что означает товары в пути
Товары в пути: проводки
Похожие публикации
Формирование учетных записей по договорам поставки осуществляется у сторон сделки в зависимости от оговоренных условий, в частности от того, когда у покупателя возникает право собственности на приобретаемый товар: в момент отгрузки или на дату поступления на склад. В первом случае, когда покупатель становится владельцем товара при отгрузке (что чаще всего бывает), он несет все расходы и отвечает за сохранность груза во время транспортировки.
Если же право владения товаром возникает у приобретателя в момент поступления товара на склад, а перевозчиком выступает сторонняя организация, то, как правило, затраты по транспортировке несет продавец. Рассмотрим, как правильно отразить товары в пути у обеих сторон сделки, оформленной в этих двух стандартных вариантах.
Счет 45 «Товары отгруженные» применяется в учете поставщика. Его используют для объединения сведений о наличии и движении отпущенных покупателю товаров во время их транспортировки. По дебету отражают стоимость перевозимых товаров до склада приобретателя, по кредиту ее списывают по приезду к месту приходования ТМЦ.
Товары в пути: бухгалтерские проводки у продавца
Если в договоре зафиксирован переход права собственности на товар в момент поступления на склад покупателя, поставщик оформляет эту операцию так:
На дату отгрузки оформляет товарную накладную и счет-фактуру. НДС по ТМЦ начисляет на дату отгрузки независимо от условий договора;
Фирма-перевозчик принимает товары на складе продавца, подтверждая подписью их получение в накладной, и осуществляет транспортировку (например, по железной дороге);
После отгрузки переданные ТМЦ поставщик учитывает на сч. 45, а после их получения приобретателем, признает доходы от реализации, затраты по транспортировке груза, принимая и оплачивая счет перевозчика.
Пример
ООО «Беркут» поставляет ТМЦ ООО «Трест». 10.02.2019 отгружен товар себестоимостью 60 000 руб. на сумму 120000 руб. (с учетом НДС – 20 000 руб.). Расходы перевозчика по доставке составили 21 600 руб. (включая НДС – 3600 руб.). По договору покупатель становится владельцем товара по факту поступления его на склад. На склад ООО «Трест» товар поступил 25.02.2019. ООО «Беркут» отражает в учете:
Операция
Сумма
Отгрузка товара (переход в статус отгруженных)
Инвентаризация товаров в пути
Елена Рыбникова, внутренний аудитор компании Intercomp
Инвентаризацию товаров, находящихся в процессе доставки, поставщик и покупатель могут провести только по количественно-суммовым показателям на основании имеющейся документации и без физического пересчета.
В некоторых компаниях товарооборот происходит непрерывно. При этом в одно и то же время фирма может отгружать свои товары покупателям и приобретать чужие для перепродажи или внутренних нужд. Инвентаризация таких товаров, находящихся на момент ее проведения в пути, имеет свои нюансы. Рассмотрим основные важные моменты.
Проводим инвентаризацию
Товары, находящиеся в пути, не хранятся на складе, поэтому проинвентаризировать их возможно только по количественно-суммовым показателям на основании имеющейся документации, без физического пересчета. Для этого сначала нужно провести анализ «первички» и заключенных договоров с поставщиками и покупателями. Данные действия позволят определить количество и стоимость товаров, находящихся в пути, дату перехода права собственности на них, а также правомерность и полноту отражения отгруженных товаров на счетах бухгалтерского учета (см. пример далее).
Согласно заключенному договору на поставку косметического сырья компания «Актив» (поставщик) 18.12.2013 отгрузила в адрес компании «Пассив» (покупатель) 200 кг соцветий по цене 5 руб./кг (без НДС) при себестоимости 4 руб./кг. В пути товары будут находиться неделю.
Документация на отгрузку (сканы накладной на отпуск товаров, товарно-транспортной накладной, счета, извещения о произведенной отгрузке и прочее) передана компании «Пассив» 20.12.2013 по телекоммуникационным каналам связи. Отметим, что «Пассив» впоследствии перепродаст купленные соцветия.
В обеих компаниях инвентаризация активов проводится 20.12.2013.
Ситуация 1. По условиям договора поставщик своими силами и за свой счет доставляет товар до покупателя. Право собственности на отгруженные товары переходит к покупателю в момент получения им товаров на его складе.
Инвентаризация и учет у поставщика. Для начала членам инвентаризационной комиссии необходимо проверить факт отгрузки со своего склада и количество соцветий, указанное в накладной на отпуск товаров. Такую проверку можно произвести путем сопоставления данных накладных на отпуск товаров и материальных отчетов кладовщиков. Кроме того, накладные на отпуск товаров необходимо сверить с количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, переданной перевозчику.
Напомним, что до 01.01.2013 для фиксации финансово-хозяйственных операций применялись первичные документы, утвержденные Постановлением № 132 (пост. Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 (далее — Постановление № 132)). С 2013 года каждая организация может самостоятельно разрабатывать первичную документацию с соблюдением требований к ней, установленных Законом о бухучете (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон о бухучете)).
Отметим, что согласно учетной политике продавца, он отражает в учете товары по продажной стоимости.
В бухгалтерском учете будут сформированы следующие проводки:
ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41-1
– 1000 руб. (200 кг × 5 руб./кг) — отгружены товары, находящиеся в пути.
Инвентаризация и учет у покупателя. До поступления на склад товары на балансе у компании «Пассив» числиться не будут. Для реализации принципа осмотрительности и повышения внутреннего контроля за движением товаров бухгалтер может отразить их на забалансовом счете, например 012 «Товары к получению». Если этот счет открывается впервые, то принятое решение об открытии дополнительного забалансового счета необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Бухгалтер сделает следующую проводку:
– 1000 руб. — купленные товары находятся в пути.
Инвентаризация на забалансовом счете проводится по количественно-суммовым показателям путем сопоставления данных, отраженных в учете, и данных имеющейся документации.
Ситуация 2. По условиям договора поставщик передает товары фирме-перевозчику, которая доставляет их покупателю. Право собственности на отгруженные товары переходит к покупателю в момент передачи перевозчику.
Инвентаризация и учет у поставщика. Компания «Актив» при передаче товаров перевозчику отражает у себя в учете реализацию товаров, так как право собственности, а соответственно, и риск повреждения и (или) гибели товаров переходит к покупателю.
ДЕБЕТ 62-1 КРЕДИТ 90-1
– 1000 руб. — признан доход от продажи товаров;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41-1
– 800 руб. (200 кг × 4 руб./кг) — списана себестоимость проданных товаров.
При инвентаризации необходимо убедиться, что товары отгруженные, на которые перешло право собственности покупателю, не числятся на счетах учета товарно-материальных ценностей у поставщика. Проверка проводится по количественно-суммовым показателям путем сопоставления данных, отраженных в учете, и данных имеющейся документации.
Инвентаризация и учет у покупателя. Компания «Пассив» должна отразить в учете товары, отгруженные в ее адрес. Так как первичная документация на отгрузку товаров была передана по телекоммуникационным каналам связи и при погрузке товара на складе поставщика присутствовал представитель покупателя, оценить количество и стоимость товаров, находящихся в пути, можно на основании полученной документации. Инвентаризация производится путем сопоставления данных заключенного договора и полученной первичной документации по виду товара, его количеству и стоимости. Также необходимо сверить количество, указанное в товарно-транспортной накладной, переданной перевозчику.
Рекомендуем покупателю в данной ситуации открывать к счету 41 «Товары» дополнительный субсчет 41-5 «Товары к получению». Принятое решение об открытии дополнительного субсчета необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Будут сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 41-5 КРЕДИТ 60-1
– 1000 руб. — отражены товары, находящиеся в пути.
При проведении инвентаризации товаров в пути поставщику необходимо проверить, не числятся ли на счетах товаров отгруженных материальные ценности, которые уже доставлены покупателю. Также поставщику следует уточнить, не отнесены ли к товарам на складах ценности, находящиеся в пути и на которые фирма не обладает правом собственности в момент инвентаризации.
Для повышения контроля товарно-материальных остатков и реализации принципа осмотрительности как покупателю, так и поставщику нужно разделить товары в пути оплаченные и неоплаченные. В инвентаризационной описи следует указать платежные документы на данные товары (дату и номер платежного поручения или выставленного счета на оплату товара отгруженного).
