Что такое первичный рынок акций
Что такое первичный рынок ценных бумаг: объяснение простыми словами на понятном языке
Здравствуйте, дорогие друзья!
Каждый, кто хочет стать настоящим инвестором, должен быть не только практиком, знающим, куда вкладывать деньги, но и теоретиком, владеющим профессиональной терминологией.
А потому мои рассуждения будут посвящены детальному разбору одного из основных инвестиционных понятий. Первичный рынок ценных бумаг – это площадка, где в первый раз выставляются выпущенные акции и облигации.
Что это?
Если эмиссия – установленная на законодательном уровне последовательность действий по передаче в обращение ценных бумаг (то есть попросту их выпуск); то размещение – продажа ЦБ первым держателям.
Успей воспользоваться удвоением налогового вычета до 31 декабря 2021 г.
Это биржа, куда ценные бумаги (ЦБ) попадают после их создания – аналогия с товарами, поступающими на рынок непосредственно от производителей. На рынке активы выставляются на публичные торги, чтобы затем сменить владельца.
Далее держатели самостоятельно определяют, как поступить с приобретениями: сохранить и получать дивиденды или выставить на продажу по более высокой цене и извлечь прибыли.
Отмечу, что начальное размещение ЦБ практически никогда не бывает окончательным. Чаще всего оно играет роль старта, определяющего последующее направление капиталов. Поскольку все инвесторы хотят приумножить сбережения, то активы оказываются на вторичном рынке.
О целях и задачах
Первичный рынок ценных бумаг обеспечивает инвестиционные отчисления в бюджет.
Среди его ключевых функций выделяют:
Фактически смысл ПРЦБ сводится к запуску циркуляции акций и облигаций.
Как размещают?
Размещение ценных бумаг на первичном рынке подкрепляется раскрытием сведений о компании. Опираясь на них, трейдеры принимают решения об инвестициях.
Среди способов продвижения акций выделяют:
Современная классификация включает две разновидности первичного размещения – частную и публичную.
Частная
Публичная IPO
ПРЦБ и ВРЦБ: главные различия
Первичный рынок ценных бумаг предполагает распространение акций и облигаций между первыми владельцами, задача вторичного – их последующая перепродажа.
Среди ключевых отличий:
Главное отличие первичного рынка от вторичного заключается в следующем: на первом происходит эмиссия и первичное размещение новых ЦБ, на втором лишь обращение ранее выпущенных ЦБ.
Роль вторичного РЦБ
Первичное распределение не окончательно. Лишь небольшой процент владельцев предпочитает хранить в своих портфелях акции и облигации, довольствуясь дивидендами или купонными выплатами.
Подавляющее большинство дожидается более высокой цены и спешит сбыть их, чтобы выручить прибыль с перепродажи. Это основная роль вторичного рынка ценных бумаг – обеспечить возможность многократной перепродажи ЦБ.
Замечу, что именно вторичный рынок определяет активность и развитость всего рынка ценных бумаг. Так, от первичного мало толку, если инвесторы не имеют возможности извлечь выгоду от продажи приобретенных на нем акций или облигаций.
О торговых площадках и их отличиях
Торговые площадки располагают разными активами.
Их делят на группы:
Наравне с ними существуют универсальные биржи. Здесь торги ведутся различными инструментами в рамках разных секций одной организационной структуры.
О субъектах
Физлица
Это индивидуальные инвесторы, они вкладывают в РЦБ собственные средства. Действуют самостоятельно либо через посредников.
Как правило, акции приобретаются для:
Прибыль складывается из процентных выплат (дивидендов) и увеличения стоимости акций на вторичных биржах.
Юрлица
Группа представлена промышленными компаниями, коммерческими банками, страховыми сообществами, паевыми, пенсионными фондами.
Кроме того, ЦБ могут понадобиться для погашения локального бюджетного дефицита.
Государственные органы
Выходят на ПРЦБ в роли эмитентов. Отмечу, что первичный рынок государственных облигаций находится в тесной взаимосвязи со вторичным, образует с ним единую экосистему.
Банки-инвесторы
Участники
Субъекты ПРЦБ образуют две группы:
Дополнительно выделяется подгруппа посредников. Они налаживают взаимодействие между первыми и вторыми.
Эмитенты
Это организации, нуждающиеся в дополнительных ресурсах для реализации собственных бизнес-проектов. Пример: государство выпускает облигации, увеличивая тем самым бюджетные активы.
Инвесторы
Это физические и юридические лица, формирующие спрос на выпускаемые акции и облигации.
Какие операции осуществляются на ПРЦБ
Среди основных операций выделяют:
Кроме того, ПРЦБ занимается регистрацией отчетности о результатах выпуска акций и облигаций.
Как получить доступ к эмиссии на первичном рынке ценных бумаг
Так трейдер докажет, что способен вести полноценную деятельность, особенно если он нацелен на иностранные биржи, например США.
Заключение
Отмечу, что без первичного рынка ценных бумаг невозможна циркуляция акций и облигаций. Именно на нем впервые размещаются ЦБ, которые приобретаются изначальными владельцами с целью последующей перепродажи по более высокой цене.
Всего доброго! Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить интересное!
Характеристика первичного рынка ценных бумаг
Непосредственно после эмиссии все ценные бумаги компаний попадают на первичный рынок, сокращённо ПРЦБ. Там их приобретают различные покупатели, для удержания или перепродажи. Поскольку инвесторы работают на постоянное увеличение своего капитала, все активы в конце поступают на вторичные платформы для торговли. Здесь важна последовательность — первичный рынок ЦБ подчинён выпуску и первоначальному размещению.
Суть понятия
На первичном маркете бумаг продаются все виды и формы акций, облигаций, сертификатов, векселей и прочих финансовых инструментов, которые были только что выпущены и передаются самым первым покупателям. Размещение товара может осуществляться через фондовую биржу или другим способом. Например, посредством прямого предложения ограниченному кругу лиц. Правительство, представители частного бизнеса, используют возможность получить наличные инвестсредства на открытие и развитие бизнеса. А также получают право реализовать эмитированные активы на классической бирже, то есть, первичном рынке.
Процедура выпуска и размещения на продажу новых бумаг именуется эмиссией. Инициаторы процедуры — эмитентами. Приобретатели активов — инвесторы. Одно лицо, в качестве профучастника рынка может являться как продавцом, так и покупателем.
Стоит понимать, что первичный рынок ЦБ — это не какое-то определённое место или организация, а абстрактная система, по правилам которой происходит вся совокупность правовых взаимоотношений, возникающих между сторонами при купле-продаже ЦБ. Правоотношения представляют собой не только договорные отношения между эмитентами и вкладчиками, но и регистрацию новых выпусков бумаг, проверку их госорганами, определение проспекта и его последующую публикацию.
Дополнительно, немаловажным аспектом первичного рынка ЦБ служит полнота и точность информации, предоставляемой инвестором. Это помогает возможным покупателям лучше оценить выгоду, сделав выбор в пользу того или иного актива.
На первичном маркете ЦБ ежедневно публикуется множество новых предложений от сотен компаний со всех стран мира, потому можно сказать, что он существует в распределённой форме. Как и на любом другом рынке, цена на его товары складывается исходя из спроса и предложения. Первичный спрос предоставляют инвесторы, желающие преумножить свой капитал в долгосрочной перспективе, а предложение — компании и государственные организации, которым своего дохода не хватает для финансирования производственного процесса или воплощения каких-то проектов.
История развития
Впервые нечто близкое к современному первичному рынку ЦБ возникло к концу средневековья. Правил капитализм, товарно-денежные отношения становились неотъемлемой частью жизни, развивалась юридическая культура, фондовые активы становились всё распространённые. Всё это породило необходимость рынка, который сперва стихийно возник, затем сформировался.
В России первичный рынок для бумаг возник к концу XVII — началу XVIII века. В основном в его рамках происходил оборот государственных бумаг — предприятия и частные лица почти не участвовали в процессе. Полноценный первичный рынок начал развиваться только к началу XIX столетия, когда произошла денежная реформа.
Связь со вторичным рынком
Основная характеристика первичного рынка ЦБ в том, что на нём проводятся операции с новыми, ещё нигде не задействованными фондовыми активами. Приобретатель вправе держать бумаги для получения дивидендов, но гораздо чаще они неоднократно перепродаются для получения быстрой спекулятивной прибыли. Очевидно, что первичный маркет тесно связан со вторичным и не способен существовать без него.
Большая часть сделок происходит именно на вторичном маркете активов. Первичная биржа только формирует первоначальный «товар», который затем может находиться в обороте годами. Именно от развития вторичного рынка и уровня на нем спроса-предложения зависит активность и масштабы деятельности первичного.
Ещё одной особенностью первичного маркета ЦБ — прямое участие эмитентов, в то время как на вторичном все сделки осуществляются только между инвесторами. Покупатель акции может перепродать её практически мгновенно, а в ценности отдельных бумаг редко бывают резкие скачки, что делает спекулятивную деятельность особенно привлекательной — именно она и является основой обоих рынков.
Задачи и функции
Основная задача первичного рынка — формирование и регулирование национальной экономики путём привлечения свободных денег от инвесторов для последующего эффективного использования и приумножения этих средств. Именно на первичном рынке ценных бумаг происходит эмиссия и первоначальное размещение всех активов — выгоду от их покупки получает сам бизнес, а не какие-либо третьи лица.
Кроме того, на первичном маркете вычисляется фактическая стоимость и привлекательность акций, что не только приносит в оборот новые финансы, но и распределяет их по разным отраслям. Поскольку инвесторы заинтересованы в наиболее выгодных вложениях, большая часть денег с первичной площадки поступает тем сферам бизнеса и хозяйства, которые максимизируют доход. Это способствует росту экономики по рыночным критериям и поддержке пропорциональности хозяйства.
Таким образом, степень развития первичной площадки напрямую влияет на эффективность и масштабы экономики страны. Рынок выполняет следующие функции:
Помимо пользы для общей экономики, деятельность на первичном рынке приносит также выгоду эмитентам и вкладчикам. Первые стараются разместить пакет акций по максимально возможной цене и оптимизировать проценты и другие условия так, чтобы их покупка осталась привлекательной для инвесторов. Если им удаётся создать такое предложение, компания получает дополнительное финансирование, необходимое для развития и увеличения прибыли.
Инвесторы чаще всего покупают ЦБ на первичном маркете с целью приумножения вложений и максимизации дохода. Это может достигаться при помощи перепродажи акций на вторичном рынке и получения дохода в виде разницы в цене либо получения дивидендов непосредственно от компании. Реже инвесторы приобретают акции с целью укрепления своего влияния на АО и получения дополнительных привилегий в её контроле. Обычно их деятельность на рынке рассчитана на получение значительной выгоды в долгосрочной перспективе.
Элементы и участники
Каждый из участников первичной площадки выступает либо «продавцом», выпускающим новые бумаги, либо их покупателем. «Продавцы» — это чаще всего крупные корпорации и фирмы, так как малый бизнес почти никогда не может позволить себе выпускать акции. На первичном маркете покупателем ЦБ может быть кто угодно, в том числе — частное лицо. Чаще всего участниками рынка выступают:
Основные участники первичного маркета могут взаимодействовать друг с другом как напрямую, так и через посредников, которыми на рынке, чаще всего, выступают банки. С ними заключается эмиссионное соглашение, которое определяет их права, обязанности и функции в сделке. Банки выкупают полный пакет акций, после чего перепродают их в розницу по несколько большей цене, получая от этого выгоду.
В развитых странах подавляющая часть операций на первичной площадке осуществляются с участием посредников. Они оформляют комиссию и проверку ЦБ, а также берут на себя ответственность за их реализацию. Вне зависимости от обязанностей эмиссионных банков в договорах с ними всегда присутствует «условие покинуть рынок», которая даёт возможность расторгнуть соглашение в случае форс-мажора.
Иногда на рынке для больших первичных выпусков акций несколько эмиссионных банков объединяются в «эмиссионный синдикат». Все его участники несут пропорциональную их доле выгоды ответственность за исполнение совместных обязательств по размещению выпуска. Ответственность может быть частной либо коллективной в зависимости от условий договора.
В Российской Федерации посредничество на первичных площадках развито слабо. Это связано с недостаточным количеством профессиональных и надёжных организаций, способных организовать на рынке размещение и реализацию акций. Средства и масштабы деятельности эмиссионных банков незначительны, а доверие эмитентов к ним недостаточно высоко, потому большинство из них предпочитают сэкономить средства, продав бумаги своими силами.
Методы листинга
Листингом называют совокупность всех операций, необходимых для включения ЦБ в биржевой список и допуска их к покупке, продаже и перепродаже. Его основной задачей является создание благоприятных условий на первичном рынке ЦБ, обеспечение прозрачности и честности сделок и предоставление вкладчикам информации о надёжности и прибыльности ЦБ. На первичном маркете присутствуют несколько типов листинга:
Стоит отметить, что законодательство обязывает эмитентов размещать хотя бы 25% своих активов для публичной продажи — это сделано с целью защиты интересов покупателей рынка. Обычно эта «общая» часть бумаг реализуется посредством сотрудничающего банка или брокерской компании, которая распределяет акции среди населения.
Есть ли у вас планы относительно первичного рынка?
Что такое IPO: как компания выходит на биржу
Каждая компания стремится привлечь капитал для развития своего бизнеса. На начальном этапе — в стадии стартапа — компании сложно привлечь банковский кредит или найти «доброго ангела», готового вложиться в ее развитие. И тогда фирма выпускает акции, которые предлагаются инвесторам. Каждый, кто купит акцию стартапа, становится его совладельцем.
Первичное публичное размещение акций, или IPO (Initial Public Offering), — первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. Компания выпускает акции и размещает их на бирже, а любой желающий инвестор или инвестиционный фонд может приобрести бумаги. Процесс этот затратный, однако если размещение акций пройдет успешно, компания сумеет привлечь сотни тысяч, миллионы, а то и миллиарды долларов.
После того как компания задумалась о первичном выпуске акций в обращение на бирже, начинается предварительный этап IPO.
По результатам проведенного анализа компания решает, выгодно ли ей выводить свои акции на публичные торги. Совет директоров, взвесив все за и против, должен дать заключение, выходить на IPO или нет. Если да, то компания подписывает договор с андеррайтером — и начинается следующий, подготовительный этап IPO.
Андеррайтер оценивает компанию и с учетом рыночных условий определяет параметры предстоящего IPO: сколько всего акций будет выпущено и по какой начальной цене, а также когда лучше всего выпустить бумаги на биржу.
Затем андеррайтер готовит инвестиционный меморандум для регулирующего органа той страны, в которой пройдет IPO. В России работу на фондовых биржах контролирует Банк России, в США — комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC).
В инвестиционном меморандуме содержится подробная информация о компании: данные о руководстве и акционерах, финансовая отчетность, дивидендная политика. Компания также должна объяснить, для чего она решила привлечь средства. Если предоставленная в меморандуме информация удовлетворяет всем требованиям регулирующего органа, то назначается дата IPO.
И наконец, запускается рекламная кампания — чтобы повысить интерес инвесторов к размещаемым бумагам. Представители компании встречаются с потенциальными инвесторами и брокерами во время поездки по крупным мировым финансовым центрам, таким как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг или Токио. В таком «дорожном шоу», или Road Show, менеджмент раскрывает инвесторам показатели компании и данные по размещению акций. Road Show обычно длится две-три недели.
Во время Road Show происходит сбор предварительных заявок на акции эмитента. Крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения. По собранным заявкам андеррайтер получает информацию о том, сколько акций инвесторы готовы купить и по какой цене. Андеррайтер, кстати, обладает преимущественным правом покупки акций до IPO с дальнейшей их перепродажей после размещения.
Стоит ли покупать акции в первые дни IPO
Покупать акции в первые дни IPO очень рискованно. Частные инвесторы не владеют исчерпывающей информацией о компании. Каковы ее финансовые показатели, широкой аудитории неизвестно — ведь только после выхода на биржу эмитент обязан предоставлять свою финансовую отчетность. В этом смысле покупка акций при IPO больше похожа на лотерею.
Кроме того, в первые дни размещения котировки акций обычно подвержены сильным колебаниям. Поэтому аналитики рекомендуют покупку акций лишь спустя некоторое время после их размещения — когда цена бумаг стабилизируется.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется. Подробнее Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее Процедура включения ценной бумаги в список торгуемых на бирже активов.
Что такое первичный рынок акций
Первичный рынок и вторичный рынок: понятие, функции и основные отличия
Первичный рынок — это рынок, на котором корпорации впервые продают свои ценные бумаги инвесторам. С другой стороны, вторичный рынок — это рынок, на котором инвесторы торгуют уже выпущенными ценными бумагами друг с другом.
Фондовые рынки, являющиеся частью финансовых рынков, подразделяются на (1) первичные и (2) вторичные в зависимости от того, являются ли торгуемые на них ценные бумаги новыми или старыми.
Несмотря на то, что вторичные рынки значительно больше первичных по объему сделок, они существуют главным образом для обеспечения ликвидности ценных бумаг, выпущенных компаниями на первичном рынке.
Функции первичного рынка
Первичные рынки позволяют корпорациям привлекать капитал путем выпуска обыкновенных акций или облигаций.
Различные типы сделок на первичном рынке, в которых может участвовать корпорация, включают (1) публичную эмиссию, (2) эмиссию прав и (3) частное размещение.
Публичная эмиссия происходит, когда корпорация предлагает акции широкой публике. Первичное публичное размещение (IPO) — это особый случай публичной эмиссии, когда частная компания впервые предлагает ценные бумаги публике.
Эмиссия прав возникает, когда корпорация выпускает новые акции существующим акционерам компании пропорционально их текущему владению.
Частное размещение происходит, когда корпорация продает свои акции избранному числу крупных инвесторов, таких как пенсионные фонды, эндаументы и так далее.
Публичная эмиссия является андеррайтингом, что означает, что синдикат инвестиционных банков выступает в качестве посредника в том, что он покупает ценные бумаги у эмитента и продает их розничным инвесторам и получает прибыль в этом процессе.
Функции вторичного рынка
Качество первичного рынка зависит от широты и глубины вторичного рынка. Это связано с тем, что при наличии активного и эффективного вторичного рынка все больше инвесторов заинтересованы в участии в первичном рынке ценных бумаг компании.
Основными функциями вторичных рынков являются:
Вторичные рынки — это либо организованные биржи, такие как Нью-Йоркская фондовая биржа, Лондонская фондовая биржа, либо внебиржевые дилерские рынки, такие как NASDAQ.
Главные различия
В следующей таблице приведены основные различия между первичным и вторичным фондовыми рынками: