что означает тезис к д ушинского двуединство обучения и воспитания

К.Д. Ушинский – крупнейший педагог XIX века в России, основоположник русской школы научной педагогики.

Уже в первой своей педагогической статье К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует соединению педагогической теории с практикой, превращению педагогики в основу воспитательного искусства. Проблема соотношения научного и творческого в педагогике – одна из главных, без решения которой невозможно найти ответ ни на один вопрос, связанный с воспитанием и образованием.

Он предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно- исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Стержень педагогической концепции К.Д. Ушинского – принцип народности, который должен быть реализован через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Важное место в трактовке народности К.Д. Ушинский отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Он стремился выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека. К.Д. Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение должно решать образовательную и воспитательную задачи. Процесс обучения рассматривался им как передача знаний и навыков учителем и усвоение их учениками, при учете детских потребностей и интересов. Процесс обучения должен строится на основополагающих дидактических принципах (сознательности и активности, наглядности, последовательности, доступности, прочности).

К.Д. Ушинский поддерживал общемировую традицию классно- урочной системы, подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач. Он разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик К.Д. Ушинский предложил в концепции первоначального обучения («Родное слово», «Детский мир», др. дидактический материал).

Основополагающий тезис К.Д. Ушинского – двуединство обучения и воспитания, при этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Основой нравственного воспитания он считал религию, которую он понимал как залог нравственной чистоты. Идеалами воспитания он называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, чувства прекрасного.

Школьный учитель, по К.Д. Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник. Основной инструмент учителя – обучение. Главное, чтобы учитель умел воспитывать учеников своим предметом. Важным способом нравственного воздействия К.Д. Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка.

3. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого (1828 – 1910).

Л.Н. Толстой – выдающийся писатель, философ. Деятельности на ниве просвещения он посвятил значительный период своей жизни. Л.Н. Толстой был убежден, что его призванием является образование народа. На формирование философско-педагогических взглядов Л.Н. Толстого существенное влияние оказали А. Шопенгауэр и Ж.Ж. Руссо.

Педагогической деятельностью Л.Н. Толстой начал заниматься с 1859 года, когда была открыта школа в Ясной Поляне. В основу всей системы обучения был положен принцип свободного творчества детей, реализующегося при помощи преподавателей. На страницах журнала «Ясная Поляна» Л.Н. Толстой печатает статьи о народном образовании, выступает с критикой традиционной школы.

Л.Н. Толстой был убежден в совершенстве природы ребенка, которую портят несовершенное общество и взрослые, а учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. Воспитание он отождествлял с саморазвитием детской природы. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися чему и как учиться. Роль учителя – следовать природе ребенка и развивать ее. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы («Азбука», «Новая азбука», книги для чтения). Идеальную школу Л.Н. Толстой представлял как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их. Единственным критерием педагогики он считал свободу. Учебный процесс в яснополянской школе был организован по принципу «свободного беспорядка».

В 90-х гг. происходят изменения во взглядах Л.Н. Толстого на образование. В основе идеи нравственной революции положен тезис о свободном самоулучшении личности. Отсюда, задачу педагогической науки он видит в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели. В статье «О воспитании (Ответ на письмо В.Ф. Булгакова)» Л.Н. Толстой отстаивал тезис о единстве воспитания и образования. Самым важным в образовании он считал соблюдение условия свободы и обучения на основе религиозно-нравственного учения, которое должно содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Основанием преподавания являются религия и нравственность. В успешном движении человека по пути самоулучшения личности зависит от того примера, который подает учитель. В статье «Общие замечания для учителей» Л.Н. Толстой определил ведущее качество учителя – любовь к своему делу и к ученикам. В методике обучения он советовал использовать различные методы, исходя из потребностей конкретных учащихся, самый действенный метод – живое слово учителя.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав

Источник

Константин Дмитриевич Ушинский

Родился Константин Дмитриевич Ушинский в Туле в семье отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна (урождённая Капнист) умерла, когда сыну было 12 лет.

что означает тезис к д ушинского двуединство обучения и воспитания. Смотреть фото что означает тезис к д ушинского двуединство обучения и воспитания. Смотреть картинку что означает тезис к д ушинского двуединство обучения и воспитания. Картинка про что означает тезис к д ушинского двуединство обучения и воспитания. Фото что означает тезис к д ушинского двуединство обучения и воспитания

В трактире «Великобритания» студенты образовали свой кружок. Константин выделялся в нём самостоятельностью мысли. В те годы в России преклонялись перед Наполеоном Бонапартом и Вольтером, а Ушинский с лёгкостью указывал на слабые места или промахи кумиров тогдашнего образованного класса.

Переворот в педагогических воззрениях Ушинского произвели несколько номеров американского журнала «Athenaeum», присланные ему на перевод. По его собственным словам, ознакомившись с материалами журнала, он не спал несколько ночей. Свою педагогическую доктрину Ушинский изложил в трёх программных статьях — «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» и «Три элемента школы» — изданных в 1857 — 1858 годах.

БИОГРАФИЯ

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Педагогика, по Ушинскому, должна стоять на фундаменте обширного круга антропологических наук, к которым были отнесены анатомия, физиология и патология, психология человека, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история. В этих науках, считал Ушинский, обнаруживается совокупность «свойств предмета воспитания, т.е. человека». На особое место в числе указанных наук ставилась психология. При этом Ушинский разделял тезис о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом.

Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как более существенные и важные, «чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями». Ушинский разделял установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания: «Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек».

Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитывающую. Первая ее часть означает рациональное усвоение человеком необходимых ему знаний о природе и обществе, вторая – формирование миросозерцания, убеждений.

Процесс обучения рассматривался как передача знаний и навыков учителем и усвоение их учениками через напряженный труд («учение есть труд»), который требует значительных волевых усилий: «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли». Отделяя учение от игры и считая его непременной обязанностью школьника, Ушинский полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов. Кроме того, существует ряд других условий:

Процесс обучения Ушинский делил на две взаимосвязанные стадии, каждая из которых должна состоять из определенных ступеней и видов работы ученика под руководством учителя.

Первая стадия – доведение знания до определенной системы. Она включает последовательное восприятие предметов и явлений; сравнение и сопоставление, выработку предварительных понятий; приведение этих понятий в систему.
Сущность второй стадии заключается в обобщении и закреплении приобретенных знаний и умений.

Процесс обучения должен строиться на основополагающих дидактических принципах – условиях:

1) сознательности, ясности и самостоятельной активности, когда происходит «переход от незнания к знанию, возбуждается самостоятельная работа головы учащегося»;

2) наглядности (обучение на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками, с использованием в качестве основных наглядных средств натуральных предметов, моделей, рисунков);

3) последовательности, постепенности;

4) доступности, т.е. «отсутствии чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости»;

5) прочности, твердости усвоения (ведущий способ – повторение: попутное, пассивное и особенно активное, когда ученик «воспроизводит самостоятельно следы воспринятых ранее представлений»).

Ушинский поддерживал общемировую традицию классноурочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Он полагал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы:

1) стабильный состав учащихся в классе;
2) твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию;
3) занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учениками. Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и пр.). В процессе урока в нужных случаях предлагалось изменять его направление.

Подготовка и проведение урока, считал Ушинский, требуют педагогического мастерства и предварительной тренировки: «Сколько обдуманности в словах и задачах, сколько напряженного внимания, сколько привычки требуется со стороны учителя, чтобы занять на весь урок тридцать или сорок еще не окрепших рассеянных детских голов». Основными требованиями к проведению урока были следующие: планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий. Учение, построенное на прочном и сознательном усвоении предыдущего, Ушинский сравнивал с ростом здорового дерева, которое с «каждым годом приобретает новые ветви».

Непременным дополнением к классно-урочной работе Ушинский считал домашнюю учебную деятельность учеников как одну из главных форм самостоятельной работы. Навыкам такой работы детей нужно учить. Под домашним заданием понималось продолжение начатого в классе учебного процесса (домашние уроки).

Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Однако Ушинский предостерегал от формализма и стремления добиваться исчерпывающего результата: «Дидактика не может иметь и претензии перечислить все правила и приемы преподавания. Практически. применение их бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника».

Особенно удалось Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения, в частности обучения родному языку. В работах «Родное слово», «Детский мир» и других дидактический материал выстроен с постепенным усложнением, на основе звуковой аналитико-синтетической методики обучения грамоте, заменившей принятый буквослагательный метод.

В общей дидактике Ушинского просматриваются два типа принципов и идей: универсальные и более частные. К первым можно отнести идеи синтетического и аналитического преподавания. К более частным принадлежит теория таких методов обучения, как устное изложение, лабораторно-практические работы, устные и письменные упражнения с книгой и пр.

К методам устного изложения причислены следующие:

Например, сократический метод трактовался как «перевод механических комбинаций в рассудочные» и предназначался особо для систематизации полученных знаний. Акроаматический метод, напротив, как приобретение нового знания в первую очередь через слово учителя, когда его мастерский рассказ «врезается легко в душу дитяти и так же легко сю воспроизводится».

Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию,

которую он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты.

Ушинский охарактеризовал особенности нравственного воспитания в различных слоях русского общества. Общими идеалами воспитания он называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал для русского народа выделялась «патриархальная нравственность» – вера в правду и добро.

Раскрывая подробнее идеал воспитания, Ушинский особенно обращал внимание на патриотизм как результат осознания интересов, истории и культуры своего отечества. Детям младшего школьного возраста сведения об истории и трудовой жизни русского народа предлагалось давать через образцы фольклора, например пословицы. Говоря о воспитательном значении пословиц, Ушинский называл их «зеркалом русской народной жизни» и утверждал, что «ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц». Трудолюбие формируется, полагал Ушинский, при постоянном участии детей в посильной работе («праздность – мать всех пороков»). Эстетическое начало следует развивать с помощью природы и искусства. Учебный материал всегда содержит потенциал воспитания прекрасного: «. во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник».

Школьный учитель, по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник. Он подобен «плодотворному лучу солнца для молодой души». Основной инструмент учителя – обучение. «Главное достоинство. преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом». Подчеркивалось, что нельзя навязывать нравственные убеждения и вносить их в детскую душу, не совершая над ней насилия.

В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания – отказ от педагогики страха, наград и наказаний. Он предлагал воспитывать в атмосфере здравомыслия и гуманности: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Важным способом нравственного воздействия Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка. Одни лишь моральные сентенции, полагал Ушинский, «готовят лицемеров». Наказания он считал крайними средствами, лекарствами. Предпочтение отдавалось профилактике: замечания, снижение отметки за поведение. Поощрения рекомендовалось использовать весьма осторожно. Отвергались материальные награды и признавалась польза нравственного поощрения: «Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано».

Источник

Взгляды Ушинского на воспитание

Вы будете перенаправлены на Автор24

Цель, задачи и средства воспитания

Константин Дмитриевич Ушинский внес большой вклад в развитие педагогики. Именно им была разработана область педагогического познания – педагогическая антропология. Согласно педагогической антропологии, педагогу для организации и реализации эффективного педагогического процесса необходимо в первую очередь знание законов человеческой природы, а не отдельных правил воспитания. Данной проблеме К.Д. Ушинский посвятил свой главный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», именно в нем он обосновал предмет, закономерности и принципы педагогики.

По мнению К.Д. Ушинского, искусство воспитания в первую очередь должно опираться на знания о человеке, его природе, то есть на данные антропологический наук (анатомия, физиология, психология и т.д.), а не только на философские науки, как это было принято ранее в педагогике.

Основная цель воспитания, согласно К.Д. Ушинскому, – воспитание совершенного человека, обладающего следующими качествами: гуманность, трудолюбие, образованность, патриотизм, религиозность.

Согласно данной цели, необходимо:

К.Д. Ушинский выделял следующие средства воспитания:

К. Д. Ушинский призывал отказаться от педагогики страха, которая несет в себе различные наказания (физические или моральные). По его мнению, любое наказание, если в нем есть необходимость, должно носить предупреждающий характер (замечание, снижение отметки и т.п.).

Готовые работы на аналогичную тему

Основной нравственной силой воспитательного процесса является личность педагога. Именно педагог, наравне с семьей, может оказывать на ребенка необходимое воспитательное воздействия, подавать положительный пример.

В своих работах К.Д. Ушинский выдвигал тезис о двуединстве воспитания и обучения, придавая главное значение воспитательным задачам.

Учение о дидактике

По мнению К.Д. Ушинского основным средством всестороннего развития ребенка является обучение. Эффективность обучения во многом зависит от таких факторов как соблюдение индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого ребенка. На основании данных выводов, К.Д. Ушинским была создана всеобъемлющая теория обучения и воспитания – дидактика, основой которой являются следующие принципы:

Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушинского

Основой педагогической системы К. Д. Ушинского является идея народности.

Народность – это объективная потребность каждого народа в процессе воспитания подрастающего поколения, основанного на национальных особенностях и традициях.

По мнению К.Д. Ушинского процесс обучения и воспитания детей в каждой стране должен иметь свои отличительные национальные черты. Это связано с тем, что каждый народ уникален и индивидуален. «Подчинение» процесса воспитания идеям и традициям другого народа принесет только вред.

Основной системы народности в воспитании является труд К.Д. Ушинского «О народности и общественном воспитании», где он осуществляет анализ различных систем воспитания, раскрывает их национальные особенности и зависимость от истории народа.

По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях.

Одно из важнейших мест в трактовке народности К.Д. Ушинским, занимает труд и его влияние на процесс воспитания личности. В своих работах, в частности в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», он рассказывает о великой воспитательной силе труда. Труд в понимании Ушинского бывает «свободный» и «несвободный». Только «свободный» труд делает человека счастливым, «несвободный» же превращает его в раба.

Таким образом, Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.

Источник

К.Д. Ушинский: о воспитании детей

К.Д. Ушин­ского по праву можно счи­тать осно­во­по­лож­ни­ком рус­ской, и в част­но­сти, дошколь­ной педа­го­гики. Он внес цен­ней­ший вклад в раз­ви­тие миро­вой педа­го­ги­че­ской мысли, глу­боко про­ана­ли­зи­ро­вал тео­рию и прак­тику вос­пи­та­ния, в том числе и дошколь­ного. Обос­но­вал идею народ­ного вос­пи­та­ния. Его уче­ния о роли род­ного языка в умствен­ном и нрав­ствен­ном вос­пи­та­нии и обу­че­нии детей, о народ­ной школе ока­зали огром­ное вли­я­ние на мно­гие после­ду­ю­щие поко­ле­ния педа­го­гов. Идея народ­но­сти вос­пи­та­ния. Одной из глав­ней­ших в педа­го­ги­че­ской тео­рии К.Д. Ушин­ского явля­лась мысль о народ­но­сти вос­пи­та­ния. Система вос­пи­та­ния детей в каж­дой стране, под­чер­ки­вал он, свя­зана с усло­ви­ями исто­ри­че­ского раз­ви­тия народа, с его нуж­дами и потреб­но­стями. “Есть одна только общая для всех при­рож­ден­ная наклон­ность, на кото­рую все­гда может рас­счи­ты­вать вос­пи­та­ние: это то, что мы назы­ваем народностью.

Вос­пи­та­ние, создан­ное самим наро­дом и осно­ван­ное на народ­ных нача­лах, имеет ту вос­пи­та­тель­ную силу, кото­рой нет в самых луч­ших систе­мах, осно­ван­ных на абстракт­ных идеях или заим­ство­ван­ных у дру­гого народа”, — писал Ушин­ский. Ушин­ский дока­зал, что система вос­пи­та­ния, постро­ен­ная соот­вет­ственно инте­ре­сам народа, раз­ви­вает и укреп­ляет в детях цен­ней­шие пси­хо­ло­ги­че­ские черты и мораль­ные каче­ства — пат­ри­о­тизм и наци­о­наль­ную гор­дость, любовь к труду. Он тре­бо­вал, чтобы дети, начи­ная с ран­него воз­раста, усва­и­вали эле­менты народ­ной куль­туры, овла­де­вали род­ным язы­ком, зна­ко­ми­лись с про­из­ве­де­ни­ями уст­ного народ­ного творчества.

