что означает тема произведения
Литература. Термины и понятия. Тема.
Тема литературного произведния.
В переводе с греческого тема – это то, что положено в основу.
Тема – это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя, то, что изображается, предмет изображения.
ТЕМА – это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.
Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения.
Тематика произведений зависит от взглядов и интересов писателя.
Примеры.
В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов обращались к теме деревни.
В. Быков, Ю. Бондарев, Б. Бакланов сосредоточились на военной тематике.
Ю. Трифонов, А. Битов писали о жизни городской интеллигенции.
Темы имеют исторический характер. Они приходят и уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писателей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны.
Однако существуют так называемые «вечные» темы, которые переходят из одного времени в другое, из страны в страну, из литературы в литературу. Такова тема отцов и детей, философские темы добра и зла, самопожертвования и предательства и т.д.
Вывод : тема – это предмет изображения, то, О ЧЁМ написано в произведении.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция
Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.
И так далее и тому подобное.
Поделим всех авторов на 4 условных категории.
1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.
В результате получатся 4 разных романа.
Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.
Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.
«Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в «Госпоже Бовари». Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, «il brille par son absence» («блистает своим отсутствием»)» © Владимир Набоков, «Лекции по зарубежной литературе».
Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.
Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.
Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.
Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.
Есть два основных способа подачи идеи в произведении.
Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.
Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.
А почему такой «рассказ» не рассказ вовсе?
А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.
И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.
1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.
Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.
Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Определение темы и основной мысли текста
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
Тема, проблематика, идея и авторская позиция
Определения
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.
Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.
Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.
Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).
Что означает тема произведения
Смотреть что такое ТЕМА в других словарях:
тема 1. ж. То, что составляет основное содержание произведения, лежит в основе научного исследования, доклада, является предметом разговора и т.п. 2. ж. Мелодически завершенное музыкальное построение, являющееся основным мотивом музыкального произведения или его части и служащее предметом дальнейшего развития; главный мотив музыкального произведения. 3. ж. Форма, принимаемая в основу склонения или спряжения (в лингвистике).
тема 1. ж.subject, theme; (разговора, статьи тж.) topic; муз. theme отклоняться от темы — wander / deviate from the subject; digress перейти к другой т. смотреть
ТЕМА ы, ж. thème, нем. Thema <гр. thema установленное; положение. 1. Круг жизненных явлений, событий, составляющих содержание произведения литерату. смотреть
ТЕМА(лат. thema). 1) содержание. 2) главная мысль сочинения. 3) в музыке: главный мотив, который должен быть развит композитором.Словарь иностранных сл. смотреть
те́ма сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? те́мы, чему? те́ме, (вижу) что? те́му, чем? те́мой, о чём? о те́ме; мн. что? те́мы, (нет). смотреть
1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу. смотреть
ТЕ́МА, и, ж.1. Коло життєвих явищ, подій, що становлять зміст твору літератури, образотворчого мистецтва тощо.Які теми цікавили мене, можете бачити сам. смотреть
1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу с. смотреть
ТЕМА ТЕМА (в философии и истории науки) — термин, введенный Дж. Холтоном в качестве ключевого понятия тематического анализа. Термин “тема” испол. смотреть
Что означает это слово, без сомнения, знают все. Каждый день в школе вы слышите: «Тема сегодняшнего урока. », «К следующему разу повторите темы. ». смотреть
-ы, ж. 1.Предмет повествования, изображения, исследования.Сочинение на заданную тему. Тема доклада. Опера на современную тему. □ В мире все темы прекр. смотреть
Быть в теме. Жарг. мол. Знать о чём-л., быть в курсе дела. БСРЖ, 585.Лязгать (шелестеть, шуршать) не по теме. Жарг. мол. Неодобр. Говорить не то, что н. смотреть
(греч. thema — главная мысль) — объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отраженных в произведении и скре. смотреть
Те́ма (Tema), город на Ю. Ганы, на побережье Гвинейского зал., в 32 км к В. от Аккры. 250 тыс. жителей (2003). Основан в 1960–62 гг. на месте рыбацк. смотреть
Тема – 1) общий смысл высказывания, текста, 2) Т. в актуальном членении предложений (см. рема). Для НЛП важно еще представление об одной. смотреть
[от греч. thema — то, что положено (в основу)] — 1) компонент актуального членения предложения, исходный пункт сообщения (предложения) — то, относительно чего нечто утверждается в данном предложении. Т. может быть любой член (или члены) предложения. Распознается по начальной позиции в предложении («Ж и т ь — значит дышать»), по характеру ударения; при наличии ремовыделит. конструкций (см. Рема) — негативным способом (т. е. вычитанием из состава предложения ремы); по контексту, ситуации (часто это повторенные пли самоочевидные элементы, спроецированные содержанием предшествующего предложения). Возможна также «новая» Т., ие имеющая денотата в предшествующем предложении. Т. «скрепляют» текст; от правильно выбранной Т. предложения во многом зависит ситуационная связность предложений. По мнению А. А. Шахматова, Г. Пауля, О. Есперсена и др., на Т. ориентировано внимание говорящего; напротив, Я. Фир-бас, Ф. Данеш и др. полагают, что Т. содержит второстепенную информацию и обладает наименьшей степенью коммуникативного динамизма. Однако полнота информации создается динамич. сочетанием Т. и ремы, всей пропозицией. Шахматов, Л. В. Щерба отмечали, что Т. соответствует логич. субъекту сул. смотреть
предложенье, предмет обсужденья, разработки; задача; основная мысль Ср. «Не будем говорить на эту тему, — мы ведь говорим о матери. Да и вообще бросим-. смотреть
греч. thema – то, что положено ), в литературоведении – содержание произведения в наиболее общем виде или содержание какого-либо фрагмента произведения. В литературе античности, Средних веков, Возрождения и классицизма тема сочинения была жестко связана с его жанром. Так, о подвигах царей и полководцев повествовалось в эпических поэмах; их деяния восхвалялись в торжественных одах; конфликт человека и судьбы или борьба долга и страсти изображались в трагедиях, а человеческие пороки изобличались в комедиях. В эпоху романтизма четкая соотнесенность жанра и темы была разрушена, она сохранилась лишь в некоторых жанрах. Например, идиллия – небольшое стихотворное произведение о простых радостях сельской жизни, а элегия – лирическое стихотворение грустного содержания об ушедшей молодости и обманувших надеждах. Различные литературные направления и течения (см. Направление и течение литературное) оказывают предпочтение разным темам. В классицизме это героические темы, темы служения государству, в романтизме – любовная тема, темы одиночества, смерти и др., в символизме – религиозно-мистические темы. смотреть
ТЕ́МА [(от греч. théma, букв. то, что положено (в основу)], круг событий, образующих жизненную основу эпического и драматического произведения и одновременно служащих для постановки философских, социальных, этических и др. идеологических проблем. Т. посредник между эстетической реальностью произведения и действительностью, поэтому в литературоведении Т. рассматривают двояко. С точки зрения действительности это предметное, «картинное» содержание произведения, то, что в нем изображено. Литературоведческий анализ в этом случае акцентирует внимание на отборе писателем фактов действительности как первоначальном моменте авторской концепции произведения. С точки зрения эстетической реальности можно говорить о внутренней Т. произведения, о личной Т. творчества писателя. В этом случае Т. есть то, что выражено, и тогда она по сути отождествляется с понятием «проблема» (см. Идея художественная).
Тематическая общность может служить одним из жанрообразующих принципов (исторический или плутовской роман, детектив, научная фантастика).
Те́ма (Tema), город на востоке Ганы.126 тыс. жителей (1984). Крупный порт (главным образом по импорту) на берегу Гвинейского залива. Транспортный у. смотреть
En.: Theme Анализ наших примеров показывает, что гипнотический сеанс имеет своего рода название или лейтмотив. Основная тема берется из культурной среды пациента или из того, что его занимает. В случае с артистом (см. пример возрастной регрессии) упоминается о том, «что реально или нереально», эта тема должна его интересовать; кроме того, она созвучна гипнотическому сеансу. Тема может иметь отношение к проблемам пациента: для пациентки, страдающей от навязчивых состояний, тема сконцентрирована на всевозможных автоматизмах, присущих людям; для тревожного пациента, который боится экзаменационной комиссии (см. пример), преобладающая тема незначительность наблюдателя. и так далее. Тема может не быть очевидной для пациента: когда Эриксон предположил, что у его пациентки возможны сексуальные проблемы, о которых она не сказала, он начал употреблять в своей речи многочисленные сексуальные коннотации, которые она не могла распознать (Арфистка, Erickson & Rossi, 1979). смотреть
Тема — предложенье, предмета обсужденья, разработки — задача; основная мысль. Ср. «Не будемъ говорить на эту тему, — мы вѣдь, говоримъ о матери». Да и. смотреть
1. Исходный пункт высказывания, данное, основа высказывания. 2. Компонент высказывания, выражающий то, о чем делается сообщение. 3. Исходный пункт соо. смотреть
konu; tema* * *ж1) konu; tem(a) те́ма до́кторской диссерта́ции — doktora tezinin konusuв свои́х эссе́ а́втор ча́сто возвраща́ется к э́той те́ме — yazar. смотреть
ТЕМА темы, ж. (греч. thema). 1. Предмет какого-н. рассуждения или изложения. Сочинение на тему о наполеоновских войнах. Избрать темой рассказа колхозную жизнь. Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице. Лесков. Ѓ Предмет, сюжет беседы, разговора. Обиходные темы сокращали наш мирный досуг. Некрасов. Туфта потерял нить и перешел к другой теме. Н. Острвскй. 2. Музыкальное предложение, представляющее собой развитой мотив и являющееся основой для разработки (муз.). Главная тема, побочные темы увертюры. Тема с вариациями. Мрачная тема анданте. Бравурная тема аллегро. Увертюра к опере «Фауст» построена на теме арии Валентина. 3. Производная глагольная основа, образующаяся прибавлением гласного звука (обычно «о» или «е») к корню (лингв.).
ж.(сочинения, разговора) sujet m; муз. thème mтема рассказа — sujet d’un récitтема с вариациями — thème et variationsотклониться от темы — s’écarter du. смотреть
М. і гол. порт Ґани; 110 тис. мшк.; сталеливарні, алюмінієві, нафтопереробні заводи; рибальство.∗∗∗Головний елемент конструкції музичного твору з різни. смотреть
ж. 1) soggetto m, argomento m, tema m отклониться от темы — uscire di tema; divagare dal tema; uscire dal seminato перейдем к теме — veniamo / passiamo all’argomento; scantonare vi (a) переменить тему разговора — cambiare discorso / argomento, girare il discorso; cambiare disco фам. переходить с темы на тему — saltare da un argomento all’altro 2) муз. tema m, motivo m Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: вопрос, дело, дукс, лейтмотив, материя, мотив, подтема, положение, предмет, предмет внимания, предмет обсуждения, проблема, проблематика, рефрен, содержание, спецтема, тематика, топик, фишка, хрия, артем, тимофей. смотреть
ж.tema m (тж. муз.); asunto mотклониться от темы — salirse (apartarse, desviarse) del temaпредложить тему для разговора — proponer un tema para la conv. смотреть
-и, ж. 1) Коло життєвих явищ, подій, що становлять зміст твору літератури, образотворчого мистецтва тощо. || чого. Питання, що лежить в основі науково. смотреть
-и, ж. 1》 Коло життєвих явищ, подій, що становлять зміст твору літератури, образотворчого мистецтва тощо.|| чого. Питання, що лежить в основі науков. смотреть
Те́ма (Tema), город на Ю. Ганы, на побережье Гвинейского зал., в 32 км к В. от Аккры. 250 тыс. жителей (2003). Основан в 1960-62 гг. на месте рыбац. смотреть
Тема ■ В школе выказывают прилежание, как в решении задач выказывают ум. ■ Но в светском обществе следует высмеивать людей, говорящих на серьёзные темы. смотреть
ОСНО́ВА лінгв. (частина слова, що є носієм його основного значення), ТЕ́МА рідко. Всі морфеми разом, за винятком флексії, або закінчення, становлять ос. смотреть
темаנוֹשֵׂא ז’* * *חיבוריסודנושאנתוןסוגיהענייןקרקעСинонимы: вопрос, дело, дукс, лейтмотив, материя, мотив, подтема, положение, предмет, предмет вниман. смотреть
Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Thema < лат. thema, восходящего к греч. thema «положение, установление».Синонимы: вопрос, дело, дукс, лейтмоти. смотреть
Tema, морской порт и промышленный центр в пределах Большой Аккры, Гана, крупнейшая искусственная гавань в Африке. Этот порт был создан на базе рыбачьег. смотреть
• \тема экзамена,тезис tétel• tárgy • téma Синонимы: вопрос, дело, дукс, лейтмотив, материя, мотив, подтема, положение, предмет, предмет внимания, пре. смотреть
ж. (сочинения, разговора) sujet m; муз. thème m тема рассказа — sujet d’un récit тема с вариациями — thème et variations отклониться от темы — s’écart. смотреть
• The subject matter of the book is outlined in Chap. 1. Синонимы: вопрос, дело, дукс, лейтмотив, материя, мотив, подтема, положение, предмет, предмет. смотреть
тема = ж. 1. subject, theme; (разговора) topic; тема доклада subject of a report; на темы дня on topical subjects; это его излюбленная тема it is a favourite topic of his; запретная тема taboo subject; он буквально заклинен на этой теме разг. that`s all he can talk about; сквозная тема thread (= continuous link of theme); 2. муз. theme; тема с вариациями theme with variations.
(1 ж); мн. те/мы, Р. темСинонимы: вопрос, дело, дукс, лейтмотив, материя, мотив, подтема, положение, предмет, предмет внимания, предмет обсуждения, пр. смотреть
f.theme, subject, topicСинонимы: вопрос, дело, дукс, лейтмотив, материя, мотив, подтема, положение, предмет, предмет внимания, предмет обсуждения, про. смотреть
(греч. тhemа – то, что положено в основу) – 1. предмет повествования, обсуждения, изложения, изображения, исследования; 2. постановка проблемы, предопределяющая отбор материала; 3. у Г. Мюррея – рассказ по картинке ТАТ, отражающий, как предполагается, глубинные потребности, желания, страхи, конфликты обследуемого индивида.; 3. в музыке – основной мотив музыкального произведения. смотреть
жtema m; assunto m, matéria fСинонимы: вопрос, дело, дукс, лейтмотив, материя, мотив, подтема, положение, предмет, предмет внимания, предмет обсуждени. смотреть
<²'em:ne>1. ämne ett föredrag över ämnet «Sverige år 2000»—доклад на тему «Швеция в 2000 году»<²t'e:ma>2. tema konferensens tema—тема конференции ett. смотреть
те́ма [не тэ\]Синонимы: вопрос, дело, дукс, лейтмотив, материя, мотив, подтема, положение, предмет, предмет внимания, предмет обсуждения, проблема, пр. смотреть
gjenstand, kapitel, stoff, sujett, temaСинонимы: вопрос, дело, дукс, лейтмотив, материя, мотив, подтема, положение, предмет, предмет внимания, предмет. смотреть
тема сущ.жен.неод. (1)ед.вин.более пространное изложение на эту тему в первый же раз, какПс100.
те́ма (від грец. τέμα – положення, основа) 1. Предмет судження або викладу. 2. Коло життєвих явищ, що їх висвітлено в літературному чи мистецькому творі. 3. Фраза, головний мотив, що є основою музичного твору. 4. Частина наукової проблеми, що обіймає одне або кілька питань. 5. Основа слова. смотреть
тема; ж. (гр., положення, основа) 1. Предмет судження або викладу. 2. Коло життєвих явищ, що їх висвітлено в літературному чи мистецькому творі. 3. Фраза, головний мотив, що є основою музичного твору. 4. Частина наукової проблеми, що обіймає одне або кілька питань. 5. Основа слова. смотреть
то, что положено в основу – предмет описания, изображения, исследования, разговора и т.д. В искусстве — объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем, художником, композитором и скрепленных воедино авторским замыслом. смотреть
Те́ма1) (предмет разговора) jambo (mambo), mada (-);те́ма обсужде́ния, диску́ссии — muktadha (mi-)2) (лит.) muwala (mi-), dhamira (-)
Rzeczownik тема f temat m
ТЕМА (Tema), город в Гане, к востоку от Аккры, порт в Гвинейском зал. 110 тыс. жителей (1988). Нефтеперерабатывающие, алюминиевые, химические, цементные, текстильные, пищевые предприятия. Рыболовство.
тема те́мастар. фе́ма, 1665 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 368. Через нем. Тhеmа или лат. thema из греч. θέμα «установленное, положение»; см. Смирнов 288. Фо. смотреть
ж.1) subject(-matter), topic, theme 2) (как единица психологического анализа) thema
тема предмет, вопрос, мотив, хрия, предмет (внимания, обсуждения), проблематика, тематика, содержание, положение, лейтмотив, топик, дело, проблема, дукс, материя, рефрен, подтема
1. тақырып;- доклад на международные темы халықаралық тақырыптарға баяндама;- отклониться от темы тақырыптан шығып кету;2. муз. тақырып (музыкалық шығарманың негізгі тақырыбы). смотреть