов деловой этики, отдачу распоряжений, имеющих корректную форму, отсутствие попыток унижать младших по должности и критиковать их личные качества.

В деле подачи подчинённым начальственных приказов всегда существует определенный порядок. Одновременно с этим каждый сотрудник обязан иметь представление о приемлемых формах, принятых в данной организации, в которых руководству докладывается, как проделана работа. В определенных ситуациях сотрудник нижестоящего уровня имеет право на обжалование действий того, кто является его непосредственным начальником.

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работе

Почему субординация на работе так важна

Где о ней написано

Ознакомить нового сотрудника с основными принципами корпоративной этики следует непосредственно по приеме на работу. Это происходит в процессе переговоров о его функционале, служебных полномочиях и обязанностях.

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работе

Какой она бывает

Настоящий начальник, придерживающийся правил корпоративной культуры, никогда не допустит панибратства по отношению к тем, кто занимает низшие должности. Во избежание рабочих неурядиц дистанция должна соблюдаться всегда, причём взаимным образом. Ведь случаются ситуации некорректного поведения и со стороны сотрудников по отношению к руководителю. Выражаться это может в подшучивании или неуместном категоричном тоне.

Начальник всегда прав?

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работе

Чрезмерно авторитарному стилю руководства сопутствует сниженный уровень инициативы работников. Когда от начальства идет лишь постоянный поток команд, распоряжений и приказов, подчиненные автоматически перестают интересоваться сутью производственного процесса и бывают сосредоточены лишь на слепом (порой формальном) выполнении пунктов инструкции. При возникновении внештатных ситуаций ответственности от них ждать не приходится, как и правильного решения, не подкрепленного приказом руководства.

Гибкий стиль взаимодействия с подчиненными гораздо продуктивнее. Руководитель вполне может позволить себе некоторые отступления от правил в тех ситуациях, когда требуется выслушивание независимой точки зрения. Именно на такой случай проводятся совещания и мозговые штурмы, когда решение бывает принято путем приложения совместных усилий, и оптимально прорабатывается план дальнейших операций.

Как общаться с равными

Попытки принижения и постоянной беспредметной критики сослуживцев неприемлемы. Любой сотрудник, исповедующий данную линию поведения, рискует безвозвратно испортить отношения в коллективе. Да и не каждый из руководителей станет терпеть в рабочей среде склочника.

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работе

Не секрет, что в любом коллективе порой встречаются случаи попыток перекладывания сотрудниками собственных обязанностей на плечи коллег, используя, к примеру, дружеские отношения. Но бездельника на рабочем месте рано или поздно всё равно вычисляют и наказывают как в дисциплинарном, так и в денежном смысле.

Когда заместитель директора не у дел

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работе

Другие ошибки

Очень часто встречаются случаи обращения к руководству высшего звена, минуя непосредственного начальника. О возникшей проблеме прежде всего принято извещать непосредственно главу подразделения.

О грубости и бестактности

Если критиковать начальника за его спиной, такое поведение не только нарушает субординацию, но и является откровенно неэтичным. Такая критика рано или поздно дойдет до ушей руководства. А больше всего рискуют те, кому «хватает ума» подчеркнуть некомпетентность начальника в случае возникновения публичного конфликта. Подрыва собственного авторитета руководство, как правило, не прощает никому.

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работе

Критикуя сотрудника или подчинённого, важно придерживаться стремления улучшить работу как его лично, так и всей организации. В попытках обсуждать поведение не должно прослеживаться стремления унизить или продемонстрировать власть.

Порой в больших и маленьких коллективах субординация на работе, как и этика делового общения, отсутствуют напрочь. Особенно грешат этим небольшие структуры, где все друг друга знают достаточно хорошо. Обращение на «ты» не всегда уместно в деловой среде, размывает грани между начальством и подчиненными, а младшему по должности в такой атмосфере трудно воспринимать руководство в истинном свете. У него снижается мотивация к безоговорочному выполнению указаний.

