Что происходит с акциями после отчетности
Период отчетности на акциях — особенности. Как заработать?
Сегодня я расскажу о том, что такое сезон отчетов на акциях, как он влияет на рынок и как на этом заработать.
Компании обнародуют свои отчеты о прибыли каждые 3 месяца. В периоды отчетов волатильность на рынке акций сильно повышается. При этом повышение может происходить и до выхода отчета.
За выходом отчетов наблюдают как инвесторы, так и спекулянты. За календарем отчетности компаний можно следить на моем сайте (здесь). Акции бывает очень сильно реагируют на отчеты, при этом отчет может быть хороший, а бумага падает и наоборот. Такое очень часто можно увидеть на Российском рынке. Реакция рынка может быть не предсказуема. Почему это происходит и что нужно знать, чтобы не слить деньги в этот период?
Что нужно знать о сезоне отчетов?
Во-первых, следите за выходом отчетов по компаниям. При этом, зачастую, какой-то зависимости между отчетом и движением акции не наблюдается. Например, отчет выходит положительным, а бумага валится. Такая ситуация была на нашем рынке пару месяцев назад. И такое случается необязательно на нашем рынке, но и на любом другом. Почему это происходит? Причин масса.
Возможно эта информация уже была известна заранее некоторому кругу лиц и положительный отчет был отыгран. По этой причине очень часто можно увидеть сильное движение инструмента до выхода важной новости или отчета. Соответственно, когда положительная новость выходит, бумага начинает валиться. Есть такое выражение, «покупай на слухах, продавай на фактах».
Бывает и наоборот, новость негативная, а рынок начинает расти. По причине того, что весь негатив уже был отыгран. Бывает, крупные игроки толкают рынок туда куда им нужно, так как отчет им уже известен. Поэтому не надо пытаться угадать как отреагирует рынок, торгуйте по факту. Также влияние оказывают и технические моменты. Например, уровни поддержки/сопротивления, результативность работы компании по сравнению с конкурентами и тд.
Поэтому предсказать что будет с рынком после выхода отчета невозможно. Крупные инвесторы тоже по-разному могут отреагировать на новость. Кто-то посчитает что покупать нельзя, а кто-то что рынок отыграл негатив и сейчас хорошее время для покупок. Бывает и так что большинство аналитиков и крупных компаний считают, что новость будет позитивная и рынок начинает отыгрывать это повышением. После выхода позитивной новости рынок практически никак не реагирует, так как новость была отыграна.
Как заработать в период отчетов?
Теперь о том можно ли заработать с помощью отчетности и как правильно торговать в этот период. Сразу хочу отметить, что если вы спекулянт, то намного важнее просто для себя понимать, что в этот период возможно повышение волатильности и необходимо быть немного аккуратнее. Важнее всего это техническая картина в общем. Зачастую нам вообще не нужно знать какая новость или какой отчет выйдет. Торгуем из того что видим. Самое главное должен сформироваться сигнал на вход. А затем, перед выходом отчета, можно прикрыть позицию.
Но если вы инвестор, то новость может быть небольшой подсказкой в том, нужно ли вам на данный момент покупать бумагу или нет. В некоторых случаях это может позволить дождаться более приемлемой цены для покупки.
После того как отчет вышел, волатильность на инструменте может повыситься. А также, этот отчет может задать некоторую динамику для дальнейшего движения актива. Даже на следующий день волатильность обычно повышена. Поэтому, если у нас есть сигнал на вход, то заходим в позицию. Динамика движения до или после выхода отчета может быть очень хорошая. В этом случае можно протянуть сделку и увеличить задел по atr. Если вы всегда прикрывали сделку после достижения 100 % atr, то в этом случае, в зависимости от волатильности, можно протянуть до 110-120%.
Примечание
Также хочется отметить, что отчет не всегда выходит в намеченный день. Компания может его просто перенести. И такое случается достаточно часто. Самое главное всегда соблюдайте риски. Особенно если переносите сделку за дату выхода отчета.
Отдельно хочу отметить, что в некоторых случаях на ожидании отчета можно покупать бумагу и в свой долгосрочный портфель. Но это лишь в том случае, если вам в целом нравится эта компания, вы проанализировали ее фундаментальные показатели и ищите удачный момент для покупки. В этом случае можно поискать ключевые уровни, от которых вы покупаете, и проанализировать какой возможен отчет. Благодаря этому вам удастся приобрести бумагу чуть выгоднее.
На этом буду заканчивать. Всем успешной торговли. Подписывайтесь на новости сайта (форма для подписки справа сбоку).
С уважением, Станислав Станишевский.
Отчетность акций: почему акции падают после отчета?
Отчетность акций, пожалуй, самый противоречивый период, вызывающий много вопросов. Меня часто спрашивают, почему акции падают после отчета. А еще чаще спрашивают, почему акции падают после хорошего отчета. Для того, чтобы на них ответить, нужно разобраться с тремя моментами.
Инвестиции в акции США, IPO и Pre-IPO
Из чего состоит отчетность акций?
Отчетность компании состоит из непосредственной публикации результатов работы за отчетный период. Традиционно такими результатами являются данные по выручке (Revenue) и прибыли на акции (EPS). Также, в зависимости от специфики бизнеса, компании могут давать дополнительные метрики.
В частности, у онлайн-сервисов – это число подписчиков, у авиакомпаний – загруженность мест в самолете, у отелей – объем бронирований и т.д. На примере компании Caterpillar (CAT) на сайте Seekingalpha пресс-релиз с результатами отчета может выглядеть так.
Наряду с публикацией результатов за отчетный период, компании могут давать (но не всегда) свой прогноз (Outlook, Guidance) относительно того, что они ожидают по выручке и прибыли на акцию в следующем квартале и по итогам финансового года (важно: финансовый год и календарный у некоторых компаний могут отличаться). На примере компании Micron (MU) на сайте Seekingalpha прогнозы могут выглядеть так.
После публикации результатов отчета компании проводит телефонные конференции (Conference Call). На них руководители фирмы могут дать дополнительные пояснения к результатам работы и сообщить информацию, которая может повлиять на восприятие отчета рынком (как именно? – разберем дальше).
Что ожидают аналитики от отчета?
Перед публикацией отчетов компаний ведущие инвестиционные дома публикуют свои ожидания по выручке и прибыли на акцию для того или иного эмитента. Такие ожидания называются консенсус-прогнозами.
В своих консенсус-прогнозах аналитики опираются на финансовую отчетность компании за прошлые периоды, оценку потенциала отрасли, в которой работает компания и ситуации в экономике в целом. Поэтому консенсус-прогнозы – это своего рода эталоны для оценки результатов отчетов и далее мы рассмотрим, как они работают.
Что происходит с ценой акции перед отчетом?
Перед датой публикации отчета компании никогда не лишним будет взглянуть на ее дневной график и посмотреть, что на нем происходит. Зачастую, если участники рынка ожидают сильного отчета, то цена акции на графике будет расти и, наоборот. (Частный пример разберем ниже.)
Однако движение на графике цены еще не означает, что рост или снижение продолжится перед отчетом. И здесь мы подходим к самому интересному, а именно к тому, как взаимодействуют все рассмотренные выше факторы: результаты компании, ожидания аналитиков и участников рынка. А заодно и к ответу на вопрос, почему акции падают после хорошего отчета.
Как реагируют акции на отчет?
После того, как компания опубликовала результаты отчета, рынок сравнивает их с консенсус-прогнозами. Если цифры по выручке и прибыли на акцию на уровне или выше прогнозов, то это хорошо. (При этом данные по EPS важнее, чем выручка.) Но это еще не значит, что акции будут реагировать ростом.
Если компания повысила прогноз, то это однозначно позитивный сигнал, на котором акции растут. Именно так было после публикации отчета Elecrtonic Arts (EA), когда наряду с сильными цифрами по прибыли на акцию (EPS) и выручке (Bookings) компания повысила прогноз на финансовый год (Raises FY 2022 Outlook – здесь как раз тот случай, когда календарный и финансовый годы не совпадают).
Если же компания отчиталась ростом прибыли на акцию (EPS) и выручки (Revenue), но при этом понизила прогноз или сообщила об ожидании темпов роста прибыли или продаж, то это будет воспринято рынком негативно, несмотря на хорошие результаты в текущем квартале.
Именно так произошло после отчета Amazon (AMZN) 29 июля 2021 г. Компания хорошо отчиталась, но предупредила о замедлении прибыли и продаж и о том, что снижение темпов роста может продолжиться после пандемического бума. В результате, как видно на графике ниже, после публикации отчета акции открылись с гэпом на 7,5% вниз.
На приведенном дневном графике Amazon (AMZN) также хорошо видно, что перед отчетом цена акции обновила исторический максимум, от которого снизилась и который перед отчетом не смогла обновить. Это было сигналом к тому, что многие участники рынка фиксировали прибыль перед отчетом.
Почему? Потому что, когда перед отчетом цена акции находится на историческом максимуме, отчет должен быть невероятно сильным, чтобы оправдать текущие котировки и подтолкнуть цену выше. (Ведь большинство ожиданий уже в цене перед отчетом.)
Что еще может влиять на акции после отчета?
Помимо отчетных данных и прогнозов на динамику акций после отчета могут влиять заявления топ-менеджеров во время телефонной конференции. На ней, например, может быть объявлено о программе выкупа акций, выплате специальных дивидендов. Это может поддержать цену акций, если отчет был не очень, а на сильном отчете поднять ее выше.
Хуже, когда в ходе конференции руководство компании сообщает о дополнительном выпуске акций. Это однозначно негативный сигнал, размывающий долю акционеров и заставляющих их продавать, тем самым снижая цену акций.
Ну, и в целом, то, как держатся менеджеры в ходе конференции, может порой оказывать влияние на движение акций. Ведь многие инвесторы слушают конференцию для того, чтобы понять, с какой интонацией – уверенной или нет, они говорят.
Стоит ли покупать акции перед отчетом?
Полагаю, что данным постом я ответила на большинство ваших вопросов по отчетности акций. Но наверняка у вас остался незакрытым один вопрос. Стоит ли покупать акции перед отчетом? Как вы поняли из обзора, отчеты – это практически лотерея.
И хороший отчет не гарантирует роста цены, впрочем, как и плохой отчет – ее падения. Да, иногда компания публикует слабый отчет, но он оказывается не таким плохим, как ожидали аналитики, и в итоге акции реагируют ростом. Парадокс сезона отчетности.
Поэтому, если и торговать отчеты, то, пожалуй, в две стороны, например, через опционы, используя Straddle. В этой стратегии важно, чтобы движение было сильным и не важно, в какую сторону. Но опционы – это уже другая тема…
Возможно, у вас есть свои варианты управления позицией перед отчетом. Расскажите о них в комментариях ниже. И, конечно же, напишите, помог ли вам данный пост лучше понять поведение акции после отчета.
Видео по анализу отчетов и обзору полезных сайтов
Финансовый отчет: почему для инвестора это самый важный документ
Как выбрать компанию, в акции которой стоит вкладывать деньги? Начать лучше с прочтения финансового отчета. Это документ, который регулярно выпускает любая публичная компания, торгующая акциями на бирже.
Финансовый отчет позволяет определить фундаментальные характеристики компании, ее текущее финансовое положение и представить перспективы бизнеса на ближайшее будущее.
Такая отчетность отразит любые результаты вне зависимости от того, насколько они могут быть вредны для котировок. Если прибыль компании за квартал превратилась в убыток, долг вырос или операционная деятельность не приносит дохода, все это попадет в отчет.
