что означает суздаль в переводе

Тайна названия города Суздаль

Всякому оставляю на произволение, како кто соизволит рассуждати, в том всяк своему рассуждению да последует…

Анания Федоров

У местных жителей и туристов Суздаль на устах, но никто с точностью не может сказать, что означает название этого города. Тайна его происхождения теряется в толще веков. Название ни одного русского города, пожалуй, не вызывает до сих пор такого живого интереса и обилия всевозможных версий, легенд и гипотез. Обилие толкований отчасти было порождено тем, что авторы подвергали анализу позднее название города—Суздаль, не зная или забыв, что впервые оно упоминается в Лаврентьевской летописи в форме Суждаль (1). Так как корень Сузд не давал никакой аналогии в славянском или русском языках, то легко было предположить, что название досталось в наследство от первых поселенцев края— финно-угорских племен. Эта гипотеза неубедительна, но удивительно живуча.

что означает суздаль в переводе. Смотреть фото что означает суздаль в переводе. Смотреть картинку что означает суздаль в переводе. Картинка про что означает суздаль в переводе. Фото что означает суздаль в переводе

Архитектор Ю. В. Ранинский предлагает исходить из двух слов современного венгерского языка: «сюз»— девушка и «дал»- песня (2). Получается нечто вроде «девичьей песни» и может означать место, «славившееся наиболее звучным и лиричным исполнением обрядовых, ритуальных или бытовых песен, красочными девичьими хороводами». Археолог М. В. Седова считает, что «название Суздаля непереводимо из славянских языков и находит объяснение в финских языках, где susi означает «волк» (3).

Напомним читателю, что впервые обстоятельно попытался дать объяснение названию города суздальский историк XVIII века, ключарь Рождественского собора Анания Федоров. В своей рукописной книге «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» (4) он пишет, что «грады именование себе имеют ово от рек, ово же от каковых-либо знаменований, или от созидателей». В первой главе он приводит древнейшее народное предание, что в незапамятные времена один из князей «изобрете место, и ту заложи град, и по великому своему суждению нарече Суждалъ»(5).

Таким образом, первое объяснение названия города было русским, его довольно убедительно подтвердил и развил историк Анания Федоров.

В книге М. Н. Тихомирова «Древнерусские города» написано: «Название «Суздаль» трудно объяснить из славянского языка, если не считать, что окончание «ль» надо понимать так же, как в словах «Ярославль», «Ростиславль», «Изяславль», т. е. видеть в нем указание на строителя: Суздаль, или Суждаль,— город Сузда или Сужда»(6).

Однако окончание «ль» встречается в названиях городов Переяславль и Перемышль, которые образованы от глаголов переславитъ (перенять славу) и перемыслить (передумать), т. е. от знаменований.

Окончание «ль» весьма характерно для отглагольных существительных. Видетъ — невидаль (нечто заурядное;), гибнуть — гибель, погибель, купать—купель, рубить — рубль (монета), качать — качель, качели. Кстати, в некоторых источниках название нашего города употреблялось в форме множественного числа—Суждали (7).

В середине XIX века известный ученый-славист Франц Миклошич выдвинул славянскую версию происхождения названия Суздаль, но она, не получив широкого распространения, была забыта. В 1975 году в статье «Снова о названии Суздаль» идеи Ф. Миклошича возродил советский этимолог, член корреспондент АН СССР О. В. Трубачев. Суть этой версии излагается в книге «По городам и весям «3олотого кольца» М. В. Горбаневского и В. Ю. Дукельского. Топоним Суздаль, считают они, произошел от славянского глагола съзъдати, т. е. создать. Глагол съзьдати имел первоначальное конкретное значение «слепить из глины». О. В. Трубачев приводит пример из азбуковника XVII века: «Здание, еже есть глинян сосуд, или храмина».

«Здание первоначально могло означать все слепленное из глины, начиная от посуды и кончая постройкой, домом. Так тесно были связаны ремесло и градостроительство, точнее говоря, строительство зданий из кирпича» (9),— пишут М. В. Горбаневский и В. Ю. Дукельский, поддерживая версию Ф. Миклошича и О. Трубачева. В качестве доказательства они упоминают, что при археологических раскопках в Суздале была обнаружена печь для обжига кирпича XI—XII вв. и остатки фундамента Успенского собора Владимира Мономаха конца XI века — первого каменного здания в Суздале. Из чего делают вывод, что название городу дали по этому «характерному, наиболее бросающемуся в глаза признаку» (10), забывая о том, что первое упоминание о городе относится к 1024 году, когда все постройки здесь, как и повсюду, были деревянными.

Археологи, историки возникновение города Суздаля склонны датировать X веком, т. е. периодом славянской колонизации края. Понятие «город» славянское, означазт укрепленное место. Дома, церкви, городские укрепления рубили из дерева, которого на Руси было много. В первую очередь возводилось жилье и потом уже земляные валы и деревянная крепость. Процесс строительства жилых и оборонительных сооружений был общей заботой, требовал много времени (вспомним поговорку «Москва не сразу строилась»), взаимодействия большого количества людей, коллективного труда и творчества. На это указывает приставка «со» в глаголах создавать, созидать, созиждить. В. И. Даль в своем знаменитом словаре толкует их как делать, воздвигать, строить. Мы отдаем предпочтение паре созидать — созиждить потому, что Владимир Иванович пишет: «Создают мгновенно, а созидают исподволь» (11).

Лингвист В. П. Нерознак предположил, что «вариант Суждаль возник под влиянием формы зижду, строю» (12).

Думается, что длительный, кропотливый процесс строительства города, обозначенный глаголом созиждить, завершился результатом: существительными—сузиждаль, Суздаль или суждаль. Сам язык в данном случае дает возможность выбора. Почему бы не назвать так город «понеже бо построен бысть во всей той стране он первым»?! (13).

А как же «со» перешло в «су»? М ожет возникнуть вопрос.

«Измененье «со» на «су» в иных словах обычно» (14),— утверждает В. И. Даль. Это происходит чаще как раз в отглагольных существительных: согревать — сугроб, составлять— сустав, содрогаться— судороги, согревать — сугрев (печное, избное тепло), сопротивляться—супротивник, сомневаться — су мнение и т. д.

Интересно, что Суздаль в значении «то, что построено», не вступает в противоречие с вариантом Суждаль, даже наоборот, согласуется с объяснением, которое привел Анания Федоров, что князь «изобрете место, и ту заложи град, и по великому своему суждению нарече Суждаль». Ведь в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля глаголу созиждить приписываются два равноценных; значения: изобретать, вымышлять, сочинять, составлять мысленно, или на деле, воздвигать, строить (15).

Как бы там ни было, хорошо сказал о Суздале автор поэм «Суд памяти» и «Даль памяти» лауреат Ленинской премии Егор Исаев: «Я не знаю какого рода название этого города— то ли мужского, то ли женского. Я все время вслушиваюсь, всматриваюсь, вдумываюсь в это имя— Суздаль. То есть союз далей, узел далей. Суздаль. Сколько раз сюда ни приезжаешь, Суздаль все дальше, всегда недосмотренный остается, всегда недолюбленный. Здесь каждый камень глубок. Суздаль— это даль. Даль в истории, даль в глубине. Без этой исторической дали нет объема, нет ощущения современности» (16).

Источник: Белов Ю. Суздаль: Путеводитель:- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1986.-159 с.

Источник

История названия Суздаль

Пожалуй, не так много в России городов, названия которых по красоте звучания могут сравниться с Суздалем. На протяжении не одного десятилетия происхождение названия Суздаля не давало покоя многим ученым-историкам. Но, несмотря на тщательные исследования, загадка имени «суздаль» до сих пор не раскрыта.

Многочисленная группа учёных склоняется к угро-финскому происхождению слова «суздаль», поскольку территория современного города Суздаля находится как раз в месте расположения большого числа географических названий угро-финского происхождения. Важно отметить, что данная точка зрения, которой, к примеру, придерживался академик А.А.Шахматов, имеет недостаточную научную обоснованность, но, несмотря на это перекочевала во многие краеведческие издания и даже произведения художественной литературы.

Другим, считающимся более научно обоснованным мнением ученых-историков, является происхождение слова «суздаль» от древне-русского глагола «съзьдати» – создавать, который в то время имел значение «слепить из глины» от «зъдъ» – глина. Придерживаясь данной точки зрения, можно полагать, что название «суздаль» обозначало город «сделанный из глины» или «кирпичный».

Так же существуют и другие гипотезы происхождения названия «суздаль». Так, впервые город упоминается как Суждаль в Лаврентьевской летописи 1024 года, что могло обозначать «основатель судил быть тут городу».

Если предположить греческое происхождение, то «Суз дулус» в переводу с греческого означает «раб твой».

Кроме того, слово «сушидало», имеющее значение «осушаемое место», также могло послужить предпосылкой к названию города Суздаль.

Однако какой бы вариант происхождения названия «суздаль» не оказался верным, окончание «ль» с большой долей вероятности свидетельствует об обозначении создателя, как, например, в городах Ярославль, Переяславль и других.

Источник

что означает суздаль в переводе. Смотреть фото что означает суздаль в переводе. Смотреть картинку что означает суздаль в переводе. Картинка про что означает суздаль в переводе. Фото что означает суздаль в переводеnormanism

Экстремальный норманизм

Известно, какой необычный, и даже загадочный вид имеет форма имени древнерусского города Суздаля. Оно объявлялось не поддающимся этимологизации, а его необычность даже позволяла некоторым исследователям считать его происхождение финским в своей основе. Однако, позже было всё-таки предложено несколько славянских этимологий, имеющих на наш взгляд просто вопиющие недостатки. Поэтому к разбору существующих версий мы сейчас и перейдем, а в конце предложим свою, не имеющую указанных ниже недостатков.

Однако выход из этой щекотливой ситуации нашел В. П. Нерознак.

Суздаль действительно расположен в живописной долине реки Каменки (фото начала 20 века):
что означает суздаль в переводе. Смотреть фото что означает суздаль в переводе. Смотреть картинку что означает суздаль в переводе. Картинка про что означает суздаль в переводе. Фото что означает суздаль в переводе

Возможно, звон реки или пение птиц повлияли на название долины, как поющая.
Наша гипотеза единственная, которая может объяснить, почему Суждаль впервые под 1024 в Лавр. летописи упомянут как слово женского рода.

Въсташа волъсви в Суждали

Следующий раз Суждаль упоминается лишь под 1096 годом уже как слово мужского рода, через 72 года.

Археология полностью подтверждает скандинавское присутствие в этом месте обильем скандинавских древностей уже во время первого упоминания города:

Источник

Что с наименованием города.

Фото барельефа из Суздаля: лев с двумя хвостами
(раздвоенный хвост встречается и у чехов)

Город-заповедник расположен на реке Каменке, притоке реки Нерли, в 26 км к северу от Владимира, входит в Золотое кольцо России. Согласно археологическим данным, поселение, которое позже стало городом Суздалем, находилось в излучине реки Каменки, и вокруг него в X веке уже имелись оборонительные сооружения[9][10][11].

А в 1107 году волжские булгары (или, скорее всего, ранее упомянутые богомилы-катары – Авт.) осадили и взяли Суздаль. Возможно, что это один из эпизодов раннерелигиозных сражений на Руси.

XI—XII веками датируется курганный могильник «Мжарский» («Панки») — некрополь средневекового Суздаля, расположенный на юго-восточной окраине современного города между реками Мжарой и Каменкой [16]. Возможно, это не языческие, а раннехристианские курганы, «родового» Христианства. Первым исследователем курганов был Алексей Уваров, за два года раскопавший более 100 насыпей в Суздальском районе. Из-за принятой в XIX веке методики проведения археологических работ большая часть информации о погребальном обряде оказалась утраченной. В 20-30-е годы XX века примерно 30 курганных насыпей обследовал советский археолог Александр Дубынин, применявший на раскопках новые научные технологии. Затем работала экспедиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Института археологии РАН и исследовала около 150 погребений. В числе важнейших научных достижений экспедиции – обнаружение грунтовых могильников, которые до этого были практически не изучены, так как визуально не выявлялись на земной поверхности, фиксация особенностей древнерусского обрядового культа. В частности, были сделаны принципиально важные выводы о сохранявшихся в XI – XII веках пережитках культа огня, о системе организации межкурганного пространства и одновременном существовании курганного и бескурганного погребального обрядов. Достаточно сказать, что до 2006 года, когда суздальской экспедиции Института археологии удалось зафиксировать грунтовое погребение в селище Весь-5, единственным свидетельством того, что средневековое население Суздальского Ополья использовало грунтовый обряд, был Мжарский могильник. В нем зафиксировано свыше 350 курганов, но изучен он примерно на две трети. Видно, что в советское время к раскопкам на курганах относились на много порядков бережнее, чем при Романовых.

В Смутное время суздальцы изменили Василию Шуйскому и передали свой город тушинцам и Александру Лисовскому, который укрепил его и продержался в нём около восьми месяцев, несмотря на неоднократные попытки со стороны московского войска прогнать его оттуда. Сам этот Шуйский был изменником по отношению к Рюрикам, поэтому и отношение суздальцев понятно. В 1608—1610 годах польско-литовские захватчики причинили городу страшный ущерб, так что на его посаде уцелело всего 78 дворов [31]. В 1612 году поляки осаждали Суздаль, но безуспешно. В 1634 году на Суздаль совершили налёт крымские татары [31]. В 1644 году пожар испепелил смежную с кремлём часть посада[19]. В 1708 году город был приписан к Московской губернии в качестве провинциального города. В 1778 году город стал уездным городом Суздальского уезда Владимирского наместничества, в 1796 году — уездным городом Владимирской губернии. С XVI века в Суздале вели строительство монастырей, расширяли старые, возводили новые. К XVI веку существовало 11 монастырей (к началу XIX века сохранилось пять монастырских комплексов). В советское время было снесено 15 церквей.

Центр Суздаля: Суздальский кремль [12.] и относящиеся к Кремлю церкви у крепостных валов: Успенская (XVII век), Церковь Рождества Христова (имеет парную летнюю Никольскую церковь) (1720—1739 гг.).

Древнейшая часть города, ядро Суздаля, по данным археологов, существующее с X века. Расположен кремль в излучине реки (традиционно для городов Руси и не только: в луке реки-Авт.) Каменки, в южной части города. На рубеже XI—XII веков здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяжённостью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа. Во второй половине XV века оборонительные сооружения были укреплены и досыпаны, в 1677 году возведена рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.

Архитектурный ансамбль кремля: Рождественский собор (1222—1225), Архиерейские палаты (XV—XVIII вв), Никольская церковь (1766).

Фото: Кремль, Рождественский собор, Архиерейские палаты

Собор Рождества Богородицы. [13.]

Богородице-Рождественский собор — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля. Действующий храм и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Построен в 1222—1225 из туфообразного известняка (низкокачественного белого камня), стоит на месте плинфяного храма времён Владимира Мономаха. Нынешний собор также не дошёл до нас в первоначальном виде. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича. Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня. Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты.

Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор. Обратите внимание на саркофаги. Их форма в старом стиле.

Помещение внутри Собора.

Иконостас.

Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княжения Владимира Мономаха. По версии Георгия Вагнера, уже в 1148 году собор был разобран, после чего возведён заново, но не из плинфы, а из бутового камня. Николай Воронин и Сергей Заграевский отрицали существование собора 1148 года[18]. Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до XV века.

С.В.Заграевский.
Реконструкция первоначального вида
Суздальского собора начала XIII века[19.].

В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора. В 1528 году Геннадий, епископ Суздальский, получил от великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, позволение на перестройку соборной церкви [20.]. В результате старые стены были разобраны до аркатурного пояса с женскими масками и заменены кирпичными. Прежде трёхглавый собор получил пятиглавое завершение и в XVII веке был расписан изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к XIII веку, верхняя — к XVI. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII веков. В 1233 году собор был украшен фресковой живописью ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Фрагменты этой росписи были открыты в 1938 году. Самая важная часть находки — изображение двух старцев в верхней части южной апсиды[21]. Собор находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки.

Западные и южные врата Рождественского собора в Суздале.

Фото : помещение внутри Собора ворота

Выдающийся памятник русского прикладного искусства первой трети XIII века[22][23]. Врата состоят из деревянной основы, обитой медными листами, и украшены изображениями, выполненными в технике «огневого золочения». Западные врата содержат сцены христологического цикла и частично — богородичного, тогда как южные врата — в основном, деяния ангелов и в особенности архистратига Михаила[21][24].

Фото: Вид с Вала Кремля на город.

Комплекс архиерейских палат формировался на протяжении XV—XVIII веков как жилой дом для суздальских церковных владык. Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. С середины XX века в палатах расположен музей. Платон (Левшин) писал об этих палатах в 1792 году: «Положение места посредственное, окружено строением, но дом старинный, не малый, и по древности представляет вид важный и епископскому пребыванию приличный; покоев в нём довольно; зала в длину 10 сажен, а в ширину 8, без столпа, каковой палаты величиною едва ли где по древности есть, но жаль, что она перегорожена недавно и тем уменьшена, и что в ней было особеннаго, чрез то отнято»[2].

В настоящее время в Архиерейских палатах находится экспозиция, посвящённая истории Суздальского кремля и Суздальского края, где представлены, части древних порталов и камней соборов, древние женские украшения, наконечники стрел и боевые топоры, древние ключи, предметы домашней утвари, древние ножи и гребешки.

Никольская церковь.

В западной части кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века. Церковь Николы — один из примеров простого и древнего типа деревянных конструкций.

Успенская церковь 17в.

Успенская церковь (Суздаль)[14.]

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе — храм Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенный в восточной части Суздальского кремля. Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году. После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обретя нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко.

Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII—XVIII) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами [44.].

Церковь Рождества Христова или Христорождественская церковь — построенный в 1775 году зимний храм в Суздале, расположенный у крепостного вала в юго-восточной части кремля. Имеет парную летнюю Никольскую церковь (1720—1739 гг.).

Спасо-Евфимиев монастырь.[17.]

Мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Больной монастырь, большая крепость.

Фото Спасо-Евфимиева монастыря:

фото на:

Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках, доРомановские постройки сохранились. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, его сыном Иваном, князьями Пожарскими и др. У стен монастыря 7 июля 1445 года произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда). Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен. Скорее всего, это были разборки между разными русско-ордынскими группировками.

Спасо-Евфимиев монастырь. Тюремные постройки

В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским. Упоминается в Переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским. Князь-эмигрант пишет царю: «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны». Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Гордость собора — фрески XVI века, открытые реставраторами на фасадах, и росписи знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина (XVII век).

Монастырская тюрьма.

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников» (закрыта в 1905 году). Основную часть узников составляли нарушители устоев церковного права, определённые Синодом как сектанты: в 1826 году по Высочайшему указанию в монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви, с 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который здесь и умер, в 1829 году здесь скончался декабрист Фёдор Шаховской, с 1869 года отбывал заключение лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 году объявивший себя воплощением Святого Духа. В тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году, в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения [40.]; другие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Лев Толстой, с 1898 по 1904 годы в тюрьме содержался старообрядец Фёдор Ковалёв, похоронивший заживо 25 человек в связи с переписью населения 1897 года, с 1894 по 1902 год в тюрьме содержался архангельский благотворитель Василий Рахов, в 1900 году четыре месяца в монастырской тюрьме провёл Иван Чуриков, основатель движения чуриковцев.[41.]

Советский период

В 1923—1939 годах в помещениях бывшей монастырской тюрьмы работал политизолятор (с 1935 года — тюрьма особого назначения). Здесь содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов.

Близ восточной стены собора предположительно находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. Ныне на месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен. В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошли 8232 человека. 1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержали офицеров и генералов вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. В частности, здесь содержали фельдмаршала Фридриха Паулюса.

С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек). В 1968 году монастырь стал музеем.

Даты основания главных зданий монастыря:

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря (Собор Преображения Господня)

Спасо-Преображенский собор — кафоликон Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, памятник русского зодчества конца XVI века. Собор появился в XVI веке на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения. В 1507—1511 годах была построена маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора). Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. Однако в ходе неоднократных перестроек в последующие столетия его внешний облик был несколько искажён. В XVIII веке вокруг стен собора была выстроена галерея, а во второй половине XIX века с севера пристроен придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился. Роспись была выполнена в XVII веке артелью художников под руководством Гурия Никитина. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а в конце 1970-х годов началась кропотливая работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена. В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями. В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо. Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия.

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1670—1680 годах вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 м. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 м сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами русского узорочья. Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь.

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен. Самым ранним каменным сооружением монастыря является Спасская церковь, поставленная над могилой Евфимия Суздальского в 1507—1511 годах и впоследствии превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора (1594). Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII веке его украсили наружной росписью. В XVIII веке стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй половине XIX века к нему пристроен придел Сергия Радонежского. Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой. Собор был украшен росписью ещё в XVI в., но к середине XVII в. эти фрески уже пришли в ветхость и в 1689 г. их сменила новая роспись. Эта роспись до сих пор не расчищена от поновлений 1865 и 1877 годов.[43.]

Монастырская звонница.

Состоит из нескольких построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и разнообразно декорированной трёхпролётной галереи звонов XVI—XVII веков. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. Монастырские колокола XVI века не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-х годах. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.

Успенская трапезная церковь.

Сооружённая в последней четверти XVI века, расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — Архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но примерно с конца XVIII века в нём проживал архимандрит монастыря.

Ещё одна допетровская постройка монастыря — Братский корпус, построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских келий. Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII века, являются южная часть здания и весь первый этаж. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками.

Никольская больничная церковь

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 году в северо-восточной части монастыря. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола, и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их перезвон.

Покровский монастырь (Суздаль).

