даббатуль ард что это
Появление этого существа станет признаком Конца света
«Когда же свершится над ними слово, Мы выведем к ним из земли животное, которое скажет им, что люди не были убеждены в Наших знамениях»
Вопрос: Что такое Даббатуль-Ард?
Ответ: Даббатуль-Ард – это существо, которое принято считать одним из признаков конца света. Арабское слово «дабба», означающее «тихое и беззвучное передвижение», используется в отношении всех живых существ живущих на земле, и в особенности в отношении верховых животных.
В Досточтимом Коране это слово упоминается в четырех аятах в единственном числе и в четырех аятах во множественном числе и обозначает всех живых существ, живущих как на небесах, так и на земле. А в 14 аяте суры ас-Саба выражение «даббатуль-ард» обозначает червя, подточившего посох Сулеймана.
В книгах по акыде при перечислении признаков конца света также упоминается и появление даббатуль-ард, которое произойдет совсем незадолго до наступления конца света.
Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَإِذَا وَقَعَ الْقَوْلُ عَلَيْهِمْ أَخْرَجْنَا لَهُمْ دَابَّةً مِنَ الْأَرْضِ تُكَلِّمُهُمْ أَنَّ النَّاسَ كَانُوا بِآيَاتِنَا لَا يُوقِنُونَ
«Когда же свершится над ними слово, Мы выведем к ним из земли животное, которое скажет им, что люди не были убеждены в Наших знамениях» (ан-Намль 27/82).
В сборниках хадисов Муслима и Абу Дауда упоминается только о появлении этого существа, о том, что его появление будет одним из признаков конца света, но при этом без упоминания его особенностей.
В соответствии с хукмом, который вынесли ученые ахлю-сунна, исходя из риваятов о даббатуль-ард, упоминаемых в сборниках Ибн Абу Шейбы, Тирмизи, Ибн Маджи и Ахмада, даббатуль-ард – это живое существо, не относящееся к человеческому роду, обладающее огромным размером, покрытое шерстью и передвигающееся на четырех лапах. Оно появится в Мекке и станет ломать носы неверующих посохом Мусы, а на лица верующих будет ставить печать Сулеймана (Тафсир «Корани Маджид» Намль, 82).
В шести аятах, предшествовавших 82 аяту суры ан-Намль, говорится о том, что Досточтимый Коран разъяснил многие из тех вопросов, по поводу которых сыны израилевы разошлись во мнениях. И что посланник Аллаха ﷺ не сможет заставить слышать тех людей, которые полностью отвернулись от истины и стали слепы, глухи и мертвы в духовном смысле. Сразу после этого говорится о том, что когда над неверующими свершится слово (кауль), из земли будет выведено животное.
Имам Табари говорил, что слово «кауль (слово)» упоминаемое в этом аяте, означает «божественное наказание». Как следует из контекста всех этих аятов, связанных между собой, даббатуль-ард появится в то время, когда отрицание истины и веры достигнет крайних пределов. По мнению некоторых ученых, даббатуль-ард появится в то время, когда перестанет выполняться такая обязанность, как «амру биль-ма’руф ва нахий ‘аниль-мункар», и даббатуль-ард появится не единожды, а трижды (Исламская Энциклопедия вакфа Диянет, вопрос о Даббатуль-Ард).
А Аллах знает лучше.
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин
Даббатуль ард что это
Дабба – это животное, которое Аллах выведет из земли перед Концом света, когда люди погрузятся в порочность, оставят заповеди Аллаха и заменят истинную религию ложью, тогда выйдет это животное и станет разговаривать с ними, и это будет знамением приближения Судного Часа.
Всевышний Аллах сказал:
«Когда же свершится над ними Слово, Мы выведем к ним из земли животное, которое скажет им, что люди не были убеждены в Наших знамениях.» ан-Намль-Муравьи, 27:82
Этот аят указывает на то, что выход этого животного будет сопровождаться распространением распутства и греха среди людей. Люди оставят религию Аллаха, изменив её и последовав за своими страстями.
Ученые комментируют слова Аллаха: «Когда оправдается над ними слово», то есть оправдается обещанная угроза об их наказании за преступления, пренебрежение к знамениям Аллаха и неподчинение Его повелениям.
Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Это случится после исчезновения знания с уходом учёных и вознесением Корана (к Аллаху). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Душе не принесет пользу никакая вера, если человек не уверовал прежде трех событий – восхода солнца с запада, выхода Даджала и Животного земли» [Муслим].
قَالَ رَسُولُ اللَّهِ : «ثَلاَثٌ إِذَا خَرَجْنَ لاَ يَنْفَعُ نَفْسًا إِيمَانُهَا لَمْ تَكُنْ آمَنَتْ مِنْ قَبْلُ أَوْ كَسَبَتْ فِى إِيمَانِهَا خَيْرًا طُلُوعُ الشَّمْسِ مِنْ مَغْرِبِهَا وَالدَّجَّالُ وَدَابَّةُ الأَرْضِ».
Что представляет собой это животное
Мнения учёных по этому поводу разошлись.
Приведем некоторые из них:
1. Аль-Куртуби, комментатор Корана, сказал: «Самым верным из всех высказываний является мнение о верблюжонке верблюдицы Салиха».
2. Это животное Аль-Джассаса, упомянутое в хадисе Тамими Ад-Дари, да будет доволен им Аллах, которое он встретил на острове, и оно привело его в пещеру к Даджалу. Это мнение относят к ‘Абдулле ибн ‘Амр ибн Аль-‘Аас, да будет доволен им Аллах.
3. Это змея, которая находится в стенах Каабы. Это мнение относят к Ибн ‘Аббасу, да будет доволен им Аллах.
4. Этим животным является человек, который будет дискутировать с неверными и еретиками. Но это мнение самое отдалённое от реальности, потому что в этом не проявится никакого чуда, тем более, что во все времена существовали люди, отстаивающие истину.
5. Это не одно животное, а всё, что движется по земле из живых существ. И может быть, этими существами являются микробы, которые будут поражать людей болезнями. Но это высказывание также является ошибочным, потому что микробы существовали всегда, и их присутствие не является чудом. А также микробы не видны человеческому глазу, и никто из учёных не сказал, что животное земли будет невидимым. К этому мнению о микробах склонялся Абу Убейа.
Конец света и воскрешение человечества
Люди толпами придут на место Суда и чувство страха будет переполнять их.
Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о больших знамениях, которые будут последним предупреждением для человечества перед его концом.
И среди них такие, как появление приемника из рода Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по имени Махди, который наполнит мир справедливостью. Появление человека, называемого Даджал (Антихрист) со сверхъестественными способностями, который явится причиной множества проблем и бед. Второе пришествие на землю Пророка Исы (мир ему). Появится существо из-под земли, называемое Даббатуль Ард, которое поразит землю. Появление огня в Хиджазе (вокруг Мекки и Медины). Восход солнца с запада. Появление народов Гога и Магога.
С первого дня, когда человек был отправлен на землю, посланники посылались к каждому народу с предупреждением о последнем времени. Отправленные тысячи лет назад посланники каждой общине говорили, что надо поклоняться Аллаху и прекратить совершать злодеяния. Народам было сказано о том, что если они будут поклоняться Аллаху, то получат Рай, а если же откажутся, то их ждёт наказание, и они будут отправлены в Ад. Предписание Аллаха было разным для прошлых народов. После Пророка Лута (мир ему), являвшегося племянником Пророка Ибрахима (мир ему), существование его народа завершилось. Народ Пророка Лута (мир ему) является последним примером всеобщего наказания, упомянутого в Коране. После этого не было общин, повергнувшихся всеобщему наказанию, но они получали наказания соответственно своим плохим деяниям. Их постигли войны, голод, катастрофы и множество подобных явлений.
До последнего Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) каждый пророк отправлялся к определённой общине. В Священном Коране в 78 аяте суры «Прощающий» наш Господь говорит:
«Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе».
А также в 47 аяте суры «Юнус» говорится: «У каждой общины есть посланник».
