что означает треугольник в квадрате
Значение символа треугольник
В изображениях геометрических фигур сокрыто невообразимое количество сакральных смыслов. Обозначение символа Треугольник, именуемого также Тригоном и Гексаграммой, иерархия Вселенной, где сам знак — это мир, а его вершина — Великое Непроявленное или бог Абсолют. Фигура олицетворяет человека, Небеса и Землю либо мать, отца и ребенка. Иногда Треугольник трактуется как душа, тело и дух.
Треугольники в разных культурах
Тригон — это наипростейшее обозначение цифры 3.
В таблице представлено каким символом выступала Гексаграмма у разных народов:
Представители культуры | Что обозначал Треугольник |
Древний Египет | Значение разумного, любовного и душевного |
Олицетворение союза феминного и маскулинного | |
Вход в потусторонний мир | |
Времена античности | Символ мудрости, плодородности, женского начала, божественности |
Демоническая и человеческая сущности | |
Тибет | Мужской огонь, проникший к феминному |
Китай | Символ восстановления и феминного начала |
Северные народы | Сердце Хрунгнира |
Град | |
Мексика | Обозначение года |
Индия | Символы бога Шивы и его супруги |
Израиль | Совершенство |
Православное христианство | Символизирует Святую Троицу — Сын, Святой Дух, Отец |
Вернуться к оглавлению
Виды и значение магической фигуры
Равносторонний символ Треугольник олицетворяет божественное начало, завершение одного из этапов жизненного цикла и олицетворение природной стихии и всего живого во Вселенной. Равнобедренная фигура воплощает демонический мир, а разносторонний — несовершенство человеческой сущности. Перевернутый Треугольник, где горизонтальной линией является земля, считается лунной фигурой и выступает символом феминного начала. Может трактоваться как тело матки, означать воду, холод и природу, а также Великую Мать прародительницу.
Фигура, обращенная вершиной вверх — отождествление энергии солнечного светила, символики огненной стихии и жизни. Знаки Треугольника считаются магическими и используются в философских, религиозных, эзотерических и оккультных течениях. Зачастую при просмотре мистических фильмов на актерах можно наблюдать кулон в виде Гексаграммы.
Один Треугольник
Магические символы этой геометрической фигуры несут в себе:
Несколько символов
2 Тригона, объединенных вместе и обращенных вершинами вверх и вниз, называются печатью Соломона или звездой Давида. Этот магический знак, олицетворяющий Небеса и Землю, феминное и маскулинное начала, четыре природные стихии, собранные воедино, носили в качестве оберега от дурного глаза и всего злого со времен древности. Также считалось, что амулет связывает своего обладателя с потусторонним миром и способен наделять мудростью и развивать экстрасенсорные способности. Два горизонтально расположенных с соприкасающимися вершинами треугольника — символ растущей на убывание Луны, смерти, жизни и воскрешения. 2 смыкающихся — объединение противоположностей. Например, огненная вода и жидкий огонь.
Три Тригона соединенные вместе называют Валькнут или Сердце Хрунгнира. Олицетворяют три уровня бытия. Являются символами универсальности и целостности Вселенной. Суть разрушения, перерождения и создания новой материи. В качестве амулета отождествляет в себе символику:
Комбинация с другими фигурами
Треугольник в круге — троичность в едином. Магически приводит в равновесие проявлений мира и хаоса, олицетворение земных форм, заключенных в вечности, равнину истины с настоящим, прошлым и будущим. Тригон внутри квадрата — телесные, духовные, небесные и земные материи, человеческое и божественное начала. Гексаграмма с вписанным глазком означает Всевидящее око, символизирующее Святую Троицу — Отца, Сына и Святого духа и их вездесущую силу. Помимо этого, олицетворение нравственности сознания и благодетели. Круг в Треугольнике считается олицетворением роли человека во Вселенной, магии сил духов и природы, жизни и смерти, магической защиты от потусторонних сил, всего злого и недругов.
Шеллир: XIV – TEMPERANCE (УМЕРЕННОСТЬ)
На карте изображен золотоволосый Ангел с бесстрастным лицом, в белых одеждах, с огненно-красными крыльями, одной ногой стоящий в воде, а другой – на земле. В традиционных колодах Ангел андрогинен, обозначая гармоничное слияние мужского и женского. На лбу Ангела – солярный символ, золотой диск с точкой посередине, на груди – знак семерицы, треугольник в квадрате. В руках он держит две золотые чаши (в некоторых колодах – золотую и серебряную или синюю и красную), переливая из одной в другую некую жидкость. Справа от Ангела растут желтые ирисы, слева – начинается дорога, уводящая к горизонту и проходящая между двух гор. Фон карты – серый, в небе – восходящее солнце в форме короны, находящееся уже несколько выше, чем на предыдущем Аркане, Смерти.
Рассмотрим символы этого Аркана:
Солнечный знак на лбу Ангела указывает на его роль проводника к поднимающемуся на горизонте солнцу.
Семерица: Треугольник, вписанный в квадрат – распространенный символ. Квадрат тут обозначает материю, треугольник – стремящийся ввысь дух; тройка и четверка дают в сумме семерицу, знак божественности.
Красные крылья Ангела – знак духовной подвижности и активности.
Чаши. Серебряная (синяя) чаша в левой руке – символ подсознания, золотая (алая) чаша в правой руке – символ сознания, что указывает нам на то, что в подсознании заключен источник, вечно питающий сознательную сторону человеческой личности. Кроме того, чаша вообще является символом вместилища божественного духа.
Жидкость течет непрерывным потоком, но не переполняет чашу, что указывает на постоянную сбалансированную связанность сознательного и бессознательного.
Желтые ирисы. Сами по себе ирисы являются символом света и надежды. Желтый цвет (цвет золотой середины) показывает, что эту надежду даст только гармоничное единство подсознательное и сознательного. Кроме того, ирисы – частый символ вестника богов или же психопомпа, проводника душ. Надо сказать, что в некоторых колодах вместо ирисов изображаются асфодели, что напоминает нам о том, что, несмотря на светлые и чистые краски этой карты, сюжет ее относится все же к происходящему на ночной, подземной части пути по Арканам.
Тропа, уходящая к горизонту, означает, что цель еще не достигнута.
Две горы, между которыми проходит дорога, напоминают нам о грядущих опасностях на пути (прохождение между Сциллой и Харибдой), а также о необходимости равновесия и умении не впасть в крайности – пройти по лезвию бритвы между добром и злом.
Фигура, которую мы видим на этой карте не оставляет ощущения статичности – создается впечатление, что краснокрылый Ангел движется навстречу, очень плавно и неторопливо: легкое движение воздуха от крыльев, всплеск воды, шорох одежды… Это неудивительно: вестник, который встречает нас на полях асфоделей – Психопомп, «душеводитель», сопровождающий в дальнейшем пути души, вышедшие из вод Смерти 13-го Аркана. Психопомп – один из эпитетов Гермеса, который, кроме прочих своих функций, отводил души умерших в подземный мир. Этот бог – хранитель границ и порогов, покровитель троп и дорог, и в силу этого он может свободно бродить по обе стороны от разделяющей черты, связывая мир живых и мир мертвых, небо и землю.
Нельзя забывать, что в алхимической традиции Гермес – символ гармоничного соединения противоположностей: материи и духа, металла и жидкости, холода и пламени, яда и лекарства. Черты этой двуединости во множестве представлены в рисунке Аркана. Алхимический символ Гермеса – ртуть, которая, по убеждениям алхимиков, вступает в реакцию только с благородными металлами. Аллегорически это означает, что Гермес указывает ищущему путь к внутреннему духовному сокровищу.
В юнгианской психологии тоже есть термин «психопомп», обозначающий проводника между ясным и логичным миром сознательного и иррациональным миром подсознательного – эту функцию принимает на себя Анима/Анимус, персонификация женского образа в психике мужчины и, соответственно, мужского в психике женщины. Как и Гермес алхимиков, внутренняя женщина и внутренний мужчина указывают человеку путь к его конечному предназначению, к его судьбе, основной жизненной цели, к внутреннему сокровищу. Если обратиться к мифологическим сюжетам, то мы увидим, как вела Персея Афина, Тесея – Ариадна, как сопровождала Энея в мире мёртвых кумская сивилла. Анимус в аналогичных женских мифах представлен преимущественно не как проводник и помощник, но как ускользающий образ: Психею ведет исчезнувший Амур, Герду – украденный Кай, Гретель уводит Гензеля от злой ведьмы и т.п.
В сказках душеводитель часто приобретает образ какого-нибудь предмета: если вспомнить русские сказки, то Баба Яга, например, отправляя героя в царство Кощеево (подземный, навий мир), тоже дает ему «проводника»: либо волшебного водяного коня (в самых архаичных сказках – кстати, тут надо обращать внимание, что герой этого коня получает не за красивые глаза, а заработав своим горбом), либо какой либо предмет: клубочек, золотое яблоко, которые катятся перед героем и указывают ему путь. В нескольких сказках я встречала образ полотенца, которое Баба Яга стелет на землю у своего порога, и оно превращается в тропу, по которой и уходит герой.
Нумерологически в дневном ряду карта связана с Арканом Первосвященника: и там и там мы видим четко выраженную функцию посредничества: священник связывает людей с богом, психопомп – мир живых с миром мертвых, но и функция проводника присутствует в обеих картах: Ангел 14-го Аркана ведет души по полям асфоделей, Иерофант своими наставлениями указывает путь в мире живых.
Значение именно умеренности, верной меры, золотой середины определяется самим положением Аркана – между 13-м Арканом, Смертью, полным отказом от чего-либо, и 15-м, Дьяволом, обозначающим в первую очередь излишества. Умеренность стоит между ними, указывая на необходимость не впадать в крайности.
Эта карта – знак верного пути, на который вы только что вступили. Это время коротенькой передышки (до самых гор дорога ровная и пустынная), когда можно успокоить дыхание, оглядеться вокруг и привести свое сознание в состояние чистоты и уравновешенности – это одно из обязательных условий прохождения 14-го Аркана, тем более, что душевный покой и гармония необходимы душе, идущей по полям асфоделей: путь долог, полон неожиданностей и препятствий. На этом этапе нет шансов сбиться с пути – дорога впереди ясно видна, да и идет человек не один, а с проводником, – поэтому, кстати, эта карта часто указывает на некую личность, которая станет (или уже стала) для кверента временным помощником, «указующим перстом», советчиком. Вряд ли контакт с такой личностью-помощником станет долгим, но свою функцию она выполнит, подтолкнув человека в нужном направлении.
Карта Умеренности, как и все другие Арканы теневого ряда, фактически никогда не выступают сигнификаторами, хотя их использование возможно – к примеру, по астрологическому принципу.
В раскладах она довольно многозначна, но в прямом положении и без негативных окружающих карт значение ее благоприятно. В раскладах на тип личности она укажет на человека уравновешенного, но не лишенного живости и авантюрной жилки, хорошо владеющего как умением читать между строк, так и получением невербальной информации. В советах – на необходимость придерживаться меры во всем происходящем. Если человек поглощен работой или каким-либо делом – неплохо напомнить ему о необходимости отдыха, и наоборот.
В раскладах на здоровье значение Аркана зависит от сопутствующих карт, но может указывать на проблемы с тазобедренными и коленными суставами, на необходимость йогических или других подобных практик. Перевернутая может указать на любые проблемы, связанные с неумеренностью – от ожирения до переутомления.
Коротко по значениям:
В прямом положении :
Верная мера, умение не переборщить, сбалансированность, уравновешенность, умеренность.
Посредничество. Хорошее чувствование других людей. Действие с учетом индивидуальных особенностей окружающих.
Выход к началу верного пути.
Помощник, советчик, проводник.
Способность к анализу и синтезу.
В перевернутом положении :
Неумеренность, слепая односторонность.
Неверный подход к жизни и окружающим. Чрезмерна эмоциональность или холодность. Перепады настроения.
Треугольник: значение символа
Треугольник встречается в символике всех религиозных, эзотерических и философских течений. В этом знаке сконцентрировано множество сакральных смыслов, скрывающих глубинные тайны божественного начала, макро- и микрокосма. Недаром эта фигура так часто встречается в древних орнаментах. Человечество издавна почитало этот символ как обозначение основы мироздания.
Треугольник в схеме устройства Вселенной
Тетрактис Пифагора обозначает универсальную структуру Вселенной. 10 точек треугольника — 10 сфер бытия. По аналогу этой структуры строится все. Верхняя точка — монада, источник всего бытия. Две последующие точки — диада, священная пара противоположных начал. Последующие три точки — триада: дух, тело и душа, рождаемая их взаимодействием. Последние четыре — тетрада, 4 стихии природы, основа физического существования.
Символ иерархии мира
Треугольник — символ, значение которого раскрывает принцип иерархичности мира. Его вершина есть Великое Непроявленное, Бог Абсолют, источник всего сущего. Недаром Бога как верховное сознание изображают символически с треугольным нимбом над головой.
Знак духовного превосходства
Треугольник с изображением глаза в верхней его части – знак возобладания духовной сущности над плотными материальными мирами низших уровней реальности. Масоны горделиво взяли в свое использование этот символ, хотя его можно встретить и на некоторых православных храмах.
Треугольник: значение символа
Три ипостаси пространства
Символ треугольника в значении наиболее обширном суть священное триединство мироздания. Три вершины треугольника – знак неделимой структуры голографичной вселенной и каждой единицы, в ней проявленной.
Тройка в нумерологии
Три — это сумма монады и диады, единицы и двойки. Три – необходимое число, формирующее плоскость, как первичное проявление чего-либо в пространстве. Объем материального мира возможен лишь в троичной системе координат.
1 — энергия, 2 — материя, 2+1=3. Три — результат воплощения энергии в материальном пространстве.
Треугольник — самая простая геометрическая фигура. Модель любого объекта может быть разбита на множество треугольников, лежащих в разных плоскостях друг относительно друга.
Треугольник в символике разных традиций
Христианская Троица
В христианской традиции треугольник — это символ Троицы: дух, душа и тело; отец, сын и дух святой. В христианской живописи Бог Отец символически изображается с треугольным нимбом над головой, или же с сиянием в форме двух треугольников, пересекающихся между собой и формирующих знак шестиконечной звезды.
Звезда Соломона
Два треугольника с разнонаправленными вершинами по-другому также называют звездой Соломона. Этот символ обозначает божественный союз двух противоположных начал: мужского и женского, активного и пассивного, тонкого и плотного, неба и земли. Этот символ также несет в себе смысл гармоничного сочетания четырех стихий природы в едином индивидуальном сознании.
Славянский Триглав
В славянстве треугольник носит значение священного единства трех миров: Яви – материального мира, Прави – мира богов и Нави – мира духов. Каждая вершина славянского Триглава обозначает покровителя каждого из трех измерений пространства: Сварога, Световида и Перуна. Каждая сторона треугольника символизирует непосредственно пласт мироздания: землю, подземелье и небеса.
Три треугольника или Валькнут
Валькнут — символ древних германцев. Переплетенные между собой три треугольника символизируют полноту и совершенство универсума, тройственность на трех уровнях бытия. В нумерологическом аспекте три треугольника несут значения девятки, которая есть целостность и универсальность вселенной. За пределом этого числа следует только десятка – единица на новом витке эволюции. Потому три треугольника – также знак трансформационных процессов, суть разрушение и освобождение, необходимое для дальнейшего сотворения нового.
Треугольник и философия Дао
В эзотерическом смысле символ треугольника заключает в себе универсальные законы космического устройства. В этом знаке сокрыт и герметический закон полярности, и философский принцип единства и борьбы противоположностей. Три есть два плюс один, что по своему смыслу сопоставимо с философской категорией Дао из китайской традиции, где Инь и Ян, женское и мужское сочетаются в идеальной гармонии взаимодействия.
Треугольник по Праведам
Согласно Праведам – древнему знанию северных волхвов — треугольник – символ неделимости трех аспектов любого проявления: господь, бог и дьявол; универсум, время и пространство; сознание, движение и форма. Этот знак отображает метафизическую суть системы, в рамках которой возможен творческий акт и само динамическое существование. Осознающая индивидуальность создает мир вокруг себя посредством дуальной пары инструментов: энергии и материи. Выпадение из системы одного из трех элементов низвергает бытие в пучину небытия.
Треугольник в круге: значение
Треугольник в круге – символ упорядоченности проявленного мира в неупорядоченном хаосе вечного и бесконечного пространства универсума. Изображение треугольника, заключенного в окружность – явление Бога Творца в трех ипостасях существования. Этот знак – универсальная ячейка, голограмма и проекция, по шаблону которой разворачивается строительство всей многоуровневой иерархии мира.
Круг в треугольнике: значение
Круг в треугольнике — символ глубины микрокосма, проявленного в земной форме. Этот символ использовал царь Соломон для вызова и изгнания демонов, а также для управления духами. Символика такова: три грани треугольника ограничивают некую силу — окружность. Таким образом они как бы сдерживают ее от своевольного проявления и проникновения в мир людей. Сегодня этот знак используют в экзорцизме и магии, преимущественно в темной. Кстати, похожий символ фигурирует в серии книг о Гарри Поттере и является символом даров смерти.
Мистическое значение фигур в мандалах
Что значат фигуры в мандале
В наших мандалах особенно проявляются такие формы:
На диаграмме фигурные числа представлены в такой комбинации:
Фигура треугольника в мандале
Триада в мандале
По словам Лао-цзы: «. одно рождает двоих, двое порождают третьего; трое рождают десять тысяч вещей (т. е. весь мир. )». Поэтому триада обладает способностью разрешать конфликт, созданный дуализмом; она также представляет собой гармоническое решение проблемы воздействия единства на двойственность. Она символизирует сотворение духа из материи, активного из пассивного.
Некоторые авторы анализируют троичную структуру человека в терминах интуиции (или духовного света), мысли (интеллектуального света) и инстинкта (витального света). Этому делению, модифицированному влиянием конкретной направляющей силы, соответствуют также хорошо известные стадии мистического совершенства: единения, просветления и очищения; в алхимии они символизируются красным, белым и черным цветами. Индуистская мысль называет три уровня: саттва (высшее состояние, или состояние господства духа), раджас (промежуточное, динамичное, трансформирующееся состояние) и тамас (инстинктивное, или низшее состояние). Саттва, раджас и тамас соотносятся с небом, атмосферой и поверхностью либо недрами земли; с будущим, настоящим и прошлым; а также со сверхсознанием, сознанием и бессознательным.
Фигуры в мандале. Точка означает Единство, Происхождение и Центр. Она также представляет принципы проявления и эманации. В некоторых мандалах центр практически невидим, посвященные должны его вообразить. Есть два вида точек: не имеющие размеров, являющиеся символами творческой силы, и такие, которые, как определяет Раймунд Луллий в своей книге «Новая геометрия», характеризуются мельчайшими реальными размерами и являются символом принципа проявления. Моисей из Леона следующим образом определил природу изначальной Точки: «Этот уровень представляет собой общую сумму всех последующих отображений, т. е. всех внешних аспектов, относящихся к этому уровню. Таковыми они становятся в связи с таинством точки, которая сама по себе представляет оккультное явление, происходящее от тайны чистого эфира, навевающего благоговейный трепет. Первый уровень является абсолютно оккультным, т. е. не выявляющим себя и недостижимым».
Мандала с квадратом в центре
В египетских иероглифах квадрат означает достижение, а квадратная спираль означает конструктивную, материализованную энергию. Однако квадрат, покоящийся на одном из своих углов, приобретает динамический смысл, который является совершенно новым, предполагающим отличие в его исходной символике: на протяжении всего романского периода он использовался в качестве символа солнца, обычно символизируемого кругом.
В этой геометрической форме объединяются головы быка и первобытного каменного топора. Она служит символом жертвы, а также неправильности и ненормальности, поскольку геометрические фигуры должны, по аналогии, выражать понятие степени совершенства, зависящей от того, насколько регулярны их формы. Шкала регулярностей такова: окружность, квадрат, трапеция, трапецоид.
Текст книги «Символы и знаки. Арканы Таро, коды тайных обществ и значения древних артефактов»
Автор книги: Виктория Рошаль
Жанр: Эзотерика, Религия
Текущая страница: 6 (всего у книги 40 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]
Геометрические символы[10] 10
Айванхов О. М. Язык геометрических фигур; Бауэр В. и др. Энциклопедия символов; Гудман Ф. Магические символы; Купер Дж. Энциклопедия символов; Рудникова Н. П. Сокровенная мудрость Египта: Солнечный путь. Арканы Таро; Фрисселл Б. В этой книге нет ни слова правды, но именно так все и происходит.
Абсолютный символический язык – это язык геометрических фигур…
Геометрические фигуры – конкретное воплощение чисел. Числа принадлежат к миру принципов, и они становятся геометрическими фигурами, спускаясь в физический план.
Простейшие геометрические символы
Когда Посвященные прошлого рисовали вертикальную или горизонтальную линию, круг или точку, а затем комбинировали из них крест, треугольник, квадрат, пентаграмму, гексаграмму или змею, кусающую свой хвост… они вкладывали в каждую фигуру вечные знания.
Практически все геометрические символы состоят из комбинаций нескольких геометрических элементов – простых составных частей, каждая из которых имеет в то же время свое особенное значение, внося свой вклад в общую композицию.
Наиболее простыми из таких магических «частичек»-символов являются точка, круг, разновидности дуг, образованные из круга, вертикальная и горизонтальная линии, а также треугольник, квадрат или прямоугольник.
На самом деле значения этих, казалось бы, простых фигур достаточно сложны.
В мистических представлениях точка – символ центра, источник жизни, символ первичной созидательной энергии, которую иногда представляют настолько сконцентрированной, что отражать ее может лишь нечто нематериальное, например отверстие. Древний символизм точки как предельно сжатой энергии, широко распространенный в мистической литературе, чрезвычайно близок к современным физическим и астрономическим теориям о происхождении Вселенной.
Чтобы энергия вышла из первичного состояния и проявила себя, ей нужна точка отделения. Точка безразмерна и еще не вышла из единства, но она необходима для проявления. Так как точка состоит из одного-единственного фактора, она несет в себе число единства – 1.
Точка – квинтэссенция всех знаков.
Если сила, первым проявлением которой была точка, действует в течение некоторого времени, точка двигается и образует линию. Так родилось первое измерение – длина. По существу, линия бесконечна. Таким образом в качестве первого проявления она также соответствует числу один. Но в мире проявлений (в физическом мире), где все имеет начало и конец, линия тоже ограничена тремя факторами: начальной точкой, конечной точкой и пространством, лежащим между ними.
Горизонтальная линия. Горизонталь символизирует материю, обозначает движение внутрь: в плоскости земного – с запада на восток, во времени – из прошлого в будущее. Она представляет линию горизонта, линию разделения между Небом и Землей. Например, в древнем символе, который используется для обозначения зодиакального знака Весов, горизонтальная линия, проведенная в основании, в буквальном смысле слова является горизонтом Земли. Линия, находящаяся вверху, как утверждают астрологи, является рудиментарным графическим изображением Солнца, садящегося за горизонт. Этот символ в конечном счете заимствован из египетского изображения Солнца и Земли, как это видно из рисунка. Разделительная линия между двумя половинками круга, так же как и между двумя частями символа знака Весов, представляет собой не что иное, как линию горизонта – линию, разделяющую Небо и Землю.
Весы (зодиакальный знак)
Схема египетского символа Земли и Солнца (прообраз современного изображения знака Весов)
Египетский символ Земли и Солнца, имеющий отношение к линии горизонта
Горизонталь, обозначая «движение внутрь», считается элементом женским и восприимчивым.
Горизонтальная линия – это земля, ее цвет – белый.
Вертикальная линия. Как правило, вертикальная линия символизирует движение сверху вниз – по направлению от Небес к Земле (от Небес к Преисподней), то есть выражает происхождение человека сверху. Вертикаль знаменует «нисхождение» из областей высших в область материального; это направление по традиции ассоциируется с мужским началом.
В некоторых случаях вертикаль символизирует движение снизу вверх («восхождение») – от Ада к Земле, от Земли к Небесам. В направлении снизу вверх отражается устремление человечества к Богу. Вертикаль совершенна и символизирует дух, стремление к духовному.
Вертикальная ось – это линия сообщения между священной сферой и сферой обыденности, низшим и высшим мирами.
Вертикальная линия трактуется как буква I или число один. В магической традиции это означает образ человека, стоящего прямо, между Небом и Землей (некоторые оккультисты утверждают, что слово Solus, которое на латинском языке означает «один, одинокий», иногда применялось для обозначения вертикальной линии). Считается, что такой человек готов прожить свою жизнь с внутренней правотой (достоинством), полностью осознавая тот факт, что над ним, вверху, существует небо, а под ним, внизу, – земля, и что он ответствен перед ними обоими: эту мысль подтверждают две короткие вертикальные линии у буквы I.
В наиболее значительной книге оккультиста шестнадцатого столетия Корнелия Агриппы представлен человек, прямо стоящий в центре круга. Его ноги покоятся на кубе, а над его головой – большой круг. Куб, в связи с тем что он построен из квадратов и прямоугольников (то есть фигур, имеющих по четыре стороны), считается обычно символом мира материального, который, согласно воззрениям древних, состоит из разного рода сочетаний и соединений четырех элементов: Огня, Воздуха, Воды и Земли. Круг, расположенный над головой человека, является символом, непосредственно связанным с идеей духа.
Применяя символические термины Агриппы, можно сказать, что человек этот визуализируется как прямо стоящий в мире материальном и, вне всякого сомнения, осознающий свое особенное отношение к нему.
Гармонические пропорции прямо стоящего человека. Резьба по дереву (из книги Агриппы «De Оcculta Рhylosophia», 1532 год)
Вертикальную букву I иногда называют «монадой». Поэтому в оккультном символизме подобная вертикальная линия обозначает созидательную мощь, связанную с идеей силы, нисходящей свыше.
В магическом символизме значение вертикально стоящей линии иногда зависит от того, какое положение она занимает по отношению к горизонтальной (женской) линии. К примеру, когда прямая вертикальная линия изображается подвешенной к горизонтальной линии, то она означает творческий луч (вертикаль), возникающий из материнской утробы (горизонтали), то есть, другими словами, дух человеческий, возникающий из утробы женщины. Эта символическая фигура в виде буквы Т, которую иногда называют тау-крестом, является одним из наиболее распространенных оккультных символов.
Кривая линия. В китайском символизме кривая линия используется для изображения неискреннего человека, стремящегося к показному и броскому великолепию, в то время как прямая линия – символ праведности и совершенного человека.
Круг – символ, имеющий древнейшую мифологическую основу.
Кроме точки (центра), круг – единственная геометрическая фигура, не разделяемая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Круг символизирует дух, описывает весь космос в целом – все, что заключено в широких просторах небес. Это совокупность, совершенство, единство, вечность. Это символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею и постоянства, и динамизма.
Так как круг (и сфера) – фигура, не имеющая начала и конца, то это наиболее важная и универсальная из всех геометрических форм в мистических учениях. И так как он может обозначать другие важные символы (колесо, диск, кольцо, циферблат, Солнце, Луну, Ороборо, зодиак), его символизм довольно трудно определить. Это своего рода универсальная проекция мира, сочетающего в себе конечное и бесконечное, ограниченное и безграничное. Так, во многих случаях мифологическая традиция представляет космос как шар (графически это круг) в определенных символических вариантах: черепаха, диск и т. д.
В магическом символизме круг означает духовные силы. Сущее без начала и конца. Спящее око Бога, сферу душевной жизни, где души находятся в промежуточном состоянии.
Для неоплатоников круг является воплощением Бога и неограниченным центром космоса.
Для древних обозримая вселенная виделась кругообразной: так, на их взгляд, выглядели все планеты, включая предполагаемый земной диск, окруженный водой, в этом их убеждали также цикличность процессов и смена времен года. Символические значения и функции при использовании круга для измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные астрологические и астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство.
Диск Солнца над головой египетского Гора. Древнеегипетская настенная живопись
Небесный символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытных ритуалов и ранней архитектуры по всему миру: круговые танцы и ритуальные хороводы вокруг огня, алтаря или идола; передаваемая по кругу трубка мира у индейцев Северной Америки; круглые формы юрт, шатров и стойбищ кочевых народов; кружение шаманов; круговая структура мегалитических знаков и сооружений в неолитический период.
Круг заключает в себе гармонию: Круглый Стол в легенде о короле Артуре, круглый стол переговоров, широко используемое в современной английской идиоматике выражение «волшебный круг связей и знакомств»…
Во многих изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыльев, языков пламени, что особенно заметно в шумерской, древнеегипетской и мексиканской иконографии.
В этих случаях круг символизирует мощь Солнца или созидательные, плодотворные космические силы. Крылатый круг – божественный дух.
Концентрические круги могут означать небесные иерархии (как, например, ангельские хоры, символизирующие Небеса в искусстве Возрождения), круги ада или уровни духовного развития в дзэн-буддизме.
Круг с точкой в центре – открытое око Бога, символ Вселенной, проекция образа мира в плане. Точка в центре подобна вершине, которая поддерживает и собирает все, именно с вершины можно увидеть единство жизни во всех ее проявлениях. Это также астрологический символ Солнца и алхимический символ золота.
Между точкой-центром и периферией круга происходит непрерывный обмен, и этот обмен творит жизнь на всей площади круга. Эту фигуру можно обнаружить повсюду в природе: солнечная система; клетка, состоящая из ядра и периферической мембраны; атом…
Поскольку дуга является частью круга, она символизирует жизненную силу, потенциальный дух. Обычно дуга применяется для обозначения чего-то, ведущего свое происхождение от сферы духовного. Так как дуга не образует что-то целое, она никогда не символизирует «полную» жизнь духа, но скорее представляет ту незавершенность женской энергии, которая ищет своего дополнения в мужской. Хорошим примером этого является полумесяц, находящийся в левой руке планетарной богини Луны. На рисунке изображена наиболее замечательная эзотерическая фигура, ибо шестиконечная звезда, находящаяся сверху (иногда ее связывают с Солнцем), признана историками символизма одним из символов, использовавшихся в древних мистериальных центрах Вавилона. Это изображение сообщает о том, что, где бы мы ни увидели лунный символ (подобный дуге или полумесяцу), мы должны искать соответствующий ему солнечный символ, ибо лунная дуга, представляющая женскую природу, должна быть уравновешена символом мужского начала.
Луна, сидящая в колеснице, держит в левой руке полумесяц и звездный символ (из книги «dntroductiones Apotelesmaticae» Джона Индагина, 1582 год)
Часто толкование дуги связано с ее положением в пространстве.
1. Дуга – символ вместилища (чаша, готовая к наполнению).
Выражает нечто, способное служить вместилищем духа, нечто, способное удержать дух, сохранить его.
Классический пример такой дуги в магической символике – лунная дуга в верхней части символа, обозначающего Меркурий.
Она обычно рассматривается как чаша, содержащая духовную энергию герметической традиции. Такое изображение повернуто в виде чаши полумесяца, характерно для образа Марии, так как этим указывается, что она есть жизнь, содержимое чаши, море (Mare), что и означает имя Мария.
2. Дуга – опрокинутая чаша.
Символизирует нечто, не способное удержать дух, – нечто инертное или безжизненное.
На гравюре Балдунга Гриена «Мария Апокалипсиса» лунный полумесяц необычным образом опрокинут, но так как Иисус-младенец покоится на нем (хотя Он и на руках Марии), символ представляет на этом рисунке солярное, мужское начало.
Известный маг Джон Ди в своей замечательной «Монаде» много раз использует полумесяц в представлении двойной единицы.
Мадонна с Младенцем и полумесяцем (гравюра на дереве работы Балдунга Гриена; из книги «Enchiridion poeticon», 1513 год)
Он доказывает, что символ для зодиакального знака Овен в действительности составлен из двух полумесяцев, соединенных в точку. Хотя это предположение некорректно, оно обрело в двадцатом столетии большую поддержку. Тем не менее, является фактом, что Ди обратил в символ огня (огненный знак Овна) то, что по сути является символом воды (лунный полумесяц).
Луна (Luna), Солнце (Sol), Элементы (Elementa) и Огонь (Ignis) – четыре символа, объединенные в одной «Монаде» Джона Ди (теорема 10 из работы Джона Ди «Monas Hierogliphica»)
3. Вертикальное положение дуги.
Выражает нечто, находящееся в состоянии равновесия. Она может повернуться и занять одно из двух положений: или перейти в чашу и, таким образом, наполниться жизненными силами, или же она может опрокинуться (опрокинутая чаша) и стать безжизненной и инертной.
Один из наиболее мощных и универсальных символов, мистическое число три; первая из фигур, задающая плоскость. Отсюда символ поверхности вообще.
«Поверхность состоит из треугольников» (Платон). Равносторонний треугольник символизирует завершение.
В сакральной геометрии форма равностороннего треугольника есть символический образ Бога, в котором узнающий, узнаваемое и узнавание – одно и то же: 1 в 3 и 3 в 1.
Каждая форма есть проявление (образ) творческой силы, которая строит ее и обитает в ней. Божественность в изначальном состоянии покоя всегда проявляет себя в форме треугольника. Поэтому равносторонний треугольник – символ полной гармонии и полного равновесия: все три его угловые точки лежат на одном и том же расстоянии друг от друга. С другой стороны, когда Божественность перемещается из состояния покоя в пределы трех измерений, тогда она всегда проявляет себя в числе 4. Пока числа 1 и 3 образуют единство в Божественности, они остаются 3 в 1 и 1 в 3. Но когда они покидают Божественное единство, они разделяются, и из «1 в 3» получается 1 и 3, а это составляет 4.
Равносторонний треугольник содержит скрытые внутри него четыре меньших равносторонних треугольника. В этом заключается также тайна ключевого числа трехмерного мира – числа 7. Здесь же кроется великая тайна сакральной геометрии: треугольник с десятью точками дает идею разделения его на другие треугольники, в результате чего получается сакральная фигура (см. рисунок).
Деление треугольника на четыре
Сакральный треугольник с десятью точками
В более общем смысле линейные треугольники или композиции, имеющие форму треугольника, могут обозначать триады богов и другие тройственные понятия: триединая природа вселенной; Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух; в человеке – интеллект, сердце и воля; в химии – кислота, основание, соль…
Треугольное сияние – атрибут Бога-Отца.
Равносторонний треугольник может также рассматриваться в качестве символа Солнца. Конечно, самое распространенное символическое представление Солнца – круг с точкой-центром, делающее акцент на отношении центра и периферии. Но так как Солнце – источник жизни, тепла и света, оно может изображаться и в виде треугольника. Солнце в виде треугольника считается лучшим символом Святой Троицы (красноречивый образ могущества, любви и мудрости Бога).
Равносторонний треугольник, направленный вершиной вверх, называется треугольником эволюции (эволюционным тернером). Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию, пламя, жар (отсюда горизонтальная линия, символизирующая воздух), духовный мир. Это также троица любви, истины и мудрости. Треугольник красного цвета означает королевское величие. Равносторонний треугольник вершиной вверх – египетская эмблема Бога. Пифагорейский символ мудрости. А кроме того, в отличие от следующего знака, это мужской элемент, который базируется на земном и стремится к высшему.
Равносторонний треугольник, направленный вершиной вниз, называется треугольником инволюции, или инволюционным тернером.
Перевернутый треугольник – возможно, более древний знак, он является лунным и имеет символику женского начала, плодовитости матки, воды, дождя, холода, природы, тела, йони, шакти. Символизирует Великую Мать как родительницу, божественную милость. Символизм женского лобкового треугольника иногда обозначается более непосредственно: путем добавления короткой внутренней линии, проведенной от вершины.
В символике горы и пещеры гора – это мужской, обращенный вершиной вверх треугольник, а пещера – треугольник женский, обращенный вершиной вниз.
В земном мире треугольники эволюции и инволюции носят название добра и зла, ибо эволюция и инволюция в мире человечества приняли этическую окраску (этика возникает лишь там, где есть антагонизм двух начал).
Треугольники, символизирующие стихии, таковы: огонь – обращенный вершиной вверх; вода – обращенный вершиной вниз; воздух – обращенный усеченной вершиной вверх; земля – обращенный усеченной вершиной вниз. Такие же обозначения использовали и алхимики.
У египтян треугольник символизирует Триаду. «Они сравнивают вертикальную сторону прямоугольного треугольника с мужчиной, горизонтальную – с женщиной, а гипотенузу – с их потомком: Озирис как начало, Изида как середина или хранилище и Гор как завершение» (Плутарх). Рука египтян – это союз огня и воды, мужчины и женщины.
Как простейшая плоская фигура, основанная на священном числе три, треугольник был пифагорейским знаком мудрости, связанным с Афиной.
У греков дельта (треугольник) символизирует дверь жизни, женское начало, плодородие.
В иудаизме и христианстве равносторонний треугольник вершиной вверх – знак Бога. У христиан равносторонний треугольник или треугольник, образованный тремя пересекающимися кругами, символизирует троицу (единение и равенство трех составляющих ее лиц). Бог христианской троицы иногда представлен глазом внутри треугольника или фигурой с треугольным нимбом.
В индуизме обращенные вершинами вверх и вниз треугольники – это шакта и шакти, лингам и йони, Шива и его Шакти.
В Китае треугольник – почти всегда женский символ. Треугольник с подвешенными мечами символизирует восстановление.
Оккультисты рассматривают треугольник как магический символ, имеющий особенное значение, поскольку он ассоциируется с понятием тройки и символизирует триады в различных оккультных системах.
Квадрат – это геометрическая фигура, имеющая ряд мифологических, символических и иных нетрадиционных толкований. Наиболее явно квадрат связан с числом четыре, символизирующим такие понятия, как порядок, равенство, истина, справедливость, мудрость, честь, искренность, земля. Квадрат персонифицирует четыре стороны света, четыре времени года, четыре человеческих возраста, четыре основные элемента мира (огонь, вода, земля, воздух). Это также союз четырех стихий.
Квадрат – фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения. Квадрат совмещает в себе принципы статической устойчивости и целостности.
Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический образ мира. Квадрат – мужское начало, круг – женское, поэтому квадрат отождествляется с Землей, круг – с Небом. В архитектуре священного здания, храма, церкви преобразование круга в квадрат или квадрата в круг олицетворяет трансформацию сферической формы Небес в квадратную (прямоугольную) форму Земли и наоборот. Таким образом, символика квадрата олицетворяет процессы, проходящие на Земле, в то время как символика круга, как правило, является аллегорией мира высшего, надземного, мира Богов.
Квадрат стабилизирует обычные системы организма, успокаивает вибрации, уравновешивает полярности, фокусирует основную жизненную силу.
Прямоугольник символизирует также Чистилище или Преисподнюю.
Ромб олицетворяет женский творческий принцип, вульву. Жизненный символ богинь плодовитости.
У герметиков стоящий на основании квадрат означает стабильность; квадрат, стоящий на углу и с кругом посередине, – мировую душу (anima mundi).
У пифагорейцев квадрат символизирует душу.
В греко-римской традиции квадрат является символом Афродиты (Венеры) как женской плодородной силы.
В индуизме квадрат – основной символ, являющийся архетипом порядка во вселенной, стандартом пропорций и идеалом для оценки человека. Квадрат представляет собой сбалансированное совершенство формы, Пурушу, суть, пространство, а также пары противоположностей, стороны света, четыре касты и т. п. И круг, и квадрат являются символами дхармы, порядка вещей в космосе и в мире людей. Квадрат в основании ступы представляет собой символическую форму Земли.
В буддизме квадрат или куб в основании чортена олицетворяет земной план существования.
У китайцев квадрат – неподвижная Земля в соединении с вращающимся кругом Небес. Совместное изображение квадрата и круга (как на старых китайских монетах) является символом соединения инь и ян, Земли и Неба и может означать также идеально сбалансированного человека. «Действовать на квадрате» означает конфуцианский принцип: «Не делай того, что не желал бы для себя». Квадрат с полукружьем (дугой) означает порядок, правильность, законы добродетели, тропы мудрости, истинного проводника.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.