что означает термин социоигровая технология
Социоигровые технологии
helena grishenko
Социоигровые технологии
Социоигровые технологии
«Забава, потеха связывается с чем-то очень легким, доступным. А дело – с трудным, напряженным. В игре же сочетается и то и другое, иначе она перестает быть игрой»
В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.
Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного.
• Социоигровая технология
Это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Социоигровая педагогика, или соци-игровой стиль обучения или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами) В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
• Цель социо-игровой технологии
Задачи социо-игровой технологии
• Помочь детям научиться эффективно общаться;
• Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
• Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.
• Движение – под любым предлогом. Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребенка, как человека говорящего (другим людям, слушающего (других людей, действующего (вместе с другими). – Работа малыми группами 3-6 человек.
• Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.
• Открыть широкий путь игре.
• Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений.
3 составляющие социоигрового стиля:
• Объединение в подгруппы, пары и работа в них,
Принципы руководства в работе с детьми по социоигравой технологии
– Воспитатель – равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
– Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятия страха ошибки у детей.
– Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
— Смена мизансцены, то есть остановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
– Ориентация на индивидуальные открытия Дети становятся соучастниками игры.
– Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто,а что трудно- то интересно.
– Движение и активность.
– Жизнь детей в малых группах, в основном шестерках, бывает в четверках и тройках.
– Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь и наловишь десяток
Формирование малых групп может идти по разным направлениям:
• спонтанные детские объединения (когда дети играют в каких либо группах и в них же переходят к занятию);
• по половому признаку;
• по коммуникативному признаку (кто с кем дружит);
• по какому-либо общему признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (когда дети выбирают сами или воспитатель задаёт определённый признак);
• по наглядному материалу (мелким раздаточным предметам или разрезным изображениям);
• путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок по общему делу (когда каждый ребёнок делает своё дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы);
• по общему развитию (он самый продуктивный);
• по темпу выполнения (быстрым детям даём задания труднее и тем самым выводим их на более высокий уровень развития);
Этапы работы в малых группах:
1. Объединение в микрогруппы;
2. Придумывание названия своей компании;
3. Выбор посыльного (посыльный получает задание от воспитателя и доносит его своей компании);
4. Самостоятельная работа. ;
5. Представление и обсуждение результатов детской деятельности.
• Группа ровесников (сентябрьские, июньские и т. д.)
• По цвету волос, глаз, одежды;
• Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
• Кто на каком этаже живет;
• По считалочке, вариант разрезной картинки;
(в младшем возрасте объединение в пары, тройки; в старшем возрасте по 5-6 детей).
1. Один за всех и все за одного;
2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
4. Когда работаешь, не мешай другим.
5. Справился сам, помоги другу.
6. Главное- не бояться доказывать свою правоту.
7. Умей принять помощь.
Авторы социоигровой технологии
Е. Е. Шулешко, В. М. Букатов, А. П. Ершова.
Перечень игр применимых в социоигровой технологии
1.Игры-задания для рабочего настроя:
— дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются.
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу
Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.
Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения,
когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».Игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого…», «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Игра «Изображение предметов».
Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.
Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.
«Японская печатная машинка» – садятся в круг и хлопком руки по колену «стучат» слова на заданную тему (каждый, например, «фрукты». Делают 3 кона. Кто ошибается – выбывает из круга.
«Выбор водящего»— варианты жеребьевок: на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).
Комплексная ориентация воспитателя на эти правила позволяет обеспечить детям ситуационную реализацию:
Их мотивационной свободы (добровольности);
Их информационной инициативности (коммуникативности);
Их деловой компетентности (самостоятельности,
что в свою очередь ведет к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности ребенка.
Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе
марина михуткина
Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе
«Главная забота воспитателей-
не обучение, не развлечение,
даже не развитие, а столь
недидактическая вещь как дружба».Е. Е. Шулешко
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.
И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е. Е. Шулешко, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.
Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.
Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:
1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
4. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Принципы организации социо-игровой технологии:
• Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:
• Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
•1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».
•2 правило: «смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
•3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.
•4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
• 5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
•6 правило:в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания.
Для организации детей необходимо их делить на микрогруппы, которые позволяют ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках своей работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.
В своей работе с возникновением микрогрупп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на микрогруппы по 3-4 человека. Как правило, мы не учитываем, не знаем и не анализируем закономерности возникновения и существования таких микрогрупп, но именно в них таятся корни успеха учебного процесса.
При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов.
Сейчас мы с вами и остановимся на вариантах объединения…
1. Деление детей на малые группы по их желанию,сходству или жизненным ситуациям осуществляю по следующим принципам:
-чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
-одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков и т. п.);
-по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
-по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы;
-со своими друзьями;
-с тем, с кем живешь рядом;
-с кем спишь рядом в детском саду;
-с кем вместе сидишь за обеденным столом;
-с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
-по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п. ;
-найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака и т п.
2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком):
-отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;
-геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
-геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру
-мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п. ;
-муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
-предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
3. Объединение путём образования пар (троек, четвёрок, шестёрок).
Каждому ребенку предлагается какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной (или двумя парами) и представляет его для всех
Возможные варианты заданий:
-составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т. п.
нарисовать рисунок на определённую тему (или без неё, сделать аппликацию или подделку, слепить;
-составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.
4. Деление на подгруппы по разрезному материалу.
Предложите каждому взять по одной частичке материала. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы и составить из элементов целое. Можно предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей. Например, разбросать на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей. При этом количество открыток (или другого материала) должно соответствовать числу образуемых малых групп, а количество нарезанных элементов — числу детей в малой группе.
В качестве материала можно также использовать:
небольшие картинки с несколькими повторяющимися сюжетами;
заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части;
лоскутки ткани разной (или одинаковой) формы и разной (или одинаковой) расцветки (рисунка);
разрезанные на части геометрические фигуры (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру; одинаковые по названию, но разного цвета и размера; одинаковые по названию, цвету и размеру, но разрезанные на разное количество частей; одинаковые по названию, по размеру, но разного цвета).
5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию.
Предлагожить детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группыпо порядковому номеру:
-назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
-называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
-назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т. п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА СОЦИОИГРОВОЙ НА ПРИМЕРЕ :
Игра «Волшебная палочка».
Практическая значимость заключается в том, что использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.
Выступление для педсовета на тему:
«Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию».
Подготовила воспитатель: Михуткина М. Э.
Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС до
Наталья Думрауф
Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС до
Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО.
«Главная забота воспитателей-
не обучение, не развлечение,
даже не развитие, а столь
недидактическая вещь как дружба».Е. Е. Шулешко
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).
Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Основатели социо-игровой технологии Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М.Букатов вывели следующие законы общения:
— не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
— не ворчать, не ныть, не бурчать;
— умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
— будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
— относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
— поддержи, помоги подняться и победить;
— задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
— не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
— дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:
1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
4. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Принципы организации социо-игровой технологии:
• Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:
• Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условноможно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
5. Игры вольные (на воле, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста :
• У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
• Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
• Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
• Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
• У детей нет чувства страха за ошибку.
•1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».
— по цвету волос, глаз, одежды;
— чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
— кто на каком этаже живет;
— кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т. д.
•2 правило: «смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
•3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом.Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.
•4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
• 5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
•6 правило:в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологииВячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле…».
Общение детей в рамках данной технологииорганизуем в три этапа:
(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,
развивается собственная речь);
как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через
общение я обучаю дошкольников.
Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
1. А. П. Ершова, В. М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /–СПб: Образовательные проекты;М: НИИ школьных технологий,2008.
2. А. П. Ершова, В. М. Букатов / Возвращение к таланту /–СПб: Образовательные проекты;М: НИИ школьных технологий,2008.
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей» Мастер класс «Социо-игровая технология как эффективное средство развития коммуникативных способностей детей» «Сделать серьёзное занятие.
Игровая деятельность как средство познавательного развития младшего дошкольника. Конспект занятия «В гостик малышарикам» В гости к малышарикам Ход занятия Воспитатель: Ребята, вы любите мультфильмы? Дети: да! Загадка. Отгадайте-ка друзья, Что за мультик.
Игровая технология «Пальчиковые дорожки» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста Исследованиями учёных было установлено, что уровень речи напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Известному педагогу В. А.
Мастер-класс «Социо-игровая технология» Мастер-класс «Социо-игровая технология » Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой.
Социо-игровая технология с интеграцией всех видов деятельности Мой подход в работе с детьми. Современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного.
Социо-игровая, или интерактивная, технология в образовательном процессе детского сада Социо-игровая или интерактивная технология в образовательном процессе детского сада Карпушина К. Н. Воспитатель МБДОУ (ясли-сад) № 13.
Театрально-игровая технология как средство развития дошкольника Театрально-игровая технология как средство развития дошкольника. По мнению современных ученых (Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Б. М. Теплов,.