К.Д. Ушин­ский упорно боролся за осу­ществ­ле­ние вос­пи­та­ния и обу­че­ния детей в семье, дет­ском саду и школе на род­ном языке. Он дока­зы­вал, что школа, обу­ча­ю­щая на чужом языке, задер­жи­вает есте­ствен­ное раз­ви­тие сил и спо­соб­но­стей детей, что она бес­сильна и бес­по­лезна для раз­ви­тия детей и народа. По мне­нию Ушин­ского, род­ной язык “явля­ется вели­чай­шим народ­ным настав­ни­ком, учив­шим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и про­дол­жа­ю­щим учить его и тогда, когда появи­лась цивилизация.

Исходя из того, что род­ной язык “есть един­ствен­ное ору­дие, посред­ством кото­рого мы усва­и­ваем идеи, зна­ния, а потом пере­даем их”, К.Д. Ушин­ский счи­тал глав­ной зада­чей эле­мен­тар­ного обу­че­ния овла­де­ние род­ным язы­ком. “Эта работа посте­пен­ного созна­ва­ния род­ного языка должна начаться с самых пер­вых дней уче­ния и по своей пер­во­сте­пен­ной важ­но­сти для всего раз­ви­тия чело­века должна состав­лять одну из глав­ней­ших забот вос­пи­та­ния”. Род­ной язык в народ­ной школе, по мне­нию Ушин­ского, дол­жен состав­лять “пред­мет глав­ный, цен­траль­ный, вхо­дя­щий во все дру­гие пред­меты и соби­ра­ю­щий в себе их резуль­таты”. Ушин­ский много рабо­тал, над тем, чтобы опре­де­лить основ­ное направ­ле­ние и содер­жа­ние курса началь­ного обу­че­ния и улуч­шить мето­дику пер­во­на­чаль­ного обу­че­ния род­ному языку в народ­ной школе, чтобы пре­вра­тить его в учеб­ный пред­мет, спо­соб­ству­ю­щий умствен­ному, нрав­ствен­ному и эсте­ти­че­скому вос­пи­та­нию детей. Выска­зы­ва­ния Ушин­ского о народ­ной школе, обу­ча­ю­щей детей на род­ном языке, имели огром­ное зна­че­ние для стро­и­тель­ства рус­ской народ­ной школы и школь­ного дела нерус­ских наро­дов, за раз­ви­тие наци­о­наль­ной куль­туры. Ребе­нок, счи­тал Ушин­ский, начи­нает усва­и­вать эле­менты народ­ной куль­туры уже в ран­нем воз­расте, и прежде всего путем позна­ния род­ного языка: “Дитя вхо­дит в духов­ную жизнь окру­жа­ю­щих его людей един­ственно через посред­ство оте­че­ствен­ного языка, и, наобо­рот, мир, окру­жа­ю­щий дитя, отра­жа­ется в нем своей духов­ной сто­ро­ной только через посред­ство той же среды — оте­че­ствен­ного языка”. Поэтому вся вос­пи­та­тельно-позна­ва­тель­ная работа в семье, в дет­ском саду, в школе должна вестись на род­ном, мате­рин­ском языке.

Ушин­ский дал цен­ней­шие советы по раз­ви­тию речи и мыш­ле­ния детей начи­ная с ран­него воз­раста; эти советы не утра­тили сво­его зна­че­ния и в наше время. Он дока­зал, что раз­ви­тие речи у детей тесно свя­зано с раз­ви­тием мыш­ле­ния, и ука­зы­вал, что мысль и язык нахо­дятся в нераз­рыв­ном един­стве: язык — выра­же­ние мысли в слове. “Язык, — писал Ушин­ский, — не есть что-либо отре­шен­ное от мысли, а, напро­тив — орга­ни­че­ское ее созда­ние, в ней коре­ня­ще­еся и бес­пре­станно из нее вырас­та­ю­щее”. Глав­ное в раз­ви­тии речи детей — раз­ви­вать мыс­ли­тель­ные спо­соб­но­сти, научить пра­вильно выра­жать свои мысли. “Раз­ви­вать язык отдельно от мысли невоз­можно, но даже раз­ви­вать его пре­иму­ще­ственно перед мыс­лью поло­жи­тельно вредно”.

К.Д. Ушин­ский дока­зы­вал, что само­сто­я­тель­ные мысли выте­кают только из само­сто­я­тельно при­об­ре­тен­ных зна­ний о тех пред­ме­тах и явле­ниях, кото­рые окру­жают ребенка. Поэтому необ­хо­ди­мым усло­вием само­сто­я­тель­ного пони­ма­ния ребен­ком той или дру­гой мысли явля­ется нагляд­ность. Ушин­ский пока­зал тес­ную связь нагляд­но­сти обу­че­ния с раз­ви­тием речи и мыш­ле­ния детей. Он писал: “Дет­ская при­рода ясно тре­бует нагляд­но­сти”; “Дитя мыс­лит фор­мами, обра­зами, крас­ками, зву­ками, ощу­ще­ни­ями вообще, и тот вос­пи­та­тель напрасно и вредно наси­ло­вал бы дет­скую при­роду, кто захо­тел бы ее заста­вить мыс­лить иначе”. Он сове­то­вал вос­пи­та­те­лям путем про­стых упраж­не­ний раз­ви­вать у детей спо­соб­ность наблю­дать за раз­ными пред­ме­тами и явле­ни­ями, обо­га­щать детей воз­можно более пол­ными, вер­ными, яркими обра­зами, кото­рые потом ста­но­вятся эле­мен­тами их мыс­ли­тель­ного про­цесса. “Необ­хо­димо, — писал он, — чтобы пред­мет непо­сред­ственно отра­жался в душе дитяти и, так ска­зать, на гла­зах учи­теля и под его руко­вод­ством ощу­ще­ния дитяти пре­вра­ща­лись в поня­тия, из поня­тий состав­ля­лась мысль и мысль обле­ка­лась в слово”.

В раз­ви­тии речи детей дошколь­ного и ран­него школь­ного воз­раста Ушин­ский при­да­вал боль­шое зна­че­ние рас­ска­зы­ва­нию по кар­тин­кам. Он ука­зы­вал на боль­шое зна­че­ние про­из­ве­де­ний народ­ного твор­че­ства в деле вос­пи­та­ния и обу­че­ния детей. На пер­вое место ста­вил он рус­ские народ­ные сказки, под­чер­ки­вая, что в силу осо­бен­но­стей раз­ви­тия сво­его вооб­ра­же­ния дети очень любят сказки. В народ­ных сказ­ках им нра­вится дина­мич­ность дей­ствия, повто­ре­ние одних и тех же обо­ро­тов, про­стота и образ­ность народ­ных выра­же­ний. Боль­шое зна­че­ние в пер­во­на­чаль­ном обу­че­нии род­ному языку К.Д. Ушин­ский при­да­вал и дру­гим про­из­ве­де­ниям рус­ского народ­ного твор­че­ства — посло­ви­цам, при­ба­ут­кам и загад­кам. Рус­ские посло­вицы он счи­тал про­стыми по форме и выра­же­нию и глу­бо­кими по содер­жа­нию про­из­ве­де­ни­ями, отра­зив­шими взгляды и пред­став­ле­ния народа — народ­ную муд­рость. Загадки достав­ляют, по его мне­нию, уму ребенка полез­ное упраж­не­ние, дают повод к инте­рес­ной, живой беседе. Пого­ворки, при­ба­утки и ско­ро­го­ворки помо­гают раз­вить у детей чутье к зву­ко­вым крас­кам род­ного языка. Основы тео­рии дошколь­ного вос­пи­та­ния К.Д. Ушин­ский дал цен­ные ука­за­ния по улуч­ше­нию вос­пи­та­тель­ной работы дет­ских садов, вошед­шие в фонд рус­ской дошколь­ной педа­го­гики вто­рой поло­вины XIX в. Во время пре­бы­ва­ния детей в дет­ском саду не надо пере­утом­лять их “сидя­чими заня­ти­ями” и фор­мально систе­ма­ти­зи­ро­ван­ными дидак­ти­че­скими играми, надо давать им больше сво­бод­ного вре­мени для само­сто­я­тель­ной дея­тель­но­сти; сле­дует предо­став­лять ребенку в дет­ском саду воз­мож­ность вре­менно уеди­ниться, чтобы он мог про­явить свою само­сто­я­тель­ность в том или ином виде дея­тель­но­сти. К.Д. Ушин­ский счи­тал, что преж­де­вре­мен­ное обу­че­ние, так же как и запаз­ды­ва­ние в обу­че­нии, имеет свои дур­ные сто­роны. Преж­де­вре­мен­ное обу­че­ние пере­утом­ляет мозг детей, все­ляет в них неуве­рен­ность в свои силы, отби­вает охоту к уче­нию; запаз­ды­ва­ние же в обу­че­ние обу­слов­ли­вает отста­ва­ние в раз­ви­тии детей, при­об­ре­те­ние ими таких при­вы­чек и наклон­но­стей, с кото­рыми учи­те­лям при­хо­дится напря­женно бороться.

Ушин­ский раз­ли­чал, во-пер­вых, мето­ди­че­ское, систе­ма­ти­че­ское обу­че­ние, начи­на­ю­ще­еся с семи­лет­него воз­раста, и, во-вто­рых, под­го­то­ви­тель­ное уче­ние, осу­ществ­ля­е­мое в дошколь­ном воз­расте. Он счи­тал необ­хо­ди­мым раз­ра­бо­тать: учеб­ные заня­тия детей, “пред­ше­ству­ю­щие книж­ному уче­нию”, и пра­вила уче­ния и раз­ви­тия до при­об­ре­те­ния детьми гра­мот­но­сти; не учеб­ные заня­тия, кото­рые при­мы­кают к дет­ской игре (шитье пла­тьев кук­лам, пле­те­ние, посадка цве­тов). Выска­зы­ва­ния К.Д. Ушин­ского о вза­и­мо­от­но­ше­нии под­го­то­ви­тель­ного уче­ния и мето­ди­че­ского обу­че­ния детей, о харак­тере и осо­бен­но­стях под­го­то­ви­тель­ного уче­ния в дошколь­ном воз­расте яви­лись цен­ным вкла­дом в рус­скую педа­го­гику. Они помо­гали точ­нее опре­де­лить содер­жа­ние и мето­дику обра­зо­ва­тель­ной работы дет­ского сада как под­го­то­ви­тель­ного заве­де­ния к школе, уста­но­вить линии связи и пре­ем­ствен­но­сти работы дет­ского сада и школы, твор­че­ский харак­тер дея­тель­но­сти вос­пи­та­тель­ницы при обу­че­нии детей. Ушин­ский предъ­яв­лял высо­кие тре­бо­ва­ния к лич­но­сти дет­ской “садов­ницы”; он пред­став­лял ее “обла­да­ю­щей педа­го­ги­че­ским талан­том, доб­рой, крот­кой, но в то же время с твер­дым харак­те­ром, кото­рая бы по стра­сти посвя­тила себя детям этого воз­раста и, пожа­луй, изу­чила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”. Вос­пи­та­тель­ница, по его мне­нию, должна про­ис­хо­дить из среды народа, обла­дать луч­шими его нрав­ствен­ными каче­ствами, все­сто­рон­ними зна­ни­ями, любить свое дело и детей, слу­жить для них при­ме­ром, изу­чать законы пси­хи­че­ского раз­ви­тия детей, осу­ществ­лять инди­ви­ду­аль­ный под­ход к каж­дому ребенку. В основе тео­рии дошколь­ного вос­пи­та­ния К.Д. Ушин­ского также поло­жен прин­цип народ­но­сти. Он счи­тал основ­ным свой­ством детей дошколь­ного воз­раста жажду дея­тель­но­сти и стрем­ле­ние к позна­нию окру­жа­ю­щего мира и реко­мен­до­вал вос­пи­та­те­лям и роди­те­лям поощ­рять детей в их поры­вах к само­сто­я­тель­ной дея­тель­но­сти, про­ду­манно и умело руко­во­дить ими, не допус­кая ни чрез­мер­ного напря­же­ния сил детей, ни чрез­мер­ного облег­че­ния, так как эти край­но­сти могут содей­ство­вать появ­ле­нию у них лени, пас­сив­но­сти. Огром­ное вос­пи­та­тельно-обра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние Ушин­ский при­да­вал играм детей. Он создал ори­ги­наль­ную тео­рию дет­ской игры, под­твер­див ее научно-пси­хо­ло­ги­че­скими данными.

Он отме­чал, что в пси­хи­че­ской жизни ребенка дошколь­ного воз­раста боль­шую роль играет вооб­ра­же­ние. Это объ­яс­ня­ется тем, что у него недо­ста­точны опыт и зна­ния, не раз­вито логи­че­ское мыш­ле­ние. Но Ушин­ский пра­вильно ука­зы­вал что вооб­ра­же­ние ребенка и бед­нее и сла­бее, и одно­об­раз­нее, чем у взрос­лого чело­века. Харак­тер­ной чер­той дет­ства явля­ется разо­рван­ность вере­ниц пред­став­ле­ний, быст­рота пере­хода от одного порядка мысли к дру­гому. “Дви­же­ние дет­ского вооб­ра­же­ния напо­ми­нает при­хот­ли­вое пор­ха­ние бабочки, а уже никак не могу­чий полет орла”. Живость дет­ского вооб­ра­же­ния и вера детей в реаль­ность соб­ствен­ных пред­став­ле­ний и создан­ных обра­зов явля­ется пси­хо­ло­ги­че­ской осно­вой дет­ской игры. “В игре ребе­нок живет, и следы этой жизни глубже оста­ются в нем, чем следы дей­стви­тель­ной жизни, в кото­рую он не мог еще войти по слож­но­сти ее явле­ний и инте­ре­сов… В игре дитя, уже зре­ю­щий чело­век, про­бует свои силы и само­сто­я­тельно рас­по­ря­жа­ется сво­ими же созданиями”.

К.Д. Ушин­ский под­чер­ки­вал вли­я­ние на содер­жа­ние дет­ской игры: она дает мате­риал для игро­вой дея­тель­но­сти детей. Игры изме­ня­ются с воз­рас­том детей в зави­си­мо­сти от дет­ского опыта, умствен­ного раз­ви­тия, руко­вод­ства взрос­лых. Пере­жи­ва­ние детей в игре не про­па­дают бес­следно, а нахо­дят свое про­яв­ле­ние в буду­щем в обще­ствен­ном пове­де­нии чело­века. Боль­шое зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии пове­де­ния детей имеют обще­ствен­ные игры и их направ­лен­ность, ука­зы­вал Ушин­ский: “В играх обще­ствен­ных, в кото­рых при­ни­мают уча­стие мно­гие дети, завя­зы­ва­ются пер­вые ассо­ци­а­ции обще­ствен­ных отно­ше­ний”. К.Д. Ушин­ский, в отли­чии от Фре­беля и его после­до­ва­те­лей, воз­ра­жал про­тив излиш­него вме­ша­тель­ства вос­пи­та­тель­ницы в дет­скую игру. Он счи­тал игру само­сто­я­тель­ной, сво­бод­ной дет­ской дея­тель­но­стью, име­ю­щей важ­ное зна­че­ние в раз­ви­тии лич­но­сти: “Игра есть сво­бод­ная дея­тель­ность дитяти… В ней фор­ми­ру­ются все сто­роны души чело­ве­че­ской, его ум, его сердце, его воля”. Вос­пи­та­тель­ница должна достав­лять мате­риал для игры, забо­титься о том, чтобы этот мате­риал содей­ство­вал выпол­не­нию постав­лен­ных задач вос­пи­та­ния. Время для дет­ских игр в дет­ском саду должно отво­диться сооб­разно воз­расту: чем меньше ребе­нок, тем больше вре­мени дол­жен он про­во­дить в игре. И в дошколь­ном воз­расте надо стре­миться к тому, чтобы ребе­нок нико­гда не пре­сы­щался в игре и мог легко пре­рвать ее для работы. Дошколь­ники тоже должны тру­диться. К.Д. Ушин­ский реко­мен­до­вал широко исполь­зо­вать в вос­пи­та­тель­ной работе с детьми дошколь­ного воз­раста народ­ные игры; “Обра­тить вни­ма­ние на эти народ­ные игры, раз­ра­бо­тать этот бога­тый источ­ник, орга­ни­зо­вать их и создать из них пре­вос­ход­ное и могу­ще­ствен­ное вос­пи­та­тель­ное сред­ство — задача буду­щей педа­го­гики”, — писал он. Этот завет Ушин­ского стре­ми­лись выпол­нить рус­ские пере­до­вые дея­тели дошколь­ного вос­пи­та­ния. Боль­шое вос­пи­та­тель­ное зна­че­ние, ука­зы­вал Ушин­ский, имеют игрушки. “Дети не любят игру­шек непо­движ­ных… хорошо отде­лан­ных, кото­рых они не могут изме­нить по своей фан­та­зии…- писал он. — Луч­шая игрушка для дитяти та, кото­рую он может заста­вить изме­няться самым раз­но­об­раз­ным обра­зом”. “Дитя искренно при­вя­зы­ва­ется к своим игруш­кам, — заме­чал Ушин­ский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не кра­соту их, а те кар­тины вооб­ра­же­ния, кото­рые само же к ним при­вя­зало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, нико­гда не сде­ла­ется сразу люби­ми­цей девочки, и она будет про­дол­жать любить ста­рую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось”.

Ушин­ский обос­но­вал с точки зре­ния пси­хо­ло­гии важ­ней­шие дидак­ти­че­ские прин­ципы вос­пи­ты­ва­ю­щего обу­че­ния: нагляд­ность, систе­ма­тич­ность и после­до­ва­тель­ность, осно­ва­тель­ность и проч­ность усво­е­ния уча­щи­мися учеб­ного мате­ри­ала, раз­но­об­ра­зие мето­дов обу­че­ния. Он изло­жил в соот­вет­ствии с науч­ными дости­же­ни­ями того вре­мени пси­хо­ло­ги­че­ские основы дидак­тики — тео­рии обу­че­ния. Он дал цен­ней­шие ука­за­ния, как надо в про­цессе обу­че­ния путем упраж­не­ния раз­ви­вать актив­ное вни­ма­ние детей, как надо вос­пи­ты­вать созна­тель­ную память, закреп­лять в памяти уча­щихся учеб­ный мате­риал путем повто­ре­ния, кото­рое явля­ется орга­ни­че­ской частью про­цесса обу­че­ния. Повто­ре­ние, счи­тал Ушин­ский, нужно не для того, чтобы “воз­об­но­вить забы­тое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы пре­ду­пре­дить воз­мож­ность забве­ния”; вся­кий шаг впе­ред в деле обу­че­ния дол­жен опи­раться на зна­ния прой­ден­ного. Целью вос­пи­та­ния, счи­тал Ушин­ский, должно быть вос­пи­та­ние нрав­ствен­ного чело­века, полез­ного члена обще­ства. Нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние зани­мает глав­ное место в педа­го­гике Ушин­ского, оно, по его мне­нию, должно быть нераз­рывно свя­зано с умствен­ным и тру­до­вым вос­пи­та­нием детей.

Важ­ней­шим сред­ством нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния Ушин­ский счи­тал обу­че­ние. Он утвер­ждал необ­хо­ди­мость тес­ней­ших свя­зей между вос­пи­та­нием и обу­че­нием, дока­зы­вал важ­ней­шее зна­че­ние вос­пи­ты­ва­ю­щего обу­че­ния. Все учеб­ные пред­меты обла­дают, утвер­ждал он, бога­тей­шими вос­пи­та­тель­ными воз­мож­но­стями, и все, кто при­ча­стен к делу вос­пи­та­ния, должны пом­нить об этом при всех своих дей­ствиях, во всех непо­сред­ствен­ных отно­ше­ниях с уча­щи­мися, вос­пи­тан­ни­ками. Одни из средств нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния Ушин­ский счи­тал убеж­де­ние, при этом он предо­сте­ре­гал от назой­ли­вых настав­ле­ний и уго­ва­ри­ва­ний, кото­рые часто не дохо­дят до созна­ния детей. К.Д. Ушин­ский при­да­вал важ­ное зна­че­ние фор­ми­ро­ва­нию у детей при­вы­чек. Он уста­но­вил важ­ную зако­но­мер­ность в деле вос­пи­та­ния при­вы­чек: чем моложе чело­век, тем ско­рее в нем уко­ре­нятся при­вычка и тем ско­рее иско­ре­ня­ется, и чем ста­рее при­вычки, тем труд­нее их иско­ре­нить. Ушин­ский выдви­нул ряд цен­ных сове­тов по вос­пи­та­нию полез­ных при­вы­чек у детей. Он гово­рил, что при­вычки уко­ре­ня­ются повто­ре­нием какого-нибудь дей­ствия; что нельзя торо­питься при уко­ре­не­нии при­вы­чек, ибо закреп­лять сразу много при­вы­чек — зна­чит заглу­шать один навык дру­гим; что сле­дует как можно чаще исполь­зо­вать при­об­ре­тен­ные цен­ные при­вычки. Ушин­ский дока­зы­вал, что при фор­ми­ро­ва­нии при­вы­чек ничто так сильно не дей­ствует, как при­мер взрос­лых, и что при этом вредна частая пере­мена вос­пи­та­те­лей. Чтобы иско­ре­нить какую-нибудь при­вычку, надо упо­треб­лять одно­вре­менно два средства:

1) по воз­мож­но­сти уда­лять вся­кий повод к дей­ствиям, про­ис­хо­дя­щим от вред­ной привычки;

2) в то же время направ­лять дея­тель­ность детей в дру­гую сто­рону. При иско­ре­не­нии дур­ной при­вычки надо вник­нуть, отчего она появи­лась, и дей­ство­вать про­тив при­чины, а не про­тив ее последствий.

В деле вос­пи­та­ния детей дошколь­ного воз­раста К.Д. Ушин­ский вид­ное место отво­дил при­роде – “одному из могу­ще­ствен­ных аген­тов в вос­пи­та­нии чело­века”. При­род­ные явле­ния и пред­меты рано начи­нают зани­мать ум ребенка. Обще­ние детей с при­ро­дой помо­гает раз­ви­вать их умствен­ные спо­соб­но­сти. Наблю­де­ние и изу­че­ние род­ной при­роды спо­соб­ствует и раз­ви­тию чув­ства пат­ри­о­тизма, эсте­ти­че­скому вос­пи­та­нию. С ран­них лет необ­хо­димо вос­пи­ты­вать у детей береж­ное отно­ше­ние к сохра­не­нию при­род­ной среды.

Эсте­ти­че­ское вос­пи­та­ние Ушин­ский ста­вил в пря­мую связь с нрав­ствен­ным вос­пи­та­нием детей дошколь­ного воз­раста. Дет­скими чув­ствами надо руко­во­дить, не наси­луя их, ука­зы­вал он, надо забо­титься о созда­нии окру­жа­ю­щей обста­новки, удо­вле­тво­ря­ю­щей эсте­ти­че­ским и педа­го­ги­че­ским тре­бо­ва­ниям. “Укра­шайте, — гово­рил Ушин­ский, — ком­нату дитяти кра­си­выми вещами, но только кра­сота кото­рых доступна ребенку”. Ушин­ский высоко оце­ни­вал зна­че­ние хоро­шего пения как одного из средств эсте­ти­че­ского вос­пи­та­ния детей, в то же время осве­жа­ю­щего их жизнь, помо­га­ю­щего объ­еди­нить их в друж­ный кол­лек­тив. Цен­ным заня­тием с точки зре­ния эсте­ти­че­ского вос­пи­та­ния и общего умствен­ного раз­ви­тия детей счи­тал он и рисо­ва­ние. Эсте­ти­че­ски вос­пи­ты­вают детей, при­ви­вают им любовь к родине также про­из­ве­де­ния народ­ного и лите­ра­тур­ного твор­че­ства. Про­стые по изло­же­нию, доступ­ные для пони­ма­ния, худо­же­ствен­ные рас­сказы, стихи, ста­тьи, дан­ные К.Д.Ушинским в “Род­ном слове”, слу­жили для мил­ли­о­нов рус­ских детей цен­ным сред­ством умствен­ного, нрав­ствен­ного и эсте­ти­че­ского вос­пи­та­ния. О семей­ном вос­пи­та­нии. Для боль­шин­ства насе­ле­ния страны Ушин­ский наи­бо­лее есте­ствен­ной сре­дой вос­пи­та­ния и обу­че­ния дошколь­ни­ков все же счи­тал семью. В ней дети полу­чают пер­вые впе­чат­ле­ния, при­об­ре­тают эле­мен­тар­ные зна­ния, навыки и при­вычки, раз­ви­вают свои задатки. Огром­ную роль в раз­ви­тии и вос­пи­та­нии лич­но­сти ребенка играют роди­тели и вос­пи­та­тели, при­мер их жизни и пове­де­ния. “Одна из пер­вей­ших обя­зан­но­стей вся­кого граж­да­нина и отца семей­ства, — писал Ушин­ский, — при­го­то­вить из своих детей полез­ных для обще­ства граж­дан; одно из свя­щен­ных прав чело­века, рож­да­ю­ще­гося в мире, — право на пра­виль­ное и доб­рое вос­пи­та­ние”. Чтобы выпол­нить эту ответ­ствен­ную обя­зан­ность и граж­дан­ский долг перед обще­ством, роди­тели должны про­ник­нуться стрем­ле­нием соче­тать свое част­ное бла­го­по­лу­чие с обще­ствен­ной поль­зой. Они должны иметь педа­го­ги­че­ские зна­ния, для чего изу­чать педа­го­ги­че­скую лите­ра­туру; созна­тельно под­хо­дить к вос­пи­та­тель­ному делу, к выбору вос­пи­та­те­лей и учи­те­лей, опре­де­ле­нию буду­щих путей жизни для своих детей.

Исклю­чи­тельно важ­ную роль в семей­ном вос­пи­та­нии и обу­че­нии дошколь­ного и ран­него школь­ного воз­раста Ушин­ский отво­дил матери. Мать ближе стоит к детям, про­яв­ляет непре­стан­ные заботы о них со дня рож­де­ния, лучше пони­мает их инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше воз­мож­но­стей в про­цессе повсе­днев­ной жизни вли­ять на детей в жела­тель­ном направ­ле­нии. Вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти матери Ушин­ский при­да­вал обще­ствен­ное зна­че­ние. Явля­ясь вос­пи­та­тель­ни­цей своих детей, она тем самым ста­но­вится вос­пи­та­тель­ни­цей народа. Из этого, гово­рил Ушин­ский, “выте­кает уже сама собой необ­хо­ди­мость пол­ного все­сто­рон­него обра­зо­ва­ния для жен­щины уже, так ска­зать, не для одного семей­ного оби­хода, но имея в виду высо­кую цель — про­ве­сти в жизнь народа резуль­таты науки, искус­ства и поэ­зии”. Ушин­ский хотел видеть в лице матери не только вос­пи­та­тель­ницу, но и учи­тель­ницу своих детей. Учеб­ное посо­бие “Род­ное слово” (год I) и “Руко­вод­ство к пре­по­да­ва­нию по “Род­ному слову” он счи­тал воз­мож­ным исполь­зо­вать в семей­ном вос­пи­та­нии и обу­че­нии детей до 8- 10-лет­него возраста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *