дальние зеленцы что посмотреть
[KolaWhiteTrip’16].Дальние Зеленцы. Остатки былой роскоши.
После трех дней, которые мы провели в Териберке, мы снова отправились в путь.
В день отъезда из Териберки погода стала налаживаться. Светило солнце, ветер конечно никуда не делся, но его давление стало меньше. В итоге оказалось, что мы весьма удачно отсиделись в гостинице в Териберке.
Подкрепившись сытной кашей в гостинице, мы быстро загрузили вещи в машину и выехали. Путь мы держали на восток полуострова, в поселок Дальние Зеленцы. Черт, как же приятно произносить это название — Дальние Зеленцы. Попробуйте сами. Звучит?
Про этот населенный пункт я знал уже давненько. Лет 5 назад, в ЖЖ, я впервые увидел фотографии из Териберки и начал жадно искать информацию о здешних краях. И если с Териберкой все практически сразу стало понятно, то с Зеленцами как-то все было не однозначно. В 2014 мы отправились на Кольский и начали как раз с Териберки. На берегу Песчаного озера разговорились с другими путешествующими. И, как раз речь зашла о Зеленцах. Ребята четко и твердо сказали, что на Калине там делать нечего и проехать не удастся. Мы, поверив целиком и полностью (а тогда дорога от Серебрянской дороги до Териберки мне казалась адовой, а тундровые дороги по побережью — просто настоящим джипингом) и даже пытаться не стали, а вот если бы не было разговора, наверное, мы бы попытались туда попасть. И я думаю, что попали бы.
В этот раз не было никаких сомнений. Мы просто обязаны побывать в Зеленцах, тем более есть теперь тот самый полноприводный и высокий автомобиль, которого нам так не хватало, чтобы отправиться в 2014 туда.
На предыдущем снимке панорама поселка, а пока я немного расскажу о дороге.
От Териберки до Серебрянки, как все знают, порядка 40 км дороги с улучшенным покрытием (щебень, гравий). На перекрестке, как и положено, мы повернули в сторону поселка Туманный, до которого еще примерно столько же и такой же гравийной дороги. Дорога до Туманного примерно такого же качества, как и на Териберку. После Туманного и до Серебрянской ГЭС дорога с добрый десяток километров остается в неплохом состоянии.
До Зеленцов остается порядка 30 км, дорога сужается, пропадает гравий, но остается вполне комфортной. Да, есть несколько мостов кое-как собранных из дорожных плит и подручных средств, есть перевал с хорошим уклоном, но никаких особых проблем нет. В поселке мы видели Шевроле Орландо. А дорога от Териберки до Зеленцов, на подготовленной только морально шНиве, заняла 3 часа. У меня все.
Дорога в поселок идет по тундре, то и дело попадаются живописные озера и сопки.
И тут внезапно у дороги мы видим картину, чем-то напоминающую отлив. До поселка порядка 10 км, а тут тебе отлив. Странно…
Но перепутать литораль ни с чем нельзя, стоит лишь однажды увидеть. Вдали виднеется вода, на реку не похоже.
Постепенно продвигаясь в сторону поселка, становится очевидно, что это фьорд.
Никаких сомнений, точно фьорд. Так мы познакомились с губой Ярнышной. И тут началось волнительное ожидание знакомства с поселком. Все-таки я довольно долго грезил этой встречей.
Проезжаем заброшенный КПП. И вот уже знаменитый указатель на развилке Дальние Зеленцы налево, Порчниха — прямо. Последняя нас интересовала мало, но я был наслышан, что там полный заброс и руины.
И вот мы поднимаемся на перевал, с его вершины открывается вид на цель сегодняшнего дня.
Конечно, сперва мне показалось, что поселок мертв. Тем более, многие отчеты в интернете сделаны именно с этим уклоном — мертвый поселок, заброшенный. Но стоит лишь присмотреться, то сразу замечаешь автомобили у некоторых, так называемых коттеджей. У четырехэтажного общежития тоже было припарковано немало машин. Нивы, УАЗики, Дастеры и даже ВАЗовская классика. Люди в поселке были.
Первым делом мы решили отправиться на популярную Северную коррозионную станцию, которая расположена на сопке на севере поселка.
Стенды заметно поредели, а местами даже опустели. Я видел фотографии, когда здесь было полно испытуемых образцов. Фрагмент истребителя пока еще был на месте.
Где-то в сети натыкался на информацию, что станция действующая, но никого мы не встретили. Правда и были там не долго. Скажу откровенно, какого-то восторга от посещения станции мы не испытали.
Но факт того, что локация «взята» все равно радовал.
Спускаться с этой сопки мы решили с другой стороны от станции, чтобы попасть на территорию другой местной достопримечательности. Знакомьтесь (кто еще не знаком) — это ММБИ или Мурманский морской биологический институт. В недалеком прошлом градообразующее предприятие Зеленцов. Забегая вперед, сразу скажу, что внутрь корпусов мы не забирались.
И вот сейчас придется немного написать про историю Зеленцов и института, хотя изначально не очень хотел это делать.
В 1935 году в Дальних Зеленцах основали биостанцию, которая за несколько лет крепко основалась в этих местах. Уже к 1939 году здесь были построены основные здания будущего института, станция имела 3 моторно-парусных бота для выхода в открытое море.
В 1958 году станция была реорганизована в институт.
К 80-м годам станция в Дальних Зеленцах, по оценкам специалистов, становится лучшей морской биологической станцией России и по оборудованию, и по тем возможностям, которые предоставляет она исследователям.
А дальше началась перестройка, а чуть позже и страны той не стало. В 1989 году было принято решение о переводе института в Мурманск. Всё, градообразующего предприятия не стало. Поселок закрывают, а жителям предлагают квартиры в Североморске. Это если коротко, а длинно рекомендую почитать материал alexandragor — Прощание с Дальними Зеленцами.
За последние годы законсервированный корпус института изрядно обветшал.
В крыше зияют огромные проплешины. Природа даже без помощи человеков, верно разрушает поселок.
Но уж поверьте мне, человеки не менее активно стараются стереть все с лица земли. Забираться внутрь зданий мы не стали по своим соображениям. Чего мы банок с реактивами не видели или советские приборы?
Водозабор морской воды.
В 2016 году уже лишился галереи с трубопроводом. А если проявить фантазию и ненадолго забыть истинное предназначение этого сооружения, то мне кажется отличная хижина для уставшего от жизни интроверта. Иногда именно такого и хочется.
Недалеко от здания станции в бухте Оскара нашел последние пристанище корабль. Корабль с явными следами пожара.
Вид на Дальние Зеленцы с сопки, через озеро Промерное. Посмотрев Коррозионную станцию и ММБИ, мы постепенно начали искать место, где бы нам разбить лагерь.
Блин, такая великолепная архитектура у всех этих зданий, а планировка поселка просто шикарная. Так легко мысленно представить, как здесь кипела жизнь, причем не только научная. Климат, конечно, здесь не простой. Постоянные ветра, полярные ночи и дни, шторма, но на Север не едут те, кого это пугает.
Как там у Рождественского?
— Заболел…
Заболел я Арктикой!
Не зовите ко мне врача.
Ладно, хватит меланхолии. Произошедшее в Зеленцах — это трагедия, которой двигали благие намерения.
После прогулки по северной части поселка, мы решили отправиться на причал. И тут нас ждал приятный сюрприз. Хоть биологи здесь постоянно не проживают, но работа научная ведется.
Позже выяснилось, что все-таки сезонная станция альгологии действует.
Увидев этот старый щит, заклеенный серой липкой лентой, стало немного легче здесь находиться. Вот, правда.
Прогулялся до конца причала, напротив которого Немецкий остров с триангуляционным пунктом. Заметил, что на Севере геодезические знаки в гораздо лучшей сохранности, чем на Ярославщине. У нас их днем с огнем не отыщешь — все сломали.
Вид с причала на поселок. Эта часть полностью необитаема. Жизнь сохранилась только в «коттеджах» и бывшем общежитии.
Лодки стоят на рейде, значит кому-то это все еще нужно. Да и звезды над Зеленцами по-прежнему кто-то зажигает, сам видел.
Здесь хорошо видно, как арктические воздушные массы разрушают каменную кладку. А еще здесь можно увидеть еще одно брошенное судно. Гуляли мы по поселку в отлив, как опять же, не сложно догадаться.
Этим судам повезло больше. Они брошены не в море, а на суше. Где-то в унылом московском дворе под окна ставят кредитопомойки, а в Зеленцах «швартуют» суда. Сюр.
Эти суда цепляют даже сильнее, знаменитого кладбища кораблей в Териберке.
Вот такой поселок Дальние Зеленцы.
Да, снял я далеко не все из того, что видел. Поселок мы осмотрели досконально. У бывшей школы заехали на эстакаду, чтобы посмотреть как у Нивы дела снизу после Хибин и Рыбачего. Все оказалось в порядке, хотя сомнения были.
Также в самом здании школы тоже кипела жизнь. Как минимум под какие-то нужды здание еще используется. Стояла машина, были люди и внутри.
Мы же, оценив все достоинства и недостатки возможных мест для стоянки, решили отправиться за базу дайверов, чтобы разбить наш скромный лагерь на самом берегу Дальне-Зеленецкой губы с видом на Зеленецкие острова.
На этом, конечно же, не все. Я решил опробовать методику написания тематических текстов, а не все в кучу. В следующей части покажу немного природных красот Зеленцов. Продолжение следует…
PS: довольно трудно писать объективно, когда сам последнее время ездишь исключительно на Север, а на столе лежит Территория Куваева.
Комментарии 16
за Север как всегда только плюс…
Спасибо за ссылку.
Дорога в Д.Зеленцы совершенно проезжая для «классики» и для Калины. При определённом навыке, конечно, и аккуратности.
Вы на территорию коррозионной станции через забор попадали или калитка там теперь открыта?
Мы в 13-м году ходили туда со смотрительницей. Уж не знаю, осталась ли она ещё на должности, да и вообще. Но рассказала она много интересного и про саму станцию, и про посёлок.
Большой(4-этажном! 🙂 ) дом вообще-то не общежитее, а просто дом. Специальный проект для северных регионов. Левая половина, как смотреть от дороги, законсервирована, а в правой почти все квартиры заняты. В нём есть люди живущие там(живщие) постоянно, есть регулярно приезжающие на долгое время. Та же смотрительница и её муж жили именно в нём.Так же там каждый год живут океанологи, приезжающие в тёплый период для исследований. В свой приезд мы подвозили в Порчниху четырёх человек из Польши и Чехии на утренний прилив.
Также в этом доме летом жил(живёт) довольно часто бывавший во всяких рыболовных передачах небезызвестный ихтиолог Евгений Берестовский. С его участием у Шохина есть фильм «Бесплатный Кольский». Интересно.
Избушка на столбах — это действительно остатки насоса для наполнения и смены воды в бассейне для рыб и всяких животных, привезённых из экспедиций.
Дома разрушаются и благодаря тому, что некоторые из них ещё при строительстве обрекли на более короткий срок, покрыв их обрешёткой и оштукатурив. Из-за этого дерево стало гнить. Зато выглядело по-городскому 🙂
Остатки корабля с соседней фотографии — результат поджога «металлистов», не договорившихся, чтобы им отдали этот корабль на металлолом.
А встали вы, если за дайверским центром, на практически единственном месте в этом заливе, где есть питьевая вода. В наш приезд оно было занято и мы ночевали у развалин рядом со смотровой вышкой( у Вас её видно на 14-м снимке).
Кстати, интересно, что Драйв не считает вставки из инстаграм за фото, надо запомнить и использовать :-)) Можно больше фото вставить, а то этот лимит часто мешает.
На территорию станции заходили через калитку, она была не заперта. Смотрительница, говорят, на должности, но мы ее не встречали.
Очень интересные дополнения, спасибо!
Какая-то грустная красота
С удовольствием прочел!Так красиво там!С детства манили марки на которых была арктика!
Дальние Зеленцы (сентябрь 2021)
Это моя четвертая поездка в Дальние Зеленцы, начиная с 2009 года. В общем и целом за эти 12 лет мало что изменилось, хотя в деталях различия есть.
Некоторые здания совсем покосились и в них уже опасно заходить, но внешне выглядят почти также. Некоторые судна и машины исчезли, но большинство механизмов стоит на своих местах. Здание Мурманского Морского Биологического Института часть предметов утратило, но, например, пишущая машинка и множество научной литературы так и лежат на своих местах (то есть разбросаны по полу). На коррозийной станции стало меньше экспонатов, но стекло кабины легкомоторного самолета по-прежнему находится на испытании под воздействием суровой природы.
Дорога на Дальние Зеленцы стала ни хуже, ни лучше. Часть мостов разрушена, в некоторых местах приходится ехать вброд. Но при этом сооружено нескольно новых мостов взамен сгнивших. На последние 30 км пути по-прежнему приходится тратить 3 часа времени на проходимой машине и 5-6 часов на легковой (да-да, считается, что они там не могут проехать в принципе, однако в Дальних Зеленцах они встречаются, то есть как-то доехали).
Что удивило, так это количество людей. Ни разу я не видел там таких толп. В субботу мы встретили суммарно аж около 20 туристов. Подавляющее большинство приезжает одним днем, туда-обратно из Мурманска (адский денёк выходит, врагу не пожелаешь). Возят туристов исключительно местные, ибо неподготовленному водителю на неподготовленной машине преодолеть этот путь — из области фантастики. Пару человек встретили на следующий день в Порчнихе, где они стояли палаточным лагерем.
Природа незыблема и запредельно величественна. Тундра осенью цветет всеми красками. Куда не наступи — или ягода или гриб. В воскресенье встретили 3 (три!) стада диких оленей, в каждом примерно по 50-100 голов. Даже местные удивились, ибо и одно стадо встретить маловероятно.
В общем, одно из любимых мест на этом шарике. Еще поеду обязательно. А пока — пара десятков стиллов из пока еще несмонтированного видео. Снято на iPhone 12 Pro Max, грейдинг в Dehancer. Для простоты можно относиться к этим картинкам как к фотографиям.
Кольский 2011: Страна полуночного солнца (День 3)
Кольский 2011: Страна полуночного солнца
День 3
Лоухи — Дальние Зеленцы — Порчниха
Материал ОЧЕНЬ СИЛЬНО УЖАТ (сюда влезает только 20 фото), так что если кому интересно, ссылка на полный отчет за день, в конце поста.
18.07.11. Выезд запланирован как обычно в 10:00.
Наконец-то все нашли, все упаковали и выехали…
Как оказалось, мы ночевали в нескольких десятках километрах от Полярного круга.
Северный Полярный Круг. Здесь начинается Заполярье. Если по научному, то это земная параллель, отстоящая от экватора на 66.33 градуса. Это данность нашей солнечной системы. Так уж сложилось, что угол наклона земной оси к плоскости эклиптики составляет именно 66.33. И эта вроде бы незримая линия на самом деле единственная из всех придуманных меридианов и параллелей, которая реально существует в природе. Именно на этой широте теоретически продолжительность дня или ночи бывает больше одних суток. Это происходит два раза в году. 22 декабря центр диска солнца здесь не выходит за линию горизонта – это называется полярной ночью, а 22 июня солнце касается горизонта своей серединой и опять поднимается вверх – это Полярный день. Чем севернее, тем длительность полярных дней и ночей возрастает. И, наконец, на Северном Полюсе ровно полгода длится ночь и полгода – день. Это в теории, на практике же существует такое понятие как Полярные сумерки. За счет линейных размеров Земли и Солнца и дифракции света в атмосфере Полярная ночь всегда короче Полярного дня.
Естественно мы устроили там фотосет =)
Сфотографировались и отправляемся дальше, сегодня в планах доехать до Дальних Зеленцов.
Едем по Карелии, по М-18, дорога очень хорошая…
Как только пересекаем границу Мурманской обл., дорога пропадает.
Успокаивает одно, что эту дорогу делают, так что через годик другой, а может и раньше, тут будет лежать идеально гладкий асфальт. Не то что в Архангельской обл. где ужасные дороги и ремонтировать, а точнее строить их и не собираются.
Такое безобразие длится не больше 10км, потом опять дорога хорошая, с ровным, гладким асфальтом. Но конечно все-таки встречаются такие же места, но их тоже делают.
В принципе по дороге можно понять, где ты едешь.
Вологодская область — вокруг непроходимые леса.
Карелия — каменная земля, леса, озера, реки и красивейшие болта.
Мурманская обл. — это горы, лес и болота, и чем ближе к Дальним Зеленцам — это тундра.
Вкруг нереальное количество озер, красиво, слов нет!
Подъезжаем к Мончегорску, пейзаж меняется, вокруг все серое и мертвое, настоящий Мордор (Чёрная Земля) из Властелина колец.
Мончегорск расположен на Кольском полуострове, за Полярным кругом, на северном склоне горного массива Мончетундра, на берегу живописных озёр Имандра и Лумболка.
Южнее города находится техногенная пустошь — это результат влияния выбросов комбината «Североникель». Огромная площадь сопок занята обожжёнными скалами и остовами деревьев, это результаты вредных выбросов завода. Вся растительность вокруг не выдерживает такой экологии и просто помирает, поэтому вдоль дороги практически нет ни одного дерева, а всего лишь обожженные пеньки да палки.
Но в последние годы ситуация заметно меняется вследствие установки новых фильтров на комбинате.
Смешно звучат слова Кирова С.М., «Город будем строить, — сказал Сергей Миронович, — в хорошем, красивом и по климатическим условиям здоровом месте, чтобы люди, которые будут здесь жить, радовались прекрасной природе здешних мест»
Подъезжаем к Мурманску.
На заправке Роснефть заправляемся по полной, т.к. дальше заправок не предвидится, и выдвигаемся в сторону Дальних Зеленцов.
PS
С нами должен был поехать знакомый, который живет в Мурманске, но, к сожалению, у него не получилось, поэтому поехали в Дальние Зеленцы без него.
При повороте на нужную нам дорогу видим большой плакат: Дорога на Териберку (ударение на второй слог ТерИберка) открыта.
Это нас обнадежило.
Сдуваемся и начинаем путь в
50км по полностью убитой дороге. Хотя нет, до ГЭС-16 неплохая грунтовая дорога, далее 27 километров грунтовки с огромными валунами и разрушающимися мостами.
Проезжаем по одной из дамб. Высота впечатляет…
Рукотворный «каньон», сколько же сил надо чтобы прорубить такое?
Дорога становится все хуже, камни на дороге больше.
И вот, наконец, мы видим океан (для меня это именно океан, хотя на картах это Баренцево море, для меня море, это черное, а тут именно ОКЕАН).
И вот, наконец, мы видим Дальние Зеленцы. (В итоге 50км мы проехали часа за 3)
При первом взгляде кажется, что поселок мертвый, на самом деле все не так. Конечно, там не живет много народу, а всего лишь
20 человек, плюс там разводят крабов и построен дайвинг центр (Спортивно-туристический центр «Дальние Зеленцы»).
Дальние Зеленцы — посёлок в Кольском районе Мурманской области. Входит в сельское поселение Териберка.
В 1935 — 1989 годах в Дальних Зеленцах существовала Мурманская биологическая станция, реорганизованная в 1958 году в Мурманский морской биологический институт. После перевода института в Мурманск, в Дальних Зеленцах была сохранена база для экспериментальных работ.
До начала девяностых годов здесь жило не меньше четырехсот человек. Из них только сотрудников ММБИ (Мурманский Морской Биологический Институт) — двести специалистов. Сейчас постоянных жителей всего не больше 20.
Спускаемся в Дальние Зеленцы, за бортом 9 градусов, очень холодно.
В Дальних Зеленцах почти все дома нежилые, кроме кирпичной пятиэтажки.
Видно здание Мурманского морского биологического института (заброшено)
Наша цель Северная Коррозионная Станция, которая находится сразу за Мурманским морским биологическим институтом.
Как только мы подъехали к коррозионной станции, к нам приехал УАЗик, оттуда вышел пограничник. Улыбаясь, он поинтересовался цель нашего визита. Ну, мы ему рассказали что туристы, что приехали посмотреть станцию. На что пограничник ответил, так это вам надо у другого человека разрешение спрашивать, поехали со мной.
Привел он нас к этой единственной в Зеленцах пятиэтажке. По дороге мы вспомнили, что наш сосед, частенько в Дальние зеленцы в командировку ездит, он там крабов разводит, проводит там по несколько месяцев, и рассказывал, что в скале на берегу нашел мяч, и отдал его сыну пограничника. Смысл был в том, что он там всех знает, т.к. народу зимой там не больше 20 человек, и единственное развлечение, это ходить друг другу в гости и бухать. Естественно этот пограничник очень хорошо знал нашего знакомого, так же хорошо его помнил и дедок, который следил за станцией.
Мужичок рассказал, что в прошлом году у него с метеостанции (которая находится на территории коррозионной станции) украли два гелиографа, что потихоньку там все разворовывают.
В общем, посмотреть на станцию он разрешил, как только узнал, что мы знаем Руслана (сосед). Ну и с чистой совестью мы отправились ее смотреть.
[B]Северная коррозионная станция[/B] — Единственная за Полярным кругом Северная коррозионная станция. Принадлежащая Московскому институту физической химии и электрохимии, в советские годы она принимала сотни заказов от оборонных и гражданских предприятий. Уникальные условия заполярья позволяют проводить тестирование образцов в очень суровых условиях. Если сплавы выдержат такой климат, значит не будет проблем с их эксплуатацией в более мягком климате.
В 2010 году на станцию пришел лишь один заказ от Московского института авиационных материалов. Это один из главных заказчиков. В свое время здесь даже испытывали на прочность оргстекло колпака от самолета.
Многие образцы лежат здесь уже не один десяток лет