что означает термин возрождение восстановление интереса к
Возрождение
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Содержание
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи Возрождения
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.
Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.
Высокое Возрождение
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
Позднее Возрождение
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.
Северное Возрождение
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.
Возрождение в России
Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.
Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, поврежденный во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор 12-го века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии.
В 1485 году Иван III поручил строительство Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому. Он является архитектором первых трёх этажей. Кроме этого, Алевиз Фрязин Старый наряду с другими итальянскими архитекторами внёс большой вклад в строительство кремлевских стен и башен. Грановитая палата, служившая местом проведения приёмов и пиров русских царей, является работой двух других итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Солари, и ещё сильнее отмечена итальянским стилем. В 1505 году прибыл в Москву итальянский архитектор, известный в России как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Он построил 12 церквей для Ивана III, в том числе Архангельский собор, также отмеченный успешным смешением русской традиции, православных канонов и стиля Ренессанса. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике».
Тем не менее, с начала 16 и до конца 17 века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. Это был совершенно уникальное явление и отличалось от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Согласно одной из гипотез, итальянский архитектор Петрок Малый, возможно, был автором Церкви Вознесения в Коломенском, одного из первых и наиболее известных шатровых храмов.
К 17 веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения русские иконы становятся немного более реалистичным, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русские художники эпохи. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна, который был промежуточным этапом между абстрактной иконографией и картинами, отражающими реальные черты портретируемого.
В середине 16 века на Руси начали печатать книги, и Иван Федоров был первым известным русским печатником. В 17 веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства, известной как лубок, которая сохранялась в России и в 19 веке. Ряд технологий эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. В основном это были военные технологии, такие как пушечное литье, восходящее ещё к 15 веку. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов, и отличается также своим богатым убранством. Ещё одна технология, которая, согласно одной из гипотез, первоначально была привезена из Европы итальянцами, привела к созданию водки. Ещё в 1386 году генуэзские послы впервые принесли «живую воду» в Москву и представили её великому князю Дмитрию Донскому. Генуэзцы, вероятно, получили этот напиток с помощью алхимиков Прованса, которые использовали разработанный арабами перегонный аппарат для преобразования виноградного сусла в спирт. Московский монах Исидор использовал эту технологию для производства первой оригинальной русской водки в 1430 году.
Человек эпохи Возрождения
Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.
Наука
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
«Философия эпохи Возрождения»
376. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны как образца общественного устройства – это:
• Утопия
377. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
• человек
378. Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:
• Джордано Бруно
379. Понятие «Возрождение» означает восстановление интереса к:
• Античности
380. Представитель философии эпохи Возрождения:
• Джордано Бруно
381. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
• гуманизм
382. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
• антропоцентризм
383. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:
• индивидуализм
384. Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»:
• Пантеизм
385. Философ Возрождения, утвердивший свободу воли человека как определенный фактор жизни – это:
• Мирандола
386. Характерная черта Ренессанса – это:
• Антропоцентризм
387. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:
• Возрождение
«Философия Нового времени»
388. В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался:
• Дуализма
389. Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:
• Эмпирическое и теоретическое
390. Дуалистическая философия характерна для:
• Р. Декарта
Урок-лекция по теме: «Эпоха Возрождения»
— совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв.;
Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV — XVI веков ) — последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.
-устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер
середина XIV в – конец 40 г.г. XVII в.
-совершенствование орудий труда и производственных отношений;
– развитие ремесла и торговли;
– усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
– укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
– появление первых парламентов;
– отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
– повышение уровня образованности в Европе в целом; – великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
—гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вали и др.) в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; вера в его безграничные возможности и достоинство;
– неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма;
– натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
– реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
– политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
– утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти
-правовое (Жан Боден, Гуго Гороций): опроа государства на закон и естественные прва человека
— антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
— оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);происходит секуляризация взглядов в ходе Реформации (реформы церкви; родина Германия; протестантизм)
– принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); переход от геоцентризма к гелиоцентризму
– большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
– широкое распространение идеи социального равенства
Как эпоха в истории культуры Европы
Становление светского образования и культуры (живопись, литература): Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир, Мигель де Сервантес и др
Направления и представители
Ренессансный «гуманизм» — исследования человека таким, каков он есть; термин «гуманизм» в этом плане является синонимом слова « антропоцентризм » и противостоит термину « теоцентризм ».
В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и неземными нуждами.
Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические
Итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов
Основатель жанра лирики в литературе
Пропагандист античной культуры (его собрание латинских текстов было уникально)
Для истории музыки огромное значение имели различные итальянские стихи Петрарки — мадригалы, секстины, канцоны, сонеты. Впервые их положили в основу своих светских сочинений (преимущественно мадригалов ) уже композиторы XIV века
Высшее духовное начало в человеке: любовь
Жизнь человека- поиск самого себя; радость и страдание; душевное беспокойство.
Поэт аллегорически изображает победу любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем.
Итальянский писатель, поэт, ученик Петрарки и его поклонник.
Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторалей, сонетов.
Главное произведение — « Декамерон » (1350—1353, опубликовано в 1470)
« Декамерон » (10-дневные рассказы) — собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами.
«Декамерон» написан частью в Неаполе, частью во Флоренции,
Рассказы изложены изящным, лёгким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной правдой и разнообразием. Боккаччо использовал целый набор схем и приёмов. В них изображены люди всяких состояний, всякого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых весёлых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными.
Сочинение в 6 книгах «О красотах латинского языка»
Этот труд является обширным толковым словарем, с наставлениями в правильном употреблении грамматических категорий и многочисленными примерами изящного стиля.
Основное философское сочинение Валлы — «Пересмотр диалектики и философии » в трёх книгах (ок.1440; первое издание — 1540) — направлено против Аристотеля и всех его последователей.
Логику Аристотеля Валла критикует с позиций не столько философского, сколько обыденного сознания критиковал как умозрительную и бесполезную науку. Десять традиционных категорий (предикатов) Аристотеля Валла предложил свести только к трём — сущности (substantia), качеству (qualitas) и действию (actio), остальные семь считая «лишними»
Это эпохальное сочинение, в котором Валла с помощью научных аргументов филологического, нумизматического, исторического и т. д. характера разоблачил средневековую подделку, заложило основы исторической и филологической критики, то есть в конечном счёте современной гуманитарной науки и её методов.
«О сущем и едином», «Девятьсот тезисов», «Речь о достоинстве человека»
«О первоначальном воспитании детей»
Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания;
Человека человеком делает разум;
Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность;
Выступал против всякого насилия и войн;
Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя;
Ребёнку надо дать умственное и нравственное воспитание;
Важно физическое развитие.
Снискав всеевропейскую славу свободолюбивыми взглядами, Эразм не принял Реформацию и в конце жизни остро полемизировал с Лютером по поводу доктрины свободы воли (которую многие протестанты ставили под сомнение ).
Организация воспитания и обучения
Воспитание является целью, обучение — средством. Главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура. Ребёнку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с 3 лет.
Обучать сначала языкам, к которым малый ребёнок очень восприимчив. Учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму, но предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными. Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, так как от неё зависят все дальнейшие успехи ребёнка в обучении. Требовал учитывать собственную активность и деятельность ребёнка. В процессе обучения ребёнок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю».
Имена персонажей «Гаргантюа и Пантагрюэля» подобраны почти всегда неслучайно, они служат для характеристики своих носителей. Панург в переводе с греческого означает «пройдоха, ловкач», Понократ — «сильный, неутомимый», Эпистемон — «опытный, сведущий», Эвдемон — «счастливый», Карпалим — «стремительный», Эвсфен — «крепыш». Происхождение имён Гаргантюа и Пантагрюэля подробно объясняется в главах, посвящённых их рождению.
Имена могут содержать и отрицательно-насмешливую оценку. Имя короля-завоевателя Пикрохола составлено из греческих слов «пикрос» — горький и «холе» — желчь. Трипе (военачальник Пикрохола) в переводе с французского означает «шкалик», а Жобелен Бриде (богослов, один из наставников Гаргантюа) — «дурачина-простофиля».
Это связано с личностями главных героев — великанов Гаргантюа и Пантагрюэля.
«Опыты» Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения.
Пантеизм и натурфилософия
В XIV—XVвв. турецко-византийские войны, закончившиеся в 1453 г. падением Константинополя, привели к бегству (в том числе в Италию) большого количества образованных греков, которые вывезли с собой множество античных и средневековых текстов. Это способствовало более широкому знакомству итальянских ученых с древнегреческим языком и с подлинными трудами греческих философов, в первую очередь Платона и Аристотеля, с новым переводом их работ и их новым прочтением.
В результате появились новый ренессансный аристотелизм (Падуанский университет и, в частности, Петр Помпонацци (1462—1524) и ренессансный платонизм (Платоновская академия во Флоренции, и в частности, Пико де ла Мирандола (1463— 1494).
Платонизм в эпоху Возрождения стал знаменем борьбы со схоластикой, а увлечение им распространилось особенно широко. Но платонизм той эпохи включал в себя все неоплатонические и средневеково-христианские напластования, а кроме того, еще и многочисленные философско-магические представления.
Последовательное развитие идей платонизма и неоплатонизма вело к пантеизму, крупнейшими представителями которого были Николай Кузанский, Джордано Бруно, Якоб Бёме.
Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием науки (естествознания) и значительным ростом ее авторитета.
В XV в. шло активное развитие натурфилософии (философии природы).
Базировалась натурфилософия чаще всего на идеях гилозоизма и пантеизма. Виднейшие натурфилософы — Парацельс и Бернардино Телезио.
Нет природы вне Бога, и нет Бога вне природы.
Данное направление занимает промежуточное положение между материализмом и объективным идеализмом.
Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов (пан) — «всё, всякий» и (теос) — «Бог, божество».
В пантеизме находит выражение концепция : «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной
Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-Творца.
Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы.
Гилозои́зм ( греч. — материя и — жизнь)
Николай Кузанский (1401-1464)
Николай Кребс (1401 —1464) по прозвищу Кузанский (Кузанец) родился в семье рыбака в поселке Куза на р. Мозель (Германия).
Учился в Гейдельбергском, Кельнском и Падуанском университетах, где изучал юриспруденцию, древние языки, математику и астрономию. В 1426 г. он стал священником, а в 1448 г. — кардиналом, с 1450 г. — папским легатом по всей Германии.
Николай Кузанский много внимания уделял занятиям математикой и, в частности, проблеме бесконечного (хотя никаких серьезных открытий в математике не сделал); он отстаивал значение опытного знания и экспериментальной науки; предложил проект замены юлианского календаря; выступал за объединение христианских церквей (католической и православной).
«Об ученом незнании», «О католическом согласии», «Об искании бога», «О Богосыновстве», «Апология ученого незнания», «Простец», «Начало», «О видении Бога», «О берилле», «О возможности-бытии», «Об охоте за мудростью», «О вершине созерцания». Поскольку все работы написаны на провинциальной латыни, это было одной из причин их небольшой известности.
Онтология и пантеизм
Бог и Вселенная при этом отождествляются, и Бог = Вселенная понимается как Абсолютное бытие и как Абсолютный максимум.
Кузанец предполагал материальное единство Вселенной и считал Землю одной из планет, также совершающей движение; небесные тела населены, как и наша Земля, причём житель любого тела во Вселенной с равным основанием может считать себя неподвижным.
Этапы познания Вселенной =Бога:
1 Чувственное познание (воспринимает конечное и единичное)
2 Рассудок (разделяет противоположности
3.Разум (соединяет противоположности)
4. Интеллектуальная интуиция (созерцает несовпадение противоположностей)
По мнению Кузанца, процесс познания состоит в основном в сравнении неизвестного с известным, неопределенного с определенным. Выявляя определенные соотношения между ними (пропорции), мы и приходим к истине. Поэтому, когда мы рассуждаем о простых конечных вещах, истину вывести не трудно, когда о сложных конечных вещах — труднее, но все-таки возможно. Иначе обстоит дело, когда предметом исследования становится бесконечное: его нельзя представить ни в какой пропорции, и потому всегда остается для нас неизвестным. Осознавая принципиальную непостижимость бесконечного конечным человеческим умом, Николай Кузанский утверждает необходимость процесса познания, который он трактует как бесконечное приближение к истине. Эту свою познавательную установку он называет «ученым незнанием».
В основе его гносеологии лежат онтологические представления о том, что в бесконечности противоположности совпадают, и, поскольку Бог является бесконечным, все различия, которые в тварном мире противопоставлены друг другу, совпадают в Боге
Как и большинство гуманистов, Николай Кузанский понимал человека как микрокосм. С одной стороны, он является микрокосмом, как и любой другой реально существующий объект, поскольку «все есть во всем». Но, с другой стороны, человек — это специфический микрокосм, поскольку он обладает сознанием, в котором содержатся образы всех вещей, в том числе Бога, ангелов, животных, Неодушевленных вещей. В человеке тем самым специфическим человеческим образом развернут весь мир.
От геоцентризма к гелиоцентризму
Исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания
1. существуют объективные и постоянно действующие законы бытия как в сфере естественного, так и сверхъестественного;
2.человек в состоянии познать эти законы;
3. на базе этих законов могут быть разработаны технологии, позволяющие человеку воздействовать на природные и/или сверхприродные силы и объекты ради достижения своих целей
Теофраст фон Гогенгейм (1493—1541) в основном известен под псевдонимом Парацельс
Парацельс послужил одним из прототипов гётевского Фауста
Родился в Швейцарии, окончил Феррарский университет; был известным врачом, химиком, философом, имел репутацию чернокнижника
Его учение пронизано магическими идеями, но он внес и большой вклад в развитие медицины, химии и научной методологии. Медицина того времени полностью опиралась на авторитет Гиппократа, Галена и Авиценны. Но, как говорил Парацельс своим студентам-медикам, «чтение никогда еще не создало ни одного врача». Свое преподавание в Базельском университете он начал с публичного сожжения книг по медицине и химии. Он был первым, кто привел студентов к постелям больных, заставляя их изучать течение болезней на практике, а не по книгам.
Преподавал он не на латыни, а на родном языке и яростно отстаивал право на это.
Вселенная — единый живой организм, одушевленный единой звездной (астральной) душой. Душа эта невидима, не связана с определенным местом в пространстве; но именно ее деятельность все порождает, является источником всякого движения и изменения. Поскольку человек — микрокосм, подобный Вселенной, то, постигая свою собственную душу, мы можем найти средства магически воздействовать на природу. Порождая в своем воображении (но не в фантазии!) различные образы, мы создаем астральное тело нашей мысли, которое при определенных условиях может воздействовать и на материальные тела.
«Космическое тело» образовано четырьмя традиционными элементами (вода, воздух и т.д.), но, кроме того, в его состав входят еще и алхимические начала: ртуть, сера и соль. Ртуть понималась им как неизменный дух, обеспечивающий изменение всего живого, сера порождает рост всего живого, соль является основой прочности, телесности. В человеке ртуть соответствует духу, соль — телу, а сера — душе, которая связывает душу с телом. Процессы, происходящие в человеческом организме, представляют собой химические реакции этихтрех алхимических начал. Болезни трактовались как результат отклонения от нормального соотношения этих начал. Самая всеобъемлющая наука — медицина, она изучает человека, а человек — это «венец» мироздания.
(1473 – 1543 ), польский астроном, математик, механик, экономист, каноник.
Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
Солнце – центр по отношению к Земле (геоцентризм заменяется гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
– все космические тела движутся по собственной траектории;
– процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла
«О вращении небесных тел» (1543)
Опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия
Родился близ Неаполя; в семье бедного дворянина военного.
1572 – принимает сан священника; читает лекции в Оксфордском университете
Сторонник ацентризма (нет центра Вселенной); мир многообразен и бесконечен.
«О бесконечности вселенной и мирах» (1584)
Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик
Итальянский ученый; основатель экспериментальной науки; сторонник гелиоцентризма
Труды: «О движении», «Звездный вестник», «Диалог о двух системах мира –птоломеевой и коперниковой»(1632) и др
Астроном, математик, физик и философ.
Труды: Гармония мира», «Новая астрономия» (или «Небесная физика»)
Автор теории закономерности движения планет; основатель экспериментального метода
Философия Андреаса Везалия (1514 – 1564)
– материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека;
– опровергнул взгляды, господствовавшие в медицине со времен Галена (130–200) – древнеримского врача, описывавшего строение человека, опираясь на исследования животных;
– напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности
-обоснование материалистического взгляда на мир;
– стремление отделить философию от теологии;
– формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;
– выдвижение новой картины мира (в которой Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
– утверждение, что мир познаваем, в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению)
Последние годы жизни Лютер страдал от хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.
В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
В религиозном учении Кальвина трудно выделить одну центральную доктрину из которой рациональным образом проистекали бы все остальные. Его учение содержит несколько основополагающих идей, которые и составляют суть его богословия Он видел свою цель в восстановлении учения ранней церкви и том, чтобы всё христианское учение имело основание в Библии.
Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины, — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.
От человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают её в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.
Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.
27 мая 1564 года в восемь часов вечера Кальвин скончался. По его собственному желанию, он был похоронен в общей могиле, над которой не ставили надгробной плиты. Этим Кальвин хотел предотвратить возникновение какого-то почитания его самого и места его захоронения
Баптизм и анабаптизм
Бапти́зм (от др.-греч. : крещение ; от — «погружаю в воду» — одно из направлений протестантского христианства
Цвинглианская Реформация
В марте 1522 года он с кафедры высказался об отсутствии необходимости соблюдения церковного поста (и соответственно, уплаты церковного штрафа за его несоблюдение), а в июле того же года написал два открытых письма — епископу Констанцскому и членам Швейцарского Союза о вреде целибата и разрешении духовенству вступать в брак. Это был уже вызов.
Помимо прочего, Цвингли приступил к переустройству церковной организации — если раньше вся власть принадлежала епископам, то Цвингли усилил демократические тенденции в организации церкви, поставив во главе приход — ( конгрегацию ), который сам избирал себе проповедника. Приходы составляли Синод (Собор). В дальнейшем такая форма церковной организации получила название конгрегационализм
Теоретик абсолютизма (сильная королевская наследственная власть)
Король – источник закона и права.
Способы правления: северные народы –управляются силой; южные посредством религии, народы умеренных стран – посредством разума
Самое смелое произведение мыслителя «Семичастный разговор о секретах высших истин» или «Разговор семи участников»
Голландский юрист, драматург, поэт.
Автор «идеи естественного права»; заложил основы международного права
Сочинение, получившее известность: «Три книги о праве войны и мира» (1625); посвящено Людовику XIII
Английский гуманист, государственный деятель
Автор: «Золотой книги о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516г)
Люди равны; нет частной и личной собственности.
Обобществлены производство и быт
Распределение продуктов «по потребностям»; материальное изобилие; нет денег
Основа политического строя: принцип выборности и старшинства
Самую тяжелую работу выполняют преступники (рабы)
Итальянский философ и политический деятель
Наст. имя Джованни Доменико
Автор «Города Солнца» (1602)
27 лет провел в тюрьме (борьба против испанского владычества)
Все равны, нет собственности и семьи; дети воспитываются государством.
Развиваются наука и спорт.
Главный правитель –первосвященник Солнце; его помощники: Могущество (Власть); Мудрость и Любовь.
Правители избираются Великим советом (каждые 8 дней); право выбора у мужчин с 20 лет.
Равенство мужчин и женщин.
Взгляды на государство; политическое устройство
Итальянский философ; родился во Флоренции
Государственный деятель (14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики)
Историк, поэт, писатель
Труды: «Государь», «История Флоренции», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»
Морали в политике нет; цель оправдывает средства»
Политика – автономная сторона человеческой деятельности; это не бог и не мораль, а реальная жизнь человека, основанная на естественных законах человеческой жизни и психологии.
Поведение правителя и подданных связаны с земными интересами.
Управление основывается на знании реальной человеческой природы.
Мотивы поведения человека
Обладание собственностью – основная причина борьбы
Христианство учит смирению; отвлекает от земных дел.
Оценивает человека по личным делам.
Плохие, «дурные» во всех отношениях:
тирания, олигархия, охлократия (власть толпы)
«Хорошие» сами по себе:
монархия, аристократия, демократия
Переход одной формы в другую
Гражданин несет ответственность за судьбу государства
Основа: сила (армия и всеобщая воинская повинность)
Для современной Италии – наследственная монархия
Способы сделаться государем:
— в силу благоволения граждан
— при поддержке знати или народа
Правитель –образец мудрости и справедливости;
Правитель должен поддерживать в обществе стабильность и порядок, интегрировать интересы людей, согласовывать их интересы.
Добрые дела расточать по капле, наказание – в больших дозах; наказание не должно быть растянуто во времени (причина озлобления народа)
Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть»
«Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей»
«Чужие доспехи либо хороши, либо тесны, либо слишком громоздки»
«Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу»
В чем суть эпохи Возрождения? Каковы характерные черты данного периода?
Подготовьте презентацию о любом представителе данной эпохи, пользуясь таблицей.
Раскройте понятия: пантеизм и натурфилософия через философские воззрения Н.Кузанского, Парацельса, Бруно, Коперника и Галилея.
В чем суть учений Бруно, Коперника и Галилея? Как изменились взгляды на устройство мира с античных времен до эпохи Возрождения?
В чем заключалась секуляризация церковных взглядов? Подготовьте сообщение (или презентацию) о ведущих представителях Реформации.
Какие направления социальной философии получили развитие в эпоху Возрождения?
Выскажите свое мнение по поводу взглядов Н.Макиавелли на политику и государство. В чем вы согласны с философов, в чем ваше мнение расходиться? Почему?