что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейныйПример итогового теста с ответамичто означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Какая модель учебного процесса обеспечивает такой подход к его проектированию, при котором в условиях реального мира определяются «точки привязки» к конкретной проблеме или ситуации?

Теория когнитивной гибкости
Проблемно-ориентированное обучение
Ситуативное обучение
+ «Заякоренный» учебный процесс

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Что представляет собой ассимиляция?

+ усвоение нового опыта, который пополняет уже приобретенные учащимся знания
приобретение исключительно позитивного опыта
утрату старого опыта, но приобретение нового опыта
приобретение исключительно негативного опыта

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Новое «общество глобальной компетентности» характеризуется следующими особенностями:

+ объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов
+ объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года
объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые двадцать лет
+ ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – активный, а не пассивный процесс»?

+ В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения
Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

В рамках каких теорий проводятся исследования в области когнитивного обучения?

+ теория конструктивистских моделей учебного процесса
+ ситуативная модель процессов познания
+ социокультурная теория
модель учебного процесса «мастер–мастер»

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Принцип интерактивности при обучении с применением ДОТ заключается в том, что (укажите наиболее полный ответ):

+ в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения и/или преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
в процессе обучения преподаватель постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Что представляет собой аккомодация?

разрушение сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
формирование новой системы понятий с учетом приобретенного опыта
+ модификация сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
формирование ложной системы понятий с учетом приобретенного негативного опыта

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Укажите основные недостатки очной формы обучения:

+ сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся
обучение в традиционной форме, используемой в России в высших и средних учебных заведениях
+трудоемкость осуществления преподавателем контроля действий каждого ученика при выполнении практических заданий
+субъективизм в оценке работы учащихся и интерпретации программы обучения

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Как и Пиаже, Брюэр подчеркивал, что обучение – это активный процесс, в ходе которого учащиеся создают новые идеи и концепции на базе ранее полученных знаний и опыта. Он выявил основополагающие принципы преподавания. Какие?

+ содержание учебного процесса необходимо спланировать так, чтобы облегчить учащимся экстраполяцию и/или заполнение пробелов в знаниях (возможность выхода за пределы предоставляемой учителем информации)
учебный процесс должен иметь максимальную эффективность, какой бы ценой это ни достигалось
+ учебный процесс следует структурировать таким образом, чтобы учащемуся было легко учиться (спиральная организация)
+ преподавание должно быть основано на опыте и контексте, которые обуславливают желание и способность детей учиться (готовность);

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

В противовес традиционной парадигме преподавания и учения сегодня формируется новая парадигма этого процесса, которая характеризуется следующими тезисами:

+Обучение – активный, а не пассивный процесс
+Обучение – естественный процесс
+Обучение – социальный процесс

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – естественный процесс»?

Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
+Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения.

что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Смотреть картинку что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Картинка про что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный. Фото что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение это линейный

Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие ключевые условия:

+следует предоставить в распоряжение преподавателей и учащихся высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы
-учащимся надлежит ограничить доступ к сети Интернет
+преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высоких стандарты успеваемости учащихся
+преподавателям надлежит обеспечить доступ к цифровым технологиям и сети Интернет

Источник

Статья «Традиционная педагогическая технология»

Традиционная педагогическая технология

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:

учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;

работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

формирование системы знаний, овладение основами наук;

формирование основ научного мировоззрения;

всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;

воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;

воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).

Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Концептуальные положения. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:

научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);

последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);

связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);

учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);

ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).

Методы усвоения знаний основываются на:

сообщении готовых знаний;

обучении по образцу;

индуктивной логике от частного к общему;

В составе учебной деятельности ребенка:

самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;

итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач.

Источник

Обучение: сущность, структура, основные характеристики и роль преподавателя

Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который организован определенным образом и находится под контролем у педагога.

Составляющие обучения

Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.

Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.

Выделяют два основных направления обучения:

Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.

Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.

Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.

Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.

Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.

Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.

Снизить эффект взаимодействия могут:

Базисом обучения являются:

Образование является результатом обучения.

Образование – это формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.

Источник

Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Реферат

Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Введение

Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания.[2] Информация, знаковая система выступает при этом началом и концом активности школьника, а будущее представляется лишь в виде абстрактной перспективы применения знаний.

Полезно более строго различать понятия «информация» и «знание». Информация в обучении — это определенная знаковая система (например, текст учебника, речь учителя), существующая объективно, вне человека. Тот или иной знак как носитель информации определенным образом замещает реальные предметы, и в этом преимущество использования информации в обучении. Через знаки-заместители обучаемый может экономно и быстро освоить реальность.

Однако это только возможность. Необходимо, чтобы эта возможность превратилась в действительность, чтобы информация стала знанием. Для этого обучаемому нужно перестроить свой прошлый опыт с учетом полученного нового содержания и сделать его средством разумного поведения в будущих ситуациях, подобных тем, которые в этой информации отражены. Знания являются подструктурой личности, включающей не только отражение объектов действительности, но и действенное отношение к ним, личностный смысл усвоенного.

Сущность традиционного обучения

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.

Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения[3]. Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским («Великая дидактика»).

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов

Педагогика авторитета. Традиционное обучение основывается на авторитете. Традиционное образование – есть педагогика авторитета.[6] «Авторитетность» традиционного обучения внутри себя имеет сложную, составную структуру, в которой авторитет содержания обучения и воспитания подкрепляется авторитетом государства и учителя. Авторитет содержания заключается в непременном наличии образца, эталона.

Образец – это идеал, объединяющий людей, это надёжная «бытийная ориентация». Образцы включают эталонные знания, умения, способы деятельности и взаимодействия, ценности, отношения, переживания. Идёт строгий, пристрастный отбор содержания образцов. Знакомить с образцами необходимо последовательно.[6]

Авторитет Учителя. Учитель, бесспорно, главный субъект обучения – авторитет. Личность учителя не подменить никакими «развивающими системами», «интерактивными досками», «ЕГЭ», «модернизациями». Само слово «дидактика», обозначающее «раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения», происходит от греческого слова «didaktikos» – поучающий. Для выполнения «посреднической» миссии учитель самосовершенствуется.

Директивы. Педагогика авторитета – директивная педагогика. Смысл обучения состоит не в своевольном выборе, а в кропотливом постижении образцов. Традиционный педагог руководит развитием ребёнка, направляет движение в нужное русло (даёт директивы), страхует от ошибок, гарантирует своевременное прибытие ученика в «порт назначения» – к заранее известной благой цели – образцу. В современной «традиционной» программе воспитания детей в детском саду, изданной в 2005 г., повторяется мысль известного психолога и педагога Н.Н. Поддьякова о двух формах детской активности. Первая «определяется содержанием, предлагаемым взрослым», заключается в присвоении культурных образцов, причём «транслируемые» воспитателем образцы, естественно, должны быть «адекватны периоду детства». «Взрослый выступает посредником между культурой и ребёнком и предлагает различные образцы культуры». Вторая форма – собственная «экспериментаторская, творческая активность ребёнка». Традиционный подход, не умаляя значимости спонтанных форм детской активности, делает упор на целенаправленную организованную трансляцию образца, на педагогическую деятельность. Только при таком понимании обучение действительно ведёт за собой развитие[8].

Воодушевление, высокие цели. Традиционная педагогика – педагогика воодушевления: высокой, понятной ребёнку и педагогу цели. На каждом шагу жизни, как в малом, так и в большом, даёт себя знать в высшей степени важное стремление, которое И.П. Павлов обозначает как «инстинкт достижения цели». Следовательно, будучи лишённой цели, деятельность дезориентируется, распадается. Цели воспитания, бесспорно, культурно-исторически, обусловлены, детерминированы.

Педагогическая система начинается с постановки цели. Великим мастером постановки «близких» и «далёких» целей, «перспектив» был Антон Семёнович Макаренко. Правильно воспитать коллектив – это значит «окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день».

Пример. Традиционная педагогика – педагогика примеров.

«Пионер – октябрятам пример». А учитель – ученикам. «Делай как я». На меня равняйся. Иди за мной. Смотри на меня. В традиционном обучении и воспитании учитель являет собой персонификацию, живое воплощение образца в отношении к делу, в одежде, в мыслях, в поступках – во всём. Личный пример учителя обладает высочайшим статусом. «Личный пример – метод нравственного воспитания и обучения» (Я.А. Коменский). «Воспитывать более примерами, нежели предписаниями» – советовала учителям Екатерина Романовна Дашкова.

«Воспитание приобретается подражанием» – писал выдающийся математик и педагог Николай Иванович Лобачевский (1792-1856). Каков учитель, таков и класс.

В обучении и воспитании положительный пример неизбежно дополняется отрицательным антипримером. Сравнивая, сопоставляя полярные значения – красоту и уродство, ученик понимает, чего от него ждут, от чего предостерегают, как необходимо действовать и чего следует избегать в той или иной жизненной ситуации.[5]

Коллектив. Традиционная педагогика – педагогика коллективистская, общинная. В традиционной культуре подавляющего большинства народов «мы» безоговорочно выше, чем «я». Группа, семья, корпорация, народ – выше индивидуума.

Традиционный педагог учит ребёнка смирению перед нормами, тренирует, упражняет способность укорачивать гордыню, подчинять частное, личное – общему, общественному.

Право быть «не таким, как все» – прерогатива немногих избранных и, в любом случае, уже сформировавшихся, взрослых людей. А высшая добродетель юношей – ничем не выделяться из массы сверстников, не привлекать к себе особого внимания, даже демонстрируя выдающиеся личные достижения, оставаться скромным, равным окружающим, приписывая успехи и победы – коллективу, наставнику.

Знания. Школа призвана давать знания.

Ученик «прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее – что это такое по своим свойствам (понимание), и наконец, знать, как использовать своё знание».

Согласно точке зрения Я.А. Коменского, «основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объёма знаний из различных областей науки.

Знакомясь с тем или иным предметным сегментом, с мудрым устройством мира, человек совершенствует инструмент познания – ум. Предмет самоценен, он «показывает», «рассказывает», «объясняет», пробуждает до поры сокрытые интеллектуальные резервы.

Для формирования научных понятий, теоретического способа решения задач просто необходим «известный уровень развития спонтанных понятий» (Л.С. Выготский), «понятий, основывающихся на формально-эмпирическом типе обобщения» (В.В. Давыдов).[5] Спонтанные понятия придают мышлению твёрдость, определённость, составляют его образную фактуру, подоплеку.

Дисциплина. Дисциплина позволяет ученику «отказаться от капризов», «взять верх над нервами», самовластно распоряжаться «сокровищами и тайниками собственной нервной организации» (К.Д. Ушинский). Распорядок дня! Правила поведения. «Безоговорочное подчинение требованиям». Знай своё место в строю. «Школа без дисциплины есть мельница без воды». В своих работах Коменский понимает дисциплину как: «условие обучения и воспитания; олицетворение организованности – предмет воспитания, средство воспитания, систему дисциплинарных взысканий».

Становление воли, характера идёт рука об руку со становлением разума. Подчёркивая эту связь, И.Ф. Гербарт ввёл понятие «воспитывающее обучение», понимая под таковым «сочетание дисциплины с обучением», «знаний с волей и чувством».

Повторение. «Под повторением в педагогической науке принято понимать воспроизведение уже пройденного материала, установление органической связи между старым и новым материалом, а также систематизацию, обобщение и углубление известного материала по теме, разделу или всему курсу в целом». «Под закреплением в педагогической науке принято понимать вторичное восприятие и осмысливание материала».

Повторение необходимо, чтобы перевести информацию из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Новый период обучения «должен необходимо начинаться повторением пройденного, и только при этом повторении учащийся овладевает вполне изученным прежде и чувствует в себе накопление сил, дающих ему возможность идти далее».[4]

Эволюция традиционного обучения не обошла стороной повторение. Совершенствование повторения заключалось в уменьшении механических форм при соответствующем возрастании «смыслового» повторения. Напомним, что механическое запоминание – это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на логические, смысловые связи. Именно к смысловому повторению, повторению, как это ни парадоксально, развивающему мышление, творческие способности ученика, к повторению интересному, открывающему парадоксы и противоречия, объединяющему в синтезе различные знания, выстраивающему межпредметные связи, вызывающему «далёкие ассоциации», – стремились выдающиеся представители традиционного обучения. «Воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить знание и вывести на нём новый этаж. Понимая, что всякий след памяти есть не только след прошедшего ощущения, но в то же время и сила для приобретения нового, воспитатель будет беспрестанно заботиться о сохранении этих сил, так как в них лежит залог для приобретения новых сведений. Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего» – говорил Ушинский. Усвоение важных и сложных вопросов настоятельно требует не просто репродукции, дословного «воспроизведения» (хотя и такое повторение нельзя списывать со счетов). [1] Глубокому и прочному усвоению знаний способствуют следующие приёмы активизации интеллектуальной деятельности при повторении: «смысловая группировка материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое сопоставление того, что запоминается, с чем-либо уже известным»; «включение в повторяемый материал… нового, постановку новых задач»; «использование разнообразных видов и приёмов повторения».

Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Достоинства и недостатки традиционного обучения

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующее: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют «школой памяти».[2]

Основные противоречия традиционного обучения

А.А. Вербицкий выделил противоречия традиционного обучения:

Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция обучающихся в индивидуальных формах работы и по индивидуальным программам, особенно в компьютерном варианте, исключает возможности воспитания творческой индивидуальности, которой становятся, как известно, не через робинзонаду, а через «другого человека» в процессе диалогического общения и взаимодействия, где человек совершает не просто предметные действия, но поступки. Именно поступок, а не индивидуальное предметное действие должен рассматриваться в качестве единицы деятельности ученика.[3]

Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Заключение

Образование – часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Традиционное обучение – наиболее распространенный до сих пор традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А.Коменским («Великая дидактика»).

Она призвана передавать, транслировать традицию, воспроизводить в пространстве и веках традиционный менталитет (душевный и умственный склад), традиционное мировидение, традиционную иерархию ценностей, народную аксиологию (ценностную картину мира).

У традиционного обучения есть своё содержание (традиция) и есть свои традиционные принципы и методы, есть своя традиционная технология обучения.

Откуда взялись традиционные методы обучения. Их за тысячелетия, через пробы и ошибки, ошибки и пробы, в практике обучения, в педагогическом труде открыли, наработали учителя.

Учителя учили, передавали традиции своего века, своей культуры. Но учителя учили людей, а у людей, естественно, есть различия и, столь же закономерно, есть и свойственные всему человеческому роду, общие для человеческой природы черты. Активно воздействуя на учеников в процессе обучения, экспериментируя с человеческим сознанием, учителя опытно-эмпирическим путём выявили черты, соответствующие человеческому сознанию как таковому, вытекающие из самой природы сознания. Приспособление педагогов к предмету своего труда – человеческому сознанию, постоянное действие «по контурам предмета своего труда», узнавание фундаментальных законов, сильных сторон и ограничений сознания и мышления привели педагогов к открытию сходной методики обучения – традиционной методики.

Достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

Список использованной литературы

Проверь себя!

1. Когда были заложены основы традиционного типа обучения?

a) Более 100 лет назад
b) Более 4 века т.н.
c) В 1932 гг.
d) Более 10 века т.н.

2. Кто заложил основы традиционного варианта обучения?

a) З.З. Фрейд
b) Платон
c) Я.А. Каменский
d) А.П. Кузмичь

3. Что подразумевает термин традиционное обучение?

a) Классно-урочную организацию обучения
b) Индивидуальное обучение
c) Свободный выбор предметов
d) Нет правильных ответов

4. Какие типы общения существуют?

a) формально-эмпирическое
b) вербальное
c) абстрактное
d) фрактальное

5. Великий математик, к которому принадлежат слова «Воспитание приобретается подражанием»:

a) Н.И. Лобачевский
b) Рене Декарт
c) Д.И. Менделеев
d) В.М. Бехтерев

6. Что означает греческое слово «didaktikos»?

a) направляющий
b) отторгающий
c) презирающий
d) получающий

7. Кто ввёл понятие «воспитывающее обучение»?

a) Л.С. Выгодский
b) Е.И. Федоренко
c) И.Ф. Герберт
d) В.В. Рубцов

8. Закончите высказывание: «Школа без дисциплины есть мельница без…»

a) учителя
b) основателя
c) воды
d) мельника

9. Кто был одним из великих мастеров постановки «близких» и «далеких» целей в традиционном типе обучения?

a) Л.М. Митин
b) С.М. Моторов
c) А.С. Макаренко
d) С.М. Рубынин

10. Кому принадлежат слова «личный пример-метод нравственного воспитания и обучения»?

a) И.П. Павлов
b) Я.А. Каменский
c) Р.П. Макиавелли
d) В.М. Бехтерев

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *