Что такое драйвер роста акций
Российские банки: смотрим драйверы роста
В продолжение нашего обзора банковского сектора мы сегодня рассмотрим российские банки. Сконцентрируемся на главном: драйверах роста акций и нашем мнении по каждому из банков. Приступим:
1. Сбербанк. Текущий уровень цен акций будет поддерживаться щедрыми дивидендами по итогам 2021 года, который обещает быть рекордно прибыльным для банка. Мы ждём примерно 21-23 рубля дивидендов на акцию по итогам года, что даст
7% див доходности к текущим ценам.
Дальнейший рост акций будет зависеть от развития небанковских направлений. Здесь из-за конкуренции ситуация обстоит гораздо сложнее: в e-commerce, где Сбер вышел со своим МегаМаркетом, придётся конкурировать с OZON, Wildberries и Я.Маркетом. В доставке СберМаркету конкуренцию составляет X5 Retail Group, Утконос, Яндекс.Лавка и несколько более мелких сервисов. Конкуренция в других направлениях не менее высокая.
В InveStory у нас двоякое отношение к «технологической трансформации» Сбера: превращение в технологическую компанию явно имеет смысл в свете потенциального введения крипторубля в ближайшее десятилетие, так как банки как вид бизнеса начнут терять свою актуальность. С другой стороны, у Сбера есть только один путь занять сколько-нибудь устойчивую позицию в небанковских направлениях: демпинговать до занятия значимой доли рынка. Из-за этого мы ожидаем, что рентабельность небанковского бизнеса будет оставаться низкой ещё как минимум несколько лет.
Мы консервативно оцениваем рост и прибыльность небанковского бизнеса Сбера, поэтому ждём роста акций не больше чем на 10-15% выше текущих уровней.
2. Тинькофф. По цене акций TCS Group явно видно, что инвесторы пребывают в эйфории от перспектив банка. Рынок закладывает в котировки следующие факторы: 1) покупка 5% доли в СПБ-бирже 2) выход на рынок ипотечных кредитов 3) сильный рост по итогам первого полугодия.
В случае с TCS на ум приходит поговорка «деревья не растут до небес» — даже такой банк как Тинькофф не может бесконечно расти кратными темпами, но инвесторы сейчас ждут именно этого. Мы ожидаем охлаждения акций во второй половине года, как только восстановительный рост экономики закончится, а потребительская активность стабилизируется. Рост процентных ставок также может помешать масштабированию бизнеса в обозримой перспективе. Покупать по текущим — очень опасно.
3. ВТБ. Кейс ВТБ выглядит проще всего: если менеджмент банка всё-таки сдержит обещание выплатить хорошие дивиденды по итогам 2021 года и не будет преподносить неприятных сюрпризов в дальнейшем (которых было полно в прошлом), то акции банка могут кратно вырасти на горизонте пары лет.
Мы держим акции ВТБ в одном из портфелей InveStory Private, которые купили на просадке после новостей о продаже Трастом пакета акций ВТБ.
Больше информации, обзоров и новостей на нашем Telegram-канале @investorylife.
Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом. Растим прибыль используя механизмы мышления
Часть I Одерживаем быстрые победы – повышаем прибыль Используем психологию – Подводим потребителя к нужному нам выбору
Мы ошибаемся просто потому, что в самом механизме нашего мышления заложены ошибки. Используя эти сбои, можно управлять поведением потребителя, стимулируя его купить.
«оптимальный вариант»
«установки по умолчанию».
А человек склонен следовать по пути быстрых решений.
Вводим объекты для сравнения
подтолкнуть к нужному выбору.
Окружаем «нужный» вариант точками экстремума.
Бросаем «якорь»
Делаем «нужный» вариант похожим на наиболее престижный
Убираем лишние варианты.
Предъявляем «нужный» вариант в правильной последовательности
предшествовавший опыт меняет наше отношение к текущим событиям.
Облегчаем принятие нужного решения
Правильно называем и описываем наше предложение
Делаем цену привлекательной – учитываем особенности восприятия стоимости
Стремление к справедливости – эволюционный феномен.
Интенсивность ощущений подчиняется закону Вебера – Фехнера.
Снимаем боль оплаты
Связываем цену и качество
Находим и демонстрируем сигналы качества.
Duracell сделала «линию жизни» исняла волнующий людей факт – неизвестность будущего.
2. Используем психологию – Убеждаем покупателя в правильности выбора
Включаем факторы социального влияния.
Роберт Чалдини систематизировал основные типы манипуляций на основе социальных норм.
Вот 10 типов манипуляции: Человек склонен купить/уступить/согласиться с теми, кто
1 ПОВЫШАЕТ ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
3 УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ОБЛАДАЕТ ДЕФИЦИТНЫМ ТОВАРОМ
4 ЗАРУЧИЛСЯ ЕГО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СОГЛАСИЕМ
5 ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБРАТЬ «МЕНЬШЕЕ ИЗ ЗОЛ»
6 ПОХОЖ НА НАС или…ОБЛАДАЕТ АВТОРИТЕТОМ
7. ПОЛЬЗУЕТСЯ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ СРЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
8 СДЕЛАЛ ЧТО-ТО ПРИЯТНОЕ
9 ПРИВОДИТ АРГУМЕНТЫ
10 ГОВОРИТ КОМПЛИМЕНТЫ
Используем эффективную структуру и приемы коммуникации с клиентами
Три основных способа рассказать о компании или товаре.
1 Перечислить все преимущества
2 Фокус на точках отличия
3 Резонирующий фокус
Создаем убедительные сообщения
Городские легенды – это, по сути, идеальные маркетинговые сообщения.
3. Перекрываем каналы утечки выручки
Разбираемся в процессе принятия решения о покупке
Анализируем воронку продаж
Определяем прибыльных покупателей
Четыре модели отношений компания – клиент
Часть II Готовимся к росту – укрепляем положение на рынке
4. Находим «наших» клиентов. Сегментируем потребителей, определяем целевую аудиторию
Основные ошибки сегментации
Три основных заблуждения, связанных с лояльностью.
В качестве предиктора повторных покупок лучше всего использовать метод NPS (Net Promoter Score).
5. Достигаем превосходства над конкурентами
Проводим анализ рынка
Определяем прибыльность рынка
Учитываем влияние факторов внешней среды
Создаем многомерную карту отрасли
Как Pandora открыла собственный «голубой океан».
сыграть на противоходе. Пример –рынок кэшбэк-сервисов России.
Определяем конкурентные силы
Выбираем основу для конкурентного преимущества
пять факторов, обеспечивающих защиту от копирования:
Находим свое конкурентное преимущество
6. Определяем цену.
Проверяем проблемы ценовой политики
Кастомизируем стоимость
оптимизм часто бывает сознательным.
Размышляя о системе скидок, не забывайте о дельфине Келли из Морского института Миссисипи.
Часть III Устремляемся в счастливое будущее – завоевываем рынки и потребителей
7. Разгоняем туман будущего. Проверяемся на маркетинговую близорукость
модель – это прогноз будущего, а не реплика реальности.
Повышаем точность прогнозирования
Используем гайд Даниэля Канемана «как посмотреть на свой план со стороны».
8. Выходим на новые рынки. Разрабатываем стратегию
Рисуем существующие модели бизнеса
Нужно погрузиться в потребительский опыт покупателя – пройти, причем очень детально, через весь цикл пользования продуктом.
нужен не кастомизированный продукт, а индивидуальная продажа типового продукта. Ну или имидж кастомизации.
Превращаем точки боли в маркетинговые возможности.
Люди вообще не любят перемен. рассказ Сета Година о васаби.
Успех нового продукта можно предсказать, определив его место в матрице требуемого изменения поведения, разработанной Джоном Гурвилем.
• Легкие продажи. • Уверенные поражения. • Длинные полеты. • Потрясающие успехи.
Создаем бренд компании
Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом. Часть I Одерживаем быстрые победы – повышаем прибыль Используем психологию – Подводим потребителя к нужному нам выбору Мы ошибаемся просто потому, что в самом механизме нашего мышления заложены ошибки. Используя эти сбои, можно управлять поведением потребителя, стимулируя его купить. «оптимальный вариант» «установки по умолчанию». А человек склонен следовать по пути быстрых решений. Вводим объекты для сравнения подтолкнуть к нужному выбору. Окружаем «нужный» вариант точками экстремума. Бросаем «якорь» Делаем «нужный» вариант похожим на наиболее престижный Убираем лишние варианты. Предъявляем «нужный» вариант в правильной последовательности предшествовавший опыт меняет наше отношение к текущим событиям. Облегчаем принятие нужного решения Правильно называем и описываем наше предложение Делаем цену привлекательной – учитываем особенности восприятия стоимости Стремление к справедливости – эволюционный феномен. Интенсивность ощущений подчиняется закону Вебера – Фехнера. Снимаем боль оплаты Связываем цену и качество Находим и демонстрируем сигналы качества. Duracell сделала «линию жизни» и сняла волнующий людей факт – неизвестность будущего. 2. Используем психологию – Убеждаем покупателя в правильности выбора Включаем факторы социального влияния. Роберт Чалдини систематизировал основные типы манипуляций на основе социальных норм. Вот 10 типов манипуляции: Человек склонен купить/уступить/согласиться с теми, кто 1 ПОВЫШАЕТ ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 2 ХОРОШО ВЫГЛЯДИТ 3 УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ОБЛАДАЕТ ДЕФИЦИТНЫМ ТОВАРОМ 4 ЗАРУЧИЛСЯ ЕГО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СОГЛАСИЕМ 5 ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБРАТЬ «МЕНЬШЕЕ ИЗ ЗОЛ» 6 ПОХОЖ НА НАС или…ОБЛАДАЕТ АВТОРИТЕТОМ 7. ПОЛЬЗУЕТСЯ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ СРЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ 8 СДЕЛАЛ ЧТО-ТО ПРИЯТНОЕ 9 ПРИВОДИТ АРГУМЕНТЫ 10 ГОВОРИТ КОМПЛИМЕНТЫ Используем эффективную структуру и приемы коммуникации с клиентами Три основных способа рассказать о компании или товаре. 1 Перечислить все преимущества 2 Фокус на точках отличия 3 Резонирующий фокус Создаем убедительные сообщения Городские легенды – это, по сути, идеальные маркетинговые сообщения. 3. Перекрываем каналы утечки выручки Разбираемся в процессе принятия решения о покупке Анализируем воронку продаж Определяем прибыльных покупателей Четыре модели отношений компания – клиент Часть II Готовимся к росту – укрепляем положение на рынке 4. Находим «наших» клиентов. Сегментируем потребителей, определяем целевую аудиторию Основные ошибки сегментации Три основных заблуждения, связанных с лояльностью. В качестве предиктора повторных покупок лучше всего использовать метод NPS (Роберт Чалдини). 5. Достигаем превосходства над конкурентами Проводим анализ рынка Определяем прибыльность рынка Учитываем влияние факторов внешней среды Создаем многомерную карту отрасли Как Pandora открыла собственный «голубой океан». сыграть на противоходе. Пример –рынок кэшбэк-сервисов России. Определяем конкурентные силы Выбираем основу для конкурентного преимущества пять факторов, обеспечивающих защиту от копирования: Находим свое конкурентное преимущество 6. Определяем цену. Проверяем проблемы ценовой политики Кастомизируем стоимость оптимизм часто бывает сознательным. Размышляя о системе скидок, не забывайте о дельфине Келли из Морского института Миссисипи. Часть III Устремляемся в счастливое будущее – завоевываем рынки и потребителей 7. Разгоняем туман будущего. Проверяемся на маркетинговую близорукость модель – это прогноз будущего, а не реплика реальности. Повышаем точность прогнозирования Используем гайд Даниэля Канемана «как посмотреть на свой план со стороны». 8. Выходим на новые рынки. Разрабатываем стратегию Рисуем существующие модели бизнеса Нужно погрузиться в потребительский опыт покупателя – пройти, причем очень детально, через весь цикл пользования продуктом. нужен не кастомизированный продукт, а индивидуальная продажа типового продукта. Ну или имидж кастомизации. Превращаем точки боли в маркетинговые возможности. Люди вообще не любят перемен. рассказ Сета Година о васаби. Успех нового продукта можно предсказать, определив его место в матрице требуемого изменения поведения, разработанной Джоном Гурвилем. • Легкие продажи. • Уверенные поражения. • Длинные полеты. • Потрясающие успехи. Создаем бренд компании
Фондовый рынок входит в стадию сезонного роста. Как на этом заработать
В этом тексте вы узнаете:
Когда происходит «ралли Санта-Клауса» и могут ли ему помешать «омикрон» и инфляция
Исторические данные показывают, что в конце декабря рынок обычно растет
Для инвесторов декабрь часто становится одним из лучших месяцев в году. Потребители закупаются на праздники, а компании тратят деньги, которые остались в их годовых бюджетах. Обычно это приводит к тому, что компании получают хорошую прибыль в четвертом квартале. Инвесторы часто пытаются опередить события, закупаясь акциями до выхода отчетностей в январе и феврале, отмечает CNN.
Обычно в предновогодний период на фондовых рынках происходит «ралли Санта-Клауса» — в последние пять дней декабря и первые две торговые сессии января. В этот период индексы чаще показывали хорошие результаты, чем снижались.
«Здесь сказываются, скорее, сезонные моменты инвестирования рождественских бонусов, некоторой балансировки портфелей фондов — покупка лидеров, продажа аутсайдеров», — объясняет начальник отдела экспертов «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.
Согласно данным инвесткомпании Schroders, акции США показали положительную доходность в декабре в 77,9% случаев с 1926 года. По данным Stock Trader’s Almanac, с 1950 года в декабре индекс S&P 500 в среднем рос на 1,5%. По словам главного рыночного стратега LPL Financial Райана Детрика, декабрьский рост S&P 500 обычно бывает еще более внушительным, когда индекс хорошо себя показывает за первые 11 месяцев года.
По словам инвестиционного стратега «ВТБ Мои Инвестиции» Станислава Клещева, на российском рынке акций декабрь тоже один из самых удачных месяцев — среднемесячная доходность индекса РТС в последний месяц года превышает 4%. В последние пять сессий декабря и первые две сессии января индекс РТС рос в 21 случае из 26, в среднем на 6,4%, индекс Dow Jones — 18 раз против 26, в среднем на 2,3%, отмечает аналитик финансовой группы «Финам» Юлия Афанасьева.
Будет ли ралли в конце 2021 года?
Влияние «омикрона»
Ноябрь 2021 года закончился снижением S&P 500 на 0,8%. Главные причины — новый штамм коронавируса «омикрон» и заявление главы ФРС США Джерома Пауэлла о том, что в декабре регулятор рассмотрит вопрос об ускорении сворачивания программы стимулирования экономики. Снижение индекса в ноябре случается не так часто — в этом году оно стало десятым в истории S&P 500. При этом исторически, когда индекс падал в ноябре, в декабре он рос, отметили в Bespoke Investment Group. Однако в Bank of America считают, что «ралли Санта-Клауса» в 2021 году может и не быть.
Эксперты пока не уверены, насколько серьезным окажется влияние «омикрона», отмечает CNN. По словам старшего экономиста AllianceBernstein Эрика Винограда, распространение коронавируса до сих пор имеет значение, однако, согласно базовому сценарию, его влияние на рынки будет ограниченным.
«Есть надежда, что мы не вернемся к шатдаунам (прекращение работы предприятий. — РБК) марта 2020 года. Как общество мы научились жить с вирусом, и благодаря этому рынок и экономика стали более устойчивыми. Я не думаю, что новый штамм сведет на нет достигнутый прогресс», — добавил эксперт.
После ноябрьского снижения индексы стали расти в начале декабря, так как опасения относительно нового штамма коронавируса снизились, писал The Wall Street Journal. Инвесторы ставят на то, что «омикрон» может вызывать более легкое течение болезни, чем предполагалось. Тем не менее ученые и производители вакцин пока не пришли к единому мнению, насколько хорошо существующие вакцины могут противостоять новому штамму. Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) заявляли, что понадобится несколько недель для его изучения.
В инвесткомпании «Атон» считают, что снижение на рынке из-за «омикрона» носит, скорее, временный, чем фундаментальный характер. По словам ведущего стратега по глобальным рынкам «Атона» Алексея Камицкого, с каждой новой волной любой эпидемии вирус мутирует, становится более заразным, но менее летальным. Если так будет и с «омикроном», то новый штамм может стать «последним гвоздем в крышку гроба пандемии» и коронавирус перейдет в сезонную болезнь. Это может в итоге оказаться позитивным для рискованных рынков и для акций в частности.
По данным ВОЗ, «омикрон» пока ведет себя не очень агрессивно, отметил директор центра Глобальной вирусологической сети, советник ВОЗ, профессор Университета Джорджа Вашингтона Константин Чумаков в эфире телеканала РБК. «Те случаи, которые зафиксированы, они достаточно мягкие», — говорил он. Вирусолог предположил, что это связано с эволюцией коронавируса — заболевание приобретает более мягкие формы и может стать сезонным.
Давление инфляции и политика ФРС
Инвесторов все больше беспокоит инфляция и планы ФРС сократить стимулирование экономики. По мнению главного инвестиционного директора Rockefeller Global Family Office Джимми Чанга, позиция регулятора может быть менее благоприятной для рынка, в частности для «мемных» акций — например, бумаг GameStop и AMC. Ожидания более агрессивной политики ФРС может негативно сказаться и на акциях технологических компаний.
Если ФРС сократит стимулы, то рост экономики вернется к нормальным значениям — около 2% в год. Но такое замедление может сказаться и на рынке акций. «Едва ли есть сомнения, что акции не вырастут еще на 25% в следующем году», — говорит Эрик Виноград из AllianceBernstein.
«Пандемия и ужесточение политики Федрезерва США — несомненно, факторы риска. Однако и в прошлые годы мы наблюдали бюджетные кризисы в США, действия центробанков, резкие движения на сырьевых рынках. Но индексы в декабре демонстрировали традиционный рост», — отмечает Клещев из «ВТБ Мои Инвестиции».
В инвесткомпании «Атон» прогнозируют, что глобальная инфляция достигнет пика в конце 2021 и первом квартале 2022 года, но замедлится к концу следующего года. Однако в этом десятилетии она все равно будет выше, чем в 2010-х годах. «Центробанки, по всей видимости, будут гораздо спокойнее относиться к краткосрочным всплескам инфляции, помня о чрезмерном ужесточении политики после финансового кризиса 2007–2008 годов — тогда рост цен затормозили до неприемлемо низкого уровня, создав риск дефляции по японскому сценарию», — говорится в стратегии инвесткомпании на 2022 год. Рынки и инвесторы должны будут привыкать работать в условиях повышенной инфляции, отметили в «Атоне».
Дефляция — это снижение общего уровня цен, противоположное инфляции. Она может приводить к падению спроса на товары, снижению прибыли компаний, стоимости акций и заработной платы, росту безработицы.
Что такое «эффект января» и как он работает
Кроме декабря, удачным для инвесторов может быть и январь. В этом месяце акции тоже обычно растут, и называется это явление «эффектом января». В конце года инвесторы распродают бумаги, чтобы оптимизировать налоги. Потом они снова покупают активы, и акции растут в цене. Чаще всего «эффект января» проявляется в акциях компаний малой капитализации, так как они менее ликвидны.
По словам начальника управления торговых операций на российском фондовом рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, чаще акции растут в начале года, чем в конце, но бурный рост наблюдался нечасто. Он отметил, что в январе рынок растет охотнее, если до этого он падал. Тогда инвесторы будут приносить новые деньги и покупать подешевевшие акции. Юлия Афанасьева из «Финама» отметила, что если бумаги не растут во время «ралли Санта-Клауса», то они отыгрываются в январе.
Стоит ли инвестировать в декабре и январе
По мнению Станислава Клещева из «ВТБ Мои Инвестиции», если доверять статистике, то следует покупать акции сейчас и держать их до весны, когда компании будут представлять годовую отчетность и у рынка появится понимание по финальным дивидендам.
Долгосрочные инвесторы вообще не должны думать о том, как заработать на новогодних праздниках, уверена Юлия Афанасьева. «Ни одно из зимних ралли не совпадает с инвестиционным горизонтом инвестора. Ралли зимы — это драйвер для поиска торговых идей у позиционных трейдеров, которые открывают позиции на несколько недель-месяцев», — отмечает эксперт. При этом и позиционные трейдеры должны совершать сделки на основании плана, на какие события и явления реагировать в течение года, а не на основе сезонных ралли.
У каких акций есть потенциал?
Индексы
Юлия Афанасьева считает, что с учетом дополнительных рисков из-за нового штамма коронавируса не нужно выбирать какую-то конкретную отрасль для инвестиций. Лучше сделать ставку на индексы. Например, по индексу РТС было десять убыточных январей против 15 прибыльных, по индексу Мосбиржи — семь против 16 прибыльных, по индексу Dow Jones — шесть убыточных январей против 19 прибыльных.
В «Атоне» оценивают недавнее снижение индекса РТС с максимумов из-за «ковидных рисков» как хорошее условие для роста. В инвесткомпании считают, что у индекса есть потенциал роста на 20–30%, к 2000 пунктам в 2022 году.
По мнению Станислава Клещева, один из лучших способов участвовать в сезонном росте рынка — покупка фондов на индекс Мосбиржи.
«Магнит»
Что касается отдельных бумаг, то есть шанс на небольшое краткосрочное ралли у акций «Магнита», если не учитывать риски со сменой собственника, полагает Афанасьева. Бумаги ретейлера участвовали в «ралли Санта-Клауса» 12 раз из 15 со средним результатом 6,6%. «Но даже в случае развития позитивного сценария по акциям «Магнита» лучше успеть реализовать «бычьи» амбиции по ним до конца года», — сказала аналитик.
Акции «Магнита» попали в список наиболее привлекательных бумаг потребительского сектора на 2022 год по версии «Атона». В инвесткомпании отметили, что ретейлер планомерно увеличивает выручку и постепенно догоняет X5 — отставание по выручке сократилось с 21% в третьем квартале 2020 года до 10% в третьем квартале 2021 года. В «Атоне» также ждут, что в следующем году «Магнит» включит в свою отчетность результаты сети «Дикси», которую он купил в июле.
Банки, нефть, газ и промышленность
Еще один хороший способ поучаствовать в сезонном ралли — покупка в портфель «основных индексных тяжеловесов», считает Клещев. Среди них — акции «Газпрома», «Сбера», ЛУКОЙЛа и «Яндекса». Другой стратегией может стать покупка акций, по которым в ближайшее время будут дивидендные выплаты за девять месяцев. На растущем рынке они могут показать опережающую динамику.
В «Атоне» считают, что в 2022 году основными бенефициарами в контексте высоких цен на товарных рынках и ускорения инфляции будут сырьевые и финансовые компании, на которые приходится более 70% капитализации российского рынка. Эксперты компании отметили в сырьевом секторе «Газпром», ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК и «Роснефть», а в финансовом — «Сбер» и ВТБ. «Все эти компании в 2022 году будут увеличивать доходы и выплачивать солидные дивиденды, оставаясь сильно недооцененными относительно мировых аналогов», — прогнозирует «Атон».
По словам аналитика «Альфа-Капитала» Юлии Мельниковой, из-за нового штамма коронавируса вновь стали популярны компании, которые разрабатывают вакцины. С другой стороны, она отметила довольно хороший сезон корпоративных отчетностей за третий квартал. По ее мнению, хорошо смотрятся компании, которые могут перекладывать рост себестоимости в цены на конечные товары без ущерба рентабельности бизнеса — показателя, который определяет эффективность использования ресурсов. В компании позитивно оценивают перспективы промышленной отрасли при условии улучшения ситуации с цепочками поставок в ближайшее время.