Результаты проведенной проверки фиксируются в описи для проведения инвентаризации товаров в пути, составленной на основании унифицированной формы № ИНВ-6 (утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 № 88) или в ином самостоятельно разработанном документе с обязательным отражением отдельно данных по каждой отгрузке товаров (см. образец ниже):
— наименование, количество и стоимость товаров;
— даты и номера документов, на основании которых товары в пути отгружены и отражены в бухгалтерском учете;
— платежные документы на отгрузку.
Отражаем недостачи и излишки
По итогам проведенной инвентаризации товаров в пути как покупатель, так и поставщик могут выявить недостачи и излишки. Причиной расхождений нередко являются неправильное отражение в учете данных «первички» или итоги проверок товаров в пути (когда их доставляет несколько перевозчиков и (или) товары по пути от поставщика к покупателю проходят «контрольные пункты», на которых товар подвергается промежуточной инвентаризации).
Излишки и недостачи фиксируются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26 (утв. пост. Госкомстата России от 27.03.2000 № 26)), или ином самостоятельно разработанном документе (см. образец ниже).
В бухгалтерском учете излишки приходуются в составе прочих доходов организации проводкой:
ДЕБЕТ 41-5, 45 КРЕДИТ 91-1
Оцениваются выявленные излишки по их текущей рыночной стоимости (п. 9 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). Чтобы не привлекать оценщиков, достаточно принять излишки по оценке поставщика, указанной в последней из поставок или по продажным ценам, установленным для реализации данных товаров фирмой самостоятельно. Выбранную позицию по оценке материальных запасов в случае выявления излишков необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Выявленные по результатам инвентаризации недостачи отражаются в учете двумя способами в зависимости от причины возникновения таких недостач. При недостаче в пределах норм естественной убыли, утвержденных законодательством по каждой отрасли отдельно (пост. Правительства РФ от 12.11.2002 № 814), она списывается на счета учета затрат (при этом обязательно согласование руководителя организации):
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41-5, 45
– списана стоимость недостающих товаров, выявленных при инвентаризации товаров, находящихся в пути;
ДЕБЕТ 20 (44 и т. д.) КРЕДИТ 94
– стоимость недостач в пределах норм естественной убыли отнесена на затраты.
При выявлении недостач сверх норм естественной убыли устанавливаются виновные лица. Таковыми могут быть сотрудники фирмы, поставщик (например, когда он упаковал товары ненадлежащим образом, что привело к их порче), перевозчик или иные лица. Недостачи будут отнесены на счет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», когда виновны сотрудники фирмы, или на счет 76-2 «Расчеты по претензиям», когда виновны поставщики, перевозчики или иные лица. Несмотря на то что претензии выставляются поставщику, классифицируются они как прочие операции и учитывать их следует на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
По недостачам сверх норм естественной убыли в учете формируют следующие проводки:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41-5, 45
– списана стоимость недостающих товаров, выявленных при инвентаризации товаров, находящихся в пути;
ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 94
– стоимость недостачи отнесена на виновного сотрудника;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 94
– стоимость недостачи выставлена в виде претензии поставщику, перевозчику и т. д.
Товары в пути и неотфактурованные поставки – разбор реализации в УТ 11.4
Рассмотрим две схемы закупок, которые появились в редакции 11.4 конфигурации 1С:Управление торговлей 11, в которых поступление на склад и переход права собственности разделены во времени.
Такая необходимость возникает, например, если документы от поставщика поступают раньше или позже фактического поступления товаров.
Важно не путать эти ситуации с другими:
“Карантин” товаров (да, у товаров тоже бывает карантин) – когда мы выделяем поступивший товар до его проверки, например, по сериям, срокам.
Классическая ситуация, скажем, в фармацевтике – принятые на склад, но не проверенные партии получают статус «карантин», физически – это либо цветная этикетка, либо отдельное размещение в приемной зоне склада. Пока статус карантин не снят, отгружать и перемещать их нельзя. Только после проверки соответствия серий / сроков, эти партии переводятся в статус “годен”, а сами они перемещаются сначала в обычную зону приемки и на стандартные места хранения.
Тем не менее, уже в момент поступления товара на карантин право собственности на него переходит к нам, в случае расхождений составляется акт и производится возврат ошибочной партии поставщику.
