дагват в исламе что такое

Что такое дагват?

дагват в исламе что такое. Смотреть фото дагват в исламе что такое. Смотреть картинку дагват в исламе что такое. Картинка про дагват в исламе что такое. Фото дагват в исламе что такое

Ислам — совершенная религия, религия чистой нравственности и благородного поведения. Священной миссией каждого мусульманина является призыв к религии ислама других людей — дагват. Дагват заключается в представлении ислама в его истинном виде словами и деяниями.

Каждый мусульманин является «визитной карточкой» ислама, по которому будут судить о религии в целом. Поэтому каждый верующий должен стать воплощением религии истины и стремиться к качествам, которые высоко ценятся в исламе. Призыв не должен отягощать и быть навязанным, ведь «нет принуждения в религии». Призывющий к религии ислама должен быть мягок и ненавязчив, мудр и милосерден и своим примером делать людей лучше, дарить им добро и свет.

Нет принуждения в религии!

Верный путь очевидно и явно отличается от заблуждения (от пути греха). Кто не верит Сатане [его соблазняющим обещаниям, смертоносным фантазиям], а [всем сердцем] верит Богу (верует в Него), тот ухватился за надежное, оно не оборвется (не подведет). Всевышний все слышит и обо всем знает (2:256).

Дагват начинается с искренних намерений, так как каждое наше деяние оценивается по нашим намерениям. Дагват должен быть направлен на обретение довольства Всевышнего, распространение нравственных ценностей и красоты ислама, искренне уважая и любя их сам. Трепетное отношение к своей религии должно быть подкреплено благими действиями, которые обретут ответ в сердцах людей. Такой человек светится изнутри, к его примеру стремятся остальные, а дагват его является совершенным.

Дагват в зависимости от того, на кого он направлен, можно условно разделить на три вида:

Дагватом может заниматься каждый, но не стоит говорить о том чего не знаешь, нужно приводить логические доводы аргументы, приводя примеры из Корана, хадисов и сунны пророка (мир ему). Если вы не знаете чего-то касательно того или иного вопроса, лучше воздержитесь от поспешного неподготовленного ответа. Говорите только о том, что знаете наверняка и не вводите в заблждение остальных.

Общение мусульман между собой на религиозные темы уже является дагватом. Ведь они деляться своими знаниями, увеличивают свою любовь к Всевышнему и открывают новые грани своей религии.

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Источник

3 правила невидимого даавата

дагват в исламе что такое. Смотреть фото дагват в исламе что такое. Смотреть картинку дагват в исламе что такое. Картинка про дагват в исламе что такое. Фото дагват в исламе что такое

Призыв к благому и распространение запретного – это «две стороны одной медали». Пресловутый выбор, кем быть и что делать (или не делать) – имеет каждый человек, в связи с чем ответственность за все наши поступки ложится непосредственно на нас самих. Как-то один из новообращенных жителей Германии, приезжавший в еще довоенный Дамаск, сказал следующее о своем принятии Ислама: «Хвала Аллаху, что я узнал Ислам до того, как познакомился с мусульманами, иначе я бы никогда не принял его». Надо признать, что это редкий, но вполне заслуженный «комплимент». Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«Кто же лучше речью, нежели тот, кто призывает к Аллаху [к вере в Него и к признанию только Его богом], совершает праведные деяния и говорит: «Поистине, я из числа мусульман [который полностью подчинился велению Всевышнего Аллаха и Его Слову]!»» (сура Фуссилат, 33)

Аллах Всевышний в этом аяте побуждает Своих рабов призывать других людей к Нему и разъясняет превосходство тех, кто призывает, обладая достоверными знаниями, совершает благие деяния в соответствии с тем, с чем был послан последний Его посланник – Мухаммад ( ﷺ ).

Суть в том, что абсолютно всё, что мы совершаем прилюдно – есть открытая или негласная пропаганда, которая может послужить как причиной спасения, так и поводом для наказания. Пророк ( ﷺ ) сказал Муазу (да будет доволен им Аллах), когда отправлял его в Йемен:

وقال – صلى الله عليه وسلم – لما بعث معاذاً إلى اليمن لأن يهدى الله بك رجلاً واحداً خير لك من الدنيا وما فيها

«Если Аллах направит посредством тебя одного человека, то это лучше для тебя, чем этот мир и всё, что в нём». (Имам Ахмад)

Передают другой хадис со слов Сахля бин Са‘да (да будет доволен им Аллах), согласно которому он слышал в день Хайбара, как Пророк сказал Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах):

فَوَاللَّهِ لَأَنْ يُهْدَى بِكَ رَجُلٌ وَاحِدٌ خَيْرٌ لَكَ مِنْ حُمْرِ النَّعَمِ

«И клянусь Аллахом, если Аллах посредством тебя выведет на истинный путь хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше обладания красными верблюдами». (Бухари)

В этом хадисе красные верблюды приведены в качестве примера, ибо они были самым ценным имуществом арабов и подразумевают самое ценное имущество для человека.

Как известно, есть множество деяний, совершая которые мы прокладываем дорогу чему-то светлому и запоминающемуся, например, чтение проповедей в мечетях, издание исламских книг, выпуск фильмов и так далее. Однако все это больше присуще алимам и людям, целенаправленно задействованным в сфере даавата, нежели простым мусульманам.

Что же тогда остается тем, кто по причине занятости не имеет возможности заниматься всем этим? А вот об этом мы и поговорим. В этой статье я постараюсь привести примеры реальных деяний, посредством которых каждый мусульманин может приносить пользу обществу, в котором живет.

1. Социальные сети

Один из самых громких рупоров современного призыва. Если наши предки не давали запылиться книгам, то современное общество живет, тонет и «виснет» в виртуальном мире. Картинки, аудио- и видеоролики, передаваемые нами, несут в себе поистине «термоядерную» пропаганду как хорошего, так и негативного. Казалось бы, что может быть проще, чем отправить парочку исламских роликов да длиннющие выдержки из книг – и дело в шляпе!

НЕТ! Не стоит думать, что все ваши знакомые с горящими глазами, полные энтузиазма, читают сложные тексты из книг, которые вы сами при получении едва пробегаете взглядом. Любой «репостируемый» нами контент должен быть в первую очередь доступным и кратким по содержанию, иначе интерес к его просмотру (чтению, прослушиванию) будет потерян по причине того, что концентрация сенсорного внимания человека имеет весьма короткий диапазон длительности. В общем, как заметил еще Антон Павлович Чехов: «Краткость – сестра таланта».

2. Садака (милостыня)

Садака может быть скрытной, а в некоторых случаях, когда это может вызвать «цепную реакцию» и побудить окружающих последовать примеру – открытой. И совсем необязательно иметь счет в швейцарском банке, чтобы пожертвовать чем-либо на благо общества, так как вопрос милостыни не всегда упирается в финансовую составляющую. Все намного проще. Приведем несколько простых советов. Например, можно купить на работу сладости и, оставив их на виду, пригласить коллег угоститься.

Можно при возможности взять по дороге попутчиков, если при этом соблюдаются условия Шариата. Можно, увидев посреди дороги водителя, чей автомобиль не вовремя «встрял», остановиться предложить помощь, вместо того чтобы, подобно большинству, равнодушно проехать мимо.

Можно, купив Коран, оставить его в мечети для всеобщего пользования. А если хотите, чтобы его наверняка заметили, то берите экземпляр, отличный от тех, которые уже есть в этой мечети. Людей, как мы знаем, всегда тянет на что-то необычное, будь то интересный дизайн портмоне или оригинальная обложка знакомой книги.

В целом список деяний, попадающих под категорию садака, необычайно разнообразен и богат, поэтому каждый из нас имеет возможность распространять даават посредством милостыни.

3. Всегда говори об Исламе красиво

Несмотря на технологический прорыв и медиабум, люди, как ни странно, все еще продолжают общаются вживую, и пока это окончательно не кануло в лету, необходимо этим воспользоваться. Специалисты по риторике в один голос утверждают, что главное в словесных баталиях – не то, ЧТО мы говорим, а то, КАК мы говорим. Утверждение весьма противоречивое, но зерно правды в нем все же есть. Можно рассказывать человеку о религии, но так долго и завуалированно, что единственной мыслью слушающего будет желание, чтобы вы поскорее закончили и оставили его в покое. А можно, внеся некоторые коррективы в свою манеру разговора, одним хадисом ТАК заинтересовать человека, что в дальнейшем он сам будет искать вашего общества. В общем, индивидуальный подход с щепоткой креатива – и ваш даават «зажжёт» кого угодно.

Резюмируя, хотелось бы напомнить, что самый лучший даават – это наше с вами поведение, которое, как ничто другое, говорит окружающим о религии, последователями которой мы являемся.

Пусть Всевышний даст тавфик всегда соответствовать тому, что мы говорим, мотивируя тем самым людей на совершение благого.

Камал Магомедов

дагват в исламе что такое. Смотреть фото дагват в исламе что такое. Смотреть картинку дагват в исламе что такое. Картинка про дагват в исламе что такое. Фото дагват в исламе что такое

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Призыв к исламу: правила и типичные ошибки

В арабском языке призыв к исламу обозначается словом «да’ва» (дагват). Его буквально можно перевести как «приглашение», «предложение поделиться чем-либо». По сути, речь идёт о призыве немусульман к исповеданию ислама, следованию исламской системе ценностей.

Сами идея призыва к исламу внешне выглядит просто. Однако в его основе лежит много трудностей. Связаны они как с необходимостью преобразования личности самого призывающего, так и наличием многих факторов, в которых ему приходится разбираться и выбирать линию действий.

Исламские богословы выделяют 2 вида дагвата: призыв посредством совершения какого-то дела и через словесную аргументацию. Оба этих метода практиковал Пророк Мухаммад (с.г.в.). Личность Заключительного посланника Всевышнего является для мусульман примером во всём, в том числе и в призыве к исламу.

Типичные ошибки в дагвате

Проблема в вопросах распространения ислама заключается не в самом факте приглашения людей к исповеданию новой системы ценностей, а в том, как это делается. Некоторые современные мусульмане не принимают во внимание множество моментов, на которые человек, не знакомый с исламом, будет обращать внимание и выносить своё суждение. Имеется ввиду, в частности, манера говорить, внешность, излишняя настойчивость, переходящая в навязчивость. Мудрость, благожелательность, а также акцент на логическом обосновании религиозной системы очень часто не берутся так называемыми «дагватчиками» в расчёт.

В качестве негативного примера призыва к исламу можно назвать «фейковые» вбросы в информационное пространство о каких-то чудесах, связанных с исламом, но не упоминаемых в Священном Коране и сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.). Например, в Германии какое-то время назад активно продвигалась новость о том, что деревья под влиянием ветра стали произносить слова свидетельства-шахады на арабском языке. Из российского Дагестана периодически появляются информационные заметки о нахождении коров либо других животных, на теле которых красуется слово «Аллах» на арабском или другие важные для мусульман символы. Такие вещи сложны для восприятия, они находятся за гранью реальности. Подобными «доказательствами» в истинности исламского вероучения тяжело кого-то наставить на прямой путь, особенно в период распространения так называемого «фактчекинга» (проверки достоверности фактов).

Правила ведения дагвата

В процессе дагвата важная роль должна быть уделена объяснению значения слова «ислам», его глубинному смыслу как поклонению Всевышнему, покорности Его воле. Далее следует говорить о самом Боге, Его сущности, Его словах, которые мы можем изучать и следовать им благодаря Священному Корану. Если есть желание рассказать о каких-то чудесах, связанных с исламом, то лучше говорить не о сложных и не для всех очевидных феноменах, типа дерева, произносящего шахаду, а о том, что в настоящее время в мире насчитывается более 9 миллионов человек, знающих Коран наизусть. Какая из книг может похвастаться тем, что она буквально живёт в сердцах такого большого числа людей?! Более того, 75 процентов современных мусульман не являются арабами, что, казалось бы, должно стать препятствием для распространения ислама. Однако именно это и является настоящим чудом, в достоверности которого тяжело усомниться, и остаётся только по-хорошему удивляться любви мусульман к своему образу жизни и стремлению непрекословно следовать этой системе ценностей.

В процессе призыва всегда следует делать акцент на различии между исламом как таковым и мусульманами, которые в силу разных обстоятельств могут совершать иногда не совместимые с исламом поступки. Равно как плохие люди из числа христиан, не представляют подлинное христианство, так и ориентация исключительно на состояние современной мусульманской уммы и поведение некоторых мусульман, включая политиков и знаменитостей, не должно вводить в заблуждение людей, ищущих истину. Ислам – это не то, что делают мусульмане, а то, что они ДОЛЖНЫ делать.

Мусульманин, желающий призвать в свою веру близких или друзей, должен помнить о кораническом аяте, в котором Создатель дал наставление Своему Пророку (с.г.в.) как правильно вести дагват:

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (16:125)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.), в свою очередь, отмечал, что мягкость, с которой ведётся призыв к исламским ценностям, делает взаимоотношения между людьми более благожелательными, атмосфера в этой ситуации становится более разряженной, не приводящей к конфликтам.

В современных реалиях дагват должен строиться на знаниях, основанных на неопровержимых фактах, мягкости и мудрости. Это позволит перебороть тот набор неприятных для мусульман предубеждений, которые имеются в общественном сознании в отношении нашей религии. Примечательны в данном случае слова жены Абу Суфьяна, Хинд, которые были сказаны Пророку Мухаммаду (с.г.в.): «Я никогда так не желала исчезновения кого-либо с этого света, как тебя и твою семью. Однако сейчас я не вижу никого более почтенного на этом свете, чем ты и твоя семья». Этот пример крайне показателен, как поведение и хорошие манеры Пророка Мухаммада (с.г.в.) размягчали даже самые чёрствые сердца. Именно его должны помнить мусульмане, желающие призвать в ислам близких себе людей.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Дагват в исламе что такое

Слово «даават» переводится с арабского как «призыв» или «приглашение». Суть даавата — проповедь, цель которой привлечь человека в исламскую веру. Мусульманина, занимающегося дааватом, можно ассоциировать с миссионером.

Три вида даавата

В Коране даават упоминается как призыв к умершим восстать в День Суда, но чаще как призыв жить в согласии с Божьей волей. Первым мусульманином, занимавшихся дааватом, был пророк Мухаммад. Этой деятельностью великий пророк занимался среди своих соплеменников около двадцати трех лет. Результатом его тяжкого труда стало перемирие, которое было заключено в 628 году между мусульманами Медины и многобожниками Мекки. Этот исторический момент стал настоящим плацдармом в распространении ислама — тогда мусульманские проповедники смогли обратить в ислам огромное количество людей. Чтобы не вызвать огромного непонимания в обществе, в самом начале посланник Аллаха призывал тайно. Продолжалось так три года. Говорил он о своей миссии, об откровениях с самыми близкими ему людьми. Его супруга Хадиджа, самые близкие друзья и соратники Абу Бакр и Али были первыми, кто принял ислам и поверил в великую миссию своего супруга и друга.

В жизни сталкиваешься с разными ситуациями, когда говорить о религии открыто небезопасно, но делать это следует. Поэтому исторический пример пророка Мухаммада говорит нам о том, что даже в наше время можно действовать и таким образом.

В широком трактовании даават является способом для информирования как мусульман, так и немусульман о поклонении Господу и жизни великого пророка Мухаммада. Конечной целью является приглашение принять ислам как истинную и единственную веру. С дааватом можно столкнуться и в наш информационный век. Все чаще и чаще на интернет-форумах и в социальных сетях можно встретиться с молодыми людьми, которые призывают к религии. Нет никаких сомнений в том, что это положительное явление. Однако многое зависит от глубины знаний человека, занимающегося дааватом. Нередко в интернете можно встретить людей, которые активно призывают обратиться к исламу, но совершенно не владеют вопросом. Ведь даават — это не просто «призыв». Это целая наука, от владения которой зависит результат.

Условно даават можно разделить на три вида.

Первый — это даават, который проводится для мусульман. В данном случае работу проводят те люди, которые считают себя правоверными. Они призывают соблюдать законы ислама и возрождать старинные духовные ценности, поясняют необходимость тщательного изучения священного писания и неуклонного выполнения заповедей пророка Мухаммада.
Второй — это даават, который проводится для немусульман. В рамках этой работы людей знакомят с исламом: рассказывают о единстве Бога, поясняют уклад жизни мусульманина, говорят о священной книге мусульман.

Третий — это даават, который проводится для атеистов. В этом случае ведется работа, целью которой является восхваление Единого Бога, разъяснение, в чем преимущества веры перед неверием и что ждет неверующего в конце его жизненного пути.

Как правильно призывать родственников к исламу?

Когда посланнику Аллаха был ниспослан аят: «Предостереги своих ближайших родственников» (Шуара 26/214), он собрал всех членов своей семьи и родственников на холме Абу Кубайс и обратился к ним со следующими словами: «О, сыны Абдульмутталиба! О, сыны Фихра! О, сыны Луайа! Если я вам скажу, что у подножия противоположной стороны этой горы ожидает конница, собирающаяся напасть на вас, вы поверите мне?» Люди ответили: «Да, поверим. Мы не слышали от тебя ничего, кроме правды». Посланник Аллаха сказал: «Тогда я вас предупреждаю о предстоящем мучительном страдании». И тогда Абу Ляхаб, который был дядей посланника Аллаха, сказал: «Да пропади ты пропадом, прожигатель жизни, ты только для этого позвал нас сюда?» И в ответ на это была ниспослана сура «Масад (Пальмовые волокна)» в качестве утешения для посланника Аллаха, который, несмотря на все трудности и помехи, создаваемые такими, как Абу Ляхаб, выполнил повеление Аллаха и при каждой возможности призывал членов своей семьи и своих родственников к истине (Тирмизи). Поэтому призыв к исламу является также и нашей обязанностью. И этот призыв мы должны начинать с наших супругов, детей, братьев и сестер, то есть с наших ближайших родственников, рассказывая им о нашем Господе, о Его посланнике, о Коране, о цели нашего сотворения, и о тех обязанностях, которые на нас возложены.

Да, призыв к религии является для нас долгом перед нашими родными. Пока наш язык шевелится, пока у нас есть силы и возможности, выполнение этой обязанности является ваджибом для нас. Пренебрегать своей семьей и родственниками не уделяя им никакого внимания и не разъясняя им религию, в то время как заводим дружбу с совершенно незнакомыми людьми, противоречит естественному положению дел и представляет собой большое бедствие и опасность. Противоречие естественному положению дел состоит в том, что в Раю человек захочет оказаться вместе со своей семьей и родственниками. Поэтому невозможно представить себе, чтобы человек, который хочет этого, не предпринял никаких действий.

При выполнении призыва очень важно то, каким способом это делается и каким тоном. В соответствии с Кораном, призывая других людей к исламу, мусульманин должен быть терпимым, терпеливым, вежливым и приветливым. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (ан-Нахль 16/125).

Призывать к религии Всевышнего — важное дело, но не следует забывать, что все наши деяния должны исходить из одного намерения — ради Аллаха. Ни в коем случае даават не терпит грубости, навязчивости, силы, насилия. Призывать следует только посредством красивых слов, через любовь к Аллаху и Его посланнику.

Источник

Аяты 18-27: Советы по дагвату (распространению религии)

То есть пророки сказали тем людям, что их дурная примета – у них самих. Последствия этой дурной приметы – их собственные поступки. Если есть засуха, она – из-за них самих; если в обществе раскол, то они сами этому причина. Они отдалились от Аллаха и страдают от последствий своих же злых дел. Как они могут считать дурной приметой пророков, если получали от них добрые советы?

Это ведь как раз то, к чему им нужно стремиться и почитать за счастье. Они сами и являются народом, преступившим рамки справедливости, равенства и логики.

Два внука пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), Хасан и Хусейн (радиаЛлаху ‘анхум), увидели, что один пожилой человек неправильно совершает омовение. Как же сказать ему об этом? Одно дело – пойти, накричать на него и сказать: такой старый, а до сих пор не знаешь, как омовение делать. Но они посовещались между собой о том, как бы исправить его действия. Посовещавшись, они подошли к нему и сказали ему, что тот, будучи пожилым, вероятно знает, как правильно совершать омовение и намаз, и сказали, что они хотели бы совершить на его глазах омовение, и, если в нем что-то не так, может быть, тот смог бы поправить их. Два мальчика стали совершать омовение, и пожилой человек понял, что сам неправильно его делает, а эти мальчики правы. Таковы мудрость и тактичность, имеющие огромное значение. И похоже, что в значительной степени нам не хватает этих качеств.

Также иногда в работе по распространению ислама и дагвата, а также вне этих сфер нам важно привить себе два качества: тахаджуд и зикр. Если мы посмотрим на жизнь пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), самое первое, что было ему дано в Мекке, – это тахаджуд-намаз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *