Что такое художественная акция

Акционизм (искусство)

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Акционизм в искусстве — форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения. Близкими к акционизму формами являются хэппенинг, перформанс, эвент, искусство действия, искусство демонстрации и ряд других форм.

Содержание

История возникновения

Истоки акционизма следует искать в выступлениях дадаистов и сюрреалистов, деятельности абстракционистов (в частности Поллока), в опытах «живых картин» Кляйна. В 1950—1960-х акционизм выходит на новый уровень, превращаясь в театральное действие, заявляет о себе декларациями, обосновывающее создание четырёхмерного искусства, развивающегося во времени и пространстве. Хэппенинги и перформансы играют особую роль в движении акционизма.

Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию).

По мнению левого контркультурного деятеля А. Цветкова,

авангардной практикой остается акционизм, то есть вторжение радикального художника на не готовую к этому публичную территорию с последующим скандалом, провоцирующим власть реагировать, а зрителя — думать. Наибольшего успеха в этой области добился Кристоф Шлингензиф, начинавший как театральный режиссёр и телеведущий, но бросивший все прежние занятия ради арт-экстремизма. В один прекрасный день он призвал немецких бездомных и сочувствующих им собраться на берегу Вольфгангзее и дружно войти в воду, чтобы озеро вышло из берегов и затопило стоящую рядом резиденцию канцлера Коля.

См. также

Литература

Ссылки

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Полезное

Смотреть что такое «Акционизм (искусство)» в других словарях:

Акционизм (значения) — Акционизм: Акционизм (искусство) форма современного искусства Акционизм (политика) форма политического действия См. также Акция … Википедия

Акционизм — Акционизм: Акционизм (искусство) форма современного искусства Акционизм (политика) форма политического действия См. также Акция … Википедия

Искусство или смерть — «Однодневная выставка», Таганрог, ДК з да «Прибой», 1988. Стоят (слева направо): А. Кузьменко, В. Слепченко, Н. Константинов, А. Токарев, Ю. Шабельников. Сидят: А. Тер Оганьян, Ю. Палайчев, А. Кисляков. «Искусство или смерть» товарищество… … Википедия

Московский акционизм — Московский акционизм художественная ситуация, сложившаяся в Москве в 1990 х годах усилиями ряда художников акционистов. Содержание 1 Основные действующие лица 2 О московском акционизме … Википедия

Венский акционизм — (Wiener Aktionismus) радикальное и провокационное движение, связанное с деятельностью группы австрийских художников, работавших вместе на протяжении 1960 х. Творчество венских акционистов развивалось одновременно, но в значительной степени… … Википедия

Товарищество «Искусство или смерть» — Открытие выставки. 26 сентября 2009 г. Место … Википедия

Товарищество «Искусство или смерть» (выставка) — Товарищество «Искусство или смерть» Открытие выставки. 26 сентября 2009 г. Место проведения: Государственный музей современного искусства Российской академии художеств … Википедия

Изобразительное искусство — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Источник

10 самых сумасшедших акций современных художников

Художественные акции в России, как и во всем мире, отражают реакцию творцов на общественные и политические события. Часто формой выражения становится провокация, иногда и противозаконная. Нередко такие акции заканчивались арестами или уголовными делами.

1. «Э.Т.И.-текст»

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Акция «Э.Т.И.–текст» на Красной площади, 1991

В 1991 году молодые художники движения «Э.Т.И.» («Экспроприация территории искусства») прямо на Красной площади устроили акцию «Э.Т.И.-текст» в знак протеста против ограничения использования мата в публичном пространстве. 18 апреля своими телами они выложили там главное русское нецензурное слово «из трех букв».

Акция продлилась около минуты, после чего милиция забрала всех участников в отделение, но вскоре отпустила.

2. «Бешеный пес»

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Олег Кулик и Александр Тренер, 1994

Олег Кулик начинал как арт-директор и художник частной московской галереи « Риджина ». К огда он решил уйти из нее – остался без постоянного заработка. В одном из интервью Кулик шутливо вспоминал, что приполз к галеристу Марату Гельману и предложил охранять вход в его галерею, обещал быть верным, как цепной пес.

Образ человека-собаки плотно закрепится за Куликом на последующие 20 лет. Акцию он повторял в Цюрихе, где отпугивал людей от выставки Нико Пиросмани, в 1997 году добрался и до Нью-Йорка, где провел акцию «Я кусаю Америку, Америка кусает меня».

3. «Рождение солнечного человека»

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Художник Император ВАВА, 1995

«Когда делал этот перф[орманс] вспышки десятков камер просто не прекращались (кстати, никогда после не припомню такого количества их)», – писал в 2009 году художник в своем блоге в Livejournal.

4. «Первая перчатка»

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Акция художника Бренера на Красной площади, 1995

В 1995-м Александр Бренер (тот самый, что водил на поводке Кулика) решил бросить вызов первому президенту России Борису Ельцину. В морозный февральский день Бренер вышел на Красную площадь в боксерских перчатках и трусах и начал скандировать: « Ельцин, выходи! »

Акция вошла в историю под названием «Первая перчатка» и была протестом против введения войск в Чечню, указ о котором подписал Ельцин.

По воспоминаниям Марата Гельмана, милиция задержала «боксера» только через полчаса и быстро отпустила.

5. «Баррикада»

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Акция «Баррикада», 1998

В разгар кризиса 1998 года художники Авдей Тер-Оганьян и Анатолий Осмоловский придумали самую массовую российскую арт-акцию: они возвели настоящие баррикады на Большой Никитской улице в Москве. Проезд перегородили картонными коробками, а сверху водрузили транспаранты с лозунгами на русском и французском языках – акция была приурочена к 30-летию французской студенческой революции 1968 года.

Более того, художники выдвинули властям требования:

Через 3 часа колонна двинулась в сторону Кремля, скандируя «Мы победили! И теперь идем гулять по побежденному городу!», после чего была разогнана милицией.

6. «Мавзолей. Ритуальная модель»

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Гости галереи «Дар» пробуют Ленина на вкус, 1998

Представьте ритуальный зал: в центре стоит гроб, звучит траурная музыка, люди по очереди подходят проститься с усопшим. А теперь представьте, что это не гроб, а торт с точной копией Ленина. А люди подходят к нему, чтобы съесть кусочек вождя.

7. «Юный безбожник»

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

«Юный безбожник» Авдей Тер-Оганьян, 1998

Архив Анны Астаховой/Wikipedia

На московской ярмарке «Арт-Манеж» 4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганьян устроил акцию: сначала развесил репродукции икон на стендах между картин, а затем предлагал посетителям осквернить их за умеренную плату. Желающих не нашлось, и тогда сам художник начал рубить репродукции топором. Прервал его охранник, которого позвали возмущенные посетители.

В то время Патриархом Русской православной церкви был Алексий II, и он резко раскритиковал акцию. Было заведено уголовное дело по статье 282 УК РФ за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Тер-Оганьян бежал из страны и попросил политического убежища в Чехии, где живет до сих пор. В 2010-м уголовное дело было закрыто за сроком давности.

8. «Не верь глазам»

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Олег Мавроматти, акция «Не верь глазам», 2000

Архив Анны Астаховой/Wikipedia

Имя Олега Мавроматти всегда шло вместе с эпитетом «дерзкий». Он был редактором панк-журнала, лидером панк-группы, участником радикальной арт-группы НЕЦЕЗИУДИК, а также режиссером экспериментальных фильмов.

1 апреля 2000 года в самом центре Москвы Мавроматти устроил дерзкую акцию: ассистенты привязали его к деревянному кресту и прибили руки 10-сантиметровыми гвоздями. На спине художника бритвой была вырезана надпись «Я НЕ СЫН БОГА».

Мавроматти так объяснял свою акцию: «Эта сцена символизирует настоящее страдание, настоящую жертву, на которых давно спекулирует искусство».

9. «Х..й в плену у ФСБ»

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Участники арт-группы «Война», ставшей прародителем Pussy Riot, устраивали разные громкие акции: и целовали милиционеров при исполнении, и устраивали сексуальные оргии в музее. Но по-настоящему прославились акцией «Х..й в плену у ФСБ» – и даже получили за нее премию в области современного искусства «Инновация».

Акция, по словам участников «Войны», была их ответом на усиление спецслужбами мер безопасности во время Петербургского экономического форума.

Один из активистов Леонид Николаев тогда был задержан и оштрафован за мелкое хулиганство.