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работе

Чего следует опасаться

Какие последствия несет в себе несоблюдение субординации на работе? Все проявления панибратских отношений с начальством, отсутствие выполнения его указаний, некорректная критика, так или иначе, сказываются на деловых устоях предприятия и заметно снижают авторитет руководства. В качестве последствий в таких корпорациях можно наблюдать разгул дисциплинарных мер воздействия в виде выговоров, замечаний, лишений премиальных и т. п. Ну а крайней мерой расплаты за погрешности против субординации служит увольнение.

Источник

Субординация – что это такое? Важна ли субординация на работе?

Создание на рабочем месте благоприятной атмосферы, располагающей к труду – главная цель предусмотрительного руководителя, желающего повысить производительность сотрудников предприятия. Психология манипуляции и способ иллюзорного премирования становятся нецелесообразными решениями начальника, ведь подчиненные могут затаить на него обиду, узнав истинные намерения босса. В сложившейся ситуации нарушается душевное равновесие работника, в сознании которого появляются и процветают негативные мысли. Подобные факторы отрицательно сказываются на рентабельности компании, поэтому важно вовремя провести внутреннее собрание, определив правила поведения всех участников коллектива.

Субординация на работе

Для начала выясним, что такое субординация на работе? По определению это значит деловые отношения между начальником и подчиненным, которые выстраиваются по принципу иерархической лестницы. Соблюдение субординации – обязательное условие для отношений «подчинённый – начальник» либо же «старший – младший». Такая система способствует поддерживанию рабочей атмосферы на производстве или в офисе. Более того, соблюдение субординации предупреждает возникновение и развитие конфликтов на предприятии.

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работеСоблюдение субординации – обязательное условие для отношений «подчинённый – начальник»

Как устанавливается субординация?

Любое предприятие должно располагать документацией, которая призвана определять трудовую иерархию, так речь идёт о следующих документах:

Следует отметить, что соблюдение служебной субординации на работе обязательно для всех сотрудников любого предприятия

Различают два вида субординации: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная субординация

Вертикальная субординация является моделью взаимоотношений между начальством и подчинённым, то есть по принципу «сверху вниз». Речь идёт о том, что, к примеру, начальник отдела не должен допускать панибратских отношений со своими работниками. Сотрудники не должны позволять себе подшучивать над людьми, занимающими более высокие должности, то есть при вертикальной субординации соблюдается чёткая иерархия.

Если говорить о плюсах вертикальной субординации, то речь идёт:

Однако вертикальная субординация обладает и некоторыми минусами:

Словом, при обсуждаемом виде субординации начальники нередко «перегибают палку», а в результате проигрывают все: начальники, сотрудники и компания в целом, – в связи с чем субординировать нужно, что называется, с умом.

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работеВертикальная субординация является моделью взаимоотношений между начальством и подчинённым

Горизонтальная субординация

О горизонтальной субординации говорят, когда имеют в виду общение между собой людей, занимающих равные должности. Это могут быть руководители разных отделов или работники одного структурного подразделения предприятия или компании.

При горизонтальной субординации на первый план выходят другие правила общения, при которых приветствуется взаимоуважение, равноправие, взаимовыгодное партнёрство. Преимущества такой модели отношений в любом коллективе очевидны, поскольку при должном отношении к работе совместное сотрудничество будет плодотворным и долгосрочным.

Только при наличии уважения сотрудников к идеям друг друга создаются реальные предпосылки для возможности долгой совместной работы, результатом которой может стать создание чего-то поистине стоящего.

Однако и горизонтальная субординация имеет свои минусы, связанные с необходимостью:

Как поддерживать субординацию на работе?

Возможно ли наказание сотрудника за нарушение правил субординации на работе? Возможно, а потому все члены рабочего коллектива должны соблюдать ряд правил, которые будут способствовать поддержанию субординации на работе.

Особенности субординации на рабочем месте

Субординация на работе предполагает наличие определённого языка жестов, с которым должны быть ознакомлены сотрудники и руководство компании

Деловое общение становится более обстоятельным, а иерархическое положение человека можно без труда определить по ряду поведенческих признаков.

Что делать, если подчиненный не соблюдает субординацию в коллективе?

Субординация должна соблюдаться, иначе на работе порядка не будет. Однако что делать, если подчиненный не соблюдает субординацию в коллективе? Вообще такое поведение подчинённого работника свидетельствует о том, что начальнику не удалось выстроить в коллективе правильные отношения. Иногда неуважительное отношение сотрудников к своему боссу обусловлено его некомпетентностью.

Кроме того, следует отметить, что подчинённый должен уважительно относиться к начальнику, однако и боссу не стоит пренебрегать правилами хорошего тона, поскольку «начальственное положение» не даёт ему права повышать голос на подчинённых, а уж тем более оскорблять их. По большому счёту, начальник просто обязан быть для подчинённых примером для подражания, в том числе и в вопросе соблюдения субординации и уважительного отношения к сотрудникам.

Что же делать в случае конфликта с коллегой? Кто кому должен уступить? Кто кого должен слушать? Здесь всё зависит от ваших человеческих качеств. Когда люди понимают, что в офис они ходят чтобы работать, а не выяснять отношения, тогда и работа клеится куда лучше. Кстати, несоблюдение субординации на работе по статье 192 ТК РФ «Комплекс взыскательных мер за нарушение субординации на рабочем месте» предполагает следующие виды наказаний:

Основные составляющие субординации в условиях работы – тактичность и уважительное отношение, их должны придерживаться все сотрудники предприятия, включая руководителя

О принципе субординации в семье

А теперь поговорим о том, что такое принцип субординации в семье. Понятие субординации в семейных взаимоотношениях опирается на критерии «старший – младший». В традиционных семьях главой семьи является муж. Укрепление лидерства мужчины произошло ещё в эпоху патриархата, отголоски этого можно увидеть во многих семьях, в которых чтут принципы домостроя и большое значение придают христианской морали.

Субординация в семье строится на двух основных принципах, так речь идёт:

Однако следует констатировать, что в современных семьях роли часто перепутываются: женщина зарабатывает больше мужчины, трудится за двоих и т.п.. В связи с этим понятие семейной субординации как бы размывается. Мужчины в таких семьях уже не чувствуют себя авторитетом, чему в немалой степени способствуют женщины, перманентно подчёркивающие своё превосходство. В семьях, где царит уважение, субординация соблюдается независимо от того, кто сколько зарабатывает.

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работеВ традиционных семьях главой семьи является муж

Субординация в школе

Вообще субординация – это следование принципу «младшие должны уважать старших, а подчинённые – начальство». В связи с этим совсем неудивительно, что понятие субординации в школе является весьма актуальным, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что в наше время под словом «субординация» подразумевается не просто прямое подчинение, но ещё и поведение, которое демонстрирует уважение старших по званию, статусу или должности. Соблюдение субординации является обязательной частью отношений в формате «старший – младший».

Учитель должен выстраивать со всеми учениками доверительные отношения, но при этом держать с ними соответствующую дистанцию

Недопустимо обзаведение преподавателя любимчиками, как, впрочем, и не должно быть учеников-изгоев. Вообще соблюдение в школе субординации чрезвычайно важно, поскольку от этого зависит возникновение уважения между учителями и учениками, поддержание дисциплины на уроках, что напрямую влияет на качество преподавания и усвояемость детьми знаний.

Кроме того, субординация в школе должна соблюдаться и между преподавателями, так, к примеру, совершенно неприемлемо обращение одного учителя к другому с использованием уменьшительного имени – чего-то вроде «Верунчик или Валюшка». Учителя не должны в присутствии детей демонстрировать романтические отношения, даже если таковые имеют место и пр.. Субординация в школе – это, прежде всего, уважительное отношение учителей и учеников друг к другу.

Источник

Нужна ли фирме субординация?

Если корпоративная этика позволяет не придерживаться строгого дресс-кода и обращаться к вышестоящему начальству на «ты», это еще не означает, что от работников не требуется соблюдение субординации.

Служебная иерархия

Под этим понятием понимается служебные отношения, отражающие иерархию в компании, когда подразделение нижнего звена подчиняется своему начальнику, а он, в свою очередь, вместе со своим подразделением, подчиняется руководителям следующих, более высоких, зон.

. распоряжения, которые топ-менеджер раздает руководителям подразделений, а они – «своим» работникам, а также четкая реализация поставленных задач и отчеты об их выполнении, – все это определяется правилами субординации.

Если внешний вид не влияет на выполнение трудовых задач, а, значит, и на коммерческий успех фирмы, то субординация на деле помогает обеспечивать внутренний порядок и эффективность деятельности компании. Потому что распоряжения, которые топ-менеджер раздает руководителям подразделений, а они – «своим» работникам, а также четкая реализация поставленных задач и отчеты об их выполнении, – все это определяется правилами субординации. И если «канва соподчиненности» разбалансируется, грубо говоря, подчиненные перестанут воспринимать непосредственного руководителя как человека, распоряжения которого – не повод для дискуссии, а руководство к действию, то рабочие планы и проекты рискуют остаться незавершенными.

Фиксация нарушения

Тем не менее, нарушение субординации – отнюдь не редкость. Как правило, оно выражается в нарушении трудовой дисциплины. Статья 192 ТК РФ за такое поведение определяет несколько мер взыскания: замечание, выговор и увольнение. При этом очень важно, чтобы нарушение было грамотно зафиксировано: имелась докладная или акт с подробным описанием проступка, этаже «объяснительная» провинившегося сотрудника.

При этом очень важно, чтобы нарушение было грамотно зафиксировано: имелась докладная или акт с подробным описанием проступка, этаже «объяснительная» провинившегося сотрудника.

Не менее важно зафиксировать обязанность соблюдать субординацию в локальных актах, например, во внутренних правилах трудового распорядка, и в должностную инструкцию. Однако имейте ввиду – у каждого руководителя и подчиненного может быть свое представление о границах дозволенного. Поэтому во внутренних правилах трудового распорядка или должностной инструкции обязательно нужно как можно подробнее изложить, что именно считается субординацией и ее нарушением. Кроме этого при приеме на работу необходимо ознакомить работников с этими документами «под роспись». Тогда при возникновении инцидента привлечь распоясавшегося сотрудника к ответу будет вполне реально.

Судебная практика

Во всяком случае, это удалось сделать астраханским судьям, когда к ним обратилась обиженная сотрудница юридического отдела одного предприятия, которую начальник наказал дисциплинарным взыскание за нарушение трудовой дисциплины и несоблюдение субординации в отношениях с руководителем (девушка в рабочее время слушала музыку). Основанием для издания соответствующего приказа послужила докладная непосредственного начальника подразделения, и акт о неудовлетворительном исполнении трудовых обязанностей.

Не забыло руководство и об объяснительной записке наказанной сотрудницы. В ней девушка указала, что в правилах внутреннего трудового распорядка их компании не содержится прямого запрета на прослушивание музыки на рабочем месте, а факт нарушения субординации не установлен, как не учтены и тяжесть и обстоятельства совершенного ею проступка. Она подчеркнула, что свои должностные обязанности она всегда исполняла хорошо и никаких нареканий на этот счет не было.

Когда же данный спор оказался в суде, служители Фемиды напомнили истице, что при приеме на работу ее «под роспись» ознакомили с должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка. И в каждом из этих документов было указано, то работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, то есть подчиняться в процессе трудовой деятельности правилам поведения, эффективно использовать рабочее время в интересах работодателя, не заниматься посторонними делами несоответствующими трудовым обязанностям, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и субординации и правила делового поведения.

Судьи поддержали работодателя. Они объяснили, что у компании действительно имелись основания для дисциплинарного взыскания. Ведь сотрудница нарушила требования, установленные правилами внутреннего распорядка и ее трудовой инструкцией, и проступок был четко зафиксирован в соответствии с установленным законом порядке (кассационное определение Астраханского областного суда от 12.10.2011 г. по делу № 33–3280/2011).

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работе

Помогайте Вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Посмотрите наш каталог >>

Источник

Понятие субординации на работе, ее разновидности и регламентация

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работеСубординация – это правила делового этикета, определяющие взаимоотношения между сотрудниками коллектива. Термин обозначает порядок общения с вышестоящим руководством и между подчиненными. Это уважение авторитета начальника, выполнение его приказов, умение проявить собственную инициативу, выделение ниши для каждого работника. Руководство также должно соблюдать деловую этику, отдавать распоряжения в корректной форме, без унижений и критики личных качеств младшего по должности.

Существует определенный порядок отдачи приказов начальником подчиненным. В свою очередь, рядовые сотрудники должны уметь докладывать руководству о проделанной работе по форме, принятой в организации.

Сегодня много говорят о деловом партнерстве, которое позволяет каждому сотруднику почувствовать себя членом единой команды, что идет на пользу общему делу. Партнерство помогает правильно выстраивать приоритеты, намечать цели, стремиться к их достижению.

Субординация поддерживает здоровую обстановку в коллективе, исключающую конфликты, фамильярность, оскорбления и пренебрежительное отношение между руководителем и подчиненным.

Чем она регламентируется?

Если на предприятии отсутствуют установленные правила, это вносит сумятицу в рабочий процесс. Каждый сотрудник должен знать, к кому из сослуживцев можно обратиться за советом, кто может потребовать подчинения, а кто обязан выполнять его распоряжения. В крупных структурах обычно указывается, какие подразделения находятся в подчинении у других.

Регламентируется субординация определенными приказами, инструкциями, уставом организации. Для определения служебной иерархии также используются документы:

В некоторых структурах, например, в армии, подразумевается ношение знаков отличий (форма, погоны). Однако в маленьких компаниях субординация чаще всего строится только на авторитете руководителя.

Познакомить нового члена коллектива с корпоративной этикой следует сразу при приеме на работу, когда оговариваются его служебные обязанности и полномочия.

Об основных правилах деловых взаимоотношений вы можете узнать из следующего видео:

Разновидности субординации

Вертикальные служебные взаимоотношения

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работеЭто деловые отношения сверху вниз (между начальником и подчиненным) и снизу вверх (сотрудник низшего звена и руководство). Когда говорят о вертикальных взаимоотношениях, предполагают подчинение приказам руководителя структурного подразделения или организации.

Хороший начальник не допустит панибратских отношений с младшими по должности. Чтобы избежать рабочих неурядиц, следует держать дистанцию, причем с обеих сторон. Порой сотрудники ведут себя некорректно по отношению к начальству, подшучивают над ним, говорят категоричным тоном. Фамильярные работники, забывающие о правилах субординации, первыми попадают под сокращение.

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работеС другой стороны, высокомерие или презрительное обращение с подчиненными создает нездоровую рабочую обстановку. Авторитарный стиль руководства приводит к подавлению инициативы персонала. Когда начальник отдает только приказы и распоряжения, работники перестают вникать в суть происходящего процесса и слепо выполняют инструкции. Если возникнет внештатная ситуация, подчиненные не возьмут на себя ответственность и не смогут принять правильное решение без соответствующего приказа.

В некоторых случаях руководитель может отступить от правил, если ему необходимо выслушать независимую точку зрения на проблему. Для этого существуют производственные совещания, на которых совместными усилиями принимается решение, намечается план дальнейших действий. Временное отступление от правил также приемлемо для выявления и продвижения наиболее инициативных и креативных сотрудников.

Горизонтальные взаимоотношения

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работеЭто общение между собой сослуживцев, работающих в одной нише. Сюда можно отнести взаимоотношения руководителей равного уровня. В горизонтальных отношениях приемлемо равноправие и партнерство.

Корпоративная этика подразумевает доброжелательность между коллегами, распределение работы поровну. Не нужно принижать и бесконечно критиковать своих сослуживцев и самореализовываться за их счет. Такое поведение испортит отношения с коллективом, кроме того, не каждый руководитель поддерживает нечестную игру.

Другой вариант – стремление переложить свои обязанности на плечи соратника, например, пользуясь дружескими отношениями. Бездельничество на работе рано или поздно будет замечено, а получение премии станет под угрозой.

О том, как заполнять личный листок по учету кадров, смотрите здесь.

Частые ошибки

что означает субординация на работе. Смотреть фото что означает субординация на работе. Смотреть картинку что означает субординация на работе. Картинка про что означает субординация на работе. Фото что означает субординация на работе

Последствия несоблюдения

Панибратство с начальником, невыполнение указаний, критика в его адрес подрывают деловые устои и авторитет старшего по должности.

Последствия не заставят себя ждать: замечание, выговор, лишение премии. Увольнение – крайняя мера за нарушение трудовой дисциплины и субординации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *