д10 к20 что означает проводка
Проводки Дт 20 и Кт 20, 10, 26, 25, 02, 60 (нюансы)
Алгоритм формирования себестоимости на счете 20 (корреспонденция со счетами 02, 10, 23, 25, 26, 60, 69, 70)
Счет 20 в производстве предназначен для формирования на нем себестоимости основной продукции предприятия. Для определения затрат на вышедшую из производства единицу следует:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Проводкой Дт 20 Кт 60 можно отражать только услуги или работы, принятые от поставщиков. Если поставляются сырье, полуфабрикаты или товары, далее используемые в производственном процессе, их следует при приемке учитывать на предназначенных для этого счетах учета запасов.
С 2021 года все запасы, незавершенное производство и готовую продукцию учитывайте по правилам ФСБУ 5/2019 «Запасы». ПБУ 5/01 утратил силу.
Как учитывать незавершенное производство и готовую продукцию по правилам ФСБУ 5/2019 подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Отнесение косвенных затрат на стоимость основной продукции может выглядеть следующим образом:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затраты предприятия еще могут быть учтены на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». На счете 29 собираются расходы по имуществу и деятельности, которые не связаны с основным производством (например, по числящемуся на балансе детскому саду или жилому дому). Исходя из целей использования счетов 20 и 29 между собой они на практике не корреспондируют.
Подробнее об отражении в отчетности счета 20 узнайте из публикации «Основное производство в бухгалтерском балансе (нюансы)».
Что означает проводка «дебет 20 кредит 20»?
Строго говоря, проводка Дт 20 Кт 20 не является вполне корректной. Ее физический смысл — результат основного производства направляется в основное производство. Обороты по проводке фактически удваиваются в сводном обороте по счету 20, что требует дальнейших мер по уточнению данных (например, для определения объема валовой продукции за период нужно из валового оборота (полностью Дт 20) исключить внутрипроизводственные обороты (Дт 20 Кт 20)).
Поэтому проводка чаще применяется в тех отраслях, где имеет место сложный производственный цикл. Когда одно подразделение выпускает что-то, что может быть и готовой продукцией, и материалом (сырьем) для другого подразделения. Например:
На практике Дт 20 Кт 20 может применяться также в случаях, когда учетной политикой не предусмотрено ведение отдельных счетов для учета производства собственных полуфабрикатов (счет 21) и продукции вспомогательных производств (счет 23). Тогда формирование себестоимости идет по цепочке, по передаче с этапа на этап (из цеха в цех), и передача оформляется Дт 20 Кт 20 в аналитике субсчетов по этапам (цехам).
Как правильно учитывать и распределять расходы, узнайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный демо-доступ к системе К+ и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.
У некоторых бухгалтеров возникает вопрос: почему программа 1С при закрытии месяца делает проводку Дт 20 Кт 20? Если у вас нет производств сложного цикла, скорее всего это ошибка. Чтобы ее исправить, проверьте:
Итоги
Счет 20, на котором происходит формирование себестоимости основной продукции, имеет нюансы в корреспонденции с другими счетами, на которых могут учитываться расходы. Также свою специфику имеют обороты по субсчетам и аналитике внутри самого счета.
Счет 10 в бухгалтерском учете: для чего применяется, характеристики, субсчета, проводки
Субъект хозяйствования при ведении своего бизнеса применяет материальные средства, которые сразу же переносят стоимость на готовое изделие, услугу, работу. Как правило, они используются в одном производственном процессе. Для учета и обобщения информации о движении этих объектов, согласно действующему плану счетов, применяется специальный счет 10 в бухгалтерском учете.
Для чего применяется счет 10 в бухгалтерском учете “материалы”
План счетов бухгалтерского учета устанавливает, что на счете 10 учитываются объекты, которые определены в бухучете согласно ПБУ 5 как материалы.
К материалам относятся материальные ценности, которые используются в виде производственных запасов, сырья для производства готовых изделий, оказания услуг, выполнения работ, для перепродажи при необходимости, для осуществления процесса управления хозяйствующим субъектом.
Если материальные ценности приобретаются с целью перепродажи на постоянной основе, то они являются товаром и для учета их применяется другой счет.
Материалы учитываются на счете 10 по фактически произведенным затратам на их приобретение или по учетным ценам в зависимости от выбранных в учетной политике организации методов.
Учет на счете может вестись по каждой единице материалов, партии, группе. Компания самостоятельно определяет каким образом осуществлять их учет исходя из особенностей деятельности, а также с целью обеспечения контроля за их наличием и движением.
Внимание! Материалы, находящиеся в компании, могут не принадлежать ей на праве собственности, тогда их учет ведется на забалансовых счетах (002 и 003).
Понятие сырья и материалов в бухгалтерском учете
Материалами признаются предметы осуществления деятельности человека, которые используются, в основном, в одном производственном процессе и полностью переносят свою стоимость на изготавливаемый объект.
Срок их использования составляет менее одного года. В соответствии с законодательством они включаются в состав оборотных средств предприятия.
Сырьем признаются объекты, которые являются продукцией добывающей промышленности или сельского хозяйства. Они проходят процесс обработки и полностью используются при изготовлении готовых изделий.
Материалы — это продукт обрабатывающей промышленности, который в дальнейшем используется для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ.
Материалы подразделяются на следующие группы:
Характеристика счета
Для учета сведений о наличии и движении материалов применяется в бухучете счет 10.
Это активный счет, который имеет дебетовый остаток, характеризующий наличие материалов на определенные даты.
Поступление материалов отражается по дебету счета на основании поступивших в организацию первичных документов, а выбытие их, в том числе и списание в производство по кредиту счета. При этом на выбытие оформляются компанией первичные расходные документы.
Конечный остаток по счету определяется путем сложения начального сальдо с оборотом по дебету счета 10, и вычитанием из полученного результата по кредиту счета 10.
Внимание! В бухгалтерском балансе информация по счету 10 отражается в строке 1210.
Какие применяются субсчета
К счету 10 могут быть созданы следующие субсчета:
Внимание! Организация может открывать иные субсчета, необходимые ей для правильного ведения бухучета. Аналитический учет может осуществляться по типам, видам, размерам, сортам материалов и т.д.
С какими счетами корреспондирует счет 10
Счет 10 может корреспондировать со следующими счетами:
По дебету счета 10 в кредит счетов:
По кредиту счета он корреспондирует с дебетом следующих счетов:
Бухгалтерские проводки по счету
Со счетом 10 могут составляться следующие проводки:
Счет 10 Материалы: типовые проводки
Счет 10 Материалы предназначен для учета материалов, сырья, топлива, запасных частей, канцелярских и офисных принадлежностей, прочих хозяйственных принадлежностей и инвентаря со сроком службы менее одного года.
Счет 10 Материалы
В бухгалтерском учете активы, удовлетворяющие критериям основных средств стоимостью более 40 000 рублей должны учитываться в составе основных средств. Эти же активы, но стоимостью 40 000 рублей и меньше, можно (не обязательно) учитывать в составе материально-производственных запасов. Организация сама выбирает и прописывает в учетной политике стоимостной лимит, он может быть и нулевым.
В налоговом учете основные средства стоимостью менее 100 000 рублей не являются амортизируемым имуществом и соответственно не учитываются в составе основных средств.
Поступившие материалы отражаются в учете либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам (с последующей корректировкой возникающих отклонений между учетными ценами и фактической себестоимостью). Порядок учета материалов закрепляется в учетной политике организации.
Учет материалов по учетным ценам организуют с использованием счетов 15 и 16.
При учете материалов по фактической себестоимости, все затраты, связанные с их приобретением, отражают на счете 10. Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, складывается из всех затрат по их покупке.
Поступление материалов за плату отражается проводкой:
Дебет 10 Кредит 60 (76,…) — оприходованы материалы.
Дебет 19 Кредит 60 (76,…) — учтен НДС
Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету.
Дебет 20 (23,25,26) — Кредит 10 — материалы списаны на расходы.
Инструкция 10 счет
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций согласно Приказу от 31 октября 2000 г. N 94н:
Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).
Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.
Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 «Материалы», в течение этого года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывают по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости.
При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов».
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:
— 10-1 «Сырье и материалы»;
— 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
— 10-4 «Тара и тарные материалы»;
— 10-5 «Запасные части»;
— 10-6 «Прочие материалы»;
— 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
— 10-8 «Строительные материалы»;
— 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
— 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
— 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др.
На субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитывается наличие и движение:
— сырья и основных материалов (в том числе строительных — у подрядных организаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении;
— вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу;
— сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.
На субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей — у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке.
Изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 «Товары».
Организации, занятые выполнением научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, приобретающие на стороне необходимые им в качестве комплектующих изделий для проведения этих работ по определенной научно-исследовательской или конструкторской теме специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, учитывают эти ценности на субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».
На субсчете 10-3 «Топливо» учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива.
На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 «Сырье и материалы».
Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают тару под товарами и тару порожнюю на счете 41 «Товары».
На субсчете 10-5 «Запасные части» учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте.
Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.
Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.
На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо».
На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.
Субсчет 10-8 «Строительные материалы» используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и т.д.).
На субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.
Субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» предназначен для учета поступления, наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения.
На субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитывается поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации).
По кредиту субсчета 10-11 отражается погашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, а списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов и расходов.
Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета: семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и химикатов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных, и др.
В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без использования их.
В случае использования организацией счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию.
При этом запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию — до или после получения расчетных документов поставщика.
Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
В случае если организацией не используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию.
При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили — до или после получения расчетных документов поставщика.
Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад).
Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.
При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
Счет 10 Материалыкурсы бухгалтера — учет материалов — проводки в программе 1С 8.3
Для чего 20 счет в бухучете?
По кредиту счета 20 показывается возврат материалов и полуфабрикатов из производства, а также списание накопленных затрат на готовую продукцию.
По ПБУ 10/99 затраты на изготовление и доведение продукции до покупателя группируются по элементам:
Более детальный перечень статей затрат предприятие устанавливает самостоятельно.
Типовые проводки по производству
Список наиболее распространенных проводок по основному производству:
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
20.01 | 10.01 | Отпущены материалы со склада в производство | 4020 | Лимитно-заборная карта М-8 и/или требование-накладная М-11 |
10.01 | 20.01 | Возвращена на склад часть материалов из основного производства | 20 | Акт о приемке материалов М-7, приходный ордер М-4 |
20.01 | 70 | Начислена заработная плата рабочим, задействованным в основном производстве | 1500 | Расчётно-платёжная ведомость ф. Т-49 |
20.01 | 69 | Начислены социальные выплаты рабочим основного производства | 390 | Справка-расчёт, расчет авансовых платежей по ЕСН, декларация по ЕСН |
20.01 | 02.01, 05 | Начислена амортизация основного капитала и НМА, задействованных в основном производстве | 200 | Справка-расчёт |
20.01 | 94 | Списаны на основное производство недостачи материалов в пределах установленных норм естественной убыли | 10 | Нормы естественной убыли, инвентаризационная опись, справка-расчёт |
20.01 | 97.21 | Списана часть расходов будущих периодов, отнесенная к отчетному периоду | 30 | Справка-расчёт |
20.01 | 01.01 | Списаны на основное производство основные средства стоимостью менее 40 тыс. руб., переданные в эксплуатацию | 20 | Справка-расчёт |
20.01 | 76.05, 60.01 | Выполнены услуги производственного характера сторонними организациями | 70 | Договор, акт приемки-сдачи |
20.01 | 23, 25, 26 | Списана часть расходов вспомогательных производств, общецеховых и общехозяйственных затрат на расходы основного производства | 60 | Справка-расчёт |
21 | 20.01 | Переданы на склад изготовленные полуфабрикаты | 25 | Справка-расчёт |
20.01 | 28 | Списана на основное производство часть потерь от брака | 35 | Акт о возникновении брака |
79.02 | 20.01 | Передана в обособленные подразделения часть затрат производства | 10 | Справка-расчёт |
90.02 | 20.01 | Списана себестоимость реализованных на сторону работ (услуг) основного производства | 30 | Справка-расчёт |
99.01.1 | 20.01 | Списаны на убытки некомпенсируемые потери в основном производстве из-за чрезвычайных обстоятельств | 80 | Справка-расчёт |
40 (43) | 20.01 | Учтена готовая продукция из основного производства по её фактической себестоимости | 6110 | Справка-расчёт |
В итоге по дебету счета 20 формируется себестоимость изготовленной продукции основного производства.
Учет и распределение общехозяйственных (накладных) расходов
Тема: «Учет и распределение общехозяйственных
Общехозяйственные расходы относятся к расходам по обслуживанию производства и управлению организацией. К ним относят:
1. Административно управленческие расходы;
2. Содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
3. Амортизационные отчисления по ОС и НМА, а также расходы по ремонту ОС управленческого и общехозяйственного назначения;
4. Расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и прочих услуг;
5. Прочие аналогичные расходы;
Общехозяйственные расходы являются сложными, комплексными статьями калькуляции, состоящими из всех элементов затрат, поэтому данные расходы списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) не прямым, а косвенным (расчетным) путем. В отрасли строительства общехозяйственные расходы называются – накладными.
Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется на активном, бессальдовом, собирательно-распределительном счете № 26 «Общехозяйственные расходы».
По дебету счета в течении отчетного периода собираются расходы:
Д 26 К 02, 05, 10, 70, 69, 68, 60, 71, 76, 96, 97 … — на сумму произведенных расходов;
По кредиту счета по окончании отчетного периода собранные расходы списываются на объекты учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, таким образом счет обнуляется:
Д 20, 23, 29, 44 … К 26 – на сумму списанных расходов;
Собранные в течение отчетного периода общехозяйственные расходы подлежат распределению между объектами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Расходы можно распределить одним из способов:
1. Пропорционально сумме начисленной ЗП производственных рабочих;
2. Пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг) в денежном выражении;
3. Пропорционально объему реализованной (проданной) продукции;
4. Пропорционально материальным затратам по каждому заказу, переделу, стадии производства и т. д.;
Выбранный способ распределения расходов должен быть закреплен в учетной политике организации по бухгалтерскому учету на текущий финансовый год.
Распределенные расходы подлежат списанию либо на счета учета производственных затрат, либо на финансовый результат организации.
Если расходы списываются на себестоимость продукции, то проставляются бухгалтерские проводки:
Д 20 К 26 – на сумму расходов, относящихся к основному производству;
Д 23 К 26 – на сумму расходов, относящихся ко вспомогательному производству;
Д 29 К 26 – на сумму расходов, относящихся к обслуживающим производствам и хозяйствам;
Д 44 К 26 – на сумму расходов, относящихся к расходам на продажу;
Если расходы списываются на финансовый результат, то проставляется бухгалтерская проводка:
Д 90/2 К 26 – на сумму общехозяйственных расходов за отчетный период;
При данном способе списания общехозяйственные расходы не включаются в производственную себестоимость продукции (система — директ-костинг). Данный способ списания должен быть закреплен в учетной политике организации.
Документально общехозяйственные расходы отражаются в ведомости № 15 «Ведомость учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов» — это регистр бухгалтерского учета при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета.
Собрать и распределить общехозяйственные расходы строительной организации, ведущей строительно-монтажные работы одновременно на 2-х объектах строительства. Расходы распределяются пропорционально начисленной ЗП производственных рабочих.
Хозяйственные операции за месяц:
№ | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Проводка |
Д | К | ||
Начислена амортизации по ОС общехозяйственного назначения | |||
Начислена ЗП аппарату управления | |||
Начислены страховые взносы от ЗП работников аппарата управления: | |||
— взносы в ФСС (2,9%) | 1397,8 | ||
— взносы в ПФ (26%) | |||
— взносы в ФФОМС (2,1%) | 1012,20 | 69/3ф | |
— взносы в ТФОМС (3%) | 69/3т | ||
Утверждены и списаны командировочные расходы администрации организации | |||
Произведены отчисления в резерв на ремонт ОС общехозяйственного назначения | |||
Получен счет от =Телеком» за услуги телефонной связи на сумму 2360 руб. в т. ч. НДС-18% | |||
19/ус | |||
Акцептован (получен) счет за аренду офисного помещения на сумму 18880 руб. в т. ч. НДС-18% | |||
19/ус | |||
Списаны расходы за текущий месяц по подписке на журнал «Главный бухгалтер» |
ЗП производственных рабочих по объектам строительства:
объект № 1 – 89100 руб.
объект № 2 – 55740 руб.
1. Проставляем корреспонденцию счетов и определяем общую сумму общехозяйственных расходов (дебет ) – 125138руб.
2. Рассчитываем процент распределения общехозяйственных расходов:
% = Об. д.26 / сумм ЗП рабочих * 100%
% = 125138 / (89100 + 55740) * 100%
3. Определяем сумму расходов, подлежащих списанию на объект строительства № 1:
89100 * 86,40% = 76982,40 руб.
Д 20/1 К 26 – 76982,40
4. Определяем сумму расходов, подлежащих списанию на объект строительства № 2:
125138 – 76982,40 = 48155,60 руб.
Д 20/2 К 26 – 48155,60
Пример 2 (сам. решение)
Собрать и распределить общехозяйственные расходы строительной организации, ведущей строительно-монтажные работы одновременно на 3-х объектах строительства. Расходы распределяются пропорционально списанным строительным материалам на объекты строительства.
Хозяйственные операции за месяц:
№ | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. |
Списаны лакокрасочные материалы для ремонты офисного помещения | ||
Получен счет за охрану офисного помещения на сумму 9440 руб. в т. ч. НДС-18% | ? | |
Утверждены и списаны расходы по командировке инженера организации | ||
Начислена амортизация по НМА общехозяйственного назначения | ||
Со склада отпущен бензин для нужд машин общехозяйственного назначения | ||
Начислена амортизация по ОС общехозяйственного назначения | ||
Начислена ЗП аппарату управления | ||
Начислены страховые взносы от ЗП аппарата управления (34%) | ? | |
Произведены отчисления в резерв на оплату отпусков работников аппарата управления | ||
Со склада отпущены канцелярские принадлежности для нужд бухгалтерии | ||
Акцептован счет телефонной компании за пользование сетью «Internet» на сумму 720 руб. в т. ч. НДС-18%. | ? |
Стоимость списанных строительных материалов на объекты строительства:
объект № 1 – 482000 руб.
объект № 2 – 366500 руб.
объект № 3 – 540000 руб.
Д 20 к 10 — Дт 20 Кт 60 означает
Бухгалтерский учет
Глава 8. Учет процесса производства
Виды и учет прямых затрат на производство продукции
Важное значение при организации-процесса производства имеют вопросы, касающиеся состава затрат, включаемых в себестоимость выпускаемой продукции. Традиционный вариант учета производственных затрат предусматривает деление их на прямые и косвенные.
Прямые затраты связаны с выпуском конкретной продукции и непосредственно отражаются на счете 20. К основным прямым затратам относятся, например, материальные затраты, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и прочие расходы.
Счет 20 в бухгалтерском учете: примеры и проводки для чайников
Схема счета 20 «Основное производство»
Дебет | Кредит | ||
Сальдо начальное — стоимость незавершенного производства на начало месяца | |||
Д20 К10 Д20 К70 | Сырье, материалы, ТЗР Зарплата за производство продукции и выполнение работ Социальный налог на заработную плату (взносы по социальному страхованию и обеспечению) Потери от брака | Производственная себестоимость готовой продукции, сданной на склад | Д43 К20 |
Д20 К97 | Расходы будущих периодов Резерв на отпуск и ремонт основных средств Амортизация основных средств производственного назначения Амортизация нематериальных активов производственного назначения | Стоимость возвратных отходов и сэкономленных в производстве материалов | Д10 К20 |
Обороты по дебету | Обороты по кредиту | ||
Сальдо конечное — стоимость незавершенного производства на конец месяца |
Незавершенное производство (НЗП) — это стоимость продукции, которая не прошла все стадии изготовления.
Себестоимость готовой продукции, сданной на склад, т.е. кредитовый оборот по счету 20 «Основное производство», определяется с учетом незавершенного производства на начало и конец отчетного периода следующим образом.
Пример 8.1. Учет прямых затрат и расчет себестоимости готовой продукции.
На начало месяца незавершенное производство на счете 20 составило 4600 р., в течение месяца отражены операции, приведенные в табл. 8.1.
Задание. Определить производственную себестоимость готовой продукции, сданной на склад.
Таблица 8.1
Для определения себестоимости готовой продукции нужно собрать счет 20 и определить кредитовый оборот.
Счет 20 «Основное производство»
Для определения кредитового оборота по счету 20 используем формулу расчета сальдо конечного на активном счете:
Ск = Сн + Од — Ок, отсюда Ок = Сн + Од — Ск
Следовательно, Ок = 4600 + 119900 — 14500 = 110000 (р.), но так как из производства возвращена часть материалов на сумму 1300 р., то себестоимость готовой продукции, сданной на склад, будет равна 110000 — 1300 = 108700 (р.).
Cчет 20 в бухгалтерском учете
Производственный процесс — это технологический цикл по созданию, разработке, сборке готовой продукции на предприятии. Совокупность всех затрат, связанных с изготовлением и реализацией готовой продукции, формирует ее себестоимость.
Организации, осуществляющие ведение производственной деятельности, определяют себестоимость изготовленной продукции. Для учета итоговых сумм таких расходов используется счет 20, проводки по которому будут представлены далее. Он применяется в соответствии с планом счетов, утвержденным Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000.
Таким образом, 20 счет бухгалтерского учета для чайников — это сч. «Основное производство», на котором аккумулируются все производственные и общехозяйственные издержки организации.
Это активный сч., по которому ведется синтетический и аналитический учеты. Субсчета открываются в зависимости от специфики деятельности и отраслевой принадлежности организации. Аналитический бухучет ведется по видам издержек изготавливаемой продукции или же по структурным подразделениям предприятия.
По кредиту сч. 20 отражается списание полной себестоимости готовой продукции, дебет служит для учета суммарной величины всех издержек на выпуск производственных продуктов.
На нем аккумулируются следующие виды затрат:
Для того чтобы бухгалтер смог включить косвенные издержки в себестоимость каждой единицы изготовленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, эти затраты необходимо распределить.
Предприятие вправе самостоятельно выбрать показатель распределения издержек, например, стоимостная величина ТМЦ, используемых в процессе изготовления товаров.
Затраты, проведенные в учете 20 сч., списываются на нормативную (плановую) или фактическую себестоимость изготовленной продукции.
Типовые проводки счета «Основное производство»
Представим ключевые проводки по счету 20 в таблице:
Бухгалтерская запись | Наименование операции |
Дт 20 Кт 02, 10, 21, 60, 69, 70 | Списание затрат, непосредственно связанных с изготовлением ТРУ |
Дт 20 Кт 23 | Списание издержек вспомогательного производства |
Дт 20 Кт 25, 26 | Списание косвенных расходов |
Закрытие 20 сч. | |
Дт 28 Кт 20 | Учтен брак в производстве |
Дт 40 Кт 20 | Учтена стоимость готовых продуктов в соответствии с ее нормативной себестоимостью |
Дт 43 Кт 20 | Отражена фактическая себестоимость ТРУ |
Дт 90.2 Кт 20 | Изготовленные ТРУ направлены на реализацию |
Дт 91.2 Кт 20 | Учтены аннулированные заказы |
Как закрывается сч.
Учет отклонения в стоимости материальных ценностей
Закрытие счета 20 производится в конце отчетного месяца либо по факту окончания производственного периода или цикла. Зачастую 20 сч. не имеет остатка, то есть обнуляется. Если же по «Основному производству» образовалось дебетовое сальдо, то оно будет отражать стоимостную величину незавершенного производства на конкретную дату. Такое сальдо переносится на начало следующего отчетного периода.
Таким образом, в разрезе аналитики сч. 20 может быть закрыт по отдельным видам производимых ТРУ, в то время как по другим аналитическим регистрам будет отражено сальдо в виде НЗП.
Счет 20 «Основное производство»
Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. В частности, этот счет используется для учета затрат:
По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 23 «Вспомогательные производства».
Проводки по 20 счету — Основное производство
Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Потери от брака списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 28 «Брак в производстве».
По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти суммы могут списываться со счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, Продажи» и др.
Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Если формирование информации о расходах по обычным видам деятельности не ведется на счетах 20 — 39, то аналитический учет по счету 20 «Основное производство» осуществляется также по подразделениям организации.
Счет 20 «Основное производство» корреспондирует со следующими счетами Плана:
по дебету
по кредиту
Виды и учет прямых затрат на производство продукции
Возврат списанного материала: проводки
Возвратные отходы принимаются к учету по дебету счета 10 «Материалы и кредиту счета 20 «Основное производство». Поступления от продажи материалов являются прочими доходами организации, для учета которых предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. При этом налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, без включения в них НДС. Налогообложение производится по налоговой ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Сумма НДС, начисленная при продаже материалов, отражается в учете организации по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» Если возвратные отходы планируется реализовать на сторону, то их необходимо в налоговом учете оценить по цене реализации (Письмо Минфина России от 26.04.2010 N 03-03-06/4/49). В регистрах налогового учета на момент реализации отражается уменьшение ранее признанных материальных расходов основного производства на стоимость возвратных отходов, а также доходы от реализации указанных отходов и расходы, связанные с этой реализацией НДС Вы приняли к учету,когда приходовали материалы. Когда будет их реализация,будет начисление НДС Поэтому с НДС ничего делать не надо
Расходы компании, направляемые на производство и продажу выпущенной продукции, исполнение профильных услуг/работ, на которых предприятие специализируется, учитывают на счете 20 «Основное производство». Т.е., этот счет используют для фиксирования затрат по деятельности, для ведения которой компания создавалась. Напомним, какие операции осуществляются с применением счета 20, и какими бухгалтерскими записями они сопровождаются.
Общее описание
На счете 10 Материалы в плане счетов бухгалтерского учета собираем «информацию» по остаткам материалов, сырью, инструментам, запчастям, топливу, покупным полуфабрикатам, строительным материалам (для застройщиков).
Если нам надо узнать всю «информацию» о том, каких и сколько материалов имеется в нашем распоряжении, то смело изучаем счет 10 с использованием базовых отчетов в программе 1С (оборотно-сальдовой ведомости, анализа счета, карточки счета).
Специфика счета 20
Счет 20 является активным. По дебету на нем отражают затраты основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, потери от брака, и др. Корреспондируется он с кредитом счетов:
По кредиту сч. 20 фиксируют списание себестоимости продукции/работ/услуг в дебет счетов учета готовой продукции (сч. 43), продаж (90) и т.д.
Особенностью счета 20, как учетной позиции, является то, что его дебетовый оборот не может превышать кредитовый, поскольку невозможно списать расходов (израсходовать ресурсов) больше, чем их произведено (передано со склада на производство продукции). Т.е. кредитового остатка по счету быть не может. Дебетовый остаток отражает величину имеющейся «незавершенки» на конец периода.
Корректное ведение учета на сч. 20 предполагает наличие грамотной аналитики по видам затрат и выпущенной продукции/работ/услуг, а при необходимости – по цехам, участкам.
Счет 20: проводки
Бухгалтерские записи, формирующие величину затрат по 20-му счету, объединяют сведения о себестоимости выпущенных продуктов/услуг за отчетный период. Например, проводка Дт 20 Кт 26 отражает общехозяйственные траты, в т.ч. на административный аппарат компании; Дт 20 Кт 25 – проводка по общепроизводственным расходам; Дт 20 Кт 10 – проводка, отражающая расходы на производственные материалы. Расходы на персонал, занятый в производстве учитывают корреспонденцией Дт 20 Кт 70, проводка по обязательным страхвзносам с их зарплаты – Дт 20 Кт 69. Проводка по затратам на услуги других организаций: Дт 20 – Кт 60 и т.д.
Приведем основные корреспонденции по сч. 20:
Операции | Проводка | |
Дт | Кт | |
Учитываются в составе производственных затрат: | ||
— амортизация станков и оборудования | ||
— сырье и ТМЦ | ||
— покупные товары | ||
— зарплата производственного персонала | ||
— отчисления страховых взносов с зарплаты | ||
— услуги, работы сторонних предприятий (для основного производства) | ||
— издержки хозяйств вспомогательной сферы | ||
— общехозяйственные расходы (включая АУП) | ||
— общепроизводственные расходы | ||
— установленный до продажи брак, переданный в обработку | ||
— недостачи, по которым не установлены виновные лица | ||
— подотчетная сумма, потраченная на нужды производства |
Перечисленные операции вполне понятны – их совокупность генерирует себестоимость продукта. Но вот запись, встречающаяся в учете, Д/т 20 К/т 20 зачастую ставит бухгалтера в тупик. Разберемся, что она обозначает.
Проводки Дт 20 и Кт 20, 10, 26, 25, 02, 60 (нюансы)
Дт 20 Кт 20 — проводка, отражающая внутрипроизводственный оборот. О формировании себестоимости продукции на счете 20 «Основное производство» и нюансах использования записи Дт 20 Кт 20 подробнее читайте ниже.
Алгоритм формирования себестоимости на счете 20 (корреспонденция со счетами 02, 10, 23, 25, 26, 60, 69, 70)
Что означает проводка «дебет 20 кредит 20»?
Алгоритм формирования себестоимости на счете 20 (корреспонденция со счетами 02, 10, 23, 25, 26, 60, 69, 70)
Счет 20 в производстве предназначен для формирования на нем себестоимости основной продукции предприятия. Для определения затрат на вышедшую из производства единицу следует:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Проводкой Дт 20 Кт 60 можно отражать только услуги или работы, принятые от поставщиков. Если поставляются сырье, полуфабрикаты или товары, далее используемые в производственном процессе, их следует при приемке учитывать на предназначенных для этого счетах учета запасов.
Отнесение косвенных затрат на стоимость основной продукции может выглядеть следующим образом:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затраты предприятия еще могут быть учтены на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». На счете 29 собираются расходы по имуществу и деятельности, которые не связаны с основным производством (например, по числящемуся на балансе детскому саду или жилому дому). Исходя из целей использования счетов 20 и 29 между собой они на практике не корреспондируют.
Подробнее об отражении в отчетности счета 20 узнайте из публикации «Основное производство в бухгалтерском балансе (нюансы)».
Что означает проводка «дебет 20 кредит 20»?
Строго говоря, проводка Дт 20 Кт 20 не является вполне корректной. Ее физический смысл — результат основного производства направляется в основное производство. Обороты по проводке фактически удваиваются в сводном обороте по счету 20, что требует дальнейших мер по уточнению данных (например, для определения объема валовой продукции за период нужно из валового оборота (полностью Дт 20) исключить внутрипроизводственные обороты (Дт 20 Кт 20)).
Поэтому проводка чаще применяется в тех отраслях, где имеет место сложный производственный цикл. Когда одно подразделение выпускает что-то, что может быть и готовой продукцией, и материалом (сырьем) для другого подразделения. Например:
На практике Дт 20 Кт 20 может применяться также в случаях, когда учетной политикой не предусмотрено ведение отдельных счетов для учета производства собственных полуфабрикатов (счет 21) и продукции вспомогательных производств (счет 23). Тогда формирование себестоимости идет по цепочке, по передаче с этапа на этап (из цеха в цех), и передача оформляется Дт 20 Кт 20 в аналитике субсчетов по этапам (цехам).
Итоги
Счет 20, на котором происходит формирование себестоимости основной продукции, имеет нюансы в корреспонденции с другими счетами, на которых могут учитываться расходы. Также свою специфику имеют обороты по субсчетам и аналитике внутри самого счета.
Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен Подписаться