У каждой публичной компании на сайте есть специальный раздел для инвесторов, где она ежеквартально публикует данные с финансовыми показателями. Помимо сайтов самих компаний существуют и другие ресурсы, которые собирают корпоративные заявления. Один из таких ресурсов — Центр раскрытия корпоративной информации. Здесь отчеты может скачать любой желающий.
«Не изучив финансовую отчетность компании, не стоит делать долгосрочных вложений в акции, — уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Финансовую устойчивость, как и грядущий крах, можно заметить в годовых отчетах, которые говорят о стратегических задачах и возможных проблемах бизнеса.
Например, нередко хорошие показатели нового направления обеспечиваются за счет финансирования от других предприятий холдинга. При этом в финансовом отчете хорошо можно проследить постоянный рост затрат и отсутствие прибыли за длительный период времени. Это тревожный знак, даже если у компании есть качественный ассортиментный портфель и налажена работа с покупателями».
Какие существуют финансовые отчеты
Российские инвесторы чаще всего работают с тремя стандартами финансовых отчетов:
Если мы говорим о российских эмитентах, то здесь актуальны отчеты МСФО и РСБУ. Крупные компании могут публиковать оба варианта отчетности, но выходить они могут даже с разной периодичностью: встречается, что отчетность по РСБУ выходит чаще, чем по МСФО.
Говоря упрощенно, отчетность по РСБУ делается для налоговой службы, а отчетность по МСФО — для акционеров. При инвестициях в компании на американском рынке помимо МСФО придется иметь дело с отчетами US GAAP.
Между стандартами есть различия, в некоторых моментах существенные, пояснил старший инвестиционный консультант «БКС Брокера» Ильяс Хамитов. На западе даже распространена практика по приведению аналитиками отчетности компании по стандартам US GAAP к стандартам МСФО и наоборот для того, чтобы правильно оценивать компании из разных стран, отчитывающихся по разным стандартам.
«Главным в чтении финансовой отчетности компании является конечная цель — аналитик или инвестор должен определиться с тем, что он хочет проверить и что он хочет видеть в итоге исследования, — рассказывает Хамитов. — От этого зависит, на какой форме отчетности стоит сконцентрировать свое основное внимание. А далее стоит помнить, что все рассчитанные показатели имеют силу только в совокупности с другими показателями: историческими, текущими, показателями конкурентов или вообще с информацией из другой формы отчетности».
Главные пункты финансового отчета
Финансовые отчеты состоят из десятков таблиц с результатами. Далеко не все они обязательны для анализа состояния компании. Как правило, выделяют несколько базовых пунктов:
Важно следить и за эффективностью бизнеса: насколько растет выручка год к году, какая маржинальность бизнеса — то есть сколько прибыли получается в процентах от выручки.
И, наконец, нельзя забывать об основной цели любого бизнеса — зарабатывании денег. Стабильная прибыльность компании — важнейший показатель в оценке кредитного качества любой корпорации».
«Немаловажную роль играет отчет о движении денежных средств, — добавил Ильяс Хамитов из БКС. — Он состоит их трех разделов: денежный поток от операционной деятельности, инвестиционной и финансовой. Обычно денежный поток от операционной деятельности должен быть существенно положительным, так как это денежный поток от основной деятельности компании, который идет на выплату дивидендов и погашение финансовых обязательств».
Поток от финансовой деятельности может быть как отрицательным, так и положительным в зависимости от того, выплатила ли компания или получила больше процентных платежей на свои обязательства и от своих вложений соответственно.
«Но это общая картина, — уточнил Хамитов. — Существует огромное количество случаев, когда даже стабильно низкий или даже отрицательный денежный поток от операционной деятельности не воспринимался инвесторами негативно. Они могут быть уверены в том, что у компании настолько инновационный продукт, что для успешной его реализации потребуется некоторое количество времени и денег».
«Спрятанные» метрики стартапов
Влияние финансовой отчетности на настроения инвесторов хорошо заметно на примере старапов, выходящих на биржу. Часто такие компании находят способы скрывать потери за хитрыми метриками, которые некоторое время устраивают акционеров.
Но как только такая компания выпускает финансовый отчет по международным стандартам — как правило это бывает перед выходом на биржу, — ситуация резко меняется.
Более того, даже отчеты по международным стандартам могут ввести неопытного инвестора в заблуждение — и здесь становятся важным оценки экспертов.
Международные стандарты финансовой отчетности, на которые перешли и российские публичные компании — это не правила, а принципы, которые можно интерпретировать неоднозначно. Нужно руководствоваться общепринятыми практиками и тщательно изучать учетную политику компании, что именно понимается под каждой конкретной статьей, чтобы потом не возникло таких неприятных моментов, разъяснил Коган.
«Уже сейчас многие на Уолл-стрит настоятельно требуют, чтобы регулятор SEC «навел порядок», поскольку те метрики, которые компании используют, могут сильно отличаться от того, что происходит с компанией на самом деле, — заключил представитель «Высшей школы управления финансами». — К примеру, показатель скорректированной чистой прибыли можно скорректировать буквально на что угодно. Важно это осознавать и уметь отделять зерна от плевел».
Помочь разобраться в хитросплетениях отчетностей и бизнес-моделей поможет РБК Quote. Мы в ежедневном режиме прочитываем и анализируем десятки финансовых отчетов самых разных компаний. А затем отбираем то, что по-настоящему важно — и пишем об этом статьи. Чтобы не пропустить ничего важного, подписывайтесь на РБК Quote в «твиттере» и «фейсбуке». А если хотите начать торговать самостоятельно — регистрируйтесь на нашем сайте. Это просто и безопасно.
Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Как и почему меняется цена акции: разбор основных причин
Инвестпривет, друзья! Уверен, многие из вас, глядя на график акций, задумывались: а почему вообще растут или понижаются котировки? Что влияет на рост и падение акций? Неужели цена на них не может находиться где-то вблизи одного значения? И если одна из причин роста – дивиденды, то почему Google и Яндекс не платят дивиденды, но их акции всё равно растут? Давайте во всем этом разбираться.
Почему меняется цена акции?
Начнем с того, что биржа – это не магазин, а, скорее, базар (точнее, организованный рынок). Цены на акции определяются не эмитентами, а самими покупателями и продавцами, т.е. на основании спроса и предложения.
Если говорить упрощенно, то работает это так:
Текущие котировки (рыночная цена) – это равновесие между спросом и предложением, точка баланса между ценой, по которой продавцы готовы продавать, а покупатели – покупать акцию.
Посмотреть, насколько это равновесие хрупко или устойчиво, можно в стакане цен в торговом терминале. Там отображается, сколько трейдеров и по какой цене готовы купить / продать актив.
Как видите, сверху указаны цены, по которым продавцы готовы продавать акцию, а снизу – покупать. Если вы решите купить акцию по биржевой цене, то сделка пройдет по самой нижней цене верхнего столбца. Если решите продать – то по верхней цене нижнего столбца.
Можно выставить отложенный ордер – указать цену, по которой вы хотите купить или продать актив. Например, вам кажется, что текущая рыночная цена завышена, и можете выставить ордер на покупку, когда цена достигнет 163,8 рублей. Если вам повезет, и продавцов будет всё больше, то цена начнет падать, и вы купите акцию по нужной стоимости.
Глядя на стакан, можно на «глазок» определить силу продавцов и покупателей.
В данном случае видно, что продавцов гораздо больше, чем покупателей. Даже если покупатели будут активно скупать акцию, двигая цену вверх, то им придется сначала выкупить 39 тысяч заявок, потом – 27,5 тысяч, а потом – 74,8 тысяч, и только после этого получится сдвинуть цену на 3 копейки вверх!
«Уронить» же цену намного проще – покупатели в меньшинстве, и если продавцов будет много, то они начнут активно сдвигать котировки вниз.
Если вы хотите больше узнать о котировках и вообще о том, как работает биржа — вам в помощь эта статья: Как устроены мировые биржи.
Но относительная сила продавцов и покупателей – далеко не единственный и совсем не ключевой фактор, влияющий на изменение цены акции. В дело вступают тысячи параметров. Наиболее важные факторы я укажу ниже.
Почему растут акции
Рост продаж и хорошая отчетность
Покупая акцию, мы берем в собственность не кусок бумаги и не пиксели в мониторе, а бизнес – со всеми его потрохами доходами, долгами и активами. Естественно, не весь, а определенную долю. Чем больше акций – тем выше доля.
Поэтому инвесторы активно реагируют на изменение финансовых показателей. Ей компания стабильно наращивает прибыль, а ее товары и услуги востребованы на рынке, то такой бизнес более притягателен по сравнению с нестабильными конкурентами. Поэтому акции такой компании пользуются спросом – а чем больше покупателей, тем выше цена.
Выход хорошей отчетности, подтверждающей расчеты инвесторов, обычно не провоцирует резкого роста котировок, так как все, кому надо, уже купили – говорят, что «отчет уже учтен в цене». Если же хорошая отчетность выходит неожиданно, то акции начинают резко расти. Так было, например, с Распадской – когда инвесторы узнали, что компания расплатилась с долгами и получила впервые за долгое время положительную прибыль, то число желающих купить акции угольной компании резко выросло. Но если ожидания инвесторов не оправдываются, то котировки падают также резко, как выросли. Что мы и видим на графике.
Увеличение дивидендов
Если компания начинает щедро делиться с акционерами прибылью, это не проходит незамеченным. Яркий пример – рост котировок Газпрома и ВТБ в 2019 году на фоне изменений дивидендной политики и роста коэффициента выплат у обеих компаний.
На Западе наращивание дивидендов как минимум на размер инфляции уже давно считается хорошим тоном. Поэтому там очередное повышение размера выплат не играет решающей роли.
Более того, стабильно выплачивающие дивиденды акции считаются дивидендными аристократами и растут практически всё время.
Другое дело – развивающиеся рынки, в том числе Россия. Дивиденды у нас по-прежнему один из основных драйверов роста котировок.
Если компания объявляет хорошие дивиденды, то котировки подтягиваются наверх. Обычно до границы дивидендной доходности в 8-12%. Например, в марте 2019 года Нижнекамскнефтехим объявил о выплате рекордных дивидендов в 19,94 рубля на акцию. При текущих котировках в 65 рублей дивидендная доходность составила 30,6%. Инвесторы начали массово скупать акции, пока их цена не достигла максимума в 104 рубля, что соответствовало дивидендной доходности в 19,17%.
Здесь легко попасть в ловушку. Тот же НКНХ в 2019 году выплачивал дивиденды за 3 года, поэтому был высок их размер. Как только дивиденды были выплачены, котировки рухнули. Аналогично Телеграф – рекордные выплаты образовались за счет продажи недвижимости, и в следующем году таких дивидендов уже может не быть. Инвестору нужно понимать возможные риски. Котировки НКНХ отросли с тех пор, а вот Телеграфа – нет.
Спекуляции
Иногда причиной взрывного роста могут стать обыкновенные спекуляции – когда масса инвесторов (точнее, спекулянтов) покупают акцию под какую-то идею. Например, рост котировок Нижнекамснефтехима во многом был спекулятивным: спекулянты купили акцию на новостях о высоких дивидендах, но не для их получения, а для перепродажи их после удорожания ценной бумаги.
Но новостях о дивидендах акции выросли с 65 до 104 рублей – прирост 62,5%, намного выше, чем потенциальные дивиденды, тем более что последние еще и облагаются налогом.
Спекулятивный рост (а равно и падение) обычно вызывается какими-то новостями, слухами, обещаниями руководства и т.д.
Нужно отметить, что спекулировать проще акциями, у которых маленький free-float. Если на бирже небольшой объем акций, то даже небольшими деньгами можно разогнать котировки до нужных значений.
Иногда так делается с совсем недобросовестными намерениями. Например, чтобы искусственно увеличить капитализацию компании и получить выгодный кредит. Или чтобы пробудить интерес других спекулянтов-буратин и потом сбросить акции на максимуме. Обычно так «балуются» владельцы акций третьего эшелона, где небольшая ликвидность и небольшой же free-float.
Обратный выкуп
Если компания замыслила обратный выкуп акций (байбек), то это воспринимается инвесторами как положительный сигнал сразу по нескольким причинам:
Словом, байбек для роста акций – полезная штука. Многие российские компании проводят обратный выкуп, например, Лукойл, Норникель, МТС, Магнит, Роснефть. Это позволяет акции либо расти (как в случае с Лукойлом), либо не свалиться окончательно (Магнит, Обувь России).
Инсайдерские сделки
Крупные инвесторы следят за сделками друг друга, особенно, за инсайдерскими. К числу инсайдеров традиционно относят руководителей и топ-менеджеров компании, директоров, крупных акционеров, партнеров, дочерние и материнские компании, аффилированные компании.
Если инвесторы видят, что кто-то из менеджмента активно покупает акции (как, например, глава Лукойла Вагит Алекперов увеличивает свой пакет), то тоже начинают повторять за ним. Чем крупнее инсайдерская сделка, тем больше к ней интереса.
Иногда единичная крупная покупка сама по себе сдвигает котировки, но когда к ней присоединяются другие инвесторы, резкий рост обеспечен.
Интерес к отрасли
Иногда рост котировок бывает вызван сторонними причинами. Например, в 2019 году инвесторы в преддверии кризиса начали искать защитные активы. А какой у нас главный защитный актив? Правильно, золото.
Так как спрос на золото вырос, то выросла и его стоимость. Следовательно, выросли доходы золотодобывающих компаний, таких как Полиметалл, Лензолото, Бурятзолото, Селигдар, Newmont Mining, Freeport-McMoran. Инвесторы увидели потенциал роста и начали скупать эти компании. Следствие – удорожание акций.
Кроме того, сейчас инвесторы активно интересуют биотехнологиями и биомедициной, «зеленой энергетикой», IT-отраслью и покупают акции соответствующих компаний, даже если те не показывают достаточно хороших результатов. Отсюда – рост Tesla, технологических гигантов типа Google, российских Яндекса, М.Видео, Тинькофф, – при том, что все они даже не платят дивиденды.
Почему акции падают
Причины, по которым котировки акций снижаются, прямо противоположны причинам роста. Поэтому отдельно их расписывать не буду, укажу только самые значимые.
Падение показателей и плохая финансовая отчетность. Я уже писал, что акции воспринимаются как кусочек бизнеса. И если бизнес перестает приносить прежнюю прибыль, то он переоценивается. Инвесторы бояться, в частности, что снижение прибыли повлечет за собой уменьшение дивидендов (что логично). Акции начинают продавать – котировки падают. Яркий пример – падение стоимости акций Россетей и МРСК на фоне плохой отчетности в октябре 2019 года.
Смена руководства. Для инвесторов это всегда риски, так как непонятно, как будет вести себя новый владелец. Также неопределенность возникает, когда уходит ключевой топ-менеджер, например, директор по развитию или сильный заместитель генерального. Хотя бывает так, что о смене руководства становится известно заранее, и инвесторы продают акции заранее – в итоге в дату отставки котировки не проседают. Пример негативного воздействия – уход Галицкого из созданного им Магнита и продажа его доли банку ВТБ. С тех пор котировки Магнита уверенно стремятся вниз, тем более, что негативные ожидания акционеров нашли свое подтверждение.
Снижение или отмена дивидендов. Те инвесторы, которые держат акцию ради получения дивидендов, начинают их сбрасывают. Продавцов становится больше – котировки проседают.
Дополнительный выпуск акций (SPO или FPO). FPO — это однозначно отрицательный сигнал для акционеров, так как происходит размытие их доли, снижается прибыль на акцию (при тех же финансовых показателях), а также уменьшаются дивиденды.
SPO тоже нередко отрицательно воспринимается рынком, так как часто объявляется с целью поддержки компании. Яркий пример – падение котировок Тинькофф в 2019 году после объявления SPO и одновременной отмены дивидендов с целью докапитализации банка.
Спекуляции. Ряд трейдеров, видя медвежий тренд, начинают усиленно открывать короткие позиции, продавая акции. Так, например, было с Газпромом в 2014-2018 годах, когда котировки ощутимо падали, при том что объективно в компании ничего не ухудшалось – показатели, наоборот, росли.
Инсайдерские сделки. Если кто-то из руководства или топ-менеджмента компании продает свой пакет акций или большую его часть, это может стать тревожным звоночком для других акционеров. Иногда это, действительно, сигнал на продажу – в компании что-то ухудшилось, и руководство просто обращает в кэш свои акции. Но иногда ничего страшного нет. Просто кто-то решил зафиксировать прибыль. Либо кто-то уходит из компании, чтобы начать новую жизнь. А инвесторы-паникеры уже продавили цену вниз.
Негативные внешние факторы. Иногда компания попадает под санкции, как Русал, иногда – под действие законов (как МТС под «закон Яровой»), иногда – по ней катком проходится кризис в индустрии или стране-покупателе продукции (так, кризис в Индии больно ударил по Алросе, так как Индия была основным покупателем алмазов). Эти факторы (их называют «черными лебедями) сложно и иногда вообще невозможно предугадать (как в ситуации с Яндексом).
Почему нужно знать причины изменения цены акции
Конечно, в реальности факторов, меняющих цену акции, множество. Это и ожидания инвесторов, и объективные причины, и даже путаница (так, однажды западные инвесторы перепутали акции китайской компании Zoom Technologies (тикер ZOOM) с выходящей на IPO американской Zoom Video Communications (тикер ZM) и разогнали акции китайца с 50 центов до 5 долларов – об этом я писал в статье о том, что такое тикер).
Акционеру важно понимать взаимосвязи причин, вызывающих движения цен акций, чтобы понимать, что происходит с ценной бумагой. Так, если у бизнеса всё в порядке, а котировки снижаются по причинам, не зависящим от самой компании (а по вине внешних факторов), то акции могут становиться недооцененными – и это отличный момент для покупки.
Но если цена снижается по объективным причинам (затяжной кризис отрасли, неэффективная бизнес-модель, непутевый руководитель), то такой акции лучше избегать. Например, сейчас, на мой взгляд, не лучший момент для покупки Магнита и Аэрофлота, хотя их акции кажутся недооцененными.
Равно нужно понимать, чем вызван рост акции. Если причины роста спекулятивного характера (как перед выплатой дивидендов Телеграфом или НКНХ), то такие бумаги тоже лучше не покупать – пузырь лопнет и погребет инвестора под своими… мыльными остатками. Нужно, чтобы причины роста были объективными, а не объяснялись сугубо надеждами инвесторов.
Так что тщательно анализируйте причины и роста, и падения цены акции. Это важно, чтобы понимать, когда в акцию лучше входить, а когда лучше выходить (ну, или шортить). Но в целом долгосрочным инвесторам я не советую сильно заморачиваться над новостями, так как в большинстве случаев это просто информационный шум.
Конечно, смена собственника и затяжной кризис – достойные причины для продажи, а вот необоснованный рост перед дивидендами или падение на фоне принятия очередного запрещающего или ограничивающего закона, на мой взгляд, не всегда являются таковыми. Так что думайте сами, своей головой, а не полагайтесь на новости и аналитиков. Удачи, и да пребудут с вами деньги!
[Общее число голосов: 11 Средняя оценка: 4.9 ]