что означает термин сипр

Что означает термин сипр

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

что означает термин сипр. Смотреть фото что означает термин сипр. Смотреть картинку что означает термин сипр. Картинка про что означает термин сипр. Фото что означает термин сипр

Аннотация: Одним из главных направлений в образовании обучающихся с ТМНР является улучшение образовательных и социальных возможностей, через составление для них СИПР.

Статья:

Одним из главных направлений в образовании обучающихся с ТМНР является улучшение образовательных и социальных возможностей, через составление для них СИПР.

Новый принятый Федеральный образовательный стандарт начального и общего образования учитывает стороны развития обучающихся с ТМНР через составление специальной индивидуальной программы развития.

В стандарте ввели новое понятие «специальная индивидуальная программа развития» (СИПР).

Из-за системного нарушения развития обучающихся, предусмотрен индивидуальный уровень итоговой оценки результатов общего образования. ФГОС регламентировал введение в образование СИПР для обучающихся с ТМНР, что позволяет их включить в образовательное пространство.

Принципы работы с обучающимися с ТМНР основываются на их индивидуальных возможностях и особых образовательных потребностях. СИПР составляется для обучающегося с ТМНР на базе варианта 4 АООП и АООП УО (ИН) варианта 2, основе нормативных документов:

− Адаптированная основная образовательная программа (вариант 2) образовательного учреждения для классов с тяжелыми множественными нарушениями развития;

− Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья;

− Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

− «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года N 26 / Постановление Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15;

− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;

− Федеральный закон от 03.05.2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

Целью СИПР является получение обучающимися жизненного опыта, который позволит ему достигнуть максимальной самостоятельности в разрешении обыденных жизненных задач, что способствует его введению в жизнь общества на принципе индивидуального поэтапного, планомерного увеличения жизненного опыта и каждодневного социального общения.

СИПР нацелена на разрешение нескольких задач:

Воспитательные задачи помогают решить вопросы социальной адаптации, роста самостоятельности обучающегося, развитие нравственных стандартов в деятельности обучающегося и воспитание положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи помогают развить компенсаторные механизмы становления психики и деятельности детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на прохождение и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений вразвитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Предполагается обучение родителей некоторым психолого-педагогическим приемам для эффективного взаимодействия с обучающимся, стимулирующих его активность в повседневной жизненной обстановке, укрепляющих веру в его возможности.

Образовательные задачи направлены на обучение приемам усвоения социального опыта, развитие познавательных способностей, формирование: учебных, трудовых, игровых действий, характерных для данного возраста. Главной образовательной задачей является обучение детей навыками счета, письма и чтения в практическом направлении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого обучающегося.

Подходы, которые заложены для составления СИПР для обучающихся с ТМНР: дифференцированный и деятельностный.

Дифференцированный подход к составлению СИПР для обучающихся с ТМНР учитывает типологические и индивидуальные особенности развития по нескольким вариантам образовательной программы, индивидуальных учебных планов. Варианты АООП составляют в соотношении с требованиями дифференцированного подхода в ФГОС НОО обучающихся с ТМНР: структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы; результаты образования. Применение дифференцированного подхода дает возможность составить образовательные программы с разнообразным содержанием, предоставлением об обучающихся с ТМНР, их возможностях, реализации индивидуальных способностей.

Деятельностный подход опирается на теоретические положения отечественных психологических наук, выявление правильности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности, учитывая общие закономерности развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Содержание СИПР для обучающихся с ТМНР разрабатывается на основании деятельностного подхода, который обеспечивает:

− учет индивидуальных особенностей ребенка с ТМНР;

− овладение обучающимися с ТМНР знаниями, умениями и навыками разнообразных деятельностных, самостоятельных продвижений в изучаемых образовательных областях;

− увеличение мотивации и интереса к обучению, усвоению нового опыта деятельности и поведения;

− обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТМНР на основе становления базовых учебных действий, способствующие социальной адаптации.

В основе создания СИПР для обучающихся с ТМНР положено несколько принципов:

− принцип государственной политики Российской федерации в области образования;

− принцип учета общетипологических и индивидуальных предметных потребностей обучающихся;

− принцип развивающей направленности образовательного процесса, основывающийся на развитии личности обучающегося и увеличение его «зоны ближайшего развития», учитывая его особые образовательные потребности;

− принцип направленности на развитие деятельности, обеспечивающий возможность обучающихся с ТМНР овладеть предметно-практической деятельностью, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативными навыками;

− принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений в практическую деятельность;

− принцип совместной деятельности с семьей.

В соответствии с требованиями ФГОС О у/о (п. 2.9.1 приложения ФГОС О у/о), структура СИПР включает:

2) Характеристику ребенка, составленную на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития

3) Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.

4) Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).

5) Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).

7) Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

8) Программу сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащую перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества образовательной организации и семьи обучающегося.

9) Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

10) Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Рассмотрим данные пункты содержания СИПР более подробно.

1. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. Кроме того, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а также формулировку заключения ПМПК.

2. Характеристика ребенка составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включаются:

− сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);

− данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

− характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

− особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

− сформированность импрессивной и экспрессивной речи;

− сформированность социально значимых навыков, умений;

− потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

− выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

3. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося могут варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности [13; 43]. Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП. У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.

4. Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных (планируемых) результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирование базовых учебных действий; нравственное воспитание; формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), представленных в АООП с учетом актуальности отобранных образовательных задач для данного конкретного обучающегося, которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве возможных (планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

5. При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля за своим поведением оказывается невозможным или ограниченным, в образовательной организации создаются условия для реализации потребностей в уходе и присмотре.

а) Выделяются следующие области и требования профессионального ухода [28] :

− прием пищи (кормление и помощь при приеме пищи);

− одевание, раздевание и забота о внешнем виде (одевание и раздевание полностью или оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной одежды, соответствующей погоде и ситуации; забота о комфортности, прическе и внешнем виде ребенка);

− передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе, подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением техники безопасности);

− совершение гигиенических процедур: с ребенком (смена памперса, уход за телом с использованием средств гигиены, регулярность в выполнении процедур по гигиене тела), в помещении (проветривание, уборка и дезинфекция помещений, сантехники, дидактических материалов);

− поддержка жизненно важных функций организма (выполнение назначений врача: прием лекарств, профилактика пролежней и др.);

− реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).

б) Области и требования профессионального присмотра:

− обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще-режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение);

− составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся;

− ведение журнала травм (учет факта получения травмы, фиксации обстоятельств и присутствовавших при этом сопровождающих, оказанной помощи, мер по профилактике).

Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

6. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.

Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.

8. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.

С учетом того что часто родители, несмотря на уже школьный возраст ребенка и многолетний жизненный опыт его воспитания, находятся в сложном эмоциональном состоянии, в депрессии, испытывая чувство вины в связи с имеющимися проблемами развития ребенка, и ввиду недоверия к специалистам, потому что не видят существенных изменений в его развитии. Недостаток информации или ее искажение по правовым, психолого-педагогическим, медицинским вопросам помощи ребенку нередко приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка. Кроме того, трудности в семье (психологические, межличностные, материальные), часто негативное отношение социального окружения приводят к изолированности семьи, нередко и к ее распаду. В такой ситуации трудно ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству с педагогами. Последние рискуют быть не услышанными не потому, что родители не хотят этого, а потому что они не готовы к взаимодействию. Поэтому специалистам важно осознавать необходимость психологической помощи родителям. Именно она обычно является первым шагом на пути к устойчивому сотрудничеству семьи и специалистов.

В целях психологической поддержки родителей, по их желанию, организуются группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется общение родителей и детей в форме проведения культурно-досуговых мероприятий, а также тематических встреч, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.

Родители часто оказываются некомпетентными в правовых вопросах, от решения которых зависит материальное состояние семьи и обеспечение условий для развития ребенка в условиях дома. В связи с этим проводится социально-правовая поддержка семей, включающая такие виды деятельности, как: проведение тематических семинаров для родителей с целью их юридического просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям, воспитывающим ребенка-инвалида; индивидуальные консультации членов семьи по правовым вопросам; помощь в составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.) и др. По мере разрешения психологических проблем, развития общения с другими более опытными родителями создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями), например: консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку, просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида и др. Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.

Кроме того, важную роль играет участие родителей (законных представителей) в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией. Представители родительской общественности входят в состав совета образовательной организации и участвуют в принятии решений, связанных с организацией ее работы. Родители и созданные ими некоммерческие общественные организации участвуют в сетевой работе совместно с образовательной организацией, привлекая дополнительные средства на реализацию социально значимых проектов, направленных на социальную интеграцию обучающихся.

9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

В качестве средств, которые могут быть включены в данный раздел СИПР, рассматриваются: специальные средства передвижения, дидактические пособия, средства для альтернативной коммуникации и другие материалы, предложенные в программах по учебным предметам примерной АООП.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесение в нее изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.

Таким образом, СИПР представляет собой форму и содержание обучения ребенка с умственной отсталостью (УО), а так же с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНП), разрабатывается на один год и имеет определенную структуру. Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.

СИПР обязательно согласуется с родителями (законными представителями) ребенка. Эта же группа педагогов проводит диагностику реализации программы в конце учебного года. Они дают рекомендации по организации обучения на следующий период обучения.

Источник

Выступление на педагогическом совете «Специальная индивидуальная программа развития СИПР. Методика разработки СИПР»

Специальная индивидуальная программа развития СИПР. Методика разработки СИПР.

Все дети, имеющие особые образовательные потребности,

обусловленные особенностями их развития,

имеют возможность получить образование.

С 01 сентября 2016 года обучение детей с ОВЗ осуществляется по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и Федеральным государственным образовательным стандартам образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) (далее ФГОС О УО).

Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка СИПР. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Целью СИПР является, обретение обучающимися жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

СИПР ориентирована на решение следующих задач: воспитательных, коррекционно-развивающих, образовательных, формирование социально-бытовых навыков.

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности обучающегося, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

При организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основополагающими являются принципы:

принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников);

принцип семейно-ориентированного сопровождения (активное включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).

Этапы проектирования и реализации СИПР

Структура специальной индивидуальной программы развития.

В соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО) структура СИПР включает [ Слайд 2 ]:

1) общие сведения о ребёнке;

2) характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

3) индивидуальный учебный план;

4) содержание образования в условиях организации и семьи;

5) условия реализации потребности в уходе и присмотре;

6) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

7) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

8) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

9) средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

Рассмотрим разделы программы и на некоторых остановимся более подробно.

1. Общие сведения о ребенке (ФИО ребенка, возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения, место жительства, мать, отец, год обучения, форма обучения).

Примерный план психолого-педагогической характеристики обучающегося, составляемой при разработке СИПР

1. Год обучения ребенка в образовательной организации.

2. Социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение семьи к ребенку).

3. Данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка.

4. Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами.

5. Социальные компетенции:

5.1. базовые учебные действия.

5.2. коммуникативные возможности (речь и общение).

5.3. игровая деятельность.

5.4. предметно-практическая деятельность (действия с предметами, инструментами, материалами).

5.6. бытовая и трудовая деятельность.

5.7. математические представления.

5.8. представления об окружающем мире (о себе, ближайшем окружении, природном, растительном, социальном мире).

6. Потребность в уходе. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная / частичная, постоянная / эпизодическая.

7. Потребность в присмотре. Требуется постоянный / эпизодический контроль, необходимо планировать занятость ребенка.

8. Выводы по итогам оценки: приоритетное содержание обучения и воспитания на предстоящий период.

3. Индивидуальный учебный план , отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.

Индивидуальный учебный план

Предмет, коррекционный курс

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

4. Содержание образования в условиях организации и семьи.

4.1. Базовые учебные действия.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

4.3. Нравственное воспитание.

4.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

4.5. Внеурочная деятельность.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося ). Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Уход предполагает выполнение следующей деятельности: уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела, чиста зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете, высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность); придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР. В реализации СИПР обучающегося принимают участие следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог.

7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

8. Перечень необходимых технических и дидактических материалов.

В качестве средств, которые могут быть включены в данный раздел СИПР, рассматриваются:

— кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), вертикализатор;

— прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор, планшет), электронная кнопка для привлечения внимания;

— игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромабаночек, вибромассажер;

— предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины);

— средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;

— средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа «МОТОмед» и др.;

— другой материал, предложенный в программах по учебным предметам примерной АООП.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

СИПР составляется на один год . Специалисты, участвующие в реализации СИПР: учитель класса и/или предмета, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог и др.

Кроме того, СИПР может содержать приложение, включающее задания, рекомендации для их выполнения в домашних условиях.

Далее более подробно представим содержание и организацию работы по двум разделам СИПР: индивидуальный учебный план, программа сотрудничества с семьёй.

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план включает набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП.

Различия в индивидуальных учебных планах зависят от образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся.

При составлении индивидуального учебного плана, а именно при выборе учебных предметов и коррекционных курсов, образовательной организации следует учитывать рекомендации по образованию обучающегося с ОВЗ, сформулированные в следующих документах:

— коллегиальном заключении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК);

— индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребёнка инвалида, полученной в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

— заключениях узких специалистов образовательной организации (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и социального педагога).

В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с менее выраженными нарушениями развития б о льший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС О УО).

Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также определяется индивидуальным учебным планом и фиксируется в расписании занятий.

Рассмотрим пример индивидуального учебного плана.

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

На основании заключений специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, школьного психолого-педагогического консилиума из обязательной части учебного плана были исключены следующие учебные предметы: Окружающий природный мир, Человек, Окружающий социальный мир, Изобразительная деятельность, Адаптивная физкультура. Содержание и темы, соответственно, указанных учебных предметов могут быть интегрированы в содержание коррекционных курсов и программы внеурочной деятельности. Например, в программу коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» включены темы учебных предметов: «Окружающий природный мир», «Речь и альтернативная коммуникация» и т.п. В индивидуальном учебном плане преобладает часть, формируемая участниками образовательных отношений, данные коррекционные курсы согласованы с родителями.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие», ребёнок с тяжёлой умственной отсталостью получает информацию об окружающем мире через тактильную стимуляцию. Курс «Предметно-практические действия» направлен на развитие общей и тонкой моторики обучающегося, формирование способов обследования предметов. «Альтернативная коммуникация» – курс учит понимать язык жестов, систему символов, пиктограмм, проявлению эмоций.

Представленный учебный план рассчитан на 8 часов, так как обучающемуся было рекомендовано обучение на дому.

Организация внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями Стандарта организуется внеурочная деятельность. К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.

Внеурочная деятельность направлена на коррекцию и компенсацию различных дефектов развития обучающихся. При организации внеурочной деятельности необходимо включать обучающихся в деятельность, которая направлена на формирование навыков взаимодействия с обычно развивающимися сверстниками и с разными людьми, а так же приобретение навыков по самообслуживанию.

При составлении СИПР совместно с родителями оговариваются мероприятия, которые может посетить ребёнок в сопровождении родителей (законных представителей) или тьютора. Обеспечивается добровольность участия обучающихся во внеурочной деятельности с учетом их интересов, а также запросов родителей (законных представителей) обучающихся.

Во внеурочных мероприятиях ребёнок может выступать в роли участника или зрителя в зависимости от его индивидуальных возможностей и способностей, а так же от содержания данного мероприятия.

Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности

Присутствие на торжественной линейке

Присутствие на мероприятии

Присутствие на празднике, посильное участие в соревнованиях

Знакомство с атрибутами праздника, участие в новогоднем празднике

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества

Присутствие на празднике, посильное участие в соревнованиях

Знакомство с атрибутами праздника, изготовление открытки для мамы

Подготовка к мероприятию, покраска яиц

Торжественная линейка, посвященная окончанию учебного года.

Присутствие на торжественной линейке

Внеурочная деятельность носит прикладной характер. В результате этой деятельности происходит не только коррекция ручной моторики, но и постепенная подготовка к самостоятельной трудовой деятельности.

В образовательной организации реализуются программы внеурочной деятельности. В программу включены только те темы занятий, которые посильны ребёнку для выполнения, совместно с учителем, тьютором или родителем.

Если ребёнок по каким-либо причинам не может посетить мероприятие или занятие внеурочной деятельности, то образовательная организация (далее ОО) приглашает родителей этого ребёнка на мероприятие, с целью обучения родителей приемам, формам, использованию атрибутов, выстраиванию взаимодействия с ребенком при проведении мероприятия дома (опосредованное взаимодействие учащегося и педагога через родителя).

Методы и формы работы образовательной организации в рамках Программы сотрудничества с семьей.

При разработке данной программы необходимо учитывать следующие особенности:

1) знакомство с семьёй (состав, возраст, профессии родителей, образовательный и культурный уровень родителей) с целью определения ресурсного потенциала семьи и оказания необходимой помощи (при разработке вариантов помощи необходим детальный анализ семейной ситуации и трудностей, испытываемых непосредственно родителем, необходимо очертить границы помощи и придерживаться этих границ в практической работе);

2) учёт особенности семьи при планировании совместных мероприятий (общая атмосфера в семье, характер взаимоотношений, приоритеты воспитания, готовность родителей к сотрудничеству со специалистами ОО);

3) разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (индивидуальные беседы, консультации, домашнее визитирование);

4) определение роли семьи в образовательном процессе (ОО и Родитель, являющийся законным представителем учащегося, совместно несут ответственность за результаты деятельности участников образовательного процесса в пределах компетенции каждой из сторон, разграниченной Договором);

5) знакомство родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами;

Проблема, которая может возникнуть при работе с детьми и родителями (законными представителями) данной категории, – это недостаток собственного ресурса образовательной организации (например, приобретение специального технического оборудования – вертикализатора для ребёнка, не способного двигаться, коляски с удерживающими устройствами, так как ребёнок не может удерживать своё тело в вертикальном положении и т.п. Средств для приобретения данного оборудования в образовательной организации не предусмотрено).

Для повышения эффективности деятельности ОО с семьями учащихся с ОВЗ необходимо иметь перечень муниципальных организаций и учреждений, которые могут оказать помощь в организации обучения и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ребенку и семье.

Формы и методы работы с семьей в рамках реализации СИПР.

Родители, воспитывающие детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находятся в сложном эмоциональном состоянии, испытывая чувство вины в связи с имеющимися проблемами развития ребенка. В такой ситуации трудно ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству со специалистами и педагогами ОО. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией семей, важно осознать необходимость психолого-педагогической помощи родителям, именно она является первым шагом на пути к созданию доверительных отношений между специалистами ОО и семьёй. При оказании семьям психолого-педагогической помощи специалисты образовательной организации используют следующие методы и формы работы семьей:

метод наблюдения – помогает собрать материал о семье. Специалисты наблюдают за общением ребёнка и родителей в семье, школе, общением со сверстниками.

метод бесед – один из самых распространённых методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, наметить пути их решения.

метод убеждения – помогает убедить родителей, чтобы они сами начали действовать в соответствии с данными рекомендациями, инструкциями, или обратились за необходимой помощью в ту или иную инстанцию.

Наиболее эффективными являются следующие формы обратной связи при работе с родителями:

анализ ситуации динамики учащихся в связи с активным включением родителей в жизнь образовательного учреждения;

письменные отзывы по итогам проведенного мероприятия;

анкетирование в конце учебного года.

В основном используется индивидуальный подход в проведении консультирования родителя (законного представителя) ребёнка в виде беседы.

На основе детального анализа семейной ситуации и трудностей, испытываемых непосредственно родителями, осуществляется выбор содержания Программы сотрудничества с семьёй.

В таблице ниже представлены формы работы специалистов и учителей с родителями обучающегося и результаты данной работы.

Формы работы специалистов и учителей с родителями

обучающегося с ОВЗ

Создание доверительных отношений, осознание искренности в желании помочь ребёнку

Информирование родителей об этапах психологического развития ребёнка, организация предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье

Приобретение навыков решения конфликтных ситуаций с ребёнком, обучение эффективному взаимодействию с ним, решение некоторых личностных проблем, осознание и оптимизация своей родительской позиции

Индивидуальные занятия с детьми с участием родителей

Родители учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним.

Кроме того, на занятиях родители учатся соотносить возможности ребёнка и свои требования к нему.

Консультирование родителей по использованию заданий-инструкций, буклетов, памяток

Родители закрепляют учебный материал, отрабатывают формируемые навыки и поддерживают уже сформированные с помощью заданий-инструкций, буклетов, памяток.

С целью создания предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье учитель-дефектолог предлагает родителям из подручных средств изготовить дидактические игрушки.

При организации работы с родителями, воспитывающими «особого ребёнка», необходим контроль и обучение родителей: на занятиях педагог показывает родителям как работает с обучающимся сам (приёмы, формы работы при выполнении того или иного задания), при этом демонстрирует, как могут действовать родители при закреплении или отработке учебного материала.

Так как родители являются непосредственными участниками разработки СИПР и несут ответственность за её реализацию, они заполняют расписку.

(ФИО родителя или законного представителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка _______________________________________________________________

Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций учителя и специалистов.

О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями моего ребенка, предупрежден(а).

Подпись родителя ______________ Дата ________________

С целью обеспечения успешного обучения ребенка формируемым навыкам, и поддержания уже сформированных навыков для родителей разрабатываются и выдаются под роспись памятки-задания, инструкции.

Таким образом, мы рассмотрели структуру СИПР в соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО). При разработке СИПР очень часто возникает много вопросов и поэтому при поддержке Министерства образования и науки РФ, Псковского государственного университета Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области был разработан Электронный учебно-методический ресурс : Учебно-методический комплекс по разработке и реализации СИПР. http://xn--h1adfofdl.xn--p1ai/

Учебно-методический комплекс (УМК) разработан в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом второго варианта примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП ИН-2).

УМК предназначен для специалистов, участвующих в разработке и реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). УМК может использоваться при разработке СИПР для обучающихся по IV варианту АООП начального образования детей с ОВЗ, на основе ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Предлагаемый в УМК материал поможет учителям и другим специалистам планировать и осуществлять образование детей нарушениями интеллекта с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и в соответствии с требованиями ФГОС.

УМК представлен в виде электронного ресурса, который позволяет:

выбрать ожидаемые результаты обучения по 10 предметам и 4- коррекционным курсам для включения их в СИПР из более, чем 1230 вариантов предложенных разработчиками УМК;

через образовательные задачи, внесенные в СИПР, отразить объективную структуру формируемых действий, и наметить субъективные шаги обучающегося в освоении отдельных операций конкретного действия;

просмотреть видео-иллюстрации примеров работы с детьми по некоторым из задач;

подобрать дидактический материал для работы с учащимися для достижения ожидаемого результата;

составить СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора;

получить консультацию по разработке и реализации СИПР.

В структуру УМК включены следующие блоки и разделы:

1 блок – нормативно-правовой – содержит ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, второй вариант примерной АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, примеры положений, приказов и других локальных актов, а также ссылки на иные нормативно-правовые документы.

2 блок – содержательный – включает 10 учебных предметов и 4 коррекционных курса. Каждый предмет и курс предваряется краткой пояснительной запиской и списком рекомендуемой литературы и полезными ссылками по соответствующей тематике. В блоке, в общей сложности, представлены 1 237 образовательных задач, сформулированных в форме возможных (ожидаемых) результатов и методических рекомендаций к ним по учебным предметам и коррекционным курсам для включения их в СИПР. Для удобства пользования образовательные задачи пронумерованы (например: «1.3.1.2», где первая цифра – номер учебного предмета или коррекционного курса, вторая – номер раздела программы учебного предмета или коррекционного курса, третья – номер подраздела (не всегда имеется) и последняя – номер образовательной задачи для внесения в СИПР). Для некоторых образовательных задач имеются ссылки на видеоматериал, иллюстрирующий возможные подходы к реализации образовательных задач. По ряду разделов учебных предметов «Окружающий природный мир» и «Окружающий социальный мир» приложен материал для создания заданий и рабочих тетрадей с целью формирования представлений у обучающихся. Кроме того, предлагаются фотографии примерного предметного и изобразительного материала, который может использоваться специалистами в ходе реализации СИПР.

3 блок – технологический – представлен алгоритмом по разработке СИПР в виде презентации и программой-конструктором, позволяющей сформировать содержательный раздел СИПР и вывести его в текстовом формате. Пользуясь данным инструментом, специалисты экспертной группы могут составлять и затем редактировать СИПР на своих обучающихся.

4 блок – приложения АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области (ЦЛП); примеры специальных индивидуальных образовательных программ развития, используемых в ЦЛП; примеры календарно-тематического планирования и примеры авторских программ внеурочной деятельности обучающихся. Примеры СИПР, представленные в приложении, помогут педагогу сориентироваться в составлении как индивидуальной программы в целом, так и ее содержательного раздела в частности. Календарно-тематический план составляется на группу обучающихся, чьи образовательные задачи, включенные в СИПР, оказываются одинаковыми или близкими по сложности. Такие дети могут объединяться в одну группу для проведения совместных уроков (занятий). Примеры авторских программ внеурочной деятельности могут быть использованы для занятий с детьми или для составления других подобных программ организациями, в которых происходит воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.

5 блок – консультационный – позволяет сформулировать и направить вопросы разработчикам УМК, найти ответы в разделе «часто возникающие вопросы», оставить отзыв, выразив свое мнение о ресурсе и предложения по совершенствованию УМК. Через данный блок вы можете также прислать свои материалы (файлы с примерами СИПР, методические рекомендации, фотографии материалов и оборудования и др.), которые будут рассмотрены разработчиками УМК и по согласованию с авторами включены в соответствующие блоки и разделы УМК.

Таким образом, мы рассмотрели структуру СИПР в соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО) и методику ее разработки. Надеюсь, что данный материал поможет в разработке данных программ в нашем Центре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *