что означает умение ориентироваться по географии 5
§ 8. Ориентирование на местности
Вопрос 1. Назовите все основные и промежуточные стороны горизонта.
Основные: север, юг, запад, восток. Промежуточные: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.
Вопрос 2. Что означает умение ориентироваться?
Правильно определять свое место положение в пространстве.
Вопрос 3.Что называется азимутом?
Азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
Вопрос 4. Азимут может изменяться
Вопрос 5. На Северном полюсе любое из направлений будет
Вопрос 6. Что называется планом местности?
План местности — это чертеж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.
Вопрос 7. Прочитайте фрагмент текста параграфа «Для чего человеку необходим план местности» и на его основе составьте развёрнутый план этого фрагмента.
Хозяйственная деятельность. Ориентирование. Повседневная жизнь. Разновидности изображений территории.
Вопрос 8. Рассмотрите рисунок 21. В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45°:
Вопрос 9. Рассмотрите рисунок 22. В каком направлении движется каждая лодочка?
1 — на запад, 2 — на северо-запад, 3 — северо-восток, 4 — на юг, 5 — на восток.
География. 5 класс
Конспект урока
Урок 07. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Компас; Азимут; Полярная звезда; Ориентирование; План местности; Топографическая карта; Аэрофотоснимок; Космический снимок
Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.
План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Когда мы рассказываем друзьям, в какой части леса набрали так много ягод, то говорим, показывая рукой в сторону леса: «Там, как выйдете из поселка, так направо, затем по тропинке через овраг, потом до одинокой березы, а оттуда совсем близко, шагов через триста, начинается вырубка; надо на нее свернуть, дойти до кустов, а за ними — та самая полянка…»
Если рассказ сопровождать рисунком на земле палочкой, то объяснение становится еще нагляднее.
Хорошо, когда оба собеседника знают местность. А что делать, если надо объяснять дорогу в неизвестной местности? В таком случае нужно будет составить план местности на глаз с применением самых простых приборов. Конечно, такой план не будет отличаться большой точностью, но этого и не требуется.
Умеете ли вы ориентироваться на местности?
Тема нашего урока: Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;
Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.
Местность на плане изображается на _______________ в ____________ виде без искажений с помощью __________________
Правильный вариант ответа:
Местность на плане изображается на плоскости в уменьшенном виде без искажений с помощью условных знаков.
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Сортировка элементов по категориям
Текст вопроса: Распределите стороны горизонта по категориям
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Урок географии для 5 класса «Ориентирование»
Урок географии 5 класс
Цель: Формирование у учащихся представлений о способах ориентирования на местности.
Задачи: 1. Образовательные:
— познакомить учащихся со способами ориентирования в пространстве;
— показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
— раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества.
— развивать умение работать с компасом; ориентироваться на местности;
— развивать мышление, воображение, способности к самостоятельному решению задач.
— способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать
— развитие умения использовать географические знания для адаптации, умения
— формирование познавательного интереса к предмету исследования.
— умения формулировать собственное мнение и аргументировать его;
-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
выбирать с помощью учителя средства реализации цели и применять их на
практике, оценивать достигнутые результаты
— определять по компасу и местным признакам стороны горизонта.
Формы урока: групповая.
Технологии: проблемное обучение, проектная деятельность.
Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, набор компасов, раздаточный материал ( схемы, таблицы).
Основные термины и понятия: ориентирование, компас, способы ориентирования
I. Проблема урока: Как не заблудиться в незнакомой местности?
II. Выдвижение гипотез
III . Актуализация знаний
IV . Планирование деятельности.
V . Поиск решения проблемы. Выполнение мини-проекта.
1. Как ориентироваться с помощью компаса.
2. Как ориентироваться по Солнцу и звездам
3. Как ориентироваться по местным признакам.
VI . Выражение решения проблемы (презентация проектного продукта)
VII. Применение нового знания.
VIII. Самооценка учащихся
IX . Домашнее задание
Формирование УУД, технология оценивания:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
4. Планировать деятельность в учебной ситуации
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты, рисунки).
2. Анализировать, сравнивать и выделять главное.
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Представлять информацию в разных формах.
1. Умение работать в группе.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
1. умение использовать географические знания в жизни
Технологическая карта урока
1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Действия учителя: Послушайте отрывок из повести Пришвина «Кладовая Солнца»:
— Что это за волшебная стрелка о которой говорит отец Митраши?
— Зачем людям нужен компас?
-Что означает «сориентироваться на местности?»
Сформулируйте тему урока.
– Зачем людям уметь ориентироваться на местности?
Действия учеников: Ученики слушают учителя, отвечают на вопросы. Вспоминают значение слова «ориентирование».
Ученики должны назвать тему урока и объяснить актуальность данной темы.
II. Выдвижение гипотез:
Действия учителя: – Какую проблему урока нам предстоит решить?
– Какие гипотезы, версии вы можете предложить?
Действия учеников: – Как не заблудиться в незнакомой местности? Предлагают свои версии.
III. Актуализация знаний.
Действия учителя: Какие способы ориентации на местности вам известны?
Способов ориентирования достаточно много.
— Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
Действия учеников: Ученики называют известные им способы ориентации.
Формулируют цель: Узнать, какие есть способы ориентации на местности и как ими пользоваться.
IV. Планирование деятельности (проекта)
Действия учителя: Учитель помогает и направляет учащихся при заполнении карты проекта.
Делит учеников на группы.
Действия учеников: Ученики определяют название проекта. Формулируют с помощью учителя темы исследования.
Заполняют карту проекта. (Приложение 1)
Каждая группа получает карточку с алгоритмом исследования. (Приложение 2)
V. Поиск решения проблемы ( выполнение проекта).
Действия учителя: Роль учителя направляющая и координирующая. Помощь в случае затруднения.
Действия учеников: Ученики работают с материалом параграфа, дополнительными текстами, рисунками в атласе.
Анализируют и отбирают информацию. Создают отчет.
1 группа – Правила работы с компасом
2 группа – Ориентирование по Солнцу и звездам
3 группа – Ориентирование по местным признакам
VI. Выражение решения проблемы (представление результатов работы).
Действия учителя: Учитель выслушивает учащихся. Оценивает работы, выставляет оценки.
При выполнении заданий для всего класса (работа с компасом) учитель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Учитель возвращает детей к проблеме урока: Как не заблудиться в незнакомой местности?
Действия учеников: Каждая группа представляет свой отчет (готовый продукт)
1 группа – рассказ о строении компаса, правила работы с компасом
Для всего класса: Выполнение практической работы: «Определение направлений с помощью компаса» (Приложение3)
2 группа – серия иллюстраций или сказка (на выбор уч-ся)
3 группа – буклет «Ориентирование по местным признакам»
Ученики должны сформулировать примерный вывод по проблеме урока: Для того чтобы не заблудиться в незнакомой местности необходимо уметь ориентироваться с помощью компаса, карты, небесных тел или местных признаков.
VII . Применение нового знания.
Действия учителя: – Используя полученные на уроке знания, выполните задание тематического практикума в рабочей тетради ( §6 стр17)
Действия учеников: выполнение задания
VII I . Рефлексия и самооценка
Действия учеников: Заполнение листа самооценки работы в группе.
IX . Домашнее задание.
Выставление оценок за урок через систему самооценивания. Выставление учителем
1. Как ориентироваться по компасу?
2. Как помогут сориентироваться Солнце и звезды?
3. Какие местные признаки можно использовать для ориентации?
( пишут проблемный вопрос своей группы)
(Наблюдение, опрос, эксперимент, описание, моделирование)
Алгоритм выполнения проекта
1 группа: Как ориентироваться по компасу
1. Задачи: а) выяснить как устроен компас
б) сформулировать правила пользования компасом
2. Источники информации: учебник стр 30, атлас стр5, дополнительный текст
3. Действия учащихся: а) прочитать текст §6 (раздел:«румбы»), найти в словаре определение
Б) используя дополнительный текст выясните как устроен компас.
В) Сформулируйте правила пользования компасом. Свой рассказ
2 группа: Ориентирование по Солнцу и звездам
А). Как ориентироваться по Полярной звезде
Б). Как определить стороны горизонта по Солнцу
2. Источники информации: дополнительный материал «Определение сторон горизонта по небесным телам», рис в атласе стр 5
3. Действия учащихся: а) прочитать дополнительный материал, рассмотреть рис в атласе на
ью небесных тел стр5
Б) сформулировать правила определения сторон горизонта по
Полярной звезде и Солнцу
В) Выполнить иллюстрации к изученному материалу (или придумать
3 группа: Ориентирование по местным признакам
А). Как определять стороны горизонта по местным признакам
Б). все ли местные признаки являются надежным средством ориентации?
2. Источники информации: дополнительный материал «Определение сторон горизонта по местным признакам», рис в атласе стр 5
3. Действия учащихся: а) прочитать дополнительный материал, рассмотреть рис в атласе на
Б) сформулировать правила определения сторон горизонта по
В) составить буклет «Ориентирование по местным признакам»
Практическая работа «Работа с компасом».
Установите компас по направлению север – юг (0,5 балла)
В какую сторону горизонта обращены окна класса (1б)
Направление, в котором находится дверь класса (1б)
В каком направлении находится классная доска(1б)
Дополнительный материал к уроку
Ориентирование по Солнцу и звездам
Для того, чтобы успешно путешествовать, а порой и чтобы просто выжить, необходимо уметь ориентироваться в незнакомой местности как минимум по сторонам света. Не всегда есть GPS или компас, но всегда есть звезды, солнце и луна (за исключением тех моментов, когда эти ориентиры скрыты от нас облачностью – но это временное явление).
Метод, что основан на использовании Полярной звезды является очень точным, но помните, что его можно использовать только в северном полушарии нашей планеты. Данный способ с точностью поможет определить север, ну и потом, все остальные стороны горизонта.
Полярная звезда находится разными способами. Первый — использовать созвездие Большой Медведицы. Это созвездие напоминает собой ковш. Найдите две крайние, правые, вертикальные звезды ковша. Нашли? Хорошо. Теперь отмерьте пять расстояний, вверх ковша, на той прямой, что соединяет два этих светила. Пятикратная дистанция между двумя этими звездами будет упираться в Полярную звезду. Теперь вы знаете, где она находится. Далее, станьте к ней лицом. В том направлении будет север. Противоположное направление, за вашей спиной, — юг. Справа – восток, а слева – запад.
Использование метода «солнечных часов».
Необходимо вбить палку в землю и пока вы отдыхаете, солнце изменит свое положение на небосводе. В данном случае, солнечные часы будут работать как солнечный компас. Соединив точки, будет получена восточно-западная стрелка, правда, ошибка может составить порядка 10 градусов. Значение ошибки зависит от времени года и географического положения. Таким образом, вы получите две стороны света – восток и запад, соответственно восток справа, запад слева, север вверху, юг внизу. Все просто.
Не стоит забывать и про классику ориентирования: в северном полушарии летом в полдень стать спиной к Солнцу. Спереди будет север, справа – восток, а слева – запад.
Ориентирование по местным признакам
Самые надежные способы ориентирования – по небесным светилам: Солнцу, Луне или Полярной звезде. Однако не всегда возможно ими воспользоваться. Чаще всего мешают плотные низкие облака. В этом случае необходимо уметь производить ориентирование по местным природным признакам. Ориентирование по местным признакам – непростая задача. В первую очередь здесь понадобится терпение. Ни в коем случае нельзя полагаться на 1-2 случайно увиденных признака. Их обязательно должно быть не менее 5.
На южной стороне кора березы мягче и светлее, чем на северной.
Выделение смолы на южной стороне стволов хвойных деревьев гораздо обильней.
Основная масса мхов и лишайников будет расти на северной стороне камней и деревьев.
Роса дольше остается на траве, растущей к северу от деревьев
Муравейники располагаются обычно с южной стороны пня или дерева
У отдельно стоящего муравейника можно заметить, что его южный склон более пологий.
Известно, что южная сторона предметов нагревается больше чем северная, соответственно и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Это хорошо видно ранней весной и во время оттепелей зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев, снегу.
Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый — к северу.
Урок по географии «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ» 5 класс
Подготовила: учитель биологии
Гаджиева Зумруд Саидовна
Тема: «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ»
1. Ознакомить учащихся с основным содержанием ориентирования на местности, разобрать различные способы определения сторон горизонта (по компасу, солнцу и механическим часам, Полярной звезде, местным предметам).
2. Сформировать убеждение в том, что для обеспечения безопасного пребывания в природных условиях необходимо свободно ориентироваться на местности, используя для этого все доступные способы.
3. Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.
— научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях;
— раскрыть основные трудности, с которыми встретится неподготовленный человек в природных условиях;
— ознакомить с основными элементами ориентирования на местности.
— формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
— выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.
— воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.
1. Компьютер, проектор, экран; 2. Физическая карта.
По окончании изучения темы учащиеся должны:
— способы определения сторон горизонта;
— порядок определения сторон горизонта по компасу, по Солнцу и механическим часам.
б) уметь владеть навыками ориентирования карты по компасу, по линиям местности и по направлению на местные предметы.
I. Организационный момент (2 минуты)
Организация начала занятия
Объявляю план работы.
II. Актуализация межпредметных знаний – (4 мин.)
География: Ориентирование на местности. Компас, азимут.
История: История создания компаса
III. Изучение нового материала – (24 мин.)
Объявляется тема, цель и задачи занятия
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания и принцип работы компаса, а также способы ориентирования на местности.
Ориентироваться на местности – это значит уметь:
— определять стороны горизонта и представлять себе, где находится юг, север, восток и запад;
— определять свое местонахождение на местности относительно местных предметов;
— выбрать нужное направление движения, чтобы выйти в намеченное место;
— выдерживать во время движения выбранное направление, чтобы не сбиться с намеченного пути.
1. История создания компаса.
Компас изобрели в Китае еще в III веке до нашей эры. Древний компас был сделан из магнетита и напоминал форму разливной ложки. Компас должен был иметь выпуклую часть шарообразной формы и тонкий черенок.
Выпуклая часть была совершенно отполирована. Компас устанавливали выпуклой частью на ровную деревянную поверхность таким образом, чтобы черенок мог повиснуть над пластиной и не касаться ее. В свою очередь «ложка» должна была свободно вращаться вокруг оси выпуклой пластины. На пластине были выгравированы зодиакальные знаки, которые обозначали известные в то время страны.
Именно этот компас стал основой для создания новых моделей компасов. Тысячелетиями компас помогал людям находить правильный путь, помогал мореплавателям определять стороны света и находить родную землю. Имея компас, человек всегда сможет найти нужную дорогу.
В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом. В начале XIV в. итальянец Флавио Джойя значительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку, разбитую по окружности на 16 румбов. В XVI в. ввели деление картушки на 32 румба, и коробку со стрелкой стали помещать в кардановом подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля на компас. В XVII в. компас снабдили пеленгатором — вращающейся диаметральной линейкой с визирами на концах, укрепленной своим центром на крышке коробки над стрелкой.
Компас Адрианова. Устройство и правила пользования.
Компас Адрианова – состоит из корпуса, в центре которого на острие иглы помещена магнитная стрелка. При незаторможенном состоянии стрелки ее северный конец устанавливается в направлении на Северный магнитный полюс, а южный – на Южный магнитный полюс. В нерабочем состоянии стрелка закрепляется тормозом (арретиром). Внутри корпуса компаса помещена круговая шкала (лимб), разделенная на 120 делений. Цена одного деления составляет 3°, или 50 малых делений угломера (0-50). Шкала имеет двойную оцифровку. Внутренняя оцифровка нанесена по ходу часовой стрелки от 0 до 360° через 15° (5 делений шкалы). Внешняя оцифровка шкалы нанесена против хода часовой стрелки через 5 больших делений угломера (10 делений шкалы). Для визирования на местные предметы (ориентиры) и снятия отсчетов по шкале компаса на вращающемся кольце компаса закреплено визирное приспособление (мушка и целик) и указатель отсчетов.
Для определения направления по азимуту надо повернуть кольцо компаса до совмещения указателя у визира с “мушкой” с заданным азимутом. Поворачивая компас, совместить нулевое деление шкалы с северным концом стрелки. Направление через визиры /прорезь и “мушку”/ покажет нужное направление.
В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад.Братья эти – страны Света, ну а дом их – вся Планета
Способы ориентирования без карты
Ориентирование – это умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта, находить нужное направление движения и выдерживать его.
Ориентирование по компасу
Ориентирование по Солнцу
Ориентирование по Солнцу и механическим часам
Ориентирование по Полярной Звезде
Ориентирование по Луне.
Ориентирование по местным признакам.
Просеки в лесных хозяйствах прорубают по линиям Север – Юг, Запад – Восток. Номера кварталов отмечаются на квартальных столбах, выставляемых на пересечении просек. На верхней части наносится номер противоположного квартала. Ребро между двумя соседними гранями с наименьшими цифрами укажет направление на Север.
Мхи и лишайники на коре деревьев сосредоточены преимущественно на северной стороне. Сравнивая несколько деревьев, можно по этому признаку довольно точно определить линию север — юг. Стремление мхов и лишайников развиваться в тени позволяет использовать для ориентировки не только деревья, но и старые деревянные строения, большие камни, скалы и т. п. На всех этих предметах мхи и лишайники растут преимущественно с северной стороны.
С северной стороны кора одиночно стоящих деревьев грубее, чем с южной стороны. Стволы сосен после дождя чернеют с севера.
Ориентирование карты по компасу
Ориентирование по компасу
При ориентировании карты по компасу его следует положить на боковую сторону карты так, чтобы линия север-юг его шкалы совпала с направлением север-юг на карте, а нулевое деление шкалы было обращено к северной (верхней) стороне карты. Затем нужно отпустить тормоз стрелки компаса и, когда она остановится, начать поворачивать карту до тех пор, пока стрелка своим северным концом не совпадет с нулевым делением шкалы. При таком положении карта будет сориентирована.
Ориентирование карты по направлению.
Для ориентирования карты по направлениям на местные предметы используются два предмета, выбранные вами на местности (дерево, мост и т.п.) и изображенные на карте. Встав у одного из этих местных предметов, необходимо на карту положить карандаш так, чтобы соединить оба эти предмета; теперь поворачивайте карту до тех пор, пока карандаш не укажет на второй предмет на местности. Карта сориентирована.
Когда карта сориентирована, несложно определить свое местонахождение на карте. Если вы стоите возле какого-то местного предмета, обозначенного на карте условным знаком, это и есть место вашего нахождения.
После того как вы сориентировали карту и установили свое местонахождения на ней, можно определить направление своего движения в намеченный район. Направление
движения вы можете выбрать или по местным ориентирам (по дороге, по тропинке, вдоль реки, вдоль ЛЭП) или по азимутам с помощью компаса.
Выполнение тестового задания.
.Солнце в час ночи находится на.
3.Полярная Звезда находится в созвездии.
4.Мох на пнях растёт преимущественно с.
5.Кроны отдельно стоящих деревьев более пышные с. стороны.
6.Кора у березы светлее с. стороны.
7.Снег быстрее подтаивает на. склонах.
8.На компасе 45 и 225 градусов означают направления на.
9.При выходе из православного храма вы обращены лицом на.
10.Указатель номеров лесных кварталов ориентирован на Север разделительной линией между.
Ответы на тестовое задание.
1.Солнца в час ночи на горизонте не видно.
2.По электронным часам и Солнцу направление на север не определяется.
3.Полярная Звезда находится в созвездии Малой Медведицы.
4.Мох на пнях растёт преимущественно с северной стороны.
5.Кроны отдельно стоящих деревьев более пышные с южной стороны.
6.Кора у березы светлее с южной стороны.
7.Снег быстрее подтаивает на южных склонах.
8.На. компасе 45 и 225 градусов означают направления на северо-восток и юго-запад.
9.При выходе из православного храма вы обращены лицом на запад.
10.Указатель номеров лесных кварталов ориентирован на север разделительной линией между наименьшими номерами.
V. Подведение итогов. Сегодня Вы познакомились со способами ориентирования на местности различными способами. Умение ориентироваться пригодится Вам в дальнейшей жизни как при походах в лес, та и во время службы в армии
1. Основы безопасности жизнедеятельности. А.Т. Смирнов; Б.О. Хренников.