что означает сын неба
Что означает Сын Неба?
Что Озночает слово Сын Неба?
Сын Неба (кит. трад. 天子, пиньинь: tiānzǐ, палл.: тяньцзы; яп. 天子 тэнси) — один из титулов правителей в культурах Великой Степи, Монгольской империи и в Восточной Азии, использовался монархами Китая («Поднебесной») и Японии.
Кого в Китаї Називали Сином неба?
Почему китайского императора называли Сыном Неба?
Китайский император носил титул «Сына Неба». Считалось, что Небо вручает ему Небесный мандат на правление. Лишь император имел право приносить жертвоприношения Небу и перед Небом отвечал за благополучие народа.
Какой император называл себя Сыном Неба?
Самого себя Сын неба называл Гуа-жэнь («Единственный человек») или Гуа-цзюнь («Единственный государь») [1, 276 с.]. Окружение императора, считали своего государя, чуть ли не Богом, возносили ему свои хвалы и желали всего только самого наилучшего, долголетия, процветания и богатства.
Что такое Сын Неба история 5 класс?
Сын Неба — один из титулов правителей в культурах Великой Степи, Монгольской империи и в Восточной Азии, использовался монархами Китая и Японии.
Что такое Поднебесная история 5 класс?
Как именовался правитель Древнего Китая?
Со времён династии Шан правители Китая обычно пользовались титулом Ван (кит. 王 Wáng). Разделение Китая на множество враждующих государств привело к тому, что каждый из правителей стал именоваться Ваном, и титул потерял свою значимость.
Когда возникло китайское государство?
Китай – страна с древнейшей историей. Считается, что первые рабовладельческие государства на территории современного Китая появились еще в 21 веке до н. э.
Что в Китае называли высшим божеством?
Из буддизма в китайскую мифологию пришёл также «Небесный император» Тянь-ди (верховное божество Тридцати трёх небес — Трайястримша из индо-буддийских представлений), который в Китае стал ассоциироваться с высшим божеством китайского пантеона — Шан-ди.
Как выглядели книги в Китае?
Рукописные книги были свитками. В рукописи писали тушью, с изобретением книгопечатания листы стали подклеивать или складывали в странички, свиток мог достигать нескольких метров. Последний лист прикреплялся к палочке, потом рукописи помещали в футляры или оборачивали в ткань.
Как появился Китай?
Какой титул носил император в Китае?
властитель царства Цинь — Ин Чжэн — захватил все остальные царства и объединил под своей властью весь Китай. Для себя и своих потомков он избрал новый титул — «хуанди» (кит. 皇帝), то есть «император».
Что такое Поднебесная?
Поднебе́сная (кит. упр. 天下, палл. тянься) — китайский термин, который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора.
Сколько веков Китаю?
Кита́йская цивилиза́ция — одна из древнейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 лет.
Культ Неба в китайской культуре: Небо, Сын Неба, Небесный мандат
Небо (天 тянь) — одна из основополагающих категорий китайской культуры. Китай часто называют Поднебесная. Китайский император носил титул «Сына Неба». Считалось, что Небо вручает ему Небесный мандат на правление. Лишь император имел право приносить жертвоприношения Небу и перед Небом отвечал за благополучие народа.
Круглый алтарь в Храме Неба в Пекине. В эпохи Мин и Цин в день зимнего солнцестояния император совершал здесь церемонию жертвоприношения перед священной табличкой Неба.
Небо (тянь)
В древнекитайских текстах слово тянь 天 трактовалось по-разному:
Небо-тянь никоим образом нельзя соотнести с понятием Бога авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама). Бог является Личностью, а Небо – сила обезличенная. Тянь – это высшая мироустроительная сила, благодаря которой сменяются времена года, день и ночь, зреет урожай и др.
Существует несколько версий появления культа Неба в Китае. Согласно одной из них, наиболее авторитетной, вера в Небо как высшую силу была распространена у племени чжоу, которые во II тыс. до н.э. поселились на северо-западной окраине государства Шан-Инь (1600-1027 до н.э.), позднее уничтожили его и основали собственное государство под властью династии Чжоу (1045-221 до н.э.).
У иньцев существовал культ Верховного первопредка Шан-ди 上帝. Шан-ди переводится как «Верховный первопредок», «Высшее божество», «Верховный правитель». В древних текстах он также именуется просто ди 帝. По мнению ряда ученых, иероглиф ди 帝 первоначально означал сжигание жертвы, а потом трансформировался в божество, которому приносят жертву. Со временем Шан-ди стали почитать как божество-покровителя государства Шан-Инь. При чжоусцах возник культ Тянь-ди 天帝 (Небесного первопредка), первоначально наделенного личностными чертами, а затем – обезличенного, абстрактного Неба тянь 天.
Иероглиф тянь 天 встречается уже в иньских гадательных надписях (2-я половина II тыс. до н.э.). По всей видимости, он восходит к изображению человека 人 жэнь, которое пересекают две горизонтальные черты: 天, то есть человека с раскинутыми руками (иероглиф «большой» 大 да) и пространства над его головой. Некоторые исследователи полагают, что это изображение человека с большой головой.
人 (жэнь, человек) — 大 (да, большой) — 天 (тянь, небо).
… Совершенные мудрецы древности, [прислушиваясь] к громким звукам [в природе] (сяо), постигали с их помощью Небо и Землю и называли [эти звуки названиями или] званиями (хао). [Они прислушивались] к пению [птиц и крикам животных], нарекали их [по этому признаку] и называли это именами. В имени (мин) выражаются, [таким образом], пение (мин) и наименование (мин). В звании (хао) выражается, [таким образом], громкий звук (сяо) и постижение (сяо). Итак, громкие звуки (сяо), с помощью которых постигаются Небо и Земля, это [названия или] звания (хао). Пение [и крики животных] (мин), с помощью которых давались названия, это – имена (мин)… Имена и звания хотя и разнятся по звучанию, но основа у них единая. Имена и звания – [это способ] проникнуть в мысли Неба. Небо не говорит, оно заставляет людей выражать его мысли. Небо не действует, оно заставляет действовать людей, находящихся [в его власти]. Таким образом, имена являются [тем способом, которым] совершенные мудрецы выражали мысли Неба. [А следовательно], их нельзя не [подвергнуть] глубокому рассмотрению.
Получение государем небесного повеления ниспосылается [согласно] замыслам Неба. Поэтому его звание – «Сын Неба». Он должен взирать на Небо, как на отца, и служить Небу [в соответствии] с путем сыновней почтительности. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Глубокое исследование смысла имен и званий»)
Сын Неба (тянь цзы)
В китайской культуре Небо рассматривалось как источник императорской власти. До 1912 года правители Китая носили титул «сын Неба» (тянь-цзы 天子). Считалось, что император поддерживает взаимодействие между тремя членами Великой триады — Небом, Землей и людьми, что нашло свое отражение в иероглифе ван 王 — правитель. В качестве верховного жреца только он мог приносить жертвы Небу и Земле. Его жертвоприношения духам земли и зерна обеспечивали процветание всей Поднебесной. Также император являл собой образец сыновней почтительности, принося жертвы в Храме предков.
Жизнь императора как Сына Неба была четко регламентирована. Большую часть времени он проводил в своем дворце, скрытый от глаз подданных. Только приближенные имели право лицезреть императора. Его символом был Дракон с пятью когтями.
Храм Урожая — центральное сооружение Храма Неба в Пекине. В день зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин совершали здесь церемонию жертвоприношения Небу
Небесный мандат на правление (тянь мин)
Только самый достойный мог стать Сыном Неба. В эпоху Чжоу конфуцианцы обосновали идею, что Небо вручило Вэнь-вану (1152-1056 до н.э.) «небесный мандат» (тянь мин 天命) на правление, отобрав его у последних правителей династии Шан-Инь, погрязших в грязных делах и лишившихся милости Неба. Аналогично в свое время Небо отобрало мандат на правление у династии Ся*, передав его иньцам.
* Ся (XXI-XVII вв. до н.э.) — первая династия в истории Китая, историчность которой, однако, не подтверждена археологическими данными. Иногда связывается с археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу (близ Лояна, пров. Хэнань).
Таким образом, личные заслуги основателя династии становились основанием для получения «мандата Неба» на правление. Считалось, что он обладал дэ 德* (благодать, добродетель).
* Дэ 德 (благодать, добродетель) – одна из фундаментальных категорий китайской философии. Первоначально означала магическую силу вождя. В самом общем смысле – «качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи» (А.И.Кобзев).
Если избранник оказывался недостойным, лишенным благой силы, вел неправедный образ жизни, то Небо, как считалось, лишало его власти, посылая сигналы в виде стихийных бедствий – ураганов, неурожаев, нашествий саранчи, войн, эпидемий и т.п., высказывая тем самым свое негативное отношение к правителю. Народ мыслился как «глас Неба», который может свергнуть деспота. Забота о народе ставилась выше заботы о духах.
В древнекитайском трактате «Мэн-цзы», где содержатся высказывания и описания деяний великого конфуцианца, «второго совершенномудрого» Мэн Кэ (372-289 до н.э.), дано развернутое описание того, как должна происходить передача власти:
– Было ли так, что Яо отдал Шуню* Поднебесную?
– Нет, этого никогда не было. Сын Неба не может отдать Поднебесную никому.
– В таком случае кто же дал Поднебесную Шуню, когда он воцарился в ней?
– Значит ли, что Небо громогласно поведало ему, когда давало Поднебесную?
– Нет, Небо не говорит. Оно внушило это ему своими действиями и делами, вот и все.
– Как же оно могло внушить своими действиями и делами?
Мэн-цзы ответил так:
– Сын Неба может представить человека на утверждение Небу, но не может побудить дать тому Поднебесную. …
В прежние времена Яо представил Шуня Небу, и оно приняло его; он показал Шуня народу, и тот тоже принял его.
Вот почему я и говорю, что Небо не говорит, а только указывает своими действиями и делами, вот и все.
– Осмелюсь спросить, как же происходило представление Шуня Небу и оно приняло его, предложение его народу и народ принял его?
– Было велено Шуню совершить обряд жертвоприношения, и все духи насладились жертвами. Значит, Небо приняло его.
Было велено Шуню вершить делами, и все дела были приведены в порядок; все сто семейств, составляющие весь народ, были успокоены этим. Значит, народ принял его.
Небо дало ему Поднебесную, люди дали ему ее. Вот почему я и говорю, что Сын Неба не может дать никому Поднебесную. …
В «Великой клятве» сказано: «Небо видит глазами и слышит ушами моего народа», вот о чем как раз здесь и говорится.
* Яо (2352-2234 до н.э.) и Шунь (2294-2184 до н.э.) — легендарные четвертый и пятый совершенномудрые императоры древности. Конфуций считал их и Юя, основателя династии Ся, «тремя совершенными людьми».
Благодаря такому представлению о Небе возникла и своеобразная идея легитимности власти: если глава мятежников смог покорить столицу и отстранить правителя от престола, это означало, что Небо вручало новому правителю мандат на правление, и новая власть считалась законной. Если же правительственным войскам удавалось подавить сопротивление, мятежников казнили как врагов государства.
Правитель, получающий мандат Неба, есть великое проявление [воли] Неба. Тот, кто служит отцу, должен проникнуть в его мысли, а тот, кто служит государю, должен постичь его стремления. Так же и со служением Небу. Ныне Небо явило себя в великом проявлении. Если же [все] унаследовать от прошлого и все оставить прежним, то [это означает] не проявить и не восславить [намерений Неба]. И это не есть замысел Неба. Поэтому обязательно нужно изменить место пребывания [государя] (столицу. – А.М.), название государства, календарь и цвет [официального] облачения. И это не что иное, как нежелание противиться замыслу Неба и ознаменование самопроявления. Что же до великих основ, человеческих отношений, путей и принципов политического управления, воспитания нравов и письменности, то все должно остаться по-старому. Да и как это менять? Поэтому [пришедший к власти] государь меняет лишь имена в системе управления, но сохраняет сущность Пути. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Чуский Чжун-ван»)
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Та важная особенность китайского менталитета, что отмечена в последнем абзаце (перед цитатой), давно обратила мое пристальное внимание. Эта особенность поразительно контрастирует с Японией, где одна династия правит с 660 года до Р.Х.
Естественно, я не даю этому оценок. Просто констатирую факт, как исключительно значимый для восприятия национальной истории.
Сын Неба
Связанные понятия
Китайская цивилизация насчитывает свыше четырёх тысяч лет истории. Однако, в настоящее время, возможно достаточно чётко прочесть историю только последних трёх тысяч лет. До XX века — это монархическая держава, и за прошедшие столетия титулы и звания в Китае меняли своё название, значимость и значение не один раз. Говорить о какой либо стройности в соподчинённости и в соответственности возможно лишь со времён эпохи Чжоу. Но в последующие времена создавались новые звания и титулы, менялись значимость.
Разнообразие личных имён у китайцев (名 мин, 名号 минхао, 名字, минцзы) практически неограниченно.
Нефритовый император (Юй-хуан шан-ди; 玉皇, Юй-хуан, или 玉帝, Юй-ди) — верховное божество даосского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его небесное царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками.
Царство Юэ (кит. трад. 越國, упр. 越国, пиньинь: Yuègúo, вьетн. nước Việt, Вьет) — древнекитайское царство, которое населяли народы юэ (вьет). Существовало в эпоху Восточного Чжоу, в периоды Чуньцю и Чжаньго, находилось на территории современной провинции Чжэцзян. В период Чуньцю его столицей был Гоцзи, находившийся в районе современного Шаосина, после завоевания царства У столица была перенесена на север, в город У (современный Сучжоу).
Именование человека в китайской, а также связанных с ней культурах отличается от системы имён, принятой на Западе. Наиболее заметным признаком этого различия является то, что в китайском полном имени сначала пишется фамилия, и только после неё — личное имя.
Это статья преимущественно об идеологии. Подробнее о современной внешней политике см. Внешняя политика Китайской Народной Республики; по истории вопроса см. также en:Foreign relations of imperial China)
Протянувшиеся от Яньцзина до Юньчжоу Шестнадцать округов (кит. трад. 燕雲十六州, упр. 燕云十六州, пиньинь: Yānyún Shíliù Zhōu, палл.: Яньюнь шилю чжоу) — земли в Китае на территории современных провинций Хэбэй и Шаньси, а также городов центрального подчинения Пекин (древнее название — Яньцзин) и Тяньцзинь, бывшие важным фактором политической борьбы в X веке.
Импе́рия (в китайской традиции — дина́стия) Юа́нь ( монг. Их Юан Улс, Великое Юаньское государство, Dai Ön Yeke Mongghul Ulus; кит. упр. 元朝, пиньинь: Yuáncháo) — монгольское государство, основной частью территории которого был Китай (1271—1368). Основано внуком Чингисхана, монгольским каганом Хубилаем, который завершил завоевание Китая в 1279 году. Династия пала в результате восстания Красных повязок 1351—1368. Официальная китайская история этой династии записана при последующей династии Мин и носит.
Китайского императора называли «Сыном Неба» и хоронили по-особенному
В Китае всегда был силен культ неба, и любой правитель был дан народу именно этой безграничной стихией, считалось в стране. Поэтому-то ее и принято называть Поднебесной. Император не мог быть никем иным, только Сыном Неба, несущим подданным мудрость и счастье, пусть даже извилистым и жестоким способом. Это уже детали, главное одно — выше неба нет ничего, и император снизошел как раз оттуда.
Великий Фридрих Энгельс, обладавший недюжинным критическим мышлением, отмечал еще в позапрошлом веке, что «единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя». Так что в примере с Китаем, земной повелитель объявлял себя «божественным» и обязательно связывал свое происхождение только с богом.
Сын Неба нес свет и восторг подданным Китая
Поднебесная империя, как и любое рабовладельческое государство, было разделено на ранги: каждый сверчок знал свой шесток. Существовали права и обязанности соответственного рангу, и они передавались по наследству. Однако титул можно было прокачать: а) личными заслугами перед государством или б) за денежную плату.
И поскольку Небо для китайцев было главным божеством, то все официальные верования и обряды формировали целостную и стройную теологическую систему, в которой верховная власть (лично Сын Неба) выступает органическим элементом мироздания.
Попутно было принято уважать усопших предков, поскольку они были квинтэссенцией мудрости. Разумеется, обожествлённые предки императора Китая занимали центральное место в официальном пантеоне, возглавляемом Шан-ди (Верховный владыка). Это божество (вроде как духовный отец правящего императора) ниспосылал людям счастье (добрый урожай, победу в войне) и несчастье (хвори, засуха, наводнение).
Китайского императора хоронили с жемчужиной во рту
Несмотря на свои удивительные способности, император все же был смертен, и все это прекрасно понимали. Дворцовый протокол был четко прописан в главе «Похоронная процессия», и обязательным для китайского Сына Неба было одеть в белое и положить в рот жемчужинку. Зачем это было делалось?
Жемчуг во рту усопшего как традиция появился давным-давно. Дело в том, что для китайцев жемчуг очень дорого в моральном плане, народ относится к этой конкреции карбоната кальция трепетно, сравнивая его с сиянием лунного света. И когда в последний путь провожали императоров или других высокопоставленных персон, то им в рот клали жемчужинку.
Почему китайцы выбирали именно жемчуг, точно сказать нельзя. Есть как минимум две версии. Первая — чтобы умерший был красноречив, когда подойдет его очередь общаться с всевышним. Вторая — для защиты усопших от злых духов, спокойно отпустив его в потусторонний мир.
Сын Неба
Краткие сведения
Появление титула «Сын Неба» в китайском мировоззрении тесно связано с почитанием Вечного Синего Неба как Верховного Божества и понятием о Небесном мандате, предоставляемом Вечным Синим Небом своему «сыну» (Сыну Неба), т.е. правителю, который по воле и от имени Вечного Синего Неба руководит Поднебесной.
В Китае понятие впервые наверное зафиксировано в работах китайского мыслителя, книжника XI века до н. э. Чжоу-гуна: «Титул правителя, которого Небо признало своим Сыном, наследуется в роде Правителя. Когда же в доме Правителя исчезает Благодать, род нового [Правителя] определяется Мандатом Неба». В связи с этим, в эпоху династии Чжоу титул «Сын Неба» использовался для обозначения связи между Божеством Неба и человеком-правителем на Земле Поднебесной.
Во времена династии Цинь правитель был объявлен божеством. Появился новый титул «Царь неба» или «Верховный император» (кит. 皇帝, хуанди; яп. ко:тэй), который использовался Цинь Шихуанди, первым императором Китая. При нём титул «Сын Неба» вышел из употребления, однако с созданием династии Хань и возрождением конфуцианства, которое боготворило старину, титул вернулся и был приравнен к титулу «Царь Неба». Личность монарха была десакрализована: его снова считали человеком, но человеком, особым образом связанным непосредственно с Небом через Небесный мандат и благодать.
Правитель, который имел титулы «Сын Неба» и «Царь Неба», считался облателем пространства (земли) и времени (календаря и наименований лет). Высшей властью на Земле считалась лишь его власть. Для поддержания связи с Небом правитель должен ежегодно чествовать его на специальной церемонии, проводить которую разрешалось лишь одному монарху. Выполнению этой церемонии придерживались все императоры Китая вплоть до XX столетия.
Под влиянием китайской политической культуры, титул «Сын Неба» попал в Японию, и стал использоваться местными императорами. В отличие от Китая, японцы считали монарха богом и не нуждались в идее, которая легитимизировала смену династии Небесным мандатом. Императоры Японии также имели собственный счёт эпох, определяемых по девизу их правления, но отвергали потребность в чествовании Неба, китайского божества.