Покровский монастырь — действующий женский монастырь Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенный на правом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче, но нынешний вид ансамбля сложился лишь в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси. Датой основания монастыря считается 1364 год, и от его первых деревянных построек ничего не сохранилось.

Наибольший подъём монастыря связан с именем Василия III, который в начале XVI века пожертвовал монастырю большие средства, использованные для строительства дошедших до нас Покровского собора и Святых врат, и, по-видимому, не сохранившихся келий и ограды. Одной из первых узниц монастыря стала обвинённая в бесплодии жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в монахини в 1525 году под именем старицы Софии. Впоследствии возникла легенда, что Соломония во время пострижения была уже беременна и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. Якобы мальчик тайно воспитывался где-то в лесу, а когда вырос, стал знаменитым разбойником Кудеяром (Или, может быть, Ермаком – тем самым?-Авт.). В 1934 году при реконструкции монастыря реставратором А.Д. Варгановым была вскрыта гробница предполагаемого сына Соломонии, в которой, он, по его словам, обнаружил лишь детскую рубашку. Однако историк Дмитрий Володихин приводит сведения, что протокола вскрытия гробницы А.Д. Варгановым в 1934 года не существует, а протокол о раскопках, проводимых в монастыре в 1996 году, утверждает, что «погребения на этом месте не могло быть по причине физического отсутствия места для него, ибо фундамент представляет единый монолит»[50]. Так ли иначе, останков нет.

Имена других знатных обитательниц монастыря сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же была заключена вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская (переехала в Новодевичий монастырь). В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI веке.

Архитектурный ансамбль Покровского монастыря

Фото Покровский монастырь с окрестностями

Центральным памятником ансамбля является трёхглавый Покровский собор (1510-1518 гг.), построенный на месте более древнего деревянного храма неизвестными мастерами. Внутри белые стены собора не имели росписи, а его пол был вымощен чёрной керамической плиткой. Главным украшением интерьера служили великолепные иконы и произведения художественного шитья, часть из которых в настоящее время можно увидеть в музее. Под зданием Покровского собора находится усыпальница, где погребены инокини и старицы монастыря: ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Руси. За долгие годы своего существования собор неоднократно перестраивался, его первоначальный вид был воссоздан в ходе реставрации 1962 года. С северо-запада от собора расположена шатровая колокольня. Нижняя её часть — столпообразная церковь Происхождения честных древ креста — построена в 1515 году. Она имела форму восьмерика и была увенчана главкой. В конце XVII века церковь была надстроена арочным ярусом, сочетавшимся со стоящим рядом собором, и высоким острым шатром, украшенным тремя рядами слуховых окон с обрамлением.

Ещё одним древним памятником монастыря являются Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью постройки 1515 года. Эти ворота уникальны по своей функции: они служили одновременно мощной крепостной башней и церковью. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула памятнику первоначальный вид.

С северной стороны от Покровского собора располагается Трапезная палата с Зачатьевской церковью (1551 год), характерная скорее для польской, чем для русской архитектуры. К двухэтажному зданию трапезной палаты примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь небольшой главкой. Мощные своды расположенного на втором этаже трапезного зала поддерживает стоящий в центре столб. Нижний этаж был предназначен для вспомогательных хозяйственных помещений. В качестве почти единственного украшения здания использован необычный орнамент из красного кирпича в виде ромбов, огибающий строение по всему периметру. С западной стороны пристроена шестигранная часовая звонница, шатёр которой опирается на арочный ярус и украшен одним рядом слуховых окон.

Первая каменная ограда появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX веке отреставрирована А. Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.

Список основных построек:

• Святая София Суздальская, бывшая супруга Василия III, отца Ивана Грозного. Соломонию почитали как святую уже при его сыне Ивана Грозного царе Фёдоре Иоанновиче.

Узницы монастыря

Члены княжеских и царских семей (погребения):

• Инокиня Александра (ум. 1525) — московская княжна, дочь Ивана III от 1-го брака. Возможно, была сослана после поражения своего единоутробного брата Ивана Молодого в интригах со второй женой отца Софьей Палеолог. Погребена в усыпальнице под собором.

• Инокиня Александра (княгиня Мария Волоцкая) — вдова последнего волоколамского князя Фёдора Борисовича, сына князя Бориса Васильевича (брата Ивана III). Московский князь конфисковал унаследованный ею от мужа удел и заточил наследницу. Погребена в усыпальнице под собором.

• Княгиня Евфимия Щемятичева и её дочери Евфросинья и Марфа — жена и дети князя Новгород-Северского Василия Ивановича Шемячича (внука Дмитрия Шемяки), скончавшегося в заточении в Москве. Погребены в усыпальнице под собором.

• Инокиня Софья (великая княгиня московская Соломония Сабурова) — жена Василия III, сосланная в монастырь за бездетность ради заключения второго брака с Еленой Глинской. Святая, мощи с конца XX века покоятся в соборе.

• Инокиня Александра (Анна Васильевна Бельская) — двоюродная сестра Василия III, рязанская княжна, дочь рязанской княгини, московской княжны Анны Васильевны и Василия Ивановича. Вдова литовского князя Фёдора Бельского. Причины ссылки не ясны, возможно, была замешана в событиях 1508—1510 гг., развернувшихся вокруг Дмитрия Внука, её племянника. Погребена в западной стороне около собора, после пристройки крыльца погребение оказалось под крылечной лестницей.

• Инокиня Евпраксия (Евдокия Александровна Старицкая-Нагая), первая жена князя Владимира Старицкого, двоюродного брата царя Ивана IV. Оказалась в монастыре после 4 лет брака и рождения 2 детей, после чего её муж быстро женился вновь.

• Ирина Михайловна Нагая, её племянница, дочь князя Михаила Александровича Нагого. Могилы их находятся в усыпальнице под соборным зданием.

• Инокиня Александра (царевна Евдокия Сабурова) — первая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана IV. Сослана в монастырь, вероятно, за бесплодие. Могила находится в усыпальнице Покровского собора.

• Царица Анна Васильчикова — очередная жена Ивана Грозного, отставленная через год после свадьбы. Как царица, погребена в усыпальнице под Покровским собором в Суздале.

• Царевна Анастасия Васильевна (1610) — дочь Василия Шуйского. Младенец, умерший во время пребывания своей сосланной матери в монастыре.

(погребены в другом месте):

• Инокиня Параскева (царевна Феодосия Соловая) — вторая жена царевича Ивана Ивановича, сосланная за неплодность (погребена в Вознесенском монастыре, Москва)

• Инокиня Елена (царица Мария Буйносова-Ростовская) — жена Василия Шуйского (была погребена в Суздале, но позже перезахоронена в Вознесенском монастыре, Москва)

• Инокиня Ольга (царевна Ксения Годунова) — дочь Бориса Годунова (погребена в Троице-Сергиевой Лавре). По некоторым указаниям, содержалась в этом монастыре в числе прочих

• Инокиня Елена (царица Евдокия Лопухина) — жена Петра I (погребена в Новодевичьем монастыре, Москва)

• Жена воеводы Алексея Дмитриевича Басманова. Имя её ни в одних списках умерших и ссыльных женщин в Покровском монастыре не значатся. Место погребения было найдено случайно при раскопках около западной стены собора. Имя её не сохранилось на надгробии, а возможно, и совсем было не упомянуто. Возможно, её сослали в Суздаль в год казни мужа, то есть в 1569—1570 годах. Умерла она, судя по надписи, 14 сентября 1597 года.

• Инокиня Александра княжна Черкасская. При раскопках в западной части собора рядом с северной стеной крыльца была найдена надгробная плита с хорошо сохранившейся надписью: «Лета 7094 (1586) мая в 5 день на память святыя мученицы Ирины представися раба божия инока княжна Александра Черкаська». Таким образом, Александра Черкасская умерла в 1586 году 5 мая. Кто скрывается под этим именем, неизвестно. Можно предположить, что она происходила из рода Темрюка и сослана была в период репрессий Ивана Грозного над родом князей Черкасских в 1572 году.

o Марфа Скопина-Шуйская, жена князя Фёдора Ивановича Скопина-Шуйского, отправленного в ссылку и умершего в 1557 году. Могила её находится под лестницей западного крыльца Покровского собора.

o Княгиня Александра Горбатова-Кислая и её дочери Елена и Евфимия — жена и дети Андрея Михайловича Горбатого-Шуйского-Кислого. Её время ссылки неизвестно, муж был казнён 1 февраля 1565 года. Александра была сослана вскоре после этого с двумя малолетними дочерьми — Еленой и Евфимией, которые умерли в монастыре (первая 12 февраля 1576 года, а вторая 14 августа 1579 года). Вероятно, вместе с ними была сослана и их родственница Анисия Кислых. Инокиня Александра скончалась в марте 1593 года и похоронена вместе с дочерьми на западной стороне около собора. После пристройки крыльца их могилы оказались в подлестничном помещении западного крыльца.

o Княгиня Варсонофия — жена Василия Борисовича Горбатого-Шуйского. Происходила из рода Яковлевых-Захарьиных — дочь Василия Петровича Яковлева, казнённого в 1571 году. Вероятно, тогда же была сослана.

o Княгиня Екатерина Григорьевна Шуйская — жена Дмитрия Ивановича Шуйского (царского брата), дочь Малюты Скуратова. Умерла в польском плену с другими Шуйскими, её останки были выданы и погребены в монастыре.

o Княгиня Марфа Васильевна Шуйская — жена Ивана Ивановича Шуйского Пуговки, другого царского брата. Сестра царицы Марии Долгорукой — первой жены Михаила. Похоронена около собора.

• Княгиня Марфа Ивановна Татева, урождённая княжна Голицина. Обладала буйным характером и была сослана «на смирение», за участие в заговоре о разводе Ирины Годуновой с царём Фёдором в 1587 году. В Покровском монастыре ей были созданы привилегированные условия. Она была окружена многочисленными прислужниками, дьяками, правящими её владениями и хозяйством. Год её смерти и место погребения не установлены.

o Инокиня Александра (княгиня Анна Фёдоровна Ногтева) — вдова князя Даниила Андреевича Ногтева, дочь Марфы Татеевой. Добровольно постриглась после смерти мужа в 1600 году.

• Княжна Марфа Вяземская. Дочь И. И. Вяземского. Причина ссылки не известна, возможно, после казни её отца в 1570 году по делу обвинения Вяземских в «изменном деле». Была сослана под «строгий начал» проживавшей в то время в монастыре её тётки Тарсилы Товарищевой (дочери Ивана Ивановича Вяземского «старого»). В 1610 году, после занятия казаками Просовецкого города, смерти тётки и свержения Шуйского, княжна бежала из монастыря. Была задержана в апреле 1614 года в Нижнем Новгороде скачущей верхом на коне в мужской одежде. Донес на неё нижегородский воевода Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский. Она была поймана и отправлена обратно в Суздальский монастырь. Дальнейшая судьба неизвестна.

• Инокиня Леонида (княгиня Дарья Хованская). Жена князя Никиты Андреевича Хованского (женившегося после неё 2-й раз), сестра Дмитрия Пожарского. Её беспокойный нрав доставлял много неприятностей в монастыре. Дарья Пожарская-Хованская была пострижена 21 августа 1645 года и скончалась в сентябре 1646 года. Тело её перенесено в Спасо-Евфимиев монастырь (родовую усыпальницу Пожарских в восточной части Преображенского собора).

• Ядвига Даниловна Ченстоховская — польская шпионка.

Святыни: мощи преподобной Софии Суздальской, иконы великомученика и целителя Пантелеимона, святого благоверного князя Петра и княгини Февронии, святителя Луки Крымского, святителя Николая Чудотворца, святой блаженной Матроны Московской с частицами их святых мощей.

Ризоположенский монастырь (Свято-Ризоположенский женский монастырь)

Фото монастыря

Один из древнейших монастырей Руси, основанный суздальским епископом Иоанном в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменки. Первые каменные постройки появились в монастыре в XVI веке, более старые сооружения до наших дней не дошли. Сильно разрушен. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Михаила Черниговского, замученного в Орде. В древности его земли находились на территории Посада, то есть располагались вне городских укреплений, состоящих из насыпных валов, стен и башен[1]. В древних описях и писцовых книгах Суздаля местоположение монастыря определялось так: «В Суждале на посаде, идучи от острожной осыпи к Спасскому монастырю большею улицею на леве монастыръ преподобные княжны Евфросинии Суждальские.» В древнем житии преподобной Евфросинии, составленном в XVI веке, местоположение монастыря определяется точнее: «В преименитом граде Суждале монастырь во имя Пресвятыя Богородицы честные и славныя Ея ризы положение иже в Лахерне бе под стеною градною». Первые постройки монастыря были деревянными и ни одна из них не дошла до наших дней. Самым древним сохранившимся сооружением является Ризоположенский собор, возведённый в начале XVI века. В XIII веке рядом с Ризоположенским монастырём была основана ещё одна обитель — предназначенный для вдов Троицкий монастырь. По преданию, он был учреждён во исполнение завещания преподобной Евросиньи. В конце XVII века при митрополите Иларионе монастырские постройки претерпели значительное изменение. Под руководством трёх известных суздальских зодчих Андрея Шмакова, Ивана Мамина и Ивана Грязнова были возведены знаменитые двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря (1688 год), к западной части Ризоположенского собора была пристроена богато украшенная паперть. В то же время ими был перестроен в камне собор Троицкого монастыря, взорванный в 1930-х годах, и сооружена ограда Троицого монастыря. От этих построек до наших дней сохранились изящные Святые ворота и угловая башня, ныне являющиеся частью стены Ризоположенского монастыря. В 1764 году Троицкий монастырь был упразднён, а его земли и постройки отошли к более старому соседу.

В начале XIX века на территории монастыря в честь победы над Наполеоном под руководством каменщика Кузьмина была воздвигнута 72-метровая Преподобенская колокольня. Последней на территории монастыря была выстроена Сретенская трапезная церковь, выполненная из красного кирпича в псевдорусском стиле (1882 г.). В 1923 году Ризоположенский монастырь был закрыт, его 12 колоколов отправлены в переплавку, а в помещениях монастыря расквартированы охранники политизолятора, располагавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре. В Ризоположенском соборе была устроена электростанция, а Святые ворота использовались как склад горючего. В 1999 году монастырь был передан русской православной церкви и возобновлён в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии

Архитектурный ансамбль монастыря

Трёхглавый Ризоположенский собор (1520—1560) — пример бесстолпного храма. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX веке заменены луковками, в 1929 году барабаны и главки превращённого в электростанцию собора, были вовсе снесены и только в конце 1960-х годов в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма.

Наиболее интересная постройка монастыря — возведённые в 1688 году двухшатровые Святые ворота. Ворота с двумя разновеликими арками украшены каменной резьбой и ширинками с изразцами.

Трёхъярусная Преподобенская колокольня появилась на территории монастыря на месте обгоревшей в конце XVIII века шатровой колокольни и была возведена в честь победы в Отечественной войне 1812 года в 1813—1819 годах. Строительством 72-метрового сооружения, ставшего самой высокой городской постройкой, руководил суздальский каменщик Кузьмин. Колокольня выполнена в стиле классицизма и является типичной для своего времени.

От Сретенской трапезной церкви, построенной в 1882 году на месте более старого здания, до наших дней дошли только стены из красного кирпича. Остатки декора указывают на её принадлежность к псевдорусскому стилю.

В ограде Ризоположенского монастыря сохранились Святые ворота бывшего Троицкого монастыря. Они напоминают Святые врата расположенного неподалёку Александровского монастыря, что не случайно: строительством последних занимался И.Грязнов, один из авторов построек конца XVII века на территории Ризоположенского и Троицкого монастырей.

Александровский монастырь (Суздаль).

Мужской (первоначально женский) монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменки в Суздале. По преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. Монастырь получал вотчины от родственников Александра Невского — Ивана Калиты и Ивана II. По причине большого числа инокиней, ставших сиротами и ушедших в монастырь после нашествия татар, именовался Большой Лаврой. Но в 1608—1610 годах монастырь сожгли дотла поляки. Ни одна постройка, сооружённая ранее XVII века, не сохранилась.

В 1764 году при проведении Екатериной II секуляризации земель Александровский женский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм города. В 2006 году возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Архитектура. Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились. Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.

Рассмотрим несколько церквей романовского времени.

Церковь Антипия, епископа Пергамского или Антипиевская церковь([37], [57])

Зимний храм в центральной части Суздаля, расположенный между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём. Датируется 1745 годом; имеет парную летнюю Лазаревскую церковь (1667 г.). Колокольня Антипиевской церкви — одна из самых нарядных и заметных в Суздале.

Фото: Церковь Антипы Пергамского и Лазаревская церковь со стороны ул. Ленина

В 1745 году, рядом с Лазаревским храмом поставили каменную тёплую церковь с колокольней, освящённую во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского. После революции оба храма закрыли, всё их внутреннее убранство расхитили. В 1959 году была произведена реставрация всего ансамбля под руководством А. Д. Варганова, в ходе которой восстановлена наружная расцветка колокольни в соответствии со вкусами посада XVII века. Основное здание церкви представляет собой типичный одноэтажный зимний храм с маленькой главкой на невысоком барабане. Колокольня, по-видимому, появилась несколько ранее основного строения и своей наружной расцветкой характерна скорее для XVII века.

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения (Лазаревская церковь)[38.]

Фото Церковь Лазаревская церковь

Храм Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенная в центральной части Суздаля, между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём. Является самым ранним храмом городского посада и первой пятиглавой церковью Суздаля. Датируется 1667 годом. Имеет парную зимнюю Антипиевскую церковь (1745). Наиболее раннее упоминание о церкви встречается в жалованной грамоте великого князя Ивана III суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю 1495 года, где говорится об отдаче обители пожней — «около Ветельского пруда Успенья Святыя Богородицы… да Лазаря Святого, что за городом, ружных церквей, шестнадцать десятин, впрок архимандриту Константину с братьею, или кто по нем иный архимандрит будет». В начале XVII века Лазаревская церковь, как видим, являлась шатровой («древяна вверх»). Но в древнейшие времена, возможно, она имела более простую — клетскую — конструкцию.

Остальные поздние постройки романовских времен города Суздаля.

Васильевский монастырь — православный монастырь, расположенный на восточной окраине города Суздаля. Его основные постройки — Васильевский собор (1662—1669), Сретенская трапезная церковь (кон. XVII века), ограда (некоторые части её относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами (XVII века).

Ансамбль Торговой площади (Сооружения времен Романовых)

Торговые ряды (1806—1811, арх. А.Вершинский)

Церковь Воскресения (1732)

Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1739)

Церковь Константина и Елены (Цареконстантиновская) (1707)

Церковь иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость (1750—1787)

Церковь Входа Господня в Иерусалим (1702—1707)

Церковь Параскевы Пятницы (1772)

Памятники Посада

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1720 г.)

Церковь Кресто-Никольская (1770)

Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе (1725)

Церковь Бориса и Глеба

Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе

Памятники Заречной стороны

Церковь Знамения на Мжаре (1749)

Церковь Ризоположения на Мжаре (1777)

Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне (1749 г.)

Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе (1744 г.)

Церковь Богоявления в Кожевенной слободе (1781 г.)

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кожевенной слободе (1739 г.)

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (конец XVII в.)

Церковь Святого Николая у Покровского монастыря (1712)

Церковь Петра и Павла у Покровского монастыря (1699)

Памятники слободы Скучилихи

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1696—1707)

Церковь Симеона Столпника (1749)

Каменный посадский дом (конец XVII в.)

Памятники близлежащих сёл

Крестовоздвиженская церковь в Коровниках (1696 г.)

Церковь Косьмы и Дамиана в Коровниках (XVIII век)

Церковь Флора и Лавра в Михалях (1803)

Церковь Михаила Архангела в Михалях (начало XVIII в.)

Церковь Александра Невского в Михалях (начало XX века)

Церковь Михаила Архангела в Ивановском (середина XVIII в.)

Музей деревянного зодчества 18-19 века

Большое количество религиозных построек (и в Романовское время) для небольшого города просто поражает! Видимо, сохранились воспоминания и более поздние времена и при другой династии: о святости данного места, возможно, основанного самим Спасителем.

Улицы города. Стромынка — одна из старейших сухопутных дорог Центральной России, известная ещё в Древней Руси периода удельных княжеств. Соединяла города Москву, Юрьев-Польский, Суздаль и Владимир.

Фото улиц.

Приложение 1. Немного о месте, которое скалигеровские историки назвали Сузами.

Расположен на территории современной провинции Хузестан в Иране. По одной из версий получили своё название от множества лилий (на эламском — сусан или шушун. Лилия, кстати, одна из форм Креста, распространённая в Западной Европе. – Авт.), которыми изобиловала данная местность.

Археологические исследования

Территория древнего города была осмотрена в 1836 г. Генри Роулинсоном и затем Остином Генри Лэйярдом. В 1851 г. небольшие раскопки были произведены Уильямом Лофтусом, который идентифицировал памятник(непонятно по каким соображениям), как известные из исторических источников Сузы. В 1885—1886 гг. Огюст и Жанна Дьелафуа начали первые французские раскопки в Сузах. Экспедиция Жака де Моргана произвела большие раскопки в 1897—1911 гг. Работы продолжались под руководством Ролана де Мекенема до начала Первой мировой войны в 1914 г. Раскопки были возобновлены после войны, вновь под руководством де Мекенема, и продолжались до Второй мировой войны. Результаты работ, относящиеся к этому периоду, остались в значительной степени неопубликованными (Почему?-Авт.). Роман Гиршман возглавил руководство раскопками в 1946 г. и продолжал их до 1967 г. В 1970-е гг. раскопки возобновились под руководством Жана Перро и производились до Исламской революции в Иране.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *