дабл трек вокала что это
Дабл трек для «толстого» звука
Если вы не знали, ваша DAW умеет «задваивать» звуки в олдскульном стиле и дает Вам гораздо больше контроля, чем тот, что был у продюсеров в былые времена.
С момента зарождения поп-музыки продюсеры упорно работали над тем, чтобы вокал и инструменты по объему звучали «больше самой жизни». На протяжении многих лет для этого использовались различные тактики: эквализация, компрессия, искажение, энхансеры (расширители), дилеи и ревербераторы — все это известные примеры. Но одним из самых основных способов придать звуку веса является дабл трек или работа со слоями. В этой статье мы познакомим вас с несколькими простыми и эффективными методами, которые легко можно попробовать в своей DAW.
Стена звука
Мы начнем с самого начала или около того. Знаменитая «Стена звука» Фила Спектора вызвала революцию в технике «утолщения», основанной на буквальном удвоении инструментов. В продакшне Спектора одна и та же партия исполнялась более одного раза или на нескольких инструментах. Он использовал своих музыкантов как оркестр с большими ансамблями гитар, фортепиано, басов, валторн, вокала и многого другого, чтобы создать плотную звуковую текстуру. Чтобы точно воспроизвести его подход, вам понадобится доступ к огромным студийным пространствам и неограниченный запас первоклассных сессионных исполнителей. Не помешает и немного сумасшествия с Вашей стороны! ))
Проделали бы такую работу? Хотя в толстых текстурах звука Spector и есть что-то немного волшебное и привлекательное, но там не обошлось и без недостатков. Например, в стереополе звуки могут казаться размытыми, и чем больше инструментов вы накладываете, тем более размытыми становятся вступления нот. К счастью, тактика Спектора привела к появлению целого ряда других техник дублирования и обработки, которые при некоторой изобретательности и технологии были не только более подъемными для низких бюджетов, но также, возможно, даже более эффективными.
Основы дабл-трекинга
Самая простая из техник записи слоями — это старый добрый дабл-трекинг. По сути, тут всё сводится к тому, чтобы спеть или сыграть одну и ту же партию более одного раза и записать каждый дубль на отдельную дорожку в вашей DAW. Как и в случае со Стеной Звука, микро различия в высоте тона и времени приводят к более толстой звуковой текстуре, но стоит быть избирательным в отношении того, к каким партиям применять именно этот прием. Чаще всего, он используется для «утолщения» вокала, акустических и электрических гитар.
Закадычные друзья
Перед тем, как применить сложную обработку и эффекты, подумайте, может быть где-то в песне есть место, откуда можно «украсть» подходящий дубликат. Если предположить, что Вы пишете песню последовательно (а не копируете части аранжировки и вставляете их по ходу песни), можно всегда пробовать создать дабл-трек именно таким способом. Например, можно скопировать ведущий вокал из первого припева и использовать его для дабл-трека на втором припеве, и наоборот.
Чем лучше певец, тем легче это сделать, но даже если будут расхождения по таймингу, все получится – просто воспользуйтесь инструментами для варпа в Вашей DAW и всё всё встанет на свои места. В каких-то DAW есть способы сделать это быстрее (с такими инструментами, как VocAlign и Revoice Pro), но даже если Вам придется нарезать партию на фразы и слова и подгонять под оригинальную дорожку, это не такой уж и титанический труд.
Обратите внимание на слова, которые тянутся или наоборот, короткие. Для более коротких слов Вам, возможно, придется прибегнуть к растягиванию по времени (time warp), а более длинные часто можно просто уводить фейд-аутом. Точно так же для слов, оканчивающихся на звуки [t] (или другие фрикативные согласные без тона), если у Вас не выходит четко подогнать один [t] под другой, можно попытаться зафейдить конец слова. Популярная техника со времен магнитной ленты, работает отлично до сих пор.
Естественный звук нужен не всегда; часто хочется просто более плотного звука в приятной с музыкальной точки зрения форме.
Имитируйте
Но что, если реальные дабл треки вообще не вариант? Что ж, есть разные способы имитировать этот эффект. Какие-то звучат более естественно, чем другие, но естественный звук нужен не всегда; часто хочется просто более плотного звука в приятной с музыкальной точки зрения форме.
Традиционной опцией в таком случае был «искусственный дабл-трекинг» или ‘ADT’. Изначально такой эффект появился из-за пресловутого “slapback delay” на множестве записей рокабилли и Элвиса Пресли. На них проигрывалась копия вокала на второй ленте и, при добавлении к оригиналу давала знаменитый саунд 80-х. Задержку просто сократили, при чём, чем меньше была разница в тайминге, тем сильнее эффект напоминал дабл-трек. Если, конечно, оборудование было идеально отстроено, ведь из-за непредвиденных «уааау» и дрожания пленки, дабл трека можно было так и не добиться.
Более знакомый эффект авто-дабл-трека был создан инженерами Abbey Road (кстати, в частности горячо любимый Джоном Ленноном, и, соответственно, встречавшийся на многих записях Битлов). Здесь уже вручную регулировались пленочные дилеи с короткой задержкой. Такие махинации со скоростью создавали микро-вариации питча и времени, из-за чего эффект казался более полным и богатым, по сравнению с американскими методами. Соединив 2 пленочных проигрывателя так, чтобы относительную задержку между ними можно было подгонять до нуля или даже обращать, возникало пленочное фазирование или эффект фленжера, создавая еще более странный звук на высоких скоростях.
Как и предполагает название плагина, Waves Reel ADT воссоздает именно этот эффект, и это хорошо у него получается. Стоит обратить на него внимание, если Вам нужен конкретно такой эффект, описанный выше. VoxDoubler от Sonnox делает то же самое. Если у Вас нет подобных плагинов, не расстраивайтесь, можно вполне обойтись и другими плагинами, имеющимися в наличии.
Питч идей
Старый добрый трюк – это дуплицировать дорожку и накинуть на каждую версию по собственному плагину питч-шифтера. Настройте один на несколько делений выше, другой на столько же делений ниже (обычно от двух до шести делений), и вы заметите, что звук станет намного богаче. Добавьте задержку от 20 до 40 миллисекунд (используя плагин или функцию задержки трека) к одной из дорожек, и эффект станет еще более убедительным. Слегка распанорамируйте две части, если хотите более широкий звук. Можно пойти дальше, оставив необработанный оригинал в центре и проделав этот процесс на двух дубликатах дорожки, сдвинув дубликаты по питчу по сторонам и добавив легкий дилей. Первоначально этот трюк делали с использованием гармонизаторов Eventide и дилеев AMS. Есть специальные плагины, такие как Microshift от SoundToys, но вы можете использовать и базовый питч-шифтер вашей DAW.
В моей DAW, Logic Pro X, плагины можно вешать в конфигурации dual-mono, поэтому мне можно не копировать саму дорожку – я просто настраиваю левый канал плагина отдельно от правого, плюсом ко всему, плагин питча Лоджика, который имеет ползунок задержки, можно включать дилей внутри шифтера. Неважно, как Вы достигаете эффекта, принцип один: Вы вносите разницу в питч двух одинаковых сигналов и отделяете их друг от друга дилеем, чтобы все звучало естественно.
Слегка улучшенная версия этого эффекта достигается при помощи плагина питч-коррекции. Она работает прекрасно в том случае, если партия, которую вы дуплицируете находится в моно, не имеет предварительной обработки и протечек. Скопируйте оригинальную дорожку и добавьте короткую задержку к копии (или нескольким копиям). Затем вставьте питч-корректор на дорожку(-ки) с задержкой и регулируйте скорость коррекции, пока эффект не наберёт силу; очевидно, здесь присутствует некоторая художественная свобода, Ваши уши подскажут вам, когда надо остановиться. При использовании двух дубликатов Вам, возможно, захочется сместить высоту тона, как в более простой версии эффекта, но большинство питч-корректоров позволяют это, поэтому можно сделать все это в одном плагине.
Преимущество этого метода в том, что разница в высоте тона между партиями всегда меняется, так как корректор высоты тона играет в догонялки с оригинальным сигналом. Однако не забудьте оценить результат при воспроизведении всего микса; то, что звучит «крупно» в изоляции, легко теряется в контексте. Вы удивитесь, но можно обойтись более напористым фейковым ADT эффектом на бэк-вокале вместо основного. В большинстве случаев можно оставить корректор высоты звука в хроматическом режиме по умолчанию, хотя, если вы знаете, какие ноты используются в песне, выбор гаммы, включающей только эти ноты, может помочь.
Этот метод великолепно работает с электрогитарами, можно добиться разницы в звуке двух дорожек, выбрав другой усилитель или кабинет, это добавит эффекта также, как и питч с таймингом. Также можно выкрутиться, добавив немного больше времени задержки, чем это обычно допустимо на вокалах, что создаст эффект «стадионного» рок-звука.
Любые другие эффекты, которые вы обычно используете на гитарной дорожке, можно применить и к скопированному треку, но попробуйте немного покрутить ручки параметров, чтобы дилей или модуляция не работали с одинаковой скоростью на обоих треках. Разные настройки реверба тоже помогут.
Более мягкая вариация на ту же тему – использование достаточно агрессивной питч-коррекции на посыле, идущим на реверб, настроенный на ранние отражения. Только питч-коррекция идет на реверб, что означает, что сам вокал останется нетронутым, он будет звучать естественно, но пространство другой дорожки будет звучать по-другому, это изменит общую текстуру звука и обогатит его.
Все способы хороши
Плагины в инсертах – не единственный способ достичь такого эффекта. Если у вас есть оффлайновый инструмент коррекции высоты тона/времени, такой как Melodyne или Revoice Pro, можно добавить кое-какие вариации тайминга в микс. Эти программы, наряду со встроенными инструментами DAW, такими как Cubase VariAudio, позволяют создавать копии аудиофайлов со случайными отклонениями по высоте тона и времени. Если вам нужен фейковый дабл-трек с естественным звуком, этот метод может оказаться более эффективным, чем встроенные корректоры высоты тона. Но наиболее естественное уплотнение звука по-прежнему возможно только при помощи записи реальных дублей, и, как я уже сказал ранее, «естественный» не всегда будет наиболее приятным с музыкальной точки зрения вариантом.
Double Tracking
В этой статье вы узнаете что такое дабл-трекинг? В переводе с английского double tracking означает двойную дорожку. Это простая техника звукозаписи, которая предполагает дважды записывать вокалистам одну и ту же партию. Так скажем, метод двойной дорожки. Это когда вместо одной, запись происходить сразу на два трека.
Спрашивается, что это дает? С одной стороны, это дает особый художественный эффект (как бы двойного голоса). С другой стороны, это весьма полезный технический прием. Например, когда аранжировка песни очень насыщена инструментами, то часто вокал просто тонет в ней из-за дефицита плотности и густоты тембра. В таком случае дабл-трек сможет помочь нам, сделать вокал плотнее, насыщеннее и не дав ему утонуть в фонограмме. Это также можно сделать, не создавая явного эффекта раздвоения голоса.
Тем более такая методика и специфика записи вокала очень проста. Главное, чтобы вокалист исполнил обе партии ритмически и максимально одинаково. В противном случае это будет не double track vocals, а просто два вокальных трека. Также хочу отметить, что имеется очень серьезный минус в виде появления избыточного дисбаланса. Из-за него будет появляться искажение вокальных партий, что пагубно повлияет на композицию в целом.
А уже после того, когда обе партии записаны, вам лишь остается отрегулировать их баланс, добиваясь таким образом, необходимого звучания.
Также стоит отметить, что помимо double tracking vocals есть еще метод двойной дорожки и для записи музыкальных инструментов. Причем для каждого инструмента будет своя особенность. В основном звукозапись проходит по краям панорамы. Поэтому при записи в домашней студии какой-либо конфликт между инструментами наблюдаться не будет. Так что тут можете не переживать из-за ужасной читаемости или избыточной асимметрии.
Впервые технология double tracking была разработана в 1960-х годах инженерами студии Addey Road при записи всеми известной группы The Beatles. Запись проходила на соединенные между собой магнитофонами с изменением скорости самой звукозаписи. Так имитировался эффект дабл трекинга. Именно после этого технологического открытия на различных устройствах появилась возможность создания эффекта двойного эха.
Кстати, при записи вокала, двойное эхо частенько использовалось в альбомах Джона Леннона. Из-за этого некоторые критики даже жаловались. Им казалось, что вокал записывался в обычной ванной комнате. Но были и те, кто по достоинству оценивал качество вокала исполнителя.
Вокальный Дабл-трек
Я думаю, что дабл-треки были придуманы в тот же день, когда изобрели многодорожечный магнитофон! Если певец исполнит одну и ту же партию дважды, то одновременное воспроизведение обоих треков может дать волшебное и богатое утолщение звука. Однако, этот метод очень зависит от способности певца один в один пропеть дублирующую партию – с такими же высотными, артикуляционными и прочими нюансами. Некоторые исполнители способны на это каждый раз, другие – не могут и двух раз одинаково пропеть одну и ту же фразу, что приводит не к утолщению, а к мешанине.
Есть много способов сымитировать двойной вокальный проход, и немного позже мы поговорим о них, но пока что давайте рассмотрим некоторые уловки, которые можно использовать для улучшения настоящей двухдорожечной вокальной записи.
1) Если Вы хотите, чтобы дублирующая партия звучала максимально близко к основной, то попытайтесь записать дабл сразу же после базового трека. У певца будет ещё «свежо» впечатление от первого прохода, и он сможет воссоздать в дабл-треке такое же чувство. Тем более, у Вас будет одинаковое положение микрофона, одинаковое окружение и всё остальное. Конечно, скорее всего будут некоторые отклонения, но комбинированный результат должен звучать чётко и плотно.
2) Предположим, что Вы делали исходную запись, не задумываясь создании дабл-трека. Но позже у Вас возникла потребность в нём. Будет неплохо, если вдруг сохранился удачный дубль (тейк). Большинство песен имеет повторяющиеся секции, и если чувство трека в течение песни изменяется не слишком сильно, то Вы можете скопировать эти места из дубля и подложить их под соответствующие секции (либо скопировать всю секцию целиком вместе с дублем и вставить в нужных местах). Тем не менее, будьте внимательны, поскольку использование одинаковых дабл-треков по всей песне может привести к слишком однообразному звучанию.
3) Если возникают проблемы с интонированием, Вы можете использовать программное обеспечение для исправления высотных огрехов – такое, как Auto-Tune или Melodyne. Но не стоит слишком радикально подходить к обработке: легко сгладить все естественные маленькие различия в высоте, которые и дают нам богатый звук!
4) Если певец поёт точно в ноты, то у Вас может проявиться аналогичная проблема – особенно на длинных нотах, когда две партии будут сливаться в одну без какого-либо положительного эффекта. Есть неплохая уловка, могущая заставить такого идеального вокалиста спеть немного в «сторону»: пропустите тот микс, который поступает в его наушники, через питч-шифтер и оттранспонируйте его на несколько центов. Благодаря этому, певец споёт новую партию чуть-чуть выше или ниже оригинала. С другой стороны, ничто не мешает подвергнуть подобной обработке и уже записанные треки.
5) Если окончания слов приходятся на твёрдые согласные звуки (такие, как Т или Д), то комбинированный результат может звучать очень грязно, если певец заканчивает их не синхронно с основной партией. Для начала, Вы можете попросить, чтобы вокалист смягчал окончания слов при записи второго прохода. Благодаря этому отчётливыми останутся только лишь твёрдые окончания базовой партии.
В более тяжёлых случаях Вы можете использовать средства, которые сейчас имеются в практически любой DAW. При их помощи можно легко порезать дублирующую партию на отдельные слова и фразы, и потом визуально выстроить их в одну линию с соответствующими местами основного трека. Если некоторые слова в дублирующем треке заканчиваются позже, то для их укорочения Вы можете использовать фейды или автоматизацию уровня. Но, если же индивидуальные слоги являются слишком длинными или короткими, то, вероятно, Вам придётся порезать слова на отдельные слоги и использовать тайм-шифтинг, чтобы подогнать их под базовый трек. Такая функциональность доступна сейчас в любой современной DAW. Например, в Cubase 5 не понадобится даже резать файл: при помощи такой функции, как VariAudio, Вы можете откорректировать нужные участки прямо внутри целого файла. Тем не менее, если Вам приходится тратить много времени на такую работу, используйте специализированное программное обеспечение – такое, как Synchro Arts Vocalign (недавно вышла и VST-версия).
В процессе развития технологии было сделано множество попыток найти такую обработку, которую можно применить к единственной вокальной партии, и заставить её звучать так, как будто имеется настоящий дабл-трек. Некоторые из этих попыток оказались довольно успешными, другие же потерпели неудачу на техническом уровне, но зато стали отдельными самоценными эффектами.
1) Первая, и самая очевидная технология носит название ADT (automatic double-tracking). Использовался магнитофон, при записи на который одновременно включался и мониторинг записанного сигнала (то есть, воспроизводящая головка сразу же считывала записанный звук). Это создавало короткую «slap-back»-задержку. Именно эта технология даёт эффект, знакомый нам по бесчисленным ранним рок-н-ролльным записям, и который также мастерски эксплуатировался такими артистами, как Джон Леннон.
Вы легко можете получить подобный эффект и при помощи современных технологий. Просто добавьте цифровую задержку примерно с таким же уровнем, с каким звучит оригинальная партия, выставьте время задержки 80 – 120 мс и установите обратную связь на минимум (чтобы был только один повтор).
3) Альтернатива модуляции – это транспонирование (питч-шифтинг). Передвиньте оригинал на 4 – 8 центов вверх, а его копию – на такое же количество вниз. Во многих случаях, это ближе к высотным вариациям, происходящим во время живого исполнения. Кроме того, такой способ позволяет избежать иногда слышимого эффекта циклической LFO-модуляции.
4) Теперь у нас есть такие плагины, как Antares Duo, который пытается максимально близко приблизится к эффекту настоящего дабл-трека. Он достигает этого, внося маленькие случайные изменения в высотные и временные характеристики копии оригинального сигнала. Другие плагины могут создавать не только вторую вокальную линию, но и несколько дополнительных партий. Кроме того, они позволяют смещать форманты голоса, чтобы создать различный характер для каждой из дополнительных партий.
При помощи PSP Audioware Lexicon PSP42 Вы можете создать очень короткие, яркие модулированные задержки, дающие богатый и насыщенный эффект, подобный «настоящему» ADT.
Попытайтесь объединить вышеописанные способы, чтобы найти свой собственный рецепт получения искусственных дабл-треков. Вот, для начала, некоторые стратегии:
Во-первых, скопируйте вокал на другой трек, задержите его на 80 мс (или около того) и довольно радикально обработайте каким-нибудь автотюном (чтобы очень близко подтянуть к нотам, но не до такой степени, когда возникает «роботизированный» эффект). Даже если оригинальная партия была очень хорошо спета, должны проявиться достаточные высотные различия, дающие положительный слышимый эффект. Если зайти с автотюном слишком далеко, в вокале может возникнуть «фейзероподобное» звучание. В таком случае, используйте более медленное время срабатывания. Тем не менее, стоит отметить, что хотя этот «фейзероподобный» эффект обычно нежелателен, он имеет свою самостоятельную ценность и может дать прекрасные результаты при обработке такого инструмента, как гитара.
Antares Duo создаёт из одного источника две немного различающиеся партии. Он слегка изменяет высоту, тайминг и некоторые другие факторы. Хотя результат и не совсем такой, как при использовании настоящего дабл-трека, он тоже может добавить приятную толщину к вокальной партии.
В дополнение к этому можно использовать программное обеспечение, позволяющее изменять глубину вибрато, присутствующего в исполнении (не изменяя номинальную высоту нот). Некоторые DAW (как Cubase 5), имеют такую встроенную функциональность. Если Вы используете программу, не имеющую таких возможностей, применяйте продукты от сторонних производителей (как Melodyne). Уменьшая или увеличивая вибрато в дублирующей партии (которая, в идеале, должна быть всё-таки немного задержана), Вы можете получить вариации, создающие желаемый эффект.
Дабл-трек может добавить приятную толщину к вокалу, и хотя ничто не звучит настолько убедительно, как реальная вещь, у каждого «искусственного» подхода есть свой собственный характер, который может удовлетворить Вашей песне. Даже если Вы отвергаете искусственный дабл-трек на своём лид-вокале, Вы можете использовать его для утолщения бэков. Стоит не забывать, что подобная обработка, как правило, заставляет вокал немного отдаляться от слушателя. Таким образом, следует «поиграть» с эквализацией и уровнями, чтобы получить сбалансировано звучащий микс. Если Вы считаете, что Ваш певец способен на такую работу, то, в первую очередь, попробуйте записать дабл-трек живьём. В конце концов, ничто не мешает скомпоновать из множества разных дублей самую лучшую версию. А дальше Вам все карты в руки…
Дабл-трек!
Что такое дабл-трек? Из названия, думаю, понятно, что название дабл-трек образовано от английской фразы double track (дублирование трека).. Таким образом партия одного и того же инструмента в миксе воспроизводится дважды.. Какой в этом смысл и что мы получаем в результате использования дабл-трека?
Результатом использования дабл-трека является более плотное, более объёмное и более интересное звучание выбранного нами для дублирования инструмента.. Наиболее широкое распространение дабл-трек получил при использовании его на вокале и гитарах, но я рекомендую поэкспериментировать и с другими инструментами.. Например, по моим наблюдениям, очень хороший результат получается с перкуссией..
Как реализуется дабл-трек на практике?
Существует два способа реализации дабл-трека: реальный дабл-трек и искусственный.. Откровенно говоря, искусственный мне совершенно не нравится и я им уже достаточно долгое время совершенно не пользуюсь, но он тоже имеет место быть, поэтому расскажу и о нём:) Итак,
Реальный дабл-трек:
Хорошо отрепетированная партия вокала (дальше тоже буду в качестве примера использовать вокал) записывается на одну аудиодорожку, а для получения дабл-трека эта же партия записывается ещё раз, только уже на другую дорожку.. Вот и всё:) Разве что можно дать несколько полезных советов:
1. Разведя дорожки по панораме, можно получить очень хороший аутентичный стереоэффект.. Причём глубину панорамы можно устанавливать совершенно любую, хоть до упора противоположно, хоть по 25% для каждого канала — всё равно будет очень интересное звучание:)
2. В том случае, когда нужно получить партию второго трека максимально похожей на оригинальную партию — лучше записать её сразу же после записи оригинальной при одинаковых настройках.. Это придаст хорошую плотность и незаметную, но действующую динамику записываемой партии..
3. Если при записи по каким либо причинам не записал дабл-трек, его можно аккуратно вырезать и склеить из оригинальной партии при наличии в ней повторяющихся отрезков..
4. Для полного драматизма или для получения художественного эффекта можно поэкспериментировать с обработкой одного или обоих треков эффектами.. Я несколько раз таким образом получал совершенно неожиданные результаты:)
Да-да, именно так: в инсерт продублированного трека добавляется delay с минимальным значением feedback и выставляется нужное значение задержки (наиболее оптимальное значение варьируется от 80 до 120 мс)..
Если есть желание, попробуй как реализуется дабл-трек VST-эффектами.. Например, Lexicon PSP42, Antares Duo и, если не ошибаюсь, видел что то подобное среди плагинов Waves (по-моему называется doubler или что то типа того)..