10. «Фиксация»

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Павленский на Красной площади, 2013

В День полиции, 10 ноября 2013 года, обнаженный художник Петр Павленский прибил собственную мошонку гвоздем к брусчатке Красной Площади. Полиция прикрыла художника простыней в ожидании скорой помощи, которая помогла Павленскому освободиться.

По его словам, акция была метафорой политической апатии российского общества.

Источник

Акции, перформансы, хеппенинги

От футуристов до Павленского: как искусством стало хулиганство, членовредительство и странное поведение

18+
Внимание: иллюстрации к этой лекции могут шокировать или расстроить вас

Искусство действия сейчас очень распространенный предмет для обсуждений. Процесс Pussy Riot, акции Петра Павленского, деятельность группы «Война», монстрации — события и фигуры у всех на слуху, потому что у всех на слуху последствия выступлений, и часто эти последствия далеко за пределами поля искусства. Тем более есть повод попробовать хотя бы слегка разобраться с этим полем. Точнее, с тем, как именно искусство действия пытается нарушить его границы и как внешний мир отвечает на эти попытки.

Считается, что их придумал американский художник Аллан Кэпроу, который написал текст «Ассамбляж, энвайронменты и хеппенинги». Он говорил о хеп­пе­нинге как о художественном произведении, которое заполняет собой все больше и больше пространства — вплоть до всего земного шара. Это такой театр без сценической площадки, для которого художник прописывает сце­нарий и в котором по возможности должны участвовать зрители: в идеале никто не должен остаться невовлеченным. Главная цель хеппенинга — высво­бождение энергии, энергии вполне абсурдистской, потому что течение жизни абсурдно и ее вольный и освободительный поток должен быть явлен во время этого действия.

В 1959 году Кэпроу устроил в Нью-Йорке абсурдистское представление «18 хеп­пенингов в шести частях». Оно проходило в трех комнатах, участники сменяли друг друга, выжимал апельсиновый сок, подметал, выкри­кивал лозунги, просто сидел на стуле. Поскольку хеппенинги происхо­дили в разных комнатах одновременно, никто из зрителей не мог ни включить­ся во все восемнадцать, ни даже все их увидеть.

Энвайронмент — это тот же хеппенинг, но менее активный по отношению к зрителю. Зритель может войти в энвайронмент совершенно незаметно для себя. Идеальный пример — настолько идеальный, что приводится даже в «Википедии», — это белые скульптурные фигуры Джорджа Сигала, разме­щенные в пространстве Нью-Йорка. Например, он создал памятник Осво­бо­дительному движению геев и лесбиянок: белые фигуры стоят, сидят на ла­вочках, а рядом с ними садятся люди, прохожие. Здесь произведением является единое пространство живых и неподвижных, пространство, которое образуют реальность и искусство. Гибкость границ между реальностью и искусством — это главная тема искусства действия. Как, впрочем, вообще главная тема искус­ства XX века.

Интересную форму энвайронмента осуществлял российский художник Ана­толий Осмоловский. Это так называемое нон-спектакулярное искусство, то есть то, которое вовсе не заметно, в которое ты входишь, не понимая, что это искусство. Например, проходит некая выставка в Центральном доме худож­ника. А в ЦДХ, как известно, грязные стены, на которые вешают картины. Что сделал Осмоловский: он взял простой лист фанеры, гладко покрасил его иде­ально белой краской и поставил у одной из стен. Как если бы здесь просто за­были лист фанеры. Догадаться, что пространство стало произведением искус­ства, довольно сложно — а называлось оно «Критика состояния стен».

Или на другой выставке Осмоловский, человек левых воззрений, ре­шил вспомнить о революции — и сделал это так: вытащил из пола одну из пар­кетин, которая плохо крепилась, и заменил ее на совершенно вздыбленную, торчащую вверх, как после взрыва. Это символизировало то, как гладкое тече­ние истории нарушается революцией. Это произведение, или действие, назы­валось «Вставай, проклятьем за­клейменный, весь мир голодных и рабов!». Рядом с паркетиной никакой таблички не было, и, конечно, никто из зрителей ничего не заметил. Чело­век, который входил в зону энвайронмента, не пони­мал, что он уже внутри искусства, — и, чтобы понять это сразу, нужен очень тонкий, очень обостренный взгляд. Зато заметили рабочие, которые решили, что это хулиганство, и выбросили революционную паркетину.

