что означает термин виста в садово парковом искусстве
Сад воспринимается наблюдателем как объемная живая картина.
Ее красота заключается не только в уравновешенности, общей гармонии, но и в видимой глубине садовой перспективы.
Художник, выбирая для своей картины интересный пейзаж, создает живописное изображение трехмерного пространства на плоскости с учетом кажущегося изменения величины и очертаний предметов, обусловленного степенью их удаленности от наблюдателя. Это и есть эффект перспективы, открытый еще мастерами итальянского Возрождения.
Проектируя сад, ландшафтный дизайнер, подобно художнику, должен учитывать и использовать законы линейной и воздушной перспективы.
Линейная перспектива отражает изменения размеров, форм объектов и расстояний между ними в зависимости от расположения объектов в пространстве. Чем дальше предмет, тем он кажется меньше. Вертикальные линии в линейной перспективе остаются вертикальными.
Воздушная перспектива отражает изменения цвета, контуров, фактуры поверхности предметов, обусловленные удалением от наблюдателя.
Расположенные в одной плоскости на равном удалении от наблюдателя объекты формируют план. Садовые перспективы часто бывают многоплановыми.
Наличие нескольких планов зрительно увеличивает глубину пространства сада и является одним из главных его украшений. Не менее выразительны виды с резкой разницей планов и с уходящей вдаль перспективой.
Повышенная влажность воздуха в средней полосе России наблюдается в апреле-июне и в августе-октябре, когда в садах можно любоваться аналогичной картиной.
На ее восприятие влияют облачность, освещенность. Наиболее четко дальние перспективы просматриваются в ясную безоблачную погоду при сухом воздухе.
В наименьшей степени подвергаются воздействию явлений воздушной перспективы белый, желтый и оранжевый тона. По этой причине окрашенные в перечисленные тона предметы зрительно кажутся ближе, чем на самом деле.
Так, осенью на лесной опушке желтые березы как будто выступают вперед из темной массы деревьев. Ярко-желтые бархатцы, высаженные на дальнем плане сада, как бы приближаются к наблюдателю. Объекты с мягкими, плавными контурами и синеватым оттенком, например веймутова сосна, оптически удаляются от наблюдателя.
Объекты с четкими рельефными контурами оптически приближаются. Используя эффекты воздушной перспективы, дизайнер может иллюзорно увеличивать площадь сада или его части, придавать мнимую глубину садовым видам.
В переводе с итальянского виста означает «красивый вид». Виста как прием ландшафтного дизайна издавна применялась при создании садов.
Им может быть красивый вид на окружающий ландшафт, группа берез, рукотворный холм, яркая композиция из растений, скамья, садовая скульптура.
Материалы к теме:
| Если надумали строиться. Читать. | Главное прочный фундамент. Читать. | | Строим баню. Читать. | |
| Из чего строить стены. Читать | | Строим забор по правилам..Читать. | | Чтобы не поехала крыша. Читать. |
Виста как прием ландшафтного дизайна просто необходима в зажатых соседними строениями небольших садах. В исторических парках встречается прием, получивший название «ах-ах».
При движении по прогулочной дорожке вдоль границы сада устраивается прорыв в зеленом массиве или в живой изгороди с раскрытием вида на окружающую местность.
Вместо высокой ограды здесь устраивается ров и таким образом создается полная иллюзия включения природного ландшафта в композицию сада. Так же можно завершить и садовую висту.
С понятиями вид, виста, пейзажная картина, садовая перспектива связано понятие «точка наблюдения» или «видовая точка». Это место на территории сада, с которого хорошо воспринимаются виста в саду или вид за его пределами.
Нужно подчеркнуть, что виды и отдельные композиции сада воспринимаются по-разному в зависимости от расстояния между ними и точкой обзора.
От 30 до 200 м хорошо различаются не только виды деревьев, но и форма кроны, оттенок зелени, цвет ствола. На расстоянии 10-30 м с учетом вертикального угла зрения с наибольшей полнотой воспринимаются деревья.
Видны не только форма кроны, оттенок зелени листвы, но и характер ветвления, размер листа, плотность кроны, фактура ствола. Кустарники с этого расстояния воспринимаются только по форме и светлоте зелени.
С расстояния 5-10 м можно рассмотреть декоративные особенности кустарников и форму куста крупных травянистых многолетников.
С этого расстояния цветники воспринимаются как цветовые пятна. С 1-5 м в цветниках различимы декоративные группы, нюансы цвета, фактуры. При ближайшем рассмотрении видны детали строения растений: гофрированные лепестки, опушение и т.п.
Эти обстоятельства учитывают при составлении композиций из растений и их размещении. Тогда, например, растение с интересной формой листа не попадет на дальний план, где эта его особенность не будет видна.
Проектирование видов идет двумя путями. Уже существующие на территории сада или за его пределами виды оформляют кулисами, промежуточными планами, цветовыми пятнами и т.п., одновременно создавая комфортные условия для их восприятия.
Второй путь заключается в проектировании и создании искусственных видов на территории сада. Их располагают так, чтобы они обозревались из окна гостиной, с террасы, балкона, от входной калитки, с площадки отдыха, из беседки, с поворота дорожки, т. е. проектируют виды в расчете на имеющиеся видовые точки.
Благодаря небольшим размерам и «приближенности» к наблюдателю эти «микропейзажи» насыщены деталями мелкими нюансами.
Вот почему при проектировании малого сада так важно знание проектировщиком особенностей строения растений и умение их обыгрывало.
Среди отечественных паркостроителей того времени особым искусством в обработке и использовании видов отличался Николай Львов. Его парковые картины были наполнены жизнью, движением. За прошедшие века человек, преобразовав природу, лишил ее первозданной дикости.
Природные пейзажи утратили потенциальную опасность, враждебность. Природа, став уютным домом для человека, одновременно превратилась в объект романтического созерцания.
Будни и праздники деревни, обозреваемой из миловидов и террас построенных Н. Львовым усадеб, издали воспринимались как театрализованное действие.
Здесь и река с плывущими по ней лодками, и луга, где идет сенокос, и дорога с проезжающими повозками, деревенская кузница в отсветах пылающего горна.
Полны движения, перемен и картины дикой природы. Вот лунная дорожка на речной глади, угасающий закат или нарождающийся рассвет, летящие по небу облака и косяки перелетных птиц, гроза и первый снег.
Ландшафтный дизайн: что такое висты?
Интересно созданный ландшафтный дизайн любого участка определяется многими факторами. И одним из них являются висты. Если говорить просто, то виста это так называемое смотровое окно в вашем саду, из которого открывается наиболее красивый вид.
Продумать месторасположение вист необходимо заранее еще во время планирования участка. Они помогут принести в ваш сад не только эстетическое наслаждение, но и дадут ему многоплановость и даже визуально расширят его.
Но перед тем как перейти к планированию вист необходимо более детально разобрать, что же они из себя представляют. В висте можно выделить три основные части и одну дополнительную:
Основная часть это фокус, то есть самый красивый объект ландшафтного дизайна, на котором вы хотите остановить внимание и который хочется разглядывать.
Второй частью является линия или точка обзора. Это то место, с которого предполагается производить осмотр главного и наиболее привлекательного объекта ландшафтного дизайна – фокуса. Ее определение исходит из того, что глаз человека лучше всего видит объекты, которые находятся внутри угла около 30 градусов.
Третьей частью является рама или кулисы, которые направлены на то, чтобы ограничивать вид по бокам и не давать ему рассеиваться. В качестве такой рамы может выступать живая стриженая изгородь или какое-либо дерево. При этом важно учитывать то, что сами кулисы должны быть довольно спокойными и нейтральными и не отвлекать внимание от основного фокуса.
Дополнительной частью могут служить кулисы переднего плана, в качестве которых могут выступать, например цветники. Их роль должна заключаться в том, чтобы переменно переключать взгляд с дальнего объекта ландшафтного дизайна на ближний. В отличие от рамы они могут быть более интересными, но все же, не должны быть более яркими, чем основной фокус. Как видите, висты являются довольно важным элементом в ландшафтном дизайне. И если вы немного подумаете над их созданием на этапе планирования своего сада, то в последующем они смогут внести в него многоплановость и добавить интересных ракурсов.
Панорама ландшафта
Панорама ландшафта — это часть пространства в системе ландшафта, в которой все компоненты и элементы расположены согласно практическим и эстетическим требованиям, предъявляемым к данному садовому оформлению. Ее основная цель: создать комфортные условия и показать с самой лучшей стороны характерные черты ландшафта. Панорама рассчитана на восприятие или сразу в полном объеме, или фрагмент за фрагментом по мере продвижения. Под фрагментом панорамы понимается ее участок, обработанный как отдельная картина.
Панорамы, в отличие от живописных картин, объемны и занимают на территории данного ландшафта своеобразное пространство, образуя систему «зеленых зал» различной конструкции и различного назначения. Таким образом, панораму надо всегда представлять не в плоскости, а как ансамбль «зеленых объемных воздушных зал», образующих определенный ландшафт. В зависимости от характера ландшафта и поставленных перед проектировщиком практических задач в определенном ландшафте может быть одна или несколько панорам, образно характеризующих садово-парковый ландшафт.
Виста — международный термин в ландшафтной архитектуре, в переводе с итальянского означает вид. Это узкая перспектива, направлен ная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта — фокуса перспективы. Виста включает следующие связанные между собой части: точку обзора, обрамление, средний план и завершение перспективы — объект обозрения, или фокус. Точка обзора — место, откуда наилучшим образом воспринимается вид. Оно должно быть комфортабельно и композиционно отличимо от других частей панорамы.
Обрамление. Для достижения единства и целостности панорамы виста прежде всего должна быть изолирована от других компонентов ландшафта. В живописи это достигается рамой картины, в скульптуре пьедесталом, в садово-парковом строительстве — созданием необходимого обрамления из нейтральных элементов. Это обрамление устанавливает пределы площади, фиксирует ее центр и сосредоточивает внимание на внутренней целостности композиции. Висты могут быть обрамлены с боков, снизу и сверху.
Полное обрамление сильнее концентрирует внимание па главной части композиции. Там, где обрамление оказывается невозможным или нежелательным, изолированность и цельность композиции может быть достигнута лишь сосредоточением внимания на каком-либо выдающемся предмете или на особой согласованности отдельных элементов ландшафта. Это могут быть, например; особо выдающиеся по красоте, оригинальности и древности экземпляр дерева, красивая масса цветущих растений, тщательно разработанный цветник или парковое сооружение. Человеческий глаз так устроен, что воспринимает наилучшим образом только те предметы, которые расположены в пределах так называемого угла зрения, который для нормального глаза составляет примерно 28°. Если выразить это отношением ширины картины к расстоянию от картины до зрителя, то оно окажется равным 1:2.
Следовательно, композиция по возможности должна укладываться в пределы этого угла. В этом случае для обозрения нет необходимости поворачивать голову или глаза и наблюдатель может любоваться пейзажем, не меняя положения тела. Средний план висты организуется из растений или предметов легких форм или предметов нейтральной окраски. Растения среднего плана часто располагаются кулисами, подобно театральным (для улучшения перспективы и придания пространству воздушности).
Задача среднего плана, как и обрамления, — помогать восприятию завершающего висту зрительного объекта. Завершающий висту объект обозрения (или зрительный фокус) является главной деталью в открывающейся перспективе. Зрительным фокусом пейзажа могут быть далекие горы, изгибы реки, выдающиеся архитектурные сооружения, павильоны, статуи, отдельные выделяющиеся по форме и цвету деревья, цветочное пятно или другие выделяющиеся в пейзаже предметы. В некоторых случаях зрительным фокусом может быть ярко освещенное пространство или вид.
Зрительному фокусу должно предшествовать открытое обрамленное пространство — просвет, уменьшающийся в перспективе по направлению к фокусу. Граничные линии обрамления, сходясь в зрительном фокусе, вызывают возрастающий интерес к предмету, составляющему фокус данной висты. Для того чтобы глаз не сразу притягивался к фокусу, в обрамление иногда вкрапливают предметы, имеющие меньшую значимость, чем фокус, но представляющие для наблюдателя некоторый интерес. Такие вкрапления в линиях обрамлений являются как бы вехами, проходя по которым, взгляд доходит до кульминационного пункта висты — фокуса.
Архитектурно-планировочный, или ландшафтный, район. В крупных парках, на обширных территориях которых размещается несколько ландшафтов, ландшафты, близкие по санитарно-гигиеническим свойствам и эстетическому воздействию, получают единое целевое назначение и связываются дорожно-тропиночной сетью в единый архитектурно-планировочный комплекс. В практике проектирования зеленых объектов такое объединение получило название архитектурно-планировочного, или ландшафтного, района.
Примерами такого объединения ландшафтов парка в ландшафтные районы могут быть Государственный заповедник-дендропарк «Софиевка» конца XVIII в. в г. Умани, парк Павловского дворца под Ленинградом, парк «Тростянец» в Черниговской обл. Эти примеры показывают, что в лучших произведениях садово-паркового зодчества ряд ландшафтов, сходных но художественному облику и эмоциональному воздействию, можно объединить в районы, которые выделяются планировкой парка. От такого объединения значительно усиливается художественное впечатление, которое производят как отдельные ландшафты, так и весь парк в целом. Таким образом, общее пространство садов или парка включает следующие комплексные единицы:
Что означает термин виста в садово парковом искусстве
Сад воспринимается наблюдателем как объемная живая картина.
Ее красота заключается не только в уравновешенности, общей гармонии, но и в видимой глубине садовой перспективы.
Художник, выбирая для своей картины интересный пейзаж, создает живописное изображение трехмерного пространства на плоскости с учетом кажущегося изменения величины и очертаний предметов, обусловленного степенью их удаленности от наблюдателя. Это и есть эффект перспективы, открытый еще мастерами итальянского Возрождения.
Проектируя сад, ландшафтный дизайнер, подобно художнику, должен учитывать и использовать законы линейной и воздушной перспективы.
Линейная перспектива отражает изменения размеров, форм объектов и расстояний между ними в зависимости от расположения объектов в пространстве. Чем дальше предмет, тем он кажется меньше. Вертикальные линии в линейной перспективе остаются вертикальными.
Воздушная перспектива отражает изменения цвета, контуров, фактуры поверхности предметов, обусловленные удалением от наблюдателя.
Расположенные в одной плоскости на равном удалении от наблюдателя объекты формируют план. Садовые перспективы часто бывают многоплановыми.
Наличие нескольких планов зрительно увеличивает глубину пространства сада и является одним из главных его украшений. Не менее выразительны виды с резкой разницей планов и с уходящей вдаль перспективой.
Повышенная влажность воздуха в средней полосе России наблюдается в апреле-июне и в августе-октябре, когда в садах можно любоваться аналогичной картиной.
На ее восприятие влияют облачность, освещенность. Наиболее четко дальние перспективы просматриваются в ясную безоблачную погоду при сухом воздухе.
В наименьшей степени подвергаются воздействию явлений воздушной перспективы белый, желтый и оранжевый тона. По этой причине окрашенные в перечисленные тона предметы зрительно кажутся ближе, чем на самом деле.
Так, осенью на лесной опушке желтые березы как будто выступают вперед из темной массы деревьев. Ярко-желтые бархатцы, высаженные на дальнем плане сада, как бы приближаются к наблюдателю. Объекты с мягкими, плавными контурами и синеватым оттенком, например веймутова сосна, оптически удаляются от наблюдателя.
Объекты с четкими рельефными контурами оптически приближаются. Используя эффекты воздушной перспективы, дизайнер может иллюзорно увеличивать площадь сада или его части, придавать мнимую глубину садовым видам.
В переводе с итальянского виста означает «красивый вид». Виста как прием ландшафтного дизайна издавна применялась при создании садов.
Им может быть красивый вид на окружающий ландшафт, группа берез, рукотворный холм, яркая композиция из растений, скамья, садовая скульптура.
Если надумали строиться. Читать. | Главное прочный фундамент. Читать. | Строим баню. Читать. | |||
Из чего строить стены. Читать | Строим забор по правилам..Читать. | Чтобы не поехала крыша. Читать. |
Виста как прием ландшафтного дизайна просто необходима в зажатых соседними строениями небольших садах. В исторических парках встречается прием, получивший название «ах-ах».
При движении по прогулочной дорожке вдоль границы сада устраивается прорыв в зеленом массиве или в живой изгороди с раскрытием вида на окружающую местность.
Вместо высокой ограды здесь устраивается ров и таким образом создается полная иллюзия включения природного ландшафта в композицию сада. Так же можно завершить и садовую висту.
С понятиями вид, виста, пейзажная картина, садовая перспектива связано понятие «точка наблюдения» или «видовая точка». Это место на территории сада, с которого хорошо воспринимаются виста в саду или вид за его пределами.
Нужно подчеркнуть, что виды и отдельные композиции сада воспринимаются по-разному в зависимости от расстояния между ними и точкой обзора.
От 30 до 200 м хорошо различаются не только виды деревьев, но и форма кроны, оттенок зелени, цвет ствола. На расстоянии 10-30 м с учетом вертикального угла зрения с наибольшей полнотой воспринимаются деревья.
Видны не только форма кроны, оттенок зелени листвы, но и характер ветвления, размер листа, плотность кроны, фактура ствола. Кустарники с этого расстояния воспринимаются только по форме и светлоте зелени.
С расстояния 5-10 м можно рассмотреть декоративные особенности кустарников и форму куста крупных травянистых многолетников.
С этого расстояния цветники воспринимаются как цветовые пятна. С 1-5 м в цветниках различимы декоративные группы, нюансы цвета, фактуры. При ближайшем рассмотрении видны детали строения растений: гофрированные лепестки, опушение и т.п.
Эти обстоятельства учитывают при составлении композиций из растений и их размещении. Тогда, например, растение с интересной формой листа не попадет на дальний план, где эта его особенность не будет видна.
Проектирование видов идет двумя путями. Уже существующие на территории сада или за его пределами виды оформляют кулисами, промежуточными планами, цветовыми пятнами и т.п., одновременно создавая комфортные условия для их восприятия.
Второй путь заключается в проектировании и создании искусственных видов на территории сада. Их располагают так, чтобы они обозревались из окна гостиной, с террасы, балкона, от входной калитки, с площадки отдыха, из беседки, с поворота дорожки, т. е. проектируют виды в расчете на имеющиеся видовые точки.
Благодаря небольшим размерам и «приближенности» к наблюдателю эти «микропейзажи» насыщены деталями мелкими нюансами.
Вот почему при проектировании малого сада так важно знание проектировщиком особенностей строения растений и умение их обыгрывало.
Среди отечественных паркостроителей того времени особым искусством в обработке и использовании видов отличался Николай Львов. Его парковые картины были наполнены жизнью, движением. За прошедшие века человек, преобразовав природу, лишил ее первозданной дикости.
Природные пейзажи утратили потенциальную опасность, враждебность. Природа, став уютным домом для человека, одновременно превратилась в объект романтического созерцания.
Будни и праздники деревни, обозреваемой из миловидов и террас построенных Н. Львовым усадеб, издали воспринимались как театрализованное действие.
Здесь и река с плывущими по ней лодками, и луга, где идет сенокос, и дорога с проезжающими повозками, деревенская кузница в отсветах пылающего горна.
Полны движения, перемен и картины дикой природы. Вот лунная дорожка на речной глади, угасающий закат или нарождающийся рассвет, летящие по небу облака и косяки перелетных птиц, гроза и первый снег.
Тема 2.1. Понятие о ландшафте
Вопросы:
1. Понятие о ландшафте, классификация ландшафтов.
2. Композиция ландшафта.
3. Элементы ландшафта.
1. Понятие о ландшафте, классификация ландшафтов.
Ландшафт – это природный территориальный комплекс (участок земной поверхности), ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные и искусственные компоненты находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу.
Ландшафт – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных предметов и явлений природы, складывающихся в развивающийся во времени природный территориальный комплекс или их ряд.
Ландшафт – общий вид местности, пейзаж.
Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии.
Классификация ландшафтов дается в ГОСТ 17.8.1.02-88
Классификация современных ландшафтов должна основываться на сочетании антропогенных и природных факторов их формирования. Классификацию ландшафтов по антропогенным факторам формирования устанавливают на основе социально-экономической функции ландшафта.
По основным видам социально-экономической функции ландшафты подразделяют:
Термин Пояснение
Сельскохозяйственный ландшафт Ландшафт, используемый для целей сельскохозяйственного производства и формирующийся и функционирующий под его влиянием
3. Элементы ландшафта.
Все устройства и конструктивные элементы подразделяются на объемные (растительные группировки, сооружения) и плоскостные (газоны, площадки, дорожки и водоемы). Все элементы ландшафта также можно подразделить на естественные и искусственные. К естественным относятся: рельеф, почва, растительность, водоемы. К искусственным относятся дороги, тропы, площадки, малые архитектурные формы, сооружения инженерного характера, осветительные устройства.
Рельеф – природный элемент ландшафта, оказывающий влияние на планировку площади и размещение элементов ландшафта. Бывает естественные и искусственный.
Почва – природный элемент ландшафта, оказывающий влияние на рост и развитие растений.
Растительность – основной компонент, включающий различные типы садово-парковых насаждений (солитеры, группы, аллеи, куртины, массивы деревьев, кустарников, травянистых растений, газоны, цветники). Служат для формирования внутреннего пространства, создания цветовой гаммы и для фона.
Водоемы – создают микроклиматические условия и украшают ландшафт (пруды, озера, ручьи). Водоемы бывают естественные и искусственные.
Садово-парковые дороги, тропы, площадки – предназначены для передвижения по объекту, а также они разбивают территорию на определенные участки и формируют ее планировочную структуру.
Малые архитектурные формы – создают условия для комфортного отдыха и выполняют декоративную функцию (беседки, скамейки, перголы, навесы, трельяжи, урны, мосты и т.д).
Сооружения инженерного характера – для хозяйственного обеспечения территории (лотки для отвода дождевых и талых вод, колодцы, дренажи и т.д.).
Литература:
1. Нехуженко, Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры, страницы 124-164.
2. Грачева, А.В. Основы зеленого строительства. Озеленение и благоустройство территории, страницы 10-12.
Кусочек леса. О компонентах паркового ландшафта.
Правило для всех одно
Разумеется, на небольших частных территориях называть лесные насаждения боскетами или массивами можно лишь условно: размах не тот. Поэтому нелишне напомнить золотое правило ландшафтного дизайна: все должно быть соразмерно и сомасштабно. На маленьком участке и скромная компания деревьев будет изображать роль лесного массива.
Но и сами боскеты с массивами могут играть массу ролей. Вот лишь некоторые из них.
Красавцы. Данное утверждение в лишних доказательствах не нуждается. Красоту леса не воспел лишь ленивый.
Стены. Защищают от шума и пыли.
Крыши. Они создают тень.
Легкие. Они дают кислород.
И, наконец, занавес. Лесной массив может создавать необходимую паузу в восприятии паркового ландшафта. Когда один великолепный вид сменяет другой, зритель может устать. Даже в самой гениальной пьесе нужен антракт. Очутившись после открытого пространства в лесном массиве, можно дать себе необходимую передышку. Внимание переключается с так называемых дальних видов на ближние. Зритель любуется травой, корой деревьев, игрой солнечных бликов на земле.
Посадили или вырубили?
Кабинет под открытым небом
Боскет типа «роща». Территория, ограниченная дорожками регулярного парка, занята насаждениями. Как правило, это деревья первой величины, принадлежащие к одному виду: березы, липы, дубы, сосны.
Боскет типа «кабинет»
— место для уединенного отдыха;
— плантацию ягод или лекарственных трав;
Именно такое применение (кафе) нашли дизайнеры одному из «кабинетов» Царскосельского сада. Пищевая точка в столь многолюдном месте была необходима, но она неминуемо нарушила бы гармонию паркового ансамбля. Теперь кафе прячется в «кабинете» перед самым фасадом дворца.
Помимо массивов, боскетов и древесных групп в парках могут встречаться и так называемые куртины. Это участок насаждений площадью до 1 га, ограниченный открытым пространством. Куртина представляет собой переходный элемент между массивом и более четко выраженной древесной группой.
Художественные средства садово-паркового искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
Статья посвящена истории садово-паркового искусства, его основным художественно-образным средствам. Композиционные элементы парка : растения, аллеи, водоемы, фонтаны, скульптура и т.д. воспроизводятся в парках всех стилей и эпох, однако принципы организации пространства, климат и рельеф местности обеспечивают уникальность ландшафта.
The article is devoted to the history of landscape architecture, its main artistic and imaginative resources. compositional elements of the park: the plants, alleys, ponds, fountains, sculpture and other reproduced in the parks of all styles and eras, but the principles of the organization of space, climate and terrain provide a unique landscape.
Текст научной работы на тему «Художественные средства садово-паркового искусства»
Художественные средства садово-паркового искусства
АННОТАцИЯ: статья посвящена истории садово-паркового искусства, его основным художественно-образным средствам. Композиционные элементы парка: растения, аллеи, водоемы, фонтаны, скульптура и т.д. воспроизводятся в парках всех стилей и эпох, однако принципы организации пространства, климат и рельеф местности обеспечивают уникальность ландшафта.
КлючЕВыЕ СлОВА: сад, парк, художественно-образные средства парка, итальянский парк, французский парк, пейзажный парк.
SuMMARY ABSTract The article is devoted to the history of landscape architecture, its main artistic and imaginative resources. compositional elements of the park: the plants, alleys, ponds, fountains, sculpture and other reproduced in the parks of all styles and eras, but the principles of the organization of space, climate and terrain provide a unique landscape.
Key WORDS: garden, park, artistic and imaginative resources of the park, Italian park, French Park, a landscaped park..
Природа всегда была для человека образцом красоты, порядка и разумности мироустройства. Все виды искусства начались с подражания природе. Природным ландшафтом были подсказаны и первые пространственные композиции.
В различные эпохи менялось представление человека о своей значимости в мире и природе, то есть о своём «масштабе» и месте, что сказывалось на представлениях о психологическом комфорте. В зависимости от мировосприятия, диктуемого эпохой, садовые пространства становились либо маленькими, замкнутыми, аскетичными (Средневековье), либо раскрывались вовне естественными или специально созданными террасами (Возрождение), либо вырастали в огромные дворцово-парковые ансамбли, олицетворяющими подвластность человеку грандиозного пространства (Классицизм).
Садово-парковое искусство обладает сравнительно небольшим арсеналом композиционных элементов, приёмов и средств. Его художественные средства (аллеи, водоёмы, фонтаны, перголы, гроты и т.д.) повторяются в парках всех стилей и эпох. Принципы организации пространства также неизменны и заключаются в его ограничении, членении и распределении центров композиции. При кажущейся скудости художественных средств разнообразие парков достаточно велико, что объясняется спецификой природного материала, в первую очередь рельефа и растительности, а также климата.
Географические и климатические условия диктуют художественно-образную систему парка. Парк — это постоянно трансформирующаяся система. Он меняется как в течение суток (под воздействием освещения) и года, так и на протяжении долгих лет. Естественные картины всегда предстают перед зрителем в новом свете. В то же время
чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата
Наиболее постоянным фактором, определяющим характер садово-парковых пространств, является рельеф местности. Именно он задает тон в выборе образа любого парка, формирует основу его пространственных построений. Если растения со временем могут исчезнуть, то его планировочная структура, определенная рельефом, будет еще долгое время сохранять первоначальный замысел ее создателей.
В истории садово-паркового искусства рельеф во многом определил развитие тех или иных парковых типов. Например, «итальянские» сады получили регулярную планировку, в которой разбивка территории осуществлялась в условиях ярко выраженного рельефа. Поэтому преобразование местности проходило посредством устройства террас с лестничными маршами и водными каскадами, с хорошо найденными пропорциями и ритмическим строем.
Соответственно рельефу, открытому чаще лишь в одну сторону, были организованы и видовые точки, а также продумывалась система визуальных связей и возможности восприятия парковых картин. Террасный принцип, задаваемый рельефом в итальянских парках, во многом определял место расположения зданий, скульптур
и гидротехнических сооружений.
Французские сады и парки устраивались в ином по характеру рельефе. Во Франции преобладание равнин большой протяженности стало причиной создания обширных партерных композиций, напоминающих анфиладу дворцовых интерьеров и являющихся естественным продолжением форм дворца. Благодаря характеру рельефа, пришедшие из Италии парковые приемы здесь были пересмотрены и явили собой уже новое слово в истории садово-паркового искусства, известное под названием «французский» регулярный парк.
Англия создала образцы пейзажного парко-строения, развивавшегося в условиях очень разного по характеру рельефа, где имели место широкие луговые пространства, горные массивы, обширные леса на возвышенностях и др. Метод пейзажных картин является одним из наиболее древних. Он ориентирован на впечатления непосредственного зрительного восприятия. Создаются перспективы, направленные от парка в дали полей, лугов, речных долин, холмов с живописными лесными массивами, рощами, отдельно стоящими деревьями. Похоже, что пейзажным картинам становится тесно в парке и они выходят за его пределы.
Главная подъездная аллея
В традициях французского парка
уыр вестник №ждународного института антиквариата
Малые скульптурные формы регулярного парка
Рельеф местности влияет и на возможную стилистическую интерпретацию садово-паркового искусства. Наиболее ярко это выражено в период создания романтических или экзотических по характеру парковых композиций. Часто это носило характер имитации. Например, тот или иной район своими выразительными формами ландшафта мог напоминать опоэтизированные романтиками уголки далеких стран. По замыслу создателя это впечатление усиливалось оформлением прилегающей территории соответствующим символом: малым архитектурным объектом, скульптурой и т. п.
Изменение всех природных компонентов в парках шло по пути увеличения природного разнообразия: появлялись новые формы рельефа или видоизменялись имеющиеся; создавались новые водные объекты или менялась конфигурация уже существующих; привносились новые виды растений, увеличивающие биологическое разнообразие. Как правило, вновь создаваемые элементы несли символическую нагрузку. Очертания прудов, местоположение горок, видовой подбор растительности многое могли рассказать посвященному человеку [2, с.101].
В соответствии с замыслом автора могли измениться и пропорции природных объектов. «Откорректировать» можно даже самый неизменяемый природный объект. Например, групповые посадки (их состав, высота, цвет) способны приблизить или удалить горный массив. Подобные изменения характерны в основном для «пейзажного» паркостроения, а в «регулярном» ландшафт может меняться кардинально. Поэтому большое значение в парках придавалось способу посадки деревьев, кроме аллей часто встречаются отдельные
куртины, сформированные одной породой, а также кольцевая или веерная посадка деревьев.
Хотя история мирового паркостроения знает массу случаев, когда по замыслу архитекторов ландшафт менялся кардинально, все же ценилось не полное преображение, а деликатная работа с природными объектами. Их наличие делало разрабатываемую территорию не только привлекательной для застройки, оно порой определяло создание тех или иных парковых картин. Нередко ландшафтные объекты подсказывали и цветовое решение. Например, строительство главных зданий из местного строительного материала позволяло связывать природные и рукотворные объекты в единое гармоничное целое.
Для зрительного восприятия пространства всегда будет важной соотношение вертикали и горизонтали. Парк, устроенный на более ровных территориях, будет обязательно содержать вертикально организованные архитектурные доминанты. Местность же с большим количеством участков, вертикальных по характеру, будет преобразовываться через создание «искусственных» горизонталей. Зачастую именно культурные факторы определяют характер возможных изменений рельефа.
Итак, неизменными природными компонентами в паркостроении являются физические свойства местности, а изменяемыми — растительные формы, есть все же факторы, которые постоянно меняют нашу жизнь даже в течение дня. Таким фактором является режим солнечного освещения. движение Земли вокруг Солнца меняет направление освещения в течение дня и на протяжении всего года, что, конечно же, приводит к изменению восприятия парковых элементов и вообще жизни парка. История садово-паркового искусства не знает примеров, когда без учета движения солнца можно было бы создать парк, обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами. Ведь солнечный свет не только способствует росту и раз-
Фонтан нового парка
чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата
витию растений, но выявляет их художественные свойства. Грамотный подход к использованию световых потоков позволяет «проектировать» парковые картины в глубину, выделять важные смысловые участки, в конце концов, направлять зрителя, указывая ему путь в парке.
Как правило, в любом парке чередуются затененные и ярко освещенные участки, а в парках романти-
ческого характера световые контрасты позволяют переживать необычайно сильные эмоции. Свет будет необычайно важен и при организации ближайших к постройкам посадок, поскольку тени, падающие от деревьев, способны изменять фасадную композицию не в лучшую сторону.
Творчество многих архитекторов, художников, паркостроителей начиналось с серьезной работы по изучению физических свойств местности, включая расчеты, связанные с освещением. Например, исследования угла падения солнечного луча и протяженности теней как от архитектурных и скульптурных объектов, так и от зеленых насаждений, угла преломления луча света, проходящего сквозь толщу воды. Неправильное использование этих факторов способно привести к сильному искажению задуманного [3].
Паркостроитель не может не сочетать в себе знания ботаники и вкус художника. Цвет кроны и ствола, силуэт, густота кроны и другие эстетические качества растений в полной мере раскрываются в пейзажном парке, ведь здесь не предусматривается формирование с помощью художественной стрижки или выращивание деревьев одного возраста и вида. Здесь ценится
Список использованной литературы:
Ценность парка как культурного ландшафта заставляет с ответственностью подходить к замене погибших деревьев. В пейзажном парке это представляет определенные трудности, так как вырастить абсолютную копию невозможно. Существуют, конечно, методики «восстановления» подобных утрат, но это — процесс длительный и кропотливый. А утрата растительных объектов, на которых строится композиция, — это изменение облика определенной парковой территории.
3.Коляда Е.М. Влияние географии и климата на становление художественного облика парка // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена.- 2010.- № 137.- С. 134-143.
Глава 1. РЕГУЛЯРНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ 1.1. Садово-парковое искусство древнего мира Египет
Древний Египет как самостоятельное государство был основан в конце IV тысячелетия до н.э. (Приложение, рис. А 1). Его территориальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Средиземное море. Здесь естественно произрастали в основном тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила – тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки.
Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет – гранита, известняка, песчаника и др. возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся и до наших дней.
История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:
Древнее царство – 3200–2400 гг. до н. э., столица – Мемфис. Среднее царство ХХII–ХVIII вв. до н. э., объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного войнами и раздробленностью, столица – Фивы (Приложение, рис. А 2). Затем наступил двухвековой перерыв (ХVIII–ХVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство – ХVI–ХI вв. до н. э. и позднее время с Х в. до 332 г. н. э., т. е. до завоевания Египта Александром Македонским, который основал новую столицу – Александрию.
Период существования Древнего царства характеризуется строительством пирамид. За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Город «. видимый с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов»[11]. Валы и стены защищали город не только от вражеских нашествий, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.
На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения.
В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.
Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.
Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения – лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты – инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки. Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.
В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционнопланировочными канонами:
— регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
Значение САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО в Словаре терминов изобразительного искусства
Понятие о типах садово-паркового ландшафта.
Типы СПЛ бывают: лесные, парковые, луговые, горные или альпийские, регулярные, садовые.
Характерным элементом ЛЛ является составляющая его лесообразующая древесная порода (эдификаторы). В зависимости от состава эдификаторов леса подразделяются на хвойные (темнохвойные, светлохвойные), лиственные (широколиственные, мелколиственные), смешанные.
Эдификаторы темнохвойных лесов: ель обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, кедр сибирский;
светлохвойных лесов: лиственница сибирская, сосна обыкновенная;
широколиственных лесов: дуб, липа мелколистная;
мелколиственных лесов: береза бородавчатая, осина.
55.Парковый ландшафт. Понятие о солитере, группах, роще,
подлеске и опушке.
Солитеры одиночно высаженное на открытое пространство дерево, кустарник или травянистое растение, значительно отличающийся своей формой. Привлекает внимание выдающимися размерами, цветом, хорошей устойчивостью к воздействию ветров, особой формы густой, плотной кроной и выразительным силуэтом. Высаживают солитеров там, где нужно подчеркнуть определенную нотку или создать нужное настроение – плакучие формы у водоемов, ель или тис на дорожной развилке.
Группа – из древесных, кустарниковых и/или травянистых растений, посаженных на таком расстоянии друг от друга, при котором их кроны слегка пересекаются. Группы являясь самостоятельными композициями находятся в тесном композиционном взаимодействии друг с другом и окружением.
Древесная группаДиаметр занимаемой площади группы не должен быть больше самого высокого дерева.
Группы высокорослых деревьев – для обрамления полян (используют белый тополь, лиственницу, ель).
Группы на прогалине – декоративность (конский каштан, декоративные формы плодовых деревьев, ели колючей, айлант, софора).
Группы на фоне неба – высаживают на возвышенности, чтобы с низин создавали особый, поднимающийся до небес вид.
Группы у водоемов – для данных групп подбирают деревья с плакучими формами.
Группы могут состоять из моно- и нескольких пород деревьев (смешанные). Не редкость – создание опушки из кустарников по периметру группы.
Классификация древесных групп:
— по дендрологическому составу (одно- и многопородные; древесные, древесно-кустарниковые, кустарниковые);
— по форме (от рвущихся вверх колонновидными или пирамидальными кронами до плакучих);
— по силуэту и колориту (от мягкогармоничных до контрастных);
— по структуре (плотные и рыхлые);
— по размеру– в зависимости от числа составляющих их элементов (малые – 2-4 растения, средние – 5-10, большие – до 15-20);
— по значимости и расположению (самостоятельные, сопутствующие);
— по эмоциональному воздействию (возбуждающие – резкие и контрастные по силуэту и колориту, успокаивающие – группы спокойные по очертанию с мягкими цветовыми переходами).
Смешанные древесно-кустарниковые группы (группы с подлеском, опушкой) компактны, многоярусны и используются там, где надо закрыть дальний план, создать четкие кулисы.
Рыхлые по строению группы составляют из растений с изящной ажурной листвой.
Плотные – объединяют деревья и кустарники в единое целое, при такой посадке растения получают меньше влаги, солнечных лучей, могут угнетать друг друга и терять свою декоративность.
Группы кустарниковвыступают во второстепенной, вспомогательной роли при формировании ландшафта парков. ГК служат в создании своеобразного перехода от густых высокорослых древесных массивов к лугам. Кустарниковые группы, как и древесные бывают как чистыми, так и смешанными. Для смешанных групп выбирают одну основную разновидность кустарника и другие, выполняющие вспомогательную роль. При высаживании кустарников, с формой кроны в виде снопа – сажают внутри, а по краям – кустарники с раскидистыми кронами. Число кустарников может насчитывать, от небольшого количества до нескольких десятков.
Рощи – тип паркового насаждения, представляющий массивы, площадью 0,5-1,5 га, состоящий из деревьев преимущественно одной породы (сосновая, буковая, дубовая, березовая рощи), с учетом обязательной просматриваемости пространства между стволами.
Подлесок – кустарники и часть деревьев. не достигшие высоты древесного яруса.
Опушка – насаждения, являющиеся пограничными между плоскостью поляны и лесным массивом, высота которых уменьшается от леса к поляне.
АЛ прием декоративного оформления садов и парков где территория имеет пересеченный рельеф: овраги, холмы, склоны, крутые берега озер, рек. Характерной чертой является скалы, осыпи, морены, и альпийские луга с альпийскими растениями. Камень является главной чертой АЛ.
58.Регулярный ландшафт. Боскеты, аллеи.
РЛ – характеризуется использованием правильных геометрических контуров, прямизной аллей, дорог, симметричными композициями, террасами, рядовыми посадками, стриженными деревьями, обилием скульптур, водных устройств. Он наиболее уместен в центральных частях сада и парка, а в городах на площадях и скверах, пересекающихся большими потоками людей. Основой регулярного ландшафта почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а растительности обычно отводится подчиненная роль. При создании регулярного ландшафта разнообразие композиции достигается не расширением флористического состава, а разными способами обработки одних и тех же растений, благодаря чему основная часть этого ландшафта может быть создана из одной или нескольких пород деревьев и кустарников. Растительный материал в регулярном ландшафте можно объединить в следующие группы: боскеты, аллеи, перголы, беседки и трельяжи, композиции изфигурнойстрижки, живые изгороди, бордюры, отдельные, оригинальные по форме кроны, деревья, цветники и партеры.
Боскет –замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное со всех сторон высокими стенами из плотно посаженных и подвергающихся стрижке деревьев и кустарников. Внутренность такого боскета обычно используется для устройства фонтанов, бассейнов, цветников, зеленого театра, площадок.
Аллея –дорога в саду или парке, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями и/или кустарниками одного вида. Различают проезжие и пешеходные аллеи; однорядные, (деревья по обеим сторонам дороги расположены в один ряд) или двух-, трех- и многорядные (деревья располагаются по обеим сторонам в два- три- и более рядов).
59.Регулярный ландшафт. Перголы, живые изгороди.
Пергола – парковая постройка, представляющая собой плоский или изогнутый каркас на столбах увитый растениями-лианами, в результате чего образуется галерея.
Живая изгородь – формируемая или свободнорастущая посадка деревьев и/или кустарников одного вида с целью получения сомкнутых непроницаемых стен. ЖИ может быть одно— и многорядной. Формы стрижки деревьев и кустарников, можно свести к следующим типам: высокие стриженные зеленые стены, живые изгороди, бордюры и фигурная стрижка отдельных деревьев и кустарников. Наиболее распространенными формами стрижки деревьев являются формы параллелепипеда, шара или конуса.
ТИ – возникшее в древности исскуство фигурной стрижки деревьев и кустарников, заключающиеся в придании им геометрических и фантастических форм (животных, архитектурных сооружений и тд.).
Основные формы стрижки деревьев и кустарников: высокие зеленые стенки, живые изгороди, бордюры, фигуры, сложные композиции, отдельно стоящие на партерах растения-солитеры. Степень стрижки определяется композицией и меняется от легкого подравнивания, небольшой корректировки направления роста веток до серьезной обрезки, прививки черенками с целью придания растениям необходимых сложных фигур. Простая формовка геометрической фигуры (пирамиды, конуса, параллелепипеда, куба) начинается с земли или штамба, при сложной создающей композиции из нескольких элементов возможны различные варианты их сочетания.
Регулярность и умелое использование приемов фигурной стрижки могут значительно повысить декоративные достоинства парка или сада.
В некоторых случаях для получения стен используют многорядные посадки растений, сочетающих естественные и стриженые кроны. Для образования высоких и плотных стен применяют ель, тую западную, восточную, можжевельник виргинский, кипарис горизонтальный, пирамидальный, лиственницу, а из лиственных — липу, вяз, берест, граб, клен полевой, бук. В садах и парках вместо заборов, решеток и сеток используют живые изгороди, что, безусловно, создает не только декоративный, но и гигиенический эффект. Наиболее устойчивыми являются изгороди, имеющие в разрезе вид трапеции. Для создания геометрических форм больше всего подходит тис ягодный или европейский. В некоторых случаях для создания сложных композиций используют разные виды деревьев, кустарников, а при необходимости — и вьющиеся растения на каркасах.