что означает светский характер образования
Религиозное образование и светская школа. Правовой аспект.
Сопредседатель Совета по независимым
экспертным исследованиям ИЭА РАН,
доктор юридических наук,
кандидат философских наук.
Согласно статье 14 Конституции РФ и ст. 4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Обеспечение государством светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной и муниципальной системы образования, в определении направленности и содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.
В то же время в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления (п. 5, ст. 4 Закона). Поэтому введение такого положения представляется противоречащим конституционному принципу светскости государства и тому, что религиозные объединения согласно Конституции РФ и Закону отделены от государства.
Государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Эта общая для всех негосударственных и немуниципальных школ норма обеспечивает получение детьми обязательного образования, предусмотренного частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации. Необходимо отметить, что получение поддержки связано с соответствием образования, даваемого учреждением, государственным образовательным стандартам.
Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. При этом из принципа отделения религиозных объединений от государства следует, что вопросы религиозного образования – это частное дело самих граждан и религиозных организаций. Государство не должно обеспечивать или регламентировать получение религиозного образования.
Социологические исследования, проведенные учеными кафедры религиоведения РАГС показывают, что сторонники и противники преподавания религии в светской школе ссылаются на данные социологических опросов родителей, учителей, учащихся либо населения в целом. При этом по данным одних сторонников обучения религии в светской школе 60 и более процентов, по данным других – только 10-13%. Причину такого разброса мнений независимые исследователи видят в контексте самого вопроса.
На таблице отражены в процентах мнения респондентов по вопросу
о введении в государственных учебных заведениях преподавания религии, полученные Исследовательским центром «Религия в современном обществе» ИКСИ РАН в 2004 г. Как представляется они в полной мере отражают реальные настроения в обществе в настоящее время.
Как видно из таблицы, за обязательное преподавание религии в государственных образовательных учреждениях выступает меньшая часть опрошенных, причем разброс между значениями данного показателя в различных конфессиональных группах пятикратный. Примечательно, что если у представителей христианских конфессий процент респондентов, выступающих за присутствие религиозных предметов в учебных программах, практически одинаков, то в нехристианских конфессиональных группах данный показатель существенно ниже: у мусульман – на 5-6%; у буддистов – более чем вдвое; у иудеев – в пять раз.
Можно предположить, что в данном случае играет роль опасение конфессиональных меньшинств по поводу принудительного навязывания им «религии большинства» через государственную образовательную систему, причем в иудейской группе подобные страхи усиливаются гипотетической возможностью придания религиозным учебным предметам антисемитской направленности. Конфессиональные группы, представляющие российские христианские меньшинства (католики и протестанты), подобным опасениям, видимо, подвержены меньше.
Треть и более респондентов во всех конфессиональных группах выступает за допустимость преподавания религиозных предметов на добровольной основе вне основной учебной программы. Наиболее высокий показатель демонстрируют здесь буддисты, за которыми следуют православные и католики. Остальные группы имеют сходный показатель в пределах 30%.
Меньший процент опрошенных выступает за введение в учебные программы религиоведческого курса, содержащего сведения об основных религиях и не имеющего ярко выраженной конфессиональной ориентации. Наиболее высок этот показатель в иудейской группе, где данную позицию поддерживает почти треть респондентов, тогда как самая меньшая поддержка этого предложения – в протестантской группе.
Еще меньшая часть респондентов выступает за то, что религиозные предметы вообще не должны преподаваться в государственных учебных заведениях. Наивысший показатель здесь наблюдается также среди приверженцев иудаизма, за которыми следуют мусульмане. Самый же низкий процент – в католической группе.
Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. При этом учреждения профессионального религиозного образования могут быть созданы только централизованными религиозными организациями (ст. 8 и 19 Закона), а общеобразовательные учреждения и другими религиозным организациям.
По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Данная норма определяет, что обучение детей религии организует не государственное или муниципальное образовательное учреждение, а религиозная организация, то есть зарегистрированное юридическое лицо, у которого возникают отношения с родителями по вопросам религиозного образования детей.
Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.
Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.
Религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, сопровождаемой выдачей временного свидетельства о государственной регистрации, в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», не пользуются правами, предоставленными п. 4 ст. 5 указанного Федерального закона.
В целом же, по нашему мнению, решение комплекса проблем, связанных с внедрением тех или иных форм обучения религии в светской школе, представляется крайне сложным и неоднозначным. В связи с острыми идеологическими спорами в обществе о возможности обучения теми или иными религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, вызывающими не только межконфессиональную напряженность, но и перемещающими этот правовой вопрос в сферу политического противоборства, необходимо указать на имеющийся принципиально иной путь решения данной проблемы. Он вытекает из упоминавшегося ранее пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которым государство оказывает религиозным организациям помощь в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Реализация на практике этого положения Закона, как представляется, дала бы возможность поднять уровень образования в данных учреждениях и таким образом облегчить получение ими лицензий на право ведения образовательной деятельности. А также предотвратить возможное развитие ситуации, когда произвольно перенесенное в российскую действительность благое намерение предоставить религиозным организациям право обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях сначала может привести к дифференциации обучающихся по признаку отношения к религии (или конкретному вероисповеданию), а впоследствии к разделению по национальной принадлежности.
Светский характер обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность светского образования
Светское образование – это такая организация системы государственного и муниципального образования, при которой исключается преследование каких-либо религиозных целей.
В РФ светский характер образования зафиксирован на законодательном уровне и прописан в качестве ведущего принципа построения системы образования в Конституции страны.
Образовательная система исключает воздействие на нее какого-либо религиозного учения, вероисповедания, проникновение религиозных концепций или конфессий.
Сущность светского характера образования заключается в следующем:
Светское образование не исключает возможности введения в школьное обучение уроков религиоведения, на которых происходит знакомство с религией, ее разнообразными направлениями, процессом исторического развития и современными направлениями, ролью религии в жизнедеятельности отдельных стран и народов, ее влиянием на культурное и историческое развитие общества.
Знакомство с религией необходимо для полноценного образования человека. Оно помогает сформировать высокий уровень культуры, принять культурные ценности, расширить границы кругозора, усвоить духовные и нравственные ценности, сформировать мировоззрение и идеологию, а также привить качества толерантности и терпимости.
Светский характер образования не является атеистическим. Он просто исключает пропаганду религии, оставляя право на свободу вероисповедания и следования любой религиозной конфессии за каждым гражданином.
Светское образование предполагает целенаправленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по организации и контролю прохождения учебно-воспитательного процесса в рамках государственных стандартов, с учетом интересов отдельной личности, семьи, социума и государства. Такое образование является общественно значимым и не может противоречить потребностям и интересам общества.
Готовые работы на аналогичную тему
Принципы государственной политики в рамках развития светского образования
Система светского образования представляет собой совокупность программ обучения и государственных стандартов различных ступеней обучения, комплекса образовательно-воспитательных заведений, имеющих различные организационно-правовые формы и виды, а также органы управления и контроля деятельности образовательных заведений и реализации ими образовательных программ.
Светский характер образования предполагает его базирование на следующих основных принципах:
Светское образование
В 2012 году ученицам школы № 12 села Кара-Тюб Нефтекумского района Ставропольского края директор, ссылаясь на школьный устав, запретила приходить в школу в хиджабе. Скандал разгорелся федерального масштаба. С того момента прошло много лет, но до сих пор согласия в российском обществе по вопросу взаимодействия религии и образования нет. Подобные конфликты возникают регулярно. Давайте попробуем понять суть проблемы и ответить на вопрос, что такое светское образование.
Конституция
Противники хиджаба в школе доказывают свою позицию статьёй 14 Конституции РФ, устанавливающей светское государство и законом «Об образовании», оговаривающем его светский характер.
Те, кто считает хиджаб приемлемым в школе, ссылаются на 28 статью Конституции: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Кто прав? Что значит понятие «светский»? Что такое светское общество? Светское государство? Светское образование? Светская школа?
Доктор педагогических наук Фёдор Николаевич Козырев в своей фундаментальной монографии «Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе» провёл детальный анализ этой темы. Рассмотрим вкратце его критерии светского образования.
Свобода совести
Основным ключом к толкованию, пониманию и оценке светскости образования должно служить осуществление образованием права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мысли и убеждений.
Западное общество в древности и в средние века не знало свободы вероисповедания. Участие в религиозной жизни было условием гражданства, а нередко и жизни. Одним из обвинений против Сократа было его общение с какими-то духами, то есть его духовная практика имела отличия от общепринятой – за это он поплатился жизнью.
Но постепенно всё более стала утверждаться идея, что главное не внешнее соблюдение обрядов, а внутренняя вера. Следующим шагом стало понимание независимости человека от церкви и свободы совести. Это и есть светское общество, в котором осуществляется отделение церкви от государства и школы, свобода права от религиозного учения. Так светское понимают в большинстве европейских стран.
Так светское понимается и в законе РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором сказано, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
Нецерковный не значит светский
Однако наряду с определением светскости как свободы совести существует подход, трактующий светское как атеистическое, враждебное религии. Данная концепция обрела себя во Франции и СССР. Обе страны пережили революции, носящие выраженный антиклерикальный характер. СССР и Франция были единственными странами в Европе, в которых в школах не было религиозного образования (Россия недавно ввела такой предмет в школьную программу – основы религиозных культур и светской этики).
Если применить вышесказанное к хиджабу, то картина следующая. В клерикальном обществе все женщины обязаны носить хиджаб, в антиклерикальном обществе никто не имеет права носить хиджаб, в светском, кто хочет – тот носит, кто не хочет – тот не носит.
Нетрудно заметить сходство между первыми двумя моделями. Антиклерикализм – это тот же клерикализм только со знаком минус. Идеологический диктат как был, так и остался. Просто вместо церковных, теистических ценностей людям навязывают антицерковные, атеистические ценности.
Любая идеология может превратиться в квазирелигию, которая внешне религией не является, но имеет с ней сущностное сходство. СССР был атеистическим государством, но в нём был культ личности Сталина. Культ – это одна из форм религии.
Светскость – это запрет на навязывание любого мировоззрения и любой идеологии. Понимание светскости по формуле «светский = нецерковный» недопустимо. Светскость должна противопоставляться любым посягательствам на свободу личных убеждений, как в форме клерикализма, так и в форме безрелигиозного идеологического абсолютизма.
Согласно статье 13 Конституции РФ «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Эта норма означает, что трактовка светского общества как нецерковного, атеистического является ошибочной. Запрет на религиозное самовыражение в школе – это идеологический диктат. Конституцией он запрещён.
До XX века в России навязывалась религия. В XX веке – навязывался атеизм. Теперь в XXI веке настал черёд третьему, высшему уровню: свободе вероисповедания и совести.
Школа – это общественное место
Ещё одним важным признаком светского образования является его публичный характер, что включает открытость образования, его проницаемость для общественного контроля и приоритет общегражданских ценностей.
Это означает, что образование перестаёт быть светским, если оно подчинено уставу, распорядку жизни или системе ценностей, существенно расходящимся с гражданским кодексом и нормами гражданского общежития. Закрытые военные училища, жизнь в которых подчинена воинскому уставу, или партийные школы, устанавливающие особый этический кодекс, не могут быть признаны школами, дающими общегражданское, а, следовательно, и светское образование.
«Светское» от слова «свет» – публичное место. «Выйти в свет» – выйти из дома в общественное место. Моя квартира – это частное место. Публичными, общественными местами являются улица, магазин, поликлиника, автобус, муниципальная школа.
В соответствии с гражданскими нормами на улицах российских городов можно ходить в хиджабе. Мне сложно представить картину, чтобы кто-то на улице сделал женщине в хиджабе замечание, что она своим платком нарушает закон и что она должна его снять.
Если на улице, в магазине, в автобусе и поликлинике нормальным является ходить в хиджабе, значит и в муниципальной школе это должно быть нормой. Если же в школе это запрещено, значит школа живёт по нормам отличным от общегражданских, значит эта школа не является светской.
Баланс прав и интересов
Соблюдение принципа светскости в образовании означает обеспечение тонкого и динамичного равновесия входящих в конфликт между собой фундаментальных демократических прав, таких, как право на свободное религиозное самовыражение, право на образование и право на свободу совести и убеждений.
Для поиска баланса прав и интересов нужно задаться вопросом, мешает ли право родителей воспитывать детей в соответствии с мусульманской традицией праву ребёнка на получение образования? Ответ отрицательный: ислам и хиджаб никак не мешают получению образования.
Ещё один вопрос: право ходить в хиджабе препятствует реализации права других детей на получение образования и права их религиозного самовыражения? Ответ опять отрицательный: ущемления прав других учеников не происходит.
Светской является школа, которая находит баланс максимальной реализации прав и интересов всех участников образовательных отношений, чтобы всем было хорошо.
Баланс прав и интересов
Нельзя назвать светской образовательную организацию, которая огульно вводит запрет на реализацию фундаментального права религиозного самовыражения.
Головной убор
Про баланс прав и интересов граждан есть интересное определение Верховного суда РФ от 15 мая 2003 г. N КАС 03-166. Этим определением ВС признал незаконной норму Приказа МВД о паспортах, в силу которого для получения паспорта гражданин должен предоставить две фотографии лица без головного убора. Эта норма не соответствует статье 28 Конституции РФ и нарушает права мусульманок, так как исповедуемая ими религия запрещает показывать посторонним людям все части тела, кроме овала лица и кистей рук.
Это прекрасный образец баланса прав и интересов граждан. Фотография в паспорте нужна для идентификации человека по лицу. По общему правилу фотографии по-прежнему должны быть без головных уборов. Мусульманки могут фотографироваться в хиджабах. Люди, которые постоянно носят очки, обязаны фотографироваться в очках. Во всех случаях фотография в паспорте выполняет свою функцию – идентификация. При этом соблюдается право на вероисповедание.
А вот запрет ношения головных уборов обучающимися в школах Мордовии Верховный суд признал законным (определение от 11 февраля 2015 г. N 15-АПГ14-11). Спор был по поводу одного из пунктов типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия. Решение суда основано на статье 38 закона «Об образовании», которая даёт право образовательным организациям и субъектам РФ устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе запрещать носить головные уборы в школе.
Субъекты РФ или отдельные образовательные организации, которые запрещают головные уборы, не нарушают религиозных прав, потому что этот запрет не про религию. Запрет на головные уборы определяется двумя причинами:
Запрет на головные уборы очень пригодится, если какой-нибудь ученик начнёт паясничать и придёт на урок в ушанке из кроличьего меха. И ему будет жарко, и других учеников это будет отвлекать.
Очевидно, что хиджаб и не подрывает дисциплину и не наносит вред здоровью: это декоративный платок. При этом, разрешение ходить в школу в хиджабе положительно влияет на психологическое здоровье ребёнка, снижает у него и его родителей тревожность и делает пребывание в школе более комфортным.
Администрациям субъектов РФ и школ следует последовать примеру МВД и занять взвешенную, умеренную, мудрую, сбалансированную позицию:
От этого все выиграют и никто не проиграет.
Светское образование
Таким образом, признаков светского образования четыре:
Светская школа
Критерии светскости школы Ф. Н. Козырев предлагает те же, что и для светскости образования, добавив к ним критерий административного подчинения. Так школу, юридически принадлежащую церкви нельзя назвать светской. Хотя образование, которое даёт эта школа, вполне может быть светским.
Дискриминация мусульман
Выше я говорил об определении Верховного суда, который подтвердил законность решений некоторых регионов и образовательных организаций на запрет головных уборов в школах. Там речь шла именно о головных уборах, о том, как должен одеваться обучающийся в школе. Вопрос о религиозных ценностях просто выносился за скобки, игнорировался.
Но очень часто приходится слышать заявления о необходимости запретить именно хиджабы, то есть именно религиозный вопрос ставится в центр внимания. Насколько законна такая постановка вопроса?
Призывы запретить хиджаб в школе обычно ограничиваются только хиджабом. Сторонники такого подхода не считают нужным запрещать православные кресты. Следовательно, речь идёт об открытой дискриминации по религиозному признаку.
В 2012 году дьяк русской православной церкви Андрей Кураев на телевидении высказался категорически против запрета ходить в школе в хиджабе. Свою позицию он объяснял очень просто: если сегодня запретить хиджаб в школе, то завтра кто-то догадается, что нательный крест тоже является религиозным символом, что его тоже нужно запретить.
Профессиональная этика
20 августа 2019 вышло новое примерное положением о нормах профессиональной этики педагогических работников (Письмо Минпросвещения России от 20.08.2019 N ИП-941/06/484).
Три пункта положения имеют прямое отношение к нашей теме.
«Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;
д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Очевидно, что любые действия педагогов (в том числе устные заявления), направленные на борьбу с хиджабами в школе, нарушают эти нормы профессиональной этики.
Важно отметить ещё один пункт положения: «Педагогические работники призваны придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы».
Раньше учитель должен был «соответствовать общепринятому деловому стилю». Новая формулировка более удачна: теперь и учитель физкультуры может в спортивном костюме учить детей волейболу, и учительница-мусульманка в хиджабе может учить детей математике.
Целесообразность
Некоторые люди аргументируют необходимость запретить ношение хиджаба в школе светским характером образования в государственных и муниципальных школах России. То есть подразумевается, что хиджаб на ученице напрямую влияет на характер образования. По этой логике, если ребёнок пришёл в школу в спортивном костюме, то школа перестаёт быть общеобразовательной и становится спортивной школой олимпийского резерва? А если ученик пришёл в камуфляжных штанах, то школа автоматически превращается в кадетский корпус? С другой стороны, если ребёнок пришёл в воскресную школу без креста, кипы или хиджаба, то он уже получает там не конфессиональное, а светское образование?
Я думаю, что характер образования определяется программой, целями, ценностями и принципами, которые лежат в основе работы коллектива образовательной организации, а не наличием или отсутствием платочка на голове первоклассницы.
Очевидно, что хиджаб не имеет никакого отношения к обучению. Хиджаб не помогает получать знания и не мешает. Хиджаб не определяет характер образования.
Ценить различия
Хиджаб никак не связан с обучением. Но хиджаб сильно влияет на воспитание. И влияет сильно положительно, потому что учит детей умению эффективно жить в мире культурного многообразия.
Как достичь этого личностного результата? Одна из самых популярных в мире программ воспитания школьников – «Лидер во мне». Эта программа учит школьников семи навыкам высокоэффективных людей по Стивену Кови. Один из ключевых элементов программы – научить детей ценить различия.
Относительно различий между людьми есть три подхода:
Борьба с различиями – это дно. Борьба проявляется в шовинизме, расизме, сексизме, национализме, дискриминации, ксенофобии. Ни к чему кроме страданий и ухудшения жизни людей не приводит.
Более высокий уровень – терпеть различия. Культурные люди не выражают свою ненависть к иным. Культурные люди терпят. Они толерантны. Они ненавидят окружающих молча. Спасибо им, что не проявляют открытой враждебности. Но они не способны вступать в эффективные взаимоотношения с непохожими людьми.
Самый высокий уровень взаимоотношений – ценить различия. Различия – это огромный ресурс и возможность для новых решений, изобретений и сверхэффективности.
Простой пример. Если вы хотите родить ребёнка, то вам нужно найти человека противоположного пола. Сколько бы людей своего пола вы не нашли, как бы вы не старались взаимодействовать с ними – ребёнка вы не родите. Вы будете неэффективны, потому что вы одинаковые.
Взаимодействие с одинаковыми людьми может помочь только в самых простых действиях, например: поднять и перенести тяжёлое бревно. Но создать, например, смартфон одинаковые люди не смогут: для этого нужна большая группа людей разных профессий.
Культурное многообразие среди учеников – это самый простой способ научить их правильному поведению в поликультурном мире. Редкий в данном районе представитель какой-нибудь культуры является очень ценным ресурсом для достижения важнейших образовательных целей. Разумные директора школ и педагоги всегда пользуются этим ресурсом, если такая удача выпадает. Иначе говоря, ученицам в хиджабах в немусульманских регионах должны отдавать предпочтение в приёме в школу.
Напротив, в условиях культурного однообразия в школе учителю придётся на пальцах объяснять детям, что в мире существуют разные культуры, в том числе ислам. Эффективность такого подхода будет низкой.
Как можно научить детей эффективно взаимодействовать в условиях поликультурного мира, стирая культурные различия в школе? Дети всё равно ориентируются на действия взрослых, а не их слова. Если взрослые борются с различиями, а на словах говорят, что к непохожим людям нужно относиться по-доброму, то дети будут повторять действия.
Современная школа
Пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай в 2014 году стала лауреатом Нобелевской премии мира «за борьбу против подавления детей и молодых людей и за право всех детей на образование». Является самым молодым лауреатом Нобелевской премии за всю историю – получила её в возрасте 17 лет.
Малала Юсуфзай в ООН
В книге «Я — Малала» она описывает своё посещение столицы Пакистана, где познакомилась с женщинами, которые работали докторами и юристами:
«Общаясь с ними, мы понимали, что женщины могут заниматься самыми ответственными профессиями и при этом не порывать с культурой и традициями своей страны. Многие женщины на улицах не только не носили паранджу, но ходили с непокрытыми головами. Глядя на них, я тоже решила следовать современным веяниям и, приходя на собрания, снимала шаль. Тогда я не понимала, что непокрытая голова ещё не делает женщину современной».
Непокрытая голова не делает школу ни современной, ни светской.