Кроме того, не нужно путать это со схемами с ордерными складами. С одной стороны, ордерные склады разделяют финансовые и складские потоки. Но при использовании ордерной схемы предполагается, что право собственности на товар и фактическое поступление происходят одновременно. При этом приемку товаров выполняют сотрудники склада, где создается приходный ордер на товары. А финансовая служба или бухгалтерия отражает фактуру от поставщика.
И уж тем более нелепо будет перепутать это с ответственным хранением.
В общем, будьте внимательны и аккуратны в формулировках на аттестациях и в общении с клиентами 🙂
Однако, вернемся к схемам “Товары в пути” и “Неотфактурованные поставки”.
Чтобы посмотреть, как это работает, нам нужно:
Закупка по схеме «Товары в пути»
Когда нужно использовать схему “Товары в пути”?
Тут все просто – когда документы от поставщика уже получены, но товары к нам ещё не поступили, то есть права собственности на товары перешли к нам раньше, чем поступили товары.
Суть: нам нужно зафиксировать обязательства перед поставщиком, а также отразить, что товары находятся в пути.
Для реализации данной схемы нужно ввести документы:
Давайте посмотрим на видео:
Тайминг важных этапов видео:
0:31 – настройка схемы “Товары в пути”
0:58 – приобретение товаров по финансовому учету, отражение задолженности перед поставщиком
2:06 – настройка договора для схемы “Товары в пути”
3:18 – анализ товаров в пути с помощью отчетов
4:13 – оформление поступления товаров по данным складского учета.
Закупка по схеме «Неотфактурованная поставка»
Данная схема необходима в обратной ситуации – товар уже пришел к нам на склад, а документов поставщика нет.
В итоге, товар уже находится у нас, но право собственности на него к нам еще не перешло.
Цепочка документов здесь обратная:
Нюанс данной схемы заключается в том, что при оформлении поступления на склад система требует указать распоряжение. Поэтому для данной схемы придется создать заказ поставщику.
Тайминг важных этапов видео:
0:30 – настройка неотфактурованных поставок
0:42 – отражение фактуровки поставки (поступления товаров без документов поставщика)
2:18 – настройка договора для неотфактурованных поставок
3:00 – создание распоряжения для неотфактурованной поставки
4:15 – отражение финансовых документов поставщика.
Новый курс для подготовки к аттестации 1С:Специалист-консультант
Темы, которые разбираются в курсе, будут полезны не только при подготовке к экзамену, но и на реальных внедрениях типовых решений УТ 11, КА 2.4 и 1C:ERP 2.4.
Как в 1С отражаются товары «в пути»
Например, сотрудник АХО закупил моющие средства у поставщика, подписал накладную, но вернется на предприятие и сдаст товар на склад через 2 часа или даже на следующий день. Вряд ли стоит отражать данную ситуацию в учете.
Если в работе предприятия имеются вышеуказанные условия, значит, мы имеем дело с ситуацией «Товары в пути 1С», требующей отражения в учетной системе.
В прикладных решениях «1С:ERP», «1С:КА» и «1С:УТ» для этого осуществляются следующие действия.
Принципиальная схема очень проста. Предположим, товар был приобретен 15 декабря 2019 года на условиях «Самовывоз со склада поставщика», но на склад предприятия еще не поступил (по плану 25 декабря 2019 года). Этот пример и будем рассматривать с использованием «1С:ERP 2.4»
Должна быть включена опция «Товары в пути 1С». Закупки – Настройка НСИ и разделов – Закупки – Документы закупок – Товары в пути.
Предварительно активируется использование партийного учета, договоров с поставщиками и учет себестоимости по видам запасов.
Договор с поставщиком, который желательно оформлять в рамочных документах, на вкладке «Расчет и оформление» на вкладке «Оформление закупок». Обязательно установить переключатели в положение «Двумя документами» и по схеме «Товары в пути 1С», как это показано на скриншоте.
1. Схема «Товары в пути 1С» начинается с оформления заказа поставщику. В поле «Хозоперация» необходимо указать значение «Закупка у поставщика (товары в пути)».
2. На основании заказа создается документ «Приобретение товаров и услуг».
Если вернуться к базовой схеме, то мы ее отразили с помощью двух оформленных документов в 1С: оформление заказа поставщику и приобретение товаров и услуг.
Наш товар находится в пути на склад предприятия.
Для удобства контроля над ситуацией с товарами, которые находятся в пути, используется пользователем отчет в 1С «Контроль оформления товаров в пути и неотфактурованных поставок (раздел Закупки)». Отражен на скриншоте.
Таким образом пользователь (например, бухгалтер по закупкам) может отслеживать, сколько товаров, принадлежащих предприятию на праве собственности, не находится на складе.
К недостатку отображения схемы «Товары в пути» можно отнести то обстоятельство, что отображается только факт того, что на определенный момент времени, такой-то товар (в разрезе поставщиков и договоров) находится где-то «в пути», а не на складе. Установить, в какой точке маршрута следования он находится, не представляется возможным.
Учет и налогообложение товаров в пути
При заключении договора стороны могут предусмотреть особое условие перехода права собственности на товары от продавца к покупателю. Рассмотрим конкретные ситуации, при которых возникает необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета товаров в пути. Подводных камней и отмелей тут хватает, но, обладая минимальными «навигационными навыками», их вполне можно обойти.
…у поставщика (Учет товаров в пути покупателем)
Поставщик, находящийся в Москве, реализует товар покупателю во Владивосток. Договором поставки установлено, что право собственности переходит от поставщика к покупателю с момента передачи товара от перевозчика к грузополучателю. На дату отгрузки товара со склада поставщик выписывает товарную накладную (форма № ТОРГ-12) и счет-фактуру. Представитель перевозчика принимает товары на складе поставщика и расписывается в их получении по доверенности в товарной накладной. Товар доставляется грузополучателю по железной дороге в течение 30 дней.
В бухгалтерском учете поставщик признает доходы от реализации товаров после перехода права собственности к покупателю (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г. № 32н).
Товары, отгруженные по договорам, в которых право собственности переходит в момент передачи товара от перевозчика к грузополучателю, надлежит учитывать на счете 45 «Товары отгруженные» до момента перехода права собственности (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н). При этом на дату передачи перевозчику товара его фактическая стоимость списывается с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 45 «Товары отгруженные».
В момент перехода права собственности на товар к покупателю поставщик отражает по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка», в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» выручку от реализации товара в размере договорной стоимости.
Одновременно фактическая себестоимость реализованного товара отражается в составе расходов по обычным видам деятельности записью по дебету счета 90, субсчет 90-2 «Себестоимость продаж», и кредиту счета 45 (п. 5, 9, 19 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.1999 г. № 33н, Инструкция по применению Плана счетов).
Затраты по доставке товара до покупателя признаются в бухгалтерском учете поставщика в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).
Стоимость услуг (без НДС) перевозчика отражается по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов). Сумма НДС, предъявленная перевозчиком, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Такой НДС поставщик вправе принять к вычету на основании счета-фактуры перевозчика и при условии, что полученные услуги используются в облагаемых НДС операциях (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом поставщиком делается запись по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» и кредиту 19.
Расходы по доставке товара до покупателя списываются в дебет счета 90, субсчет 90-2, с кредита счета 44 в момент признания выручки от реализации товара (абз. 2, 3 п. 19 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).
При формировании отчетности поставщик отражает стоимость товаров в пути по строке 1210 «Запасы» бухгалтерского баланса.
В ситуации, когда отгрузка товара происходит в одном налоговом периоде, а право собственности на этот товар переходит к покупателю в другом, поставщик обязан начислять НДС в периоде отгрузки независимо от момента перехода права собственности.
Моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (п.1 ст. 167 гл. 21 НК РФ).
Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно и сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (п.1 ст. 224 ГК РФ).
Следовательно, датой отгрузки (передачи) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя, перевозчика (организацию связи).
При реализации товаров счет-фактура выставляется не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (п. 3 ст. 168 НК РФ).
В письмах официальных органов содержатся рекомендации начислять НДС именно в момент физической отгрузки товаров (письмаМинфина России от9.02.2011 г. № 07-02-06/14,от 13.01.2012 г. № 03-07-11/08,от 23.03.2012 г. № 03-07-11/80,письмо ФНС России от 28.02.2006 г. № ММ-6-03/202@).
Кроме того, на сегодняшний день имеются судебные решения, поддерживающие мнение о том, что моментом определения налоговой базы по НДС для поставщика является дата отгрузки товара, независимо от момента перехода права собственности, определенного договором на поставку товара (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.01.2003 г. № Ф03-А51/02-2/2813, постановление ФАС Уральского округа от 21.10.2008 г. № Ф09-7599/08-С2).
Налог на прибыль
При применении поставщиком метода начисления датой признания дохода от реализации является дата перехода права собственности на товары к покупателю (п. 39, 271 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации налогооблагаемый доход возникает на дату передачи товара от перевозчика к грузополучателю. Одновременно поставщик имеет право уменьшить налогооблагаемую базу на фактическую себестоимость реализованных товаров, а также на расходы по доставке товаров покупателю (п. 1 ст. 39, ст. 320 НК РФ).
При использовании поставщиков кассового метода дата признания дохода от реализации является дата поступления денежных средств от покупателей (п. 2 ст. 273 НК РФ). При этом методе факт передачи товара не влияет на признание доходов.
. у покупателя (Учет товаров в пути поставщиком)
Покупатель, находящийся в Москве, покупает товар у поставщика во Владивостоке. Договором поставки установлено, что право собственности переходит к покупателю с момента сдачи товаров поставщиком перевозчику на складе грузоотправителя.
На дату отгрузки товара со склада поставщик выписывает товарную накладную (форма № ТОРГ-12) и счет-фактуру. Представитель перевозчика принимает товары на складе поставщика и расписывается в их получении по доверенности в товарной накладной.
На дату отгрузки покупатель отражает товар в бухгалтерском учете по дебету счета 41, субсчет «Товары в пути», и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Одновременно сумма НДС, предъявленная поставщиком, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.
При поступлении товаров на склад покупателя товары переводятся со счета 41, субсчет «Товары в пути», на счет 41, субсчет «Товары на складах» (Инструкция по применению Плана счетов).
Товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, под которой понимается сумма фактических затрат покупателя на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 9.06.2001 г. № 44н).
В рассматриваемой ситуации покупатель несет затраты на перевозку товаров до склада. В бухгалтерском учете у покупателя существует два варианта учета расходов по доставке товара.
Покупатель вправе принять к вычету НДС по товарам, принадлежащим ему на праве собственности, но находящимся в пути, в периоде отгрузки товара перевозчику, при условии наличия правильно оформленного счета-фактуры и первичных документов на товар.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ покупатель производит вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцами при приобретении товаров, после принятия на учет этих товаров и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и соответствующих первичных документов. При этом положения ст. 172 НК РФ не содержит понятие «оприходование товаров на склад».
В нашем случае покупателю переходит право собственности на товар и все риски его случайной гибели или случайного повреждения с момента поставки.
Бухгалтерские записи по принятию товаров к учету в периоде передачи их поставщиком перевозчику производятся покупателем на основании выписанной поставщиком товарной накладной (форма № ТОРГ-12), в которой о получении груза по доверенности покупателя ставит отметку перевозчик, а также выставленного поставщиком счета-фактуры. Следовательно, условия о вычете сумм «входного» НДС, предусмотренные п. 1 ст. 172 НК РФ, выполняются в тех налоговых периодах, в которых к покупателю перешло право собственности на товар.
Однако финансовое ведомство имеет противоположную позицию по данному вопросу. Мнение налоговых органов заключается в том, что, пока товар находится в пути и не оприходован на склад, вычет сумм «входного» НДС применить нельзя (письмо Минфина России от 4.03.2011 г. № 03-07-14/09, письмо Минфина России от 26.09.2008 г. № 03-07-11/318).
В последнее время суды не поддерживают вышеуказанное мнение налоговых органов и приходят к выводу, что покупатель вправе применить вычет НДС, несмотря на то что товар фактически находится в пути и не поступил на склад (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.12.2011 г. по делу № А27-353/2010, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2010 г. по делу № А27-3324/2010).
Во избежание споров с налоговыми органами автор рекомендует закрепить в учетной политике положение о том, что приобретенные товары принимаются к учету в момент перехода права собственности на них в соответствии с условиями договора (постановление ФАС ЗСО от 4.10.2010 г. по делу № А27-975/2010).
Налог на прибыль
В налоговом законодательстве установлено два метода формирования стоимости приобретения товаров:
Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется покупателем в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).
Покупатели вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму расходов, связанных с приобретением товара, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого товара. Такие расходы учитываются не по мере их осуществления, а в том отчетном (налоговом) периоде, в котором товары будут реализованы (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Марина Феофанова, аудитор
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.