В 24 аяте суры «Творец» также говорится: «Мы послали тебя с истиной добрым вестником и предостерегающим увещевателем, и нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель».
От первого человека до наших дней, будь то большая или маленькая, но к каждой общине, существовавшей на земле, были отправлены посланники.
И как это сказано в Коране среди них есть такие, о которых сообщается, и такие, о которых не сообщается. Но наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) имеет отличие от других пророков – он был послан для всего человечества. И его послание носит универсальный характер. То, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был послан, и то, что после него больше не будет других пророков, является самым ясным знамением Конца Света.
Загрязнение окружающей среды, нехватка источников чистой воды, возникновение озоновых дыр, увеличение населения, исчерпание нефтяных источников являются темами, которые всё больше и больше упоминаются в СМИ. Если всё это будет продолжаться, то учёные даже не представляют, каким станет мир спустя 100 лет. В начале 20-го столетия население земли составляло 1 миллиард человек. С ежегодным увеличением на 1.85 % к 1950 году оно достигло 2.5 миллиарда. 35 лет спустя после этого, с увеличением ежегодно на 2 %, оно уже достигло 5 миллиардов. Ежегодное увеличение в своё время достигло даже 2 %. Если перенаселение будет продолжаться ежегодным увеличением в 2 %, то к концу 21 века население земли достигнет приблизительно 40–50 миллиардов человек. Говорить о 22 и 23 столетиях, нет необходимости, потому что результаты даже представить невозможно. Оптимистичные эксперты полагают, что даже если увеличение в процентном соотношении спадёт с 2 до 1 процента, то тогда к концу 21 века, население достигнет около 15–20 миллиардов. На самом деле это не утешительные прогнозы. Как бы ни было, мир продолжает существовать с населением 7 миллиардов и со всеми своими проблемами, но сможет ли он продолжать существовать с населением 10, 20, 30, 50 или даже 100 миллиардов? Это известно лишь одному Создателю! Человеческий разум не в состоянии представить время и событие конца существования всего. Потому что час наступления этого момента известно лишь Аллаху. Это Его решение.
Исчезновение всего в Коране обозначается как «Час», и что этот час придёт внезапно! Определённый час наступит в определённый день, и всё потонет в хаосе. Как говорится в поэме Яхьи Кемал Бейатли: «Пока бесконечность веселится музыкальным произведением, струна ломается и теряется гармония навсегда!».
Несомненно, в предписанный день, в предписанный час наступит тот самый миг. И всё исчезнет! Но потом снова всё будет создано, как это было в первый раз. В 48 и 47 аятах суры «Ибрахим» и в 104 аяте суры «Пророки» Всевышний говорит:
«В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным».
«Не думай, что Аллах нарушает обещания, данные Своим посланникам. Воистину, Аллах – Могущественный, Способный на возмездие».
«В тот день Мы свернём небо, как сворачивают свитки для книг. Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это»;
«Истину сказал Всевышний Аллах».
Следующим уровнем будет уровень, именуемый «къыяма». «Къыяма» дословно означает: «воскрешение» или «поднятие на поверхность из могил». С выходом из могил или воскрешением, как известно, начнётся День отчёта, День страшного Суда. Небеса и земля будут воссозданы. Поверхность земли будет местом, приготовленным для последнего Суда. Все и всё будут собраны. Джибраил и другие ангелы в этот день спустятся на землю. Будут слышны крики и оглушающие голоса. Земля расколется, люди выйдут из своих могил в смятении и в ужасе. Они будут подобны росткам весной. И те, которые увидели Конец Света, и те, кто не увидел, – все люди, души которых покинули их тела, обретут новые тела для воскрешения. По приказу созывающего, все они пойдут на место Суда. Несмотря на бесчисленное количество людей, будет царить тишина. Место изменится и время изменится. Восприятие человеком времени также будет изменено. Люди будут чувствовать себя словно пробуждённые ото сна. Они начнут шептаться между собой. Люди, пребывающие в недоумении от происходящего, спросят: «Что происходит? Кто нас разбудил?» Некоторые будут клясться друг другу, что они пробыли на земле всего лишь незначительное время. А некоторые будут знать, что происходит. Но скажут с чувством сожаления: «Как же это ужасно! Это очень трудный день!» Будет другая община, которая также будет знать, что происходит. И она скажет им: «Пророки предупреждали вас о наступлении этого дня!» Люди толпами придут на место Суда. Каждый будет обеспокоен. Чувство страха и душевного волнения будет переполнять их. Потому что это будет одним шагом перед вратами вечности. Там будут присутствовать также и все пророки, которые будут находиться в ожидании того, чтобы свидетельствовать за или против своих общин. Все будут собраны.
И никто не будет забыт. Последний Фараон, Намруд и другие тираны – они все будут там. Беззащитные, беспомощные и с осознанием прихода своего конца.
И только Аллаху принадлежит решение в тот день.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Подробное описание Вечной жизни
Что нас ждет после смерти?
Как известно, пятым столпом веры (имана) мусульманина является вера в Судный день. Уверовавший во Всевышнего Аллаха и в Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение) должен верить и в наступление Конца Света и Дня суда, ибо об этом говорит Всевышний в Коране, – сообщил нам Его Посланник (мир ему и благословение), а в этих источниках нет ничего ложного или недостоверного, в чём все мусульмане должны быть глубоко убеждены.
Творцом установлено для человека пять периодов: первый – жизнь в мире душ; второй – в чреве матери; третий – жизнь в этом мире; четвертый – в могиле и в мире Барзах (Барзах – мир душ, место их пребывания после смерти в ожидании Судного дня); пятый – жизнь после Судного дня и пребывание в аду или раю.
Жизнь в этом мире – экзамен, который определит жизнь в мире вечном. Вера в Судный день является одним из столпов имана, возлагающим ответственность за действия, совершаемые в этой жизни. Поэтому в Священном Коране вера в Судный день часто упоминается рядом с верой в Аллаха. Например, (смысл): « Кто уверовал в Аллаха и в последний, Судный день и творил благие деяния, – им награда у Господа их, они не будут испытывать страха, и не будут они печальны » (сура «Аль-Бакара», аят 62).
Точное время наступления Конца Света явно не указано ни в Коране, ни в хадисах. Известны лишь его малые и большие признаки.
Перечислим некоторые из малых признаков приближения светопреставления:
1) распространится невежество, исчезнут религиозные знания, люди станут открыто употреблять алкоголь и совершать прелюбодеяние;
2) человеческая жизнь обесценится, убийства станут привычными;
3) почти не останется справедливости, а понятия «дозволенное» (халал) и «запретное» (харам) будут преданы забвению;
4) станут меньше слушаться родителей и больше повиноваться женщинам;
5) распространится обман в торговле при взвешивании и отмеривании, все станут на это жаловаться;
6) уважение к человеку уменьшится до крайности, не будут выслушиваться советы;
7) в городах увеличится число переселенцев и беженцев; дома станут выше (многоэтажнее); недостойные люди окажутся в почёте, у них будет власть и слово;
8) гадание и азартные игры распространятся повсеместно;
9) время станет пролетать незаметно;
10) увеличится расточительство;
11) предпочтение будет отдаваться благам и наградам мирской жизни.
Помимо этого есть множество других малых признаков приближения Конца Света, и они все уже сбылись.
Есть также и большие признаки:
1) появится имам Махди и заполнит весь мир справедливостью;
2) появится даджаль (ложный мессия, антихрист);
3) спустится на землю пророк Иса (мир ему);
4) народы яджудж и маджудж (гог и магог) рассеются по земле;
5) появится огромное животное Даббатуль-ард;
6) солнце взойдёт с запада;
7) появится дым и простоит 40 дней;
8) со стороны Хиджаза (область в Саудовской Аравии) явится сильный огонь;
9) содержимое Корана поднимется на небеса;
Коран и хадисы сообщают нам, что все люди умрут, а их души от тел отделит ангел смерти Израиль (мир ему). (Израиль (Азраил) (мир ему) – один из старших ангелов; ангел смерти, которому поручено отделять души людей от их тел по окончании отведённого им жизненного срока).
Затем, после похорон, являются два ангела, Мункар и Накир (мир им), и допрашивают умершего. Они спрашивают, кто его Господь, кто его пророк, какова его религия. Имамы аль-Бухари и Муслим передали от Анаса (да будет доволен им Аллах) следующий хадис Пророка (мир ему и благословение): «Воистину, после того, как раба Божьего похоронят, и друзья покинут его могилу, и он услышит звук их удаляющихся шагов, подойдут к нему два ангела, посадят его и спросят: «Что ты говорил о Мухаммаде (мир ему и благословение)?» Если умерший был верующим, то он ответит: «Я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком, что он – раб Аллаха и Его Посланник». И тогда ангелы скажут ему: «Посмотри на свое место в аду: Аллах заменил его тебе местом в Раю», и он увидит оба эти места. А если умерший был неверующим (кафиром) или лицемером (мунафик – лицемер по отношению к вере, т. е. неверующий, выдающий себя за мусульманина, а на самом деле не любящий Ислам или же сомневающийся в его истинности), то на вопрос ангелов он ответит: «Не знаю. Я говорил то, что говорили о нём люди». Ангелы скажут ему: «Не знал и не ответил». Затем ангелы ударяют железным молотом между его ушей, и он закричит столь громко, что его услышат все вокруг, кроме людей и джиннов». Могила, в зависимости от земных деяний, для одних станет райским садом, для других – ущельем ада.
Настанет день, и один из великих ангелов, Исрафиль (мир ему) (один из архангелов. Дважды вострубит в свой сур (рог): первый раз – возвещая о наступлении Конца Света, и тогда умрёт всё живое, кроме Всевышнего Аллаха, и второй раз – для воскрешения народа в Судный день, когда Всевышний будет отчитывать Своих рабов), вострубит в рог (сур), диаметр которого равен размеру небес и земли, возвещая о Конце Света. В это время на земле уже не останется истинно верующих людей. Поэтому эту страшную картину не увидят праведные рабы Аллаха. Время, когда наступит Судный день, знает только Всевышний. Звуки этого рога будут настолько устрашающими, что, услышав их, всё живое придёт в ужас. Хищные звери, другие животные и люди не будут бояться друг друга, ибо страх, наведенный звуками рога Исрафиля (мир ему), заставит их забыть о страхе друг перед другом. Об этом говорят и слова Всевышнего (смысл): « Когда дикие звери будут собраны » (сура «Ат-Таквир», аят 5).
Устойчивый, гармоничный мир, по велению Творца, придёт в расстройство и погибнет. Страшная картина Конца света описана во многих сурах Священного Корана и хадисах Пророка (мир ему и благословение). Их невозможно читать без содрогания. Они являются постоянным напоминанием о бренности этого мира и ответственности каждого за своё поведение на этом свете, за рациональное использование времени, отпущенного нам Всевышним в этой жизни.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном ат-Тирмизи, говорится: « Как я могу блаженствовать, когда Ответственный за рог уже взял его, приготовился и внимательно слушает, когда будет отдан приказ и настанет момент подуть в него?! » Комментируя этот хадис, Мукатиль сказал: «Этот рог – труба, а говорится здесь об Исрафиле, который приложил его ко рту. Ширина отверстия рога – как ширина небес и земли. Он смотрит в направлении Арша, а когда будет отдан приказ, он подует в первый раз. Когда он сделает это, все обитатели небес и земли погибнут, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить в живых, а именно Джибриля, Микаиля, Исрафиля и ангела смерти (мир им). Потом прикажут ангелу смерти забрать душу Джибриля, потом Микаиля, затем душу Исрафиля, а потом и ангелу смерти (мир им) прикажут умереть. После того как создания пробудут в промежуточном состоянии 40 лет, Создатель воскресит Исрафиля (мир ему) и прикажет тому подуть во второй раз. На это указывают следующие слова Всевышнего Аллаха (смысл): « Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть » (сура «Аз-Зумар», аят 68). (Или: «Встанут на ноги и будут смотреть на Воскресение»).
Итак, когда Исрафиль (мир ему) вострубит в рог во второй раз, воскреснут все когда-либо жившие на этом свете, воскреснут, чтобы держать ответ за все свои земные деяния.
Все соберутся в обширной местности Арасат, или на Махшаре (место сбора). Первым встанет из могилы Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и придёт на свое место в почете, окруженный 70 тысячами ангелов.
Все будут мучиться в ожидании Суда. Люди будут находиться в униженности, смирении и слабости во время Воскрешения и собрания, когда они будут бояться и ждать, какое же решение примется в отношении их и будут они вечно счастливы или вечно несчастны. В зависимости от земных деяний они будут находиться в разных условиях: для одних это время растянется на тысячи лет, для других пройдет очень быстро и они будут пребывать в благоденствии. В этот день особые категории правоверных найдут прибежище в тени Арша, рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха).
Обитатели Махшара кинутся к пророкам, чтобы попросить у них заступничество (шафаат – помощь, оказываемая пророками и другими праведниками с дозволения Всевышнего Аллаха) о начале допроса, пророки же будут отправлять их от одного к другому, и в конце концов они придут к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он попросит облегчения у Всевышнего, который примет его ходатайство, и начнётся Великий суд. Это является общим заступничеством Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я попросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы тот заступился за меня в День воскрешения. Он ответил: “Я сделаю это, если на то будет воля Всевышнего Аллаха”. Я спросил: “А где мне искать тебя?” Он ответил: “Сначала ищи меня у Моста”. Я спросил: “А если я не встречу тебя у Моста?” Он ответил: “Тогда ищи меня у Весов”. Я спросил: “А если я не найду тебя и у Весов?” Он ответил: “Тогда ищи меня у Водоёма, и, поистине, я не ошибаюсь насчёт трех этих мест”». Этот хадис приводит ат-Тирмизи. В этот день все, кроме пророков, ангелов и особой категории верующих, будут строго допрошены о своих земных деяниях.
Все земные деяния людей записывают два ангела: один из них, Ракиб (мир ему), находится у правого плеча и записывает все хорошие деяния, другой – Атид (мир ему) – у левого плеча и записывает все плохие деяния. Причём плохие деяния записываются не сразу, ангел ждёт, может быть, человек искренне пожалеет о содеянном и раскается. В случае покаяния плохое деяние не записывается. Поистине, безгранична милость Всевышнего Аллаха! Он дает возможность каждому искренне покаяться и увеличить количество хороших деяний. Создатель дал нам и другие возможности увеличить благие деяния. Он дал нам священные дни и ночи, когда в десятки и сотни раз увеличиваются воздаяния за наши благодеяния. Поэтому нам необходимо всеми силами стараться совершать благое и воздерживаться от порицаемого, ибо так же и грех, совершённый в эти периоды времени, увеличивается.
Итак, в День суда все земные деяния будут учтены, включая самые мизерные. Хорошие и плохие деяния будут взвешены особыми весами Мизан. И может оказаться, что самое мизерное хорошее или плохое деяние сыграет решающую роль и склонит чашу весов в ту или иную сторону.
Поэтому необходимо стараться соблюдать нормы Ислама во всём, даже в мелочах.
Абу Давуд передал от Хасана, что однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах) заплакала, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Почему ты плачешь?» Она ответила: «Я вспомнила Огонь и заплакала. Вспомните ли вы своих родных в День воскрешения?» Он сказал: «В трёх местах никто ни о ком не вспомнит: у Весов, пока не станет известно, тяжелы они или легки; при раздаче книг деяний, пока не узнает человек, получит он её справа или слева, и на Мосту, установленном над пропастью ада, пока не узнает человек, пройдет он через него или нет».
Те, у кого хороших деяний окажется больше плохих, получат записи своих земных деяний справа и спереди, они будут названы поимённо и обрадованы блаженным Раем. Они не попадут в ад. А наказание, соответствующее их грехам, они получат в могиле, в День суда, при переходе через мост Сират. Те же, у кого окажется больше плохих деяний, книгу деяний получат сзади, они также будут названы поимённо и ввергнуты в пламя ада. Передают, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «В День воскрешения приведут сына Адама (мир ему) и поставят между чашами Весов, а рядом с ним встанет ангел. И если чаша Весов, на которой будут его благие деяния, перевесит, он скажет голосом, который услышат все: “Такой-то познал счастье, после которого не будет горя!” А если эта чаша Весов раба взлетит вверх, ангел скажет голосом, который услышат все: “Такой-то познал горе, после которого не будет счастья!” И если чаша его благих деяний окажется легкой, то придет адское воинство, в котором у каждого воина будут плети из железа, все воины там будут одеты в одежды из огня, и они заберут долю Огня в Огонь».
После Суда каждому необходимо будет перейти мост Сират, который для некоторых будет тоньше волоса и острее лезвия меча. А для праведников этот мост будет широким. Мост Сират проходит над пропастью ада и ведёт в Рай. В зависимости от земных деяний люди перейдут Сират по-разному: некоторые перейдут его мигом, другие – долго и мучительно. Ибн Маcуд передал: «Установят Мост над самой Геенной, он будет как острие наточенного меча, скользкое место испытания. На нём будут крюки из Огня,
если схватят они человека, тот, поражённый, упадёт вниз. Кто-то пересечёт его подобно молнии – этот, несомненно, спасётся. Другой пронесётся как ветер – этот тоже спасётся. Сначала – со скоростью скачущего коня, потом – со скоростью бегущего человека, затем – как быстро идущий человек, после – как человек, идущий шагом. Последним будет человек, которого Огонь уже обжёг и поразил, а потом Всевышний введет его в Рай по Своей Милости и Щедрости. Ему скажут: “Проси чего хочешь!” Он ответит: “Господь мой! Ты насмехаешься надо мной, будучи Всемогущим Господом?” Ему снова скажут: “Проси чего хочешь!” Потом Он скажет: “Тебе – то, что ты пожелаешь, и еще столько же”». А те, у которых плохих деяний больше, не смогут перейти Сират, упадут с него и окажутся в объятиях страшного пламени ада.
Но некоторые грешники, которые заслужили наказание, спасутся благодаря заступничеству Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Другие пророки и святые праведники тоже получат право на заступничество, соответствующее своему уровню.
В Судный день правоверные смогут напиться в водоёме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который называется Хавз, вода в котором белее молока, слаще мёда, прохладнее снега. Испивший её единожды утолит жажду навсегда.
Попавшие в Рай будут молодыми, здоровыми (в возрасте 33-х лет) и останутся там навечно, наслаждаясь его невиданными и неслыханными благами, о которых и не мечтали. Достаточно будет лишь подумать о каком-либо благе – и обитатели Рая получат его. Здесь праведников будут услаждать прелестные гурии. Каждый получит блага, соответствующие своим добрым деяниям в земной жизни.
Праведники в Раю смогут лицезреть Всевышнего Аллаха, каждый приблизится к Нему по мере своих добрых деяний. Лицезрение же Создателя и Его довольство нами является высшим наслаждением, высшим благом. Но и в Раю все будут находиться на разных уровнях в соответствии с деяниями и будут завидовать тем, кто лучше соблюдал предписания религии.
Мусульмане, попавшие в ад, получат соответствующее наказание в зависимости от своих греховных деяний.
И отбыв в аду свой срок в зависимости от тяжести грехов, затем попадут в Рай, где пребудут вечно. Неверующие и лицемеры останутся в аду навечно. В аду также имеются разные уровни мучений, в зависимости от тяжести злодеяний и грехов. Чем больше мы будем помнить о Дне суда, осознавать, что придется ответить за каждый поступок, за каждое слово, тем легче будет оставить греховные поступки.
В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным, непреходящим и последним пристанищем человека, которое может стать для него или блаженным райским садом, или огненной ямой ада.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.