Хеппенинг и энвайронмент, как уже говорилось, не всегда различимы. Напри­мер, Клас Ольденбург называл свой хеппенинг 1961–1962 годов «Магазин» — продажу товаров из папье-маше, сопровождаемую диалогами с покупателя­ми — как раз тотальным энвайронментом, хотя по всем признакам она была ближе к классическому хеппенингу.

Именно к классическому: более поздние хеппенинги теряют, с одной стороны, веселую легкость, а с другой стороны — экстатическую непредсказуемость. Совпадение жизни с искусством происходит в них теперь вовсе без зазора и на самом обыденном уровне. Например, тайский художник Риркрит Тирава­ния прославился тем, что во всех галереях, куда его приглашают, устраивает кухню, готовит тайскую еду и угощает желающих. А в одной из нью-йоркских галерей он обустроил себе квартиру, куда зрители могли прийти в гости и там же по желанию даже переночевать.

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияКухня с тайской едой для посетителей выставки Риркрита Тиравании. Нью-Йорк, 2011 год © Andrew Russeth / CC BY-SA 2.0

Но и само слово «хеппенинг» сейчас непопулярно. Потому что вот эта сюрреа­листическая линия, связанная с непредсказуемым самовыражением и вольным выплеском энергии, — она почти прервалась. И с радикальными намерения­ми — теми намерениями, которые в искусстве XX века важнее воплощений, тоже произошла метаморфоза. Они правда были радикаль­ными: Бретон, например, говорил, что лучшим произведением было бы открыть окно и стре­лять в толпу, пока не кончатся патроны, а Малевич предлагал сжечь все кар­тины, которые есть в мире, и экспонировать пепел. Но это оставалось словом, а не делом. А делом начало становиться тогда, когда хеппенинги сменились перформансами и акциями, где художник выступал уже сам по себе — порой рискуя собой и в частности собственным телом. Такое вот «дело тела».

Перформанс и акция — совсем близкие понятия, практически взаимозаменяе­мые. Но акция, в отличие от перформанса, может быть сведена к чистому жесту, к декларации. Например, Роберт Раушенберг в ответ на приглашение принять участие в выставке портретов прислал телеграмму о том, что данная телеграмма и есть портрет владелицы галереи, и таким образом согласился участвовать в выставке. А художник Стэнли Браун назначил своим произведе­нием все обувные магазины Амстердама. Такого рода акции впрямую следо­вали предложению философа Маршалла Маклюэна рассматривать всю челове­ческую жизнь как произведение искусства. Перформанс же предполагает кон­кретное действие художника. И в этом действии он участвует собственным телом или — часто — собственной биографией и памятью.

Классический перформанс — это искусство, в котором вместо кисти и хол­ста только само тело художника. Тогда произведением оказываются само действие, его документация и взаимодействие художника с аудиторией. Художник заранее выбирает место и время перформанса, прописывает сце­нарий и предугадывает реакции зрителей — но, конечно, не застрахован от того, что пойдет не так. Что именно может случиться — об этом мы поговорим чуть позже, и речь пойдет не столько о реакции зрителей, сколько о реакции общества и власти.

Забегая вперед, скажем, что со временем перформанс сильно отошел от клас­сического состояния. Точнее, оно довольно скоро перестало быть единствен­ным. Например, появились так называемые делегированные перформансы, когда автор выступает как куратор, организуя не собственное тело, но чужие тела. Формой делегированного перформанса является перформанс массовый, народный — популярные сейчас флешмобы или монстрации, когда люди вы­ходят на первомайское шествие с абсурдными лозунгами.

Или еще в качестве хорошей иллюстрации: в 1992 году куратор Иосиф Бак­штейн устроил акцию в Бутырской тюрьме. Заключенные перекрасили тюремные стены в идеальный белый цвет, на этих стенах были развешаны работы московских концептуалистов. А затем в несколько заходов в эту тюремную галерею запускали художников, искусствоведов и разного рода вип‑персон и запирали их на час. Приглашенные «вольные» томились в неволе — и в этом насильственном вживании в чужую роль был смысл действа.

А теперь поговорим о тех формах перформанса, где художник испытывает на прочность собственное тело — а заодно и чувства и даже физиологические возможности зрителей. Таков венский акционизм, австрийское движение 1960‑х годов, — и более шокирующих образцов искусство перформанса не зна­ло. Художник Герман Нитч в позе распятого погружал руки в кишки только что забитых животных, а его ассистенты пили их кровь: оргия должна была отсы­лать к древним кровавым ритуалам. Художнику Рудольфу Шварцкоглеру из той же группы ввинчивали в череп медицинский инструмент, похожий на штопор, и акция прекращалась, только когда на бинтах проступала кровь.

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияГерман Нитч (стоит в центре) во время одной из частей перформанса «Театра оргий и мистерий». Бингемтонский университет, Нью-Йорк, 1970 год © Harvey L. Silver / Corbis / Getty Images

Шварцкоглер, более других своих товарищей склонный к самоистязаниям, вы­пал из окна — и очень вероятно, что это было самоубийство. Многие считают, что он повторял знаменитый «Прыжок в пустоту» Ива Кляйна — вот только Ив Кляйн не прыгал в пустоту, это был фотомонтаж. Перед тем как совершить самоубийство, Шварцкоглер якобы провел шокирующую акцию, на которой по куску отрезал собственный член. На самом деле он этого не делал: и акция, и серия фотографий, которые от нее остались, были постановочными. И ходил слух, что Шварцкоглер выбросился из окна из-за того, что люди поверили, что он сделал это на самом деле.

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция«Прыжок в пустоту» Ива Кляйна. 1960 год © Bridgeman Images / Fotodom

Это очень важный сюжет для акционизма. То, что происходит во время пер­форманса, — это одно. То, что остается задокументированным, — другое. И то, как перформанс расходится в слухах, новостях и остается в народной памяти, — третье.

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияПерформанс Лизы Морозовой «Homo libero» на выставке «Зоопарк художников» в Государ­ственной галерее на Солянке. Москва, 2013 год © Фотография Сергея Фадеичева / ТАСС

И здесь мы выходим еще к одному измерению перформанса — которое на За­паде называется living art, то есть искусство жизни, когда искусство и жизнь автора слиты воедино. Чаще всего такое слияние жизни и искус­ства героиче­ское. Один из самых невероятных и действительно героических примеров — это пять перформансов художника Тейчина Сье из Тайваня. Каждый из них длился по году. Первый год Тейчин Сье сидел в клетке. У него были еда и вода, но он запретил себе говорить, читать, писать, смотреть телевизор — мог только думать и, так сказать, познавать себя. Зрители допускались к нему раз или два в месяц. В течение следующего года он каждый час отмечал факт собственного присутствия в квартире с помощью табельных часов и фотоаппарата — соот­ветственно, не имея возможности засыпать или покидать квартиру дольше чем на 59 минут. На третий год он запретил себе заходить в помещения и даже пря­таться от дождя под навесами — жил под открытым небом; этот перформанс был прерван на 15 часов: его забрала полиция, и Тейчин Сье был в отчаянии, потому что участок — это крыша. Четвертый год — самый страшный: это был перформанс на двоих. К художнику длинной веревкой была привязана другая участница, Линда Монтано, и год они провели неразлучно. Их отношения были лишены эротики: им было запрещено касаться друг друга, но каждый из них зависел от другого. Известно, что они много ссорились и вообще этот год дался им мучительно. Наконец, на пятый Тейчин Сье обязался не говорить об искус­стве, не читать о нем, не заниматься им и не смотреть на него. А после этого на тринадцать лет обязался заниматься искусством без зрителя, никому не по­казывая результатов своего труда.

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияКлетка, в которой Тейчин Сье провел один год © Levent Ali / CC BY-ND 2.0; MoMA

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияПерформанс «Божий промысел» членов «Секты абсолютной любви». Москва, 1995 год Во время акции Император Вава (слева) и Олег Мавроматти (справа) зашили рты. © Фотография Валерия Христофорова / ТАСС

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акция

Опасность бывает не только для здоровья, но и для социальной жизни. Неизве­стно, на что рассчитывал российский акционист Авдей Тер-Оганьян, когда устраивал свою акцию «Юный безбожник» (она же «Поп-арт») в Манеже. Ино­гда говорят, что он рубил топором иконы, но на самом деле он рубил де­шевые софринские репродукции икон. Тем не менее ему пришлось покинуть страну из-за уголовного преследования.

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияАвдей Тер-Оганьян во время акции «Юный безбожник» («Поп-арт») в Манеже. Москва, 1998 год © Архив галереи «Риджина»

Известны случаи, когда искусство пыталось полностью стереть границы между собой и жизнью, а жизнь отвечала самым радикальным образом. Так, один из классиков перформанса Бас Ян Адер в своих работах отыгрывал поэтику неудачи. Например, он ехал на велосипеде — а потом падал на нем в амстер­дамский канал. Он залезал на дерево и на крышу — и срывался оттуда. А по­следний его перформанс назывался «В поисках чудесного». Его центральной частью было плавание из Америки в Англию на крошечном суденышке, кото­рое на такое плавание рассчитано не было. Он готовился два года, документи­ровал все акты подготовки, договаривался с лондонскими галереями о выставке по прибытии. В конце концов его яхту нашли, а его самого — нет.

Кстати, о поэтике неудачи. Ровно эту же поэтику отыгрывал российский акцио­нист Александр Бренер. Многие его акции — про то, что ничего не получается. Не получается заняться сексом с собственной женой на подножии памятника Пушкину в центре Москвы — потому что холодно. Не получается вызвать Ель­цина на бой на Лобном месте: Бренер на бой приходит, а Ельцин — нет. И са­мый наглядный пример — это 1994 год, когда в ЦДХ проходила огромная выставка «Художник вместо произведения», посвященная акционизму и его документации: на вернисаже появился Бренер, одетый в одни только прозрач­ные женские колготки, с криком: «Почему меня не взяли на эту выставку?» Но даже охрана не спешила его хватать. Таким образом, Бренер, во-первых, все-таки был представлен на выставке акцио­низма — и абсолютно по заслугам. Во-вторых — он отыграл образ неудачника, такого Акакия Акакиевича, кото­рого все обижают и на выставку не берут.

Тема неудачи есть даже в той акции Бренера, про которую знает весь мир. В 1997 году он нарисовал знак доллара на картине Малевича в амстердамском музее Стеделик. За это его посадили в голландскую тюрьму — но это не един­ственная неудача. В этой работе была отсылка к очень известному произведе­нию Роберта Раушенберга, которое называется «Стертый рисунок де Кунинга». Раушенберг частично стер рисунок голландско-американского художника Вил­лема де Кунинга и выставлял его как свое произведение. Так был поставлен вопрос: кто автор этого палимпсеста — автор изначального рисунка де Кунинг или Раушенберг, который стер его и выставил эту бумажку. Похожая история и здесь: Бренер как бы присваивал супрематическую картину своим знаком доллара. И если бы современное искусство действительно отрицало все иерар­хии, как это оно о себе заявляет, автором этой работы признали бы Бренера. Но на деле вопрос о равенстве художников Бренера и Малевича даже не обсуж­дался, и Малевича благополучно отреставрировали.

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияПерформанс Александра Бренера во время выступления Евге­ния Евтушенко в Политехническом музее. Москва, 1995 год © Фотография Валерия Христофорова / ТАСС

Гораздо более успешно присвоением разных вещей и людей как своих произве­дений занимался итальянец Пьеро Мандзони. В 1960-е годы он не раз потряс художественную общественность, прежде чем умереть в неполные 30 лет. Он продавал закатанные жестяные банки, на которых была надпись «Дерьмо художника» и подпись. «Дерьмо художника» Мандзони разошлось за огромные деньги, оно находится в крупных музеях и частных коллекциях. Это был 1961 год — то есть сейчас консервам уже много-много лет, а что внутри — никто не знает. Вторая его работа такого рода называлась «Дыхание художни­ка»: Мандзони надувал шарики и продавал их. В обеих акциях Ман­дзони одно­временно издевался и над романтическим образом художника, который творит только возвышенное, и над обществом потребления, которое готово под видом искусства купить что угодно. А еще он продавал собственные отпечатки паль­цев, писал картины на живых людях, объявил нескольких человек произведе­ниями искусства, например Умберто Эко, а также соорудил пьедестал, встав на который каждый человек становился произведением искусства.

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияПьеро Мандзони. Дерьмо художника. 1961 год © Mark B. Schlemmer / CC BY 2.0

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияОлег Кулик во время одного из своих перформансов. 1990-е годы © Фотография Игоря Стомахина / igor1.livejournal.com

Кстати, о политическом — это тоже важная составляющая сегодняшних пер­формативных практик. И здесь надо сказать про Pussy Riot — девушек, стан­цевавших на солее в храме Христа Спасителя, спевших протестную песню и снявших этот танец для своего панковского музыкального клипа. То, что начиналось как акт искусства, благодаря вмешательству властей стало делом вполне политическим, и результат был реальным: приговор в два года тюрьмы.

Такая плавающая принадлежность очень характерна для политического пер­форманса: тут Pussy Riot оказывались причастными некоторой традиции.

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияАкция панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. 2012 год © Фотография Мити Алешковского / ТАСС

Так, в 1940–50-е годы во Франции довольно активно действовала группа лева­ков, называвших себя леттристами (из этого круга потом вырастет Ситуацио­нист­ский интернационал и в конечном итоге восстание 1968 года). В 1950 году группа леттристов пробралась в Нотр-Дам на Великое пасхальное бого­служе­ние, которое транслировалось по телевизору в прямом эфире. Они связали и раздели священника; один из них, по имени Мур, надел его одежду, вышел на кафедру и оттуда оповестил всех, что Бог умер, а католическая церковь — зло. Их арестовали, но вскоре отпустили — ни о какой «двушечке» речи не шло.

Перформансы с сильной политической составляющей бывали и вполне мас­штабными. Например, в 1972 году Йозеф Бойс, руководивший кафедрой искусств в Дюссельдорфе, попытался устроить студенческую революцию. Он возглавил группу студентов, которых Академия искусств отказалась при­нять к нему на учебу. Они забаррикадировались в учебном здании. Туда выз­вали полицию, всех вывели, а Бойса выгнали из академии — это событие запе­чатлено в его работе под названием «Демократия — это весело».

В российском искусстве политические акции случались и задолго до Pussy Riot и Павленского. В 1975 году в Ленинграде Игорь Захаров-Росс сжег муляж со­ветского паспорта — акция называлась «Хочу в Америку». Два года спустя в Гатчине он устроил перформанс под названием «Загон»: построил тесный бумажный шатер, внутрь которого были заведены зрители, после чего шатер подожгли, и он взмыл в воздух — это была настоящая игра с огнем. Вскоре после этого Захарова-Росса лишили гражданства и обязали покинуть СССР.

Что такое художественная акция. Смотреть фото Что такое художественная акция. Смотреть картинку Что такое художественная акция. Картинка про Что такое художественная акция. Фото Что такое художественная акцияПетр Павленский во время акции «Туша» на Исаакиевской площади перед зданием Законода­тельного собрания Санкт-Петербурга. 2013 год © Фотография Сергея Ермохина / ТАСС / «Интерпресс»

Завершая разговор, стоит сказать, что у российского акционизма интересная история и предыстория. Он начинается в эпоху авангарда, но те акции, которые чаще всего вспоминают, обычно довольно безобидны. «Пощечины обще­ствен­ному вкусу» — это желтая кофта Маяковского, это футуристический грим, это Малевич с деревянной ложкой в петлице и Крученых с морковкой, одним сло­вом, довольно вялый эпатаж. Между тем именно в это время в Рос­сии суще­ствовал и выступал настоящий перформер, который называл себя футуристом жизни. Его звали Владимир Гольцшмидт, и настоящие футуристы совершенно не спешили числить его среди своих. Они относились к нему презрительно, считали его не человеком нового искусства, а эстрадником и цирковым бор­цом, если не цирковым клоуном. На своих выступлениях Гольцшмидт читал лекции о футуризме и чудовищные футуристические стихи — а еще о его го­лову можно было разбивать доски: и он сам это делал, и приглашенные зри­тели тоже. Гольцшмидт же известен тем, что он и две ассистентки прошли голыми по Петровке, держа в руках полотнище с надписью «Долой стыд». Вот такая генетика — от первого «футуриста жизни» до сурового Павленского — и есть история русского акционизма.

Что еще почитать об актуальных формах искусства:

Колейчук В. Кинетизм. М., 1994.
Мизиано В. «Другой» и разные. М., 2004.
Перчихина М. Чтение Белой Стены. М., 2011.
Савчук В. Конверсия искусства. СПб., 2001.
Турчин В. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
Мифология медиа. Опыт исторического описания творческой биографии. Алексей Исаев М., 2013.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *