что означает троеперстие в православии

Почему православные крестятся троеперстием и всегда ли так было?

что означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православиичто означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православиичто означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православиичто означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православиичто означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православиичто означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православии

что означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православии

Фото из открытого источника

Крестное знамение — один из главных символов православной веры. Изображая на себе крестное знамение, мы тем самым не только укрепляем свою молитву к Богу, но и выражаем свою принадлежность к православному вероучению. Да-да, крестное знамение с самых древних времен служило именно символом истинной христианской веры. На современном этапе православные христиане крестятся так. Мы складываем вместе большой, указательный и средний пальцы, безымянный и мизинец прижимаем к ладони и таким образом поочередно осеняем лоб, живот, правое и левое плечо. Три пальца мы складываем вместе в знак веры в Святую Троицу, два пальца, прижатые к ладони, являются символом Божественной и человеческой природ Христа.

Для кого-то это может показаться удивительным, но крестное знамение не всегда имело привычный для нас сегодня вид. Древние христиане наносили крестное знамение не тремя, а всего лишь одним пальцем — большим. Причем, крестили они исключительно лоб. Нанесение крестного знамения одним пальцем служило символом, с одной стороны, того, что христиане почитают крест Спасителя, с другой стороны, что они верят в единого Бога — в противовес язычникам-многобожникам. Древняя традиция нанесения крестного знамения только одним пальцем частично сохранилась у римо-католиков, которые во время мессы перед чтением Евангелия большим пальцем правой руки крестят лоб, уста и сердце. В целом же католики изображают крестное знамение при помощи раскрытой ладони, всеми пятью пальцами в знак пяти ран, нанесенных Христу. Причем делают это не справа налево, а наоборот — слева направо.

В древней Церкви форма крестного знамения изменилась примерно в пятом веке. Вместо большого пальца для нанесения крестного знамения стали использоваться сложенные вместе указательный и средний. Причиной послужили вероучительные нестроения. Появились люди, которые стали утверждать, что Христос не был истинным человеком, что Он был только Богом, а плоть Его была подобна призраку. Церковь утвердила, что Спаситель был одновременно истинным Богом и истинным человеком. А измененная форма крестного знамения стала символом православного вероучения. Соединенные указательный и средний пальцы, которыми христиане изображали на себе крест, послужили символом союза природ во Христе. Такой вид крестного знамения стал называться «двоеперстием».

В 13 веке форма крестного знамения вновь изменилась. Греческая Церковь вместо двоеперстия стала использовать привычное нам троеперстие. Все по причине того, что западные христиане стали распространять учение о неравенстве внутри Святой Троицы — якобы Святой Дух уступает в величии Богу Отцу и Богу Сыну. Сложенные вместе три пальца стали символом единства и равенстве трех Лиц Святой Троицы. В Русской Церкви смена двоеперстия на троеперстие происходила крайне болезненно. В середине 17 века по инициативе Патриарха Никона наша Церковь приняла греческую традицию нанесения крестного знамения тремя пальцами. Эта традиция сохраняется до наших дней.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Почему миряне благословляют троеперстием, а священники двумя перстами?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Вопрос читателя:

что означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православии

Иерей Виктор НИКИШОВ

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Крестное знамение мирян и благословение священников, хоть и внешне немного похожие, имеют разную смысловую нагрузку и разное исполнение.

Обыкновенное крестное знамение означает молитвенное обращение к Распятому на Кресте Господу и является выражением веры всех христиан.

Крестное знамение упоминается еще в апостольские времена. Тертуллиан писал, «мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, возжигая светильник, одеваясь, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

Из истории Церкви Христовой известно, что вначале христиане крестились одним перстом, подчёркивая этим веру в единого Бога, и крестились они малым крестом, осеняя крестом только чело. К IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился «широкий крест». После IV Вселенского собора (451 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, к IX веку единоперстие постепенно заменило двуперстие, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда Русь была крещена, в Византии крестились ещё двумя перстами. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Приблизительно в XI-XII веках в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием, так как двоеперстие уравнивало православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы..
Устоявшаяся практика нанесения двумя перстами (пальцами) с прижатыми тремя пальцами к ладони крестного знамения, существовала в Русской Православной Церкви до раскола, который произошел при патриархе Никоне (1605-1681) (подробнее об этом Как крестились до раскола в 1054 году?).

В современности для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: большой, указательный и средний слагаем вместе концами ровно, а безымянный и мизинец пригибаем к ладони (Как творить крестное знамение?).

И вот теперь мы возвращаемся к Вашему вопросу.

Когда нас осеняют крестным знамением священнослужители, это называется благословением. Силу священнического благословения Господь указал еще в Ветхом Завете. Облекая священников властью благословлять народ, он говорит им: «Пусть призывают Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их».

Ветхозаветное благословение для сынов Новозаветной Церкви получило силу и значение с того времени, когда Господь Иисус Христос в день Вознесения на горе Елеонской поднял руки и благословил Своих учеников.

Подражая Спасителю, христианские пастыри также стали поднимать руки для преподания благословения верующим. Действуя властью и Именем Спасителя, они складывают пальцы так, чтобы в этом сложении изображалось Имя Иисуса Христа «Иисус Христос».

Сложенную руку православный священник поднимает вверх и благословляет изображением креста пред ним стоящих. Так вся сила благословения и освящения подается нам крестом. Во время богослужения, священник, осеняя народ крестообразно, желает ему мира, по примеру Христа: «Мир всем». В ответ на это верующие должны поклониться без крестного знамения.

На иконах некоторых святых используется именословное благословение, которым благословляют архиереи и священники. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский…

Резюмируем: миряне крестятся и благословляют пищу, родственников, складывая определенным образом пальцы, где три пальца сложенные обозначают Троицу, а два пальца прижатые к ладони – природу Христа: Божественную и человеческую. Священник же благословляет не двумя пальцами. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Также часто на иконах изображаются святые с благословляющей десницей, символично обозначая то, что при жизни они так же благословляли людей и сейчас продолжают это делать с любовью о Христе.

Источник

Перстосложение

Перстосложе́ние — 1) особая форма сло­же­ния паль­цев руки (обычно — правой) для сотво­ре­ния крест­ного зна­ме­ния, утвер­жден­ная Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью; имя­с­лав­ное пер­сто­сло­же­ние исполь­зу­ется епи­ско­пами и свя­щен­ни­ками., трое­пер­стие — (Пра­во­слав­ными) хри­сти­а­нами вообще; 2) сло­же­ние паль­цев руки согласно уста­нов­лен­ной Цер­ко­вью форме, для сотво­ре­ния крест­ного зна­ме­ния.

Обла­дает ли пра­вило трое­пер­стия дог­ма­ти­че­ским авто­ри­те­том?

Извест­ная каж­дому Пра­во­слав­ному веру­ю­щему тра­ди­ция скла­ды­ва­ния паль­цев для сотво­ре­ния крест­ного зна­ме­ния, в форме трое­пер­стия, отоб­ра­жает опре­де­лен­ный дог­ма­ти­че­ский смысл.

Так, три пальца руки — боль­шой, ука­за­тель­ный, сред­ний, — сло­жен­ные воедино, сим­во­ли­зи­руют тро­ич­ность Бога по Лицам, еди­но­су­щие трёх Боже­ствен­ных Лиц, и обна­ру­жи­вают веру хри­сти­а­нина в Пре­свя­тую Троицу.

Два других пальца руки (мизи­нец и безы­мян­ный), согну­тых и при­жа­тых к ладони, ука­зы­вают на два есте­ства во Христе, то есть на то, что Он — Совер­шен­ный Бог и вместе Совер­шен­ный Чело­век, выра­жают веру в Него как в Спа­си­теля и Иску­пи­теля.

Однако, это не озна­чает, что само пра­вило пер­сто­сло­же­ния имеет досто­ин­ство дог­мата; не озна­чает, что, напри­мер, осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием в прин­ципе можно лишь так и больше никак.

В древ­но­сти допус­ка­лось тво­рить крест­ное зна­ме­ние даже одним пер­стом (см.: свт. Иоанн Зла­то­уст. Беседы на Еван­ге­лие от Матфея, Беседа 54, п. 4), или пер­стами вообще (см. свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский. Поуче­ние огла­си­тель­ное три­на­дца­тое, п. 36).

От этого крест­ное зна­ме­ние, как тако­вое, не было менее дей­ствен­ным, чем то, кото­рое совер­ша­ется ныне посред­ством трое­пер­стия.

Пола­га­ется, что форма трое­пер­стия вошла в хри­сти­ан­ский обиход в связи с рас­про­стра­не­нием ересей, иска­жав­ших учение Церкви о Пре­свя­той Троице. Неко­то­рые Пра­во­слав­ные, рев­ни­тели веры, стали исполь­зо­вать трое­пер­стие и как сред­ство борьбы с заблуж­де­ни­ями, и для выра­же­ния соб­ствен­ной веры в то, что Бог един по сущ­но­сти, тро­и­чен в Лицах. Со вре­ме­нем эта форма пер­сто­сло­же­ния полу­чила широ­кое одоб­ре­ние и при­зна­ние Церкви.

Поскольку трое­пер­стие, как символ, утвер­ждено Цер­ко­вью, постольку Цер­ковь и учит, что для начер­та­ния крест­ного зна­ме­ния пальцы сле­дует скла­ды­вать именно так. Сле­до­ва­тельно, хотя трое­пер­стие и ука­зы­вает на важ­ней­шие дог­ма­ти­че­ские истины, пра­вило трое­пер­стия носит не строго дог­ма­ти­че­ский, а дис­ци­пли­нар­ный харак­тер.

Стало быть, если, напри­мер, чело­век не имеет одного или несколь­ких паль­цев на руке, или имеет иска­ле­чен­ные, несги­ба­е­мые пальцы, он вправе тво­рить крест­ное зна­ме­ние не через трое­пер­стие, а иначе. Если он не имеет правой руки, может кре­ститься и левой. Резуль­та­тив­ность этого дей­ствия будет не мень­шей, чем если бы он это делал посред­ством трое­пер­стия (резуль­та­тив­ность будет зави­сеть от глу­бины и искрен­но­сти его веры).

Источник

Вопрос о двуперстии и троеперстии

Марианна Владимировна

Сергей Калайда

Первоначальною древнейшею формою перстосложения для крестного знамения, которая употреблялась в первые века христианства и, по церковным верованиям, ведёт своё начало со времён апостольских, было единоперстие,- тогда знаменовались в крестном знамении одним перстом.

Древнехристианское единоперстие с течением времени, начиная с IX века, стало заменяться в православной греческой церкви двоеперстием, которое, вытеснив собою единоперстие, сделалось у греков господствующим.

Греки, изменившие по требованию указанных обстоятельств, древнехристианское единоперстие на двоеперстие, которое продолжалось у них более четырехсот лет, переменили потом у себя двоеперстие на троеперстие.

Марианна Владимировна

Амир2012

Игорь (Н. Новгород)

что означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православии

Иулия:)

что означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православии

Иулия:)

Игорь (Н. Новгород)

что означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православии

Иулия:)

Станислав (Артемий)

Известно, что Илья Муромец Печерский использовал троеперстие. Это было в свое время веским аргументом.

Сергий_

Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» О клятве Московского собора 1667 года Опубликовано: Христианское чтение. 1872. № 5. С. 1-70.

Игорь Александрович.

1.Снятие прещений явилось продолжением зловредной и иезуитской политики митрополита Никодима(Ротова)который даже вопреки решению Всеправославного Совещания 1948.г в Москве что при том же Патриархе Алексии l сделал нашу Церковь членом ВСЦ.Также его авторству и покровительству принадлежит это решение:

В конце 1969 года Синод Русской Православной Церкви под влиянием митрополита Никодима (Ротова) и идей «аджорнаменто» II Ватиканского Собора издал постановление о возможности причащения католиков и старообрядцев в Православной Церкви.

Допущение к Святым Таинствам Православной Церкви старообрядцев и католиков.
Определение Священного Синода (16.12.1969)
«Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств.
Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется»
ЖМП, 1970, № 1, с.5.

«Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Никодима о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков (17.3.1970)
В связи с запросами, поступающими от представителей прессы относительно решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 декабря 1969 года о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков в тех случаях, когда они обращаются с просьбой об этом к священнослужителям нашей Церкви, считаю своим долгом сделать следующее разъяснение:
Священный Синод, принимая это постановление, руководствовался практикой в жизни Русской Православной Церкви в СССР, когда члены Старообрядческой Церкви, имеющей трехстепенную иерархию, а также члены Римско-Католической Церкви в случае болезни или по иной причине обращаются к священнослужителям Русской Православной Церкви с просьбой о духовном утешении и за совершением Святых Таинств. (Это может быть в тех случаях, когда последователи старообрядческого и католического исповеданий не имеют возможности обратиться к священнослужителям своих Церквей.) В таких случаях духовенству Русской Православной Церкви надлежит проявлять пастырскую заботу и преподавать нуждающимся духовное утешение и Святые Таинства.
При этом следует иметь в виду, что Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них.
Упоминаемое решение Священного Синода, как мы надеемся, будет иметь значение и окажет доброе влияние на укрепление братских отношений Русской Православной Церкви с Церковью Римско-Католической и Старообрядчеством и таким образом облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Имя»
ЖМП, 1970, № 5, с. 25.

В 1986 году, когда контроль со стороны ЦК КПСС над Церковью стал явно ослабевать, Синод Русской Православной Церкви приостановил его действие:

Определение Священного Синода (29.07.1986)
«Имели суждение о Разъяснении Священного Синода от 16 декабря 1969 года о допуске в порядке икономии к Святым Тайнам римо-католиков.
Постановили: Ввиду поступающих запросов по поводу данного Разъяснения Священный Синод сообщает, что практика эта не получила развития, и определяет отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Православной Полнотой»
ЖМП, 1986, № 9, стр. 7-8.

2.Слово»Единоверцев»не является соборным продуктом церкви.Придумал его фаворит Екатерины ll митр.Платон(Левшин).(«Полный Церковнославянский Словарь»прот.Григория Дьяченко).Она же первая разрешила им строить монастыри по Волге и как то кучковаться в стаи.

Источник

Что означает троеперстие в православии

Крестное знамение (церковнослав. «знак креста») в христианстве — молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

В современном православии общепризнаны два варианта перстосложения: троеперстие и именословное перстосложение, которое используют священники (и архиереи) при благословении. Старообрядцы, а также единоверцы используют двоеперстие.

что означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православии
Рука, сложенная в троеперстии

Троеперстие — для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Если крестное знамение совершается вне общественного богослужения, принято произносить «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь», или иную молитву.

Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих (см. Мф., 25, 31-46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы IC XC, то есть, инициалы имени Иисус Христос в греко-византийском написании. При благословении руку при начертании поперечной линии креста ведут сначала налево (относительно преподающего благословение), потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, сначала благословляется правое плечо, потом левое. Архиерей имеет право преподавать благословение сразу 2-мя руками.

Двоеперстие (также двуперстие) преобладало до реформ патриарха Никона в средине XVII века и было официально признано в Московской Руси Стоглавым Собором. Практиковалось оно до XIII века и на греческом Востоке (Константинополе), быв позже вытеснено троеперстием. Двуперстие было официально осуждено в Русской Церкви на Соборах в 1660-е; на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны легитимными.

При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота, правого и левого плеча. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку (впрочем, этого же правила придерживаются и в новом обряде, хотя и не так строго).

Старообрядцы не признают троеперстия, считая, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы обозначает ересь, согласно которой на Кресте страдала вся Троица, а не только Сын. По этой же причине не принято произносить при совершении крестного знамения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», вместо этого обычно произносят молитву Иисусову. Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же двоеперстие.

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является достаточно распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей, с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение, как символ исповедания своей веры, изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святые изображаются с двоеперстием или с именословным перстосложением, крайне редко — с троеперстием.

что означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православии
что означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православии
что означает троеперстие в православии. Смотреть фото что означает троеперстие в православии. Смотреть картинку что означает троеперстие в православии. Картинка про что означает троеперстие в православии. Фото что означает троеперстие в православии
Одна из древнейших икон Христа (VI век, монастырь Святой Екатерины)

На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и поныне существуют различные его варианты. Так, католические молитвословы, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. В польской католической общине принято совершать крестное знамение пятью пальцами, открытой ладонью, в память о пяти ранах на теле Христа.
Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.
Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо. Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Латинский крест является эмблемой пересечения линий Духа (Альфы) и Материи (Омеги), знаменуя место, где рождается Христос и откуда энергии Логоса изливаются на планету.
Касаясь лба – верхнего (северного) конца креста, мы произносим: «Во имя Отца».
Касаясь сердца – нижнего (южного) конца, произносим: «. и Матери».
Касаясь левого плеча как восточного конца, говорим: «. и Сына».
И касаясь правого плеча как западного конца креста, говорим: «. и Святого Духа. Аминь!».
Включая имя Матери в свое обращение к Троице, мы взываем к сознанию Космической Девы, которая делает каждый аспект священной Троицы значимым для нашего эволюционирующего сознания. Поистине, Мария – Дщерь Божья, Мать Христа и Невеста Духа Святого. Исполняя сокровенную роль женского дополнения каждого аспекта мужского принципа Бога, она, как никто, способна отобразить природу Отца, Сына и Святого Духа.
Творя крестное знамение, мы поддерживаем сознание этих аспектов в теле, душе, уме и сердце.

Крестное знамение играет исключительную роль в духовной жизни православного христианина. Каждый день, во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, христианин накладывает на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова.

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «Путешествуя, и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы делаем – мы должны осенять свой лоб крестом». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

В Древней Церкви крестом осенялся только лоб. Описывая литургическую жизнь Римской Церкви в III веке, священномученик Ипполит Римский пишет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением». Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем: святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет:
«Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

Более раннее и очень важное свидетельство об употреблении греками двоеперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX-Х века. Желая примирить монофизитов с православными и с несторианами, он писал о том, что последние несогласны с монофизитами в изображении креста. Именно, одни знамение креста изображают одним перстом, ведя руку слева направо; другие двумя перстами, ведя, наоборот, справа налево. Монофизиты, осеняя себя одним перстом слева направо, подчеркивают этим, что веруют во единого Христа. Несториане и православные, изображая крест в знамении двумя перстами – справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте человечество и божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения.

Помимо митрополита Илии Гевери о двуперстии писал также и преподобный Иоанн Дамаскин в своей монументальной систематизации христианского вероучения, известной под названием «Точное изложение православной веры».

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *